Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема «Средства исправления, методы и формы воспитания осужденных».
Педагогическая характеристика основных средств исправления осужденных.
Понятие и сущность методов воспитания осужденных. Методы формирования
сознания и организации поведения осужденных. Метод коррекции поведения и его
приемы. Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм
воспитательной работы. Формы индивидуальной воспитательной работы с
осужденными. Групповые и массовые формы воспитательной работы с осужденными.
ЗАДАНИЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ЛЕКЦИИ
1. Составить тест из 10 закрытых вопросов. В каждом вопросе не менее 4 вариантов ответов. Типы вопросов: множественный выбор, на соответствие, с пропущенными словами и др. Не допускаются варианты ответов: «нет правильного ответа», «все ответы правильные», «свой вариант» и т.п.
1. Исправление осужденных:
- это формирование у осужденного нравственного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование его к правопослушному поведению;
- это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.
3. Критериями оценки исправимости осужденного могут выступать следующие нравственные и юридические показатели:
а)отношение осужденного к совершенному преступлению и к назначенному наказанию
б)отношение осужденного к порядку и условиям отбывания назначенного наказания
в)отношение осужденного к исправительному воздействию
г)социальная характеристика осужденного
4. Исправимость осужденного оценивается в следующих степенях:
а)характеризуется положительно, не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания
б)характеризуется положительно
в)характеризуется неопределенностью в поведении либо имеет неустойчивую социальную установку
г)характеризуется отрицательно либо не стремится к исправлению
д)злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы должна быть направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений с их стороны. Организация воспитательной работы в пенитенциарной системе включает в себя следующие функции:
1) формирование организационной структуры;
2) распределение задач, обязанностей, прав и ответственности между отдельными структурными единицами и отдельными специалистами;
3) создание условий для эффективной воспитательной работы;
4) обеспечение сотрудников исправительной колонии, необходимыми ресурсами.
Условиями организации воспитательной работы с осужденными являются:
1) информационное обеспечение организации воспитательной работы, направленных на оптимизацию работы сотрудников;
2) коллективно-творческое воспитание осужденных, в задачи которых входит разработка и проведение воспитательных мероприятий среди осужденных;
3) педагогическое сотрудничество, целью которого является переход от педагогики требования к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к осужденному, а так же единство процессов обучения и воспитания;
4) гуманно-личностное воспитание осужденного, которое предусматривает содействие становлению, развитию и воспитанию у осужденного благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
Далее рассмотрим методы организации воспитательной работы:
- нормативные методы (постановка задач, распоряжения, приказы);
- исполнительные методы (подбор и расстановка сотрудников, распределение обязанностей, инструктирование);
- методы целеполагания (анализ общеполитической и директивной информации, проверка и изучение состояния воспитательной работы с осужденными, изучение и обобщение передового опыта);
- методы прогнозирования (планирование, моделирование, экстраполяция);
- методы стимулирования (критика и самокритика, организация общественного мнения, поощрение и принуждение);
- общепедагогические методы воспитательного (убеждение, личный пример) и дополнительного (разъяснение, обсуждение, показ, самостоятельная работа и др.) воздействия.
Форма воспитания – внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в актах, приёмах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. В отличие от метода, который характеризуется содержательно-процессуальной (внутренней) стороной процесса, форма (лат. «наружный, внешнее очертание») отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса. Целесообразно отобранная форма реализации метода воспитания обеспечивает в конечной итоге эффективность всего воспитательного процесса. Формы воспитания — способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Форма воспитания может иметь различную модификацию в зависимости от целей, задач и методов воспитательной работы.
Классификация форм воспитательной работы продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель); виды деятельности воспитуемых: учебная, трудовая, спортивная, художественная; способ влияния педагога: непосредственно, опосредованно; субъект организации: педагоги, родители, другие взрослые; деятельность строится на основе сотрудничества, инициатива и ее реализация принадлежат воспитанникам; результаты: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт; количество участников: индивидуальная (воспитатель — воспитанник), групповая (воспитатель — группа воспитанников), массовая (воспитатель — несколько групп) формы.
Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Задачи воспитателя: распознать возможности ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, что мешает проявить себя.
Групповые формы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Задачи воспитателя: помочь каждому проявить себя, создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех ее членов.
Коллективные формы: конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др.
Групповые и массовые формы воспитательной работы с осужденными (занятия, лекции, собрания, конкурсы, конференции, спортивно-зрелищные мероприятия, спартакиады, кружковая работа) предполагают проведение воспитательной работы с различными по величине группами осуждённых и направлены на обучение общению и взаимопомощи, укрепление правопорядка и дисциплины исправительном учреждении
Индивидуальная воспитательная работа ведётся с учётом особенностей личности каждого осуждённого, с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни на свободе. Она проводится на основе изучения личности каждого осуждённого сотрудниками психологической лаборатории колонии, с учётом данных ими рекомендаций по изменению личностных качеств, способствовавших дезадаптации в обществе. Такая работа предполагает:
– изучение индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности осуждённого;
– выбор и использование средств психолого-педагогического воздействия; индивидуальное планирование работы с конкретной личностью;
– проведение бесед;
– осуществление личного контроля воспитателя за поведением, выполнением поручений, отношением к труду и учёбе.
Выводы по результатам проведения осуждёнными индивидуальной психолого-педагогической воспитательной работы заносятся ежемесячно в дневники индивидуально-воспитательной работы с осуждёнными. Воспитателем отделения раз в полугодие составляется психолого-педагогическая характеристика, которая приобщается к личному делу осуждённого и учитывается при решении вопроса об изменении условий отбывания наказания.
Воспитательную работу с осуждёнными желательно осуществлять через групповые формы: социально-правовые занятия, беседы, собрания, конкурсы, кружковую работу.
Наиболее эффективные методы и формы:
- тренинги, направленные на формирование эмоций, позволяющих решать определённые задачи. Социальный педагог должен иметь набор ситуаций, сюжет которых в дальнейшем может быть положен в их основу.
- совместное и индивидуальное обсуждение конфликтных ситуаций, которые учат способности переосмыслить свои действия;
- проведение арт-терапии (музыка, театр, живопись, танцы), регулирующие внутреннее состояние психической деятельности;
- регулярные массовые просветительские, культурные, физкультурно-спортивные мероприятия, например, соревнования по командным видам спорта, в которых принимают участие как осуждённые, так и сотрудники исправительного учреждения;
- различные психокоррекционные программы на включение осуждённых в работу с собственным эмоциональным состоянием;
- проведение конкурсов различной тематики, позволяющие раскрыть таланты осуждённых, например, изготовление поделок, картин.