Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Современная система подготовки спортивного резерва в футболе. Характеристика методических подходов, реализованных российским футбольным союзом в методических программах подготовки игроков (футболистов) 6-17 лет

  • 👀 735 просмотров
  • 📌 704 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Современная система подготовки спортивного резерва в футболе. Характеристика методических подходов, реализованных российским футбольным союзом в методических программах подготовки игроков (футболистов) 6-17 лет
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Современная система подготовки спортивного резерва в футболе. Характеристика методических подходов, реализованных российским футбольным союзом в методических программах подготовки игроков (футболистов) 6-17 лет» pdf
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ, РЕАЛИЗОВАННЫХ РОССИЙСКИМ ФУТБОЛЬНЫМ СОЮЗОМ В МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ ИГРОКОВ (ФУТБОЛИСТОВ) 6-17 ЛЕТ В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества. Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в исполнительском мастерстве отдельных игроков в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков. Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества – быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха. Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки. Исходя из вышеперечисленного возникает вопрос, в чем же состоит тенденция развития игры? Вообще, тенденция – это некая величина не постоянная и их крайне мало и ими нельзя разбрасываться. Где же эти векторы развития? В каком направлении нам (тренерам) двигаться дальше? Ответ мы сможем найти, проанализировав игровую деятельность. Т.Е. в каких компонентах игры мы уступаем зарубежным командам. В Германии и Англии большое внимание уделяется силовым способностям. Поэтому их футбол очень энергичный и динамичный. В Англии, например 15-летние футболисты работают под силой 30 мин. в день, т.е. игра в футбол становится более атлетичной. Уступаем в различных проявлениях быстроты: не только скорость передвижения на поле, но и быстрота мышления, и быстрота работы с мячом. Быстрота мышления способность футболиста быстро принять решение и сразу его выполнить, как подумал, соответственно, требованиями сегодняшнего дня применительно к технике футбола являются быстрота и надежность, выполнения технических приемов, и, рациональность и эффективность их реализации. Спортивная подготовка футболистов – это многолетний специально организованный педагогический процесс, связанный с использованием всей совокупности необходимых средств, методов, условий и направленный на достижение высокого спортивного мастерства. Целевой установкой подготовки футболистов является воспитание высококвалифицированных спортсменов, отвечающих современным требованиям мирового футбола и способность добиваться высоких спортивных результатов. Каждый день, после каждой тренировки тренер должен задавать себе вопрос – «что он тренирует?» 1. Элементы игры или игровые эпизоды. Конструирование упражнений или подбор игровых упражнений при планировании тренировочного занятия должно опираться на игровую деятельность. Игровые расстояния, количество футболистов, участвующих в конкретном упражнении, целевые установки исходя из задач должны соблюдаться, с целью переноса тренировочного эффекта на игру. 2. Действия. Важнейшие двигательные формы, применяемые футболистами во время игры – это действия с мячом. Именно они определяют специфику данного вида спорта и отличают его от других. Как известно, к основным двигательным формам с мячом в футболе относятся удары, остановки, ведение, обводка, вбрасывание мяча из-за боковой линии, техника игры вратаря. Основу групповой и командной игры составляют передачи мяча. Они определяют темп игры, быстроту атакующих и оборонительных комбинаций. От характера передач зависит стиль игры команды. Самым существенным элементом игры являются удары по воротам. Они обуславливают эффективность игры, количество забитых голов. Футболист за время игры соприкасается с мячом в среднем от 34 до 70 раз, причем суммарное время непосредственного контакта составляет около 135-165 секунд. Обучение техническим приемов должно проходить в изолированных упражнений строгой регламентации под контролем и коррекцией тренера, с определенным количеством повторений в соответствии с освоением материала. 3. Взаимодействия. Групповые действия в игровых эпизодах подразделяются на взаимодействия в парах, тройках и т.д 1. В процессе тренировок следует усвоить структуру комбинации, ее смысл и основные принципы выполнения. Только в этом случае футболисты смогут осуществлять комбинации применительно к конкретной игровой ситуации. 2. Тактическая комбинация является синтезом индивидуального тактического мышления и группового взаимопонимания. Главным в осуществлении комбинаций является не механическое заучивание той или иной структуры группового действия, а творческое применение своих знаний и умений в ходе матча. З. Игра состоит из сочетания простых, наигранных до высокого уровня, и сложных многоходовых тактических комбинаций с большим количество игроков, участвующих в их осуществлении. К многоходовым комбинациям довольно трудно готовиться: они возникают в ходе самой встречи и являются в большинстве своем импровизированными. Качество их выполнения во многом будет зависеть от умения футболистов свободно владеть простыми, хорошо наигранными комбинациями. 4. При изучении различных вариантов комбинаций нужно помнить, что чем больше частей одной, ранее разученной комбинации входит в новую, тем быстрее происходит ее освоение. Очень полезно знать различные варианты развития комбинаций с одним и тем же стандартным началом. Такое разнообразие концовок комбинаций сильно затрудняет организацию обороны. 5. При осуществлении комбинаций особое значение имеют отвлекающие действия партнеров по команде. Своими перемещениями они создают потенциальную угрозу воротам соперников и отвлекают внимание обороняющихся. Мы постоянно тренируем команды!!! Мы не тренируем игроков как личности и индивидуальности! Мы призываем взглянуть на проблему чуть иначе и делать акценты на игроков в конкретных их элементах. Уступая в одном элементе сейчас, в дальнейшем, он возможно, будет не конкурентноспособный и не востребованный в профессиональном футболе. Из чего же будет состоять подготовка футболиста? На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования в ней. Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техникой игры. Основными задачами технической подготовки являются: прочное освоение всего многообразия рациональной техники; обеспечение разносторонним владением техникой и умением сочетать в разной последовательности технические приемы, способы, разновидности; эффективное и надежное использование технических приемов в сложных условиях соревновательной деятельности. К основным средствам решения задач технической подготовки относятся соревновательные и специальные упражнения. В процессе соревновательной деятельности (официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры) совершенствуется вся совокупность технических приемов в условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических действий. Специальные упражнения (индивидуальные, групповые и игровые упражнения с мячом) позволяют избирательно решать задачи обучения и совершенствоваться в отдельных элементах техники, в выполнении их вариантов, различных связок технических приемов и т.д. Быстрому и правильному освоению изучаемого приема способствуют подводящие упражнения. Эффективность средств технической подготовки футболистов во многом зависит от методов обучения. В процессе подготовки используют общепринятые методы физического воспитания: практические, словесные, наглядные. Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над соперником. Понятие “тактическая подготовка” шире понятия “обучение тактике”. Можно хорошо изучить тактику футбола теоретически, но в игре в тактическом плане действовать малоэффективно. Изучения даже всех тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для высокой эффективности в игре. В процессе обучения тактике необходимо добиваться органического единства тактики и техники. Иными словами, под тактической подготовкой понимается совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревновательной деятельности и развитие специальных способностей, ‘определяющих эффективность решения этих задач. Данное определение позволяет рассматривать тактическую подготовку в двух аспектах: и как процесс обучения и совершенствования (т.е. приобретение знаний, умений и навыков), и как процесс развития качеств, которые в комплексе определяют специальные тактические способности. Целесообразно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий футболиста в игре. Во-первых, это высокий уровень развития специальных качеств в сфере интеллекта, перцепции и психомоторики (объема и переключения внимания, объема поля зрения, быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, быстроты выбора решения, тактического мышления, перемещения и т.п.), обеспечивающих ориентировку в сложных условиях игровых ситуаций и осуществление выбора решения данной ситуации. Во-вторых, это высокая степень надежности выполнения технических приемов в сложных игровых условиях. И, наконец, в-третьих, надо отметить единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных тактических действий в нападении и защите. Следовательно, тактическую подготовку нельзя сводить только к обучению тактическим действиям. Основу успешных действий футболиста в игре составляют специальные качества и способности (наблюдательность, быстрота реакции, мышление и т.д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий футболистов индивидуально, в группах и командой в условиях единоборства с противником, что позволяет наиболее полно реализовать качества, умения и навыки, приобретенные в процессе тренировочных занятий. Основными задачами физической подготовки являются: укрепление здоровья юных футболистов, повышение морфофункциональных возможностей, воспитание и совершенствование двигательных качеств. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка (ОФП) предусматривает разностороннее развитие физических способностей, специальная (СФП) развитие физических качеств и функциональных возможностей, специфических для футболистов. В качестве основных средств ОФП применяют различные виды спорта (лыжный спорт, плавание, гимнастика, легкая атлетика и другие). Специальная физическая подготовка строится с учетом характера игровой деятельности, способствует совершенствованию и эффективному использованию технического и тактического мастерства. Упражнения по СФП выполняют не только с мячом — ведение на максимальной скорости (быстрота, выносливость); финты, обводка стоек (ловкость); удары по мячу и вбрасывание, отбор и перехват мяча в подкате и в прыжке (скоростно-силовые способности), но и без мяча (спортивные и подвижные игры). Задачи физической подготовки меняются в зависимости от этапа и возрастных особенностей юных футболистов. Психологическая подготовка направлена на совершенствование механизмов нервно-психической регуляции функций организма и поведения футболистов. Спортивная тренировка характеризуется значительными психическими напряжениями, постоянным “преодолением самого себя”; она требует строгой дисциплины и соблюдения режима. Эффективность подготовки зависит и от психической устойчивости футболистов. Основные психические качества, необходимые футболисту, формируются и совершенствуются в процессе ежедневных тренировочных занятий, в активной соревновательной деятельности. Поэтому там, где процесс подготовки организован методически правильно, есть хорошая основа для совершенствования этих качеств. Специальные приемы и методы психологической подготовки надо рассматривать как важное и обязательное дополнение к объемным, интенсивным и рациональным физическим нагрузкам. Планируя содержание психологической подготовки, необходимо учитывать: 1) особенности спортивной команды, внутри которой действуют закономерности малой организованной группы; 2) структуру личностных качеств каждого члена этой команды. Все действия тренеров команды должны быть направлены на укрепление таких групповых свойств и качеств малой группы, как сплоченность и психологический климат. Важно принимать предупредительные меры против ухудшения психологического климата. Теоретическая подготовка футболистов - это педагогический процесс, направленный на вооружение юных спортсменов знаниями в области теории футбола и общих закономерностей спортивной тренировки, на повышение теоретического уровня и содействие росту спортивного мастерства. Теоретическая подготовка способствует также приобретению спортсменами интеллектуальных умений и навыков, ведущих к формированию убеждений и познавательных способностей в процессе спортивной деятельности. Специфика футбола предъявляет высокие требования к интеллекту спортсмена (игровая структура, творческая реализация задуманных комбинаций), поэтому теоретическую подготовку, направленную на развитие интеллекта, надо рассматривать как одну из важнейших составных частей подготовки юных футболистов. Важно не просто вооружить футболистов знаниями, а научить продуктивно использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях. На практических занятиях надо постоянно увязывать задания и упражнения с определенными теоретическими сведениями, стимулировать, с одной стороны, стремление футболистов воплощать в практические действия свои выводы и решения, а с другой - осмысливать свои действия на тренировочных занятиях. Таким образом, теоретическая подготовка рассматривается как своеобразная база повышения физической, технико-тактической и психологической подготовленности юных футболистов, как неотъемлемая часть процесса их совершенствования в ходе многолетней подготовки. Поэтому к проведению теоретических занятий не должно быть формального отношения ни со стороны тренера, ни со стороны футболистов Необходимым условием эффективного управления многолетней подготовкой юных футболистов является правильное планирование. Оно дает возможность определить основные направления подготовки, распределить их по времени, выбрать оптимальные средства и методы решения задач. При планировании тренировочного занятия, мы должны учитывать возрастные особенности юных футболистов. Как правило, наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня развития какого-либо качества темпы его прироста уменьшаются. Поскольку развитие физических способностей связано с уменьшением темпов их прироста, то на каждом последующем этапе развития для достижения необходимых сдвигов требуется все больше времени. В динамике показателей развития физических способностей обнаруживается явление разновременности. Оно проявляется в несовпадении во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста отдельных физических способностей. Специальные исследования и практический опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на развитие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными (чувствительными) или критическими, потому что они играют особую роль в развитии организма. Установлено, что наибольший эффект физического воспитания в развитии отдельных способностей достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данного качества может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее. Сенситивные периоды – это периоды наибольшей предрасположенности для развития двигательных или иных качеств, на которые осуществляется тренировочное воздействие. Знание временных диапазонов с различными темпами прироста минимизирует временные затраты по воспитанию различных физических качеств, что положительно отражается на эффективности учебно-тренировочного процесса (УТП). Уже давно установлено, в каком возрасте, над какими качествами надо работать. Координация и быстрота. Вот те качества, развития которых на несколько лет будет для нас являться приоритетной задачей. Учет уровня подготовленности требует соответствия изучаемого материала, средств и методов его освоения и форм организации обучения возрастным особенностям занимающихся, их возможностям и уровню подготовленности. Величина и направленность тренировочной нагрузки должны соответствовать конкретным задачам, уровню развития специальных качеств, объективным условиям тренировки. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки снижают интерес к занятиям, вредно отражаются на тренированности и, в конечном счете - на спортивных результатах. Однако принцип доступности не исключает необходимости выполнения упражнений, требующих максимальных физических и волевых усилий и вызывающих значительное утомление. Доступными надо считать нагрузки, способствующие укреплению здоровья, повышению функциональной готовности, росту спортивного мастерства. Мера доступности - показатель непостоянный. Он во многом определяется адаптационными и мобилизационными возможностями организма занимающихся. Доступность нагрузок неразрывно связана с индивидуализацией учебнотренировочного процесса. Алгоритмы действий. Алгоритм — это описание процесса решения той или иной задачи, поэтому мы должны предоставить те варианты действий в решении поставленных задач, в которых проявляется собственное видение тренера на игру. Не загонять в некоторые рамки тактических действий, а постараться анализировать ситуативные действия, наложенные на обученные алгоритмы действий. Под обучением принято понимать начальный этап овладения занимающимися необходимой системой знаний, умений и навыков. Основное содержание обучения это освоение “школы”, т.е. техники, основных индивидуальных и групповых тактических действий, формирование умений тренировочной и соревновательной деятельности. При этом обучение тесно связано с физическим развитием занимающихся. Между обучением и тренировкой нет резкой грани, так как, обучая, мы одновременно тренируем, а, тренируя - обучаем. Условное разделение этих понятий позволяет более четко определять задачи для каждого этапа многолетней подготовки, выбирать наиболее эффективные средства и методы для их решения. Причем удельный вес обучения и тренировки в структуре различных этапов подготовки неодинаков. Процесс обучения и тренировки должен носить воспитывающий характер. Воспитание - это целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого. Совершенствование морально-волевых качеств и психологических возможностей - главные задачи процесса воспитания спортсменов. Обучение, тренировка, воспитание взаимосвязаны и взаимообусловлены прежде всего единством согласованной деятельности тренера и коллектива футболистов. Задачи подготовки высококвалифицированных футболистов могут быть решены только при условии ведущей роли тренера. Он должен опираться в работе на научно обоснованную теорию, непрерывно совершенствовать специальные знания, быть в курсе последних достижений науки и практики и уметь внедрять их в процесс обучения и тренировки футболистов. Исходя из закономерностей формирования двигательного навыка, в процессе обучения отдельному двигатель ному действию (техническому приему или тактическому действию) выделяют три этапа: первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование. Каждый из этих этапов имеет ряд особенностей, с учетом которых ставятся конкретные задачи и выбираются рациональные средства, методы и формы организации учебного процесса. Первоначальное обучение начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения. Показ должен быть образцовым не только по форме. Важно при этом использовать оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристик движения. Особого внимания требуют последовательность выполнения фаз движения и соотношение их длительности, поскольку ритмическая структура служит ориентиром при освоении действий. После демонстрации изучаемого действия в рассказе дают его точное терминологическое наименование, сообщают сведения о значении и месте применения в игровых условиях, объясняют основы решения двигательной задачи. Поскольку внимание у начинающих неустойчиво и объем его невелик, рассказ должен быть четким, кратким, образным. Повторный показ (не более 2-3 раз) сочетается с сопроводительным пояснением, что усиливает и углубляет восприятие. Формированию зрительного и смыслового представления способствует демонстрация изучаемого действия по видео. При этом важно ориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, а не на копирование поз. Процесс закрепления технических приемов должен реализовываться только в связках. Расставлять акценты в поставленных задачах только в логических, основываясь на игровой деятельности последовательных связках технических приемов. Успешному решению задач обучения помогает уточненное и осознанное понимание закономерностей выполняемых действий. Этому способствует применение таких словесных методов, как развернутый рассказ и беседа, разъяснение и более глубокий анализ, самоанализ, отчет и т.д Все упражнения должны быть строго целенаправленны. Число стереотипных повторений (в одинаковых условиях, с одной целевой установкой, с равными параметрами движения) уменьшается. Однако значительно увеличивается число вариативных повторений. Усложняется обстановка, в которой происходит обучение. Варьируются задачи выполнения упражнения, что вызывает изменение формы и характера, а также пространственных, временных и силовых характеристик. Предпринимаются попытки выполнить изучаемое действие со скоростью и усилиями, близкими к максимальным. При этом структура движения не должна искажаться, а целевая точность должна быть в допустимых пределах. Примерное соотношение стереотипных и вариативных повторений – 30 и 70%. Одним из эффективных методов, направленных на формирование способности регулировать величину, направление и длительность усилий в соответствии с меняющимися условиями, является метод контрастных заданий. На данном этапе число повторений в одном уроке увеличивается. Изучаемое действие повторяют 10-12 мин, после чего вводят 3,5 – 5 - минутные переключения. Наиболее эффективны переключения на игровые упражнения. Затем снова многократные повторения в таком же временном отрезке. Совершенствование двигательных действий характеризуется органическим сочетанием процессов совершенствования технико-тактического мастерства и развития физических качеств, обеспечивающих эффективность и надежность игровых действий. Мы должны соблюдать следующие компоненты: лимит времени, лимит пространства, полное сопротивление и максимальная интенсивность выполнения. Только реализовывая эти условия в игровых упражнениях, мы сможем говорить о совершенствовании технико-тактического мастерства футболистов. Формулировка и постановка задач соответствующим типовым микроциклам. Задачи тренировки многообразны, и конкретная формулировка каждой из них обусловливается возрастом и подготовленностью футболистов, периодом тренировки, социальными, географическими условиями и т.п. Следует, однако, выделить главные задачи тренировочного процесса: 1) воспитательные, решение которых позволяет сформировать мировоззрение и высокие моральные и нравственные качества футболистов; 2) образовательные, решение которых приводит к формированию специальных знаний о футболе, тактического мышления и технических приемов к развитию необходимых каждому футболисту физических качеств. Спортивная тренировка футболистов осуществляется на основе общих для всех видов спорта принципов. Однако при их применении учитывают и специфические особенности футбола. Принцип доступности и индивидуализации требует соответствия изучаемого материала, средств и методов его освоения и форм организации обучения возрастным особенностям занимающихся, их возможностям и уровню подготовленности. Величина и направленность тренировочной нагрузки должны соответствовать конкретным задачам, уровню развития специальных качеств, объективным условиям тренировки. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки снижают интерес к занятиям, вредно отражаются на тренированности и, в конечном счете - на спортивных результатах. Однако принцип доступности не исключает необходимости выполнения упражнений, требующих максимальных физических и волевых усилий и вызывающих значительное утомление. Доступными надо считать нагрузки, способствующие укреплению здоровья, повышению функциональной готовности, росту спортивного мастерства. Мера доступности - показатель непостоянный. Он во многом определяется адаптационными и мобилизационными возможностями организма занимающихся. Доступность нагрузок неразрывно связана с индивидуализацией учебнотренировочного процесса. Принцип систематичности предусматривает регулярность и последовательность обучения и тренировки. Регулярность обусловливается оптимальным количеством тренировочных занятий, соревнований и отдыха, рациональной динамикой величины и направленности нагрузки. Рациональная последовательность обучения существенно сокращает сроки освоения учебного материала. Быстрота и качество формирования умений и навыков во многом зависят от содержания предшествующего обучения. Последовательность в подборе средств и методов на каждом этапе многолетней подготовки определяется объективными закономерностями переноса двигательных и физических качеств. Принцип систематичности реализуется в оптимальном количестве повторений средств обучения и тренировки, используемых как в отдельном занятии, так и в системе Тренировок. Принцип прогрессирования предусматривает постановку и решение постепенно усложняющихся задач, увеличение объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Целенаправленное расширение круга используемых средств подготовки, выполнение более трудных новых задач способ и совершенствованию необходимых технических приемов и Тактических действий. Закономерности развития физических качеств, а также повышение функциональных возможностей требуют систематизированного обновления и увеличения всех компонентов нагрузки. Реализация принципа прогрессирования находит свое конкретное выражение в распределении направленности и величины нагрузки в микроциклах на этапах годового цикла, в многолетней подготовке. Характеристика методических подходов, реализованных Российским футбольным союзом в Методических программах подготовки игроков (футболистов) 6-17 лет Программы подготовки футболистов РФС В настоящее время существует большое количество программ, педагогических исследований и методических рекомендаций, предназначенных для спортивных школ. В то же время, большой выбор педагогической литературы, направленной на освещение путей решения проблем подготовки спортивного резерва в футболе, недостаточно эффективно решает проблемы практической реализации целей и задач системы подготовки спортивного резерва, которые заключаются в комплексном развитии всех сторон подготовленности юного футболиста. Анализ практической реализации существующих Программ показывает, что сегодняшняя практика подготовки в детском и юношеском футболе включает в себя большое число тренировочных занятий по освоению умений и навыков, которые не применяются в соревновательной деятельности футболиста. По сути, базовая подготовка является мало эффективной в связи с её оторванностью от реального футбола, от реального понимания ключевых направлений подготовки на каждом из этапов многолетней тренировки. С таким набором умений и навыков, которые имеют сегодня футболисты, закончившие учреждения спортивной подготовки по футболу, невозможно оказывать конкуренцию на этапе высшего спортивного мастерства. Текущее состояние детско-юношеского футбола в России требует пересмотра организации работы с юными футболистами в детско-юношеских спортивных школах. Пересмотр организации работы с юными футболистами прежде всего касается отказа от командного спортивного результата как основного критерия качества работы тренеров детских и юношеских команд. Командный результат не является характеристикой качества работы детского тренера, но любая команда, выходя на футбольное поле на очередную игру, должна быть нацелена на достижение общекомандного результата. Высокая значимость спортивного командного результата как основного критерия качества работы детского тренера провоцирует форсирование подготовки футболиста, приводя к откровенному «натаскиванию» детей на командный результат и отказу от подготовки отдельного футболиста. Работа на результат наносит серьёзный вред индивидуальному развитию игрока в детском и юношеском возрасте, провоцируя отсутствие самостоятельности в принятии решения в отдельном игровом эпизоде. • Программа предлагает современный инновационный подход к подготовке юных футболистов, основанный на концепции сенситивных периодов развития детей • Этот подход по совершенствованию спортивной подготовки футболистов на современном этапе развития футбола изложен в научно-исследовательской работе АНО «Центр подготовки футболистов в сфере футбола» • Программа представляет собой систематизированный материал, основанный на блоковом принципе построения тренировочных циклов. • Программа дает возможность тренерам подготовить к десяти годам игрока, качественно обладающего базовыми игровыми умениями. • Для восприятия предлагаемого Программой материала и качественного проведения тренировочного процесса тренеры должны иметь определённый уровень подготовленности и соответствующие знания. ИННОВАЦИИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 1. Индивидуализация тренировочного процесса: - ДЕЛЕНИЕ ИГРОКОВ НА ГРУППЫ ПО УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЕ ИГР 1х1 И ИГР В МАЛЫХ ГРУППАХ 2х2, 3х3, 4х4 ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ПОВТОРОВ ТРЕНИРУЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ - ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ ПО ИГРОВЫМ АМПЛУА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (С 13 лет) ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ НА ПОЛЕ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ. 2. Новые критерии для определения этапов подготовки игрока: Уровень подготовленности соответствует этапу 4 этапа подготовки юного футболиста: 1 мяч, 2 мяч-ворота, 3 мяч-воротасоперник, 4 мяч-ворота-соперник-партнер. 3. Построение тренировочного процесса в виде блоков (Блоки можно раскрыть подробнее, они отдельно) 4. Обучение через игру Реальная игровая ситуация – игровое упражнение Контроль и планирование осуществляется в следующих параметрах: Сложность упражнение – уровень подготовленности игроков Количество повторов- решение поставленной задачи Соревновательная деятельность футболиста заключается в принятии игровых решений и быстрого их выполнения. Игровое решение футболиста зависит от следующих элементов: Мяч. его местонахождение; кто осуществляет владение мячом. Ворота угроза собственным воротам со стороны соперника; или угроза воротам соперника со стороны команды, в которой футболист играет. Соперники их расположение на поле; владение или не владение мячом; угроза с их стороны; эффективность оборонительных или атакующих действий соперника. Партнеры их расположение на поле; владение или не владение мячом; угроза воротам соперника; эффективность оборонительных или атакующих действий. Таким образом, игровую ситуацию составляет наличие четырех компонентов: мяч ворота соперники партнеры Следовательно, при подборе тренировочных упражнений для комплексного решения задач подготовки футболиста необходимо наличие именно этих четырех компонентов: мяч, ворота, соперники, партнеры. Цель подготовки юного футболиста состоит в развитии тех качеств, которые в наибольшей степени ему необходимы. Необходимые качества футболиста развиваются исключительно в игровых ситуациях. Однако сложность при подготовке юного футболиста состоит в том, что при недостаточном уровне подготовленности игровые полноценные упражнения могут быть ему недоступны. Поэтому при недостаточной подготовленности юных футболистов игровые упражнения необходимо упрощать!!! Тренер должен уметь это делать и при планировании тренировки, и в процессе проведения тренировочного занятия. Согласно теории сенситивных периодов, определённый возрастной период является наиболее эффективным для развития того или иного физического или психического качества. Применительно к футболу, теория сенситивных периодов выглядит следующим образом: сначала игрок концентрируется на мяче; затем на мяче и воротах; далее на мяче, воротах, сопернике; на следующем этапе игрок способен концентрироваться на мяче, воротах, сопернике и партнере Главной ошибкой в существующей на данной момент системе подготовки юных футболистов является направленность работы детского тренера. В подавляющем большинстве случаев работа тренера направлена на достижение максимально высокого командного результата при участии в соревнованиях и турнирах. На самом деле, содержание тренировочного процесса в детско-юношеском футболе должно быть направлено на решение двух основных задач: Последовательное обучение юных футболистов в соответствии с сенситивными периодами развития; Развитие индивидуальных способностей игроков в: действиях с мячом действиях без мяча понимании игры умение читать игру Программа нацелена на решение главной задачи тренировочного процесса – создание такой обучающей среды для юного футболиста, которая будет ему доступна, интересна и позволит развиваться как игроку. Именно поэтому Программа предусматривает творчество тренера, который самостоятельно сможет упростить или усложнить предложенные упражнения, основываясь на предлагаемых принципах и параметрах. ПРОГРАММА ПРЕДПОЛАГАЕТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ: ОБУЧЕНИЕ ФУТБОЛУ ЧЕРЕЗ САМУ ИГРУ Любое игровое упражнение направлено на то, чтобы создать реальную игровую ситуацию. - Реальная игровая ситуация возможна только тогда, когда в упражнении одновременно присутствуют следующие элементы: - При отсутствии хотя бы одного элемента упражнение становится неигровым. Это не означает, что такое упражнение не нужно применять в тренировке. Такие упражнения в тренировочном процессе необходимы и их примеры также присутствуют в Программе. - Однако, если тренеру необходимо максимально приблизиться в упражнении к решению задачи тренировки и понять логику подбора упражнений, он должен обратить внимание на наличие всех пяти элементов (мяч, ворота, соперник(и), партнер(ы), направление). Начинать тренировку с подвижной игры (она создает хороший эмоциональный фон для детей, после нее приступать к обучению техническим элементам), затем делать упражнения на технику ведения или контроль мяча, которые требуют концентрации внимания. В подготовительную часть тренировочных занятий на этом этапе рекомендуется включать упражнения на футбольную координацию: - проводить тренировочные упражнения в форме игр или соревнований; - делать тренировки каждого блока разнообразными и не повторяющимися, сохраняя при этом фокус на решении основной задачи; - каждую тренировку начинать и заканчивать вместе с детьми в кругу, чтобы концентрировать внимание на тренере; - показывать детям каждое упражнение, давать только короткие простые команды; - не использовать сложную футбольную терминологию при объяснениях, разговаривать с детьми на понятном и доступном им языке; - поддерживать положительный эмоциональный фон во время всего тренировочного занятия – проводить обучение на позитиве; - выделить по мячу каждому игроку при выполнении упражнений на ведение или контроль мяча; - не требовать от детей комбинационной игры, групповых или командных взаимодействий; - главные принципы общения с детьми: «соучаствовать», - «сотрудничать», «помогать», «не критиковать»; - обеспечить безопасность при проведении занятий. Указанный формат игр предполагает развитие игрока через командную игру в каждом формате в течение двух лет. Это позволит тренеру планомерно выстраивать тренировочный процесс, а также обеспечит игрокам постепенное развитие без форсирования процесса подготовки. Указанные в каждой возрастной группе размеры поля и количественный состав позволит игрокам чаще встречаться с мячом и сталкиваться с необходимостью принятия самостоятельного решения и исполнения различных игровых техникотактических действий. Все это позволит каждому игроку быть более вовлеченным в игру, что обеспечит его развитие, как футболиста, и повышение уровня индивидуального мастерства. Каждый из предложенных форматов соответствует рекомендациям ФИФА и УЕФА, а также игровым форматам ведущих футбольных академий Европы и мира. Состав игроков в каждой возрастной группе соответствует игровым форматам, применяемым в ведущих странах Европы, а также способствует постепенному развитию игрока и его переходу к игре 11х11. Возраст 6-7 Параметры лет Количеств з о игроков (без вратарей) Размеры поля** Длина — ЗОМ24 м. Шири на — 15 м. Штра фная площадь не размечается 8-9 10 лет лет* 5 (4 + вратарь) 7 (6 + вратарь) Длина 11 лет* лет* 8 (7+вра тарь) 12 9 (8 + вратарь) Длина Длина Длина - 40 м 45-55 м. — 50-60 м. — 60Ширина — Ширина — Ширина — 70 м. 20-25 м. 30-40 м. 35-45 м. Шири Штрафная Штрафная Штрафная на — 4555 площадь: площадь: площадь: м. по длина - 9 м, длина- 10 м, Штрафная миниширина - 15 ширина 20 площадь: футбольны м. м. длина - 1 1 м правилам м, ширина (в 25 м. 6 м от во от . *При проведении соревнований для двух ”спаренных” возрастов придерживаются рекомендаций для младшего возраста. Например, если играют 10-11-летние, то формат соревнований для возраста 10 лет. **Размеры футбольных полей, рекомендованные в Данном пособии, могут быть изменены в сторону уменьшения в исключительных случаях, когда инфраструктура спортивных сооружений для проведения соревнований не позволяет выполнить эти требования. Продолжи 2 2 2 тельность матча тайма по 10- тайма по 15- тайма по 2015 мин. 20 мин. 25 мин. Перер Перер Перерыв — ыв — 5 мин. ыв — 5-10 10 мин. мин. Замены Разре Разре Разре игроков шаются шаются шаются обратные обратные обратные замены (без замены (без замены (без ограничени ограничени ограничени я) я) я) Мяч №3 №4 №4 Размер ворот 2х 1,5 м или 2 тайма по 25 мин. Перерыв 10 мин. Разре шаются обратные замены (без ограничени я) №4 3 х2 м 2 тайма по 30 мин. Перерыв — 10 мин. Разре шаются обратные замены (без ограничени я) №4 5 х2 м 5 х2 м 5 х2 м 1,5х1 или 2х1 Программа подготовки футболистов 10-14 лет. Предлагаемая типовая программа спортивной подготовки по футболу «Развитие игрока 10-14 лет» разработана в целях обеспечения единства основных требований к организации спортивной подготовки в организациях спортивной подготовки. Программа охватывает комплекс параметров для подготовки юных футболистов 10 – 14 лет, предусматривается методическая последовательность, непрерывность и преемственность при подготовке квалифицированных футболистов. Анализ деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, показывает, что в настоящий момент в футболе, спортивное мастерство занимающихся оценивается по их спортивному стажу, возрасту начала занятий спортом и спортивным результатам матчей, в которых участвовал спортсмен. Практика современной подготовки спортивного резерва в футболе в Российской Федерации показывает, что оценкой качества работы тренера является командный спортивный результат. В связи с ориентированием только на спортивный результат тренерами нарушается основной методический принцип последовательности подготовки спортсменов. В результате фактически футболисты не соответствуют уровню мастерства предъявляемого к спортсменам на этапе высшего спортивного мастерства, а современный уровень спортивных достижений Национальных сборных команд России (мужчины и женщины) по футболу оставляет желать лучшего, что приводит к форсированности подготовки. Зачастую тренеры профессиональных команд вынуждены выполнять работу своих коллег, работающих с дет скими и юношескими командами, устраняя недостатки школы детско-юношеского футбола, которые не позволяют профессиональному игроку реализовать свой потенциал. Косвенным подтверждением неэффективной работы системы подготовки футболистов являются: большое число легионеров, выступающих в российских лигах, спортивные результаты сборных команд (как Национальной, так и остальных). Текущее состояние детско-юношеского футбола в России, требует пересмотра организации работы с юными футболистами в детских спортшколах, отказа от командного спортивного результата как основного критерия качества работы тренеров детских и юношеских команд. При этом авторы настаивают, что командный результат не является характеристикой качества работы детского тренера, но команда, выходя на футбольное поле на очередную игру должна быть нацелена на достижение общекомандного результата! Высокая значимость спортивного командного результата как основного критерия качества работы детского тренера провоцирует форсирование подготовки футболиста, откровенное «натаскивание» детей на командный результат, отказ от подготовки отдельного футболиста. Этим наносится серьезный вред индивидуальному развитию игрока в детском и юношеском возрасте, провоцируя отсутствие самостоятельности в принятии решения игровой задачи в отдельном игровом эпизоде, что становится особенно заметно на более поздних этапах подготовки и лимитирующим фактором, практически не поддающимся коррекции на этапах совершенствования спортивного мастерства (ССМ) и высшего спортивного мастерства (ВСМ). ПРЕДЛАГАЕМАЯ ПРОГРАММА НОСИТ РЯД ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ НОВШЕСТВ Программа, сохраняя базовые методические принципы, структурируются на основе соблюдения последовательности процесса спортивной подготовки по футболу с учётом индивидуальных особенностей юного футболиста. Решение задач технической, тактической, физической и психологической подготовки игрока предлагается осуществлять интегрально (совместно), разумным сочетанием игрового метода и метода упражнения. Предлагаемая Программа не использует в качестве основного критерия для зачисления (перевода) спортсмена на этап спортивной подготовки его возраст. Основным критерием для определения спортивной этапа подготовки является уровень его подготовленности или, иными словами, качество освоения им программного материала. В Программе нет классических планов-конспектов занятий. Есть примерный план-график распределения программного материала на этапе подготовки (в виде таблицы). При этомпредлагается блоковая (тематическая, модульная) периодизация тренировочного процесса юных футболистов, когда предлагает ся тематический блок определенной целевой направленности, а далее тренер, основываясь на собственных знаниях, умениях и навыках подбирает средства достижения цели соответству ющего тематического блока. Программа предлагает наиболее целесообразную последовательность сочетания блоков и тем внутри блоков, как в годичном цикле, так и в многолетнем про цессе спортивной подготовки футболистов 10-14 лет. Таким образом, при работе с юными футболистами создание реальной игровой ситуации подразумевает наличие всех четырех компонентов: мяч, ворота, соперник, партнер. Способность юного игрока концентрировать внимание на соответствующем компонен те (соответствующих компонентах) игровой ситуации определяется не возрастной границей, не спортивным результатом его команды, не стажем занятий игрока (игроков) команды, а степенью трениро ванности соответствующего компонента. Самая сложная и принци пиальная задача при таком построении многолетней тренировки – это тренировка через полноценную игровую ситуацию, которая подразумевает обязательное наличие всех четырех компонентов: мяч, ворота, соперник (соперники), партнер (партнеры). В то же время, создание реальной игровой ситуации подразумевает обязательный учёт следующих факторов, характеризующих текущий уровень игрока: 1) уровень подготовленности футболиста (футболистов), 2) индивидуальные физические возможности футболиста (футболистов).Учет факторов, характеризующих уровень подготовленности игрока, предполагает упрощение игровой ситуации до тех пор, пока эта игровая ситуация не будет соответствовать уровню подготовленности и индивидуальным возможностям футболиста, но при этом сохранит все признаки реальной игровой ситуации (четыре компонента: мяч, ворота, соперник /соперники, партнер /партнеры). С другой стороны нельзя отказываться от метода упражнения для освоения того или иного технического элемента игры. Именно поэтому Программа не диктует средства, которыми тренер должен добиться от игрока освоения программного материала. Программа структурирует только направленность тренировочного процесса и предлагает блоковую (тематическую) периодизацию циклов подготовки юных футболистов. Программа подготовки футболистов 15-17 лет Анализ программ подготовки, применяемых тренерами на практике показывает, что педагогический коллектив учреждений спортивной подготовки использует примерные (типовые) программы, включающие в себя: Нормативную часть; Организационно-методические указания и рекомендации по проведению тренировочного процесса; План-схему годичного тренировочного цикла; Соотношение видов подготовки в годовом цикле с разбивкой по месяцам. Таким образом, большинство программ подготовки, используемые учреждениями спортивной подготовки имеют схожую структуру и по сути своей являются типовыми. Как уже отмечалось выше,в типовых программах подготовки большую часть занимают нормативные требования к обеспечению процесса подготовки и соотношение различных видов подготовки по годам и по этапам многолетнего тренировочного процесса. При этом в таких программах не находит отражение определение приоритетных задач по видам подготовки по годам, что затрудняет работу тренера на этапах многолетней подготовки футболистов. В настоящее время существует большое количество программ, педагогических исследований и методических рекомендаций, предназначенных для спортивных школ (академий).В то же время, большой выбор педагогической литературы, направленной на освещение путей решения проблем подготовки спортивного резерва в футболе, недостаточно эффективно решает проблемы практической реализации целей и задач системы подготовки спортивного резерва в футболе, которые заключаются в комплексном развитии всех сторон подготовленности юного футболиста. Анализ практической реализации предлагаемых Программ показывает, что сегодняшняя практика подготовки в детском и юношеском футболе включает в себя большое число тренировочных занятий по освоению умений и навыков, которые не применяются в соревновательной деятельности футболиста. По сути, базовая подготовка является мало эффективной в связи с её оторванностью от реального футбола, от реального понимания ключевых направлений подготовки на каждом из этапов многолетней тренировки. С таким набором умений и навыков, которые имеют сегодня футболисты, закончившие учреждения спортивной подготовки по футболу невозможно оказывать конкуренцию на этапе высшего спортивного мастерства. Данная Программа содержит научно обоснованные, подтвержденные результатами практического применения методические рекомендации, направленные на совершенствование подготовки футболистов 15-17 лет. Использование этой Программы позволит модернизировать существующую структуру планирования тренировочного процесса, оптимизировать подбор тренировочных упражнений футболистов и режимы тренировочной работы для обеспечения наиболее качественного процесса подготовки футболистов 15-17лет в условиях современного развития футбола. Программа содержит примеры упражнений для решения задач (по блокам). Однако разработчики настаивают на том, что это только примеры упражнений, которые в первую очередь «направляют» тренерскую мысль. Главная задача тренировочного процесса — организовать такую обучающую среду для юного футболиста, которая будет ему доступна, интересна и позволит развиваться как игроку. Именно поэтому Программа предусматривает творчество тренера, который самостоятельно сможет упростить или усложнить предложенные примеры, основываясь на тех принципах и параметрах, которые изложены были выше. Первым планируется основное тренировочное упражнение в форме игры, посвященное решению главной задачи блока (приоритет- играм в полных составах в формате 11х11) Вторым формируется подводящее игровое упражнение, которое является более простым и доступным, чем основное, но конструируется на базе основного. Подводящее упражнение формируется посредством упрощения основного упражнения за счет элементов, подробно описанных выше:Количество игроков в упражнении (партнеры, соперники);Размер игрового поля (площадки); Размер и количество ворот. Далее планируются 1-2 специфических подводящих игровых упражнений посредством упрощения предыдущего, но с тем условием, чтобы игровая направленность сохранялась и в упражнении присутствовали: Мяч; ворота (цель); Соперник (соперники); Партнер(партнеры); Направление. Основная часть тренировочного занятия должна содержать не более 4 упражнений. ПРИОРИТЕТЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ: Совершенствование технических навыков в игровых условиях. Развитие специальной координации. Определение игрового амплуа и обучение игре на определенной позиции. Совершенствование индивидуальных действий, групповых и командных взаимодействий в обороне и атаке. Поддержание удовольствия от игры. Подбор игроков на определенные позиции.Основные тактические указания по игре на каждой позиции.Развитие функциональных действий игроков во время матча (по амплуа).Применение различных видов позиционных игр (3х2; 4х3; 5х4; 6х5; 8х6). Использование двухсторонних игр (от 4х4 до 9х9) для обучения тактике и роста функциональной подготовленности игроков.Тренировка групповых тактических взаимодействий по линиям с двумя линиями в игровых упражнениях (от 6х4 до 8х8).Использование матча 11х11 как игрового тренировочного упражнения для решения основной задач. СОВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОПЛАНИРОВАНИЮ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ 1. Приоритет специализированных (игровых) упражнений над неспециализированными 2. Блоковая периодизация при планировании малых, средних и больших цикло 3. Концентрация спортивной подготовки исключительно на развитии тех умений способностей, которые соответствуют возрастным особенностям юных футболистов: 15 лет (тренировочный этап 5-й год обучения, 16 лет (этап совершенствования спортивного мастерства 1-й год) и 17 лет (этап совершенствования спортивного мастерства 2-й год) при условии овладения ими «школы футбола». Сочетание приведенных выше рекомендаций позволяет достичь максимального эффекта спортивной подготовки в футболе на тренировочном этапе (заключительный год) и на этапе совершенствования спортивного мастерства Коснемся проблематики женского футбола. Непосредственное формирование двигательных умений и навыков связано с комплексным применением средств и методов обучения. Однако конкретный выбор тех или иных средств и методов технической подготовки, их соотношение, последовательность, преимущественное использование зависят от целевых установок многолетней тренировки, задач этапов подготовки, возрастных особенностей и уровня подготовленности футболистов, условий обучения, сложности структуры изучаемых технических приемов и других факторов. Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы приемов и способов обращения с мячом и передвижения, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс, для решения задач обучения с меньшей затратой времени и усилий большое значение имеет систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике. Оптимизация обучения во многом определяется принципом доступности, но не сводится только к использованию методических подходов “от простого к сложному” и “от легкого к трудному”. Не менее важно учитывать и то обстоятельство, что вначале надо освоить основные приемы и способы ведения игры. И наконец, новые двигательные навыки быстрее формируются на базе ранее освоенных. Поэтому следует использовать естественную взаимосвязь и структурную общность различных технических приемов и способов. Для тактической подготовки в женском футболе наиболее характерен для старших учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. Его цель - изучение собственных тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и в защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и двусторонняя игра. В развитии тактической грамотности футболистов кроме указанных выше средств и методов одно из важных мест занимают вопросы изучения тактических элементов и комбинаций. Как бы хорошо ни использовались вспомогательные средства повышения тактической зрелости игроков и команды, практические занятия остаются все же основным средством для достижения высоких тактических результатов. Выработка тактической подготовленности, начиная с первых занятий не должна, однако, искажать процесс тактического мышления. Наоборот, тактические взаимодействия должны вытекать одно из другого, чтобы, постепенно укрепляя одно другое, создать цельную канву в тактическом мышлении спортсменов. Основную роль в общей и специальной физической подготовленности спортсменов играют сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Эти физические качества в значительной мере определяют уровень физического развития и здоровье спортсменов. В футболе по существу все физические качества будут определяющими в достижении конечного результата. Однако влияние того или иного качества различно не только вследствие разного игрового амплуа, но и в зависимости от этапа подготовки (как возрастного, так и годового) футболисток. В психологической подготовке необходимо уделять следующим качествам игрока: Формирование личности, Дух победителя, Стрессоустойчивость, Моральноволевые качества и Мотивация. И не забывать о теоретический подготовки, которая включает в себя: Знание правил игры в футбол, Знание истории футбола и Интеллектуальное развитие. Широкий возрастной диапазон многолетней подготовки требует учета следующих методических положений: преемственности задач, средств и методов спортивной тренировки юных квалифицированных футболистов; рационального планирования тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом соблюдения принципа постепенности; Тренерский штаб на выпуске игрока (17-18 лет) должен преследовать следующие задачи: высочайший уровень развития физических качеств и функциональной подготовленности; индивидуальная техническая оснащенность (объем и разносторонность, надежность и эффективность технических приемов, применяемых в игровых эпизодах в зависимости от хода и характера игры); максимальная быстрота принятия разнообразных тактических решений; постоянная готовность к совершенствованию (самосознание и самоанализ). Тренер должен понимать и осознавать, что он готовит не команду, а отдельно взятого игрока!
«Современная система подготовки спортивного резерва в футболе. Характеристика методических подходов, реализованных российским футбольным союзом в методических программах подготовки игроков (футболистов) 6-17 лет» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Хуббиев Ш. З., Баранова Т. И.
Автор(ы) Талаи В.А., Уткин Е.Г., Железной А.В.
Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot