Специфика диагностической работы с детьми дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. Специфика диагностической работы с детьми дошкольного возраста
Понятие «диагностика». Соотношение диагностики, научного познания и узнавания
Рядом исследователей диагностика в общем виде рассматривается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания или опознания, с другой. Научное познание представляет собой исследовательскую деятельность, целью которой является получение нового знания. Распознавание в отличие от него не связано с обнаружением неизвестных фактов и законов.
Узнавание представляет собой элементарный акт познания, относится исключительно к чувственной сфере. Распознавание (диагностика) является более сложным процессом, связанным с необходимостью проникновения в скрытую сущность явления, с установлением его структуры, содержания, причин и динамики. Распознавание опирается на узнавание, но идет дальше.
К разделам диагностики относят: 1) семиотический; 2) технический; 3) логический; 4) деонтологический [1].
Понятие «психологический диагноз»
В психологической литературе термин «диагноз» употребляется в двух значениях - как процесс и как результата деятельности диагноста.
Диагноз как результат деятельности психолога представляет собой логическое заключение о состоянии обследуемого человека или группы людей.
Выделяются следующие позиции по вопросу о предмете психологического диагноза: 1) психические расстройства (Блейхер В.М.); 2) отклонения от нормы, не обязательно имеющие характер патологии (Войтко В.И., Гильбух Ю.З.) 3) и патология и норма (Гуревич К.М.); 4) психологические переменные индивида (Бурлачук Л.Ф.); 5) причины, факторы, влияющие на особенности поведения (Дубровина И.В.) [1,с.134-135] .
Одна из наиболее авторитетных точек зрения на психологический диагноз представлена Л.Ф. Бурлачуком. С его позиции психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования [2, с.12] .
Качества психологического диагноза: правильность (соответствие диагноза не только действительному состоянию обследуемого, но и конкретным условиям оказания психологической помощи); 2) своевременность (быстрота постановки); 3) коммуникативная ценность (возможность передачи информации заявителю).
Виды психологического диагноза
Л.С. Выготский выделил три уровня (вида) психологического диагноза: симптоматический, этиологический и типологический [5].
Педагогический диагноз
Н.А. Скопылатов и О.Ю. Ефоремова рассматривают педагогический диагноз как заключение об основных педагогически значимых характеристиках участников и явлений педагогического процесса [5,с.58].
Понятие прогноза развития
Бурменска Г.В. предлагает использовать термин «условно-вариативный прогноз», под которым понимает конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации ситуаций трех типов: 1) если неблагоприятные условия сохраняются; 2) если неблагоприятные условия будут устранены; 3) если неблагоприятные условия усугубятся [4,35].
Составляя прогноз психолог указывает наиболее вероятную картину развития ребенка при неоказании ему психологической помощи, указывает, что и как можно сделать для смягчения проблемыи какого рода условий следует избегать [3].
Основные понятия:
Диагностика, диагноз, педагогический диагноз, психологический диагноз и его виды.
Психодиагностика
Психодиагностика – в узком смысле – измерение индивидуально-психологических свойств личности на основе специальных методов.
Ситуации, требующие психодиагностического исследования:
1) для постановки более точного диагноза;
2) для оценки индивидуальных особенностей;
3) при применении специалистом нового метода;
4) достижение психотерапевтического значения (установление контакта, снятие напряжения, чувство значимости);
5) для отслеживания динамики состояния и оценки результатов;
6) для инициирования саморефлексии родителей.
Правила психодиагностики детей.
1. Перед началом психодиагностического исследования специалист должен чётко сформулировать для себя цель данного исследования, цель определяет подбор тестового материала.
2. Специалист должен объяснить родителю и самому ребёнку в доступном для них виде цель тестирования для того, чтобы сформировать у них представление о значимости тестирования и тем самым мотивировать ребёнка на тщательное выполнение заданий.
3. Психодиагностический материал должен соответствовать возрасту ребёнка.
4. При предъявлении тестов и объяснении их результатов, необходимо учитывать интеллектуальные возможности сопровождающих ребёнка взрослых и самого ребёнка.
5. Тестирование и интерпретация результатов должна проводиться с учётом культурологических и национальных особенностей сопровождающих ребёнка взрослых и самого ребёнка.
6. Специалист должен гарантировать конфиденциальность.
7. Осуществление индивидуального подхода. Выполнение данного правила подразумевает при интерпретации результатов психодиагностики учитывать специфику сопровождающих ребёнка взрослых и самого ребёнка, социальной ситуации, а также их психосоматическое состояние в момент психодиагностики.
Табу в психодиагностическом исследовании
1. Категорически нельзя проводить психодиагностическое исследование ребёнка без согласия его родителей или лиц, выполняющих данные функции.
2. Нельзя использовать в психодиагностике тесты, предназначенные для оценки симптомов психических заболеваний.
3. Нельзя строить психологический диагноз только на основе данных проективных методик.
4. Нельзя преподносить данные исследования в безаппеляционной категоричной форме.
(Колесникова Г.И. Справочник детского психолога / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Дс: Феникс, 2010. – 348 с..105-106)
Этапы работы с ребенком.
Первичная беседа и особенности ее организации
Ее цель - воссоздание истории развития ребенка, сбор психологического анамнеза.
Анамнез - система объективных данных, позволяющих предположить причину возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития.
Важнейшим условием сбора психологического анамнеза является прослеживание в истории развития ребенка информации о формировании базовых составляющих психического развития (произвольность психической активности, пространственнее и пространственно-временные представления, базовая аффективная регуляция) и условиях этого формирования.
В психологическом анамнезе должны быть представлена семейная и социальная ситуация, на фоне которых протекало развитие ребенка в различные возрастные периоды.
Беседа с родителями начинается с предъявления жалоб, желательно полученных со стороны обоих родителей. Не допустимо проявление критики ребенка или родителей при первой встрече. Необходимо сориентировать родителей в общей схеме психологической работы, сообщить этические принципы работы, предупредить о возможных трудностях.
Содержание анамнеза составляют: анализ условий и особенностей протекания беременности и родов, раннее моторное, психомоторное и речевое развитие, особенности развития в раннем, дошкольноми младшем школьном возрасте.
По итогам сбора анамнеза выдвигается гипотеза о причинах нарушения развития ребенка.
К общим правилам проведения первичной беседы относят: ведение диалога и корректное использование вопросов; применение методов экспресс-диагностики [3, с.22-24].
Принципы проведения диагностического обследования
Н. и М. Семаго выделяют следующие принципы организации диагностической деятельности: 1) принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога; 2) единства методологии и диагностики; 3) учета представления о целостности развития; 5) учета логики и последовательности нормативного развития; 6) терминологическую адекватность; 7) приоритетность образовательных задач; 8) принцип профессиональной компетентности [2].
Структура психологического заключения: 1) заголовок, 2) общая часть (основные паспортные данные ребенка, причины обращения, жалобы родителей или других лиц, важнейшие анамнестические данные, специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, сформированность психических функций); 3) специальная часть (психологический диагноз, вероятностный прогноз развития, рекомендации).
Психологическая характеристика как вид психологического заключения
Данный метод был разработан А.Ф. Лазурским. Он разработал следующие правила составления характеристик: 1)отнесение наблюдаемых фактов к определенной сфере личности; 2) запись всех фактов, включая противоречащие друг другу; 3) описание внешних условий, при которых данное проявление было замечено[1,с.278].
Основные понятия:
Анамнез, психологическое заключение, психологическая характеристика, психолого-педагогические рекомендации.
Специфика психодиагностики в работе детского практического психолога
Исследователи отмечают, что детский психолог осуществляет научно-практическую диагностику, цель которой в нахождении ответа на вопросы, вызвавшие исследование, выявить причину определенного психологического явления.
Основными задачами психодиагностики являются: 1) контроль динамики психического развития детей и его коррекция; 2) сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения[2,с.81].
Юдина Е. выделяет в деятельности детского психолога «сопровождающую» диагностику (мониторинг развития и отслеживание динамики состояния детей) и диагностику готовности ребенка к новому типу образования (например, к школе) [5,с.81].
Этапы диагностики
Существуют различные схемы пошагового описания диагностической работы (П.Е.Решетников, Н. иМ. Семаго, Й. Шванцараи др.)
Запрос к психологу
Первый этап психодиагностики - изучение обращения в виде запроса воспитателя или родителей. Для вычленения точного запроса необходима специальная беседа с человеком, сделавшим запрос.
Определение психологической проблемы
Запрос преобразуется в психологическую проблему. Проблема формулируется на основании изучения всей информациио ребенке. Информация собирается в ходе наблюдения за ребенком, на основе анализа «личного дела». В итоге выдвигаются гипотезы о причинах нарушений.
Выбор метода исследования
Психологу необходимо сочетать качественный (идиографический) и количественный (номотетический) подходы к диагностике. Наиболее популярнымив работе с дошкольниками являются экспресс-методики, основанные на качественном анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий, не предполагающих громоздких процедур обработки.
Психологический диагноз
Диагноз предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как они проявляются в жизненных ситуациях. Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз.
Практические рекомендации
Последний этап диагностики - разработка рекомендаций или программы работы с ребенком. Рекомендации должны быть конкретными и понятными.
Виды диагностики в работе психолога
Н. и М. Семаго выделяют следующие виды диагностики: 1) скриниговая (направлена на выявление детей, обладающих теми или иными свойствами); 2) углубленная (проводится с отдельными детьми, нуждающимися в специальной психологической помощи); 3) динамическая (используется для прослеживания динамики развития, эффективности обучения или коррекции); 4) итоговая (для оценки состояния ребенка «на выходе», в конце определенного этапа его обучения или цикла коррекции)[3,с.85].
Проблема стандартов психодиагностики
Использование диагностики регламентируется этическими принципами [1, с.410-415] .
Специалистами разработаны специальные требования к разработчикам тестов [4, с.416-451 ]
Методы обработки данных
Для обработки полученных психодиагностических данных используют методы количественного и качественного анализа. Наиболее активно в настоящее время развиваются последние. Количественный анализ предполагает использование методов математической статистики, среди которых выделяю методы вычисления первичных описательных статистик (мер центральной тенденции, квантилей распределения и др.) и методы вторичного анализа (например, многомерные методы анализа).
Специфика диагностики детей раннего и дошкольного возраста
Специфика диагностики детей данных возрастов заключается: 1) в методах диагностики (преобладают малостандартизированных методы и методики, легко вписывающиеся в образовательный процесс; среди них ведущим является наблюдение); 2) в формах диагностики (приоритет отдается индивидуальной диагностике; к диагностике привлекаются родители и педагоги); 3) в целях и задачах (они связаны с задачами возрастного развития детей); 4) в особенностях постановки диагноза (он носит лишь вероятностный характер) и др.
Характеристика основных методов диагностики развитиядетей раннего и дошкольного возраста
Для диагностики младенцев и детей раннего возраста чаще всего используют лонгитюдную стратегию изучения. Преобладают метод наблюдения за детьми, беседы с родителями, заполнение специальных шкал развития.
Для диагностики дошкольников используют все основныегруппы методов диагностики, но с некоторыми ограничениями применяются тесты.
В настоящее время нет общего утвержденного перечня диагностических методик для педагогов-психологов ДОУ, различными специалистами разрабатываются собственные диагностические комплексы для обследования детей (Л.А. Венгера, Н.И. Гуткиной, Л.А.Ясюковой и мн. др.).
Основные понятия:
Психологическая диагностика, тест, тестовая батарея, стандартизация теста, генеральная совокупность, надежность, валидность, дискриминативность, согласованность, достоверность, стандартизированные самоотчеты, проективные техники, опросник, репертуарные решетки, экспертные оценки, корреляционный анализ.
Тема 4. Коррекционная работа педагога–психолога в ДОУ
Психокоррекция как вид психологической практики
Психологическая коррекция - это система мероприятий, направленных на исправление тех или иных расстройств, дефектов, нарушений в психике или поведении человека с помощью специальных средств психологического воздействия [3, c.81].
Отличия психокоррекции от психотерапии: 1) ориентация на клинически здоровую личность; 2) ориентация на настоящее и будущее клиентов; 3) ориентация на среднесрочную помощь; 4) направленность на изменение поведения и развитие личности клиента и др.
Виды психологической коррекции
По характеру направленности выделяют симптоматическую и каузальную коррекцию.
По содержанию различают коррекцию познавательной сферы, коррекцию личности, коррекцию аффективно-волевой сферы и т.д.
По форме работы с клиентом рассматривают индивидуальную и групповую коррекцию.
По характеру управления процессом коррекции – директивную и недирективную.
По продолжительности выделяют сверхкороткую, короткую, длительную и сверхдлительную.
По масштабу решаемых задач - общую, частную, специальную психокоррекцию [3, c.8-9] .
Принципы психокоррекции
К основным принципам психокоррекции относят: принцип единства диагностики и коррекции; принцип нормативности развития; принцип коррекции «сверху вниз», принцип коррекции «снизу вверх», принцип системности развития психической деятельности; деятельностный принцип [3;4].
Акимова М.К., Козлова В.Т. выделяют принцип коррекционности психодиагностических методик, т.е. необходимость использования в ходе коррекции таких диагностических методик, которые могут указывать перспективы и основные пути коррекции индивида, обследованного с их помощью [1] .
Цели и задачи психокоррекции
Выделяют три направления постановки коррекционных целей: оптимизация социальной ситуации развития; развитие видов деятельности; формирование возрастно-психологических новообразований.
Методы психокоррекции
Большинство методов психокоррекции можно объединить в четыре большие группы: 1) методы игротерапии; 2) методы арттерапии; 3) методы поведенческой терапии; 4) методы социальной терапии [2].
Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.
Требования к психологу подразделяют на три блока: требования к уровню теоретической подготовки; требования к уровню практической подготовки; требования к личности.
Основные понятия:
Психокоррекция, симпотоматическая и каузальная коррекция, директивная и недирективная коррекция, психотерапия.
Методы коррекционной работы с детьми
Особенности индивидуальной коррекции: показания к использованию, методы.
При индивидуальной коррекции психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Она обеспечивает конфиденциальность и глубину воздействия, но мало эффективна при решении межличностных проблем.
Показаниями к индивидуальной психокоррекции являются: 1) наличие внутриличностных проблем; 2) отказ клиента работать в группе; 3) необходимость постоянного наблюдения за клиентом; 4) сильная тревожность, заторможенность, неуверенность, страхи у клиента, низкий уровень развития его самосознания, утрата клиентом смысла жизни [3,с.268].
К методам индивидуальной коррекции относят убеждение и внушение.
Характеристика групповых методов психокоррекционной работы
При групповой коррекции психолог работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Спецификой групповой психокоррекции является использование групповой динамики.
Механизмами коррекционного воздействия являются: сообщение информации, внушение надежды, осознание универсальности страданий, альтруизм участников, развитие навыков межличностного общения, имитация, катарсис, групповая сплоченность и др.
Коррекционные группы бывают разных видов: тренинговые, группы встреч, балинтовские, гештальт-группы, группы умений, телесно-ориентированные и др.
Метод игротерапии
В психологической практике сложилось два основных подхода к использовании игры - психоаналитический и гуманистический.
Успешность игровой коррекции зависит от правильного оборудования игровой комнаты, подбора игр и игрушек, учета требований к составу группы (от 3 до 7 детей), уровня сформированности игровой деятельности детей.
Показаниями к использованию групповой игровой коррекции являются: 1) трудности коммуникации; 2) социальный инфантилизм; 3) трудности произвольной регуляции; 4) нарушения поведения; 5) трудности эмоционального развития; 6) трудности личностного развития; 7) фобии [2, с.197].
Показания для индивидуальной формы игротерапии: 1) несформированность потребности в общении; 2) стрессовое состояние; 3) асоциальное поведение; 4) детская ревность; 5) ускоренное сексуальное развитие [2, с.197-198].
Методы арттерапии
Арттерапия строится на следующих механизмах: символическом реконструировании, «отстранении», эмоциональной децентрации, катарсисе, присвоении личностных смыслов.
Видами арттерапии являются: рисуночная, библиотерапия, драмотерапия, музыкотерапия и др.
Показания для проведения арттерапии: 1) эмоциональная депривация; 2) трудности эмоционального развития; 3) повышенная тревожность, фобии; 4) межличностные конфликты; 6) дисгармоничная Я-концепция [2, с.211-212].
Использование рисунка возможно в следующих формах: 1) игры с изобразительным материалом; 2) упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции сознания; 3) предметно-тематическое, свободное и совместное рисование и др.
Помимо рисования используют и другие виды изобразительной деятельности (лепка, конструирование и т.п.)
Методы коррекции поведения
К данной группе относят метод систематической сенсибилизации и тренинги.
Метод систематической сенсибилизации разработан Д.Вольпе для преодоления тревожности и фобий. Он состоит в постепенном уменьшении чувствительности к предметам, событиям и людям, вызывающим тревожность.
Под социально-психологическим тренингом в широком смысле слова понимают практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы [3].
Общая цель CПТ - повышение компетентности в сфере общения.
Элементы СПТ могут включаться в процесс психотерапии и психокоррекции, использоваться в обучении [1].
Сходства СПТ и психотерапии (по К.Фопелю):
1. Акцент делается на развитии личности и творческого потенциала, т.е. совпадают отдельные цели.
2. Сходство социокультурного фона участников.
3. Сходство психологических механизмов, действующих в группе.
4. Совпадение в техниках и правилах работы в группе.
Различия между СПТ и психотерапией (по К.Фопелю):
1. В позиции ведущего.
2. В длительности работы группы.
3. Различия в протекании начальной и конечной стадии работы [4].
Классификация и основные виды тренинговых групп.
СПТ может проводиться в разных вариантах, в зависимости от основной цели. К возможным видам CПТ относят: тренинг партнерского общения, тренинг ведения переговоров, тренинг ассертивности, менеджерский тренинг, тренинг педагогического общения и др.
Метод социальной терапии
Этот метод основан на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценке ребенка значимым социальным окружением.
Психогимнастика
Разработала данный метод Гана Юнова.
В ходе психогимнастики используются невербальные методы групповой работы, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастическое занятие включает: 1) подготовительный этап; 2) пантомиму; 3) заключительный этап.
Основные понятия:
Групповая динамика, СПТ-группы, группы встреч, гештальт-группы, группы умения, телесноориентированные группы, арт-терапия сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика, убеждение, внушение.
Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска»
Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ.
При составлении программ коррекции опираются на общие принципы психокоррекции (например, принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; принцип единства диагностики и коррекции; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; принцип комплексностииспользования методов психокоррекции; принцип активного привлечения ближайшего окружения ребенка к участию в психокоррекции и др.) а также, на общедидактические принципы (принцип возрастания сложности, принцип учета объема и степени разнообразия материала и др.).
Виды психокоррекционных программ.Структура психокоррекционного комплекса.
Программы бывают стандартизированными и свободными.
Психокоррекционный комплекс включает следующие блоки: 1) диагностический; 2) установочный; 3) собственно коррекционный; 4) блок оценки эффективности психокоррекции.
Основные требованияк составлению психокоррекционных программ
При составлении программа учитывают необходимость: 1) четкой формулировки цели и задач; 2) выбора адекватной стратегии и тактики коррекции;3) грамотного отбора форм, методов и техник коррекции; 4) выбора времени и частоты коррекционных занятий и т.д.
Оценка эффективности психокоррекции
Эффективность оценивают с точки зрения решения реальных трудностей развития клиента, а также за счет анализа достижения целей и задач.
Категории «трудных детей»и детей «группы риска», основные причины их появления.
Смирнова Е.О. и Холмогорова В.М.выделяют группы «трудных детей» исходя из проблем в межличностных отношениях дошкольников. К ним они относят: агрессивных, обидчивых, застенчивых, демонстративных детей и детей, воспитывающихся вне семьи [9].
Дубровина И.В. выделяет несколько категорий детей «группы риска», у которых наблюдаются отклонения от нормы развития, без симптомов психического заболевания. К данной группе она относит: 1) детей с нарушениями поведения (агрессивных, вспыльчивых; пассивных, гиперактивных); 2) детей с отставаниями в психическом развитии [7,с.150-16].
Степанов В.Г. выделил три признака, составляющих содержание понятия « трудные дети» 1) наличие отклоняющегося от нормы поведения (делинквентного и девиантного); 2) нарушения поведения трудно коррегируются; 3) дети нуждаются в индивидуальном подходе.
К «трудным детям» Степанов В.Г. относит: ленивых, пассивных, неорганизованных, ненастойчивых, эгоистичных, недисциплинированных и т.д. [10].
Работа с одаренными детьми
В «Рабочей концепции одаренности» (2003) под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1,с.15] .
Виды одаренности: 1) академическая, проявляющаяся в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний; 2) интеллектуальная; 3) творческая.
Проявления детской одаренности в познавательной сфере: любопытство, любознательность, познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, склонность к творческим задачам, гибкость и оригинальность мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, хорошая память, высокая концентрация внимания, способность к оценке, выраженные интересы и склонности [8, c.59-68].
Проявления детской одаренности в психосоциальной сфере: перфекционизм, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, сверхчувствительность [8, c.69-78].
В работе с одаренными детьми, используют: 1) методы эвристического обучения (когнитивные, креативные; оргдеятельностные методы); 2) творческие занятия; 3) учебные исследования.
Работа с детьми, имеющими задержку психического развития
Основные проявления ЗПР у детей: 1) в пониженном общем запасе знаний; 2) в ограниченности представлений; 3) в малой интеллектуальной целенаправленности [4,с.82]. У таких детей наблюдаются - незрелость сложных форм поведения и быстрая истощаемость, утомляемость детей. Дети также характеризуются эмоциональной поверхностностью, непосредственностью, неспособностью к волевым усилиям, недостаточным развитием мотивации и критичности, низким уровнем развития игр с правилами, недостаточной выраженностью познавательных интересов, нарушением отдельных психических функций, нарушениями в координации движений и др.
Выделяют различные варианты ЗПР. Одна из самых популярных классификаций видов ЗПР предложена К.С. Лебединской. Она выделяет четыре вида ЗПР: 1) конституционального происхождения; 2) соматогенного происхождения; 3) психогенного происхождения; 4) церебрально-органического генеза [4,с.84].
Причины ЗПР: органические; общий дефицит общения; отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности; социальная депривация.
Дети с ЗПР проходят нейропсихологическое обследование с учетом формы ЗПР.
Основной целью психокоррекции детей с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность [4, с.104]. В ходе психокоррекции значительное внимание уделяют развитию внимания (используют диктанты с комментированием, варианты корректурных проб и игры), памяти (обучение приемам логического запоминания), мыслительных операций.
Основные направления работы с семьей детей с ЗПР: 1) оценка уровня развития ребенка с целью выявления скрытых ресурсов ребенка; 2)информирование об особенностях ребенка; 3) обучение способам взаимодействия с ребенком.
Работа с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.
К эмоциональным нарушениям относят невротические конфликты, неврозоподобные состояния, преневротические состояния и др.
Причинами данных нарушений являются биологические факторы (например, соматическая ослабленность) и психологические (особенности эмоционально-волевой сферы).
Факторы детских неврозов: 1) психические травмы; 2) нарушения системы семейных отношений; 3) преневротические патохарактерологические радикалы.
Гарбузов В.И. с коллегамивыделяет девять типов преневротического патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие; педантичность; благоразумность; тревожность; инфантильность и психомоторная нестабильность; конформность и зависимость; тревожная мнительность и замкнутость; контрастность [4,с.325].
Для неврозов характерна: 1) обратимость нарушений; 2) психогенная природа; 3) доминирование эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.
Особенности детских неврозов: 1) незавершенность симптоматики; 2) преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств; 3) отсутствие личностного переживания болезни.
Виды неврозов: 1) неврастения (астенический невроз); 2) истерический невроз; 3) невроз навязчивых состояний.
Для детейхарактерны такие формы проявления неврозов, как: невротическое заикание, тики, расстройства сна и аппетита, невротический энурез, патологические привычные действия (сосание пальца, кусание ногтей, онанизм и др.).
Психологические особенности детей с неврозами:эмоциональность, импрессивность, неустойчивость, склонность к беспокойству, выраженное чувство «Я», психологическая беззащитность, развитое чувство долга.
Основные направления психокоррекции эмоциональных нарушений: 1) смягчение эмоционального дискомфорта; 2) повышение активности и самостоятельности; 3) устранение вторичных личностных реакций (агрессивности, повышенной возбудимости, тревожной мнительности); 4) коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции [4, с.327].
К эмоциональным нарушениям также относят повышеннуютревожность удетей.Тревогу рассматривают как неблагоприятное по эмоциональной окраске состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [5,c.13].
Тревожность развивается в ситуациях: 1) внутриличностного конфликта, связанного с оценкой собственной успешности (негативные, завышенные, противоречивые требования); 2) нарушения семейного или внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками; 3) соматических нарушений [5,c.23-24].
Направления работы с тревожными детьми: 1) повышение самооценки ребенка; 2) обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; 3) обучение навыкам владения собой в травмирующих ситуациях [3,c.45].
Эмоциональные нарушения могут проявляется у детей в форме страхов. Страх - аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека [2, с. 6].
Появление страхов имеет социально-культурные (чрезмерная опека, низкая игровая активность, нервно-психические перегрузки родителей, семейные конфликты и др.) и биологические предпосылки(типологические особенности нервной системы - сензитивность и инертность) [2,с.14-24].
Наиболее часто встречающиеся страхи детей: страх отделения от матери, страх перед животными, страх смерти (с 6 лет)
Методы работы с детскими страхами: 1) рисование страхов; 2) ролевые игры игры-драматизации.
Работа с агрессивными детьми
Агрессивность в общем виде понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу или себе.
Формы проявления агрессии: 1) косвенная вербальная агрессия;2) прямая вербальная агрессия; 3) косвенная физическая агрессия; 4) прямая физическая агрессия.
Причины агрессивного поведения: 1) привлечение внимания; 2) подчеркивание собственного превосходства; 3) защита и месть; 4) стремление быть главным; 5) стремление получить желанный предмет [9,с.52].
Критерии выявления агрессивных детей: 1) высокая частота агрессивных действии (в течение часа наблюдений дети демонстрируют не менее четырех агрессивных актов); 2) преобладание прямой физической агрессии; 3) наличие враждебных агрессивных действий, направленных на физическую боль или страдание других[9, с.53].
Основные направления коррекции агрессивных детей: 1) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; 2) обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; 3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; 4) формирование эмпатии и доверия к людям [3,c.12].
Работа с детьми сСДВГ
Три основных проявления СДВГ: 1) дефицит внимания; 2) импульсивность; 3) повышенная двигательная активность. Данные проявления должны наблюдаться не мене полугода.
Психологические особенности детей с СДВГ: сложности в планировании деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, трудности в общении.
Факторы СДВГ: 1) генетические; 2) повреждения ЦНС во время беременности и родов; 3) негативные действия внутрисемейных факторов.
Пики проявления СДВГ: в 5-10 лет, 12-15 лет. Чаще СДВГ встречается у мальчиков.
Направления работы с гиперактивными детьми: 1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля); 2) развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 3) обучение способам выражения гнева в приемлемой форме [3,c.33].
Программа коррекционно-развивающий занятий должна включать:
1.название программы;
2.адресата и исполнителя;
3.обоснование актуальности темы программы; указание теоретической основы программы;
4.указание цели и задач;
5.перечисление структуры программы (разделов);
6.описание материалов и оборудования;
7.тематический план с указанием предполагаемого времени на каждую тему;
8.планы отдельных занятий;
9.список использованной литературы.
Основные понятия:
Агрессия, агрессивность, тревожность, фобии, невроз и его виды, задержка психического развития и ее виды, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, способности, задатки, одаренность и ее виды.