Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Исследования социально-экономических и политических процессов

  • 👀 309 просмотров
  • 📌 286 загрузок
  • 🏢️ Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Исследования социально-экономических и политических процессов» pdf
Краткий курс лекций по дисциплине «Исследование социальноэкономических и политических процессов» 2 Автор-составитель – Кликунов Николай Дмитриевич, к.э.н., проф. МЭБИК Контактные данные:  тел. +7 (960)-699-95-75  e-mail: [email protected]  skype: klikunov_nd Уважаемые студенты! Курс «Исследования социально-экономических и политических процессов» даст вам возможность Знать: принципы, закономерности и методы экономико-математического моделирования; модели экономических систем и процессов, процедуру разработки моделей и оценки их адекватности. Методологию постановки задачи моделирования социально-экономических процессов Уметь: формировать оптимальные решения на основе экономико-математических моделей. составлять матрицу SWOT-анализа В данном пособии кратно изложены теоретические основы курса, а более полное представление о дисциплине можно получить, изучив источники списка литературы по данному курсу 3 Содержание Тема С. Ссылки на видео-лекции по курсу 4 1 Понятие научного исследования и его разновидности 7 2 Качественные методы обработки информации 23 3 Количественные методы проведения научного исследования 36 Дополнительные источники информации по дисциплине 49 4 Видео-лекции по курсу «Исследования социально-экономических и политических процессов» Слушателям предлагаются следующие видео-лекции по дисциплине: Раздел 1. Понятие научного исследования и его разновидности ИСЭПП-1-1. Экономика как профессия. Проблема перевода системы от патологии к норме. Критерии эффективности (Микроэкономика для бизнесадминистрирования, Лекция 107) ИСЭПП-1-2. Научный анализ. Шарлатаны и чудаки. Роль статистических данных. Эксперимент. Фальсификация vs. верификация (Микроэкономика для бизнес-администрирования, Лекция 108) ИСЭПП-1-3. Априористы и эмпиристы. Озарение. Анализ временных и пространственных рядов. Построение модели: экзогенные и эндогенные переменные. Аддукция (Микроэкономика для бизнес-администрирования, Лекция 109) ИСЭПП-1-4. Экономические прогнозы. Конкуренция экономические моделей. Принцип ceteris paribus. Эконометрика и проблема выявления причинно-следственных связей (Микроэкономика для бизнес- администрирования, Лекция 110) Раздел 2. Качественные методы обработки информации Пирамида Маслоу и квазилинейные предпочтения (Микроэкономика для бизнес-администрирования, Лекция 111) ИСЭПП-2-1. Матрица БКГ. Концепция жизненного цикла фирмы и продукта (Микроэкономика для бизнес-администрирования, Лекция 112) ИСЭПП-2-2. SWOT-анализ. Анализ мнений vs. анализ фактов (Микроэкономика для бизнес-администрирования, Лекция 112) ИСЭПП-2-3. Астрология как пример шарлатанства 5 (Микроэкономика для бизнес-администрирования, Лекция 113) ИСЭПП-2-4. Слияния и поглощения. Эффект масштаба, эффект разнообразия и экономия на обучении (Микроэкономика для бизнес-администрирования, Лекция 114) ИСЭПП-2-5. Являются ли экономика, менеджмента, маркетинг научными дисциплинами? (Микроэкономика для бизнес-администрирования, Лекция 115) Раздел 3. Количественные методы проведения научного исследования ИСЭПП-3-1. Математическое ожидание как мера выигрыша в условиях неопределенности. Стандартное отклонение как мера риска (лекция 65, курс «Микроэкономика для бизнес-администрирования) ИСЭПП-3-2. Диверсификация. Задача про старого деда. Идея минимизации риска (лекция 68, курс «Микроэкономика для бизнес-администрирования) ИСЭПП-3-3. Инфляция. Понятие потребительской корзины. Индекс потребительских цен (ИПЦ). Индекс борща. Идея индекса Ласпейреса (Лекция 6, курс «Макроэкономика») ИСЭПП-3-4. Приложение индекса Пааше к измерению инфляции. Идея индекса Фишера (Лекция 7, курс «Макроэкономика») ИСЭПП-3-5. Дефляция (Лекция 8, курс «Макроэкономика») ИСЭПП-3-6. Концепция дефлятора ВВП (Лекция 14, курс «Макроэкономика») ИСЭПП-3-7. Дефлятор ВВП vs. Индекс потребительских цен. Расчет индекса Фишера. Необходимость дефлирования номинальных экономических показателей (Лекция 15, курс «Макроэкономика») ИСЭПП-3-8. Идея ковариации и корреляции (Лекция 18, курс «Макроэкономика») ИСЭПП-3-9. Взаимосвязи между инфляцией, нормой безработицы и темпами экономического роста. Причинность. Экзогенные и эндогенные факторы. Закон Оукена (Лекция 16, курс «Макроэкономика») 6 ИСЭПП-3-10. Кривая Филлипса (Лекция 17, курс «Макроэкономика») ИСЭПП-3-11. Корреляция, ковариация и регрессия в Excel. Расчет закона Оукена на российских данных (Лекция 19, курс «Макроэкономика») В качестве дополнительных методических материалов предлагаются видеолекции с разбором отдельных задач по курсу в объеме не менее 50% от общего набора заданий в фонде оценочных средств. Видео-лекции по курсу размещены здесь: 1. E-learning курс "Микроэкономика для бизнес-администрирования: http://www.intuit.ru/studies/courses/3516/758/info 2. E-learning курс "Микроэкономика для государственного администрирования: http://www.intuit.ru/studies/courses/3495/737/info 3. E-learning курс "Макроэкономика": http://www.intuit.ru/studies/courses/3503/745/info 4. E-learning курс "История экономических учений": http://www.intuit.ru/studies/courses/3550/792/info Эти же видео-лекции можно посмотреть и на YouTube 7 Алгоритм изучения курса Раздел 1. Понятие научного исследования и его разновидности Основные понятия: Структурирование и моделирование экзогенных и эндогенных факторов, влияющих на процесс. Методология организации исследования: Кун, Лакатош, Поппер. Методология : Фейнбаден, априорный, эмпиризм. Методы сбора информации и разработка концепции исследования Исследование и группировка мнений Исследование и группировка фактов проблема поиска взаимосвязей и взаимозависимостей Конспект лекций Метод науки состоит в том, чтобы обнаруживать факты, которые могут опровергнуть теории. То, что мы называем проверкой теорий – это попытка установить, нет ли в них изъяна. Таким образом, несмотря на то, что факты подбираются с точки зрения теорий и подтверждают их до тех пор, пока теории выдерживают проверки этими фактами,, все же они представляют собой нечто большее, чем простое повторение этих ранее построенных теорий. Факты подтверждают теории в том случае, если они являются результатами неудачных попыток опровергнуть теоретические прогнозы, что убедительно свидетельствует в пользу той или иной теории. Поэтому я полагаю, что именно возможность опровержения или фальсификации теорий определяет возможность их проверок, а, следовательно, их научный характер. (Поппер К. Открытое общество и его враги. – М.:Феникс, 1992. – Т.2. – С.300) Алгоритм научного исследования: 1. Определение основных целей исследования и ресурсов для достижения целей (что хочу?, что могу?). 8 2. Описание проблемной ситуации. Определение предпосылок (аксиоматики) исследования. 3. Предварительный анализ проблемной ситуации (качественный анализ) 4. Формулировка научной проблемы с использованием принципа фальсификации. 5. Выработка гипотезы исследования. 6. Сбор и классификация информации (количественный анализ) 7. Проверка достоверности исследовательских результатов (верификация тео-рии) 8. Подтверждение, опровержение или уточнение гипотезы исследования Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, методах, формах организации и способах научного познания. К сожалению, многие исследователи не уделяют должного внимания столь важному элементу научной работы, как методология. Может быть, это объясняется тем, что в советский период в диссертации по любой проблеме указывалось, что она написана на основе марксистско-ленинской методологии. Вот и вся наука, попробуй возразить, не вздумай задать вопрос, подумать, что есть иная методология. И в периоды, предшествующие демократизации общественной жизни нашей страны открыто или скрыто существовали различные мировоззренческие, политические течения, далеко не всегда они были антикоммунистическими, тем более антинаучными, как их долгие годы представляли. Без знания, понимания широкого спектра мировоззренческих взглядов нельзя объективно представить любую научную проблему. Сама научная база методологии существенно расширилась, основывается на плюрализме взглядов. Нам представляется, что научный уровень диссертационных, да и любых других научных исследований, повысится, 9 если в них будет глубоко разработана методология применительно к исследуемой теме. В научных работах большое значение придается ссылкам на источники, из которых взяты какие-либо положения. Это, безусловно, правильно, если в этом действительно есть потребность. Один профессор главное достоинство диссертации видел в обилии сносок. И вот способный и сверхдисциплинированный аспирант представляет текст диссертации, в котором закавычивались не только по две-три строчки, но и по два-три слова. Работая над текстом, мы поснимали немало кавычек, но он умолял все сохранить, признаваясь, что боится этого профессора. В таком случае мы шли ему навстречу. По этому поводу приведем характерный для прошлого пример. На конференции, посвященной Хосе Хулиану Марти (1853–1895), который известен теоретической разработкой вопросов революции, разгорелся спор. Одни считали, что ставшее предметом спора положение (банальное по смыслу) Марти взял у Ленина, причем не из его произведения, а из устного высказывания при личной встрече; другие доказывали, что такой встречи быть не могло. Прозвучала реплика: положение по сути правильное, не требующее гениальности, и каждый из вас, не задумываясь, может сказать то же самое. Так почему обязательно надо ссылаться на теоретика, даже если у него и есть такие слова, почему каждый не мог прийти к такому выводу самостоятельно. С этим трудно было не согласиться. Современное исследование должно иметь широкую методологическую основу. Исследователь должен ориентироваться в различных теориях, политических партиях и течениях, это должно служить его методологической подготовке. Методы научного познания Методы научного познания делят на общенаучные и специальные, относящиеся к конкретной отрасли науки. Догматизированное подчинение каждого исследования независимо от его структуры, изучаемого явления 10 методу диалектического и исторического материализма нанесло существенный вред общественной науке в советский период. Сегодня этот метод неприемлем, наука избавлена от идеологического диктата. Современное научное исследование основывается на критериях объективности, соответствия истине, правде, опирается на совокупность трудов отечественных и зарубежных ученых. Заметим, что ныне широко вводятся в научный оборот работы, которые раньше считались реакционными, псевдонаучными. В методологическом разделе ученые представляют общенаучные и специальные для каждой отрасли науки научные принципы и методы исследования, которые ими используются в диссертационном исследовании. Практика показывает необходимость использования в научном исследовании методов смежных наук. Метод анализа Исследователь постоянно обращается к методу анализа, который позволяет разложить исследуемый предмет на составные части, и синтезу – соединению полученных при анализе частей в целое. Если обратиться к исторической науке, то в диссертации могут быть применены следующие принципы научного исследования: объективность, историзм, всесторонность анализа проблемы. Принцип историзма К числу наиболее значимых для исторического исследования относится принцип историзма. Для исследователя это означает, что, изучая какое-либо историческое явление, он должен учитывать, где, когда, по каким причинам (политическим, идеологическим, экономическим, социальным) это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось и каким оно в конечном счете стало. Историческое исследование требует одновреного использования двух общих методов: исторического и логического. Исторический метод предусматривает исследование истории в ее последовательном развитии, со всеми присущими ей чертами и особенностями, через которые проявлялись 11 общие закономерности развития. Логический метод позволяет из истинных суждений-посылок получить истинные суждения-заключения. Используются специфические исторические методы – хронологический, проблемнохронологический, синхронистический, метод периодизации (диахронный), ретроспективный, статистический. Цитата: Теоретические (обобщающие) науки интересуются проверкой универсальных гипотез, а прикладные обобщающие науки – предсказанием конкретных событий. (Поппер К. Открытое общество и его враги. – М.:Феникс, 1992. – Т.2. – С.303-304) Предпосылки исследования как различия в методологии: Экономика – дедуктивный метод Социология – индуктивный метод исследования. В основе методологии научного исследования социальных процессов лежит процедура типизации, т.е. классификация явлений и процессов с учетом определения между ними сходных признаков. И лишь потом ищутся закономерности, которые используются при анализе и конструировании аналогичных объектов. Выявление поведенческих стереотипов, т.е. комплекс представлений и идеалов, которые одобряются или не одобряются большинством членов общества, что стимулирует личность избирать или отклонять нормативно признанную модель поведения. Как писал Карл Поппер, определения - суть сокращенные понятия развернутых положений. Чтобы все время не произносить развёрную фразу люди договариваются о том, чтобы ту или иную развёрнутую фразу заменять одним или (что хуже) двумя словами. 12 Слова обозначают разные явления, а в экономике и менеджменте разные аспекты взаимодействия людей между собой. Например, почему так много различных видов ценных бумаг? Не проще ли отказаться от какого-либо вида, ведь это почти и то же. Почти, да не почти. Каждый вид ценной бумаги, который остался в современном деловом обороте прошел досрочно долгий естественный отбор и доказал право на свое существование. Ну а если спроса на данную форму нет, то соответствующая ценная бумага исчезает. Знание определений - начальная стадия подтверждения принадлежности к определенному профессиональному сообществу. Скажем там, необходимое, но недостаточное условие. Наличие общих смыслов, выраженных в сокращенной форме, есть стартовая точка отсчета для дальнейших экономических, юридических и иных действий, заключающихся в манипуляциях этими смыслами. Наличие определение - суть подтверждения существования самого профессионального сообщетсва. Шарлатаны и чудаки используют прилагательные для описания явлений, профессионал - существительные и глаголы. Когда наука ушла досрочно далеко, то вопросов и не возникает. Я сомневаюсь, что физиков возникают различия в понятии "кинетическая энергия", более того определения формализуются до какой-либо математической формы и нет смысла их вербализовывать вообще. В науках вновь возникающих или отпочковывающихся от мейнстрима первой серьезной профессиональной битвой является - четкое определения смысла понятий. Не нужно над этим смеяться, по типу "услышишь слово менеджмент или маркетинг - плюнь". Менеджмент, маркетинг возникли как реакция на те вопросы, которые обходят традиционные экономические подходы. Наличие реакции, еще не есть подтверждение истинности альтернативного мышления. Критик только разрушает, он пока еще ничего не создает. 13 Но само создание понятийного аппарата есть некий прогресс, впрочем не всегда очевидный. Но надо же с чего то начинать, ибо первое условие развития общества и науки - "придать истинный смысл словам" Экономические законы псевдозаконы Если экономика претендует на статус научной дисциплины, то в ней должны быть сформулированы какие-либо законы. Ниже дана попытка обобщения возможных экономических законов в порядке их исторического возникновения. Так же законам, по возможности, присвоены имена тех лиц, которые ассоциируются с положениями данных законов. 1. Закон Грэшема (Грехэма): «плохие» (старые, рваные и грязные) деньги вытесняют из обращения «хорошие» (новые и чистые) 2. Закон Смита: богатство нации определяется уровнем специализации и разделением труда, богатство индивида тем паче 3. Закон Окуня (Оукена, он же Окун): увеличение безработица на 1% снижает экономический рост на 3% (потом, по разным данным, на 2.5 или на 2%), хотя, конечно же, это экономический рост влияет на безработицу 4. Закон (кривая) Филипса: у политика существует выбор между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде времени (до года) 5. Закон Парето: 20% населения владеют 80% физических активов, на долю оставшихся 80% приходится только 20%, дальнейшая экстраполяция заключалась про доходы, пиво, выполнение обязанностей в организации, но это уже не Парето 6. Закон Маркса: в рамках всей экономики возможно найти систему оплаты труда, которая бы отражала вклад каждого работника в национальный доход (как развитие дискуссии о простом и сложном труде) 7. Закон Мальтуса: рост народонаселения порождает невозможность разбогатеть за счет продажи труда – на микроуровне; мы плодимся и беднеем, попадая в мальтузианскую ловушку – на макроуровне 14 8. Закон Рикардо I: почти все выгоды от научно-технического прогресса достаются землевладельцам проклятым (в современной интерпретации нефтегазовым олигархам) 9. Закон Рикардо II: в период экономического подъема используются трудоемкие технологии, в период спада капиталоемкие технологии (эффект гармошки) 10. Закон Рикардо III: Увеличение внутреннего государственного долга на N рублей эквивалентно увеличению налогового бремени на N рублей 11. Первый закон спроса или закон Слуцкого: если товар «нормальный», то рост цены всегда и всегда приводит к снижению объемов реализации данного товара. 12. Второй закон спроса или закон Хикса: при росте цены на пиво спрос на водку вырастет, но не выше, чем снизился спрос на пиво в процентном отношении (извините за вульгаризм) 13. Закон Энгеля и закон Швабе: при росте доходов населения расходы на питание растут в абсолютном значении, и снижаются в относительном выражении (у Швабе вместо питания – расходы на жилье) 14. Закон Сэя или закон Вальраса: предложение порождает соответствующий спрос в рамках всей экономической системы 15. (это Закон (теорема) Солоу (Solow): при достижении устойчивого состояния когда капиталоемкость перестает расти) экономический рост осуществляется только за счет научно-технического прогресса 16. Закон (теорема) Рыбчинского: гипертрофированное развитие одной отрасли приводит к стагнации и деградации других отраслей экономики, отрицательно сказываясь на экономической системе в целом 17. Закон Фридмана (Friedman): для максимизации эффективности достаточно обеспечить открытость входа в отрасль, а внутриотраслевая структура значения не имеет при условии минимизации транзакционных издержек 15 18. Закон (теорема) Коуза (Coase): достаточно четко распределить права собственности и обеспечить их соблюдение, обмен правами обеспечит максимальную эффективность при условии идеальной работы судебной системы – постулат минимального государства (обратите внимание, что Фридман и Коуз представители разных направлений но все же одной Чикагской школы) 19. Закон (теорема) ММ - Модильяни-Миллера (Modigliani-Miller): стоимость фирмы не зависит от решения фирмы относительно привлечения финансовых средств при условии идеальной работы финансовых рынков 20. Закон Зипфа (Zipf): численность городов в «страновой популяции» обратно (или почти обратно) пропорциональна их размеру 21. Закон Беккера (Becker): накопление специфического (неперемещаемого) человеческого капитала финансируется за счет фирмы, накопление общего (перемещаемого) человеческого капитала финансируется за счет средств индивида, его семьи или всего общества 22. Закон Роулза (Rawls): по мере роста благосостояния спрос на «свободу» растет сильнее по сравнению с ростом спроса на обычные частные блага 23. Закон Вагнера (Wagner’s law): экономическое развитие имеет следствием, что рост спроса на общественные и конституционные блага (медицина, образование, личная безопасность), предоставляемые государством, опережает спрос на обычные частные блага. Поэтому экономический рост сопровождается ростом доли государственного сектора в экономике 24. Закон Баумоля (Baumol effect): блага, предоставляемые рынком, имеют высокую степень замещения труда капиталом, а блага, предоставляемые государством, низкую. Развитие НТП приводит к увеличению доли капитала в «рыночных» благах, толкая вверх заработную плату в рыночном секторе экономики. Увеличение заработной платы в капиталоемком рыночном секторе приводит к росту заработных плат в трудоемком государственном 16 секторе по «принципу сообщающихся сосудов». Поэтому экономическое развитие приводит к снижению издержек производства «обычных» рыночных благ, за счет использования дешевых капиталоемких технологий, и росту издержек благ, предоставляемых государством (в них замещение труда капиталом невозможно или затруднено) 25. Закон Дюверже (Duverger’s law): мажоритарный принцип голосования приводит к исчезновению «малых» партий, если их сторонники не сконцентрированы географически. Мажоритаризм ведет к двухпартийной системе при наличии у избирателей стратегического подхода к голосованию 26. Закон Фридмана (Freedman) II : рост уровня цен всегда прямо пропорционален росту денежной массы и обратно пропорционален (почти, здесь правило квадратного корня) экономическому росту 27. Закон Попица (Popitz’ law): унитаризм ведет к максимальной концентрации и централизации государственных финансов, рост федерализма снижает уровень централизации государственных финансов, увеличивая наполняемость в случае с Россией региональных и местных бюджетов 28. Закон либертарианской справедливости (закон Нозика) : если хотите справедливости, то договоритесь о правилах, не меняйте их, обеспечьте их неукоснительное выполнение и не заботьтесь о результатах. Справедливость существует только на уровне правил 29. Закон эффективного рынка капитала: если отсутствует рыночная несостоятельность (внешние эффекты, информационная асимметрия, монополизм), то доходность по любым видам ценных бумаг будет одинаковой с учетом риска. Поэтому ожидаемый доход любой ценной бумаги будет отражать ее рискованность 30. Закон эффективного рынка труда: если отсутствует рыночная несостоятельность, то заработная плата будет отражать предельную производительность труда работника. Разница в заработных платах отражает 17 размер накопленного человеческого капитала, интенсивность труда и риски, связанные с выполнениями трудового задания. 31. Закон двойной накрутки: издержки предоставления любой сопоставимой услуги в государственном секторе экономики будут в два раза выше, чем издержки в частном (конкурентном) секторе экономике 32. Сетевой закон 10-кратного улучшения: при наличии значительных сетевых эффектов новая технология должна быть в десять раз лучше существующей, если нет, то перехода на новую технологию не произойдет 33. Закон оптимального количества иерархий в организации: если в организации N (например 200) работников, а первичный эффективный контроль можно осуществлять за k (например 8) работников) и у генерального директора 3 заместителя, то число иерархий (t) в организации будет определяться по формуле t=(lnN–ln3)/lnk+1 (например, число менеджеров первого уровня составит 200/8=25 человек; число менеджеров второго уровня 25/8=4 человек; менеджер высшего уровня (генеральный) будет контролировать этих четырех человек, таким образом всего 3 иерархии) 34. Закон влияния экономического роста на преступность: рост доходов неоднозначно влияет на преступность, но однозначно снижает число насильственных преступлений (в российском УК преступлений против личности: убийства, грабежи, изнасилования и т.д.) 35. Закон влияния экономического роста на потребление досуга: рост доходов от продажи труда неоднозначно влияет на потребление досуга, но однозначно увеличивает «деньгоинтенсивность» потребления досуга. Рост доходов от капитала и природных ресурсов (например, от сдаваемой внаём квартиры) однозначно приводит к увеличению потребления досуга (москвичи, сдающие квартиры, работают меньше москвичей, не имеющих данной возможности) 36. Закон религиозности и экономического процветания (Закон Барро): нельзя однозначно установить связь между каким-либо видом религии и 18 экономическим ростом, т.е. Макс Вебер, утверждавший, что протестантизм причина экономического развития Европы не прав. Однако существует положительная зависимость между монорелигиозностью жителей отдельной территории и экономическим процветанием, т.е. чем меньше различных конфессий распространено в данной местности, тем выше в ней экономическое развитие. 37. Закон труда в домашнем хозяйстве: время, отводимое на труд в домашнем хозяйстве в расчете на семью, является константой. Рост производительности труда в домашнем хозяйстве однозначно приводит к росту качества жизни 38. Закон доли фонда оплаты труда в ВВП: доля расходов на труд в ВВП является константой (в США - 0.74) 39. Закон постоянного отношения физического богатства страны к ВВП: отношение физического богатства, накопленного в экономической системе, к доходам, получаемым людьми проживающим в этой системе, постоянно и составляет значение от 3 до 4-х Статья для образца: К вопросу об оптимальном контроле персонала Кликунов Н.Д., к.э.н., проректор по научной работе Курского института менеджмента, экономики и бизнеса Аннотация. Статья посвящена методике оптимального контроля персонала в условиях ненаблюдаемости усилий сотрудников Summary: The article is devoted manner optimal control personnel under non-observability of effort employees Ключевые слова: 19 Менеджмент, теория стимулирования, оптимальный контроль Одна из ключевых функций эффективного менеджера состоит в контроле за тем, чтобы подчиненные находились на рабочем месте и работали. В условиях наблюдаемости усилий сотрудников менеджер может игнорировать эту функцию, вызывая подчиненных к себе, определяя для них фронт работы и стумулируя сотрудников в соответствии с результатом их деятельности [1]. В случае ненаблюдаемости усилий сотрудников необходим выборочный контроль. В этом случае в действие вступает «management by walking around», т.е. руководитель может выборочно посещать производственные объекты и проверять - работают ли люди, находятся ли они на своем рабочем месте или увиливают от выполнения своих функций. Если менеджер будет постоянно контролировать персонал, то для выполнения других руководящих функций у него не останется времени. Если сотрудник, выполняющий функцию контроля, вообще не будет "гулять по производственным объектам", то сотрудники станут недоочно интенсивно работать. Выходом являются выборочные проверки. Это означает, что проверки должны быть, но они не должны быть постоянными [2]. Возникает вопрос каким образом оптимально организовать систему контроля? В целях упрощения будут предполагать, что руководитель готов тратить на подобный контроль один час из своего восьмичасового "ненормированного" дня. Накопленный опыт и/или знание человеческой психологии позволяет каждому руководителю сформировать вероятность увиливания в течение рабочего дня. Чтобы получить искомую вероятность предположим по трехбалльной шкале склонность к увиливанию выглядит у сотрудников следующим образом (на практике она может оказаться и другой, все зависит от конкретной организации): 20 Гистограмма утверждает, что второй, третий и шестой час работы являются самыми продуктивными и вероятность увиливания от выполнения непосредственных обязанностей у сотрудников в эти часы низка. В первый, четвертый, пятый и седьмой часы работы вероятность увиливания увеличивается вдвое, а в последний час работы - втрое. Возникает вопрос - как организовать систему выборочного контроля при подобном распределении? Необходимо организовать контроль таким образом, чтобы вероятность проверки была прямо пропорциональная вероятности увиливания. Этой мысли экономисты обязаны Томасу Шеллингу, а в популярном изложении книжке Диксида и Нейлбуфа "Стратегическое мышление" Осталось задать вероятности. Для этого нужно сложить и поделить. Суммарная склонность к увиливанию составляет 14. Вероятность проверки в первый час работы персонала должна составить 2/14=0,14. Вероятность проверки в течение второго, третьего и шестого часов работы должна составить 0,07. Вероятность проверки на последнем, восьмом часу работы, составит 0,21. Вероятности заданы, теперь остается определить, как их реализовать. Здесь методы у каждого свои. Можно воспользоваться обычными часами. Идете на 21 работу, посмотрели на секундную стрелку. Распределение может выглядеть следующим образом: Т.е., если секундная стрелка "легла" между 0 и 9, то проверку Вы делаете в первый час работы организации, если между 9 и 13, то во второй час и т.д. Можно воспользоваться функцией выбора случайного числа в программе Excel (функции-математические-СЛУЧМЕЖДУ). В нашем случае нужно задать случайное число между 1 и 14. Распределение будет следующим: Как ляжет генератор случайных чисел, так и необходимо осуществлять проверку. Главное для проверки - это непредсказуемость. Лучший способ быть непредсказуемым для других, это быть непредсказуемым для самого себя. Данный принцип можно распространить и на другие виды деятельности: система оптимального опроса учащихся, система оптимальной расстановки сотрудников ГИБДД на дорогах и прочие виды деятельности, предполагающие выборочный случайный контроль 22 Использованные источники: 1. Хиршлайфер Дж. Конфликты и их урегулирование // Экономическая теория. Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгрейва, П. Ньюмена. – М.: ИНФРА-М. – С.146-157 2. Dixit, Avinash K. Thinking strategically: the competitive edge in business, politics, and everyday life // Dixit, Avinash K. and Barry J. Nalebuff. W.W. Norton & Company, Inc. 1991. 23 Тема 2. Качественные методы обработки информации Основные понятия: Концепции исследовательской работы. Пирамида Маслоу и квазилинейные предпочтения. Матрица БКГ. Концепция жизненного цикла фирмы и продукта. SWOT-анализ. Анализ мнений vs. анализ фактов. Астрология как пример шарлатанства. Слияния и поглощения. Эффект масштаба, эффект разнообразия и экономия на обучении. Являются ли экономика, менеджмента, маркетинг научными дисциплинами? Конспект лекций SWOT-анализ: недостатки и преимущества SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом). Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды. Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т. д. 24 Акроним SWOT был впервые введён в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором Кеннетом Эндрюсом (англ. Kenneth Andrews). В 1965 году четыре профессора Гарвардского университета — Леранед (англ. Leraned), Кристенсен (англ. Christensen), Эндрюс (англ. Andrews) и Гут (англ. Guth) — предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии. SWOT-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии или качественный анализ динамики. Сильные стороны SWOT-анализа: Это универсальный метод, который применим в самых разнообразных сферах экономики и управления. Его можно адаптировать к объекту исследования любого уровня (продукт, предприятие, регион, страна и пр.). Это гибкий метод со свободным выбором анализируемых элементов в зависимости от поставленных целей (например, можно анализировать город только с точки зрения туризма или только с точки зрения работы транспорта и т.д.). Может использоваться как для оперативной оценки, так и для стратегического планирования на длительный период. Использование метода, как правило, не требует специальных знаний и наличия узкопрофильного образования. Недостатки: SWOT-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разрабатывать отдельно. Зачастую при SWOT-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними. 25 Анализ даёт в большей степени статичную картинку, чем видение развития в динамике. Результаты SWOT-анализа, как правило, представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры. SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит. Для качественного SWOT-анализа необходимо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат. Методика Бостонской аналитической группы Матрица Бостонской консалтинговой группы имее два плюса. Красиво звучит "БКГ" и позволяет наглядно представить где вы находитесь по отношению к вашим конкурентам В остальном она скорее запутывает, а не распутывает реальные проблемы. 1. Идея Брюса Д. Хендерсена, разработчика сей матрицы, о жизненном цикле фирмы стырена у Альфреда Маршала. Именно он еще в начале XX века высказал идею, что фирмы переживают разные этапы своего развития, подобно людям: рождение, становление, зрелось, старость, смерть. Но несмотря на очевидность этого положения постфактум создать какую-либо теорию связываю-щую возраст фирмы и ее эффективноть не получилось. Да, фирмы смертны, но смертны по разно-му. Почему - экономической науке это пока неизвестно. И не нужно спекулировать на данную тему, типа когда перешли в стадию коров - продавайте акции... Как понять где переход из одной "клетки матрицы" в другую? 2. Проблемы измерения. Здесь кто как хочет так и измеряет. Предлагается долю рынка, занимае-мую вашей фирмой, нормализовывать к продажам вашего самого крупного конкурента. Например, если объемы продаж самой крупной фирмы 100 тыс. рублей, а ваши 60 тыс рублей. То самый крупный 26 получит значение 1, вы - 0.6 и т.д. Т.е. ось Х будет размещаться в диапазоне от 0 до 1. Почему так? Насколько корректной будет расчет средней доли рынка? В современных исследованиях так не считают. Или коэффициент Джини, или индекс Херфиндаля-Хиршмана, или уж какие-нибудь С4 или С5. Почему? Потому что, индекс Херфиндаля корреспондирует с индексом Лернера, например, и их постронение позволяет определить значение ценовой эластичности. Определение же значение ценовой эластичности позволяет разработать конкретные рекомендации в плане ценообразования, т.е. ответить на один из ключевых вопрос поднимать или снижать цены по сравнению с конкурентами. То ж и осью Y - как измерять рост рынка...? 3. А как измерить собственно сам рынок? Кто является вашим конкурентом? Это предмет отдель-ного исследования. Вопрос "Что из себя представляет рынок моей продукции?" не является про-стым. Для сторонников "матрица БКГ" ответ на него уже дан. Вот рынок, вот конкуренты, хошь плыви туда, хошь сюда... 4. Для чего разрабатывалась матрица БКГ? Для "стратегического планирования". Так вот какую стратегию нужно выбрать фирме? Увеличивать цены и снижать долю рынка или снижать цены и увеличивать долю рынка? Консультант, демонстрирующий данный подход, тут развернется длинной тирадой, конечный смысл которой будет "а хрен его знает". В этом основная проблема. Мож-но и так, и так. Но если можно все, то зачем эта матрица БКГ? Современный подход в рамках Industrial Organization (да простит мне читатель иностранный термин, на русский чаще всего пере-водят как Экономика отраслевых рынков или экономика несовершенной конкуренции) решает данную проблему используя большое количество "если...." Если так и так, и так, то выбираем стратегию роста цен. Если не так, не так, а вот так, то альтернативную стратегию. Но тут разбираться нужно, долго учиться, осваивать математику и экономическую теорию. А в матрице БКГ все просто, типа просто. 27 Контент-анализ и метод Дельфи Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц со-держания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. Качественный метод исследования Качественный метод исследования – это метод сбора, обработки и анализа информации об индивидах. Объектом интереса качественных исследований являются индивиды как исполнители социальных ролей. Предметом исследования качественных исследований является «характер исполнения роли (вариации социального выбора)» «Качественный метод как инструмент является составной частью специфической методологии, которую можно назвать качественной или гуманистической социологией и считать отдельной областью социологического знания». Область качественных исследований можно назвать самостоятельной, но она имеет общее методологическое основание: эмпирическое (выход исследователей из кабинетов), объектом интереса предстают конкретные 28 люди («живые актеры»); исследуется специфика соотношения индивидуального и социального в конкретных жизненных ситуациях (расхождение социальной роли и практики). В основном в качественных исследованиях рассматривают конкретных людей в конкретных ситуациях. Рассматриваются такие аспекты как повседневное взаимодействие людей, которое исследуется с точки зрения социального (социальный статус, социальная роль) или культурного дискурса (нормы, образцы поведения, культурные символы). «Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик» Тактики, применяемые в настоящее время в области качественной социологии: кейс-стади, этнографические исследования, историческое исследование или устная история, история жизни, история семьи, восхождение к теории или grounded theory. Кейс-стади — традиционная тактика качественного исследования, изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Объектом анализа в этой тактике обычно является случай или социально-психологические особенности личности («клинический случай»). «Специфика кейс-стади состоит в глубинном изучении своеобразия объекта, выводы о результатах обычно носят сугубо локальный, прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций по разрешению конфликтов или более успешному функционированию общности» Этнографическое исследование — имеет описательный характер и представляет собой всесторонний анализ каждодневной коллективной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, традиции, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от основной массы населения. Исследовательская задача этнографического подхода: представление нового знания о культуре. Источниками информации в таком исследовании могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью. 29 Историческое исследование (устная история) — описывает субъективный опыт переживания определенных исторических событий. Данная тактика может быть направленна на изучение локальных или общезначимых исторических событий (история движений, организаций; населенного пункта), на описание опыта переживания крупного исторического процесса или события (войны, революции, репрессий, Катастрофы). Особенность данного направления — отношение к информанту как очевидцу исторических событий. В центре анализа данной тактики лежат проблемы, связанные с социальной историей или психоисторией. Источники информации: мемуары, дневники, письма, интервью и, конечно, имеющиеся официальные исторические свидетельства. История жизни (биографический метод) — изучение индивидуального пути и жизненного опыта на разных стадиях (от детства к взрослению и старению). Объектом интереса может быть история жизни великого или выдающегося человека; индивида, достигшего большого жизненного успеха, или история жизни обычного среднего человека. Метод получения информации — биографическое интервью. Источники информации: «совокупность биографических интервью (как основная база), официальные и личные документы, социальная статистика, архивы, данные опросов общественного мнения, описывающие социальный контекст коллективной практики». История семьи — взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Источниками информации здесь служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями разных поколений, генеалогические графы. Восхождение к теории или grounded theory отличается способом анализа данных, ориентированным на построение теории случая. Цель данного исследования состоит в рассмотрении конкретной жизненной ситуации как формы проявления определенного феномена, который подлежит теоретизированию— обобщенному абстрактному представлению в виде 30 теоретического утверждения или гипотез относительно данного феномена, наблюдаемого в реальной практик Методы качественных исследований Методы качественных исследований:Наблюдение, глубинное интервью (нарративное интервью, полуструктурированное интервью, диалоговое интервью), фокус-группа, анализ личных документов( письма), визуальные документы(фотография, фильмы и видеофильмы) Проведение глубинных и экспертных интервью относится к качественным методам исследований. Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируются при помощи статистики, в то время как при использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов. В основном качественные исследования используются для обозначения проблемы и выработки гипотез. Также они могут использоваться в качестве предварительных к количественным исследованиям для определения основных показателей. Из-за небольшого размера группы респондентов результаты качественных исследований нельзя обобщать на все население. Однако они могут быть чрезвычайно полезны для изучения того или иного вопроса, оценки различных программ. Кроме того, качественные методы позволяют, в отличие от количественных, выявить внутренние мотивы и побуждения людей. Несмотря на свою практичность, качественные методы исследований поддавались критике. Так, Р. Лапьера говорил о том, что количественные измерения, конечно, точны, качественные, конечно, имеют субъективные ошибки, тем не менее, представляется более ценной тонкая догадка, чем аккуратное исследование по не относящемуся к делу явлению. Дж. Кэмпбелл отмечал , что качественные методы наряду с возможностями количественной 31 проверки, полученной на их основе информации, обладают и внутренними механизмами валидизации, хотя эти механизмы до настоящего времени остаются недостаточно изученными. А.В. Матвеев выделяет следующие "недостатки качественных методов исследования:  Смещение изначальных задач исследования в результате меняющейся природы контекста;  Формулирование выводов, которые несут в себе личностную окраску исследователя;  Невозможность исследования причинно-следственной связи между изучаемыми явлениями;  Проблематичность объяснения различий между качеством и количеством информации, полученной от различных респондентов и формулирование на основании данной информации разнящихся, несостоятельных выводов;  Высокий уровень профессионализма исследователя как необходимое условие для получения объективной и необходимой информации;  Отсутствие полной объективности и надежности выводов, т.к. респондент может сам выбирать, что ему говорить 32 Методические материалы по теме #2 Проблема # 1. SWOT-анализ Стандартная таблица SWOT-анализа выглядит следующим образом: Что S – strengthes W – weaknesses есть? Сильные стороны объекта Слабые стороны объекта исследования: исследования: 1. 1. 2. 2. 3. 3. Что O – opportunities Threats будет? Благоприятные возможности: Угрозы: 1. 1. 2. 2. 3. 3. А) Выберите объект исследования из системы менеджмента и заполните таблицу. Обратите внимание на необходимость выделения уникальности Вашего объекта исследования. Если Вы не выделите отличия объекта от похожих, то SWOT-анализ превращается в тавтологию Б) Почему SWOT-анализ не историчен? Как Вы считаете, нужно ли добавить строку «Что было?» в данный тип анализа Проблема # 2. Бостонская матрица Специалисты Бостонской консалтинговой группы, взяв на вооружение идею Альфреда Маршалла о репрезентативной фирме и не сославшись на него, предложили, что фирма (или товар) имеет определенный жизненный цикл. Так же как и человек фирма (или товар) переживает период рождения, детства, взросления, зрелости, упадка, старости и смерти… Поэтому важно определить в какой фазе жизненного цикла находится фирма (или товар) для 33 того, чтобы принять инвестиционное решение о покупке/продаже акций, продвижении товара и т.д. логика выглядит следующим образом: От «Собак» («Хромые утки») у которых темп роста низкий, часть рынка низкая, продукт как правило низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «собак» нужно избавляться. К «Трудным детям» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса», «Мертвый груз»), у которых низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут ИСЭППь как звездами, так и собаками. Потом к «Звездам», у которых высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большую прибыль. А итог дойные «Дойные коровы» («Денежные мешки»), высокая доля на рынке, но низкий рост темпа объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Нет, это еще не итог. Итог – банкротство или реорганизация фирма (прекращение выпуска товара), короче, конец жизненного цикла. А) Изобразите логику Бостонской группы в координатах «рентабельностьдоля рынка. Если не получится, то см. (Матрица БКГ – Википедия; http://ru.wikipedia.org) Б) Должна ли фирма бороться за высокую норму прибыли и только потом за долю рынка? В) Не будет ли логика типа «бегемот плохо видит, но при его размерах это не его проблемы…» более продуктивной для попадания в звездный сектор рынка? Г) Что случиться, если стратегии «максимизируем долю рынка» будут придерживаться все фирмы отрасли? 34 Подсказка Подумайте – а что произойдет, если все попытаются занять наибольшую долю рынка? Будет ли данная ситуация равновесной? Экономисты отличаются от менеджеров еще и тем, что часто задаются вопросом «А что, если так станут делать все?». Поэтому концепция равновесия является ключевой в экономике, а в менеджменте еще нет… Проблема # 3. Причины возникновения рыночной (организационной) власти Причины рыночной (монопольной) власти Экономия на Экономия на разнообразии Экономия на масштабах (Economies (Economies of Scope) обучении (Economies of Scale) of Learning) TC/Q > TC/Q’, где TC (q1,q2) < TC (q1,0) + TC MC(q) > MC(q+1) Q
«Исследования социально-экономических и политических процессов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Д. Г. Хаяров
Автор(ы) Токарева Е. М.
Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot