Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Содержание, функции, предмет и метод бухгалтерского учёта.
Содержание
1. Хозяйственный учёт, его понятие и значение.
2. Сущность, задачи бухгалтерского учёта.
3. Объекты бухгалтерского учёта, их классификация.
4. Предмет и метод бухгалтерского учёта.
В. В. Маяковский:
«Вы бывали в бухгалтерии? Я бывал
в бухгалтерии – везде цифры и цифры,
и маленькие, и большие, и самые разные,
а под конец все друг с другом сходятся.
Учёт! Удивительно интересно!»
Вопрос 1. Хозяйственный учёт, его понятие и значение.
Основные этапы учётного процесса:
• Наблюдение – позволяет установить разнообразие операций, из которых складывается хозяйственная деятельность организации;
• Измерение – позволяет выразить объекты учёта в числовых показателях;
• Регистрация – производится в опредёлённой системе для получения итоговых показателей деятельности.
Измерители, применяемые в учёте:
• Натуральные – зависят от физического состояния объектов учёта и выражаются в кг, м, ц, л, шт.;
• Трудовой используется для измерения затраченного рабочего времени и выражается в днях, часах или объёме выработке;
• Денежный – основной вид, выражается в рублях и имеет обобщающее значение.
Виды хозяйственного и бухгалтерского учёта:
1. Оперативный учёт – сведения оперативного учёта собираются на определённую дату устно, по телефону. С помощью оперативного учёта в организациях осуществляется повседневный контроль за финансово – хозяйственной деятельностью.
2. Статистический учёт отражает и обобщает массовые явления общественной жизни, имеет особые приёмы сбора данных (переписи , анкеты, опросы) и способы обработки данных (группировки, средние величины, индексы).
3. Бухгалтерский учёт включает две подсистемы:
-бухгалтерский управленческий учёт - позволяет сформировать внутреннюю отчётность, данные которой предназначены для внутреннего пользования;
- бухгалтерский финансовый учёт формирует отчётность, ориентированную на внешних пользователей.
4. Налоговый учёт формирует налогооблагаемую базу для исчисления налогов.
Вопрос 2.Сущность, задачи бухгалтерского учёта.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» №402 –ФЗ
Бухгалтерский финансовый учёт- это формирование документированной систематизированной информации об объектах учёта и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Законом о бухгалтерском учёте и Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в качестве основных задач бухгалтерского учёта указывают следующие:
• Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности;
• Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций;
• Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
Пользователь бухгалтерской отчётности – юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Пользователи бухгалтерской информации делятся на две группы:
• Внутренние пользователи: администрация организации, руководители подразделений, служащие, менеджеры, имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации и несут ответственность за принимаемые решения.
• Внешние пользователи функционируют вне организации:
• Пользователи с прямым финансовым интересом – участники организации, инвесторы и кредиторы, кредитующие банки.
Предмет анализа этой подгруппы пользователей – финансовое положение фирмы, результаты её работы, ликвидность баланса.
- представлены налоговыми и финансовыми органами, страховыми компаниями, обслуживающими банками.
Косвенный интерес связан с заинтересованностью в существовании организации продолжении её деятельности в будущем.
-Пользователи без финансового интереса: органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы, биржи. Пользователи этой группы проявляют интерес к отчётной информации с целью:
• проверки законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы);
• получения статистической информации для пополнения данных макроуровня путём обобщения показателей отчётности отдельных организаций (федеральная служба государственной статистики).
Функции бухгалтерского учёта:
• Информационная функция - бухгалтерская информация широко используется в оперативном, статистическом учёте, для планирования, прогнозирования, выработки стратегии и тактики деятельности. Использование средств вычислительной техники обеспечивает возможность получения показателей любой степени детализации и за любые промежутки времени.
• Контрольная функция предполагает осуществление контроля за сохранностью, наличием и движением имущества организации, правильностью и своевременностью расчётов с государством и другими субъектами хозяйственных взаимоотношений.
Контроль – это проверка с целью обеспечения правильности и законности определённых действий. Он может осуществляться трёх видов:
-предварительный - до совершения фактов хозяйственной жизни;
- текущий - во время осуществления операции;
-последующий – после её совершения.
Контрольная функция осуществляется благодаря совершенствованию форм и методов бухгалтерского учёта, использованию зарубежного опыта.
• Обеспечение сохранности собственности. Для реализации этой функции необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и весоизмерительных приборов.
• Функция обратной связи. Бухгалтерский учёт формирует и передаёт информацию о фактических параметрах развития объекта управления. Он призван обеспечивать все уровни управления организации информацией о фактическом состоянии управляемого объекта. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактическое значение показателей осуществляют контроль за выполнением смет, норм, выявляют резервы.
• Аналитическая функция. Достоверная и юридически обоснованная бухгалтерская информация используется для анализа финансовой и производственно – хозяйственной деятельности организации. Реализация этой функции позволяет осуществлять анализ использования всех видов ресурсов, затрат на производство.
Основные правила (принципы) бухгалтерского учёта
• Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином Российской Федерации;
• Учёт объектов учёта в рублях и на русском языке. Первичные учётные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык;
• Осуществление в бухгалтерском учёте текущих затрат на производство продукции раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями;
• Обязательность документирования хозяйственных операций;
• Для систематизации и накопления информации, содержащейся в учётных документах, используются учётные регистры. Содержание регистров бухгалтерского учёта и внутренней бухгалтерской отчётности является коммерческой тайной;
• Оценка объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении.
• Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств;
• Формирование учёной политики для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Допущения бухгалтерского учёта:
• Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
• Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем;
• Допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.
Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учёте:
• Требование полноты означает необходимость отражения в
бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности.
• Требование своевременности подразумевает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности.
• Требование осмотрительности означает большую готовность к учёту потерь (расходов) и обязательств, чем возможных доходов и активов.
• Требование приоритета содержания перед формой, что в бухгалтерском учёте факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
• Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учёта.
Особенности бюджетного учёта:
• Организация учёта в разрезе статей бюджетной классификации:
• Контроль исполнения сметы расходов:
• Переход на казначейскую систему исполнения бюджета;
• Выделение в учёте кассовых и фактических расходов:
• Строгая государственная учётная политика, реализуемая через Инструкцию;
• Тесное переплетение классификатора доходов и расходов с новым планом счетов;
• Чёткий учёт расходов и доходов.
Бюджетный учёт ориентирован на следующие направления:
• Формирование через бюджетный учёт действительных соотношений активов и обязательств Российской Федерации;
• Ведение бюджетного учёта с учётом международных требований;
• Единство бюджетного учёта при исполнении бюджетов всех уровней.
Вопрос 3. Объекты бухгалтерского учёта, их классификация.
Объекты бюджетного учёта определены в п. 1 Инструкции , утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 06.12. 2010 г. №162 - н :
• Факты хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности движение денежных средств.
• Активы (от лат. деятельный, активный) – это ресурсы, полученные организацией в результате прошлых событий, использование которых приведёт к увеличению экономических выгод в будущем.
• Обязательства – это имеющая обязанность организации, возникшая из прошлых событий, исполнение которых приведёт к оттоку из организации ресурсов;
• Источники финансирования деятельности экономического субъекта представляют собой собственный капитал- капитал владельцев организации и основной источник средств организации.
• Доходы организации- увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала организации.
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
Доходы организации
От обычных видов деятельности:
Прочие
От продажи продукции, товаров
От предоставления за плату во временное пользование активов организации
От выполнения работ
От участия в уставном капитале других организаций
От оказания услуг
От продажи основных средств и других активов организации
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров
• Расходами организаций признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.
Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
Расходы организации
От обычных видов деятельности
Прочие
По приобретению материалов, сырья, топлива
По предоставлению за плату во временное пользование активов организации
По производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг
Проценты, уплаченные за пользование кредитами, займами
По продаже продукции, товаров
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров
Отрицательные курсовые разницы
• Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами - это те возможные объекты бухгалтерского учёта, которые могут появиться в процессе хозяйственной и финансовой деятельности организации и которые заинтересуют пользователей отчётности.
Классификация объектов бухгалтерского учёта по составу:
1. Нефинансовые активы:
• Основные средства- это средства труда, с помощью которых в процессе производства оказывают воздействие на предмет труда с целью получения продукции (работ, услуг).
К ним относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и т.д.
Особенности основных средств:
• Использование в производстве продукции, работ, услуг, для управленческих нужд организации:
• Использование в течение длительного периода, свыше 12 месяцев:
• Стоимостью более 40 000 руб. за единицу;
• Переносят свою стоимость на производимую продукцию (работы. Услуги) ежемесячно путём начисления амортизации.
• Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.
К ним относятся: авторские права на произведения науки, литературы, искусства, программы для электронных вычислительных машин, изобретения, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания.
• Материальные запасы – хозяйственные и строительные материалы, продукты питания, медикаменты, топливо, расходные материалы.
• Непроизведённые активы – земля, ресурсы недр.
2. Финансовые активы:
• Денежные средства на счетах учреждения в органе казначейства;
• Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение;
• Денежные средства учреждения в пути;
• Касса;
• Денежные документы;
• К средствам в расчётах относятся различные виды дебиторской задолженности юридических и физических лиц перед данной организацией:
-расчёты по выданным авансам;
-расчёты с подотчётными лицами;
-расчёты по недостачам;
-расчёты по бюджетным кредитам;
-расчёты с прочими дебиторами
Классификация источников формирования имущества:
1.Обязательства:
Расчёты с кредиторами по долговым обязательствам;
-расчёты по платежам в бюджеты:
-расчёты по налогу на доходы физических лиц;
-расчёты по налогу на прибыль;
- расчёты по налогу на добавленную стоимость;
- расчёты по социальному страхованию и обеспечению
Прочие расчёты с кредиторами:
-расчёты по средствам полученным во временное распоряжение;
- расчёты с депонентами;
-расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда.
2. Финансовый результат учреждения (прибыль/убыток) – превышение доходов над расходами учреждения это прибыль, убыток – наоборот.
В бухгалтерском учёте существует правило:
Сумма всех активов организации в денежном выражении на определённую дату(Σ А)равна сумме обязательств (ΣО) и источников финансирования деятельности организации на эту же дату ( ΣИФ).
Σ А= ΣО+ ΣИФ
Вопрос 4. Предмет и метод бухгалтерского учёта.
Бухгалтерский учёт, как любая другая наука, имеет собственный предмет, объекты наблюдения и характерные для него специфические приёмы и методы регистрации, сбора, обработки, накопления и передачи пользователям.
Предмет бухгалтерского учёта в широком смысле - всё, что связано с получением необходимой информации субъекте хозяйствования, его хозяйственной деятельности и имеющихся ресурсах.
В узком смысле предметом бухгалтерского учёта является совокупность процедур, связанных с выявлением, измерением, регистрацией, накоплением, обобщением, хранением и передачей информации пользователям для принятия решений.
Субъект бухгалтерского учёта – это экономический субъект в лице организации.
Бухгалтерский учёт-это процесс последовательного получения и использования информации в организации для нужд управления.
Таким образом, можно считать предметом бухгалтерского учёта производственно – хозяйственную и финансовую деятельность организации.
Объект – это, на что направлено изучение предмета.
Методом бухгалтерского учёта является система способов и определённых приёмов изучения движения активов организации, её обязательств, источников финансирования деятельности организации, а также доходов и расходов.
Структура методов бухгалтерского учёта:
Этапы учётного процесса
Элементы метода бухгалтерского учёта
Первичное наблюдение
документация
инвентаризация
Стоимостное измерение
Оценка
Калькуляция
Текущая группировка
Счета
Двойная запись
Периодическое обобщение
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерская отчётность
Характеристика элементов метода бухгалтерского учёта:
• Документация – письменное свидетельство о совершённой хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учёта;
• Инвентаризация (от лат. нахожу, обнаруживаю) – заключается в установлении на определённую дату фактического наличия активов и источников их образования путём непосредственного пересчёта и сопоставление с данными бухгалтерского учёта;
• Оценка - способ выражения в денежном измерении активов организации и их источников;
• Калькуляция – способ группировки затрат и определение себестоимости продукции (работ, услуг), необходима для осуществления контроля и установления цен;
• Система счетов – способ экономической группировки объектов наблюдения и отражения на них информации о фактах хозяйственной жизни;
• Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта;
• Бухгалтерский баланс – способ группировки и обобщения информации об имуществе организации в стоимостной оценке на определённую дату;
• Бухгалтерская отчётность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период.
Контрольные вопросы:
1.Раскройте понятие бюджетного учёта.
2..Поясните предмет бухгалтерского учёта.
3. Сущность бухгалтерского учёта в бюджетных организациях, основные принципы.
4.Охарактеризуйте объекты бюджетного учёта.
5. Опишите схему организация бюджетного учёта.
Литература:
1) Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» ст.1
2) План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и Инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 16.12.2010г., №174-н.
3) Бюджетный учет и отчетность: Учебное пособие / М.А. Вахрушина, А.С. Бизина, Н.Н. Сибилева, А.А. Соколов; Под ред. М.А. Вахрушиной. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 282 с. ISBN 978-5-9558-0173-5 Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=214351 с. 5-42
4)Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учеб. пособие / Т.А. Полещук, О.В. Митина. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 151 с. ISBN 978-5-9550141-4 Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=185055 с.5-10