Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Совокупный спрос и совокупное предложение . Равновесие: классическая и кейнсианская модели

  • 👀 4297 просмотров
  • 📌 4273 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Совокупный спрос и совокупное предложение . Равновесие: классическая и кейнсианская модели
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Совокупный спрос и совокупное предложение . Равновесие: классическая и кейнсианская модели» pdf
Лекция 13. Совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесие: классическая и кейнсианская модели Совокупный спрос и его факторы. Совокупное предложение и его факторы. Модель AD-AS. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS Совокупный спрос и его факторы Совокупный спрос (aggregate demand - AD) - это суммарный спрос всех макроэкономических агентов (домашних хозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги при каждом возможном уровне цен. Математически совокупный спрос можно представить следующим образом: AD = C + I + G + NX где С - потребительский спрос (consumption demand); I- инвестиционный спрос (investment demand); G - государственные закупки товаров и услуг (government spending); NX - спрос иностранного сектора - чистый экспорт (demand for net export). Чем отличается понятие совокупного спроса от ВВП, который ранее был представлен аналогичным образом? ВВП мы представляли в виде суммы фактических расходов, в свою очередь совокупный спрос отражает расходы, которые макроэкономические агенты только намерены совершить. Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 1). Р P1 e1 e2 P2 AD Y1 Y2 Y Рисунок 1. Снижение общего уровня цен означает предъявление спроса на большее количество товаров и услуг Отметим, что в данной модели объем выпуска продукции Y - это реальная переменная, а общий уровень цен Р - номинальная величина, измеряемая индексом потребительских цен или дефлятором ВВП. Модель совокупного спроса AD нельзя рассматривать развитие рыночного спроса. В отличие от кривой рыночного спроса, кривая совокупного спроса линия AD не может быть получена простым суммированием рыночных кривых спроса. При этом каждая точка на кривой совокупного спроса показывает величину совокупных расходов при каждом возможном уровне цен. 1 Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом реального богатства; 3) эффектом импортных закупок. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) можно изобразить следующим образом: P↑→MD↑→r↑→I↓→AD↓ Поясним: Поясним: если уровень цен растет (P↑), то возрастает номинальный спрос на деньги (MD↑, money demand). За деньгами люди и фирмы обращаются в банк. При неизменной величине предложения денег в условиях роста цен ставка процента («цена» денег) будет расти (r↑). Фирмы сократят покупку инвестиционных товаров (I↓)Величина совокупного спроса уменьшится (AD↓). Эффект реального богатства, или эффект реальных денежных запасов эффект Пигу. P↑→M/P↓→C↓→AD↓ Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинальных денежных запасов М к общему уровню цен: M/P Поясним: Когда цены на товары и услуги растут (P↑), то покупательная способность денег, или реальные денежные запасы, снижается (M/P↓). Это означает, что на одну и ту же номинальную сумму денег можно купить меньше товаров и услуг. Потребительские расходы домашних хозяйств сокращаются (C↓), следовательно величина совокупного спроса уменьшается (AD↓). Эффект импортных закупок, или эффект чистого экспорта – эффект Манделла-Флеминга. P↑→EX↓,IM↑→NX↓→AD↓ Поясним: Если уровень цен в национальном хозяйстве повышается (P↑), то товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Экспорт ЕX сокращается (EX↓). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных (IM↑). Увеличение импорта сократит чистый экспорт (NX↓). Величина совокупного проса уменьшается (AD↓). Таким образом, можно сделать вывод, что существуют три причины (эффекта), при которых изменение уровня цен ведет к изменению величины совокупного спроса и движению вдоль линии AD. Однако на совокупный спрос воздействуют факторы, при изменении которых происходит смещение линии совокупного спроса (рис. 2). Р AD3 AD1 АD2 Y Рисунок 2. Под воздействием неценовых факторов происходит сдвиг кривой совокупного спроса 2 К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов. Рассмотрим некоторые из них подробнее. 1. Уровень дохода. Рост уровня дохода ведет к росту потребления и, соответственно, к увеличению совокупного спроса. Кривая AD сдвигается вправо. И наоборот. 2. Ожидания. Если население ожидает роста уровня цен в будущем, то возрастают покупки товаров и услуг в настоящем, что также увеличивает совокупный спрос AD. Кривая AD смещается вправо. 3. Технологии. Фактором, стимулирующим инвестиционные расходы I, может быть появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба. Увеличение прибыли приведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо. 4. Количество и скорость обращения денег. При росте скорости обращения денег, они обслуживают большее количество сделок, что эквивалентно росту величины денежной массы. Совокупный спрос растет. Линия AD смещается вправо. Совокупное предложение Совокупное предложение (aggregate supply - AS) - стоимость всего объема конечных товаров и услуг, который производители данной страны готовы произвести и поставить на рынок в течение определенного периода времени. Величина совокупного предложения представляет собой объем выпуска, который готовы произвести и продать на рынке производители при каждом возможном уровне цен. Соотношение между величиной предложения и уровнем цен зависит от периода времени и определяется скоростью адаптации всех цен к изменению спроса и предложения на рынке. Для начала следует отметить следующее: в макроэкономике при делении на краткосрочный и долгосрочный периоды учитывается гибкость цен. Краткосрочный период - время, в течение которого цены на ресурсы (например, зарплата) не успевают приспособиться к уровню товарных цен. В долгосрочном периоде все цены и ресурсы полностью приспосабливаются к изменению цен на товары. Существуют различные экономические концепции, по-разному трактующие проблему гибкости цен и способность рынка к достижению равновесия, а также неоднозначно характеризующие достижение общего экономического равновесия. Выделяются классическая и кейнсианская концепции макроэкономического равновесия. Классическая модель - это модель, изучающая экономику со стороны предложения: предложение благ предлагает спрос на них (закон рынков Ж.-Б. Сэя). Деньги в классической модели являются нейтральными, поэтому рынок денег в рассмотрении экономики не включается. Реальный сектор экономики представлен рынком совершенной конкуренции, в условиях которой наблюдается гибкость цен. Способность цен к быстрому приспособлению к рыночной конъюнктуре обеспечивает автоматическое восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков и в экономике в целом. 3 Таким образом, классики доказывают принцип государственного невмешательства в экономику (laissez faire, laissez passer - пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет). Экономика в классической модели функционирует в условиях полной занятости ресурсов, то есть объем выпуска всегда предполагает использование всех имеющихся в национальном хозяйстве потенциальных ресурсов. Отклонения от 100 % занятости возможны. Но они имеют естественный характер (например, добровольная безработица). Достижение общего равновесия в процессе взаимодействия рынков и адаптации цен к изменению соотношения между спросом и предложением происходит в течение длительного периода времени. Классическая модель - это модель поведения экономики в долгосрочном, периоде (long-ran). В долгосрочном периоде величина совокупного предложения не зависит от уровня цен, поскольку и цены на товары, и цены на ресурсы совершенно гибкие, изменяются пропорционально друг другу. Поэтому все рынки приходят в состояние взаимного равновесия. Кривая долгосрочного совокупного предложения LRAS (long-run aggregate supply curve) имеет вертикальный вид. Реальный выпуск находится на потенциальном уровне. Привлечение дополнительных ресурсов в условиях полной занятости возможно только условии повышения цен на них. В результате величина потенциального выпуска остается прежней, но уровень цен растет от Р1 до Р2 (рисунок3). P LRAS Р2 AD2 Р1 AD1 Y1 Y Рисунок 3. Воздействие ценовых факторов на совокупное предложение в долгосрочном периоде Под воздействием неценовых факторов наблюдается изменение самого совокупного предложения. На графике происходит сдвиг линии совокупного предложения от LRAS1 до LRAS2 (рис. 4). 4 P LRAS1 LRAS2 Y1 Y2 Y Рисунок 4. Воздействие неценовых факторов на совокупное предложение в долгосрочном периоде За счет каких факторов это может происходить? В основе изменения производственного потенциала экономики и, соответственно, изменения величины потенциального объема выпуска от Y1 и Y2 может быть изменение количества и качества экономических ресурсов (труда, капитала, природных ресурсов, технологических знаний). Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде (short - run aggregate supply curve - SRAS) показывает, что величина выпуска отличается от своего естественного (потенциального) значения. Краткосрочная кривая совокупного предложения имеет три участка: 1. горизонтальный (кейнсианский), 2. промежуточный (восходящий), 3. вертикальный (классический). P SRAS 3. классический участок 2. промежуточнй участок 1. кейнсианский участок Y Рисунок 5. Краткосрочная кривая совокупного предложения Кривая совокупного предложения SRAS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Эти издержки на горизонтальном участке не изменяются (см. рисунок 6), поскольку экономика функционирует в условиях 5 неполной занятости ресурсов, при этом величина совокупного предложения определяется не уровнем цен, а желанием покупателей приобрести произведенные товары, то есть совокупным спросом. Это крайний кейнсианский случай, поскольку такая ситуация в экономике как правило не наблюдается. P SRAS P1 AD1 Y1 AD2 Y2 Рисунок 6. Влияние изменения совокупного спроса на выпуск на кейнсианском участке краткосрочной кривой совокупного предложения. На промежуточном отрезке SRAS наблюдается рост и цен и издержек (рис. 7) . Положительный наклон кривой совокупного предложения соответствует нормальному кейнсианскому случаю. Величина совокупного предложения на этом отрезке находится в прямой зависимости от уровня цен. Положительный наклон кривой совокупного предложения соответствует целевой функции фирм, которые готовы предложить больше продукции при условии роста цен. Следует учесть, что в краткосрочном периоде заработная плата - важнейший элемент издержек - остается без изменений. Речь идет о гибкости цен на продукцию фирм. При повышении цен и жесткости номинальной заработной платы реальная заработная плата будет сокращаться, фирмам будет выгодно расширять спрос на труд. P SRAS P3 P2 P1 AD4 AD3 Y3 Y4 Рисунок 7. Влияние изменения совокупного спроса на выпуск на промежуточном участке краткосрочной кривой совокупного предложения. 6 В долгосрочном периоде цены и заработная плата гибкие. Фирмы имеют возможность пересмотреть коллективные договоры о заработной плате. Гибкость ценового механизма позволяет обеспечить полную занятость ресурсов. Объем выпуска соответствует потенциальному ВВП. Поэтому изменение спроса приведет только к росту цен (см. рис. 8) P SRAS P5 P4 AD6 AD5 P1 Yf Рисунок 8. Влияние изменения совокупного спроса на выпуск на классическом участке краткосрочной кривой совокупного предложения. При анализе совокупного предложения SRAS необходимо рассмотреть неценовые факторы, воздействующие на совокупное предложение и сдвигающие кривую SRAS. К неценовым факторам относится изменение издержек производства при каждом уровне цен. Если издержки растут, то совокупное предложение сокращается, кривая совокупного предложения сдвигается вверх, от SRAS1 до SRAS2. И наоборот, если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается и кривая совокупного предложения сдвигается вниз, от SRAS1 до SRAS3. P SRAS1 SRAS2 SRAS3 Рост издержек Сокращение издержек Y Рисунок 9. Влияние неценовых факторов на SRAS 7 В свою очередь, изменение издержек может вызвано следующими факторами: изменением цен на ресурсы, технологическим прогрессом, изменением налогов на бизнес, трансферты (субсидии фирмам), государственным регулированием экономики. Равновесие в модели AD-AS - это такой уровень цен, при котором величина совокупного предложения равна величине совокупного спроса. На графике макроэкономическое равновесие будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS. Кривая спроса AD может пересекать кривую предложения SRAS в любой точке (см. рисунки рис.6, 7, 8). В краткосрочном периоде, если цены на товары и ресурсы жесткие и имеются незанятые ресурсы, то под воздействием совокупного спроса происходит рост равновесного объема выпуска от Y1 до Y2. Дальнейшее увеличение совокупного спроса приводит к росту равновесного объема выпуска (от Y3 до Y4) и равновесного уровня цен. В долгосрочном периоде совокупный спрос не влияет на величину равновесного выпуска. Экономика остается на уровне потенциального ВВП, и под воздействием совокупного спроса изменяется равновесный уровень цен (с Р3 до Р4). При изменениях выпуска, вызванных изменением совокупного спроса, в экономике может возникнуть ситуация дефляционного и инфляционного отклонения краткосрочного равновесия от уровня потенциального национального дохода. Дефляционный разрыв возникает при снижении выпуска под воздействием снижающегося спроса. При этом реальный ВВП ниже потенциального ВВП, и в результате общество несет потери от недоиспользования имеющихся ресурсов. Обратная ситуация, при которой под воздействием неожиданного спроса совокупное предложение SRAS превышает потенциальный ВВП, называется инфляционным разрывом. Если же краткосрочный уровень совокупного предложения совпадает с потенциальным ВВП, то это означает, что экономика функционирует в условиях полной занятости ограниченных ресурсов и характеризует равновесное состояние экономики. Отклонение выпуска от равновесного имеет временный характер, и экономика самостоятельно возвращается в равновесное состояние. Рассмотрим механизм восстановления равновесного состояния экономики. Предположим, что из-за роста совокупного спроса равновесное состояние экономики нарушилось (рис. 10), равновесие переместилось из точки Е1 в точку Е2 с новым уровнем цен Р2 и совокупного производства Yr. Возник инфляционный разрыв. Общий уровень цен вырос. Это означает, что снизилась реальная зарплата. Наемные работники потребуют пересмотра контрактов и увеличения номинальной зарплаты. Издержки производства возрастут. Рост издержек вызовет сокращение производства. Кривая совокупного предложения SRAS1 постепенно сдвигается вверх вдоль линии совокупного спроса до пересечения с линией потенциального выпуска (рис. 10) в точке Е3. Экономика возвращается в состояние полной занятости ресурсов. Уровень цен растет от Р1 до Р3. Таким образом, в долгосрочном периоде совокупный спрос определяет уровень цен, потенциальный доход определяет уровень производства. 8 P SRAS2 LRAS SRAS1 AD2 AD1 P3 E3 P2 E2 P1 E1 Yf Yr Y Рисунок 10. Последствие увеличения совокупного спроса AD. Представим теперь, что кривая совокупного спроса под воздействием неожиданных факторов сдвинулась сначала вправо, а затем вернулась в исходное положение. Казалось бы, в случае сокращения спроса уровень цен и выпуск должны вернуться к исходным величинам. Однако этого не происходит. Равновесие устанавливается в точке E3, цена остается на прежнем уровне P2. Такое явление называется «эффект храповика». P SRAS AD2 AD1 P2 E3 E2 P1 E1 Y3 Y1 Y2 Y Рисунок 11. Эффект «храповика» Таким образом, уменьшение спроса не сопровождается снижением уровня цен. Что позволяет сделать вывод, что цены отличаются инертностью, чаще растут, редко снижаются. Неожиданные резкие изменения совокупного спроса и совокупного предложения имеют шоковый характер. Шок - неожиданное изменение совокупного спроса или совокупного предложения. Различаются шоки позитивные и негативные. 9 Позитивным шоком совокупного спроса может быть неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора). Причиной негативного шока совокупного спроса может стать сжатие денежной массы. Особое место в экономике занимают негативные шоки совокупного предложения. Обычно их называют ценовыми шоками, поскольку последствия этих шоков ведут к росту издержек и уровня цен. 10
«Совокупный спрос и совокупное предложение . Равновесие: классическая и кейнсианская модели» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot