Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Современные теории социального благополучия

  • 👀 2084 просмотра
  • 📌 2057 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Современные теории социального благополучия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Современные теории социального благополучия» docx
Тема «Современные теории социального благополучия как учебная дисциплина». Предмет, цели и задачи дисциплины «Современные теории социального благополучия. Место и роль учебной дисциплины в системе подготовки кадров социальной работы. Особенности учебной дисциплины «Современные теории социального благополучия». Структура учебной дисциплины. Типы теорий социального благополучия. Экономическое благополучие. Социальное благополучие. Психологическое благополучие. Развитие понятий «благополучие», «социальное благополучие» в истории социальной науки. Роль интегративного подхода. Социологическая концепция жизненных сил человека. Проблема благополучия в контексте социальной политики Цель курса «Современные теории социального благополучия»: формирование системы знаний об основных детерминантах социального благополучия личности, семьи, социальных групп и общества, современных научных подходах к решению проблем социального благополучия. Задачами дисциплины является: - изучение показателей социального благополучия личности, семьи, социальных групп и общества; - познание факторов, влияющих на параметры социального благополучия населения. Данная дисциплина является обязательной дисциплиной модуля «Теоретические основы социальной работы» программы бакалавриата Темы данной дисциплины являются принципиальными для формирования практических навыков социального работника, подготовки студентов к освоению учебных дисциплин «Технология социальной работы», «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг», «Социальная диагностика». Основные подходы к определению благополучия. Можно выделить пять основных подходов к определению понятия «благополучие», которые, однако, не являются взаимоисключающими: 1. Объективные списки являются перечнем потребностей или условий, которые способствуют благополучию. Благополучие может быть измерено в той степени, в которой эти потребности удовлетворяются. Содержание списка варьируется, но, как правило, включает в себя такие элементы, как экономические ресурсы, политические свободы, здоровье и т.п. 2. Удовлетворение предпочтений представляет собой экономический подход, предполагающий, что люди делают рациональный выбор и используют свои ресурсы для удовлетворения своих желаний и предпочтений. Поэтому доход может быть использован в качестве прокси для определения благополучия людей, так как благополучие будет максимальным, когда люди имеют больший доход, с помощью которого они могут удовлетворить свои предпочтения. 3. Оценочный подход основан на оценке людей того, насколько хорошо они живут. Оценка индивидом своей жизни в литературе рассматривается как «субъективное благополучие» (subjective well–being (SWB)), которое является общим термином для обозначения того, что мы чувствуем и думаем о нашей жизни. 4. Гедонистический подход (гедонизм от греч. ηδονή – наслаждения) также фокусируетсвое внимание на субъективном благополучии, приравнивая его к счастью, и формально определяет его как баланс между удовольствием и болью. Гедонизм полагает что удовольствие – это единственное, что хорошо для нас, а боль единственное, что плохо. На эмпирическом уровне исследователи, как правило, рассматривают широкий спектр положительных и отрицательных чувств и эмоций. Например, метод реконструкции дня используется для измерения частоты и интенсивности эмоций обоих видов. 5. Подход «возможностей и функционирования», или эвдемонистический подход (эвдемонизм от греч. ευδαιμονία – процветание), опирающийся на работу Сена А. делает акцент на психологической стороне благополучия, которое определяется более широко в терминах полностью функционирующей личности, полагая основной характеристикой благополучия человека самоактуализацию и «витальность», т.е. наполненность жизненной энергией. Согласно этому подходу, в обществе существуют определенные выборы или свободы, которые должны быть доступны всем людям. Субъективное ощущение благополучия этих людей находится под воздействием доступности или недоступности этих свобод. Возможность индивида определяется как набор «функционирований», которые доступны для людей, учитывая их ресурсы и личные характеристики. Исследователи разработали способ измерения психологического благополучия, которое представлено шестью аспектами человеческого потенциала: автономия, личностный рост, самопринятие, жизненная цель, мастерство и позитивное отношение к жизни. Сторонники этого подхода высказываются против рассмотрения лишь одного счастья, в связи с тем, что счастье представляет собой разность между достижениями людей и их ожиданиями, и, таким образом, люди могут быть счастливы не потому что они хорошо живут, а потому, что имеют низкие уровни ожидания. Можно констатировать, что благополучие многоаспектное явление. Основные направления социологического исследования социального благополучия. Объективистское направление социологического исследования социального благополучия основано на положениях социологического позитивизма. В рамках данного направления социальное благополучие рассматривается как объективное явление социальной жизни. Основное внимание представители объективистского направления уделяют анализу сущности, содержания и механизмов обеспечения социального благополучия на уровне общества, которое рассматривается как целостная система, образуемая совокупностью функционально взаимосвязанных элементов. Социальное благополучие связывается здесь, прежде всего, со стабильностью и прогрессивным развитием общества, с согласованностью и качеством функционирования его отдельных составляющих. В основе объективистского направления исследования социального благополучия лежат научные идеи основателя социологического позитивизма О. Конта (в том числе учения о социальной статике и социальной динамике), который рассматривал социальное благополучие как устойчивый общественный порядок, социальный мир, основанный на принципах позитивизма, всеобщего согласия и альтруизма. По мнению О. Конта, главным фактором, нарушающим социальное благополучие, является социальный хаос. Его причина – интеллектуальный беспорядок, характерный для теологической и метафизической стадии развития общества. Прекращение социальных переворотов, установление социального порядка, достижение мира и всеобщего благополучия произойдет только тогда, когда в обществе обретет полный контроль позитивизм. Ускорить процесс его становления может социология, благодаря своей особой способности открывать, объяснять и обеспечивать практическое использование в социальной жизни законов социального порядка и развития. Главную роль в обеспечении социального благополучия О. Конт отводит государству в лице единого правителя, которое может создать необходимые условия для реализации принципа всеобщего согласия, сохранения единства общества, устранения противоборства идей, чувств и интересов, используя для этого политическую власть. Однако, только политических средств для обеспечения всеобщего благополучия недостаточно. Существенное значение имеют нравственные средства, находящиеся в руках духовной власти, которая, в первую очередь, призвана заботиться о воплощении в жизнь общества принципа альтруизма. В качестве ведущего механизма обеспечения социального благополучия О. Конт рассматривал социальное реформирование, которое необходимо для ускорения и оптимизации процесса прогрессивного развития общества. Позитивистские идеи О. Конта развил его последователь Г. Спенсер, научные суждения о сущности и способах обеспечения социального благополучия которого основаны на положениях органической теории общества, теории эволюции и социального дарвинизма. По мнению Г. Спенсера, социальное благополучие – это состояние «подвижного равновесия», которое достигается обществом на пределе эволюции. Состояние подвижного равновесия – результат социального прогресса, подчиненного законам интеграции, дифференциации и возрастания порядка. Его характеризует слаженность функционирования «органов» общества, которая обеспечивает его приспособление к условиям внешнего мира, выживание, поступательное развитие. Состояние подвижного равновесия не может быть вечным. Под влиянием внешних и внутренних факторов неблагополучия (войн, конфликтов, эпидемий, социальных кризисов и т. д.) это состояние может быть нарушено, что неизбежно влечет за собой процесс обратный эволюции – разложение. Эволюция и разложение неразрывно связаны. Прогрессу общества, цель которого – достижение общего благополучия, постоянно сопутствует регресс, характеризующийся упадком и дезинтеграцией, которые нарушают счастье людей. Рассуждая о механизмах обеспечения социального благополучия, Г. Спенсер подчеркивал, что социальная жизнь должна развиваться без внешнего контроля и вмешательства. В ходе естественной эволюции люди, их социальные объединения, социальные институты, конкурируя друг с другом, проходят естественный отбор, в результате которого выживают наиболее сильные и преуспевающие, формируется стабильное и благополучное общество. Естественный отбор обеспечивает постепенное совершенствование человека и общества, в результате чего их способность к достижению благополучия непрерывно возрастает. По мнению Спенсера, о социальном благополучии можно судить по степени удовлетворения потребностей членов общества. Его главный критерий – новый тип человека, который, удовлетворяя собственные стремления, в тоже время реализует общественные потребности. Научные представления о социальном благополучии сторонника социологического позитивизма Э. Дюркгейма развивались в рамках его концепций «социального факта» и «общественной солидарности». Э. Дюркгейм утверждал, что социальное благополучие – это наилучшее общественное устройство, основанное на социальной солидарности, существующей благодаря всеобщему признанию и реализации социальных фактов. Социальные факты – нормы, идеи и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей – лежат в основе социального порядка, который рассматривался Э. Дюркгеймом как главное условие социального благополучия. На основе всеобщей реализации социальных фактов формируется «общественная солидарность» – фундамент наилучшего общественного устройства. Она существует до тех пор, пока члены общества признают значимость социальных фактов и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия, которая может стать результатом резкого изменения социальной структуры, привести к дезинтеграции общества и социальному хаосу. Э. Дюркгейм отрицал революцию как рациональный способ стимулирования позитивных социальных перемен и обеспечения социального благополучия, был социальным реформатором, искавшим пути постепенного совершенствования функционирования общественной системы. На научных идеях о социальном благополучии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, их сторонников и последователей может быть построена функционалистская модель социального благополучия. В основе данной модели лежит понимание социального благополучия как идеального устройства общества, для которого характерна максимальная согласованность функционирования его отдельных составляющих, обеспечивающая, с одной стороны, сохранение социального порядка и стабильности, с другой стороны, поступательное, прогрессивное социальное развитие. Дальнейшему развитию объективистского направления исследования социального благополучия способствовал структурный функционализм. Его представители (Д. Аберле, Дж. Александер, К. Дэвис, Р. Мертон, У. Мур, Т. Парсонс, П. Поломи) в качестве своей главной научной задачи видели создание целостной картины социального мира, охватывающей структуры и функции всех его элементов, открытие законов стабильности и порядка, лежащих в основе социального благополучия общества. По мнению основателя структурного функционализма Т. Парсонса, социальное благополучие – это состояние общества как целостной социальной системы, которое характеризуется слаженностью функционирования отдельных его подсистем, устойчивостью социальных пропорций и динамическим равновесием. Процесс развития общества, главным ориентиром которого является рациональное, справедливое, толерантное и социально благополучное общество, направлен в сторону усложнения социальной организации. В основе социального развития, ведущего к всеобщему благополучию, лежат четыре механизма: дифференциация, повышение адаптационных способностей, инклюзия и обобщение ценностей. К основным механизмам, позволяющим поддерживать социальное благополучие, по мнению Т. Парсонса, относятся социализация, которая воспроизводит общественную структуру и формирует компетентных носителей социальных ролей, и социальный контроль, обеспечивающий социальный порядок. Представитель структурного функционализма Р. Мертон рассматривал проблемы социального благополучия в контексте теории социальной аномии. С позиции данной теории социальное благополучие понимается как условия социальной жизни, при которых существует баланс между культурой и структурой общества, когда каждый индивид имеет возможность удовлетворить свои потребности социально одобряемыми способами, не нарушая общественных норм и социального порядка. Нарушение баланса между культурой и структурой общества возникает, когда люди в силу определенных особенностей своего положения в социальной структуре не имеют возможности удовлетворить социальные потребности общественно одобряемым способом, оказываются неспособными действовать согласно нормативным ценностям. При таких обстоятельствах возникает аномия, приводящая к девиантному поведению, которое является одним из наиболее опасных факторов нарушения социального порядка и благополучия общества. Социальное благополучие достижимо в обществе с оптимально развитой социальной структурой при более или менее равномерном распределении значимых социальных благ и обеспечении всеобщего доступа к этим благам. П.А. Сорокин рассматривал проблемы социального благополучия в рамках теорий социальной стратификации и социальной мобильности. По мнению П. А. Сорокина, уровень социального благополучия каждого индивида зависит от высоты его социального положения, которое определяется такими социальными критериями как престиж профессии, уровень образования, величина дохода, доступ к власти. Именно эти критерии обусловливают число каналов доступа к социальным благам, полноту реализации потребностей личности и комфортность ее жизни. Главным механизмом, влияющим на уровень социального благополучия, П.А. Сорокин считал вертикальную социальную мобильность, благодаря которой общество имеет возможность поощрять развитие человека, его способностей и индивидуальности. Он отмечал: «…там, где есть мощная вертикальная мобильность, есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает застой». Большое значение П.А. Сорокин придавал вопросам соблюдения в общественной жизни принципов альтруизма, социального равенства и справедливости, которые являются важнейшими условиями социального благополучия. Он считал, что главная задача государства – обеспечение всеобщего равенства перед законом, предоставление всем гражданам одинаковых возможностей для творческого самовыражения и самореализации, распределение социальных благ в соответствии с заслугами перед обществом. Существенным для обеспечения в государстве социального благополучия, по мнению П.А. Сорокина, является соблюдение права на равный доступ к политическим благам: занятию публичных должностей, свобода слова, печати, совести, объединений. Особое значение имеет равномерное распределение таких социальных благ как знания и образование, которые являются самыми мощными и доступными каналами вертикальной мобильности. Обобщение научных представлений о социальном благополучии представителей структурного функционализма дает возможность построить структурно-функциональную модель социального благополучия. Эта модель ориентирована на формирование оптимально развитой социальной структуры общества, для которой характерны слаженность функционирования составляющих ее компонентов (социальных институтов, организаций, учреждений и т. д.), устойчивость социальных пропорций, динамическое равновесие, обеспечивающие все необходимые условия для удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов на разных уровнях их социальной жизнедеятельности. В рамках объективистского направления социологического исследования социального благополучия важное место занимает марксизм. Его основатель К. Маркс в учении о классовой борьбе и социальной революции отождествлял социальное благополучие с коммунизмом – самым совершенным, по его мнению, устройством общественной жизни, при котором становится возможным достижение справедливости, равенства и всеобщего счастья. К. Маркс утверждал, что главным фактором, препятствующим достижению социального благополучия, является «отчуждение» – разрыв естественной взаимосвязи между людьми, а также между людьми и тем, что они производят. Отчуждение порождает социальную несправедливость и экономическое неравенство, снижает возможность большей части людей полноценно удовлетворить свои потребности. Осознание социальной несправедливости неизбежно ведет к социальному конфликту, разрешение которого, по мнению К. Маркса, возможно только посредством социальной революции. Марксистская модель социального благополучия ориентирована на устранение социального отчуждения, обеспечение условий для свободного развития личности. Важную роль в развитии объективистского направления социологического исследования социального благополучия сыграли научные труды представителей теории социального конфликта (Р. Дарендорфа, Г. Зиммеля, Л. Козера и др.). С точки зрения данной теории, социальное благополучие – это такое состояние общественной системы, для которого характерны социальное согласие, отсутствие ярко выраженных противоречий в интересах и мотивах участников социально-воспроизводственного процесса. По мнению теоретиков конфликта, дви-жение к идеальному гармоничному состоянию общества – социальному благополучию – осуществляется через согласование интересов социальных субъектов, конструктивное разрешение социальных противоречий, достижение компромиссно-приемлемого варианта в процессе решения разнообразных социальных проблем. Представители теории социального конфликта отмечают, что состояние согласия не может быть постоянным. Динамичная социальная жизнь, постоянные социальные изменения обусловливают постоянное возникновение новых мотивов и интересов социальных субъектов разного уровня, что порождает все новые противоречия, переводя общество из состояния согласия в состояние конфликта. При отсутствии в обществе отработанных механизмов конструктивного разрешения социальных противоречий столкновение интересов различных социальных групп порождает социальную дестабилизацию. Она проявляется в самых разнообразных формах социального протеста: нарушении социального порядка, росте недоверия к власти, снижении интереса к социальной и политической жизни общества, социальной инертности, пассивности, безразличии к общественным проблемам, – что ведет к снижению общего уровня социального благополучия. Для обеспечения и сохранения социального благополучия в обществе должны существовать механизмы, позволяющие своевременно выявлять и согласовывать социальные интересы, разрешать противоречия, смягчать ситуации социального риска. К таким механизмам конфликтологи относят научное прогнозирование развития социальных интересов субъектов общественной жизнедеятельности, рациональную организацию государственного аппарата и политической власти, активное использование в социальной жизни технологии социального партнерства, а также создание и постоянное развитие законодательной базы, закрепляющей права и обязанности участников социальной жизни, позволяющей им отстаивать и согласовывать свои законные интересы. На обозначенных положениях теории конфликта основана конфликтологическая модель социального благополучия. В основе данной модели лежит цель упразднения или хотя бы уменьшения негативного воздействия на общество разнообразных социальных противоречий, формирование социального согласия, партнерства и толерантности. С теорией социального конфликта тесно связана теория социальной безопасности, которая сформировалась в конце XX столетия. Ее представители (В. Н. Кузнецов, В. А. Мансуров, и др.) отождествляют социальное благополучие с безопасным состоянием социальной системы, когда обеспечивается ее способность сохранять стабильность и позитивную направленность развития, поддерживается эффективное функционирование всех сфер жизни общества, обеспечиваются необходимые ресурсы для полноценного социального воспроизводства, сохраняются резервы для максимально быстрого восстановления жизнедеятельности в чрезвычайных и кризисных ситуациях. В таких условиях каждый гражданин имеет возможность полноценно реализовать свои потребности, имеет доступ ко всем жизненно важным благам, уверен в надежной защите своих социальных прав и интересов, пребывает вне угрозы социальной, психологической, физической дезадаптации. Согласно основным положениям теории социальной безопасности, уровень социального благополучия всецело зависит от степени выраженности в социальной жизни разнообразных угроз и опасностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные факторы риска: природные, техногенные, эпидемиологические, социальные (политические, экономические, культурные) и др. В основе социологической модели социального благополучия, созданной в рамках теории социальной безопасности лежат социальные механизмы, обеспечивающие выявление и блокировку негативного влияния на жизнедеятельность общества всевозможных факторов риска. Социологическое исследование феномена социального благополучия, с позиций объективистского подхода, осуществляется также в рамках теории социальной сферы. В работах представителей данной теории (Г.И. Осадчей, А.К. Уледова, и др.) социальное благополучие рассматривается как главный целевой ориентир функционирования социальной сферы и ее отдельных отраслей. В идеале социальная сфера должна обеспечивать достаточный, с точки зрения прогресса общественного развития, уровень жизни, широкий доступ для большинства населения жизненно важных благ, возможность полноценной реализации актуальных социальных потребностей каждого гражданина. Она призвана создавать возможности социальной мобильности, перехода в более высокую доходную, профессиональную группу, гарантировать необходимый уровень социальной защиты, обеспечивать условия для самореализации человека, свободу выбора в удовлетворении потребностей и приложении способностей, в первую очередь, на рынке труда. В социальной сфере обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные права и интересы человека. Данная сфера формирует условия и средства, соответствующие общественным и индивидуальным представлениям о социальном благополучии каждого человека и общества в целом. Уровень социального благополучия, наряду с уровнем и качеством жизни, социальным самочувствием и социальной напряженностью, является интегральным показателем состояния социальной сферы. Он определяется состоянием основных характеристик структурных элементов социальной сферы: специфики социальных потребностей и интересов индивидов, групп, общностей, входящих в общественную структуру, качества и эффективности функционирования социальной инфраструктуры. Созданная на основе теории социальной сферы социологическая модель социального благополучия связывает благополучие человека и общества с состоянием и качеством функционирования социальной сферы, которые зависят от степени соответствия возможностей социальной инфраструктуры актуальным социальным потребностям социальных субъектов разного уровня. Таким образом, в рамках объективистского направления социологического исследования социальное благополучие описывается как результат идеального социального устройства общества, основанного на согласованном функционировании всех его подсистем, социальном консенсусе, альтруизме, позитивизме, социальной солидарности, всеобщей реализации общественных норм и ценностей, равенстве, социальной справедливости, соблюдении прав и свобод человека. Субъективистское направление социологического исследования социального благополучия основано на методологии понимающей социологии. В рамках данного направления основное внимание акцентируется на социальном благополучии отдельного человека, его субъективном восприятии социальной реальности. Социальное благополучие предстает как результат осмысления индивидом субъективных смыслов и идей, отражение его удовлетворенности жизнью, обусловливаемой субъективными оценками соответствия реальности и идеала. Социальное благополучие в рамках субъективистского направления рассматривается, с точки зрения кооперации, согласованности интересов, смыслов, идеалов, действий отдельных индивидов, по тем или иным причинам вынужденных или желающих существовать в ограниченном функциональном пространстве, совместно двигающихся к определенным целям и использующих для этого общие ресурсы. Слаженность совместных действий, эффективность межличностного взаимодействия, качество выполнения социальных функций, ролей каждым отдельным участником социальной жизни выступают в рамках данного направления главными детерминантами социального благополучия. В основе субъективистского направления исследования социального благополучия лежат воззрения основателя понимающей социологии М. Вебера, его теория «социальных действий», концепции «рационализации» и «идеальных типов». По мнению М. Вебера, уровень социального благополучия определяется степенью осознанности и рациональности социальных действий субъектов общественной жизнедеятельности. Он считает, что чем больше в социальной жизни ценностно– и целерациональные действия преобладают над традиционными и аффективными, тем более оптимальным является социальное устройство общества, тем более высоким оказывается уровень его благополучия. Претворению в жизнь принципа рациональности, обеспечивающего рост социального благополучия, в немалой степени способствует усиление социальной роли науки. Главными ориентирами процесса достижения социального благополучия М. Вебер называет «идеальные типы». Они представляют собой воплощение ценностей эпохи, теоретическую конструкцию, модель того, что наиболее полезно человеку и обществу, что отвечает их интересам. Идеальные типы – это суть оптимальных общественных состояний, критерии, исходя из которых, необходимо вносить изменения в различные сферы жизни общества. Из идеальных типов вытекают установки деятельности людей, правила и нормы их поведения, традиции социального общения. Они вносят целесообразность в мышление и деятельность людей, порядок в общественную жизнь. Созданная в рамках понимающей социологии М. Вебера социологическая модель социального благополучия представляет социальное благополучие как устройство общественной жизни, основанное на принципе рационального взаимодействия социальных субъектов, подчинении их жизнедеятельности законам, воплощающим идеальные типы. На развитие субъективистского направления социологического исследования социального благополучия существенное влияние оказали идеи представителей символического интеракционизма (Г. Блумера, Ч. Кули, Дж. Мида, У Томаса, и др.). В центре их внимания находятся акты социального взаимодействия, причины и следствия этих взаимодействий, связанные с ни- ми чувства, впечатления, намерения индивидов, субъективные оценки социальных ситуаций. Основатель символического интеракционизма Дж. Мид и его последователи подчеркивают, что представления о благополучии каждого отдельного человека сугубо индивидуальны. Их формирование происходит на основе личного опыта взаимодействия с окружающим миром осмысления результатов этого взаимодействия, оценки существующих в окружающем мире объектов, с точки зрения пользы или вреда. Поэтому при оценке уровня социального благополучия важно учитывать характер опыта взаимодействия социальных субъектов с миром, а также особенности интерпретации ими окружающей реальности. Уровень социального благополучия существенно зависит также от взаимодействия социальных субъектов друг с другом. Вступая в межличностные взаимодействия, человек познает мир, наделяет его объекты смыслом, значениями, осваивает культуру. Межличностное взаимодействие лежит в основе развития мировоззрения человека, его системы ценностей, индивидуального сознания. От характера межличностных взаимодействий зависит степень индивидуальной удовлетворенности жизнью, возможности реализации актуальных потребностей, эффективность социального функционирования как отдельного индивида, так и всего общества в целом. Социологическая модель социального благополучия, основанная на научных положениях символического интеракционизма, рассматривает социальное благополучие как результат эффективных социальных взаимодействий, позитивный итог взаимного приспособления контактирующих людей. Идеи символического интеракционизма созвучны с представлениями о социальном благополучии, которые сложились в рамках теории обмена. Сторонники данной теории (П. Блау, К. Леви-Стросс, М. Мосс, Дж. Хоманс, и др.) также связывают социальное благополучие с социальной эффективностью индивидуального поведения и межличностного взаимодействия. Согласно позиции представителей теории обмена, социальное благополучие достигается в результате эффективного социального обмена, осуществляемого в ходе межличностных взаимодействий, результатом которых являются определенные социальные вознаграждения в виде значимых для индивида ресурсов (благ). Основатель теории обмена Дж. Хоманс считал, что уровень социального благополучия индивида зависит от истории личных вознаграждений и наказаний, которые он получает в процессе взаимодействия с миром и окружающими людьми. Под вознаграждением подразумевается такой результат социального действия, который связан с реализацией определенных актуальных потребностей, получением приятных впечатлений, удовольствия. Негативные последствия тех или иных социальных действий Дж. Хоманс называет «наказанием» или «издержкой». Для обеспечения своего благополучия человек старается повторять поступки, которые в прошлом были вознаграждены, контактировать с людьми, от взаимодействия с которыми в прошлом были получены определенные положительные результаты. В тоже время он сознательно воздерживается от действий, которые когда-то имели негативные последствия, избегает социальных контактов, которые обошлись ему слишком дорого или не принесли никакой ощутимой выгоды. Развитие идей Дж. Хоманса осуществлял его последователь П. Блау. В соответствии с его идеями благополучие индивида зависит от объема находящихся в его распоряжении ресурсов, в качестве которых могут выступать любые материальные и нематериальные блага, в том числе знания, услуги, товары, власть, престиж, авторитет, связи и т. д. Избыток одних ресурсов может сочетаться с дефицитом других. Обмен чем-либо между разными акторами имеет смысл в тех случаях, когда их положение в каком-нибудь отношении неодинаково и возможен обмен ценными ресурсами для достижения ими желанного положения – социального благополучия. Каждый актор стремится совершить обмен с максимальной выгодой для себя, демонстрируя при этом, что он обладает более ценными ресурсами, чем другие. Это не всегда подтверждается после совершения акта обмена. В результате неудачных обменов формируется неопределенность, сопровождаемая недоверием, неустойчивостью и напряженностью дальнейших взаимодействий. Эта неопределенность может быть преодолена лишь при установлении и соблюдении определенных правил в наиболее значимых сферах социального взаимодействия. Социологическая модель социального благополучия, построенная на основе теории обмена, связывает социальное благополучие с характером и качеством социального обмена между субъектами социальной жизнедеятельности услугами, деятельностью, ресурсами, вознаграждениями. Вклад в развитие субъективистского направления социологического исследования социального благополучия внесли представители российской школы субъективной социологии конца XIX – начала XX веков (Н.И. Кареев, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.). Они рассматривали социальное благополучие как социальное устройство, основанное на социальной соли-дарности которая характеризуется совпадением личных и общественных интересов и представляет собой общность привычек, целей, аффектов, убеждений и идеалов людей, лежащих в основе сходства способов поведения и деятельности. Для обеспечения социального благополучия необходимо группировать повторяющиеся факты солидарности, изучать формы и законы солидарных действий, выявлять условия ее упрочения при разном уровне развития людей и форм их общежития, применять полученные знания для упорядочения социальной жизни, раз- вития всеобщего единства и согласия. Это становится возможным, благодаря использование субъективного метода, суть которого заключается в понимании и субъективной интерпретации. Универсальная формула общественного прогресса и социального благополучия связана с принципами альтруизма, нравственности и справедливости. Для достижения социального благополучия человек должен думать прежде не о самом себе, а о других людях, стремиться к социальному идеалу, к собственному нравственному совершенству и совершенству общества. Проведенный анализ научных идей в отношении сущности и содержания социального благополучия, сформированных представителями субъективистского направления, свидетельствует, что социальное благополучие в рамках данного направления трактуется как состояние общественного бытия, основанное на согласованности моральных принципов, идеалов, ценностей, убеждений, интересов, целей и смыслов отдельных индивидов. Важная роль в рамках данного направления отводится таким принципам совместной жизни людей как солидарность, альтруизм, социальная ответственность, нравственность и справедливость. Объективистское (социоцентричое) и субъективистское (человеко-центричное) направления исследования социального благополучия сформировались и получили свое развитие в рамках классического социологического знания. Дальнейшее развитие научных представлений о социальном благополучии, обеспечение его адекватного научного осмысления порождает необходимость выхода за рамки классической науки, обусловливает целесообразность рассмотрения социального благополучия в контексте неклассической социологии. В основе неклассического социологического знания лежит новая научная картина мира – диатропика, важным преимуществом которой является целостное осмысление единства человека, общества и природы, материального и духовного, рассмотрение человека как функционирующего и развивающегося биопсихосоциального существа. Диатропическая картина мира позволяет видеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво, анализировать максимально широкий спектр самых разнообразных явлений, касающихся природы, общества, человека, их развития, функционирования, характера бытия. В рамках диатропической модели познания возможно аккумулирование накопленного социологического знания о социальном благополучии посредством его переработки на принципиально иной методологической базе. Рассмотрение социального благополучия на основе принципов диатропики позволяет преодолеть взаимоисключение и противостояние объективистского и субъективистского направления социологического исследования социального благополучия, учесть специфические особенности осмысления социального благополучия, характерные для каждого из них, сформировать новое интегративное направление его исследования. Все это существенно дополнит научное представление о социальном благополучии человека и общества, придаст ему целостный системный характер. Интегративное направление социологического исследования социального благополучия может быть представлено социологической концепцией жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности – базовой концепцией виталистский социологии и ряда ее отраслевых направлений, которая является результатом многолетних научных разработок группы социологов под руководством С.И. Григорьева (Л.Г. Гусляковой, Г.В. Говорухиной, Ю.Е.__ Растова, и др.). В рамках данной концепции систематизируются знания о жизненных силах человека, его жизнестойкости, жизненном потенциале, которые были накоплены различными социальными науками. Эта концепция является адекватной методологической основой осмысления и исследования социального благополучия, дает возможность сконструировать его оптимальную социологическую модель, что может быть аргументировано следующим. Во-первых, в рамках данной концепции гармонично сочетаются возможности исследовательских стратегий анализа социальной реальности социоцентричных и человекоцентричных социологических парадигм, что позволяет в рамках одной концепции с одинаковой эффективностью рассматривать как общество в целом, с точки зрения его структур и функций, так и человека, его силы, социальное пространство и время, в пределах которого он функционирует. Все это обеспечивает необходимые условия для анализа социального благополучия как на общесоциальном, так и на индивидуальном уровнях. Во-вторых, представители данной концепции осмысливают в качестве единой системы физиологические, психологические, морально-нравственные, интеллектуальные, культурные, экономические, политические, экологические и многие другие аспекты жизнедеятельности человека, который рассматривается как биопсихосоциальное существо, функционирующее в природной и социокультурной среде, постоянно воспроизводящее и совершенствующее свою материальную и духовную жизнь. Такой подход обеспечивает многоплановость и комплексность исследования феномена социального благополучия, позволяет выделить и изучить различные компоненты его содержания. В-третьих, концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности не ограничивается исследованием только объективной реальности, признает значимость духовных ценностей и установок человека, которые являются важнейшими составляющими его жизненных сил. Обращение данной концепции к проблемам смысла жизни, веры, свободы, ответственности, нравственности и духовности позволяет анализировать в ее контексте внутренний мир человека, насыщенный социальным содержанием и находящийся в постоянном тесном взаимодействии и взаимопроникновении с внешними условиями существования. Это обеспечивает возможность анализа социального благополучия, как с позиции объективных условий жизнедеятельности, так и с точки зрения субъективных переживаний, индивидуальной удовлетворенности, эмоционального отношения к бытию. В-четвертых, значимость анализируемой концепции заключается в том, что человек и его проблемы рассматриваются в ней в органическом единстве, взаимодействии со средой обитания. Концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности позволяет выявить целостные характеристики субъектов в каждый момент их существования, особенности их жизненного пути, характер их социального положения и жизненный потенциал. Это создает возможность анализа социального благополучия в контексте проблем взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства социальных субъектов, их социальных отношений по поводу воспроизводства и совершенствования своей жизни в постоянно изменяющихся социальных условиях. В рамках концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности может быть определен достаточно богатый по содержанию характер исследования социального благополучия человека и общества. Исходные положения концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности служат основой для комплексного анализа социального благополучия, по- зволяют по-новому взглянуть на его природу, сущность и содержание. Способность человека обеспечивать свое социальное благополучие обусловливается также его индивидуальной и социальной субъектностью, качеством и количеством индивидуально-личностных и организационно-коллективных средств воспроизводства и совершенствования жизни, которые находятся в его распоряжении. Индивидуально-личностные средства воспроизводства и совершенствования жизни сравнимы с личными благами. Они находятся в распоряжении конкретного человека (принадлежат ему) и используются им по мере возникновения тех или иных потребностей. К индивидуально-личностным средствам следует относить: • во-первых, личные качества и свойства человека, помогающие ему удовлетворять насущные потребности (физическая сила, разнообразные знания, умения, навыки, жизненный опыт, интеллектуальные, креативные, коммуникативные и другие способности, воля, мотивация, чувства и т. д.); • во-вторых, разнообразные объекты материального мира, которые используются человеком в процессе удовлетворения потребностей (еда, одежда, жилище, средства передвижения, носители информации, предметы труда, отдыха, быта и т. д.); • в-третьих, отношения с окружающими людьми, посредством которых и через которые человек удовлетворяет свои потребности (дружба, взаимопомощь, любовь, забота, сотрудничество и т. д.). Качество и количество индивидуально-личностных средств, находящихся в распоряжении человека, определяют характер социального благополучия на индивидуальном уровне, являются его основой. Исходя из этого, социальное благополучие на уровне индивида может быть определено как состояние, для которого характерно наличие в распоряжении набора индивидуально-личностных средств, необходимого для эффективного воспроизводства и совершенствования индивидуальной жизни, обеспечения индивидуальной субъектности. Организационно-коллективные средства воспроизводства и совершенствования жизни – это общественные блага. Они создаются обществом, принадлежат обществу, но имеют свойство удовлетворять разнообразные потребности членов этого общества. К организационно-коллективным средствам можно отнести, предприятия, учреждения и организации здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, досуга и отдыха, регулирования рынка труда и занятости, транспорта и связи, торговли, сервиса и быта, жилищно-коммунального обслуживания, социальной защиты (включая социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальное страхование), общественные организации, политические партии и объединения, а также социально значимые продукты и результаты их деятельности (товары и услуги). Качество и количество организационно-коллективных средств определяют характер социального благополучия на уровне общества. Таким образом, социальное благополучие на уровне общества – это состояние общества, для которого характерна высокая степень развития организационно-коллективных средств, обеспечивающих социальную субъектность человека. Социальное благополучие человека определяется уровнем развития его физической, психологической, производственно-экономической, социально-политической, духовно-культурной, социально-бытовой, социально-экологической субъектности, которые зависят от развитости способностей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в различных сферах жизнедеятельности. Развитость жизненных сил человека и отдельных ее составляющих (физической, психической, производственно-экономической, социально-политической, духовно-культурной, социально-бытовой, социоэкологической субъектности) характеризует социальное благополучие, прежде всего, на индивидуальном уровне. Жизненные силы человека в пределах индивидуальных атрибутивных характеристик представляют субъективную сторону социального благополучия. Помимо развитости жизненных сил, на уровень социального благополучия человека оказывает влияние его жизненное пространство. В жизненном пространстве сфокусированы основные средства жизнеосуществления (блага), к достижению и обладанию которыми стремится каждый человек, поскольку они имеют свойство удовлетворять его актуальные потребности, формировать, реабилитировать и совершенствовать его жизненные силы, обеспечивать социальное благополучие. На основе базовых положений и идей социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности может быть сконструирована виталистская модель социального благополучия. С позиции данной модели, социальное благополучие может рассматриваться как характеристика процесса взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства социальных субъектов, которая зависит от степени развития жизненных сил этих субъектов и сопряженной с ними оптимальности организации жизненного пространства их бытия. Исходя из этого, в качестве основных компонентов виталистской модели социального благополучия могут рассматриваться развитость жизненных сил и оптимальность организации жизненного пространства социальных субъектов, осуществляющих свою жизнедеятельность на разных уровнях организации общественной системы. Основные направления исследования социального благополучия. В науке сложилось несколько традиций толкования благополучия, на основании которых можно выделить семь основных направлений его исследования: • этико-философское, • социально-политическое, • экономическое, • психологическое, • медицинское, • экологическое, • социологическое. Этико-философское направление рассматривает благополучие, с точки зрения духовного бытия человека. В рамках данного направления благополучие трактуется как состояние духовной гармонии, нравственной целостности, душевного спокойствия, счастья, блаженства. Основное внимание уделяется нематериальной стороне бытия человека, его нравственности, духовной сущности. Благополучие рассматривается сквозь призму моральных ценностей и установок, присущих человеческому обществу того или иного исторического периода, особое внимание при этом уделяется проблемам субъективного восприятия жизни, ее внутреннего и внешнего мира, духовной гармонии. В контексте социально-политического направления основные акценты смещаются с личного благополучия человека на благополучие общества. Представители социально-политического направления исследуют социальный контекст понятия «благополучие», в центре их внимания находится сущность так называемого «общего блага», которое может быть определено как условия социальной жизни, при которых естественные стремления граждан к достижению благ, социальной защищенности, счастливой жизни для всех и каждого в разумных пределах осуществимы. Обеспечение общего блага в контексте данного направления рассматривается как стратегическая цель политической деятельности государства. В этом случае благополучие рассматривается в социальном контексте как целевой ориентир социальной политики государства, главное условие социальной стабильности, порядка, безопасности и прогресса. Экономическое направление исследования сущности и содержания благополучия сосредоточено на его материальной стороне. В центре внимания представителей данного направления находятся имущественные блага, процессы их производства и распределения. В рамках экономического направления благополучие отождествляется с понятиями «благосостояние», «материальная обеспеченность», «достаток», «богатство», которые отражают объективную сторону состояния благополучия. В рамках экономического направления исследователи акцентируют внимание на объективной стороне благополучия человека и общества, выделяя в качестве главного сущностного признака данного понятия материальный достаток, размер которого во многом определяет степень удовлетворения потребностей человека. Объективная сторона благополучия отражается в благосостоянии, которое зависит как от самого индивида, его образования, способности и мотивации к труду, предприимчивости, инициативности и других качеств, влияющих на уровень личного дохода, так и от государственной политики в сфере регулирования рыночных отношений, нацеленной на поддержание оптимального баланса между экономической выгодой и социальной справедливостью. Психологическое направление исследования концентрируется на индивидуальном уровне и субъективной стороне благополучия, которое отождествляется с позитивным психологическим состоянием, эмоциональной приподнятостью, удовлетворенностью. Феномен благополучие рассматривается как позитивное психологическое состояние личности, для которого характерны высокий уровень реализации актуальных потребностей и личных потенций, удовлетворенность жизнью, социальным положением и условиями бытия, ощущение счастья, стабильности, уверенности в своих силах, позитивное настроение и хорошее психологическое самочувствие. Важнейшими детерминантами благополучия признаются жизненный опыт, уровень знаний, мировоззрение и ценностные ориентации личности, способность адаптироваться к изменяющимся социальным условиям и избранная жизненная стратегия. В рамках медицинского направления благополучие отождествляется со здоровьем, которое выдвинуто на одно из первых мест в ряду общечеловеческих ценностей, и провозглашается высшим благом, важнейшим правом человека, поскольку является основой полноценного раз- вития и ключевым условием успешности социальной жизнедеятельности каждого индивида, главным фактором, определяющим стабильность, независимость и могущество государства. Экологическое направление исследования благополучия сформировалось во второй половине XX столетия, когда под влиянием негативных проявлений нарушения экологического равновесия в сознании людей сложилось убеждение в необходимости уважительного отношения к природной среде, сохранения ее разнообразия, поиска гармонии с природой. В рамках экологического подхода благополучие трактуется как благоприятные для жизни и прогрессивного развития человечества условия окружающей среды, основанные на гармоничных отношениях человека и природы, при которых сохраняются ресурсы, необходимые для полноценного существования будущих поколений. В современном социальном знании сформировалось множество направлений исследования благополучия, каждое из которых предлагает свое видение природы, сущности, детерминант, способов обеспечения благополучия, концентрирует основные усилия на изучении только одного его аспекта, что обусловливает отсутствие в современной науке целостного представления о нем. Интеграция теоретико-методологических подходов к исследованию благополучия, существующих в социальном знании возможна на основе социологического подхода. В настоящее время социологический подход является одним из наиболее перспективных подходов к исследованию благополучия человека и общества, поскольку позволяет не только сформировать целостное представление о его природе, сущности и основных компонентах содержания, но и перевести теоретические знания в модели, программы, проекты, реализация которых приблизит общество к оптимальному уровню социального благополучия.
«Современные теории социального благополучия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 68 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot