Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Способы аналитической обработки экономической информации

  • 👀 606 просмотров
  • 📌 558 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Способы аналитической обработки экономической информации» doc
Лекция №7. Способы аналитической обработки экономической информации. Способ 1. Табличное отражение аналитических данных. Исходные данные и результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц, т.к. это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях. Аналитическая таблица состоит из названия, отражающего содержание таблицы, а также системы столбцов и строк. Столбцы и строки таблицы нумеруются. Все слова должны писаться полностью с заглавной буквы. Должны указываться единицы измерения каждого показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерений, то эту единицу можно указать над правым верхним углом таблицы. В таблицах сначала приводятся абсолютные, а затем относительные данные. Виды таблиц. 1. Простые – перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления. 2. Групповые - данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку. 3. Комбинированные – материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам. По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие: ◦ характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам; ◦ порядок расчета показателей (вначале – исходная информация, затем расчет); ◦ динамику изучаемых показателей (сначала приводится исходная информация за ряд лет, а затем рассчитываются показатели); ◦ структурные изменения в составе показателей; ◦ взаимосвязь показателей по различным признакам; ◦ результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя; ◦ методику подсчета резервов; ◦ сводные результаты анализа. Способ 2. Графический способ. Графики – масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур. Благодаря им материал становится более доходчивым, понятным и наглядным. Графики позволяют зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация, а также связи изучаемых показателей. Основные формы графиков, используемых в ЭА – диаграммы. 1. По своей форме диаграммы бывают: • столбиковые диаграммы – на оси абсцисс размещают основу столбцов, а масштаб - на оси ординат; • полосовые диаграммы - размещают по горизонтали (основу полос – на оси ординат, а масштаб – на оси абсцисс); • круговые; • квадратные; • линейные графики; • фигурные диаграммы – соотношение объектов показываются в виде условно-художественных фигур, что привлекает внимание и делает информацию наиболее доходчивой. 2. По содержанию: • диаграммы сравнения – показывают соотношение разных объектов по какому-либо показателю. Наиболее простые и наглядные графики для сравнения величин показателей – столбиковые и полосовые; • структурные диаграммы (секторные) диаграммы – позволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя; • динамические диаграммы – для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени. Чаще для этих целей используются линейные графики. • графики связи; • графики контроля – используются при изучении сведений о ходе выполнения плана. На графике изображаются две линии: плановый и фактический уровень показателей за определенный промежуток времени. Способ 3. Балансовый. Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Он широко используется: • при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов (трудовыми, финансовыми, сырьем, материалами); • при анализе полноты из использования; • для проверки исходных данных; • при построении факторных моделей; • для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. При анализе использования трудовых ресурсов сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени. Для этого составляют баланс – с одной стороны – потребность в трудовых ресурсах, с другой – фактическое их наличие. Для определения платежеспособности составляется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами. Способ 4. Сортировка и группировка исходных данных. Группировка информации – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Она помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. Классификация группировок. 1. В зависимости от задач исследования: • типологическая группировка (например, населения по роду деятельности, предприятий по формам собственности); • структурная группировка – позволяет изучить внутренне строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. Они имеют особое значение при анализе сводной отчетности объединений, т.к. позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия; • аналитическая группировка (причинно-следственная) – для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. 2. По характеру признаков, на которых строится аналитическая группировка, она может быть: • качественной; • количественной. 3. По сложности построения: • простая – изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по одному признаку; • комбинированная – деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. При этом получаются двухуровневые, трехуровневые группировки. Полученные результаты такой группировки трудно воспринимаются, поэтому ее лучше заменить на несколько простых группировок. Алгоритм построения простых группировок. 1. Определение цели анализа. 2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов. 3. Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку. 4. Выбор интервала распределения совокупности и ее деление. 5. Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам. 6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат. Способ 5. Использование относительных и средних величин. Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема и т.д. безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Они рассчитываются в виде коэффициентов или процентов путем деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Виды относительных величин. 1. Относительная величина планового задания – отношение планового уровня показателя текущего года к фактическому его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет. 2. Относительная величина выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное в процентах. 3. Относительные величины динамики – для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени. Определяются путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде. Они называются темпами роста (прироста) и выражаются в процентах или коэффициентах. ◦ базисные – каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом; ◦ цепные – уровень показателя следующего года относится к предыдущему. 4. Показатель структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, собственный капитал в общей структуре капитала. 5. Относительные величины координации – соотношение частей целого между собой. Например, коэффициент финансовой зависимости (заемный капитал к собственному). 6. Относительные величины интенсивности – характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде. Например, процент рабочих высшей квалификации. 7. Относительные величины эффективности – соотношение эффекта с ресурсами или затратам. Например, размер прибыли на 1 рубль затрат. Средние величины используются для обобщения количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, средняя заработная плата используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. Т.о., одним числом характеризуется вся совокупность объектов. Типы средних величин, используемых в ЭА: • среднеарифметические (простые и взвешенные); • среднегармонические; • среднегеометрические; • среднехронологические; • среднеквадратические и т.д. Недостаток: средние величины дают лишь обобщенную характеристику явлений и за хорошими средними показателями может скрываться плохие результаты отдельных подразделений. Способ 6. Сравнение. Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление или предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. В ЭА сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. 1. Сравнение фактических данных с плановыми. Оно позволяет: • определить степень выполнения плана за месяц, квартал или год, т.е. осуществлять систематический контроль и всестороннюю оценку деятельности предприятий по выполнению плана; • проверить обоснованность плановых показателей путем сравнения фактических данных в среднем за 3-5 лет с данными плана текущего года; • выявить резервы производства путем сравнения фактических данных об объеме произведенных мероприятий с плановыми. Если план по какому-либо мероприятию не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства продукции. Например, выполнение плана по производству продукции (см. табл.1 и табл. 2). Таблица 1 – Выполнения плана по производству продукции В млн.руб. Вид продукции Объем производства Абсолютное отклонение от плана Выполнение плана, % план факт А 300 327 +27 (327/300) х 100 = 109 Б 250 225 -25 90 В 500 510 +10 102 Всего 4000 4200 +200 105 Таблица 2 – Анализ производства продукции В млн.руб. Вид продукции Прошлые года В среднем за 4 года План на будущий год 1 2 3 4 А 280 300 300 320 300 300 Б 200 205 218 221 211 250 Итого 3830 3910 4030 4150 3980 4000 Вывод: план по производству продукции является недостаточно обоснованным, т.к. плановые показатели текущего года находятся на уровне фактически достигнутых результатов в среднем за четыре предыдущих года и ниже достигнутого уровня производства в прошлом году, хотя среднегодовой темп прироста за этот период составил: , т.е. 2,7% 2. Сравнение достигнутого уровня по тем или иным показателям с данными перспективного плана. Оно дает возможность видеть ход выполнения перспективного плана и задачи на будущий период. Например, выполнение перспективного плана производства (см. табл.3). Таблица 3 – Анализ выполнения перспективного плана производства В тыс. руб. Вид продукции План на пять лет План на три года Фактически за три года Отклонение от плана Уточненный план на два последующих года А 60 000 35 000 33 000 33 000-35 000=-2 000 60 000-35 000+2 000=27 000 Б 25 000 15 000 16 000 16 000-15 000=+1 000 25 000-15 000-1 000=9 000 3. Сравнение с утвержденными нормами. Оно необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения ее себестоимости. Например, использование сырья и материалов (см. табл.4). Таблица 4 – Анализ использование сырья и материалов В тоннах Вид материальных ресурсов Расход ресурсов Отклонение от норматива по норме фактически абсолютное относительное, % Нефтепродукты 600 615 +15 +2,5 Сырье 1200 1176 -24 -2,0 Материалы 4650 4800 +150 +3,2 Топливо 2500 2750 +250 +10 4. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых лет. Дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов. Например, динамика основных показателей (см. табл.5). Таблица 5 – Анализ динамики основных показателей Год Валовая продукция Количество работников Производительность труда млн. руб. % к базис. году чел. % к базис. году млн. руб. % к базис. году 1 3830 100 1094 100 3,5 100 2 3910 102 1087 99,3 3,6 102,8 3 4030 105,2 1075 98,2 3,75 107,1 4 4150 108 1064 97,2 3,9 111,4 5 4200 109 1000 91,4 4,2 120 Вывод: за пять лет объем производства продукции вырос на 9% за счет повышения производительности труда и уменьшения количества работников. 5. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники. Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности производства. 6. Межфирменный сравнительный анализ. Показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий или предприятий-конкурентов. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта, определение резервов повышения эффективности работы предприятия. 8. Сравнение показателей исследуемого объекта со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну. Проводится с целью определения рейтинга анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствования данной отрасли, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности. 9. Сравнение разных вариантов решения экономических задач. Проводится с целью выбора наиболее оптимального и для повышения эффективности деятельности. 10 Сравнение параллельных и динамических рядов. Используется для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и рассмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают, и в какой степени. 11. Горизонтальный анализ – для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня). 12. Вертикальный анализ – изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом (удельного веса собственного капитала в общей его сумме), соотношение частей целого между собой (собственного и заемного капитала), а также влияния факторов на уровень результативных показателей. 13. Трендовый анализ – применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. 14. Одномерный сравнительный анализ. Сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю. 15. Многомерный сравнительный анализ. Производится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий (подразделений) по широкому спектру показателей. В этом случае задача обычно усложняется, т.к. субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по производительности предприятие будет занимать первое место, по себестоимости – третье, а по уровню рентабельности - пятое. Такой анализ делают вышестоящие органы управления, инвесторы и банки для оценки степени финансового риска. Многомерный сравнительный анализ проводится в несколько этапов. Этап 1. Обосновывается система показателей, по которым будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности предприятий, собираются данные по этим показателям и формируется матрица исходных данных. Этап 2. По каждому показателю определяется максимальный элемент, который принимается за 1. Затем все элементы этой графы делятся на максимальный элемент эталонного предприятия (см. табл.6 и табл.7). Таблица 6 - Матрица исходных данных № предприятия Запас безубыточности, % Коэффициент Рентабельность, % Коэффициент финансовой независимости Доля собственного оборотного капитала в сумме текущих активов, % ликвидности оборачиваемости продаж капитала 1 2 3 4 5 6 7 1 30 1,8 3,2 25 22 0,75 16 2 25 2,0 2,5 30 26 0,62 26 3 52 1,5 2,8 35 25 0,55 25 4 40 1,7 2,2 33 38 0,68 30 5 22 1,4 2,7 24 16 0,58 6 30 1,6 3,5 20 21 0,72 35 Весовой коэффициент 2,0 1,0 1,5 1,2 1,8 1,3 1,6 Таблица 7 - Матрица стандартизированных коэффициентов № предприятия Показатель 1 2 3 4 5 6 7 1 0,577 0,9 0,914 0,714 0,579 1 0,457 2 0,481 1 0,714 0,857 0,684 0,826 0,743 3 1 0,75 0,8 1 0,658 0,733 0,714 4 0,769 0,85 0,628 0,943 1 0,907 0,857 5 0,423 0,7 0,771 0,686 0,421 0,773 6 0,577 0,8 1 0,571 0,553 0,96 1 Этап 3. Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного веса показателей, тогда полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов, установленных экспертным путем, после чего результаты суммируются по строкам. Этап 4. Полученные рейтинговые оценки () размещаются по ранжиру и определяется место каждого предприятия по результатам хозяйствования. Первое место занимает предприятие, которому соответствует наибольшая сумма (см. табл.8). Таблица 8 - Результаты ранжирования предприятий по результатам хозяйствования № предприятия Показатель 1 2 3 4 5 6 7 Место 1 0,666 0,81 1,252 0,612 0,603 1,3 0,334 5,577 5 2 0,462 1 0,756 0,880 0,842 0,887 0,883 5,719 4 3 2 0,562 0,960 1,2 0,779 0,698 0,816 7,015 2 4 1,182 0,722 0,591 1,067 1,8 1,068 1,174 7,604 1 5 0,356 0,49 0,891 0,564 0,319 0,776 3,396 6 6 0,666 0,64 1,5 0,391 0,551 1,197 1,6 6,545 3 Способ 7. Приведение анализируемых показателей в сопоставимый вид. Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, - необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. Несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам. Поэтому прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид путем приведения к единой базе по уровню перечисленных выше факторов. Когда аналитику требуется сопоставить параметры, прежде всего выбирается вернейший из них, который можно принять за базовый. Базовый показатель должен быть сопоставим для всех анализируемых случаев: • по единству объемных, стоимостных, качественных, структурных факторов; • по единству промежутков или моментов времени, за которое были исчислены сравниваемые показатели, учета факторов времени; • по сопоставимости исходных условий производства; • по единству методики исчисления показателей и их состава; • по равенству производственных эффектов; • по сопоставимости цен при исчислении затрат и эффектов; • по учету затрат в смежные отрасли; • по единству круга затрат; • по учету социального и экономического эффекта. Нейтрализация объемного фактора. Если сравнивать сумму затрат отчетного года с затратами базисного, то разность этих показателей может быть обусловлена: • изменением себестоимости отдельных видов продукции; • изменением в объеме производства продукции. Чтобы показатели затрат имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора (см. табл 9). Для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции и затем сравнивать с фактической суммой затрат (см. формулу 1). , (1) где q1 и q 0 – фактический объем производства i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном году; с0 – себестоимость i-го вида продукции в базисном году. Таблица 9 - Нейтрализация влияния объемного фактора Вид продукции Себестоимость ед. продукции, тыс. руб. Фактический объем производства продукции, шт. Сумма затрат на фактический объем производства, тыс. руб. план факт по плановой себестоимости по фактический себестоимости А 25 22 12 000 300 000 264 000 Б 33 30 6 000 198 000 180 000 Итого - - - 498 444 Нейтрализация влияния стоимостного фактора на объем производства продукции. Для обеспечения сопоставимой валовой продукции физический ее объем в отчетном и базисном периоде выражают в ценах базисного периода (см. формула 2 и табл.10): , (2) где q1 и q 0 – фактический объем производства i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном году; p0 – цена i-го вида продукции в базисном периоде. Таблица 10 - Нейтрализация влияния стоимостного фактора на объем производства продукции Вид продукции План Факт Фактический объем по плановым ценам кол-во, шт. цена, тыс. руб. сумма, млн. руб. кол-во, шт. цена, тыс. руб. сумма, млн. руб. кол-во, шт. цена, тыс. руб. сумма, млн. руб. А 10 000 27,25 272,5 12 000 30 360 12 000 27,25 327 Б 5 000 37,5 187,5 6 000 39 234 6 000 37,5 225 В 20 000 25,5 510 20 000 28 560 20 000 25,5 510 Итого - - 3830 - - 4 500 - 4 200 Действительный прирост объема производства валовой продукции: Нейтрализация воздействия качественного фактора. Для этого чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Например, базисная жирность молока (см. табл.11): Таблица 11 - Нейтрализация воздействия качественного фактора Показатель Базисный год Отчетный год Отчетный год к базисному, % Затраты на производство, млн. руб. 15 000 19 800 132,0 Жирность молока ,% 3,5 3,3 94,3 Базисная жирность, % 3,4 3,4 - Объемы производства молока: по факт. жирности, ц по базис. жирности, ц 25 000 25 735 30 000 29 117 120,0 113,1 Себестоимость 1 ц молока, тыс. руб.: по факт. жирности по базис. жирности 600 583 660 680 110,0 116,6 Вывод: показатели, определенные с учетом жирности молока, существенно отличаются от показателей, определенных без учета данного фактора: объем производства молока по фактической жирности выше планового на 20%, а в пересчете на базисную жирность – на 13,1%. Фактический уровень себестоимости 1 ц молока при фактической ее жирности составляет 660 тыс. руб., а в пересчете на базисную – 680 тыс. руб. В первом случае она выше плановой на 10%, а во втором – на 16,6 %. Нейтрализация влияния структурного фактора. Для этого необходимо фактический объем продукции пересчитать на структуру базисного периода (см. формулы 4 и 5 и табл.12): , (4,5) где Vобщ - общий объем производства продукции; Удi – удельный вес i-го вида продукции в общем выпуске; Цi – цена i-го вида продукции. Таблица 12 - Нейтрализация влияния структурного фактора Вид продукции Цена, тыс. руб. Объем производства, шт. Удельный вес план факт план факт Шубы натуральные 30 5 000 5 400 0,5 0,6 Шубы искусственные 6 5 000 3 600 0,5 0,4 Итого - 10 000 9 000 1 1 ВПпл = 10 000 х 0,5 х 30 + 10 000 х 0,5 х 6 = 180 000 тыс. руб. ВПусл = 9 000 х 0,5 х 30 + 9 000 х 0,5 х 6 = 162 000 тыс. руб. Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины, а также использовать поправочные коэффициенты.
«Способы аналитической обработки экономической информации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 270 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot