Социальные процессы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №9 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
1. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
А). Характеристика социальной мобильности и ее виды.
Б) Проблемы социальной мобильности.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
А) Виды социальных мотивов взаимодействия и ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
Б) Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.
В) Теория обмена Хоманса
Г) Теория символического интеракционизма. Дж. Мида
Д) Теория управления впечатлениями в социальном взаимодействии Э.Гофмана
Е) Психоаналитическая теория З. Фрейда
Ж) Модели организации совместной деятельности Л.И. Уманского.
1.
А). Характеристика социальной мобильности и ее виды.
Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и общностях. И если бы не существовало барьеров для социального продвижения личности в обществе, то передвижение отдельных индивидов по социальной иерархии было бы очень активным. Одни, реализуя свои способности, быстро продвигались бы, в слои с высоким социальным статусом, другие наоборот опускались, занимая положение адекватное своему потенциалу. Но между слоями и социальными группами существуют барьеры мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую.
Все перемещения личности или социальной группы включают в процесс социальной мобильности. Согласно определению П. Сорокина под "социальной мобильностью понимается любой переход индивида, (социального субъекта) или ценности (созданной или модифицированной) благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".
По способу перемещения различают два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная мобильность - это перемещение индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой , лежащей на том же уровне. Например, переход из одной семьи в другую, из религиозной группы в другую, смена места жительства, школы, и т.д. Во всех случаях индивид не меняет социального слоя к которому он принадлежит.
Вертикальная мобильность - представляет собой совокупность действий индивида (социального объекта) способствующих переходу из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например служебное повышение ( профессиональная вертикальная мобильность), улучшение благосостояния (экономическая мобильность), переход на другой уровень власти ( политическая вертикальная мобильность).
Общество может повышать статус одних субъектов (индивидов, социальных групп) и понижать других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъем и социальное падение. Социальное падение, как и социальный подъем может произойти не только с индивидом, но и с целым социальным слоем. Примером может служить переизбрание президента, с одной стороны и революция 1917 года с другой, когда значительные социальные группы были низвергнуты, вниз по социальной лестнице. Поэтому по численности людей передвигаемых по социальным стратам мобильность подразделяют на групповую и индивидуальную.
Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности.
Скоростью социальной мобильности называется "вертикальная социальная дистанция или число страт экономических, профессиональных, политических которые проходит социальный объект в его движении в низ или вверх за определенный промежуток времени.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов меняющих социальные позиции за определенный отрезок времени. Численность людей изменивших свой социальный статус показывает абсолютную интенсивность социальной мобильности. А их доля в общей численности, данной социальной группы называется относительной мобильностью.
Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие более или менее свободно допускают как социальные подъемы, так и падения.
В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, общество исключает для него социальный подъем или падение. Для них характерно, например то, что социальные классы и слои обладают институтами, готовящими их детей для участия в своей субкультуре. Так возникает проблема "неравных возможностей", являющаяся непроходимым барьером.
Примером закрытого общества является кастовое общества древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых занимала строго определенное место. Каждая каста имела определенные, виды профессий, а также создавала свои типы внутренних взаимосвязей. Причем, место касты в обществе строго соблюдалось. Касты относятся к социальным системам, в которых положение человека в обществе основано на происхождении. В них исключена всякая возможность достижения более высоких статусов. Эти неписанные законы закреплены в строгих религиозных правилах, запрещающих даже между кастовые браки.
Современные общества в целом не могут быть организованны по кастовому типу в связи с целым рядом экономических и политических причин. Объективность этого явления заключается, прежде всего, потребности общества в квалифицированной рабочей силе. Общественное разделение труда обусловило необходимость в компетентных людях способных решать сложные проблемы управления социальными, политическими и экономическими процессами. Выявление талантливых личностей возможно только при наличие свободной конкуренции и конкурсного отбора и т.п. - то есть целого набора социальных механизмов делающих общество открытым для социальных новаций.
В открытых обществах каждый человек на основе собственных усилий и способностей может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру общества.
Но даже в современных обществах существуют некоторые социальные группы, вертикальная мобильность в которые крайне затруднена. Ярким примером данных социальных групп является управленческая элита общества - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при распределении общественного продукта, власти, получения высшего образования и т.д.
Б) Проблемы социальной мобильности.
Каналы мобильности. История свидетельствует о том, что развитие цивилизации происходит с заметным сокращением социальных барьеров для перехода из одной группы в другую. Вместе с тем, наличие таких барьеров необходимо для накопления и резервирования социального опыта.
Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.
Социологи выделяют несколько каналов по которым индивиды или группы людей осуществляют передвижение "вверх" и "вниз".
1.Экономический.
2.Военный.
3.Политический.
4.Религиозный.
5.Квалификационный.
6.Брак с представителем более высокого социального слоя.
Брак с представителем более высокого социального слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, такой брак может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если он дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (например, вертикальная мобильность Золушки в самые высокие слои общества). В - третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего социального слоя.
Однако, для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.
Способы адаптации в новых социальных стратах.
1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить деньги в том случае, когда индивид сровнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура - это, может быть, и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - это только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.
2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально - классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам, хорошим манером. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия субкультуры более высокого социального слоя.
3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами и кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
А) Виды социальных мотивов взаимодействия и ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция)
4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);
5) минимизация выигрыша другого (агрессия)
6) минимизация различий в выигрыше (равенство)
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция)
2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм)
3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров по общению (индивидуализм).
4. Уступчивость предполагает жертву в частном достижении целей для достижения целей партнера (альтруизм)
5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для достижения выигрыша другого.
Б) Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.
Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихтомное деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействий дает упрощенную классификацию, которой недостаточно для практики. Учитывая это, применяют более дробные типы взаимодействий. Чтобы использовать их в качестве единиц наблюдения.
Известно, что такую попытку предпринял Р. Бейлз. Он объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в категории, предложив, что любая групповая деятельность может быть описана с помощью четырех категорий, фиксирующих ее проявления: а) в области позитивных эмоций, б) негативных эмоций, в) постановка проблем, и г) решение этих проблем. Каждая из этих четырех глобальных категорий была подразделена им еще на три рубрики. Например, первая предполагает солидарность, снятие напряжения, согласие.
Основные области взаимодействия и соответствия поведенческие проявления по Р. Бейлзу.
Области взаимодействия
Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции
Выражение солидарности
Снятие напряжения
Выражение согласия
Решения проблем
Предложения указания
Выражение мнений
Выдача ориентаций
Постановка проблем
Просьбы об информации
Просьбы высказать мнение
Просьбы об указаниях
Негативные эмоции
Выражение несогласия
Создание напряженности
Демонстрация антагонизма
В) Теория обмена Хоманса
Ж) Модели организации совместной деятельности Л.И. УманскогоСогласно теории обмена, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждалось ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на четыре принципа:
1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;
1) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;
2) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
Согласно Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс, лидерство и т.п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.
Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждение не всегда определяется линейной связью типа: стимул – реакция. Высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и т.п.
Г) Теория символического интеракционизма. Дж. Мида
Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в рамках символического интеракционизма. Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на предшествующие им намерения. Мы «разгадываем» мысли других, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Дж. Мид выделял 2 типа действий:
1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);
2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).
Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого, или, говоря словами Мида, «принять роль другого». Этот процесс сложен, но мы можем его осуществлять, потому-то с детства нас учат придавать значение определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-либо, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.
Сущность символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людами рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежутке времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. Тогда мы связываем стимул с символом, но основе, которого определяется ответная реакция. В какой-то мере все является символом, но слова – наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значение предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что люди учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов. Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов. На его основе не сделаны обобщения, применимые к разным ситуациям. Для развития этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придаются. Центральная идея интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. Механизмом этого формирования является установление контроля действий личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Эта концепция придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействий. Интерактивный аспект общение в ней отрывается от содержания предметной деятельности, при этом взаимодействие как бы замыкается на заданную группу.
Д) Теория управления впечатлениями в социальном взаимодействии Э.Гофмана
Э.Гофман разработал теорию управления впечатлениями в социальном взаимодействии. Согласно этой теории, люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других. Эту концепцию принято называть социальной драматургией. По мнению Гофмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и « окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе у других. Гофман пишет: «Несмотря на определенною цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, лавным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам»
Е) Психоаналитическая теория З. Фрейда
Согласно психоаналитической теории, процесс взаимодействия людей воспроизводит их детский опыт. З. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них главным образом потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам. Это объясняется, по мнению З.Фрейда, не столько тем, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы регрессируем (возвращаемся) к более ранним стадиям нашего развития. Такой регресс происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.
Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, мы должны рассматривать его организацию совместной деятельности. Конкретной формой включения взаимодействия в контексте деятельности является рассмотрение его как формы организации деятельности. Анализируя эту группу и совместную деятельность, мы еще вернемся к этим вопросам. А пока обозначим некоторые общие принципы рассмотрения содержательных аспектов взаимодействия.
Ж) Модели организации совместной деятельности Л.И. Уманского.
Конкретное содержание форм организации совместной деятельности определяется соотношением индивидуальных «вкладов» участников в общий процесс групповой деятельности. Так, Л.И. Уманский выделил три возможные формы или модели организации совместной деятельности:
1. каждый конкретный участник делает свою часть общей работы
2. независимо от другого;
3. общая задача выполняется последовательно каждым участником;
4. имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными;