Специальная оценка условий труда
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Согласно статьи 212 Трудового кодекса РФ в обязанности работодателя по
обеспечению безопасных условий и охраны труда входит проведение специальной оценки
условий труда и информирование работников об условиях и охране труда на рабочих
местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им
компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Специальная оценка условий труда введена с 1 января 2014 года. Вместо приказа
Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» был принят Федеральный закон
№ 426 от 28 декабря 2013 г.
Основными нормативными документами специальной оценки условий труда являются:
Трудовой кодекс РФ от 30.12. 2001 № 197-ФЗ [1] с изменениями;
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда»
[2];
Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января
2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий
труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы
отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
(с изменениями) [3];
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона
«О специальной оценке условий труда» [4];
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об
аккредитации в национальной системе аккредитации» [5].
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно
выполняемых процедур по выявлению и оценке уровня воздействия вредных и опасных
факторов производственной среды и трудового процесса на работников.
Специальная оценка условий труда предусматривает переход от формального
«списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных
условиях труда. При специальной оценке условий труда учитывается исключительно
фактическое вредное и (или) опасное воздействие на организм работника. Такой переход
предполагает экономически объективную дифференциацию затрат работодателей и
государства в зависимости от степени фактической вредности и опасности условий труда
на конкретном рабочем месте.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА – единый комплекс последовательно
осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов
производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на
работника с учетом отклонения их фактических значений от нормативов и
применения средств защиты. Спецоценка проводится 1 раз в 5 лет
Спецоценка не проводится в отношении условий труда:
надомников;
дистанционных работников;
работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями, физическими лицами, не
являющимися индивидуальными предпринимателями.
Проведение спецоценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих
и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на
дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых
работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. При этом трудовые отношения
между членами семьи надомника и работодателем не возникают.
Статья 312.1 ТК РФ: «Дистанционной работой является выполнение определенной
трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала,
представительства,
иного
обособленного
структурного
подразделения
(включая
расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или
объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии
использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления
взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением,
информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети
«Интернет».
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ЭТО
ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ
ПРАВО НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
ПРАВО ТРЕБОВАТЬ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЭТО
УПРАВЛЕНИЕ
ИЗДЕРЖКАМИ,
СВЯЗАННЫМИ
С
НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ
УСЛОВИЯМИ ТРУДА
СТИМУЛ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТРУДА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ЭТО
ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
ПОБУЖДЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ
Права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий
труда
работодатель вправе:
1) требовать от организации, проводящей спецоценку, обоснования результатов ее
проведения;
2) проводить внеплановую спецоценку;
3) требовать от организации, проводящей спецоценку, документы, подтверждающие ее
соответствие установленным требованиям (ст. 19 ФЗ№ 426-ФЗ);
4) обжаловать действия (бездействие) организации, проводящей спецоценку (ст. 26 ФЗ №
426-ФЗ).
Работодатель обязан:
1) обеспечить проведение спецоценки, в том числе внеплановой спецоценки;
2) предоставить организации, проводящей спецоценку, необходимые сведения, документы
и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также
разъяснения по вопросам проведения спецоценки;
3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на
сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении спецоценки и влияющих
на результаты ее проведения;
4) ознакомить в письменной форме работника с результатами;
5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения спецоценки;
6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников.
Работник вправе:
1) присутствовать при проведении спецоценки на его рабочем месте;
2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку,
эксперту организации, проводящей спецоценку (эксперт), за получением разъяснений по
вопросам проведения спецоценки;
3) обжаловать результаты проведения спецоценки (ст. 26 ФЗ № 426-ФЗ).
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте
спецоценки.
Организация, проводящая спецоценку, вправе:
1) отказаться от проведения спецоценки, если при ее проведении возникла либо может
возникнуть угроза жизни или здоровью работников этой организации;
2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального
государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных
органов.
Организация, проводящая спецоценку, обязана:
1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной
профсоюзной организации обоснования результатов проведения спецоценки, а также
давать работникам разъяснения по вопросам проведения спецоценки на их рабочих местах;
2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие
установленным требованиям (ст. 19 ФЗ № 426-ФЗ);
3) применять утвержденные и аттестованные методы исследований (испытаний) и
методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие
поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства
измерений;
4) не приступать к проведению спецоценки либо приостанавливать её проведение в
случаях:
непредставления работодателем необходимых сведений, документов и информации,
которые предусмотрены гражданско-правовым договором и которые характеризуют
условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения
спецоценки;
отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований
(испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных
производственных факторов;
5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой
организации в связи с осуществлением деятельности. Спецоценка, проводимая в
организациях, где может быть разглашена государственная или иная тайна, должна
проводится с учетом требований законодательства Российской Федерации о
государственной и об иной охраняемой законом тайне.
Применение результатов проведения спецоценки. Результаты могут
применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда
работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске
повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных
производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и
(или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих
мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации,
обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение
трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации
гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том
числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на
работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а
также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных
условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных
требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского
обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством
ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков;