Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Специальная психология: задачи и методы, понятие дизонтогенеза

  • ⌛ 2021 год
  • 👀 1627 просмотров
  • 📌 1557 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Специальная психология: задачи и методы, понятие дизонтогенеза
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Специальная психология: задачи и методы, понятие дизонтогенеза» pdf
Предмет, задачи и методы специальной психологии. Понятие дизонтогенеза Л.В.Кузнецова, канд.психол.наук, профессор 08.12.2021 Актуальные вызовы Во всем мире растет численность детей и подростков, испытывающих трудности в социально-психологической адаптации, в частности школьной адаптации. Распространенность таких нарушений составляет по разным данным от 25 до 80 % от всего детского населения. наблюдается прогрессивный рост численности детей и подростков с отклонениями в развитии, различной этиологии. По оценке Агенства социальной информации в России насчитывается до 15 миллионов инвалидов, из них не менее 1 млн. детей. Увеличивается количество детей, с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя с достаточной однозначностью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза(своеобразного атипичного развития). Аналогичная тенденция наблюдается и в других странах, так по ООН каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, имея отклонения в физическом, сенсорном или умственном развитии [ Агентство социальной информации 2011 ]. Праотцом специальной психологии как обязательной составляющей целостной науки о ребенке) безусловно является Л.С.Выготский и его увлеченность педологией, как целостной на науки о ребенке.(С.Холл) и увлеченность трудным детством в аспекте грамотной диагностики, обучения и социализации с учетом имеющихся в обществе стереотипов. Л.С.Выготский счел необходимым целостный (междисциплинарный) подход к ребенку воплотить в науке и практике о трудном детстве – дефектологии.Сам термин «дефектология» произошел от слияния двух • слов: defectus (в переводе с латыни – «отсутствие» или «недостаток») и logos (в переводе с греческого λόγος — «учение, слово, мысль»). Наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, а также вопросы их обучения и воспитания (то есть психология специальная явилась обязательной составляющей дефектологии, предшествующая обучению , воспитанию коррекции ).Как говорил Ушинский: «Чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, его нужно сначала познать во всех отношениях» Но Выготский смотрел на задачи дефектологии с позиции разнообразия детской популяции и даже включал в трудное детсво одаренных детей(см след слайд) • «Дефектология имеет свой, особый объект изучения; она должна овладеть им. Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное многообразие форм, почти безграничное количество различных типов. Наука должна овладеть этим своеобразием и объяснить его, установить циклы и метаморфозы развития, его диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее встают проблемы практические: как овладеть законами этого развития.» Л.С.Выготский СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – изучает то, как ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных условиях. Такое развитие квалифицируют как отклоняющееся Отклоняющееся развитие –это обычное развитие, но протекающее в необычных(неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида. В результате изменяется работа отдельных психических функций и систем на уровне микрогенеза психики, что в свою очередь затрудняет усвоение социально-исторического опыта в процессе общения и деятельности и приводит к замедлению возрастного развития СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ отрасль психологической науки, изучающая закономерности различных вариантов отклоняющегося развития ; - разрабатывает методы психологической диагностики отклонений в развитии. -Разабатывает коррекционные психологические технологии непосредственного и опосредованного воздействия на человека; - изучает психологические условия эффективной образовательной и социальной интеграции(инклюзии) и разрабатывает соответствующие технологии . Психология лиц с ментальной сурдопсихология тифлопсихология) инвалидностью(олигофренопсихол огия) - психология лиц с пограничными состояниями, типа ЗПР, СДВГ, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарат. психология лиц с РАС. психопатии психология лиц с сочетанными нарушениями развития ПРИНЦИПЫ и методы СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Категориальный аппарат представляет собой систему понятий воспроизводящих разные стороны изучаемого наукой объекта. В используемых специальной психологией категориях можно выделить две большие группы. Первая группа — это общепсихологические понятия, отражающие родство данной дисциплины с психологической наукой в целом. Вторая группа составляет класс специальнопсихологических категорий или терминов из смежных дисциплин. «психическая деятельность» «дизонтогенез» «сознание» «компенсация» «личность» «коррекция» «мотив» «реабилитация» «смысловая сфера» и многие другие Абилитация и др Оптимальные механизмы «нормализации» развития: Компенсация - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройка частично нарушенных функций ( превращение минус дефекта в плюс компенсации) Реабилитация- Восстановление отдельных нарушенных функций организма, а также восстановление в правах и возможностях человека(групп людей), достигаемое применением комплекса медицинских, психолого-педагогических и социальных мероприятий Абилитация - Система психолого-педагогических и лечебных мероприятий с целью предупреждения и преодоления патологических состояний у детей раннего возраста, препятствующих их нормальному психофизическому и социальному развитию Коррекция - Система психолого-педагогических мероприятий мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития ПСИХО- и НЕЙРОФИЗИОЛОГИ Я Специальная педагогика генетика НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Социальная психология ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ психиатрия неврология ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Лабораторный психологический эксперимент индивидуальный групповой Наблюдение и естественный эксперимент За поведением, игрой, взаимоотношениями, анализ письменных работ , изучение рисунков, объектов, производимых в процессе творчества и др.видов активности Анкетирование Тесты Беседа Сбор психологического анамнеза ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ •раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей(нейротипичных) и детей с нарушениями в развитии; исследование закономерностей развития и проявлений психики, специфичных для лиц с нарушениями в развитии; • изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных (атипичных) детей; • выявление путей, средств и способов компенсации различных атипичных вариантов развития как в детском и подростковом, так более старшем возрастах • разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии и дифференциальной диагностики между сходными вариантами атипичного развития • Понятия, используемые для обозначения особого(атипичного), нестандартного развития; Аномальное(абнормальное) развитие, : нарушенное развитие, иное, особое, атипичное развитие( в противоположность нейротипичному), «дети группы риска» Exceptional children, Children with special needs(educational)(rights) Люди с ограниченными возможностями здоровья- совр. закон.в соц. и педаг. обл. В медицине остался терм. «инвалидность» В психол.- психический дизонтогенез «Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации.», .Л.С. Выготский, С 9 Главная задача специалиста _: Превращение «минус дефекта в плюс компенсации»( Л.С.Выготский) через принятие, «слушание» , повышение позитивного самовосприятия у человека, использование специальных методик по нахождению «обходных путей»! Психологическийдиагноз. Отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности « психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или состояния обследуемого» (А.Ф.Ануфриев) Психологический синдром - система взаимосвязанных нарушений комплекса психических процессов (симптомов), возникающая в результате нарушения некоторого синдромообразующего фактора или нескольких факторов. Медицинский синдром - это сочетание симптомов, характерное для определенной нозологии. ) Психологические синдромы школьной неуспешности Сопоставление влияния факторов, определяющих школьную неуспешность в рамках феномена школьной неуспешности, позволяет выделить и описать ряд(11) типов психического развития («психологических синдромов») неуспешных в учебной деятельности школьников, что позволит разработать вариативную модель психологопедагогического сопровождения младших школьников в рамках индивидуальнодифференцированного подхода.(Л.В.Кузнецова, М.С.Староверова, 2008) Органич.фон не отягощен, социально благополучные I-синдром несформированности произвольной регуляции Д. на фоне гиперопеки(110-119-78%; 90-109-28 %); II – синдром школьной тревожности при повышенной требовательности родителей(90-109-57,2%;110-119-42,8%); Органич.фон не отягощен, социально НЕблагополучные III – синдром интеллектуальной пассивности(90-109) IV – синдром недоразвития речевой сферы на фоне педагогической запущенности(80-89) Органический фон отягощен, социально благополучные V. Синдром снижения работоспособности общей соматической ослабленности и ММД(90-109-); VI. Синдром эмоционально-волевой незрелости на соматическом фоне(110119-96%); VII. Синдром дефицитарности межанализаторных связей на фоне тяжелой соматической патологии и дисфункции ЦНС(80-89); Органический фон отягощен, социально НЕблагополучные VIII. Синдром парциальных нарушений базовых психических функций и вторичной несформированности ВПФ(90-109); IX. Синдром пограничного интеллектуального развития(80-89) и недоразвития произвольной регуляции деятельности; X. Синдром сниженного интеллектуального развития(70-79) XI. Синдром выраженной школьной дезадаптации(70-72) Неуспешность школьника- это результирующая «степени исключительности» ребенка, с одной стороны, и «меры его понимания» со стороны ближайшего окружения, с другой • Профиль индивидуального стиля учебной деятельности( с выделением нарушенных и сохранных) компонентов обученность обучаемость ОУУН - В внимание ОУУН( Гмыслительные операции) память Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л.С. Выготскому (1896–1934). Выготский рассматривал личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывают на него воспитание, обучение и среда. В работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931) Выготский предложил схему педологического * исследования детей, которая включает в себя следующие пункты:1. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения. 2. Историю развития ребенка. • З. Симптоматологию (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития. • 4. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса). • 5. Прогноз (предсказание характера детского развития). • 6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение. • Виды норм развития Средне- статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественноколичественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей одного возраста, пола и культуры. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных показателей психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности необходима на этапе диагностики. Функциональная норма – это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. В концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека. Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы. При квалификации тех или иных особенностей детского поведения как отклонений представляется целесообразным учитывать следующие критерии: -изменение привычного для данного ребенка поведения в целом: несоответствие поведения половозрастным нормам развития, принятым в данной культуре; - длительность отмечаемого своеобразия в поведении ребенка; - тяжесть и частота наблюдаемых симптомов нарушения( изредка возникающее своеобразие вполне допустимо, длительные и часто повторяющиеся расстройства поведения и эмоционально-личностного развития говорят о наличии серьезной причины); -множественность своеобразных черт( более пристальное междисциплинарное внимание должно быть уделено детям с множественными поведенческими и эмоциональными отклонениями, особенно в сочетании с нарушениями в других характеристиках психической деятельности); -специфичность возникновения своеобразного поведения, что указывает на социальный характер причины его возникновения - Факторы отклоняющегося развития Факторыэто постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака По времени воздействия факторы делятся на: Пренатальные( 9 мес от момента зачатия до родов) Натальные(перинатальные) ( родовая деятельность) Постнатальные( после родов до з-х лет) 4 условия фактора), необходимые для нормального развития ребенка ( А.Р.Лурия и Г.М.Дульнев): • 1-е – нормальная работа головного мозга и его коры(индекс повреждения головного мозга); баланс между раздражительными и тормозными процессами, анализ и синтез информации,взаимодействие между блоками мозга • 2-е – нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности , оптимального тонуса нервных центров; • 3-е – сохранность органов чувств, обеспечивающих связь с внешним миром; • 4-е – систематичность и последовательность обучения в семье, общеобразовательных организациях • Понятие «дизонтогенеза» .(1927 г. Швальбе).Непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки развития. Подчиняющиеся тем же законам, что и нормальное развитие, но представляющие собой его патологическую модификацию, затруднящее полноценное психосоциальное развитие без соответствующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинскоц помощи • Возрастная обусловленность дизонтогенетического расстройства В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет «борьба» между незрелостью и фондом роста или развития. Наиболее уязвимые периоды- период «первичной незрелости»- до 3-х лет и период пубертата- перестройка на «взрослое» функционирование. Уровни нервно-психического реагирования на различные патогенные воздействия: - сомато-вегетативный 0-3 - психомоторный 3-7 - аффективный 7-12 - эмоционально-идеаторный 12-16 Типология атипичного развития(дизонтогенеза) в зависимости от причин Повреждение ЦНС психическое недоразвитие- стойкое умственная отсталость и парциальное, обратимое задержка психического развития; • Повреждение анализаторов двигательной сферы, речи; • наруш. слуха, зрения, Нарушение эмоционально-волевой сферы(аффективной регуляции деятельности) тревожно-фобические и аутистические расстройства ) и поведения психопатии • Отклоняющееся развитие - обычное развитие, но протекающее в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности человека Параметры дизонтогенеза – показатели, значения которых служат для различения элементов какого-либо множества. В данном случае для различения типов нарушенного развития 1.Время повреждения(хроногенность) 2. Локализация и(или) иррадиированность 3. Интенсивность 4. характер нарушения межфункциональных связей 5.структура нарушенного развития: первичные(ядерные), вторичные(специфические), третичные( неспецифические) 1. Время возникновения – врожденные, приобретенные, возраст возникновения( в период доминирования Незрелости или Фонда Роста( сформированности организма); 2.Этиология – раннее органическое повреждение головного мозга: - хромосомно-генетические(синдром Дауна, фенилкетонурия) - гипоксические- кислородная недостаточность - токсические вследствие воздействия тератогенов ( от греч. «чудовище», «урод» рождаю)- билог., химических, лекарств. радиоактивных воздействий на организм матери и ребенка; - травматические – сдавление мозга во время родов, кровоизлияния в мозг; - воспалительные – менингит, энцефалит; - вирусные инфекционные- краснуха,грипп, токсоплазмоз; - внутрисекреторно-гормональные – врожденная недостаточность щитовидной железы- миксидема,кретинизм; - внутричерепные новообразования- опухоли; - др.факторы , действ. отдельно или комплексно 3. Интенсивность и распространение патологических процессов – системные или локальные поражения 4. Степень нарушения межфункциональных и межполушарных связей Понятие функциональной системы- прижизненно формирующееся образование, интегрирующее значительное число анатомических и физиологических структур, расположенных в разных частях нервной системы, но объедененных для выполнения одной задачи. (Анохин П.К.) Дефект(повреждение или недоразвитие) какой- либо органич.структуры ) создает уклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая выпадение отдельных психических функций или целого комплекса психич. Проявлений. В результате требуется более или менее существенная перестройка всего развития и нарушается нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру. КУЛьТУРА ПРИНОРОВЛЕНА преимущественно к типичному человеку Задания к 2 занятию Задания Выделите 5-6 метафорических определений деятельности помогающего специалиста( на примере дефектологии), сформулированные М.Беркович, которые по вашему мнению отражают и деятельность психолога и прокомментируйте (письменно) Эссе «Что значит быть нормальным»(письменно. Объем- на усмотрение автора) • Проанализировать фильм «Клеймо», по алгоритму «Метод сопереживания ситуации»(письменно) • Каждое занятие начинается с проверки домашнего задания Метод сопереживания ситуации» Используя приведенный ниже алгоритм проанализируйте документальный фильм «КЛЕЙМО» (письменно ) : Уровень первых впечатлений Опишите свои первые впечатления от увиденного Какими моментами вашего собственного жизненного опыта можно объяснить вашу первую реакцию • • Уровень эмоциональной реакции Последовательно постарайтесь проникнуть в чувства героев фильма.Попробуйте поставить себя на место героев фильма( хотя бы двух-трех по вашему выбору): проанализируйте свои чувства • • Опишите спектр чувств, испытанных вами при просмотре этого фильма. • Избегайте оценочных суждений – только описывайте свои ощущения • Уровень рационального постижения Обозначьте вопросы, которые можно отнести к области содержательной психологической помощи и профессиональной этики • Литература Специальная психология.учебник/ под. Ред.В.И.Лубовского.М.Юрайт,2017 • –Основы специальной психологии/ под ред.Кузнецовой Л.В. ,М.Академия ..- М.:Педагогика 1998,2010 «Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, том 5 «Основы дефектологии» • Беркович М. Нестрашный мир.2009 • Лебединский В.В, Нарушения психического развития в детском возрасте.М.2003 •
«Специальная психология: задачи и методы, понятие дизонтогенеза» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot