Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Совместно-распределённая деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса в современной школе.

  • 👀 593 просмотра
  • 📌 529 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Совместно-распределённая деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса в современной школе.» doc
Совместно-распределённая деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса в современной школе. лекция Понятие совместной деятельности Главным фактором порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности является общение людей. Существует различные понятия совместной деятельности. Смотря какую сторону жизни человека затрагивает данный термин. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность - это договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей цели. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерации. Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а так же имущество, созданное или приобретенное в результате их деятельности являются их общей долевой собственностью. Участник договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Распределение прибыли, убытков и других результатов между участниками договора осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов. С психологической точки зрения совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.В настоящее время в научный оборот входит аббревиатура КРУЗ - коллективная учебная деятельность. В современном образовании также появилось обозначение СГО (система группового общения), также понимаемая как основа совместной организации учебной деятельности. Современное образование расширяет представление о совместной деятельности, сближая понятия, используя принцип дополнительности в теориях взаимодействия. Опыт показывает, что идея совместно-распределенной деятельности приобретает особую актуальность при организации учебно-воспитательного процесса в интегрированной группе. Применение технологии совместно-распределенной деятельности учит коммуникативному поведению с окружающими сверстниками, является наиболее благоприятным условием развития ребёнка с чертами замкнутости и застенчивости, ограниченными слуховыми и речевыми возможностями через организацию коммуникативного взаимодействия. Отличительные признаки совместной деятельности Отличительными признаками совместной деятельности являются: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции; 2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов, 3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними; 4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его создания. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников; 5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности. 1.1 Признаки и структура совместной деятельности Признаки – отличительные особенности. К признакам совместной деятельности относятся: - единая цель участников деятельности; - общая мотивация; - объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого); - разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками; - согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления – управление (важный признак совместной деятельности); - единый конечный результат; - единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей. Психологическая структура совместной деятельности - общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи; - общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности; - совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач; - общий результат. 1.2 Стратегии поведения и типы взаимодействия В совместной деятельности используется три типичных стратегии поведения её участников: - содействие целям других участников; - противодействие; - уклонение от взаимодействия. Типы взаимодействия: - сотрудничество; - противоборство; - уклонение; - однонаправленное содействие (1 способствует, другой уклоняется); - однонаправленное противодействие (первый противодействует, другой уклоняется); - контрастное (1 способствует, другой противодействует). 1.3 Свойства субъекта совместной деятельности Выделяется 6 свойств субъекта совместной деятельности, которые взаимосвязаны: а) целенаправленность группового субъекта деятельности (общность индивидов) – стремление к основной цели; б) мотивированность – активное, заинтересованное, действенное отношение к совместной деятельности; в) целостность – внутреннее единство общности индивидов. Оценивается параметрами: - плотность функциональных связей – частота и интенсивность контактов; - уровень функциональной взаимосвязанности - отношение числа совместно выполняемых операций к общему их числу; г) структурированность – четкость, строгость взаимного распределения функций, прав, обязанностей. Доминирующие способы распределения функций являются эмпирическими показателями структурированности (подстраховка, взаимодополнение), а также принятие ответственности (концентрация, распределение). д) согласованность – гармоничное сочетание участников группы, взаимная обусловленность их действий. е) организованность – упорядоченность, собранность, подчинение определённому порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать в соответствии с планом. Деятельность и взаимодействие выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг друга. Типы совместной деятельности по Уманскому Профессор психологии Лев Ильич Уманский (1921-1983), посвятил себя изучению психологии организаторской деятельности. Профессор предложил типологию совместной деятельности Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную. 1. Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников. Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное 2. . Совместно-последовательный тип деятельности Так, например, при изготовлении досок вначале кто-то спиливает дерево, потом кто-то перевозит его на фабрику, затем кто-то отделяет ствол от ветвей, потом кто-то измеряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание Таким образом, при данном типе учебной деятельности учащиеся последовательно выполняют необходимые действия для получения итогового совместного результата. 3. Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется (рис. 5.7). Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности — индивидуальное решение порученной части общей задачи как интеллектуального так и физического характера (например, независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами). Цели, итоги и перспективы СРД • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности. • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности. • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности. • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла. • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию. • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность. Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала, самоорганизации и самоконтроля. Система группового общения. В настоящее время также является актуальным анализ системы группового обучения (СГО) как единицы организации учебной деятельности, обоснование требований, предъявляемых к разработке учебных задач для полноценной СГО, а также выделение комплекса условий, определяющих применение компьютеров для организации учебной деятельности. Понятие о системе группового обучения (СГО) и составляющих ее компонентах. Под системой группового обучения понимается совместная деятельность обучающего и обучаемых, обеспечивающая усвоение обобщенных способов решения некоторых классов задач. В качестве основных компонентов система группового обучения включает: 1. совместную деятельность обучающего и обучаемых; 2. совместную деятельность самих обучаемых; 3. средства организации совместной деятельности Проблема организации групповой деятельности в советской школе долгое время не рассматривалась с позиций активизации учебной деятельности (УД). Это было связано с подходом к обучению как усвоению некоторой совокупности знаний, умений и навыков. Требование передавать в обучении обобщенные способы действия с объектом и полноценную ориентацию в решении того или иного класса задач поставило проблему обучения как проблему обмена деятельностей обучающего и учащегося, т.е. как проблему самой формы организации их совместной деятельности. Вопрос об организации совместной деятельности как генетически исходной форме обучения был поставлен в советской психологии А.Н. Леонтьевым, который рассматривал обмен деятельностей в качестве основы возникновения новых действий. «Генез действия лежит в отношениях обмена деятельностей». В современной педагогике это привело к определению системы группового обучения как основы организации учебной деятельности. потребовало её рассмотрения прежде всего с точки зрения того, в какой мере указанная система обеспечивает освоение обобщенных способов решения некоторого класса задач современного образования. В настоящее время находит теоретическое обоснование идея о совместной, коллективно-распределенной форме организации учебной деятельности как генетически исходной форме освоения обобщенных способов действия; В педагогике и педагогической психологии успешно разрабатывается теоретическая модели организации совместной деятельности, определяющую психологические условия возникновения учебно-познавательных действий; разрабатываются и применяются адекватные методы исследования основных типов организации совместной учебной деятельности и соответствующие методические приемы и методики; проводятся экспериментальные исследования психологических закономерностей и механизмов основных типов группового обучения, включающих применение компьютеров, раскрытие связи этих типов группового обучения с развитием мышления обучаемых. Решение названных исследовательских задач определяет путь психологических исследований и разработок систем группового обучения и обоснования условий их эффективного функционирования. Таким образом, мы можем ввести понятие об организации совместной деятельности и выделить те основные составляющие ее компоненты, наличие которых определяет своеобразие генеза самой формы учебно-познавательной деятельности. К этим составляющим относятся: • распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; ◦ обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; ◦ взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность); ◦ коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания; ◦ планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); ◦ рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы). ◦ Распределение способов действия и их обмен являются необходимым условием возникновения учебно-познавательных процессов и характеризуют обобщенную модель организации совместной учебной деятельности. При этом организация коллективных взаимодействий обучаемых и моделирование этих взаимодействий есть основа полноценно действующей и функционирующей учебной деятельности. Требования, предъявляемые к разработке системы учебных задач для организации учебной деятельности в группе. Данный подход определяет требования к системе учебных задач для организации основных типов группового обучения. Основу этой системы составляет выполнение участниками следующих совместных учебных действий: • включения в деятельность различных моделей действия участников; • предметно-содержательного обмена способами действия и их взаимной координации; • взаимного контроля и оценки выполняемых индивидуальных действий; • моделирования задаваемых обучающим образцов (схем) организации совместной деятельности; • преобразования задаваемых образцов деятельности и поиска новых способов организации совместной работы. Определение содержания предмета усвоения в учебной ситуации устанавливается путем анализа участниками связи между принципом построения соответствующего класса объектов (обобщенный способ действия) и формой организации совместного действия, соответствующей поиску его (принципа) обобщенной модели. Причем предпосылкой для возникновения новой формы организации является ограничение, накладываемое на индивидуальное действие строящимся совместным действием. Преодоление этого ограничения связано с рефлексивным анализом оснований вновь строящегося действия и требует освоения отношений, характеризующих реальную общность участников коллективной ситуации. Таким образом, основанная на системе учебных задач форма организации совместной деятельности представляет собой сложную, динамически развивающуюся в пространстве и времени систему, которая в качестве своих составляющих включает распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникацию, планирование и рефлексию. В процессе формирования и развития такой системы между этими ее основными составляющими устанавливаются взаимосвязи и взаимоотношения. Применение моделей в качестве средства организации учебной деятельности позволяет обучающему строить учебные ситуации, в условиях которых можно: во-первых, формировать совместные учебные действия обучаемых и разворачивать необходимые способы групповой работы; во-вторых, сталкивать участников с необходимостью анализа предметных оснований самой формы организации совместной деятельности и поиска новых способов совместной работы
«Совместно-распределённая деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса в современной школе.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot