Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Спрос на деньги и равновесие денежного рынка

  • 👀 570 просмотров
  • 📌 512 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Спрос на деньги и равновесие денежного рынка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Спрос на деньги и равновесие денежного рынка» docx
Тема 10. Спрос на деньги и равновесие денежного рынка. Вопросы: 1.Спрос на деньги. 2. Равновесная ставка процента. 3. Взаимовлияние рынка благ и рынка денег. 4. Монетарная политика. 5.Инфляция спроса и инфляция издержек. И их объяснение с помощью модели AD-AS. Вопрос 10.1. Спрос на деньги Рассмотрев предложение денег, перейдем к спросу на них. Если спросить, сколько нужно денег? Ответ – как можно больше. Дело в другом. Активы домохозяйства ограничены. Какую часть из них будут держать в форме наличных, а какую в ценных бумагах и других вкладах, приносящих процентный доход? Под спросом на деньги мы будем понимать спрос на деньги для сделок, агрегат М1. Принципиально новое направление в исследовании денежной теории возникло в 30-х гг XX века в работах Джона Мейнарда Кейнса (1883 – 1946). Поскольку главное внимание в своём исследовании спроса на деньги Кейнс сосредоточил на выявлении мотивов предпочтения людей иметь на руках запас ликвидных платёжных средств, его концепция получила название теории предпочтения ликвидности. Обратимся к первоисточнику: «Три аспекта предпочтения ликвидности... можно связать с тремя видами мотивов. Во-первых, трансакционный мотив, или мотив обращения, - потребность в наличных деньгах для текущих сделок потребительского или производственного характера. Во-вторых, это мотив предосторожности, т. е. желание обеспечить в будущем возможность распоряжаться определённой частью ресурсов в форме денежной наличности. В-третьих, это спекулятивный мотив, т. е. намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим по сравнению с рынком знанием того, что принесёт будущее.»1(курс. - авт). Транзакционный мотив предполагает, что деньги нужны для сделок. Если все деньги домохозяйство держит при себе, то оно теряет доход от их вложения в ценные бумаги и срочные вклады, приносящие процентный доход, которые для краткости назовем бондами. Однако если все деньги вложить в бонды, то придется каждый раз обращаться в банк для продажи бондов и получения денег для осуществления покупок товаров и услуг, что требует затрат времени и усилий. Очевидно, здесь существует компромисс между спросом на деньги и вложением их в бонды. Когда ставки процента повышаются, домохозяйству менее выгодно держать активы в деньгах, поскольку выше процентный доход от их альтернативного использования в качестве бондов. На рис. 10-1 показана обратная зависимость спроса на деньги для сделок МD от ставки процента r. С повышением ставки домохозяйства покупают бонды, сокращая спрос на деньги для сделок. Спекулятивный мотив спроса на деньги. Спекуляция – это получение дохода от флуктуации цен на товар. Предположим, Вы купили за 1000$ 8%-ный евробонд, выпущенный Российским правительством для покрытия бюджетного дефицита. Ваш процентный доход через год составит 80$. Если через год процент на новый выпуск евробондов вырастет до 10%, то Вам евробонд старого выпуска не продать за 1000$, но можно продать за 800$, поскольку 80$:800$=0,1 или 10%. Другими словами, теперь 80$ дохода приносят 800 долларовые евробонды, а не 1000 долларовые, как раньше до повышения процентной ставки. Вывод: если процент растет, то стоимость ранее купленных бондов падает. И, наоборот, если процент упадет, скажем, до 5%, то Ваш 8%-ный евробонд подорожает до 1600$, поскольку именно бонды такой стоимости приносят 5% доход равный 80$. Стоимость ценных бумаг обратно пропорциональна ставке процента. Когда процент выше обычного, выгодно покупать бонды в расчете, что процент снизится и бонды, приносящие прежний высокий процент подорожают. Это спекулятивный мотив, повышающий спрос на бонды и сокращающий спрос на деньги при росте процентных ставок. Чем выше процент, тем выше издержки упущенных возможностей хранения денег «в чулке». Домохозяйства увеличат покупки бондов, сокращая спрос на деньги для сделок. Кроме домохозяйств спрос на деньги предъявляют фирмы. Компромисс у них тот же: 1. Они получают деньги от продаж и закупают факторы производства. Они, следовательно, нуждаются в деньгах для сделок. 2. Они могут держать свои активы в форме, приносящей процентный доход. Чем выше процент, тем выше издержки упущенных возможностей держать активы в денежной форме. Теряется процентный доход и возможность выгоды от подорожания ценных бумаг. Это верно и для домохозяйств, и для фирм. Итак, спрос на деньги находится под влиянием ставки процента (обратная зависимость). 10.2. Равновесная ставка процента Обратимся к рис. 10-2. На графике изображена кривая спроса на деньги MD. Это обратно-пропорциональная зависимость между спросом на деньги для сделок и ставкой процента r. Мы говорили выше, что предложение денег MS контролирует ЦБ. Прямо контролируя денежную базу, ЦБ через ключевую ставку процента и норму обязательных резервов контролирует создание объема кредитных денег системой коммерческих банков. В целом можно принять, что предложение денег задается извне и не зависит от ставки процента, следовательно, кривая MS вертикальна. Равновесие денежного рынка предполагает равенство спроса и предложения денег MD=MS. Точка равновесия находится на пересечении их кривых. Этой точке соответствуют равновесная ставка процента r* и равновесное количество денег М*. Но каков механизм приспособления рынка денег, если r не совпадает с r*? Пусть спрос на деньги MD2 меньше их предложения М*. Получается, что ставка процента завышена, r1 больше r*. Лишние деньги в обороте, и процент r1 снизится до r*, увеличивая спрос на деньги до их равновесия с предложением. Пусть спрос на деньги MD1 больше М*, соответственно r2 меньше r*. Нехватка денег в обороте и цена денег (а процентная ставка и есть цена денег, когда их занимают) повысится с r2 до r*, сокращая спрос на деньги до их предложения. Таким образом, механизм изменения ставки процента очищает рынок денег от избыточного предложения и избыточного спроса. Нужны деньги - и ставка растет, лишние деньги - и она падает. ТО же с валютой, но только ее цена не процент, а рубли. Нехватка долларов и их цена растет и в процентах, и в рублях, и в других валютах. 10.3. Взаимовлияние рынка благ и рынка денег Существуют две связи между рынком благ и рынком денег: 1. Влияние рынка благ на рынок денег. 2. Влияние рынка денег на рынок благ. Рассмотрим первое. Обратимся к детерминантам, определяющим спрос на деньги кроме уже рассмотренной ставки процента. Спрос на деньги зависит от стоимости сделок и уровней цен. Обе переменные относятся к рынку благ. Чем больше сделок, тем больше спрос на деньги. Чем выше цены, тем больше спрос на деньги. 1. Число сделок не определить, но разумно предположить, что ростом выпуска Y в стране будет больше сделок, выше деловая активность. При данной ставке процента рост выпуска означает рост числа сделок и рост спроса на деньги. Кривая спроса на рис.10-3 сдвигается вправо из положения MD0 в положение MD1 под влиянием роста выпуска с Y0 до Y1. Во время экономического спада, соответственно, спрос на деньги снижается, и кривая смещается влево. 2. Спрос на деньги зависит от средней стоимости сделки, которая меняется в соответствии с изменением уровня цен. Если все цены удвоятся, то для поддержания ежедневных платежей понадобится вдвое больше денег. Рост цен (инфляция) сдвигает кривую спроса на деньги вправо, даже если число сделок не изменилось. Снижение цен (дефляция) сокращает спрос на деньги, кривая спроса сдвигается влево из положения MD1 в положение MD0. Как видно из графика, рост выпуска и рост цен на рынке благ выводит из равновесия рынок денег. Для восстановления равновесия рынка денег процентная ставка повышается с r* до r1 при сдвиге кривой спроса вправо: Y↑─ МD↑─ r ↑ Аналогично, уменьшение выпуска и снижение цен сокращает спрос на деньги и снижает процентную ставку: Y ↓─ МD↓─ r↓ Следовательно, равновесная ставка процента образуется не исключительно на рынке денег, но и под влиянием рынка благ. Каждому равновесному выпуску на рынке благ соответствует своя потребность в деньгах и равновесная ставка процента на рынке денег. 2. Рассмотрим обратное влияние рынка денег на рынок благ. Снижение ставки процента r↓ на рынке денег увеличивает планируемые инвестиции I на рынке благ. Легче занять деньги, они окупятся быстрее. Многие инвестиционные проекты станут прибыльными. Рост плановых инвестиций I увеличивает агрегированные затраты AE=C+I+G+(Ex-Im), поскольку инвестиции являются их слагаемым. Рост агрегированных затрат ведет к еще большему росту выпуска Y с мультипликатором инвестиций. r↓─I↑─AE↑─Y↑ При росте процентной ставки снижаются плановые инвестиции, агрегированные затраты и через мультипликатор сокращается выпуск на рынке благ. На рынке благ наступает рецессия. r↑─I↓─AE↓─Y↓. Правда, затем падение выпуска Y↓ приведет на денежном рынке к падению спроса на деньги Y↓-МD↓─ r↓. Процентные ставки начнут медленно снижаться. Следовательно, не только события на рынке благ определяют выпуск Y. При различных уровнях ставки процента будут разные равновесные выпуски. Вопрос 10.4. Монетарная политика Монетарная политика показана сдвигом линии предложения денег на графике рис 10-4. Нехватка денег компенсируется денежной эмиссией ЦБ, ведущей к сдвигу MS вправо. В результате снижается процентная ставка с 7 до 4%. Происходит удешевление кредита. Например, ЦБ РФ или Федеральная резервная система (ФРС) США покупают свои облигации у населения, таким способом передавая деньги домохозяйствам. Денежная эмиссия возможна и прямым включением печатного станка и раздачу нечем не обеспеченных денег на содержание армии во время войн и при сокращении производства и доходов вследствие эпидемий (например, пособий на детей в эпидемию короновируса 2020-22 гг). Сдвиг MS вправо показывает результат политики «дешевых денег». Ее сдвиг влево соответствует политике «дорогих денег». В предыдущей лекции были показаны инструменты ЦБ. Вот как они используются: Политика “дешевых денег” включает покупку ценных бумаг на открытом рынке, снижение ставки рефинансирования и снижение нормы обязательного резерва. Цель политики - рост производства, борьба с безработицей. Цена успеха – растущая инфляция. Политика “дорогих денег” включает продажу ценных бумаг на открытом рынке, повышение ставки рефинансирования, увеличение нормы обязательного резерва. Цель политики - борьба с инфляцией, стабилизация денежного обращения. Цена успеха - сокращение производства и рост безработицы. Существуют две цели денежно-кредитной (монетарной) политики: 1. Экономический рост и снижение уровня безработицы. 2. Сокращение инфляции Монетарная политика обеспечивает экономический рост в рамках двух направлений. 1. Рост предложения денег, что равносильно росту совокупного спроса на товары. 2. Обеспечение дешевого кредита, как следствие роста предложения денег. Это политика дешевых денег. Политика количественного смягчения (Quantitative easing, QE) Когда ставка процента =0, возникает ситуация, что и при этой ставке кредиты не берут, а остаются в деньгах, избавляясь от ценных бумаг. Тогда увеличить предложение денег ЦБ может, купив ценные бумаги. Количественное смягчение (QE) – это действие, предпринимаемое ЦБ для стимулирования экономики. Оно заключается в скупке финансовых активов - государственных, банковских облигаций или облигаций бизнеса. Другой целью монетарной политики является борьба с инфляцией. Это политика дорогих денег. Действия сводятся к простому тезису: если лишить покупателей денег, то продавцы не смогут повышать цены. Однако эта политика противоречива. Сокращение предложения денег остановит рост инфляции, но повысит процентные ставки и сократит производство, что вызовет рост безработицы. Например, в России в 2014-15 гг. ЦБ установил высокие ставки в 17%, последовало падение производства и инвестиций в производство, и за ними медленное снижение процентных ставок в 2016 г и излишек ликвидности (т.е. денег, предлагаемых в кредит) у банков, т.е. предложение денег оказалось больше спроса на них. Таким образом, с точки зрения действий ЦБ эти цели противоположны друг другу. Вопрос 10.5. Инфляция спроса и инфляция издержек и их объяснение с помощью модели AD-AS. Инфляция как проблема существует везде, где есть денежное хозяйство. В древнем Риме рост богатства населения не обходился без инфляции, поэтому приходилось изменять законодательство: « Был повышен имущественный ценз классов в связи с увеличившимися богатствами и уменьшившейся ценностью денег: для первого класса – 100 тысяч новых ассов, для второго – 75 тысяч, для третьего – 50, для четвертого – 25 и для пятого – 12,5 тысяч ассов»2. Однако только с появлением декретных денег, заменивших в обращении товарные деньги, покупательная сила денег стала столь неустойчивой. Если бы сейчас существовал золотой стандарт, когда бумажные деньги обменивались на золото по фиксированному курсу, такой бы динамики не наблюдалось. Инфляцией называется рост общего уровня цен (Р), в результате которого снижается покупательная стоимость денег. Когда цены на отдельные продукты растут, еще не происходит обесценивание денег. Для инфляции нужно изменение общего уровня цен. Обратимся к рассмотренной в лекции 8 модели AD-AS. Факторы, сдвигающие кривую AD вправо и AS влево, являются причинами инфляции. Однако когда мы имеем дело с длительной устойчивой инфляцией, то ее причину нужно искать в непрерывном и длительном росте предложения денег MS, это чисто монетарная проблема. Инфляция спроса Инфляция, инициированная увеличением агрегированного спроса, называется инфляцией спроса. Предположим, ЦБ проводит политику дешевых денег, что вызывает рост Ms и в результате - рост агрегированного спроса. Или, например, неожиданный короновирусный запрет на воздушное сообщение для выезда туристов за рубеж оставляет 2,4 трлн. руб. внутри страны и обращает их на внутренний туризм. Обратимся к рис. 10.5 и 10.6. На обоих графиках инфляция начинается со сдвига кривой агрегированного спроса AD1 в положение AD2, что вызывает рост цен с Р1 до Р2. Выпуск также растет с Y1 до Y2. Эффект воздействия роста спроса зависит от состояния экономики. Если экономика находится на вертикальном участке во время сдвига кривой AD, то в большей степени вырастут цены, чем агрегированный выпуск (рис. 10.6). На горизонтальном участке (рис.10.5) производство ответит значительным ростом выпуска и некоторым повышением цен. Причины инфляции издержек Инфляция со стороны издержек - это рост цен конечных продуктов по причине роста цен на природные ресурсы и промежуточные продукты в условиях, когда нет избыточной денежной массы и избыточного спроса. Основа такого вида инфляции - спираль «издержки – цены». Она называется также инфляцией на стороне предложения. Пример 2021 г. Снижение курса рубля повысило цены импорта комплектующих для промышленности, посевных материалов, средств защиты растений, запчастей для сельского хозяйства. Рост экспорта сырья, продуктов сельского хозяйства по той же причине создает дефицит этих продуктов внутри страны, что ведет к росту цен на них на внутреннем рынке. Ростом налогов правительство прямо повысило цены на все товары (налог НДС повышен на 2%) или отдельных товаров массовго спроса (рост налогов на энергоносители). В результате цена импорта и цены внутреннего производства растут, суммарно вызывая инфляцию рубля. Стагфляция Рис. 10.7 показывает одну из причин инфляции, а именно: опережающий рост издержек. Рост издержек сдвигает кривую агрегированного предложения AS1 влево в положение AS2, как это показано на рис. 10.7, что означает сокращение спроса и, как следствие, производства при всех уровнях цен. Равновесный уровень цен повышается с Р1 до Р2, а уровень агрегированного выпуска сокращается с Y1 до Y2. Перед нами самое неприятное следствие инфляции со стороны издержек – стагфляция (стагнация + инфляция). Стагфляцией называется ситуация, когда производство сокращается, а цены растут. Такая ситуация была характерна для России в 1993-96 гг. и в 2015-2016 гг. (с затуханием в 2018). Когда начнут заканчиваться природные ресурсы, инфляция издержек станет постоянным спутником цивилизации. Покажем конкретные причины, вызывающие инфляцию со стороны издержек: 1. Опережающий рост цен на сырье и энергоносители вынуждают фирмы повышать цены независимо от спроса на их продукцию. Когда цены на сырье и энергоносители на мировом рынке выше, чем на внутреннем, эта разница цен побуждает экспортеров повышать внутренние цены. Им становится невыгодно продавать на внутреннем рынке то, что на внешнем стоит дороже. Рост цен на продукты из нефти, электроэнергию, водоснабжение, транспорт сокращают возможности роста производства, делают многие предприятия нерентабельными и вынуждают повышать цены независимо от спроса на продукцию фирм. 2. Рост цен вызывает требование роста зарплаты, ведущего к спирали «зарплаты-цены». 3. Толчок инфляции издержек дают естественные монополии, повышающие цены в целях роста прибыли. Эти цены являются издержками для других фирм, также в ответ повышающих цены, что стимулирует трудящихся требовать более высокую зарплату, и спираль раскручивается. 4. Особенности российской логистики – искусственное удлинение канала сбыта. Многократная перепродажа товара в оптовой торговле между посредниками, каждый из которых повышает цену. 5. Ограничительная монетарная политика для борьбы с инфляцией сокращает агрегированные затраты и тормозит производство значительно быстрее, чем останавливает инфляцию. В России эта политика «дорогих денег» снизила инфляцию в 1997 г. до 14% вместе с сокращением производства на 46% (последнее по сравнению с 1991 г.) Конечно причины кризиса не только в этой политике сокращения предложения денег, но и она внесла свою лепту. 6. Налоговая политика роста налогов увеличивает издержки и вынуждает повышать цены. 7. Влияние ожиданий на инфляцию. Инфляционные ожидания имеют тенденцию к само-выполнению. Когда фирмы выбирают цены и количества выпуска, их ожидания цен влияют на текущие решения. Если ожидается, что конкуренты повысят цены, то рационально их тоже повысить, и держаться средних цен конкурентов. Предположим, фирма ожидает, что конкуренты повысят цены на 20%, значит нужно и ее цены повысить на 20%. Каждая фирма в итоге повысит цены, насколько ожидает повышения цен конкурентов. Так ожидания могут стать причиной инфляции. Ожидания инфляции сдвигают кривую AS влево, поскольку AS это выбор цен/выпуска. Если потребители верят, что инфляция в будущем будет расти, они склонны покупать больше и сберегать меньше сейчас, создавая тем самым излишний спрос. Если работники верят, что инфляция собирается вырасти в будущем, они будут требовать повышения заработной платы в трудовых контрактах сейчас. Действия как потребителей, так и работников, повысят будущие издержки и сделают инфляцию более вероятной. Одной из важных целей экономической политики является влияние на ожидания людей в контр-инфляционном направлении.
«Спрос на деньги и равновесие денежного рынка» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 27 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot