Специальная психология: задачи и методы, понятие дизонтогенеза
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Предмет, задачи и методы
специальной психологии.
Понятие дизонтогенеза
Л.В.Кузнецова,
канд.психол.наук, профессор
08.12.2021
Актуальные вызовы
Во всем мире растет численность детей и подростков, испытывающих
трудности в социально-психологической адаптации, в частности школьной
адаптации. Распространенность таких нарушений составляет по разным
данным от 25 до 80 % от всего детского населения. наблюдается
прогрессивный рост численности детей и подростков с отклонениями в
развитии, различной этиологии. По оценке Агенства социальной информации
в России насчитывается до 15 миллионов инвалидов, из них не менее 1 млн.
детей.
Увеличивается количество детей,
с пограничными и сочетанными
нарушениями развития, которых нельзя с достаточной однозначностью
отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического
дизонтогенеза(своеобразного атипичного развития). Аналогичная тенденция
наблюдается и в других странах, так по ООН каждый десятый человек на
планете имеет инвалидность, имея отклонения в физическом, сенсорном
или умственном развитии [ Агентство социальной информации 2011 ].
Праотцом специальной психологии как обязательной
составляющей целостной науки о ребенке) безусловно является
Л.С.Выготский и его увлеченность педологией, как целостной на
науки о ребенке.(С.Холл) и увлеченность трудным детством в
аспекте грамотной диагностики, обучения и социализации с
учетом имеющихся в обществе стереотипов.
Л.С.Выготский счел необходимым целостный
(междисциплинарный) подход к ребенку воплотить
в науке и практике о трудном детстве –
дефектологии.Сам термин «дефектология» произошел от слияния двух
•
слов: defectus (в переводе с латыни – «отсутствие» или «недостаток») и
logos (в переводе с греческого λόγος — «учение, слово, мысль»). Наука,
изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и
психическими недостатками, а также вопросы их обучения и воспитания (то есть
психология специальная явилась обязательной составляющей дефектологии,
предшествующая обучению , воспитанию коррекции ).Как говорил Ушинский:
«Чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, его нужно сначала познать во всех
отношениях»
Но Выготский смотрел на задачи дефектологии с позиции разнообразия детской
популяции и даже включал в трудное детсво одаренных детей(см след слайд)
•
«Дефектология имеет свой, особый объект
изучения; она должна овладеть им. Процессы
детского развития, изучаемые ею,
представляют огромное многообразие форм,
почти безграничное количество различных
типов. Наука должна овладеть этим
своеобразием и объяснить его, установить
циклы и метаморфозы развития, его
диспропорции и перемещающиеся центры,
открыть законы многообразия. Далее встают
проблемы практические: как овладеть
законами этого развития.» Л.С.Выготский
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – изучает то, как ведет себя
процесс психического развития в различных
неблагоприятных условиях.
Такое развитие квалифицируют как отклоняющееся
Отклоняющееся развитие –это обычное развитие, но
протекающее в необычных(неблагоприятных)
условиях, патогенная сила которых превышает
компенсаторные возможности индивида.
В результате изменяется работа отдельных
психических функций и систем на уровне
микрогенеза психики, что в свою очередь
затрудняет усвоение социально-исторического
опыта в процессе общения и деятельности и
приводит к замедлению возрастного развития
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологической науки, изучающая закономерности различных
вариантов отклоняющегося развития ;
- разрабатывает
методы психологической диагностики отклонений в
развитии.
-Разабатывает
коррекционные
психологические
технологии
непосредственного и опосредованного воздействия на человека;
- изучает
психологические условия эффективной образовательной и
социальной интеграции(инклюзии) и разрабатывает соответствующие
технологии
.
Психология лиц с ментальной
сурдопсихология
тифлопсихология)
инвалидностью(олигофренопсихол
огия)
-
психология лиц с пограничными
состояниями, типа ЗПР, СДВГ,
психология лиц с недостатками
опорно-двигательного аппарат.
психология лиц с РАС. психопатии
психология лиц с сочетанными
нарушениями развития
ПРИНЦИПЫ и методы СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Категориальный аппарат представляет собой систему
понятий воспроизводящих разные стороны изучаемого
наукой объекта. В используемых специальной психологией
категориях можно выделить две большие группы.
Первая группа — это
общепсихологические
понятия, отражающие
родство данной дисциплины
с психологической наукой в
целом.
Вторая группа составляет
класс специальнопсихологических категорий
или терминов из смежных
дисциплин.
«психическая деятельность»
«дизонтогенез»
«сознание»
«компенсация»
«личность»
«коррекция»
«мотив»
«реабилитация»
«смысловая сфера» и многие
другие
Абилитация и др
Оптимальные механизмы «нормализации» развития:
Компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных функций
путем использования сохранных или перестройка частично
нарушенных функций ( превращение минус дефекта в плюс
компенсации)
Реабилитация- Восстановление отдельных нарушенных функций
организма, а также восстановление в правах и возможностях
человека(групп людей), достигаемое применением комплекса
медицинских, психолого-педагогических и социальных
мероприятий
Абилитация - Система психолого-педагогических и лечебных
мероприятий с целью предупреждения и преодоления
патологических состояний у детей раннего возраста, препятствующих
их нормальному психофизическому и социальному развитию
Коррекция - Система психолого-педагогических мероприятий
мероприятий, направленных на преодоление или ослабление
недостатков психического и физического развития
ПСИХО- и
НЕЙРОФИЗИОЛОГИ
Я
Специальная
педагогика
генетика
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Социальная
психология
ВОЗРАСТНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
психиатрия
неврология
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Лабораторный
психологический
эксперимент
индивидуальный
групповой
Наблюдение и
естественный
эксперимент
За поведением, игрой, взаимоотношениями,
анализ письменных работ , изучение
рисунков, объектов, производимых в
процессе творчества и др.видов активности
Анкетирование
Тесты
Беседа
Сбор психологического
анамнеза
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
•раскрытие
закономерностей развития и проявлений психики,
общих для нормально развивающихся детей(нейротипичных) и
детей с нарушениями в развитии;
исследование закономерностей развития и проявлений психики,
специфичных для лиц с нарушениями в развитии;
•
изучение нарушений в развитии и формировании конкретных
форм психической деятельности и психических процессов у
различных групп аномальных (атипичных) детей;
•
выявление путей, средств и способов компенсации различных
атипичных вариантов развития как в детском и подростковом, так
более старшем возрастах
•
разработка методов психологической диагностики отклонений в
развитии и дифференциальной диагностики между сходными
вариантами атипичного развития
•
Понятия,
используемые
для
обозначения
особого(атипичного), нестандартного развития;
Аномальное(абнормальное) развитие,
: нарушенное развитие, иное,
особое, атипичное развитие( в противоположность нейротипичному),
«дети группы риска»
Exceptional children, Children with special needs(educational)(rights)
Люди с ограниченными возможностями здоровья- совр. закон.в соц. и
педаг. обл.
В медицине остался терм. «инвалидность»
В психол.- психический дизонтогенез
«Центральное положение современной дефектологии
следующее:
всякий дефект создает стимулы для выработки
компенсации.», .Л.С. Выготский, С 9
Главная задача специалиста _:
Превращение «минус дефекта в плюс компенсации»(
Л.С.Выготский) через принятие, «слушание» ,
повышение позитивного самовосприятия у человека,
использование специальных методик по нахождению
«обходных путей»!
Психологическийдиагноз.
Отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности
« психологических переменных, обусловливающих
определенные параметры деятельности или состояния
обследуемого» (А.Ф.Ануфриев)
Психологический синдром - система взаимосвязанных
нарушений комплекса психических процессов
(симптомов), возникающая в результате нарушения
некоторого синдромообразующего фактора или
нескольких факторов.
Медицинский синдром - это сочетание симптомов,
характерное для определенной нозологии.
)
Психологические синдромы школьной неуспешности
Сопоставление влияния факторов, определяющих
школьную неуспешность в рамках феномена
школьной неуспешности, позволяет выделить и
описать ряд(11) типов психического развития
(«психологических синдромов») неуспешных в
учебной деятельности школьников, что позволит
разработать
вариативную модель психологопедагогического
сопровождения
младших
школьников
в
рамках
индивидуальнодифференцированного
подхода.(Л.В.Кузнецова,
М.С.Староверова, 2008)
Органич.фон не отягощен, социально благополучные
I-синдром несформированности произвольной регуляции Д.
на фоне гиперопеки(110-119-78%; 90-109-28 %);
II – синдром школьной тревожности при повышенной
требовательности родителей(90-109-57,2%;110-119-42,8%);
Органич.фон не отягощен, социально НЕблагополучные
III – синдром интеллектуальной пассивности(90-109)
IV – синдром недоразвития речевой сферы на фоне
педагогической запущенности(80-89)
Органический фон отягощен, социально благополучные
V. Синдром снижения работоспособности общей соматической
ослабленности и ММД(90-109-);
VI. Синдром эмоционально-волевой незрелости на соматическом фоне(110119-96%);
VII. Синдром дефицитарности межанализаторных связей на фоне тяжелой
соматической патологии и дисфункции ЦНС(80-89);
Органический фон отягощен, социально НЕблагополучные
VIII. Синдром парциальных нарушений базовых психических функций и
вторичной несформированности ВПФ(90-109);
IX. Синдром пограничного интеллектуального развития(80-89) и
недоразвития произвольной регуляции деятельности;
X. Синдром сниженного интеллектуального развития(70-79)
XI. Синдром выраженной школьной дезадаптации(70-72)
Неуспешность школьника- это результирующая «степени
исключительности» ребенка, с одной стороны, и «меры его
понимания» со стороны ближайшего окружения, с другой
•
Профиль индивидуального стиля учебной деятельности( с
выделением нарушенных и сохранных) компонентов
обученность
обучаемость
ОУУН - В
внимание
ОУУН( Гмыслительные
операции)
память
Особая роль в разработке
научных основ диагностики
детей с отклонениями в
развитии принадлежит Л.С.
Выготскому (1896–1934).
Выготский рассматривал
личность ребенка в
развитии, в неразрывной
связи с тем воздействием,
которое оказывают на него
воспитание, обучение и
среда.
В работе «Диагностика развития и педологическая клиника
трудного детства» (1931) Выготский предложил схему
педологического * исследования детей, которая включает в себя
следующие пункты:1. Тщательно собранные жалобы родителей,
самого ребенка, воспитательного учреждения.
2. Историю развития ребенка.
•
З. Симптоматологию (научное констатирование, описание и
определение симптомов) развития.
•
4. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов
образования данного симптомокомплекса).
•
5. Прогноз (предсказание характера детского развития).
•
6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.
•
Виды норм развития
Средне- статистическая норма – это такой уровень психосоциального
развития человека, который соответствует средним качественноколичественным показателям, полученным при обследовании
представительной группы популяции людей одного возраста, пола и
культуры. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных
показателей психического состояния ребенка при определении характера
основного нарушения, его выраженности необходима на этапе
диагностики.
Функциональная норма – это своего рода индивидуальная норма развития,
которая является отправной точкой и одновременно целью
реабилитационной работы с человеком, независимо от характера
имеющихся у него нарушений. В концепции функциональной нормы лежит
представление о неповторимости пути развития каждого человека, а
также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только
в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека.
Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности в
оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень
функциональной нормы.
При квалификации тех или иных особенностей детского поведения как
отклонений представляется целесообразным учитывать следующие критерии:
-изменение привычного для данного ребенка поведения в целом:
несоответствие поведения половозрастным нормам развития, принятым в
данной культуре;
- длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка;
- тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения( изредка возникающее
своеобразие вполне допустимо, длительные и часто повторяющиеся
расстройства поведения и эмоционально-личностного развития говорят о
наличии серьезной причины);
-множественность своеобразных черт( более пристальное междисциплинарное
внимание должно быть уделено детям с множественными поведенческими и
эмоциональными отклонениями, особенно в сочетании с нарушениями в других
характеристиках психической деятельности);
-специфичность возникновения своеобразного поведения, что указывает на
социальный характер причины его возникновения
-
Факторы отклоняющегося развития
Факторыэто постоянно действующие обстоятельства, вызывающие
устойчивые изменения того или иного признака
По времени воздействия факторы делятся на:
Пренатальные( 9 мес от момента зачатия до родов)
Натальные(перинатальные) ( родовая деятельность)
Постнатальные( после родов до з-х лет)
4 условия фактора), необходимые для нормального развития
ребенка ( А.Р.Лурия и Г.М.Дульнев):
•
1-е – нормальная работа головного мозга и его коры(индекс
повреждения головного мозга); баланс между
раздражительными и тормозными процессами, анализ и
синтез информации,взаимодействие между блоками мозга
•
2-е – нормальное физическое развитие ребенка и связанное с
ним сохранение нормальной работоспособности ,
оптимального тонуса нервных центров;
•
3-е – сохранность органов чувств, обеспечивающих связь с
внешним миром;
•
4-е – систематичность и последовательность обучения в
семье, общеобразовательных организациях
•
Понятие «дизонтогенеза» .(1927 г. Швальбе).Непрогредиентные
болезненные состояния, своего рода пороки развития.
Подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но
представляющие собой его патологическую модификацию,
затруднящее полноценное психосоциальное развитие без
соответствующей специальной психолого-педагогической, а в
некоторых случаях и медицинскоц помощи
•
Возрастная обусловленность дизонтогенетического расстройства
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет «борьба» между
незрелостью и фондом роста или развития.
Наиболее уязвимые периоды- период «первичной незрелости»- до 3-х лет и
период пубертата- перестройка на «взрослое» функционирование.
Уровни нервно-психического реагирования на различные патогенные
воздействия:
- сомато-вегетативный 0-3
- психомоторный 3-7
- аффективный 7-12
- эмоционально-идеаторный 12-16
Типология атипичного развития(дизонтогенеза)
в зависимости от причин
Повреждение ЦНС
психическое недоразвитие- стойкое
умственная отсталость и парциальное, обратимое задержка психического развития;
•
Повреждение анализаторов
двигательной сферы, речи;
•
наруш. слуха, зрения,
Нарушение эмоционально-волевой сферы(аффективной
регуляции деятельности) тревожно-фобические и
аутистические расстройства ) и поведения психопатии
•
Отклоняющееся развитие - обычное развитие, но
протекающее в неблагоприятных условиях, патогенная сила
которых превышает компенсаторные возможности человека
Параметры дизонтогенеза – показатели, значения которых служат для
различения элементов какого-либо множества.
В данном случае для различения типов нарушенного развития
1.Время повреждения(хроногенность)
2. Локализация и(или) иррадиированность
3. Интенсивность
4. характер нарушения межфункциональных связей
5.структура нарушенного развития: первичные(ядерные),
вторичные(специфические), третичные( неспецифические)
1. Время возникновения – врожденные, приобретенные, возраст
возникновения( в период доминирования Незрелости или Фонда Роста(
сформированности организма);
2.Этиология – раннее органическое повреждение головного мозга:
- хромосомно-генетические(синдром Дауна, фенилкетонурия)
- гипоксические- кислородная недостаточность
- токсические вследствие воздействия тератогенов ( от греч. «чудовище»,
«урод» рождаю)- билог., химических, лекарств. радиоактивных
воздействий на организм матери и ребенка;
- травматические – сдавление мозга во время родов, кровоизлияния в
мозг;
- воспалительные – менингит, энцефалит;
- вирусные инфекционные- краснуха,грипп, токсоплазмоз;
- внутрисекреторно-гормональные – врожденная недостаточность
щитовидной железы- миксидема,кретинизм;
- внутричерепные новообразования- опухоли;
- др.факторы , действ. отдельно или комплексно
3. Интенсивность и распространение патологических процессов –
системные или локальные поражения
4. Степень нарушения межфункциональных и межполушарных связей
Понятие функциональной системы- прижизненно формирующееся
образование, интегрирующее значительное число анатомических и
физиологических структур, расположенных в разных частях нервной
системы, но объедененных для выполнения одной задачи.
(Анохин П.К.)
Дефект(повреждение или недоразвитие) какой- либо органич.структуры )
создает уклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая
выпадение отдельных психических функций или целого комплекса психич.
Проявлений. В результате требуется более или менее существенная
перестройка всего развития и нарушается нормальное течение процесса
врастания ребенка в культуру. КУЛьТУРА ПРИНОРОВЛЕНА
преимущественно к типичному человеку
Задания к 2 занятию
Задания
Выделите 5-6 метафорических определений деятельности помогающего
специалиста( на примере дефектологии), сформулированные М.Беркович,
которые по вашему мнению отражают и деятельность психолога и
прокомментируйте (письменно)
Эссе «Что значит быть нормальным»(письменно. Объем- на усмотрение
автора)
•
Проанализировать фильм «Клеймо», по алгоритму «Метод сопереживания
ситуации»(письменно)
•
Каждое занятие начинается с проверки домашнего задания
Метод сопереживания ситуации»
Используя приведенный ниже алгоритм проанализируйте документальный фильм
«КЛЕЙМО» (письменно ) :
Уровень первых впечатлений
Опишите свои первые впечатления от увиденного
Какими моментами вашего собственного жизненного опыта можно объяснить вашу
первую реакцию
•
•
Уровень эмоциональной реакции
Последовательно постарайтесь проникнуть в чувства героев фильма.Попробуйте
поставить себя на место героев фильма( хотя бы двух-трех по вашему выбору):
проанализируйте свои чувства
•
•
Опишите спектр чувств, испытанных вами при просмотре этого фильма.
•
Избегайте оценочных суждений – только описывайте свои ощущения
•
Уровень рационального постижения
Обозначьте вопросы, которые можно отнести к области содержательной
психологической помощи и профессиональной этики
•
Литература
Специальная психология.учебник/ под.
Ред.В.И.Лубовского.М.Юрайт,2017
•
–Основы
специальной психологии/ под ред.Кузнецовой Л.В.
,М.Академия ..- М.:Педагогика 1998,2010
«Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, том 5
«Основы дефектологии»
•
Беркович М. Нестрашный мир.2009
•
Лебединский В.В, Нарушения психического развития в
детском возрасте.М.2003
•