Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Индивид. Личность. Индивидуальность

  • 👀 300 просмотров
  • 📌 241 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Индивид. Личность. Индивидуальность
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Индивид. Личность. Индивидуальность» docx
Методическая разработка учебной лекции Оглавление Методическая разработка учебной лекции I.Тема лекции: Индивид. Личность. Индивидуальность. 2 II. Формы организации лекции 3 I II. Содержание лекции. 5 IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции: 12 Методическая разработка учебной лекции I.Тема лекции: Индивид. Личность. Индивидуальность. 1) Обоснование выбора темы. Выбор темы обосновывается тем, что понимание психологических основ формирования личности выступает основополагающим элементом психологической культуры личности. Именно психологическая культура личности способствует формированию осознанного стремления к самосовершенствованию, чувства собственного достоинства, толерантности, готовности к пониманию и принятию другого человека, готовности и способности вести диалог и сотрудничать с другими людьми и достигать взаимопонимания. 2) Место и значение темы в системе целого курса (контекст).Тема лекционного занятия, "Индивид. Личность. Индивидуальность" является составной частью содержания темы "Личность в психологии", которая изучается в рамках курса учебного предмета "Общая психология". Учебная дисциплина "Общая психология" входит в состав предметов 1 курса общеобразовательного цикла учебного плана СПО на базе основного среднего образования с получением среднего общего образования. 3) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам) Литература для преподавателя: 1. Хроменко, О. В. Методика преподавания психологии: конспект лекций / О.В. Хроменко.–Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 2. Ершов, П. М.Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: МПСИ: Флинта, 1998. - 334 с. - ISBN 5-89502-010-0. 3. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев; Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Нальчик: изд. центр "Эль-Фа", 1996. - 93 с. - ISBN 5-88195-212-Х. 4. Митина, Л. М.Интеллектуальная гибкость учителя: психол. содерж., диагностика, коррекция: учеб. пособие / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 2003. - 142 с. - ISBN 5-89502-362-2. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях». Литература , рекомендуемая студентам 1. Андреева А. А. , А. М. Прихожан, Д. В. Лубовский, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, Н. Н. Толстых Психология. X класс -М: МОДЭК, МПСИ,2010 2. Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.— М.: Просвещение.—223 с: ил. (эл. книга) 3. Битянова М. Р., И. В. Вачков Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. - Питер - 2009(эл. книга) 4. Чистякова С. Н. «Твоя профессиональная карьера» учебник для учащихся 9-11 «Просвещение», 2010 г. II. Формы организации лекции 1) Аудитория (характер и уровень подготовки слушателей) слушатели данной лекции студенты первого курса СПО на базе основного среднего образования с получением среднего общего образования. С понятиями Понятия "индивид"," индивидуальность", "личность" студенты знакомились в курсе "Обществознания" 8-9 классах общеобразовательной школы Слушатели аудитории имеют достаточную базу для осмысленного восприятия содержания лекции и диалогу с преподавателем. 2) Цель лекции (замысел, основная идея лекции, объединяющее предметное содержание). Целью лекционного занятия ставится усвоение слушателями понятия "Личность" на более глубоком уровне 3) Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) характер и последовательность задач; Задачами лекции, реализующими основной замысел на разных этапах проведения лекции выступают: Во вводной части лекции - эмоциональная настройка слушателей на восприятие учебного материала, создание творческой обстановки готовности слушателей к восприятию учебного материала как личностно значимого для слушателей (творческая задача); - повторение опорных знаний о двойственности человеческой природы, роли биологического и социального факторов в становлении личности - (информационная задача) В первой части лекции, при монологическом изложении учебного материала - краткое изложение истории развития идеи "личность" в теории психологии - (информационная задача) При подведении итогов 1 части лекции - выявлении связи исторического развития человеческого общества и становления личности, как феномена (проблемная задача); создание ситуации желания сформировать собственные суждения, осмыслить и оценить высказывания однокурсников (творческая задача); в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач: представление о двойственной природе человека, умение выделять биологические и социальные характеристики, понятие индивид, общество, социализация, причинные связи между развитием человека и его связью с обществом; В заключительной части лекции г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач: заинтересованность в усвоении основных представлений, понятий, причинных связей изучаемого учебного материала как лично значимых для собственного развития, достижения поставленных жизненных целей успеха в жизни, понимания и принятия других людей; состояние раскованности, желания обозначить свою позицию. высказать собственное мнение, желание выслушать мнение однокурсников, доброжелательность в общении. Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы I II. Содержание лекции. План 1. Определение личности как характеристики социально-значимых черт 2. Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность" 3 Самореализация и самосознание - важнейшие факторы формирования себя как личности Конспект лекции Один мудрец сказал, что для человека нет ничего более интересного, чем сам человек. Проблема человека, его сущности - центральная проблема и в психологии и в философии. Из школьного курса обществознания, вы уже знаете, что с точки зрения большинства современных философов, человек существо биосоциальное – двойственное по своей природе. Проблемный вопрос: Как вы это понимаете? Беседа со студентами по поставленному вопросу. Выводы в результате обсуждения студентами проблемного вопроса: В становлении человека природный и социальный факторы играют одинаково важную роль. Потенциальные способности и индивидуальные биологические качества человека определяются наследственностью и особенностями биологического развития. Развитие способностей, возможность реализации их потенциала, формирование личностных качеств зависят от социальной среды. Процесс социализации, в ходе которой человек овладевает речью, социальными нормами конкретного общественного окружения в конкретный временной промежуток у каждого человека индивидуален. Это связано с тем, что изначально люди все по своим биологическим особенностям разные, кроме того, социализация проходит под влиянием нескольких социальных институтов. Часть из них, например, семья, ближайшее окружение выступают как первичные факторы. Общественные социальные институты – школа, ВУЗ, армия, как вторичные. Для каждого человеческого индивида влияние этих факторов различно, в результате каждый человек неповторим. В процессе изучения темы о природе человека, часто встречаются термины "индивид", личность", индивидуальность". Целью занятия является выяснение сути этих понятий, и характера их взаимосвязей. Надеюсь на ваше активное участие в работе по выяснению смысловых особенностей этих терминов (мотивационнаязадача). Начнем с понятия "личность". В философии и психологии существует огромное определение понятия "личность". Обратите внимание на содержание демонстрируемых слайдов, на которых вы сможете прочитать и более глубоко осмыслить содержание определений личности, сформулированных в разные исторические периоды. - мотивационная задача. Понятие личность, как философская категория начинает активно изучаться учеными с 18 века. В ходе прослушивания лекции, постарайтесь уловить причины, обусловившие эту временную особенность развития философской мысли. - проблемная задача. В древнем мире преобладали коллективистские ценности, личные интересы не выделялись , и личность как бы отсутствовала. В Средние века человек был четко связан со своим сословием. и только в период становления рыночной экономики, начинается борьба за права и свободы личности. Капитализм - это время индивидуализма, но на первых этапах развития индивидуализма жесткого. В 1734 году немецкий философ Христиан Вольф дал следующее определение понятия личность: "То, что сохраняет воспоминания о себе самом и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". В данном определении, как вы заметите, понятие личности идентично понятию самосознания. А Шопенгауэр подчеркивал, что в эту эпоху каждый считает себя средоточием мира; свое собственное существование и благополучие предпочитает всему другому. В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности. В период становления демократического правового, а затем и социального государства сформировались более обоснованные с точки зрения современности, определения личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социально- значимого поведения индивида. Стержневым образованием личности становится самооценка, которая отражает оценки его социального окружения, особенно социально значимых для него групп и отдельных личностей. В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения. Рассмотрим формулировки разных авторов, представленные на слайдах (не более 5 слайдов). Проблемный вопрос: Какие выводы можно сделать об особенностях трансформации понятия "личность" во времени? Обсуждение, - диалог со слушателями по поводу анализа изученных высказываний. Вывод: Познакомившись с определениями личности, сформулированными учеными - психологами в разное время, можно сделать вывод о том, что в процессе развития психологической науки понятие "личность" трансформировалась, (изменялось) в соответствии с изменениями в общественной жизни. В современной психологии нет единого понимания личности. Большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющая образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения. В основе личности лежит её структура -связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (стоорон) личности: способностей, темперамента, характера. волевых качеств, эмоций и мотивации. Способности человека определяют его успехи в различных сферах деятельности. От темперамента зависит реакция человека на окружающий мир - других людей, обстоятельств жизни и т.д. Мотивация - это переживания людей и побуждения к деятельности и общению. При изучении личности в современной науке используются два подхода к личности: Одно направление рассматривает личность как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. В таком случае за личностью признаются такие качества которые определяют самооценку индивидуальных особенностей и образ жизни. Люди непременно оценивают личность через установленными в обществе нормами. И человек, обладающий разумом, постоянно оценивает себя. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует. Второе направление изучения личности рассматривает её через набор функций или ролей. Человек действует в обществе, проявляя себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших её членов одних действий, а в современном обществе – других. Человек может осуществлять действия, выполняя разные роли – работника, семьянина, гражданина и т.п. Он совершает поступки, проявляя себя в социальных действиях: может бвыть более или менее умелым тружеником, заботливым, или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и т.п. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая». Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями и зависимсоть от них. Ясно, что набор ролей и выполнение их (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, воина, правителя или ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается и совершенствуется, изменяясь в этом процессе. Действует, эмоционально реагирует не личность, а человек, обладающий личностью. Через неё, особым образом организуя свои действия, индивид предстает как человек. Личность проявляется себя в активном взаимодействии с обществом. Анализ двух основных подходов к изучении личности, позволяет уточнить и понятия "индивид" и "индивидуальность". Проблемный вопрос. Индивид или индивидуальность выступают основой формирования личности? Диалог со слушателями. На слайдах: ".Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью)". "Индивидуальность -неповторимое своеобразие биологических и социальных черт человека" Вывод после обсуждения: Основой формирования личности выступает индивид - как уникальный по своим биологическим и психологическим особенностям представитель человеческого рода. Проблемный вопрос. каким образом на основе индивида формируется личность? Диалог со слушателями. Вывод после обсуждения: Индивид приобретает личностные черты, становится личностью, в процессе социализации - усвоения социальных норм, знаний и умений, накопленных человеческим обществом в процессе его развития. Проблемный вопрос. На слайде представлена схематическая интерпретация одного из этих трех понятий: "индивид", "личность", 2индивидуальность". Как вы думаете, какого? Составьте схему в тетради и заполните её. Выскажите свое мнение по поводу логичного оформления схемы. Свой ответ обоснуйте Вывод после обсуждения: "Индивидуальность включает неповторимое сочетание своеобразных и биологических и социальных черт человека" Уважаемые слушатели, обратите особое внимание на эту заключительную часть лекции. Её содержание сформулированов высказывании любимого вами артиста: Найти себя невозможно - себя можно только создать! Джонни Депп Помимо внешних условий поведения человека, важным фактором является самореализация и самосознание его себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и с природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Личность проявляет себя не только через самосознание, но и через самореализацию. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей в достижении намеченных целей и решении возникающих проблем, позволяющих максимально полно реализовать её творческий потенциал. Американский ученый А. Маслоу относил потребность к самореализации к высшим потребностям человека. Эта потребность осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Самореализация представляет собой синтез способностей и целеполаганий, лично значимой деятельности, раскрывающей творческий потенциал личности каждого из вас. "Верь в себя! Создай сам свое будущее! Думай позитивно! Будь собой! Помогай другим! Не бойся успеха!" 2) Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. В качестве визуального средства используется подготовленная преподавателем презентация. Используемые дидактические приемы на разных этапах лекционного занятия: актуализация опорных знаний (повторение), организованная в форме беседы; организация обсуждения итогов повторения с целью систематизации опорных знаний как базы для восприятия нового материала; постановка проблемного вопроса о характере взаимосвязи развития идеи личности и истории развития общества; IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции: 1)Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержание лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство) Во вводной части лекции - партнерство при повторении опорных знаний о двойственности человеческой природы, роли биологического и социального факторов в становлении личности и подведении итогов повторения В первой части лекции, при монологическом изложении учебного материала - запись лекции студентами - воспроизведение материала по образцу. При подведении итогов 1 части лекции - выявлении связи исторического развития человеческого общества и становления личности, как феномена - совместное решение проблемной задачи - партнерство. Во второй части лекции, при В заключительной части лекции 2 Языковая форма высказывания - в ходе чтения лекции используется простой, доступный для восприятия студентами юношеского возраста (5-16 лет) язык. При простоте языка речь четкая с правильным литературным произношением и ударениями. Соблюдается научность формулировок понятий. Содержание учебного материала излагается в четкой логической последовательности в соответствии с предложенным студентам пунктами плана. Изложение учебного материала проводится в среднем темпе достаточно громко. Объем изложения материала четко дозирован с учетом доступности для восприятия по времени. Напряжение, связанное с утомлением при восприятии материала, желательно разрядить доброжелательной и уместной шуткой. При монологической речи основные понятия, выводы выделяются модуляцией голоса. При формулировке проблемных вопросов, используются паузы, необходимыми для осмысления студентами поставленных вопросов и формулировки собственных суждений и выводов. При необходимости использовать наводящие вопросы, не торопиться с формулировкой собственных ответов, терпеливо подводить учащихся к самостоятельным выводам. 3) Эмоционально- выразительные невербальные формы общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика-интонация, громкость, темп, ритм, паузы). Общение преподавателя и студентами в ходе проведения учебного занятия требует соблюдения правил формального общения, с соблюдением статусов "преподаватель" - "обучающийся". Доброжелательное, без фамильярности, с соблюдением некоторой дистанции, уважительные и в меру требовательные. Преподаватель сохраняет доброжелательное выражение лица, выражает готовность к сотрудничеству. Округлые неширокие жесты подчеркивают общность интересов группы. Внимательность к высказываниям, отсутствие раздражительности, обоснованная неспешность позволяют выразить уважение к личности каждого из слушателей. Необходимо научиться видеть всю аудиторию одновременно, выражением глаз и едва заметной мимикой привлекать внимание студентов, отвлекающихся во время занятий.
«Индивид. Личность. Индивидуальность» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot