Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сознание

  • 👀 780 просмотров
  • 📌 716 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сознание» pdf
Сознание 1. Проблема сознания в философии. Сущность сознания и его отличительные характеристики. Современные теории сознания. Сознание – это духовное явление, характеризующее психическое состояние человека и его социально-культурное, творческое деяние. Это высшая форма отражения действительности в виде образов, понятий. Проблема сознания является одной из самых сложных в философии. Осмысливается очень противоречиво. Но прежде всего, как: 1. Идеальный образ материального мира в контексте основного вопроса философии: «Что первично материя или сознание?» Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями:  Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм).  Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т.д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм).  Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм).  Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм). 2. Сознание представляет собой атрибут человеческого общества. Сознание – результат совместной жизни и деятельности людей. Поэтому, сознание. Ядром сознания является знание. Оно продукт совершенствования социальных связей и отношений. Суть человеческого сознания заключается в достижении понимания смысла всех накопанных знаний и умений. 3. Свойство и продукт высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Спиркин. Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с функцией мозга деятельность, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Причем, это не просто отражение предметов материального мира, посредством их идеального копирования, а приведение их в смысловую систему, часто ценностно окрашенную. Важно значение для сознания имело формирование второй сигнальной системы – речи. У человека имеется внутренняя предрасположенность к сознанию, поэтому оно постепенно пробуждается у детей. Т.о. сознание – высшая форма душевного состояния индивида, органично связанная с социальным действием, логическим мышлением и символическим языком. Решающее значение в развитии сознания имеет речь. Это средство общения и орудие мышления. Язык (речь) – это непосредственная жизнь сознания. Объективация субъективного мышления человека в формы, объективно понятные другому субъекту (человеку), осуществляется средствами языка. Язык – это знаковая система, хранящая и передающая информацию. Языки бывают естественными (речь), или искусственными (алфавит, математические формулы, ноты, цифры, условные сигналы и т.д.). Благодаря языку устанавливаются точные и всеобще принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами этого мышления между ними. Таким образом, язык является средством объективации сознания, в процессе которой мысли приобретают какую-либо материальную форму своего выражения, общепринятую для всех и понятную всем. Исходя из этого, элементы языка (слова, предложения, знаки, формулы и т.д.) – это средства, существующие в структуре языка, которые обозначают соответствующие понятия, суждения, заключения, образы и т.д., существующие в структуре мышления. Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления, поскольку структура языка и структура мышления специфически разные: – языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка, – а элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания. Следовательно, языковые функции относительно объективации сознания можно сформулировать двунаправлено: 1. Формулирование мыслей и результатов мышления в универсально понятных формах для хранения и обмена. 2. Коммуникация мыслей и результатов мышления. Таким образом, соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает их универсальное понимание, хранение и коммуникацию. Проблема сознания в философии. Существуют различные историкофилософские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху, менялось и понимание сознания. Соответственно, на сегодняшний момент можно говорить о выделении следующих основных парадигм философии сознания: субстанциальной, функциональной, экзистенциально-феноменологической и социокультурной. Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, Гегель и др.), рассматривавшая идеальные начала в качестве первосущности (субстанции) мира. Апеллируя к разуму как наиболее значимому и универсальному свойству сознания, субстанциализм проецирует разум на структуру Универсума в целом. Разум здесь выступает гарантом единства и упорядоченности бытия, той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию. Индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, посредством которых конституируются сущностные свойства объектов, определяют его содержание. В античности (космоцентризм) внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Здесь нет сосредоточения на своем внутреннем мире. Открывается только одна сторона сознания – направленность на объект. Сознание отождествлялось с душой (Платон, Аристотель). Средние века – создание присуще Богу и только частично может проникать в душу человека. В средние века (теоцентризм) благодаря культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении для общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, а значит и способность к самоанализу и самоконтролю. Сознание в средневековье – это, прежде всего, знание о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, слияние с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Р. Декарт отделяет сознание от души. Он объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру. Функциональная модель (Т. Гоббс, Дж. Локк, К. А. Гельвеций, Д. Дидро) интерпретирует сознание как функцию материальных систем, в своих исходных характеристиках не содержащих ничего идеального и мыслящего. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга. Их единая природа обусловливает согласованность чувственного опыта, являющегося подлинным основанием мышления. При этом сознание выступает не конкретизацией универсальных понятийных конструкций, а субъективным отражением реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях. Возникновение общих идеальных понятий образуется за счет индуктивного обобщения чувственных данных. Экзистенциально-феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.) делает акцент на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность. Последнее предполагает способность сознания быть всегда «сознанием о ...», его нацеленность вовне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Преодолевая созерцательность классических моделей, феноменология наделяет индивидуальное человеческое «Я» активным конституирующим статусом. Сознание по сути своей есть не столько отражение, сколько осмысление (конституирование смысла) действительности, где смысл как «со-мысль» связан не столько со знанием, имеющим внешний по отношению к человеку источник, но с индивидуально-личностным пониманием, исходящим из самого человека и его экзистенциальной ситуации. При этом сознание не редуцируемо к разуму, но осуществляется как динамическая целостность рефлексивных и дорефлексивных слоев, как «поток» мыслей, чувств, ассоциаций, как единство внутреннего и внешнего. Определенной альтернативой экзистенциально-феноменологической стратегии в современной философии стала социокультурная парадигма интерпретации сознания, рассматривающая последнее как производное от общественного бытия и общественного сознания (марксизм), социальных коммуникаций и взаимодействий (символический интеракционизм), языка и дискурса (структурализм). Генетически и функционально сознание здесь оказывается обусловленным коллективным опытом, который в своей совокупности образует особую интегративную целостность, превосходящую индивидуальность и подчиняющую ее новым формам объективности, коренящимся уже не в субстанциальности разума или природы, но в истории и культуре. Сущность сознания и его отличительные характеристики. Сознание — двумерное явление:  во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;  во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, в результате которых нередко появляется негативная оценка своих негативных черт и др. Развитой формой самосознания является теоретическая рефлексия, посредством которой через систему понятий раскрывается социальная природа субъекта. Структура сознания включает в себя следующие компоненты: 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе; 2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними; 3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.; 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция). Главные свойства человеческого сознания. 1) Идеальность – особая, нематериальная сущность сознания. Идеальные свойства сознания:  противоположно материальному миру (образы лишена цвета, запаха, размера и др.);  независимо от материи (в сознании возможно то, что невозможно в реальном мире);  в некоторых случаях первично по отношению к материи (при изготовлении предмета в сознании «образ» этого предмета;  неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств. 2) Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Интенциональность подразумевает наличие предмета сознания (что «видит» сознание) и формы (как оно воспринимает предмет). Предмет сознания: а) окружающий мир, его предметы, явления; 2) особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный. Формы сознания: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, фантазирование, жизненный опыт. Гуссерль. «Сознание всегда есть осознание чего-то» 3) Идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность выражать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животного. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка. Сознание неотделимо от деятельности, оно возникает в процессе труда (это спорно!!!, но в Кр. Филос. Сл-ре), развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Функции сознания. Действующие возможности сознания проявляются в ее функциях, единство которых в конце концов и обеспечивает человеку особый способ бытия. Выделяют познавательную, самосознания и творческую. И действительно, в них находят свое проявление все основные возможности сознания. Подробнее они раскрываются так: познавательная, информативная, ориентировочная, контрольно-регулятивная, оценочная, целеполагание, прогнозирование, организационно-волевой, социально-адаптивная. В высших функций сознания относят функции сенсоутворення, выработки идеалов и убеждений, самовоспитания, их содержание мы также уже рассматривали. 2. Структура сознания. Бессознательное, его природа и формы проявления. Функции сознания. Понятие «идеального». Сознание — двумерное явление:  во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;  во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания. Благодаря сознанию индивид способен приспосабливаться к постоянно меняющемуся миру. Способность сознания заглядывать за горизонт настоящего. Способность к целеполаганию. Структура индивидуального сознания. Мировоззрение – осознанное понимание мира и своего места в этом мире. Идеология – проявление осознанного взгляда на связи и отношения в которые вступает человек. Память – не только способ фиксации, но и ориентир для осмысления мира, основание для отражения и понятийной оценки всех форм бытия. Каспар Хайзер, Германия, 1928 г. По наследству передается только предрасположенность человека к формированию сознания, но не само сознание. Необходимо культурное становление личности. Высшим уровнем сознания является самосознание. Самосознание — это способность человека делать объектом рассмотрения свое собственное сознание. Сократ Познай самого себя! Вечная проблема соотношения S и O. Самосознание есть мысль о сознании, которая позволяет понимать себя. М. Хайдеггер. Оценочное отражение собственной самости или бытия Я Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, в результате которых нередко появляется негативная оценка своих негативных черт и др. Развитой формой самосознания является теоретическая рефлексия, посредством которой через систему понятий раскрывается социальная природа субъекта. На уровне самосознания человек (на основе идеальных эталонов) осуществляет самооценку и самоконтроль, проводит анализ своих знаний, мыслей, идеалов, мотивов, поступков и др. Самосознание является обязательным элементом сознания, без нее человек не смог бы понять себя, определить свое место в мире и совершенствоваться. Иными словами, самосознание — это деятельность души человека, его направленность на свою внутреннюю сущность, диалог «Я» с самим собой. В основе самосознания лежит рефлексия — специфический способ, который можно назвать «двойным видением», то есть понимание самого понимания, мышления самого мышления, восприятия своих внутренних состояний, знаний, представлений, ценностей и, соответственно, условие конструктивной деятельности сознания. Исходя из этой схемы и прибегая к значительному упрощению, весь целостный мир человеческого духа можно представить в виде трех крупных сфер: мышление, эмоций и чувств, воли. Ядро сознания составляет мышление — оперирование предметным содержанием, сознание имеет в виду знания. Предметное содержание сознания означает, что мы всегда видим в вещах значительно больше, чем то, что дают нам ощущения. Например, скульптор видит в дереве будущую скульптуру, резчик — будущее изделие, хотя чувственно им предоставлено только дерево. Все составляющие сознания предметное насыщенные. В связи с этим, когда мы смотрим на картину, то испытываем эмоции не по поводу красок или цветных пятен, а по поводу тех сюжетов из жизни, которые можем усмотреть в изображенном. Формой представления предметного содержания надежности в сознании человека есть знания, поскольку именно в знании действительность предстает перед человеком как совокупность бытийных единиц. Вследствие сказанного становится понятно, что взаимодействие сознания с действительностью можно выразить так: сознание — знание — действительность. Без знания сознания не существует, поскольку именно в знании оказывается идеальный статус ее бытия. В определенном смысле сознание и знание есть то же, однако понятие сознания несколько шире, поскольку оно включает в себя не только рефлексию на действительность (знания, «ведение»), но и рефлексию на результаты первой рефлексии, т.е. определенные действия со знанием, определенное их использования. Специфика мышления заключается в оперировании предметным содержанием сознания, т.е. мышления — это знания в действии; ведущей формой мышления предстают общие понятия. Простейшие понятия (например «дом») фиксируют необходимые и существенные свойства определенного класса вещей. Сфера эмоций человека — это процесс переживания жизненной значимости явлений и ситуаций, внутреннее состояние, выявляет отношение человека к внешним событиям. Так, положительные эмоции (радость, удовольствие), как результат полезных или приятных воздействий, направленные на их достижение или сохранение, а негативные (ненависть, ужас) — стимулируют активные действия на бегство от соответствующих воздействий или ослабление их действия. Высшим уровнем эмоций есть духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей человека с существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувство характеризуются предметным содержанием, постоянством, значительной независимостью от существующей ситуации. Эмоциональная сфера оказывает значительное влияние на все проявления сознания, выполняет функцию основы деятельности. Еще одной важной частью духовного мира человека есть свобода. Она проявляется в способности человека мобилизовать и сконцентрировать все духовные и физические силы на выполнении цели, которая не имеет непосредственного биологического значения (ибо в последнем случае могут срабатывать инстинкты). Признаком свободы выступает умение подавить в себе непосредственные жизненные импульсы, хотя волевые акты могут стимулироваться не только умом, знанием, а эмоциями, ценностными установками. В любом случае человеческая воля связана с человеческой предметностью, содержание которой доступен только сознания. Общественное сознание. Общественное сознание - уникальный духовный феномен. Общественное сознание существует реально, а не идеально (объективные связи и отношения). При этом оно является идеальной, а не материальной стороной общественной реальности. Это отражение в идеалах, концепциях, теориях многообразных общественных связей и отношений. Формы общественного сознания: религия, философия, наука, искусство, мораль, право и т.д. При этом это не сумма индивидуальных проявлений сознания. Но при этом фактор существования сознания отдельной личности. Гегель «Сова Минервы вылетает только в сумерки!». Самосознание и сознание – две стороны единого процесса формирования личности человека. Бессознательное, в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Бессознательное – это уникальное психическое состояния, предшествующее сознанию. Бессознательное также бывает индивидуальным и групповым. Теории З.Фрейда и К.Г. Юнга. Платон – припоминание (анамнез) былого бытия идей, до их материализации. А. Августин – душа как место неосознанных знаний (в первую очередь, ощущение бога). «Врожденные идеи» Декарта- представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру. ной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Лейбниц – в психике человека есть нечто, что дремлет в виде смутных представлений, это знания, вынесенные на периферию сознания. Концепция Б. впервые четко сформулирована Г. Лейбницем ("Монадология", 1720), трактовавшим Б. как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Кант – скрытые интуитивные прозрения, вдохновение, творчество. Способность скрытого постижения истинного знания. И. Кант связывает Б. с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Бессознательное – это внутреннее озарение предвосхищающее логический вывод. Новый стимул в изучении Б. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б. (первоначально гипноз). Иррационалисты – понимают под сознанием источник жизни, которому противостоит беспомощное сознание. Бессознательное управляет человеческим разумом, озаряя и направляя его к творчеству (Гартман-орудие слепой мировой воли, Ницше – творческий гений, Фрейд-подводная часть айсберга, которая надежно скрыта). Бессознательное, в теории Фрейда, ждет момента, чтобы выбраться наружу. 3. Фрейда, начал с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил Б. в виде могущественной иррациональной силы, а (нтагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Швейцарский психолог К. Юнг, помимо личного Б., ввёл понятие коллективного Б., объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Понятие идеального. Самосознание тесно связано с феномен идеала. Осознание личностью высшего совершенства в своей жизни и деятельности. Образец постижения истины, добра и красоты. Идеал всегда нацеливает человека на постижение будущего и органически связывает его с внутренним целеполаганием. Он побудительный мотив, стимул для творческого труда. Будучи отраженным в сознании индивида, наполняет его жизнь смыслом, является организующим началом. 1. Идеал – высшие ценности бытия (благо, справедливость, доброта и т.д). 3. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Структура и формы общественного сознания. Проблема идентичности. Массовое сознание и его проблемы. Проблема идентичности. Проблема идентичности тесно связана с темой субъекта, личности, проблемой границ и пределов человеческого Я. Проблема идентичности соотносится с вопросами о сущности человека, его природе и свободе, о возможном и невозможном для него, об основаниях и пределах человеческого бытия, о границах человеческого и нечеловеческого, о смысле и целях существования человека. Идентичность (от лат. identificare – отождествлять; identicus – тождественный, одинаковый) – отождествление, тождество, тождественность, точное соответствие, полное совпадение. Для идентичности должна быть пара объектов и некий субъект, который устанавливает, удостоверяет, подтверждает или опровергает идентичность этих вещей. Возможна постановка вопроса об идентичности вещи своему образцу, предназначению, некой сущности. Здесь реальный объект сравнивается с идеальным, и роль субъекта в процедуре идентификации еще более возрастает. Самым сложным является вопрос об идентичности субъекта, его самоидентичности. Субъект может обладать идентичностью, а может ее только мыслить, представлять, воображать. Однако для полноты самоидентичности субъект должен и обладать идентичностью, и правильно её осознавать. Можно выделить несколько этапов, уровней осознания и реализации субъектом своей идентичности: самоопределение личности, её самореализация и самопревосхождение (самопреодоление). Идентичность можно понимать как самоопределение личности, самопознание и опознание себя как некоторой определенности, конкретности. Человек пытается узнать, понять себя, найти себя, обнаружить самого себя среди множества образов, которые существуют в его сознании и представлениях окружающих людей. Идентичность предстает как отражение окружающего мира, подражание внешним объектам. Это отражение становится активным, в значительной степени осознанным и является способом адаптации, приспособления к реальности. Идентичность – это моделирование, человек моделирует себя и реальность в упрощенном виде, представляет ее в некотором приемлемом варианте, чтобы суметь справиться с жизненной ситуацией. Человек задает себе и другим вопросы: кто я? я – кто? Чтобы на них ответить, нужно задать еще один вопрос: на кого я похож? Так происходит идентификация – опознание, распознавание через сличение, сравнение, сопоставление себя с другими людьми. Сначала совершается соотнесение с чем-то внешним, с некой данностью, с чем-то объективным, конкретным, реально существующем рядом с человеком (например, ребенок сравнивает себя с отцом). Затем происходит сравнение с каким-то образцом, с идеалом, с чем-то абстрактным, предельным (например, с героем или святым). Это идентичность внешняя, во многом случайная, произвольная. Субъект определяется чем-то внешним по отношению к нему, это может быть социальная группа, нация, класс. Установленное тождество может как соответствовать, так и не соответствовать настоящей сущности человека. Такая идентичность основывается на внешнем подобии, наружном сходстве, видимой тождественности. Совпадение по виду, по форме может определяться различными причинами. Это может быть реальное родство, но также и случайное совпадение или целенаправленное подражание. Но чаще всего идентичность оказывается лишь внешним соответствием, подобием по виду, по форме. Главное – быть похожим, похожим на нечто конкретное, определенное, известное, то, что является значимым, кажется правильным. Человек пытается достичь внешнего подобия с тем, что дано, показано, передано традицией. Происходит идентификация с полом, семьей, племенем, нацией, религией (причем реального соответствия может и не быть, пример – янычары). Тождественность может устанавливаться как внешнее соответствие с моделью, идеалом, образцом, с чем-то должным, установленным традицией и предписанным законом. В одном случае имеется некая данность (пол, нация, язык, культура), нечто реально существующее, пришедшее из прошлого, усвоенное, присвоенное или навязанное. В другом случае имеет место заданность, задание, цель, нечто из будущего. Однако и в том и в другом варианте установленное соответствие однозначно и необратимо. Здесь идентичность предстает как константа, нечто статичное, фиксированное, постоянное и неизменное. Главной процедурой в таком процессе идентификации является отражение, отображение, повторение формы. Соответственно основными категориями для осмысления идентичности будут категории визуальные: изображение, представление, имидж, видимость, иллюзия. Для идентичности в таком понимании характерны мимикрия, имитация и симуляция. Главное – казаться, а не быть. Такая идентичность реализуется в соответствующих социальных практиках (ритуал, обряд, церемония), которым свойственны повторение одних и тех же действий, отказ от выбора, от поиска нового. Человек хочет быть именно таким, этим и никем другим. Все иные варианты, любые другие образцы и стандарты будут неприемлемыми, так как они предстают чужими, враждебными, антагонистическими. Для внешней идентичности характерно резкое противопоставление своего и чужого, все непохожее вообще не считается человеческим. Таким образом, идентичность как похожесть, схожесть может оказаться неустойчивой, иллюзорной, ложной, так как основывается на внешнем отождествлении, уподоблении, подражании, не затрагивая вопроса о внутреннем сходстве, единой сущности. Идентичность может быть навязана, внушена, принята для каких-либо целей. И тогда возникает несоответствие внешнего и внутреннего, формы и содержания, проявления и сущности. Идентичность нарушается, образ себя разрушается, происходит кризис идентичности. Внешняя идентичность может быть оправдана в ситуации подражания (имитации) ради приспособления (адаптации), если существо принимает вид, форму, соответствующие более сильному или опасному существу. Имеет смысл имитировать нечто существенное, значимое. Однако процесс симуляции, доведенный до предела, превращается в противоположность идентичности. Нужно быть уверенным в реальности и значимости того, что изображается, имитируется. Может быть, оно в свою очередь тоже является симуляцией чего-то еще, отражением отражения, симулякром, который уже не отражает и не выражает ничего существующего в реальности. Поэтому в системе отсчета постмодерна любая идентичность невозможна, ибо невозможна финальная идентификация. Идентичность как внешнее подобие, сходство, видимость, имидж должна соответствовать внутренней идентичности, основанной на взаимной причастности, родстве, общем происхождении, едином основании, общем начале. Такая идентичность есть выражение сущности, проявление природы вещи или человека. Неоднократно ставился вопрос об основаниях идентичности, ее определении через категории субстанции, сущности, структуры или функции. Внутренняя идентичность предполагает соотнесенность с единой основой, причастность к общему основанию, совпадение по сути, по природе, по сущности. Более существенной, чем внешняя идентичность является схожесть по некоторым внутренним свойствам, по функциям, по действиям. Если некие объекты не только похожи внешне, но и выполняют одинаковые функции, то это, скорее всего, одно и то же. «Если нечто похоже на собаку и лает как собака, то это и есть собака» (китайская поговорка). Хотя и здесь появляется проблема аутентичной идентичности, подлинного соответствия. Особенно в современных условиях возможна ситуация подмены чеголибо настоящего его копией, моделью, клоном. Развитие робототехники и технологий клонирования постепенно размывает границы между человеком и его двойником, искусственным существом, которое не только похоже внешне, иногда до полной неразличимости, но и выполняет многие функции человека. Робот или клон, имея совершенно другую природу, нечеловеческую сущность, в перспективе могут заменить, подменить человека, занять его место, разрушить антропологическое пространство. Таким образом, подлинная идентичность подразумевает ещё и внутреннее соответствие, сущностную тождественность, одинаковое происхождение. В этом смысле идентичность понимается как близость, родственность, сродство, общая основа, единое начало, тождественность по происхождению. Именно так человек отождествляет себя с некоторой группой людей, семьёй, народом. Традиционное представление об идентичности полагало её основу в виде субстанции. «Субстанция – автономное бытие, пребывающее, самодовлеющее, самотождественное; и из всех философских начал она тесней всего связана с самоидентичностью». Однако в ХХ в. стало ясно, что понимание идентичности как субстанции годится только для объектов, вещей, предметов и неприемлемо для субъектов. Субстанциальная идентичность предполагает отождествление человека с природными объектами, такими как физическое тело, семья, нация, общая кровь и т.п. Но в идентичности преобладает не натуралистическая составляющая, а ценностная. Человек отождествляет себя с другими людьми в контексте каких-либо идей, религии, языка. Субъект определяет себя через имя, символ, книгу. Субстанциальная идентичность опирается на нечто данное, наличное, заложенное в человека. Однако не меньшее значение имеет нечто возможное, должное, желаемое. Человек никогда не совпадает полностью ни с одним объектом или классом объектов и не является простой суммой, совокупностью своих природных свойств и качеств или социальных функций и ролей. Субъект не может быть сведен к субстанции, он всегда больше своей телесности и социальности. «Идентичность – это метафизический факт самосознания Я себя как такового вне зависимости от социально-культурного контекста». Для субъекта характерно самопознание, отражение себя в самом себе, поиск собственной подлинности, аутентичности. Субъект не столько отождествляет себя с другим человеком, сколько соотносит другого человека с собой, сравнивая и себя и другого с внутренним образом себя, с идеальным Я. Идентичность включает в себя два слагаемых, имеющих различную природу: данность и выбор. Данность – это то, что дано, предзадано человеку: его тело, место и время рождения, начальные условия жизни. Данность выражает определенность, конкретность, локальность и темпоральность человеческого существования. Она соответствует понятию субстанции и соотносится с топологическими характеристиками бытия человека, такими как место, ландшафт, центр, граница, горизонт. Кроме того, можно использовать понятие человеческой природы как системы свойств и качеств, обязательных для человека как такового. Но человеку также дано быть не объектом, а субъектом. Он может осознать эту данность и распорядиться своим наследством. Человек совершает выбор, принимает решение: принять свою природу и реализовать ее возможности, согласившись на ограничения, которые она накладывает, или противостоять ей, отвергая и отрицая свою зависимость. Человек может выбрать различные тактики и стратегии поведения, но всегда присутствует желание, активность, воля, самоопределение, деятельность. Идентичность реализуется в психологических и экзистенциальных измерениях человеческого бытия. Человек обнаруживает различные аспекты своего бытия и создает, конструирует образ самого себя. Идентичность определяет, задает контекст существования человека, горизонт его самосознания. Можно сказать, что идентичность – это различные способы проведения новых границ своего мира и самого себя. Идентичность – это обнаружение своих границ, осознание и определение границ Своего и Чужого, реального и нереального, возможного и невозможного. В этом смысле самоидентичность может пониматься как экзистенциальная идентичность, самотождественность субъекта в ситуации выбора, в напряжении и усилии, в пространстве свободы. Теряя идентичность внешнего мира, человек создаёт идентичность мира внутреннего. Идентичность есть нечто глубоко внутреннее, интимно переживаемое. Идентичность является результатом самоопределения, выбора, действия. Человек обеспечивает собственную идентичность активными действиями по установлению подобия с кем-то или избавляясь от идентичностей, которыми общество снабжает своих членов ради контроля над ними. Идентичность должна быть обнаружена самим субъектом, принята и осознана им самим. «Идентичность самосознающего существа есть идентичность, устанавливаемая не внешней инстанцией, но исключительно им самим, лишь сам человек способен удостоверить собственную (само)идентичность» _ 4. Даже если человек меняет свою идентичность, то всё равно остается тот, кто её меняет, кто сохраняет во всех изменениях преемственность и непрерывность самосознания. Идентичность нужно рассматривать в динамике, в движении, как изменение и становление, как процесс. Такую идентичность можно представить как некую переменную. В динамической идентичности определяющим является не какая-то субстанция и не состояние, в котором находится человек. В первую очередь это некий сценарий, выбираемый субъектом, роль, которую он принимает, проект, который он реализует. Причем образ себя неизбежно трансформируется в процессе реализации проекта, меняются и цели, могут случиться неожиданные изменения и непредсказуемые повороты. Идентичность – это скорее некоторая траектория в антропологическом пространстве, которую описывает человек за свою жизнь. «Я – это не то бытие, что всегда остается одним и тем же; я – это бытие, существование которого заключается в самоидентификации, в обретении своей идентичности при любых обстоятельствах». В поисках идентичности человек не только ищет себя, но и ставит себя под вопрос, осуществляет испытание себя. Это становится возможным в пограничной ситуации, во время пребывания на границе, в пограничной зоне, в состоянии неопределенности, двойственности, амбивалентности. Здесь возможны различные последствия, можно ожидать чего угодно, все судьбоносные события происходят только на границе. Идентичность есть попытка дополнить себя до полноты, собрать себя до целого, но эта цель никогда не достигается полностью и окончательно. Происходит разрыв самотождественности, человек вдруг обнаруживает свои границы и пределы, познает свою ограниченность и историчность. Чтобы познать собственные возможности и слабые места, человеку нужен Иной. Переход от «своего» к «иному» – это выход за пределы привычных и постижимых образов, идей и установок. «Фундамент философского подхода к проблеме идентичности доставляет универсальная логика или диалектика Одного и Иного: любое сущее получает свое определение, подтверждение, удостоверение – от Иного себе, из своего отношения к Иному». . В опыте Иного встречается нечто новое и неизвестное, открываются перспективы становления и развития Я. Итак, внешняя и внутренняя идентичность как процесс самоопределения, самопознания личности предполагает обнаружение человеком своей сущности, понимание человеческой природы, возможность выбора способов и путей реализации своих способностей. И тогда в идентичности на первый план выходит проблема самовыражения, самореализации, самоутверждения личности. Если идентичность понимать как всего лишь субстанцию, если все существо человека сводить к его природному носителю, биологическому началу, психофизическому субстрату, то человеку ничего не остается, как осознать это и соответствовать своей природе, реализовать себя как биологическую особь, как животное. Если идентичность понимать как соответствие человека своему месту в группе, положению в обществе, то личность редуцируется до социальной функции, и лучшее что может сделать человек – это достойно сыграть свою роль. Если идентичность понимать как самосознание, самопонимание автономного субъекта, способ отношения человека к самому себе и другим людям, то личность реализует свой статус мыслящего и свободного существа, определяющего самого себя. Но даже при таком разном понимании идентичности в любом случае человек пытается проявить себя, выразить свою сущность, раскрыть природу, реализовать возможности, исполнить свое предназначение. Обнаружив свою идентичность, осознав или поверив что «я есть то», человек пытается воплотить это представление в действительность, осуществить его в реальности, утвердить всем своим образом жизни. Тогда внешняя идентичность как подобие по виду, по форме будет проявлением внутренней идентичности как соответствия человека своей сущности, природе. Человек пытается раскрыть все разнообразие своих свойств и возможностей. Природа человека как данность разворачивается, раскрывается, оказывается представленной всем людям и самому человеку. Идентичность – это представление, изображение, спектакль, показ человеком своего внутреннего мира. Утверждение человеком своей самости, своего эго выражается в размыкании и расширении границ бытия личности и приобретении своего индивидуального опыта. В конкретной ситуации живой встречи с бытием происходит сотворение субъектом самого себя соразмерно со смыслом бытия. В сдвиге идентичности человек открывается навстречу бытию. «Подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие». Только так он способен воспринять нечто новое, готов к пониманию неизвестного. При этом задается такой масштаб и разнообразие возможностей, что возникает угроза потери человеческого в человеке: самообожествление, с одной стороны, и потеря, забвение себя, самоуничтожение, с другой. Поэтому требуется некоторый критерий истинности всего происходящего. Человек нуждается в Другом. Человек пытается найти нечто непохожее на себя. Наличие Другого дает первичную бинарную структурацию мира на пространство Своего – доступного и находящегося во владении – и пространство Чужого – недоступного и не находящегося во владении. Идентичность – это еще и коммуникация (лат. communico – делать общим, сообщать, соединять), нечто, происходящее в общем месте, в едином пространстве, в коллективном бытии. Совершается выход субъекта за пределы Себя, вовне Своего к Другому, соединения Себя с Другим. Другой устанавливает пределы Своего, границы того, чем Свое обладает. Я раздвигает собственные границы благодаря Другому и за счет его. Другой – это способ нашего присутствия в мире _ 8. Идентичность – это поиск Другого и встреча с Другим; это переход, пересечение границы, преодоление границы (подвиг), нарушение границ (преступление), переступание и разрыв границ, разрушение и превосхождение границ, расширение границ человеческого. Другой не есть моя копия или двойник, как в случае с Иным. Другой отличен от меня принципиально, радикально. Чужое является не просто неизвестным, а непонятным, непостижимым. В опыте Другого обнаруживается нечто непознаваемое. Однако принципиально недоступное в моем опыте становится доступным для меня через опыт «Чуждости». Свое, Собственное, Внутреннее осознается и проявляется только через встречу с Чужим и Внешним. Встретиться с Другим – это значит принять его, согласиться с ним, т.е. самому стать немного другим, преодолеть свои границы, превзойти свои пределы. Если опыт Иного показывает мои границы, то опыт Другого указывает за мои границы. Более того, опыт Другого указывает еще и за свои границы, отсылает к трансцендентному. Так становится возможным обретение Чужого, но того Чужого, которое совершеннее наличного Собственного. Такой опыт не обязательно будет легким и приятным. Опыт Другого – это травматический опыт для человека. Страшно оказаться в чужом, непонятном мире, который угрожает самоидентичности человека, может его переделать, превратить во что-то другое. Что будет впоследствии – внутреннее, духовное обогащение или раздвоение, потеря себя, своей сущности? Идентичность – это освоение Чужого, принятие Чуждости. Человек имеет заинтересованность в Чужом, чувствует притягательность Чужого. Нейтральный обозреватель мира не имел бы ни собственного, ни чужого опыта, он не имел бы вообще никакого опыта. Идентичность – это попытка человека выступить из своей замкнутости в открытость, навстречу новому и неизвестному. «Для обретения самоидентификации, самотождественности субъект должен идентифицироваться с воображаемым другим – должен подвергнуть себя отчуждению, вынести свою идентичность вовне себя…». Идентичность – это попытка вопрошания бытия. Это беседа, диалог в ситуации «Я-Ты». Это вслушивание в ответ, внимание бытию. «Чужое» – это то, на что мы отвечаем и неизбежно должны ответить, т.е. – это требование, вызов, побуждение, оклик, притязание. То, чем является «Собственное» и «Чужое», определяется в событии ответа. Ответ определятся соотношением, онтологическим напряжением между «Я» и «не-Я» и может оказаться самым неожиданным. Другой требует от нас необратимого изменения нас самих. Так свершается самопревосхождение. То есть идентичность предстает как саморазвитие, совершенствование человека, когда в нём открывается до сих пор скрытое, появляется нечто новое, познается неизвестное. Идентичность должна пониматься как изменение личности, преодоление своей ограниченности, локальности и конечности, превосхождение человеческой природы, трансцендирование. Идентичность как самосовершенствование – это освобождение от принудительных законов реальности, избавление от границ, выход в пространство свободы, прорыв в царство духа. Причиной выбора является не внешняя необходимость, не принуждение, а желание, внутренняя потребность. Поэтому осознать и реализовать свою идентичность может только личность, личность свободная, имеющая возможность выйти за рамки необходимости, преодолевающая природный детерминизм и совершающая трансцендирование. Только личность, обладающая сознанием, волей и свободой выбора, имеющая собственные цели и ценности. В самоидентичности происходит двукратное восхождение, двойной рывок человека к свободе. Сначала субъект восходит от следования внешней необходимости к реализации внутренней потребности, проявлению скрытых внутренних причин, т.е. к самораскрытию своей сущности, воплощению человеческой природы. А затем совершается преодоление субъектом зависимости от своей внутренней природы и начинается идентичность чистого желания, совершенное проявление свободы воли и творчества. Субъект испытывается свободой, которая может оказаться искушением, соблазном, человек может заиграться, заблудиться в лабиринтах свободы. Поэтому свобода человека должна ограничиваться, уравновешиваться принятием человеком некоторой иерархии ценностей, согласием с аксиологической системой. Ценность предстает как предел изменчивости и граница воли, мера свободы. В идентичности необходимость уступает место целесообразности, а затем ценности. Категория смысла оказывается более значимой, чем «закон». «Причина» заменяется «целью», «возможное» – «должным». Характеристикой субъекта является свобода выбора, способность выбирать своё будущее и самого себя. Этот выбор совершенно непредсказуем, он может оказаться неожиданным даже для самого субъекта. Тогда реализуется спонтанность сознания, свободного, автономного, проектирование субъектом себя и проецирование вовне. Происходит преобразование, перекодирование смыслов, утверждение своих ценностей. Остается нерешенным вопрос – с чего начинается личность, что является основанием для этого первоначального выбора, который затем определяет все остальное? Это не может быть предопределенность, заданность Богом или природой человека. Для объяснения этого феномена лучше всего подходит понятие спонтанности, непредсказуемости первого шага. Именно здесь проявляется чистая свобода, самопроизвольное действие, ничем не обусловленный выбор. Спонтанность предстает как экзистенция, первозданность, стихийность, подлинность, естественность. В жизни человека важнейшее место занимают экстремальные ситуации и пограничные состояния, когда мгновенно, внерационально совершается некий выбор, определяющий судьбу. При этом обнаруживается предел индивидуальных возможностей, радикальный опыт показывает масштаб человеческого в человеке, эти события указывают на нечто Иное, могут стать местом встречи с принципиально Другим. Спонтанность проявляется как воля, способная к самосознанию, самовыражению и самореализации. Это не абстрактная мировая воля, а воля конкретного человека, центрированная в субъекте. Личность является источником воли и свободы. Небытие не может быть основанием свободы. Только божественное сверхбытие за счет своей полноты и неисчерпаемости может отпустить человека в пространство свободы и потом принять его обратно, покрыв все издержки. Подобие человеческой личности Божественной, возможность преображения и обожения человека придает свободе позитивный смысл, подлинный масштаб и перспективу. Свобода личности распространяется даже на саму личность, ее самоидентичность. Субъект может выбирать, изменять самого себя, осуществлять тот или иной проект, стать иным, другим. Личность всегда больше, шире человеческой природы. Именно в личности добавляются новые степени свободы, преодолевается природная ограниченность и обусловленность человека, происходит выход за пределы определенной сущности, совершается прорыв в другие измерения бытия. Идентичность разрывает границы локального бытия и дает возможность преодоления любых пределов и приобщения к абсолютному бытию. «Это всеобъемлющее бытие всегда и неотъемлемо с нами, при нас и для нас… мы сами есмь в этом бытии, возникаем из него, погружены в него и сознаем себя лишь через его собственное самооткровение в нас». В идентичности происходит выход человека из себя, за собственные пределы, трансцендирование к новым смыслам и ценностям. Открывается возможность стать другим, стать чем-то большим, чем есть. Это восполнение человека, дополнение его до универсума, восхождение к абсолюту. «Самоидентификация – не что иное, как один из модусов существования и проявления абсолютного». Суть идентичности состоит в трансценденции, т.е. в постоянном преодолении любых форм предметно сущего, любых границ. Идентичность предстает как трансцендирование, выход человека за пределы самого себя, проявление трансцендентного, высшего, Абсолюта, открытости человеческой природы и ее причастности Абсолюту. Трансцендирование – это выход в необусловленность, необусловленное. Как писал Делез: «Где человек в отсутствие Бога мог бы обнаружить гаранта своей идентичности?» Подлинная идентичность трансцендентна, так как выходит за пределы всякого возможного в сущем опыта. Неверно считать, что человек есть то, что он есть. Человек всегда есть то, что он не есть, но чем он может стать. И, более того, человек есть то, чем он стать не может. Только сверхбытие открывает перед человеком возможность невозможного при условии взаимного встречного движения личности и Личности. Идентичность должна быть соотнесена с такими феноменами полного трансцендирования, как преображение, спасение и обожение, которые могут быть реализованы только в контексте христианства. Массовое сознание и его проблемы
«Сознание» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot