Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Специальные налоговые режимы: характеристика, элементы планирования

  • 👀 664 просмотра
  • 📌 607 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Специальные налоговые режимы: характеристика, элементы планирования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Специальные налоговые режимы: характеристика, элементы планирования» docx
Специальные налоговые режимы: характеристика, элементы планирования Сущность, нормативно-правовое регулирование Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательно. Специальный налоговый режим направлен на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, в первую очередь, относящихся к сфере малого предпринимательства. Сложившаяся международная практика налогообложения предусматривает по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства два основных подхода: 1) введение на фоне стандартной национальной налоговой системы совокупности налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным налогам, преимущественно по налогу на прибыль (США, Великобритания, Швеция); 2) введение особых режимов налогообложения малого бизнеса (Франция, Финляндия, Испания, Япония, Мексика, Бразилия, Беларусь, Казахстан и многие другие). Например, во Франции с учетом разделения всей предпринимательской сферы на микро-бизнес, малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес, к каждому применяются свои налоговые режимы, которые учитывают все их особенности. В Финляндии особое значение в системе поддержки малых и средних предприятий имеет комплекс мер, направленных на создание для них особого благоприятного режима в ряде отраслей и сфер производства путем предоставления налоговых, таможенных и тарифных льгот. В России специальный налоговый режим для малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения был введен в 1996 году (Федеральный закон РФ от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»). В 2003 году были внесены существенные изменения в порядок его функционирования, а также определены нормы других специальных налоговых режимов. В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрено пять видов специальных налоговых режимов (гл. 26.1 – 26.5 НК РФ): - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН); - упрощенная система налогообложения (УСН); - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП); - патентная система налогообложения (ПСН) . Основными характерными чертами реализации специальных налоговых режимов в РФ являются: - применение только отдельными категориями налогоплательщиков, отвечающими критериям, установленным Налоговым Кодексом РФ; - замена отдельных налогов и сборов, существующих в рамках общего режима налогообложения (налог на прибыль, НДС, налог на имущество), единым налогом; - установление особого порядка определения элементов налогообложения по отдельным режимам (в частности, использование вмененного дохода и корректирующих коэффициентов при определении налоговой базы в рамках ЕНВД); - действие в течение определенного периода времени; - упрощение подготовки налоговой отчетности. Два из пяти действующих в российской практике специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД) направлены на поддержку плательщиков налогов-юридических лиц, которые применяют наиболее распространенные виды деятельности и относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей охватывает не только малый бизнес, но и крупные индустриальные комплексы, так как основная цель данного режима – повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции применяется для предприятий, занимающиеся поиском, разведкой и добычей минерального сырья. Системы ЕСХН и при выполнении соглашений о разделе продукции установлены на федеральном уровне и обосновываются только нормами НК РФ. Упрощенная система налогообложения вводится в действие законами субъектов РФ, а ЕНВД – нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Переход налогоплательщика на любой из указанных выше специальных налоговых режимов осуществляется в добровольном порядке и носит уведомительный характер. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей Сельскохозяйственные товаропроизводители — это организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее переработку и реализующие эту продукцию, а также организации, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). В соответствии с законодательством ЕСХН применяется наряду с иными режимами налогообложения. Использование ЕСХН организациями предусматривает освобождение их от обязанности по уплате:  налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств согласно ст. 284 НК РФ);  налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями). Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах . Применяя ЕСХН, организации не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний. Налогоплательщиками признаются организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленном законом порядке. В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов (п. 3 ст. 346.2 НК РФ). К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации: 1) доля дохода, которых от реализации сельскохозяйственных товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 %:  производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее переработку и реализацию;  оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства;  сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие);  рыбохозяйственные организации (если средняя численность работников не превышает 300 человек); 2) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, и которые удовлетворяют законодательно установленным требованиям (ст.346.2 НК РФ). Не имеют права перейти на уплату ЕСХН субъекты, занимающиеся производством подакцизных товаров, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, а также казенные, автономные и бюджетные учреждения. Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При определении объекта налогообложения учитываются доходы: полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ); внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ). Доходами признаются фактически поступившие наличные и безналичные денежные средства, расходами  затраты после их фактической оплаты. При определении объекта налогообложения установлен закрытый перечень расходов, которые уменьшают полученные налогоплательщиками доходы. В перечень включено более 40 позиций, например: расходы на приобретение и ремонт основных средств; материальные расходы; расходы на оплату труда, обязательное и добровольное страхование работников и имущества и другие (ст.346.5 НК РФ). Налоговая база — денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, определяются исходя из рыночных цен, без включения в них налога на добавленную стоимость. Доходы и расходы при определении налоговой базы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налоговый период — календарный год. Отчетным периодом признается полугодие. Налоговая ставка установлена в размере 6% (ст.346.8 НК РФ). Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от: - видов производимой сельхозпродукции, работ и услуг; - размера доходов от реализации произведенной продукции, выполнения работ и оказания услуг; - места ведения предпринимательской деятельности; - средней численности работников. Данные меры позволят регионам установить "налоговые каникулы" по уплате ЕСХН и учесть особенности сельскохозяйственной отрасли в различных субъектах Федерации. Порядок исчисления. Единый налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщик определяет сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Порядок и сроки уплаты, подачи отчетности. Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. Юридические лица по истечении налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый платеж по ЕСХН уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. Упрощенная система налогообложения Организации могут применять упрощенную систему налогообложения. Применение УСН предусматривает уплату единого налога вместо уплаты нескольких налогов (ст. 346.11 НК РФ), а именно:  налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств согласно ст. 284 НК РФ);  налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ),  налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость). Исчисление и уплата других платежей, предусмотренных НК РФ, осуществляется плательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения. Однако организации, применяющие УСН и занимающиеся определенными ст. 427 НК РФ видами деятельности (производство, образование, здравоохранение и др.), уплачивают страховые взносы в социальные фонды на льготных условиях. Юридические лица, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 декабря текущего года. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на специальный режим налогообложения. Вновь созданная организация вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. Для лиц, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности, а также исполнение обязанностей налогового агента и контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний. Налогоплательщики. Действие данного налогового режима распространяется на субъекты малого бизнеса — организации, годовой оборот выручки которых не превышает 150 млн. руб. (ст. 346.13 НК РФ), а средняя численность работающих на предприятии не превышает 100 человек (ст. 346.12 НК РФ). Существует ряд законодательных ограничений на применение УСН. К ним относятся:  ограничения на виды деятельности: не имеют право применять данную систему банки; страховые компании; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации, занимающиеся производством подакцизных товаров; микрофинансовые организации и др.;  ограничения по организационной структуре: не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы; организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (за некоторыми исключениями), иностранные организации;  ограничения на применение других режимов налогообложения: распространяются на субъекты, перешедшие на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей или являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;  лимит на остаточную стоимость основных средств, находящихся в собственности организации, который не должен превышать 150 млн руб. Объект налогообложения в рамках упрощенной системы может выступать в одной из двух форм (ст. 346.14 НК РФ):  доходы;  доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта обложения осуществляется самим налогоплательщиком. Субъекты, применяющие УСН, могут менять объект налогообложения ежегодно, с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря предшествующего года. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. Налоговая база. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают: доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Полученные доходы могут быть уменьшены на определенные виды расходов, перечень которых приведен в ст. 346.16 НК РФ. Основными из них являются: 1) расходы на приобретение (изготовление) и ремонт основных средств (в том числе арендованных); 2) расходы на приобретение и создание нематериальных активов; 3) материальные расходы; 4) расходы на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности; 5) расходы на обязательное страхование работников, имущества и ответственности, производимые в соответствии с законодательством РФ; 6) уплата НДС по приобретенным товарам и т.п. Перечень расходов для упрощенной системы налогообложения является закрытым. Налоговой базой признается соответственно денежное выражение доходов либо доходов, уменьшенных на величину расходов организации. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях, и пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав. Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения. Убыток может быть перенесен на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет. Налогоплательщики, перешедшие по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. Налоговый период — календарный год, а отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговые ставки. В зависимости от выбранного объекта налогообложения налоговая ставка устанавливается (ст.346.20):  6 %, если объектом являются доходы;  15 %, если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом законодательно субъектами РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки, в пределах от 1 до 6 % (объект – «доходы») и от 5 до 15% (объект – «доходы, уменьшенные на величину расходов») в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случае отсутствия прибыли (при выборе в качестве объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов») налогоплательщик обязан выплатить минимальный налог в размере 1% от выручки. Порядок исчисления налога. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов (или прибыли), рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных авансов. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей), на сумму:  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное и добровольное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, обязательное медицинское страхование и т.п.;  пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50% (ст. 346. 21 НК РФ). Порядок и сроки уплаты, подачи отчетности. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-ого числа 1-го месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налог уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации (ст. 346.23 НК РФ). Налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации до 31 марта следующего года. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Единый налог на вмененный доход – специальный налоговый режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) определенный предполагаемый доход от определенных видов деятельности. При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет. Налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который регламентируется нормами Налогового кодекса РФ. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы , Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах. Нормативно-правовыми актами органов местного управления устанавливаются:  виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом (ст. 346.26 НК РФ);  значения корректирующего коэффициента – К2 (ст. 346.27 НК РФ), учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности. Уплата единого налога заменяет (в отношении предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД):  налог на прибыль организаций,  налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ),  налог на имущество организаций (за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость). Исчисление и уплата иных налогов, сборов и страховых взносов осуществляется налогоплательщиками в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Для организаций, переведенных на уплату ЕВНД, сохраняется действующий порядок ведения расчетных и кассовых операций. Статья 346.26 НК РФ содержит закрытый перечень видов предпринимательской деятельности и их характеристики, по которым может производиться уплата ЕНВД. К ним относятся: розничная торговля (площадь магазина до 150 кв. м.); общественное питание (площадь зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м.); бытовые, ветеринарные услуги; услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств; распространение и (или) размещение рекламы; услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков; услуги по временному размещению и проживанию (площадь помещений до 500 кв. м.); услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом (не более 20 транспортных средств); услуги стоянок. Режим ЕНВД не применяется в отношении перечисленных видов предпринимательской деятельности, в частности, в случае:  осуществления таких видов деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;  если среднесписочная численность персонала превышает 100 человек;  когда доля участия других организаций составляет более 25 процентов (за некоторым исключением);  если деятельность осуществляется организациями, перешедшими на уплату ЕСХН (в отношении розничной торговли и оказания услуг общественного питания);  ведения предпринимательской деятельности учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения по оказанию услуг общественного питания, если это является неотъемлемой частью их процесса функционирования. Налогоплательщиками являются организации, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения, в которых введен режим ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. Такие организации обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности в срок не позднее пяти дней с ее начала. Если по одним видам деятельности налогоплательщик применяет ЕНВД, а по другим иные системы налогообложения, то ему следует вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций. Объект налогообложения — вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на его получение. Этот показатель формируется на основе базовой доходности с помощью системы повышающих или понижающих коэффициентов. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя (ст. 346.29 НК РФ), характеризующего данный вид деятельности, с учетом значения корректирующих коэффициентов (К1 и К2). Вмененный доход = Значение физического показателя × Базовая доходность × К1 × К2. Налоговый период — квартал. Ставка единого налога составляет 15% вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ). Муниципалитеты могут устанавливать ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. Порядок и сроки уплаты. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в местный бюджет (бюджет муниципального района либо городского округа) по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика. Перечисляемый в бюджет ЕНВД может быть уменьшен на сумму (но не более, чем на 50%): - уплаченных в данном налоговом периоде (в пределах исчисленных сумм) взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование;  расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности работников (в соответствии с законодательством РФ);  платежей по договорам добровольного личного страхования работников на случай их временной нетрудоспособности. Сумма ЕНВД = Ставка налога× Вмененный доход – Страховые взносы и пособия по нетрудоспособности Налоговые декларации представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Соглашение о разделе продукции (СРП) – это договор, который определяет условия пользования недрами и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. В соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ сторонами соглашения являются:  Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;  инвесторы, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. К инвесторам относятся юридические лица, а также объединения юридических лиц (ст. 346.34 НК РФ). В соответствии с СРП Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. В СРП предусмотрены два варианта раздела произведенной продукции между государством и инвестором:  раздел, предусматривающий три уровня раздела продукции: первая из них остается в распоряжении инвестора как компенсация его затрат; вторая часть принадлежит государству, и третья — прибыльная часть продукции — также остается в распоряжении инвестора;  «прямой раздел», в котором отсутствует стадия выделения компенсационной продукции. Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции и не допускает переход с одного способа на другой, а также замену одного способа раздела продукции другим. Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, признаются организации, являющиеся инвесторами такого соглашения. При выполнении СРП налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного инвестору. Порядок налогообложения. Специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством, разделом продукции (прибыльной доли продукции, передающейся государству). То есть в отличие от других специальных налоговых режимов система налогообложения при выполнении СРП предусматривает замену ряда налогов не другим налогом, а неналоговым платежом, размер которого определяется в договорном порядке. От условий раздела продукции зависит или уплата инвестором определенных налогов, или его освобождение от их уплаты. При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов, в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству. В случае СРП с уплатой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и определением компенсационной продукции инвестор должен уплачивать следующие налоги и сборы: НДС; налог на прибыль организаций; НДПИ; платежи за пользование природными ресурсами; плату за негативное воздействие на окружающую среду; водный налог; государственную пошлину; таможенные сборы; земельный налог; акциз (ст. 346.35 НК РФ). Если СРП осуществляется на условиях прямого раздела продукции, то инвестор уплачивает: государственную пошлину; таможенные сборы; НДС; плату за негативное воздействие на окружающую среду. Инвестор освобождается от уплаты:  региональных и местных налогов (по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления);  налога на имущество организаций в отношении имущества, которое находится на балансе налогоплательщика и используется для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением;  транспортного налога при условии использования транспорта для работ по соглашению (налог уплачивается по легковым автомобилям). Законодательством предусмотрены особенности определения налоговой базы по отдельным налогам. Налог на добычу полезных ископаемых (ст. 346.37 НК РФ). Налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению как количество добытых полезных ископаемых. Сумма налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента (учитывающего динамику мировых цен на нефть и валютного курса рубля), и величины налоговой базы. При выполнении соглашений о добыче полезных ископаемых налоговые ставки, установленные в ст. 342 НК РФ, применяются с коэффициентом 0,5. Налог на прибыль организаций (ст. 346.38 НК РФ). Налогоплательщики определяют сумму налога на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения, которая является доходом от выполнения соглашения, уменьшенным на величину расходов. Доходами признаются стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору, и внереализационные доходы, определяемые ст. 250 НК РФ. Стоимость прибыльной продукции рассчитывается как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, установленной СРП. Расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные: 1) возмещаемые расходы (за счет компенсационной продукции); 2) расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу. Состав расходов, размер и порядок их признания определяются гл. 25 НК РФ. Компенсационная продукция не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции (при добыче на континентальном шельфе РФ – 90 %), передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (ст. 346.34 НК РФ), состав которых устанавливается соглашением. Налоговой базой, которая определяется по итогам каждого отчетного периода, по каждому соглашению раздельно, признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли. Налоговая ставка определяется п.1. ст. 284 НК РФ и применяется в течение всего срока действия соглашения. Налоговый и отчетный периоды по налогу устанавливаются ст. 285 НК РФ. Налог на добавленную стоимость. При выполнении соглашений налог на добавленную стоимость уплачивается в соответствии с гл. 21 НК РФ с учетом особенностей, установленных ст.346.39 НК РФ. Инвестору по СРП возмещается НДС в случае, если налоговые вычеты по нему превышают исчисленную сумму налога. При несвоевременном возмещении НДС начисляются проценты. Не подлежат налогообложению: 1) передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ; передача соответствующей доли произведенной продукции; 2) передача в собственность государства вновь созданного или приобретенного имущества, использованного для выполнения работ по соглашению. Налоговые декларации (ст.346.35 НК РФ) предоставляются по каждому налогу, соглашению отдельно от другой деятельности. Не позднее 31 декабря в налоговые органы подаются программа работ и смета расходов по соглашению на следующий год. Если вносятся изменения в программу, то их необходимо представить в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установленном соглашением порядке (ст.346.40 НК РФ).
«Специальные налоговые режимы: характеристика, элементы планирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 77 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot