Социология предпринимательства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1. Социология предпринимательства
Тема 1. Основные направления изучения предпринимательства в социологии. Парадигмы изучения предпринимательства. Предпринимательство как социально-экономическое явление. Экономическая функция и социальная роль предпринимательства
1. Предпринимательство: сущность предпринимательства как социально-экономического явления.
В развитии предпринимательства как вида экономической деятельности много социальных противоречий, анализом которых занимается социология предпринимательства как частная социологическая теория.
Предмет данной социологической науки — предпринимательство как форма экономической деятельности и социальное явление, социальные последствия его развития.
Объект — предприниматели как новый элемент социальной структуры, слой общества.
Как считал Й. Шумпетер (1883—1950) — родоначальник исследований в области социологии предпринимательства, классический предприниматель — творческая личность, склонная к инновациям, риску. По своему социальному статусу предприниматель отличается от капиталиста и не является наемным работником. Он не имеет начального капитала, не продает свой труд, но обладает организаторскими и лидерскими способностями, инициативой и расположен к риску[7]. В целом эти положения Й. Шумпетера получили развитие в современной российской практике. Отметим позицию М. Вебера, который считал, что не эксплуатация, не инновация, а строгость нравственных качеств и деловая честность являются условием успеха предпринимательской деятельности.
Под предпринимателем в современной российской практике понимают любого человека, организовавшего собственное дело посредством собственного или заемного капитала, использующего этот капитал в бизнесе. Как отмечается в Энциклопедическом словаре предпринимателя, предприниматель может осуществлять «любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».
В целом предпринимателей как новый бизнес-слой характеризуют «инициативная деятельность в целях получения прибыли, свобода и автономность экономических решений; личный риск и личная ответственность за результаты хозяйствования».
Методологически предпринимательство рассматривается как: а) элемент рыночной экономики, б) системная целостность. Экономическое и социальное, указывает российский социолог Э. Фетисов, тесно взаимосвязаны: «Предприниматель, движимый стремлением получить прибыль, находит новые комбинации соединения факторов производства, производит продукцию (экономическое), а в процессе трудовой деятельности воспроизводятся условия жизнедеятельности людей, сами люди и общественные отношения (социальное)». Таким образом, достижение социальных целей основывается на экономическом росте, а он в свою очередь зависит от эффективного использования социальных факторов.
Темпы реформирования российского общества во многом связаны с развитием предпринимательства. Однако превращение предпринимательства в массовое явление, способное позитивно повлиять на материальное обеспечение населения, его уровень и качество жизни, — долгий путь, поскольку предпринимательское поведение как форма экономического поведения присуще незначительной части россиян.
Социальный портрет российского предпринимателя как «экономического человека» середины 1990-х гг. можно представить следующим образом: это молодой человек (в среднем 26—35 лет) с высоким уровнем образования (высшее образование имеют 70-80 %, ученые степени - 7-10 %).
Если доля женщин среди предпринимателей составляла в середине 1990-х гг. около 10 %, то к концу 1990-х гг. она достигла 30—35 %, причем представительство женщин в этом новом слое общества возрастает во всех видах деятельности.
Основные мотивы предпринимательского поведения: стремление к улучшению своего материального положения, к независимой экономической деятельности; для 18 % — это «возможность занять высокое положение в обществе».
Социологические исследования предпринимательского поведения позволили выделить предпринимателей трех типов:
• 1) ориентированы на развитие собственного дела, конкурентную борьбу и завоевание рынка, стремятся действовать в рамках закона и свое будущее связывают с будущим страны (примерно 20 % предпринимателей);
• 2) стремятся сохранить достигнутый уровень развития; в большинстве случаев заняты в полугосударственных структурах экономики, занимаются сбытом и переработкой государственной продукции (около 30 % предпринимателей);
• 3) потенциально готовы к развитию своего дела, но в случае улучшения в стране политической и экономической ситуации; многие из них не исключают для себя возможности эмиграции (около 50 % предпринимателей).
При этом 43 % предпринимателей считают, что между ними и государственными институтами должны быть «отношения равных партнеров»; по мнению 35 %, «государство должно помогать предпринимателям встать на ноги и обрести независимость»; 27 % рядовых предпринимателей полагают, что «государство должно быть посредником и гарантом деятельности предпринимателя».
Таким образом, большинство российских предпринимателей считает, что для развития предпринимательства в России необходима поддержка государства хотя бы на начальных этапах деятельности. Однако реально, по оценкам 40 % предпринимателей, государство скорее оказывает противодействие и создает препятствия на пути развития российского предпринимательства.
Устойчивое развитие экономической системы общества невозможно без развития предпринимательства. Это обусловлено тем, что в экономике рыночного типа предпринимательство играет важную роль, его состояние является показателем эффективности экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды. Предпринимательство можно определить как свободную экономическую деятельность в условиях конкуренции, связанную с риском и ответственностью, направленную на извлечение прибыли из осуществления производственных, организационных и рыночных инноваций. Предпринимательство представляет собой социокультурный феномен со своей историей и цивилизационной спецификой.
2. Классические теории предпринимательства
Начало изучения предпринимательства как социального явления и как экономической категории восходит к работам А. Смита, Р. Кантильона, Ж.-Б. Сэйя и др. Основоположник классической политэкономии А. Смит рассматривал предпринимателя как владельца капитала, акцентируя внимание на таких принципах его деятельности как рациональность и утилитарность, эти принципы способствуют получению им прибыли.
Французский экономист XVIII в. Р. Кантильон, которому принадлежит сам термин «предпринимательство», рассматривал рыночное хозяйство как сеть взаимных обменов товарами и услугами, где предприниматель выступает посредником между участниками обмена, добровольно возлагая на себя бремя риска. К предпринимателям он относит не только представителей класса собственников, но и всех тех, кто не имеет стабильного дохода и вынужден постоянно заботиться о нем. Таким образом, у Р. Кантильона в категорию предпринимателя, наряду с купцами, спекулянтами, организаторами производств, попадают разбойники, бродяги, а также лица свободных профессий.
Ж.-Б. Сэй также видел в предпринимателе не представителя определенного социального класса, а любого агента материального производства, практически применяющего свои знания и навыки с целью создания материальных ценностей, универсального посредника, связывающего между собой разных субъектов хозяйства — производителей и потребителей, землевладельцев и фабрикантов и т.д. Исследователь не связывает предпринимательство с извлечением прибыли и накоплением капитала, приписывая ему главным образом организаторские функции. Но условием любой предпринимательской деятельности Ж.-Б. Сэй считал незыблемое право частной собственности.
Таким образом, изначально предпринимательство изучалось как общечеловеческий феномен, присущий любым социальным и хозяйственным системам.
Появление теорий капиталистического предпринимательства связано с именами К. Маркса, М. Вебера, В. Зомбарта и др. Эти мыслители рассматривали проблему сущности и генезиса предпринимательства в контексте становления западного капиталистического общества. Появление предпринимательства, по их мнению, было следствием формирования человека нового типа, кардинально отличного от типа человека традиционного общества.
Человек традиционного общества, с точки зрения М. Вебера и В. Зомбарта, ориентирован на воспроизводство своего устоявшегося образа жизни и работает лишь для того, чтобы удовлетворить свои привычные потребности, и не стремится заработать сверх необходимого для этого.
Конечно, ученые не отрицали того факта, что в традиционном обществе имело место стремление людей к богатству, наживе, существовавшее во все времена. Но, с точки зрения М. Вебера, это не имеет ничего общего с капиталистическим предпринимательством. Он называл традиционное предпринимательство авантюристическим: «Представители такого рода предпринимательства — авантюристы — существовали во всем мире. Их шансы на успех (вне торговых, кредитных и банковских операций) либо носили обычно чисто иррационально-спекулятивный характер, либо были ориентированы на насилие, прежде всего на добычу; эта добыча могла извлекаться непосредственно в ходе военных действий или посредством длительной фискальной эксплуатации государственных подданных». Согласно М. Веберу, предпринимательская деятельность — это воплощение рациональности. (Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п.) В основе предпринимательства, по мнению ученого, лежит рациональная этика протестантизма, моральные нормы которой оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя.
Таким образом, предпринимательство в традиционных обществах проявляется в первую очередь не в сфере хозяйства, которое целиком подчинено удовлетворению витальных потребностей людей, а чаще всего связано с насилием, обманом и спекуляциями.
Первым обратился к исследованию капиталистического предпринимательства К. Маркс. Он связывал капиталистическое предпринимательство с процессом извлечения прибавочной стоимости. Согласно К. Марксу, предприниматель соединяет в себе функции собственника капитала, субъекта присвоения прибавочной стоимости, организатора производства. У капиталистического предпринимателя стремление к прибыли не ограничено естественными потребностями человека и далеко превосходит пределы не только обычного, но и престижного потребления.
Важнейшим этапом в развитии теории предпринимательства стало творчество американского экономиста Й. Шумпетера. Предпринимательство рассматривается им как универсальная общеэкономическая функция, определяющая форму и содержание всех динамичных изменений в экономике общества. Кроме того, по мере экономического развития предпринимательская функция как бы рассеивается среди специалистов, т.е. сочетается с выполнением иных видов деятельности (управлением, научными разработками, маркетингом и др.). Поэтому для Й. Шумпетера статус собственника не является определяющим и обязательным свойством предпринимателя. Функция предпринимательства главным образом заключается в революционизировании и реформировании производства путем использования изобретений или иных разнообразных возможностей для выпуска новых товаров, применения новых технологий, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т.д. Таким образом, у Й. Шумпетера, предпринимательство — это инновационная деятельность.
Близкими к идеям Й. Шумпетера являются взгляды австрийского экономиста и социолога Ф. Хайека. Его представления о предпринимательстве опираются на понимание им свободы как высшей ценности человека. Именно личная независимость позволяет человеку наиболее продуктивно распорядиться своим экономическим потенциалом. Ф. Хайек понимает под предпринимательством «особый класс людей, готовых опробовать новые возможности»[6]. Таким образом, суть предпринимательства, по Ф. Хайеку, заключается в поиске новых экономических возможностей. Предприниматель — это человек, стремящийся достичь наиболее эффективного симбиоза своих уникальных знаний и тем самым обеспечить первенство в конкуренции и больший доход. Суть предпринимательства — поиск и исследование новых экономических возможностей. Поэтому предпринимательство у Ф. Хайека — это не столько род занятий, сколько характеристика поведения, отличающегося поисковым стилем. Взгляды Ф. Хайека на предпринимательство во многом перекликаются с идеями Й. Шумпетера.
Современные отечественные теории предпринимательства.
В России отечественная теория предпринимательства наиболее активно стала развиваться в конце XX в., что было обусловлено переходом страны от плановой экономической модели к рыночной. Среди наиболее значимых работ в этой области можно выделить труды Л.И. Абалкина, Н.Н. Зарубиной, Т.И. Заславской и др. Эти авторы сформулировали базовые принципы современной предпринимательской деятельности. Для них предпринимательство — прежде всего инициативная, инновационная деятельность, направленная на достижение прибыли посредством производства, реализации товаров и услуг, связанная с самостоятельностью в принятии решений и риском.
По мнению Л.И. Абалкина, «предпринимательство не только особый вид деятельности, но и определенный стиль и тип поведения, образ мыслей». То есть речь идет, по сути, об особой экономической культуре предпринимателя как совокупности знаний, умений, представлений и форм поведения.
В свою очередь, Т.И. Заславская в качестве определяющих признаков предпринимательства выделяет следующие: а) целевая установка на получение прибыли; б) свобода и автономность в принятии решений; в) самостоятельность, проявляющаяся в личном риске и личной ответственности.
В целом отечественные ученые в качестве основных характеристик предпринимательской деятельности выделяют следующие:
• ориентация на нововведения, освоение нового, творчество;
• экономическая свобода, которая тесно связана с личной ответственностью за принятые решения;
• умение эффективно использовать ресурсы с целью нахождения вариантов максимальной рентабельности и прибыльности;
• самостоятельное распределение и использование полученной прибыли;
• волевые качества, стремление к победе, лидерство;
• склонность к риску — способность действовать в условиях неопределенности, готовность брать на себя ответственность.
Первые четыре черты типичного предпринимателя можно считать очевидными. Последние характеристики относиться в большей степени к области психологии и считаются неотъемлемыми чертами человека предпринимательского типа.
Важнейшей особенностью предпринимательства является наличие риска как на стадии создания новой предпринимательской структуры, так и на стадии дальнейшего ее функционирования. Причина высокой рискованности предпринимательской деятельности связана не только с работой самого предприятия и его персонала, но в значительной мере определена ситуацией, складывающейся во внешней предпринимательской среде. Риск — это вероятность убытков по сравнению с планируемым доходом. То есть, начиная дело, предприниматели рискуют: они знают, что успех не гарантирован. Если их планы не оправдаются, они потеряют деньги, время, прочие ресурсы. Несмотря на это, психологически предприниматели готовы к риску и при этом склонны сохранять спокойствие.
Склонность к риску является необходимым качеством предпринимателя, поскольку его деятельность осуществляется преимущественно в условиях неопределенности. Бремя риска связанно с неопределенностью многих факторов хозяйственной деятельности в условиях свободного рынка: колебаниями конъюнктуры, валютных курсов, потребительского спроса, конкуренцией, а также с внешними социальными и политическими обстоятельствами, с возможными природными и техногенными катастрофами и т.п.
Классификация предпринимательских рисков
Предприниматель в процессе своей деятельности сталкивается с различными рисками. В научной литературе, посвященной проблемам предпринимательства, риски классифицируются:
• • по источнику возникновения — хозяйственные, личностные, природные, плановые, коммерческие;
• • причине возникновения — неопределенность будущего, непредсказуемость поведения партнеров, недостаток информации.
Предпринимательскому риску свойственны следующие функции: аналитическая, регулятивная, защитная и инновационная.
Аналитическая функция риска связана с анализом всех факторов и условий осуществления успешной предпринимательской деятельности. Она выражается в форме выбора одной из альтернатив разрешения рисковых ситуаций, возникающих в деятельности предпринимателей посредством применения экономико-математических расчетов предполагаемых последствий риска.
Регулятивная функция проявляется в воздействии на предпринимателей в процессе принятия ими решений на всех стадиях жизненного цикла фирмы, поэтому она связана с принятием таких решений, реализация которых поможет избежать (или уменьшить) последствия риска. По гражданскому законодательству все последствия предпринимательского риска несет сам предприниматель, поэтому он объективно использует защитную функцию риска посредством разработки обоснованного бизнес-плана, заключения договоров с добросовестными партнерами, выполнения в срок обязательства перед потребителями и т.п.
Инновационная функция риска проявляется в том, что возможность возникновения риска и его отрицательных последствий становится условием поиска предпринимателем нестандартных решений стоящих перед ним проблем, способствует внедрению нововведений в производственный процесс, применению новых технологий, оборудования, сырья, материалов, чтобы с меньшими издержками произвести больше продукции (работ, услуг). Инновационная функция риска стимулирует предпринимателей для совершенствования управления и производства, планирования своей деятельности.
По возможности регулирования риски делятся на управляемые, неуправляемые и слабоуправляемые. Управляемые риски — это внутренние риски, так как источник их возникновения — сама предпринимательская организация, и, соответственно, она может ими управлять. Неуправляемые риски — это риски внешней среды, на которые оказывать влияние практически невозможно. Следует отметить, что крупные предпринимательские структуры в отличие от небольших фирм могут влиять на отдельные факторы внешней предпринимательской среды посредством лоббирования (изменение законодательства), и такие риски относятся к слабоуправляемым.
Сущность предпринимательства как свободной экономической деятельности, связанной с риском и ответственностью, осуществляемой в условиях конкуренции, направленной на извлечение прибыли, раскрывается в следующих функциях.
• 1. Общеэкономическая функция проявляется в деятельности предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет ее общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Развитие предпринимательства в обществе — одно из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода государства.
• 2. Творческо-поисковая, инновационная функция связана не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом коррелирует со всеми другими функциями предпринимательства и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
• 3. Ресурсная функция предполагает эффективное использование предпринимателем как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов; причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Важным ресурсом, наряду с другими ресурсами, является предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) часто приводит предпринимателей к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, эта роль противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
• 4. Социальная функция проявляется в возможности каждого индивида быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты. Эта функция более проявляется в формировании нового слоя людей — предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность предпринимательских фирм. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников. Социальная функция современного предпринимательства реализуется в институте социального партнерства государственного и предпринимательского секторов как эффективного механизма привлечения частных инвестиционных ресурсов в общественно значимые проекты.
• 5. Организаторская функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «сетевом предпринимательстве».
Таким образом, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех функций, которые объективно свойственны современному предпринимательству. Реализация этих функций во многом зависит как от самих субъектов предпринимательской деятельности, так и от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.
Предпринимательская деятельность осуществляется в самых различных сферах общественной жизни, что позволяет выделить ее основные виды:
• производственное предпринимательство;
• коммерческое предпринимательство;
• финансово-кредитное предпринимательство;
• инновационное предпринимательство.
Производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства: предприниматель, используя в качестве факторов труда орудия производства, создает продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям. Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. Поскольку производственное предпринимательство осуществляется в сфере материального производства, оно классифицируется в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности на промышленное, строительное, сельскохозяйственное и др. Производственное предпринимательство не является абсолютно самостоятельным (независимым от других видов предпринимательской деятельности), но от его развития зависят экономический рост и уровень социальных достижений общества.
Коммерческое (торговое) предпринимательство осуществляется в сфере обращения (торговли). Принцип организации коммерческого (торгового) предпринимательства отличается от производственного тем, что предприниматель не производит, а только перепродает потребителю (покупателю) готовый товар, приобретенный у производителя. Считается, что для развития этого вида предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и относительно низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Данный вид предпринимательства отличается мобильностью, поскольку необходимо приспосабливаться к нуждам потребителей, а также связан с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
Финансово-кредитное предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные денежные единицы (например российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных финансовых средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за денежную сумму у их обладателя. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую первоначальную, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентами служит источником прибыли предпринимателей-кре- диторов. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), валютные биржи и др.
Инновационное предпринимательство. Одним из основных факторов экономического роста в современных условиях является инновационная деятельность. Предпринимательство по своей природе является инновационным и всегда связано с нововведениями. Инновация — это конечный результат внедрения новшества (как оформленного результата фундаментальных или прикладных исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сферы деятельности) в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или иных эффектов. Таким образом, в основе инновационных изменений лежат результаты научных исследований или научно-технической деятельности, используемые в любой сфере общества для совершенствования процессов производства, экономических и социальных отношений, деятельности в области науки, культуры, образования и других сфер общества.
Инновационное предпринимательство характеризуется стремлением производить новые продукты (услуги), разрабатывать новые производственные технологии или находить новые формы организации и развития бизнеса.
3. Возникновение предпринимательства в России.
Предпринимательство в России имеет глубокие исторические корни; при его изучении необходимо понять культурно-цивилизационные особенности развития России, их влияние на экономическую историю страны, отличия от развития предпринимательской деятельности в западных странах. Без понимания исторической специфики становления предпринимательской деятельности в России невозможно разобраться в состоянии современного российского предпринимательства.
Предпринимательство имеет значительно более короткую историю по сравнению с эволюцией человечества и историей его хозяйственной деятельности.
Ученые по-разному датируют начало предпринимательской деятельности в России. Так, отечественный исследователь М.Н. Барышников полагает, что именно период IX—XVII вв. является временем становления деловых отношений на Руси. А.А. Галаган, отмечает, что истоком предпринимательства «была и остается торговля, которая одновременно является и предпосылкой, и условием торгового предпринимательства»[2]. Именно торговлю и ремесло он выделяет в качестве предпосылок появления предпринимательства, а начальный этап его формирования относит к периоду XV—XVII вв.
Но все исследователи солидарны в том, что исторически первым видом предпринимательства является торговля, которая и послужила фундаментом для формирования рыночной экономики и возникновения всех других видов предпринимательства (промышленного, банковского, аграрного и др.).
В истории российского предпринимательства можно выделить следующие периоды:
• • первый период с конца IX до XIV в. называют периодом стихийного предпринимательства. Особенностью этого периода было отсутствие законодательного оформления предпринимательской деятельности и регулирующего воздействия на нее государства;
• • второй период начался во времена образования Московского государства (XIV в.) и длился до середины XIX в. Этот период характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности под контролем и покровительством государства;
• • третий период в формировании российского предпринимательства связан с периодом становления капиталистических отношений в царской России, толчком к развитию которых послужили отмена крепостного права и начало индустриализации страны;
• • четвертый период относится к советскому периоду отечественной истории, особенностью которого было прерывание традиций русского предпринимательства, достигших своего апогея в конце XIX — начале XX в. В советской идеологии предпринимательство рассматривалось как форма социального паразитизма и лишалось права на существование. В таких обстоятельствах начинает формироваться «теневое» предпринимательство;
• • пятый период развития предпринимательства в России связан с постсоветскими трансформациями, обусловленными как внешними глобализационными процессами, их существенным влиянием на экономическую, политическую и культурную жизнь страны, так и внутренними социальными процессами, связанными с развитием рыночных отношений и попытками демократизации общества.
Обращаясь к начальному периоду становления российского предпринимательства, хотелось бы акцентировать внимание на то, что развитие первого его вида — торгового предпринимательства — было обусловлено тем, что Русь находилась на транзитных путях между Западом и Востоком по Волге и Днепру. Именно этот географический фактор сыграл серьезную роль в развитии торговых отношений на Руси.
Историки отмечают, что Древнерусское государство, оформившееся в конце IX в. складывалось путем объединения восточно- славянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки», что делало торговлю одним из ключевых направлений хозяйственной жизни славян. Природногеографические условия Руси стимулировали и развитие внутренней торговли: с юга на север постоянно везли хлеб, в обратном направлении в обмен на хлеб — ремесленные изделия.
Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредоточивались массы товаров, распределяемые затем как по стране, так и за рубеж. Изначально купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). Лишь позже купечество оформилось в особую профессиональную группу и стало отдельным сословием, занимающимся исключительно торговой деятельностью.
С древних времен торговля на Руси находилась в тесной связи с Православной церковью: в соборах хранились важнейшие документы, относившиеся к области внешней и внутренней торговли. В этих документах фиксировались нравственные правила осуществления торговой деятельности: «соблюдайте меру и не будьте из числа недомеривающих»; «взвешивайте верными весами»; «не уменьшайте людям их вещей и не ходите по земле, распространяя нечестие». Русская церковь относилась к торговле покровительственно. Христианские храмы строили в наиболее людных местах, вблизи торгов у стен городов. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складировались товары, сберегались торговые договоры. Монастыри вели самостоятельную хозяйственную жизнь. Церковь брала на себя ответственность за поддержание порядка в торговле, провозглашая грехом любой обман в сделках. Таким образом, в начальный период становления торгового предпринимательства на Руси именно Православная церковь регламентировала торговую деятельность русского купечества.
Следующий период развития российского предпринимательства связан с процессом создания и укрепления централизованного государства. В тот период основной сферой деятельности оставалась торговля, а ключевым субъектом предпринимательства являлся русский купец. Новым моментом в развитии русского предпринимательства эпохи Московского царства стало обращение купцов к центральной власти для защиты своих интересов, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Главными сдерживающими факторами для развития предпринимательской деятельности на Руси были натуральное хозяйство и налоговая политика государства. Поскольку русская коммерция сводилась преимущественно к натуральному товарообмену, то именно товар, а не деньги, выступал в качестве основной формы капитала. Отечественная внешняя торговля без кредитных операций была не в состоянии конкурировать с европейской. Жесткая налоговая политика государства также не способствовала успешному развитию предпринимательства: представители купечества рассматривались московскими властями как государевы слуги, обязанные выполнять любые поручения, беспрекословно подчиняться княжеским указам, в том числе осуществлять большие выплаты в казну. Представители делового мира находились под жестким гнетом военно-бюрократического государства. В этот период стало развиваться государственное предпринимательство: государство начало принимать активное участие в организации ряда отраслей производства. Первые крупные промышленные заведения были казенными. Это было обусловлено тем, что государству необходимы различные промышленные изделия, прежде всего вооружение для армии. Но в силу того, что Московское государство сложилось до возникновения капиталистического (промышленного) предпринимательства, возникла необходимость в организации именно государственных промышленных предприятий. Первым таким предприятием стал Пушечный двор — мануфактура по производству огнестрельного оружия.
Третий период в развитии русского предпринимательства связан с начавшимся в России в начале XIX в. процессом индустриализации страны, переходом от ручного труда к машинному. Появление новых технологий, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава общества создавали объективные условия перехода к капитализму и формирования предпринимательства капиталистического типа. Частные капиталы стали активно перетекать из торговой сферы в промышленную, что привело к росту числа мануфактур. Самым значительным событием хозяйственных преобразований того времени стало появление мелких частных собственников в сфере кустарной промышленности и мелких торговцев, представлявших собой основу нового поколения предпринимателей. Однако их развитие сдерживалось как государственной экономической политикой, направленной на поддержание в первую очередь крупных частных производств, так и слабым развитием новых форм и методов хозяйствования. Биржевое, банковское дело, акционирование предприятий не играли важной роли в экономике страны. Государство поддерживало частную торгово-промышленную деятельность путем определенной тарифной политики, предоставления льгот и государственных заказов, но зачастую эта политика осуществлялась жесткими административными (внеэкономическими) методами. Главным препятствием, сдерживающим развитие предпринимательства в этот период, оставалось крепостничество, что вело к отставанию России от ведущих стран Европы. Отмена крепостного права в 1861 г. открыла путь для широкого развития капитализма и становления предпринимательства капиталистического типа. Быстрее всего капиталистическое предпринимательство развивалось в промышленности, медленнее — в сельском хозяйстве. Последнее было обусловлено сохранением многочисленных пережитков крепостнических отношений, что порождало экономические трудности в данной отрасли производства.
В этот период в России образовались несколько основных типов представителей крупного капитала: первый тип — торгово-промышленные круги, объединенные в акционерные предприятия и представленные преимущественно московскими дельцами; второй тип — узкий слой финансовой олигархии, сосредоточенной в основном в Санкт-Петербурге; третий тип — представители многочисленной группы провинциальных капиталистов, действующих в сфере торговли.
Следующий период в развитии предпринимательства приходится на советский этап российской истории.
В отечественной литературе выделяют основные периоды наиболее интенсивного развития частного предпринимательства: в советское время новая экономическая политика (нэп) и период перестройки.
Послеоктябрьский период развития предпринимательства характеризовался институциональным кризисом, связанным с борьбой за выживание представителей различных слоев российского общества в условиях гражданской войны. Дефицит товаров первой необходимости в этот период вызвал огромную волну движения «мешочников». «Мешочничество» как нелегальное самоснабжение населения продовольствием выступало наиболее распространенным видом предпринимательской деятельности, последняя подвергалась преследованию со стороны властей.
Годы нэпа (1921—1926) стали временем оживления предпринимательской деятельности, что позволило преодолеть тяжелый экономический кризис в обществе после гражданской войны. Нэп оказался вынужденным компромиссом между административно-плановой и рыночной системами предпринимательства, что проявилось в следующем:
• • планирование сочеталось с рыночными отношениями;
• • появлялись и функционировали различные организационно-правовые формы предпринимательства (государственное, государственно-капиталистическое, кооперативное, мелко-частное).
С введением нэпа произошли значимые изменения в предпринимательских практиках: некоторые предприниматели легализовали свой бизнес (купили патент и зарегистрировали мелкие предприятия, торговые лавки, мастерские, магазины), но значительная доля мелких и средних торговых, кустарно-ремесленных предприятий оставалась нелегальной.
Эпоха нэпа закончилась очень быстро, и руководство молодой советской Республики от ограничений в отношении предприимчивой части населения перешла к ликвидации предпринимателей как класса. Вскоре наступил период поголовной коллективизации, индустриализации, централизации и бюрократизации управления, полного вытеснения из экономики частных элементов, подавления любой предпринимательской активности населения.
Такой подход к предпринимательству стал одной из ведущих тенденций всей последующей экономической политики государства. Предпринимательство было загнано в «тень» и стало уголовно наказуемым деянием. За годы советской власти в обществе сформировалось предвзятое отношение к малому бизнесу и предпринимателям. Население страны приучили к тотальному дефициту, низкокачественным товарам, полупустым прилавкам и нескончаемым очередям. Тех же, кто занимался реализацией каких-либо товаров или созданной своим трудом продукции, в том числе сельскохозяйственной, называли барыгами, спекулянтами, мешочниками. К предпринимателям применялись различные виды санкций от административных до уголовных, что в итоге привело к росту нелегального предпринимательства, просуществовавшего на таком положении вплоть до середины 1980-х гг. Особенностью советской экономической системы являлось существовании теневой экономки в рамках плановой. И только в период перестройки (вторая половина 1980-х — начало 1990-х гг.) начинаются легитимация некоторых форм кооперативной деятельности и отмена санкций за спекуляцию и частнопредпринимательскую деятельность. Это, безусловно, стало мощным импульсом развития негосударственного и полугосударственного секторов экономики, однако российское предпринимательство снова вынужденно было развиваться в «ситуации выживания» — криминализации рыночных отношений, множества бюрократических барьеров, коррупции и т.п.
Развитие предпринимательской деятельности в постсоветский период было обусловлено прежде всего переходом от плановой модели экономики к рыночной. Становление предпринимательства в постсоветской России необходимо рассматривать поэтапно:
Первый этап (1991—1998) — зарождение и развитие предпринимательской деятельности. Экономической основой развития предпринимательства на первом этапе стали реабилитация (законодательное признание) частной собственности и масштабная приватизация государственного имущества. Приватизация государственной собственности представляет собой изменение организационной формы предприятий, в ходе которой они перестают принадлежать государству и становятся собственностью отдельных предпринимателей или групп предпринимателей. Масштабная приватизация являлась необходимым условием трансформации переходной экономической среды в рыночную, прежде всего посредством создания значительного сектора независимых (по крайней мере, формально на первом этапе) от государства компаний, которые в своей деятельности ориентировались на рынок. Приватизация стала инструментом текущей политики государства, направленной на стимулирование предпринимательской среды. В этот период развития предпринимательства накопление капитала осуществлялось в основном за счет перекачки (перераспределения) государственного капитала в частные руки.
Второй этап развития предпринимательства (1998—2007) тесно связан с экономическими и политическими событиями, произошедшими в эти годы: дефолтом российской экономики (17 августа 1998 г.); сменой политического курса, направленного на стабилизацию в экономической и политической сферах общества. Главными характеристиками этого этапа стали: резкое обесценивание национальной валюты (в результате дефолта 1998 г.), что позволило искусственно создать более благоприятную конкурентную среду для развития отечественного производства; изменение мировой цены на нефть, что привело к улучшению экономической ситуации в стране; усиление роли крупного предпринимательства в политической жизни общества посредством интеграции бизнеса во властные структуры; рост масштабов коррупционной и теневой деятельности, сращивание государства и бизнеса; ухудшение положения в развитии малого и среднего бизнеса, представители которого были поставлены в условия выживания, что привело к развитию теневой деятельности.
Третий этап развития предпринимательства (2008—2010) связан в первую очередь с мировым финансовым и экономическим кризисом 2008 г., повлекшим за собой стагнацию реального сектора экономики. Негативными факторами этого периода, оказавшими существенное влияние на предпринимательскую деятельность, стали: неплатежи; низкая инвестиционная активность; уменьшение покупательской способности населения. В результате кризиса резко уменьшились рынки сбыта, сократилось производство, выросла безработица, приостановились инвестиционные проекты. В целом под влиянием мирового экономического кризиса состояние российской экономики значительно ухудшилось. В такой ситуации основными тенденциями развития предпринимательских структур становятся: консервация проектов, которые были направлены на развитие и расширение бизнеса; сокращение инвестиционных и налоговых расходов; резкое уменьшение услуг легального рынка кредитования; увеличение доли теневой составляющей субъектов предпринимательства с целью уменьшения издержек легальной деятельности. Таким образом, третий этап в развитии предпринимательства осуществлялся в условиях мирового финансового и экономического кризиса, который оказал свое негативное влияние на экономику России, что привело к ее спаду. Государственные антикризисные меры и повышение мировых цен на природные ресурсы, прежде всего на нефть, позволили в 2010 г. стабилизировать экономическую ситуацию в стране.
Важно отметить, что российская экономика, несмотря на то, что основные структурные преобразования осуществлены, все еще находится в посткризисном состоянии: в экономической жизни страны осталось немало противоречий, которые оказывают сильное влияние на цивилизованное развитие российского предпринимательства. К сожалению, введенные США и Европой экономические санкции против России (в связи с событиями на Украине в 2014 г.) серьезно осложнили экономическую ситуацию в стране в целом и предпринимательскую деятельность в частности.
В настоящее время российская экономика представляет собой экономику переходного периода. На этом этапе (транзитивном, или переходном) экономическая среда для успешного и социально эффективного предпринимательства в современной России полностью не сформирована. Признаками транзитивности российского предпринимательства являются:
• • небольшой период существования — Российская система предпринимательства является одной из самых молодых национальных систем (1991—2010 гг.);
• • несбалансированный характер развития разных видов предпринимательской деятельности;
• • низкий уровень инфраструктуры малого и среднего бизнеса;
• • сильное влияние криминального элемента на деятельность бизнесменов и государственных чиновников, что органически вытекает из высокого уровня бюрократизации и коррумпированности органов власти;
• • высокая составляющая доли теневой экономики в общем объеме экономической деятельности;
• • высокий уровень правонарушений, без правовых последствий совершаемых предпринимателями;
• • высокий удельный вес криминального капитала, оборачивающегося в легальном бизнесе на территории России или инвестированного российскими предпринимателями за рубеж;
• • высокий уровень сращивания субъектов предпринимательского бизнеса с политической элитой.
На сегодняшнем этапе эффективность российской экономики во многом зависит от состояния добывающих отраслей, при этом основной вклад вносят экспортно-ориентированные отрасли и в первую очередь нефтяная и газовая. По ряду объективных и субъективных причин деятельность большинства предпринимательских структур оказывается неконкурентоспособной. Низкая конкурентоспособность рыночных субъектов предпринимательской деятельности оказывает негативное влияние на развитие национальной экономики. Одной из причин этого является неразвитость системы государственного регулирования развития предпринимательства.
Кроме того, среди ключевых проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в Российской Федерации, остаются внешние факторы предпринимательской среды:
• • административные барьеры;
• • нестабильное законодательство;
• • налоговая система, неспособная к быстрой реакции на изменение нормативной базы;
• • затрудненный доступ к финансовым ресурсам;
• • финансовый кризис и экономические санкции, обострившие проблемы привлечения инвестиций;
• • нерешенность вопросов интеллектуальной собственности и многие другие.
Таким образом, становление и развитие предпринимательства в постсоветской России осуществляются в условиях перехода российской экономики от административно-командной модели к рыночной. Переход к рыночным отношениям проходит в России крайне сложно и драматично: медленно идет формирование гражданского общества, имеет место сращение власти и собственности, существуют сложности в распространении института частной собственности и гарантии прав на нее, недостаточно развиты предпринимательская активность и инициативность, в обществе сильны традиции социального иждивенчества. Данная ситуация обусловлена вполне объективными факторами: переход к рыночным отношениям происходит в среднеразвитой стране с устойчивыми антирыночными традициями, слабым развитием демократических институтов, под сильным влиянием этатистско-патерналистской модели государственности. Это позволяет сделать вывод о том, что развитие современного предпринимательства в России в постсоветский период осуществляется в достаточно неблагоприятных социальных условиях.
В связи с этим давно назрела необходимость разработки и принятия государственной стратегии безопасности предпринимательства, которая должна включать систему целей и задач для создания благоприятных условий и обеспечения безопасности предпринимательской деятельности; систему мер поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях власти (федеральном, региональном, муниципальном); четкие принципы взаимоотношений государства и бизнеса; критерии эффективности деятельности органов, выполняющих задачи в сфере обеспечения безопасности предпринимательства; способы мотивации предпринимательства на реализацию в своей деятельности принципов экономической этики, социальной ответственности бизнеса.
Характерными чертами российского предпринимателя являются преобладание мужского предпринимательства и высокий уровень образования россиян, занимающихся предпринимательской деятельностью: в России доля мужчин-предпринимателей достигает более 80%; по данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38%, имеющих второе высшее образование — 6,5%. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель — самый интеллектуальный предприниматель в мире.
В 90-е гг. XX в. преобладало мнение, что главными качествами предпринимателя являются: инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. На сегодняшнем этапе развития предпринимательства очень остро встал вопрос о профессионализме кадров и особенно рабочих специальностей.
Дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. И если на первом этапе развития предпринимательства ощущался дефицит специалистов с экономическим и юридическим образованием, то сегодня не хватает специалистов технических профессий.