Социологическое исследование, его виды
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Социологическое исследование, его виды
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, которая предусматривает получение достоверных данных и фактов явления или процессы, изучаемые для их дальнейшего использования в социальном управлении.
Социологическое исследование включает в себя:
1. Объект исследования. В социологии объектом исследования могут, быть любые процессы и явления социальной действительности.
2. Субъект исследования.
3. Цели и решения конкретных задач.
4. Средства, применяемые в исследовании.
5. Результаты исследования, ради которых оно проводится.
В зависимости от сложности и масштабности анализа предмета выделяют три вида социологического исследования:
1. Наиболее простым видом является разведывательное исследование, которое строится на упрощенной программе и охватывает небольшие совокупности, имеет краткое по объему инструментарий.
2. Описательное исследование является более сложным видом социологического анализа, которое проводится по разработанной программе, на базе апробированного инструментария и применяется относительно большой общности людей.
3. Аналитическое исследование - наиболее углубленный вид социологического исследования, который не только описывает структурные элементы изучаемого явления, но и выясняет его причины. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы, инструментария, предварительной воображения об объекте, который изучается.
Существуют и другие виды исследований:
1. по частоте выполнения (мониторинговое, повторное, когортное, лонгитюдное, разовое);
2. по методу обеспеченья репрезентативности (сплошное, монографическое, выборочное);
3. по исследовательским масштабам (международное, общенациональное, региональное, локальное) и др.
4. Программа социологического исследования: структура, значение
В действительной социальной либо производственной практике каждый процесс рациональной деятельности требует исследования и осуществления научно аргументированной программы. Программа социологического исследования - это основной научный документ, отражающий методологические и организационно-процедурные основы исследования социальной реальности, конкретных явлений и процессов общественной жизни.
Программа социологического исследования содержит и теорию, и методологию, и организацию конкретного исследования, разбора и освещения единичного социального процесса либо явления.
Структура программы социального исследования включает:
1. Элементы методологического раздела:
1) Проблема, представляет собой реальную жизненную ситуацию, которая содержит социальное противоречие, требующих целенаправленных действий для их решения.
2) Цель исследования – то, ради чего проводится исследование и что надо получить в результате.
3) Задача – логические этапы достижения цели исследования.
4) Объект – часть объективной действительности, на которую непосредственно направлен процесс познания.
5) Предмет исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие объекту исследования.
6) Логический анализ основных понятий – структурно-логическое упорядочение основных понятий исследования.
7) Гипотеза – ожидаемый результат исследования, научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений и процессов, связанных с исследуемым противоречием реальной действительности.
2. Элементы процедурного раздела:
1) характеристика выборки;
2) методика и техника сбора и обработки первичной информации;
3) описание процесса организации и проведения социологического исследования;
4) форма отчета, характеристики финансирования и т.д.
Значение программы социологического исследования заключается в трех ключевых функциях, которые она осуществляет:
1. методологическую, которая включает определение научных проблем, формулировку цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, а также соотношение данного исследования с научными достижениями;
2. методическую, которая подразумевает общий логический план исследования, определение путей, методов и способов сбора, анализа и обработки информации, а также разработку процедуры исследования и анализ результатов исследования;
3. организационную, которая включает распределение задач в исследовательском коллективе, настройку и осуществление контроля за процессом исследования, а также публикацию результатов исследования.
6. Анализ документов как метод исследования. Понятие документа.
Документ – это материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию.
Анализ документов – это деятельность, которая позволяет выявить определенные особенности явлений и процессов, которые были зафиксированы в определенных документах.
В социологии документом считается все, что зафиксировано в любом виде, пригодном для изучения. При этом анализ документов в социологии – это совокупность методических процедур, которые применяются для получения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.
Особенности применения данного метода исследования заключаются, прежде всего, в то, что:
1. информация имеет вторичный характер;
2. непосредственный контакт с реальностью отсутствует;
3. информация зависит от позиции авторов документа;
4. автор документа фиксирует не только нынешние, но и прошлые события;
5. содержание информации зависит от ее формы.
Преимущества данного метода исследования это, прежде всего, прочное положение объекта исследования, возможность вторичного обращения к объекту, а также то, что в объекте находится не только лишь сведения, но и позиция авторов к ней, к тому же информация упорядочена, структурирована, обобщенная.
Недостатки данного метода исследования это, прежде всего, то, что исследование имеет неактивную направленность, поскольку исследователь не имеет контакта с реальностью, к тому же заключения исследования возводятся на основе второстепенной информации, а язык документа может не совпадать с языком исследования, следовательно вероятен «камуфляж» формы документа.
Множество видов документов по-разному используются в социологических исследованиях, но существует два основных метода анализа документов:
1. Традиционный – это совокупность логических приемов, направленных на раскрытие основного содержания документа, изучается в целом, то есть социолог, изучая документ, логично объясняет его содержание по различным признакам.
2. Контент-анализ – это метод качественно-количественного рассмотрения документов с целью получения объективной, систематизированной и обобщенной информации о социальной реальности. Процедура контент-анализа представляет собой алгоритмизированной выделения в тексте определенных элементов содержания, интересующие исследователя, дальше происходит классификация выделенных элементов в соответствии с концептуальной схемы, затем подсчет и представление результатов в количественном виде.
9. Метод наблюдения. Виды наблюдения.
Наблюдение – это планомерное, целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются исследователем, а затем проверяются. При этом собирается и фиксируется с помощью технических устройств только та информация, что может быть применена для отображения, а затем и для пояснения изучаемой проблемной ситуации. Объектами исследования могут выступать отдельные индивиды, разные сообщества и группы, ресурсы их деятельности.
Особенности применения данного метода исследования заключаются, прежде всего, в то, что:
1. событие и наблюдение за ним осуществляются одновременно;
2. непосредственный контакт социолога с объектом исследования;
3. целостность восприятия, единство рационального и эмоционального в процессе наблюдения;
4. наблюдение может быть составной частью других методов.
Преимущества данного метода исследования это, прежде всего, своевременность извлечения информации, относительная низкая стоимость, не нужен трудный инструментарий, а также возможность применения в поисковых исследованиях
Недостатки данного метода исследования это, прежде всего, ограниченность явлений, согласно которым ведут наблюдение, как правило, неосуществимы вторичные наблюдения исследуемых событий, информация в основном о действиях людей, а также фактически отсутствует информация о цели, мотивах, ценностях, к тому же может быть искажение информации через «заражение» стандартами группы, подлежащей наблюдению.
В зависимости от целей и задач социологического наблюдения, положения и роли наблюдателя в ситуации, изучается, а также по уровню формализации исследуемой процедуры и в соответствии с организации можно выделить несколько видов этих наблюдений:
1. По способу организации:
1) формализованное (структурированное, стандартизированное, контролируемое);
2) неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструктурное).
2. По степени включенности наблюдателя:
1) невключенное наблюдение, когда исследователь безучастно закрепляет интересующие его сведения о явлении, никак не вмешиваясь в процесс его протекания;
2) включенное наблюдение, где социолог действует под выдуманным именем, скрывает настоящую профессию и, безусловно, цели исследования.
3. По форме взаимоотношений наблюдателя с испытуемыми:
1) скрытое наблюдение;
2) открытое наблюдение.
4. По месту проведения:
1) полевые наблюдения ведутся в природных условиях;
2) лабораторные наблюдения ведутся в предварительно разработанных условиях.
5. Согласно регулярности осуществления:
1) систематические;
2) несистематические.
6. По продолжительности выполнения, задачам и масштабу исследуемого явления:
1) кратковременные;
2) долговременные, длящиеся многие месяцы и годы.