Социально-юридическая педагогика
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 2.
СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Социальная педагогика и правовая сфера
Понятие о социальной педагогике. Традиционная педагогика изучала целенаправленно организуемые педагогические системы и процессы в специальных педагогических учреждениях (дошкольные учреждения, средняя, высшая, профессиональная школа и др.), причем, главным образом, подрастающего поколения и только специалистами-педагогами. Но издавна существовали, а ныне значительно обогатились, социальные факторы, институты, которые расширили и усилили образовательное, воспитательное, обучающее, развивающее воздействие на граждан. Известна мудрость: человек воспитывается всей жизнью. Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) считал, что «человек - микрокосм (малый мир)» и «он обнимет собою в сжатой форме все, что расстилается во все стороны по великому миру (макрокосму)». «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно», отмечал выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Все окружающее человека оказывает на него образовательное, воспитывающее, обучающее и развивающее воздействие и влияние. Эти воздействия и влияния и называют социально педагогическими.
К важнейшим, факторам и институтам, оказывающим социально-педагогическое воздействие на граждан, как на группы, так и отдельных личностей, относятся:
- общественное, государственное устройство общества, его экономическая система и ее состояние;
- деятельность органов государственного и муниципального
управления и их работников;
- состояние законности и правопорядка;
- уровень культуры, нравственности, общественного сознания и правосознания, жизни населения и отдельных граждан, социального обеспечения и защиты;
- жизнь, деятельность, история, социально-демографические,
национально-этнические и социально-психологические особенности, социальные ожидания различных социальных групп населения, их взаимоотношения, народные обычаи (поговорка: «обычай старше закона») и традиции (в совокупности - «народная педагогика»);
• особенности и деятельность различных общностей: официальных (трудовые, воинские и служебные коллективы, общественные организации, партии, и пр.) и неофициальных (бытовые, молодежные, по интересам, криминальные и др.);
• труд, управление;
- деятельность средств массовой информации, коммуникации, субъектов культуры и искусства; — семья, быт, досуг;
- события и уроки жизни и др.
Каждые человек живет в среде, которая содержат в числе прочих и слой социально-педагогических факторов, влияний, образующих социально-педагогическое пространство, окружающее его и влияющее на его взгляды, убеждения, навыки, привычки, качества. Социально-педагогические воздействия имеют всеохватывающий характер и приносят широкие и существенные социально-педагогические результаты:
- образовательные: влияют на понимание гражданами мира,
расширяют кругозор, совершенствуют понимание происходящих в
обществе и его различных сферах событий и процессов, повышают
осведомленность в каких-то областях знания, создают условия для
самообразования и др.;
- воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, государственным органам, тем или иным государственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национальностям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют привычки, приверженность к определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к определенным решениям и поступкам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;
- обучающие: формируют и обогащают знания по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовые и профессиональные навыки и умения и др.;
- развивающие: влияют на все изменения, происходящие в
личности и общностях граждан, развивают потребности, интересы,
склонности, сказываются на уровне интеллекта, культуры, нравственности, развитии профессиональных и организаторских способностей, эстетическое и физическое развитие и др.
Особенно податлива социально-педагогическим воздействиям воспитанность человека.
Сила социально-педагогических воздействий на личность и группы — в их повседневности, непрерывности, широте, реалистичности, наглядности, убедительности, значимости, нередко - неотвратимости.
Характерная особенность социально-педагогических влияний в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, а нередко и деформированности. Еще: если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия оказывают люди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Лишь небольшая часть социальных институтов и общностей обладает более или менее организуемой педагогической системой: осознает и ставит педагогические цели и задачи, осмысливает содержание, задумывается над выбором педагогических методов, оценивает педагогически свои действия и результаты и пр. Еще меньшее число их делает это педагогически квалифицированно профессионально. В ряде случаев социально-педагогические воздействия носят осознанно деформирующий характер, что бывает в деятельности отдельных средств массовой информации, субъектов культуры, искусства, религии, криминала, зарубежных структур. Поэтому социально-педагогические результаты, как правило, бывают отнюдь не теми, которые достаточно и безусловно положительно сказываются на формирование личности граждан и общностей. Они слабо осознаются, а постановка вопроса о преодолении их стихийности и преодолении педагогической некомпетентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни общества.
Социальная педагогика как практика реальной жизни общества и его граждан - это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности и групп вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педагогические учреждения общества, его сфер и нередко конкурируют с ними. Ее влияния зачастую оказываются более сильными и не совпадающими с результатами работы последних. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно проходят «школу семьи», «школу двора», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные игры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образованность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доминирующим влиянием одной из них.
Исследованием педагогических составляющих школы жизни в разработкой возможных путей их научно- и профессионально-педагогического усовершенствования занимается особая отрасль педагогической науки, именуемая социальной педагогикой. Сам термин «социальная педагогика» появился около 100 лет назад, что обозначает исторический отрезок ее развития, но особенно интенсивно она стала развиваться в последние 15 — 20 лет. Появились и специалисты - социальные педагоги, хотя их число еще мало.
Особенности социально-юридической педагогики. Выше уже отмечалась взаимосвязь правовой сферы с педагогическим реалиями образованности, воспитанности, обученности и развитости всего населения, его региональных, профессиональных, национально-этнических, возрастных и иных групп, а так же отдельных граждан. Уровень их сформированности, совершенства, сказывающийся на юридически значимый характер поведения граждан, зависит от успешности функционирования всей системы образования, образовательных и воспитательных учреждений с целенаправленно и профессионально организованными педагогическими системами (школ, высших образовательных учреждений и др.). Существенна, как это показано выше, и роль социально-педагогических влияний не педагогических по своей природе (политических, экономических, культурных, социально-демографических и иных) факторов. Как все это оптимизировать — компетенция общей педагогики и ее отраслей — дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики высшей и профессиональной школы, социальной педагогики и других.
Социально-юридическая педагогика - направление исследований, раздел юридической педагогики, а поэтому предмет научно-прикладного интереса ее имеет выраженную юридико-педагогическую природу, т.е. социально-педагогические факторы в самой правовой сфере общества и ее ядре - правовой системе. Это:
- юридико-педагогические элементы в системах образования и иных,
- социально-педагогические факторы в деятельности органов и персонала правовой системы.
Они связаны с решением задач:
• повышения авторитета закона и законности,
• повышения эффективности правотворчества,
• изучения и устранения причин преступности,
• педагогической профилактики правонарушений,
• правового воспитания населения,
• юридического образования и правового всеобуча,
- повышения авторитета правоохранительных органов и их деятельности,
- повышения эффективности профессиональной деятельности
сотрудников правоохранительных органов,
- повышения эффективности правовой пропаганды и связи
правоохранительных органов с населением,
- улучшения комплектования и прохождения службы сотрудниками правоохранительных органов,
• отношения к профессиональной деятельности и воспитания
сотрудников правоохранительных органов,
• профилактики профессиональной деформации сотрудников
правоохранительных органов и ее устранения и др.
Как видно, юридико-педагогические проблемы укрепления законности и правопорядка в значительной степени имеют четко выраженные связи с социально-педагогическими влияниями и результатами, а поэтому должны быть предметом пристального внимания и квалифицированного учета профессионалами правовой системы. Во второй лекции рассматриваются лишь наиболее общие из них, а остальные затрагиваются по необходимости в других.
Правовая социализация и правовая культура граждан
Социализация и ее педагогические компоненты. Педагогическая задача формирования личности, (осуществляемая в интересах ее самой и общества, обеспечивающая раскрытие ею своих способностей), уважающей и способной укреплять и развивать ценности общества, созданного предшествующими поколениями, уважающей права и свободы других граждан - задача, процесс решения которой сопряжен с процессом социализации личности и помощи ей в самоформировании. Человек, рождаясь по существу животным, обладающим по выражению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева1 одной способностью - стать человеком, личностью, становится им в прижизненном развитии (онтогенезе). Социализация2 по своей сути - процесс освоения личностью богатств, выработанных человечеством, старшими поколениями, процесс адаптации к жизни в обществе, среди людей.
Социализация каждого человека протекает в течение всей жизни, но наиболее значительные для формирования личности процессы происходят от рождения до ранней взрослости. Как в этом период, так в последующие годы жизни возможны деформации, которые именуют асоциализацией, а их удачные устранения — ресоциализацией.
Роль педагогики в социализации и ее результатах велика и ответственна. Еще И. Кант (1747 1804) писал: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та,... из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком»3. Образование, воспитание, обучение, развитие личности призваны обеспечить присвоение важнейших достояний человеческого опыта и раскрытие индивидуальных способностей человека, воплощающихся в образованности, воспитанности, обученности и развитости и выступающих педагогическими свойствами личности. При контакте с другими людьми, общественными ценностями, событиями эти свойства ярко обнаруживаются, влияя на показатели жизнедеятельности, поведения и действий личности.
В десятках проведенных разными авторами исследований (А.И. Алексеев, И.П. Башкатов, А.В. Буданов, В.Н. Герасимов, С.И. .Денисенко, В.К. Ефремова, А.В. Пищелко, А.Р. Ратинов, М.П. Стурова, Л.А. Токарева, Н.А. Тюгаева, А. А. Федотов и др.) бесспорно доказано, что индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения отдельной личности, завершающиеся преступлением, почти всегда связаны с ее педагогической запущенностью, связанную с низким уровнем и деформациями образованности, воспитанности, обученности и развитости. Имея дело с различными людьми, юристу всегда следует разобраться и оценить педагогические свойства ее и, принимая решения, учесть необходимость принятия их во внимание или коррекции.
Правовая социализация личности и ее педагогические аспекты. Важной частью процесса социализации личности выступает правовая социализация, суть которой в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «Для того, чтобы жить в праве, — писал русский правовед А.С. Алексеев, необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас»4. Воспитанный человек, как говорят, не тот, кто ведет себя воспитанно, а тот, кто иначе вести себя не может.
Основные закономерности правовой социализации в своей основе имеют социальную, педагогическую и психологическую природу. Общие результаты социализации отражаются на правовой. Личность, находящаяся на высоком уровне образованности, социальной, культурной, моральной и интеллектуальной воспитанности и развитости, обладает достоинствами, которые являются фундаментом се правомерного поведения. Она способна почти в любых ситуациях практически интуитивно, руководствуясь общими разумными соображениями, выбирать правомерный способ поведения. Однако хорошая правовая социализация полностью исключает отклоняющееся поведение.
Результат правовой социализации - правовая сформирован-ностъ личности, ее правовая психология. В педагогическом плане это связана с определенной, а именно - правовой, сформированностью ее педагогических свойств, т.е. наличием в них правовой составляющей:
- правовой образованности.
- правовой воспитанности,
- правовой обученности,
- правовой развитости.
В своем высшем проявлении их сформированность выступает в виде правовой культуры личности.
Правовая образованность5 характерна наличием у гражданина определенных знаний, взглядов и убеждений, позволяющих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты самих граждан. Образованный гражданин, исходя из комплексных соображений, глубоко осознает свои права и свободы, их пределы.
Правовая воспитанность гражданина отличается особым богатством элементов:
- уважением к закону и законности, отношением к ним как
группе высших социальных ценностей, как к нормам жизни, утверждающим и защищающим высшие человеческие моральные ценности; как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя, свои жизненные планы, как к одному из надежнейших способов решения возникающих проблем, как к надежной силе, призванной и способной защищать права и свободы, ограждать от преступных посягательств;
- наличием правомерные целей, планов, намерений в жизни,
деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости
противоправных;
- потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя
правомерно и устойчивыми правовыми мотивами;
- постоянным стремлением к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решению проблем;
• непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам;
• стремлением к содействию правоохранительным органам в
устранении причин и условий совершения преступлений, реализации принципа неотвратимости наказания,
• стремлением к удержанию других от правонарушений и побуждению их к правомерному поведению;
• активностью в посильном участии в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы или жительства.
Правовая обученность гражданина характерна:
• знание минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;
• навыками и умениями правомерного поведения в юридически значимых ситуациях и решения проблем, возникающих в его жизни и деятельности;
• знанием возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов, обращения в правоохранительные органы и к юристам;
• знаниями и навыками поведения, действий, использования
средств личной защиты в криминально опасных ситуациях;
• знанием пределов необходимой обороны.
Правовая развитость гражданина, обладающего сформированной правовой культурой, выражается в:
• развитии сознания, в котором в необходимых случаях по
ходу в жизни и деятельности возникают размышления, оценки, выборы, решения, ориентиры, соответствующие требованиям правомерного поведения;
• развитии качеств, не допускающих виктимное - рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее - поведение;
• возникновении интереса, мотивов и потребности к непрерывной работе над собой и повышении уровня правовой сформированности.
Имеются и отличительные особенности правовой культуры разных категорий граждан, например, профессионалов-юристов и представителей неюридических профессий, подростков и др.
Как показывают криминологические исследования и юридическая практика, в общем случае решающее значение в правомерном или правонарушающем поведении личности имеет ее правовая воспитанность. Значимость других педагогических свойств располагается по цепочке: правовая образованность — правовая обученность - правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаруживаться и иная значимость педагогических причин.
Задача обеспечения надлежащей правовой социализации граждан особенно важна при построении правового, демократического общества. Это не просто дополнительная задача, но и содействующая общей социализации и формированию личности: правовые взгляды это мировоззренческие взгляды, правовые отношения — это одновременно и моральные отношения, правовые привычки — привычки цивилизованного поведения, правовая позиция - жизненная позиция, правовое поведение — условие жизненного успеха.
Правовая сформированность личности - продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств. Округленно, но в принципе правильно говорят: человек на 1/3 — то, что он получил по наследству от родителей, на 1/3 — то, что сделали с ним другие люди и на 1/3 — то, что он сделал с собою сам. Ошибочно полагать, что наследственное в человеке обусловлено только биологическими, генными причинами. Растущий человек перенимает от родителей многое, подражая им, меняясь под влиянием их педагогических усилий, педагогической грамотности или безграмотности, родительского деспотизма или безнадзорности. Многое зависит и от него самого, самовоспитания или неосознанного саморазвития под влиянием выбора и присоединения к определенным группам подростков и содержания времяпрепровождения вне стен школы. Процесс социализации вообще по своей сущности, господствующим характеристикам процесс социальный, а не биологический.
Немалая роль принадлежит и целенаправленным воздействиям педагогических коллективов, учителей, воспитателей, но содержание правовой образованности, воспитанности, обученности и развитости, раскрытое выше, позволяет поняты всему этому в учебном заведении не научить. Социально-педагогические влияния «школы жизни» тут велики.
Хотим мы того или нет, но задачу правового формирования личности граждан, а вместе с ней - требуемого укрепления законности и правопорядка, не решить, не сведя к минимуму стихийность социально-педагогических влияний, сказывающихся на успехе ее решения, не сделав их управляемыми и педагогически совершенными. Решение должно происходить на всех участках и в каждый момент, а от ответственности за него не может быть свободен никто — ни законодатели, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финансисты, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреждения, ни граждане неравнодушные к судьбам страны и народа, а уж тем более ни юристы. Задача эта крайне сложна, но отложить ее нельзя. Мы слабы, чтобы решить ее в короткие сроки, но и достаточно сильны, чтобы поработать над ее решением, чтобы задействовать все социально-педагогические резервы, тем более в правоохранительных органах.
Социальная педагогика права
О педагогическом подходе в праве. В юридической науке хрестоматийны идеи интегративного подхода к праву, действию права, свойствам правовых норм, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности и др., которые только и способны обеспечить достижение нужного социального и правового результата. Признается, что наряду со специально юридическим необходим и «социологический» подход. Последний предполагает (в числе других) и личностный подход, реализацию формулы «человек есть мера всех вещей», в том числе и правовых «вещей». Личность не только объект правового воздействия, но и источник, формирующий право, сила, творящая и преобразующая посредством права социальную действительность. Приоритет человеческой личности, ее интересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях и действиях бесспорен, ибо такова гуманистическая природа права.
Все эти верные положения трансформируются, однако, в недостаточно полное понимание человека, личности, групп. Л.И. Петражицкий на заре XX века дополнил нормативный подход психологическим («психологическая школа права»). Развивался и социологический подход. Когда речь идет о личности и связанным с ней «веером» социальных факторов, говорят о «регулятивном воздействии», «идейно-мотивационном характере», «внутренних (моральных) началах», «влиянии на поведение», «вызове поступков», «обеспечении правомерного характера деятельности» и т.п. Все они представляют собой поведенческо-деятельностные характеристики личности и групп. Получается, что право напрямую воздействует на психику и только по ее имманентным законам вызывает ответные реакции. Между тем педагогические особенности людей имеют немалое значение.
В работах по теории права практически не встречается категория «педагогика» и ее производные (упоминается лишь категория «воспитанием, но без ее надлежащего педагогического раскрытия), нет понимания и учета стоящей за ними педагогической реальности. Можно думать, что образованность граждан, их воспитанность (упоминается лишь правовая воспитанность), обученность и развитость, соответствующие педагогические системы, существующие в обществе, не имеют никакого значения в совокупности факторов, относимых к социальным и оказывающим влияние на правовую действительность. Бесспорно, что социальные факторы связаны с психологией, но столь же бесспорно, что психологические признаки не исчерпывают сущности и качественного своеобразия человека, личности, социальных групп. Верная мысль правоведов, что недооценка «человеческого субстрата» ущербна для юридической практики, вполне относится к сложившейся ситуации. Поэтому есть необходимость детально разобраться во взаимосвязях права и педагогики.
Основание и сущность педагогического подхода в праве.
1. Правовое регулирование - один из видов социального регулирования, и все закономерности, которые действуют в сфере социального регулирования, относятся к правому регулированию6. Социальное регулирование предполагает формирование личности граждан, их образование, воспитание, обучение и развитие. Эта закономерность относится и к сфере правового регулирования. Все составляющие действия права, такие как социально-правовые функции, средства, субъекты, социально-правовые условия объективно связаны, — т.е. независимо от того, понимает законодатель или нет, с действием педагогических феноменов, причин, условий и механизмов, влияющих на силу права, его потенциал, пределы действия, активность, восприятие, воздейственность, бытие.
Общеизвестно, что вся сфера права, все составляющие действия права, прежде чем оказать какое-то влияние на общественные отношения и формировать их, неизбежно должны пройти через сознание людей, общественное и индивидуальное сознание. Если бы правовая норма сама по себе обеспечивала достижение законности и правопорядка, то давно бы уже не было преступлений, а правоохранительные органы вообще были бы не нужны. К особенностям, присущим общественному и индивидуальному сознанию, наряду с другими (социальными и психологическими) относятся и педагогические: образование и образованность, обучение и обученность, воспитание и воспитанность, развитие и развитость граждан и их общностей. Это значит, что педагогические феномены и закономерности находятся между писаным правом, правовыми нормами и реальным состоянием законности и правопорядка. Обойти их невозможно и они выступают объективно существующим опосредствующим звеном, определяющим бытие права, его потенциал, восприятие, активность, силу, Бездейственность.
Очевидно, что характеристики этого звена выступают — хочет того кто-то или нет, — условием реального бытия права. Все действие права, его реальное регулирующее влияние, выполнение им своего предназначения в деятельности государства и жизни общества, определяются спецификой этого опосредствующего звена, его качественным своеобразием и состоянием.
Законодатель поступит правильно и обеспечит со своей стороны действенность принимаемых правовых установлений, если он будет:
- учитывать своеобразие педагогической реальности, влияющее на правовое регулирование,
- понимать реальное состояние педагогической реальности в данное время (состояние образования и образованности, воспитания и воспитанности и пр.) и отражать его путем адаптации к ней всех законодательных актов;
- не пассивно относиться к недостаткам состояния педагогической реальности, а стремиться изменять в лучшую сторону, влиять на нее. Правовые установления и нормы — некий образец, пример должного поведения граждан. Только оказав педагогическое воздействие на личность и общности, только достигнув нужного образовательного, обучающего, воспитательного или развивающего результата, они достигают своей цели.
Вывод очевиден: невозможно понять и повысить эффективность действия права вне педагогической реальности, игнорируя и недооценивая общественные, групповые и индивидуальные явления, обозначаемые как образование и образованность, обучение и обученность, воспитание и воспитанность, развитее и развитость. Это не теоретический вопрос, но вопрос практики правотворчества и правоприменения, вопрос реальной жизни права, вопрос должного обеспечения законности и правопорядка.
2. Традиционно сила, «юридическая энергия» права связывается с его свойствами. Главным источником признается интегративность свойств, к основным из которых относят собственно правовые, психологические и социальные. Отмечается, что психологичность и социальная действенность права определяется его принудительным, карательным, указательным и дозволительным («положительное регулирование») характером.
В этих теоретических построениях и практических выходах из них не представлено вообще, либо в лучшем случае присутствует имплицитно7 понимание закономерных связей и зависимостей права от педагогической реальности. Надо понять и признать, — а это опять-таки не столько теоретический вопрос, сколько практический, — что существует педагогическое свойство права. Как это изложено в п.1, оно неизбежно присутствует в регулирующих влияниях и эффектах правовых норм, системы законодательства и практики правоприменения.
Правовое регулирование предполагает закрепление прав и обязанностей участников общественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченность действия права мерами государственного принуждения. Оно ориентировано и на мотивирующее, психологически регулирующее воздействие на людей. Но оно оказывает и педагогическое воздействие благодаря присущему ему педагогическому свойству, что обнаруживается всегда, везде, в любой точке, в жизни и поведении отдельных граждан и их общностей. Оно должно быть ориентировано обязательно на педагоги-чески формирующее воздействие, что осуществимо путем понимания, компетентного учета и использования педагогического свойства права, умножающего «юридическую энергию», силу права.
Говорить о правовом регулировании, игнорируя или не понимая педагогическое свойство, благодаря которому реализуются контакты с педагогической действительностью и проходит результирующая регуляции, можно лишь занимаясь кабинетной абстракцией, а не практическим делом укрепления законности и правопорядка.
Нет нужды спорить о том, является ли педагогическое свойство четвертым свойством права или частью комплексного социального, или составным компонентом третьего - «психолого-педагогического»8. Важно понять и признать, что педагогическое свойство есть, что оно реально обнаруживается в неизбежном и постоянном соприкосновении права с педагогической реальностью во влиянии на правовую образованность, обученность, воспитанность и развитость граждан и, как следствие, на их правомерное или правонарушающее поведение. Оно имеется и действует всегда, понимает это законодатель и правоприменитель или нет.
3. Педагогическое свойство может повышать или снижать силу права. Характер действия - положительный или отрицательный и их степень, определяется тем, каковы качественные педагогические особенности данной правовой нормы, требования; какой педагогический смысл вкладывает в него законодатель или правоприменитель, как она сформулирована. Качество права, правового установления, правореализации зависят (наряду с собственно правовыми и психологическими характеристиками) от качественной определенности их педагогического свойства, отражающей способность субъекта правотворчества и правореализации понять педагогическую реальность и оптимально отразить в своих действиях взаимосвязи с ней в интересах действенного укрепления законности и правопорядка.
Любой закон, любой нормативно-правовой акт, норма, любое положение в документе будут исполняться и что-то изменят к лучшему, если они рассматриваются не только как чисто правовое орудие, не только нормативное значение, но по своему содержанию и оформлению ориентированы и обеспечивают как минимум воспитывающее и обучающее воздействие на людей, которым они адресованы.
Педагогическая корректность содержания и оформления обеспечивает обогащение потенциала права, увеличение юридической силы правовых норм и установлений, их конструктивности, созидательной роли, которые они призваны играть.
4. Наряду с собственно правовыми, социальными и психологическими механизмами права существуют и педагогические механизмы. Последние, как отмечалось, - это педагогические превращения на пути от исходной педагогической позиции (педагогической цели, задачи, ситуации, качественного состояния) к требуемому педагогическому результату, происходящие под влиянием целенаправленных, систематичных, последовательных и компетентных педагогических воздействий. Такие педагогические превращения обязательны, например, в цепочке: норма права -
ее знание гражданином - понимание - внутреннее одобрение - желание вести себя в соответствии с ней — умение вести - привычка вести - активность в соблюдении другими гражданами. Они есть и в других психолого-педагогических превращениях, ведущих в конечном счете к возникновению правовой культуры граждан. Без понимания таких механизмов, без учета их при выборе способов последовательных воздействий, инициирующих и направляющих динамику превращений по таким «цепочкам» и приводящих к нужному педагогическому и правому результату,
трудно рассчитывать на эффективность правового регулирования,
которое, скорее всего, окажется на уровне формального нормотворчества.
5. Норма права - всегда общее правило поведения, общее направление или пределы его. Она рассчитана не на однократное, а на массовое применение и не адресуется конкретным людям. Но в конкретных случаях, подпадающих под юрисдикцию, у конкретных лиц возникают правоотношения, которые всегда индивидуализированы и далеко не всегда зависят от индивидуальных реакций, бывают оптимальны. Значительная часть норм права предполагает не простое исполнение, а их наиболее целесообразную реализацию. Основные способы правового воздействия
предписание, запрет и дозволение — также допускают совершение неодинаковых действий и выбор способов, не противоречащих нормам. Такая особенность многих норм права рассчитана на способность человека оценивать правомерность избираемых действий, ориентироваться в границах дозволенного, не переступать запреты.
Способность граждан жить и действовать В соответствии с нормами права - не простое подчинение им, но и осмысленное правовое поведение, базирующееся на правильных правовых оценках, выборах, решениях, умениях, желаниях, которые с очевидностью зависят от их общей и правой образованности, обученности, воспитанности и развитости, а также от всех мер государственного, общественного, индивидуального, комплексного по своей природе, в том числе обязательно взаимосвязанного правового и педагогического характера и их целенаправленному формированию и совершенствованию.
6. Приведение в действие любого правового установления и достижение правового результата его нуждается в педагогическом сопровождении (обеспечении). Необходимо информирование населения, достижение знания им правовых новаций. Но знания являются лишь «предпосылкой свободы воли, (и)...сами по себе... еще не определяют выбора варианта поведения, действия». Необходимо достижение понимания, одобрения, внутреннего принятия, формирование убежденности в необходимости и справедливости вводимых правовых норм, согласия и желания следовать им. Установление законодателем разрыва между официальным опубликованием нормативного акта и введением его в действие имеет большой практический смысл, предполагающий не только технические, но и педагогические действия в государственном масштабе и на местах, которые, к сожалению, пока еще очень слабы и снижают, а порой сводят на нет многие правильные, нужные, потенциально способные улучшить жизнь людей правовые нормы и установления. Развитие практики педагогического сопровождения (обеспечения) правовых новаций — актуальная мера на пути достижения лучших результатов в укреплении законности и правопорядка, в ускорении темпов их, в повышении правовой культуры населения.
7. Выполненные выше рассуждения свидетельствуют о том, что существует комплекс социально-педагогических условий силы, энергии, реального бытия права, состояния законности и правопорядка. Важнейшими из них выступают:
- с одной стороны соответствие права, действующего законодательства, правовых установлений, норм и требований, выраженных в их педагогических свойствах, качестве и механизмах уровню социализированности граждан: общепедагогической (общей образованности, обученности, воспитанности и развитости) и специально - педагогически-правовой (правовой образованности, правовой обученности, правовой воспитанности, правовой развитости);
- с другой стороны - соответствие реальной педагогически-правовой социализированности граждан общеобязательному характеру действующего законодательства, отдельным правовым установлениям и требованиям. Правомерное и правонарушающее поведение - всегда проявление педагогически-правовой зрелости или невежества граждан.
Лишь при совпадении этих социально-педагогических условий возможен высокий уровень законности и правопорядка. Чем больше разрыв между ними, тем ниже уровень.
Таким образом, педагогическая реальность имеет отношение ко всем блокам права: праву как нормативному образованию, механизму правового регулирования, правотворчеству и правоисполнению. Человеческая (личностная, групповая) направленность права, усиление человеческого начала в нем, увеличение его силы и реального влияния на социальные процессы возможны лишь при полноценном учете его связей с педагогическими реалиями и задачами, при его педагогическом усилении, когда они педагогичны. Вез этого право неизбежно в чем-то ущербно. Это особенно важно ныне для оценки развитости, гуманности и демократичности правовой системы и актов, направленных на ее совершенствование.
На государственном уровне необходим учет социально-педагогических закономерностей, механизмов и феноменов, уровня образованности и культуры, правовой компетентности и воспитанности населения, реализуемый в педагогически корректной (в том числе социально педагогически корректной, т.е. учитывающей педагогические влияния среды, образа жизни, «школы жизни») законотворческой политике и в высоком педагогическом качестве каждого правового установления. На местах, в организациях, в правоисполнительной и правоприменительной деятельности каждого сотрудника правоохранительного органа все это предстает в виде педагогически (в том числе и социально-педагогически) грамотного муниципального, управленческого нормотворчества, правовых решений и действий. Достигнуть этого возможно при педагогической (в том числе социально-педагогической) ориентированности и компетентности всех органов и лиц, работающих в правовой системе, педагогического (в том числе социально-педагогического) консультирования их, социально-педагогической экспертизы и педагогического сопровождения нормотворчества и правоприменения специалистами - юридическими педагогами.
Социально-педагогические факторы в правовой сфере
Классификация социально-педагогических факторов, влияющих на правовую сферу. К социально-педагогическим факторам в широком смысле относятся все обстоятельства, события, условия, меры, процессы и др., оказывающие какое-то влияние на педагогические системы, педагогические процессы, педагогические результаты и др. в правовой сфере, а через них и на состояние законности и правопорядка.
По особенностям своей природы все они делятся на две группы:
• собственно педагогические социальные факторы: педагогическая подсистема правовой сферы общества, педагогическая подсистема в правовой системе и органах правопорядка, народная педагогика, система профессионального образования, система воспитания сотрудников правоохранительных органов, система служебной подготовки, система правового воспитания населения, педагогические цели, задачи, содержание, формы, методы педагогических систем и процессов, личность и деятельность преподавателей и других работников образовательных учреждений, педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, педагогическое воздействие, педагогические условия и др.;
• педагогически-значимые социальные факторы. Они, не являясь педагогическими по своей природе, тем не менее сказывают влияние на педагогические, присущие правовой сфере, а через них на состояние законности, правопорядка и решение профессиональных задач юристами. Это социальные и экономические особенности общества и происходящие в нем процессы и изменения, его мораль, состояние культуры, работа средств массовой информации, правовая система общества, меры по укреплению правопорядка и его состояние, управление и его особенности, образ и уровень жизни, национальные и этнические особенности населения,
социально-психологические явления (общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, мода, слухи) и многие другие.
По своей распространенности, масштабу социально-педагогические факторы выступают как:
• федеральные — характерные для всей страны,
• региональные - распространенные на достаточно больших территориях, группах областей, в республиках к отдельных субъектах Российской Федерации,
- местные — специфичные только для данного города, района, организации, общности, места.
Между ними существуют взаимосвязи, соответствующие категориям общего, особенного и единичного.
По тесноте связи со спецификой проблем законности и правопорядка все социально-педагогические факторы делятся на: фоновые, правовые, криминогенные и криминальные.
Фоновые социально-педагогические факторы. Они не относятся к правовой сфере, но оказывают на нее, состояние законности и правопорядка, действия юристов широкое и устойчивое влияние.
К основным фоновым социально-педагогическим факторам относятся:
а.) педагогически-значимые:
• состояние экономики и уровень жизни населения,
• деятельность органов власти, средств массовой информации, сказывающиеся на общем морально-психологическом климате жизни населения, господствующие общественные мнения, убеждения, настроения, интересы, представления о перспективах жизни, устремления порождающие определенные отношения, желания, поступки и деятельность граждан;
- исторические, этнические, культурные, национальные, религиозные и иные особенности населения, его быта, сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентации, преобладающих профессиональных ориентации и способов проведения досуга;
- социальная дифференциация населения, основные социальные группы его и их взаимоотношения;
- отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;
- исторический опыт населения;
б) собственно педагогические:
- уровень образованности, воспитанности, цивилизованности и культуры населения;
- бытующие среди населения взгляды на цели и способы
подготовки подрастающего поколения к жизни, подкрепляемые
соответствующей практикой работы с ним;
- состояние образовательного процесса в школах и иных образовательных учреждениях;
• состояние и педагогический уровень внешкольной работы с
подростками и молодежью, культурно-воспитательной организации досуга;
• сплоченность трудовых коллективов и степень выраженности в них признаков воспитывающего коллектива;
- педагогическая осмысленность, преднамеренная нацеленность и педагогическая компетентность работы средств массовой информации, органов культуры и организации досуга;
- состояние педагогического всеобуча и педагогической подготовленности родителей, руководителей различных организаций
и других лиц, чья деятельность реально или в потенции включает
педагогическую функцию.
К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью9. Именно широкие социальные факторы, народная педагогика, культура, экономика, стиль, образ и уровень жизни оказывают основополагающее влияние на состояние правопорядка и преступность. Поэтому и говорит, что преступность - социальное явление.
Приведенные факторы составляют как бы фон всей работы по укреплению законности и правопорядка и совершенствованию педагогических аспектов ее. Они многогранно и устойчиво сказываются на процесс деятельности правоохранительных органов, ее трудности и результаты. Их недостатки — глубокие и трудно устранимые причины и условия возникновения и состояния преступности. Однако непосредственное воздействие на них находится вне компетенции работников правоохранительных органов, но учитывать их надо.
Правовые социально-педагогические факторы. Они связаны с целенаправленной деятельностью органов власти, общественных формирований и частных структур по укреплению законности и правопорядка. К ним относятся:
а) педагогически-значимые:
- состояние законодательства,
- степень усилий, организованности и успешности деятельности всех органов и структур по укреплению правопорядка, законности, защите прав и свобод граждан, реализации принципа неотвратимости наказания;
- общественное мнение граждан по вопросам эффективности
деятельности правоохранительных органов, о людях, работающих в них, их коррумпированности и честности;
- вера граждан в возможность встретить человеческое отношение, понимание и защиту от правонарушителей у работников правоохранительных органов;
- особенности правосознания населения;
- развитость и эффективность связей правоохранительных органов с населением;
б) собственно педагогические:
- наличие и эффективность системы организованного и эффективного правового воспитания (в том числе — правового всеобуча, педагогически целенаправленной правовой пропаганды);
- существование в структурах местного самоуправления и общественных организаций специальных органов, групп и специалистов, компетентно осуществляющих юридико-педагогическую работу;
• осуществление в трудовых коллективах воспитательной работы по укреплению дисциплины и ответственного отношения к делу, строгое выполнение обязательств;
• педагогическая эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних;
• педагогическая эффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работы;
- педагогическая компетентность всех лиц, участвующих в юридико-педагогической работе;
• направленность и эффективность реализации педагогической функции всеми специалистами правоохранительных органов при решении профессиональных задач;
• педагогически компетентное управление правоохранительными органами;
- уровень образованности, развитости, воспитанности, профессионального мастерства личного состава, сплоченности коллективов правоохранительных органов, наличие в подразделениях, органах, частях системы педагогической работы;
• профессионально-педагогическая подготовленность специалистов органов внутренних дел, чья деятельность имеет социально-педагогический аспект и педагогическую функцию;
• педагогическая подготовленность работников кадровых аппаратов, отделов профессиональной подготовки, преподавательского и административного состава юридических образовательных учреждений, работников пресс-центров и служб по связям с общественностью, руководителей занятий по служебной подготовке и др. Заметно усиливает этот фактор наличие в соответствующих подразделениях лиц с основным и послевузовским педагогическим образованием.
Все эти факторы, в зависимости от своих характеристик, положительно или отрицательно, но всегда реально и сильно, сказываются на состоянии правосознания, уровне преступности, а бывает, что становятся непосредственной причиной или условием совершения правонарушений (в частности, и самими сотрудниками). Управление этими факторами, оптимизация их во власти и возможностях руководства территориальных правоохранительных органов.
Криминогенные социально-педагогические факторы. Это факторы, которые непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения, а именно:
а) педагогически-значимые:
- снижение уровня общественной морали;
- проявления криминализации и сексуализации досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач (культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимости самозащиты любыми средствами, мести, самосуда; распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальной дифференциации молодежных групп по образцу уголовных, «дедовщины»; идеализация жизни удачливых преступников и их «благородных» качеств и др.);
- увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных;
• развитие пьянства и наркомании;
• низкий уровень раскрываемости преступлений;
• широкое распространение рэкетирства, шантажа, вымогательства, запугивания, психологического насилия;
- факты коррупции в органах местного самоуправления и органах правопорядка;
• ослабление реагирования органов правопорядка на жалобы и заявления граждан, факты правонарушений;
• слабость системы профилактической работы, исправления осужденных и работы с освобожденными из мест лишения свободы;
- снижения уровня жизни населения;
- распространение религиозно-идеологических течений (Асахары, адвентистов, свидетелей Иеговы, саентологов, кришнаитов и др.), имеющих антиправовое значение, отрывающих людей от реального мира, подчиняющих своему влиянию и внушающих, что жить надо по придуманным ими законам;
- распространение мистики, оккультизма, «фантастики», фильмов ужасов, переводящих сознание людей в плоскость деформированного понимания мира, воспитывающих пассивность и покорность перед неведомыми потусторонними силами, подталкивающих к выводу о том, что трудности реальной жизни в обществе ничто по сравнению с «могущими быть» и надо быть довольными тем, что есть;
б) собственно-педагогические:
• слабость звеньев системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, трудового, патриотического, культурного, правового, семейного;
• введение в школах «сексуального образования»;
- слабости системы внешкольного воспитания по месту жительства;
- распространение фактов педагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, юношей и девушек;
- отсутствие пропаганды подлинно здорового образа жизни и воспитания в духе его ценностей (но не так называемой «валеологии») среди молодежи, всего населения;
- слабость системы профилактической работы и ее педагогического уровня, особенно — с несовершеннолетними;
- педагогическая неэффективность профессионально-правового воспитания и морально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, воспитания их в духе строжайшего соблюдения законности;
• снижение уровня педагогического профессионализма, активности многих субъектов педагогической работы;
• уменьшение массовости и активности участия населения в
работе общественных формирований социально-педагогического и
профилактического профиля.
Криминальные социально-педагогические факторы. Эти факторы связаны с особенностями личностей правонарушителей, организованных преступных групп и их деятельности. Это;
- криминальная деформированность правосознания, потребностей, нравственности, криминальная «образованностью лиц, занимающихся преступной деятельностью»;
- криминальная субкультура, влияющая на криминальное воспитание и развитие членов преступных группировок, намеренно передающаяся опытными преступниками неустойчивым личностям, вовлекаемым постепенно в преступную деятельность, и настойчиво насаждаемая в «массовую культуру», модную у молодежи;
• коррумпирование представителями преступного мира части должностных лиц, чиновников, сотрудников правоохранительных органов с неустойчивой и слабой моральной, правовой, патриотической воспитанностью методами соблазна, подкупа, сбора компромата, шантажа, запугивания и др.;
• слабость используемых представителями и органами власти
педагогических средств при разрушении криминальных деформаций личности, групп и их влияний и решении задач перевоспитания.
Практическая значимость знания, учета и регулирования всех социально-педагогических факторов. Социально-педагогические факторы, функционирующие внутри правовой сферы и влияющие на нее:
• оказывают существенное влияние на правовую сформированность личности всех граждан, их законопослушное или противоправное поведение;
• находятся в числе причин и условий, определяющих состояние законности и правопорядка. Преступность — это не только социальное, правовое, психологическое, но и педагогическое явление;
• служат важным условием и одной из причин, влияющих на
степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов;
• нуждаются в тщательном и постоянном изучении, оценке и
учете; информация о них (социально-педагогическая информация)
- важный вид криминологической, оперативной, служебной, управленческой, кадровой и образовательной информации, нужной правоохранительным органам и их сотрудникам для повышения успехов в работе;
• выступают особым предметом воздействия и оптимизации
при решении задач укрепления правопорядка;
• являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов, недооцениваемым и мало используемым до сих пор;
• предъявляют требования к особой грани профессиональной
подготовленности почти всех категорий личного состава, их профессионально-педагогической подготовленности.
Проблемы формирования правовой культуры населения
Педагогическое обеспечение в системе мер по созданию правового государства. Задачу создания правового государства, укрепления законности и правопорядка нельзя решить, плетясь в хвосте у событий, включаясь в работу только после совершения преступлений. Постановка стратегической, всеобъемлющей задачи создания в стране правового государства и общества, где права, свободы, жизнь, имущество граждан надежно защищены Законом, где все решается по Закону, где Принцип Неотвратимости Наказания торжествует, без принятия радикальных мер для решения этой сложнейшей задачи выглядит проявлением не государственного профессионализма, а некомпетентности, опасным авантюризмом, введением населения в заблуждение или даже обманом. Решать безусловно прогрессивную, социально привлекательную, исторически неизбежную и нужную людям задачу, игнорируя реальную готовность общества, надеясь на стихийность, ограничиваясь лозунгом или только принятием обильных законов — значит поступать близоруко, некомпетентно, регрессивно и оказаться перед фактом резкого осложнения ситуации в стране. Приняв лозунг гуманизма, свободы и демократии, граждане почувствовали свою зависимость от власти криминала, поняли, что они не приобрели, а многое утратили в своей свободе и всех видах защищенности.
Эта задача особо остра в связи с проблемой социализации и воспитания молодежи, ибо происходит опережающий рост подростковой и юношеской преступности, представляющей особую и долговременную опасность для страны и ее народа.
Не останавливаясь на комплексе государственных и общественных мер, необходимых для создания правового государства и общества, выделим среди них острую необходимость создания системы педагогического обеспечения формирования правовой культуры населения. Нельзя даже породить тенденцию движения к правому государству, если правовая культура населения, его правовое воспитание и особенно правовая социализация подрастающего поколения, не имеют положительных тенденций улучшения (рис. 4).
Решение этой задачи надо начинать с упреждающих, позитивных мер, заложения прочных основ правомерного поведения граждан. К числу таких основ и относится успешная правовая социализация молодежи и правовая культура граждан, которые должны стать предметом целенаправленной государственной и общественной заботы и регулирования. Система целенаправленных позитивных педагогических мер, непрерывно, компетентно и согласованно реализуемых на разных уровнях государственного и муниципального управления, в деятельности органов, организаций и общественных формирований, ориентированных на обеспечение правовой социализации молодежи и формирование правовой культуры всего населения и представляет собой такое педагогическое обеспечение.
Организационная структура педагогического обеспечения. Система педагогического обеспечения формирования правовой культуры населения и правовой социализации молодежи организационно должна иметь вертикальное и горизонтальное строение. По вертикали - это меры на федеральном уровне, региональном, городском (районном, сельском) и уровне отдельной организации, группы населения. Каждый уровень – некая плоскость, на которой «по горизонтали» - происходит согласованная педагогическая работа различных органов и организаций, а также иных структур — носителей социально-педагогических воздействий, влияющих на правовую социализацию и правовую структуру населения. Каждое направление педагогического обеспечения имеет вертикальные и горизонтальные составляющие, а их комплекс обязан охватить весь комплекс социально-педагогических влияний и их источников.
Обязательно кадровое и методическое обеспечение: распространенность по всей системе социальных педагогов - специалистов по вопросам правовой социализации и формированию правовой культуры, а также других лиц, профессионально подготовленных к такому обеспечению.
Основные направления и средства педагогического обеспечения. Интенсивные педагогические технологии обеспечения правовой социализации и формирования правовой культуры - исходное направление обеспечения. Не количеством мероприятий, не затратными способами, а интенсивными технологиями надо ныне решать задачу рассматриваемого обеспечения. XXI век вообще будет веком высоких интенсивных технологий. Они особенно необходимы в педагогическом обеспечении решения правовых проблем. Опыт нашей страны последних 30 — 40 лет показывает, как мало пользы от шумихи и суеты вокруг них. По сей день специфические проблемы юридического образования, правового воспитания и т.п., многие разработки по ним насыщены трафаретными рекомендациями, приносящими мало пользы. Проблема очень остра, ибо, не решив ее, мы будем продолжать мучиться от своего бессилия.
Правовое просвещение — распространение юридико-педагогических и правовых знаний в форме образования, имеющее характер систематичности, фундаментальности, основательности. В классической форме оно реализуется в образовательных учреждениях разного уровня и вида. Во всех образовательных учреждениях должны существовать учебные дисциплины, курсы, а также использоваться иные пути, решающие задачу правового просвещения. В учебные планы следует включить «Юридическую педагогику», которая не изучается пока даже в юридических вузах. Изучение вопросов права, правой социализации должно быть обязательным во всех учреждениях, работающих с подростками и молодежью. Это изучение имеет мировоззренческое значение и должно быть поставлено на чрезвычайно высоком уровне, по специальным интенсивным психолого-педагогическим технологиям. Нередко же изучение крайне урезано по часам и не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на обучающихся; формы и методы традиционны, хотя должны быть специфичными (см., например, параграфы 6.3 и 6.4); занятия проводятся часто преподавателями и учителями, но уровню подготовки и личным качествам мало подходящими для этого; они значительно хуже, чем по другим дисциплинам, обеспечены методически (нет хороших, ориентированных на возраст обучающихся учебников, специальных средств наглядности, учебных материалов для практических занятий, частных методик).
Правовое воспитание - узловое направление в педагогическом обеспечении правовой социализации и правовой культуры населения. В современных условиях правовое воспитание приобрело глобальное значение. В сущности, все, что делается для воздействия на подрастающее поколение и всех граждан, должно вносить вклад в правовое воспитание. И образование, и пропаганда, и работа в семье должны служить интересам обеспечения правового воспитания. Вместе с тем, эта работа требует особого педагогического мастерства, ибо без него правовые знания так и останутся знаниями, а правовые поучения не превратятся в правовые привычки воспитуемых. Надо признать, что педагогические механизмы таких превращений изучены слабо, а поэтому все, что делается по правовому воспитанию, в общем-то представляет полезную работу в нужном направлении, но без гарантии на конечный успех.
Правовая пропаганда (от лат. propaganda — подлежащее распространению) вид педагогической деятельности по распространению идей правового государства, правомерного поведения, необходимости и содержания правоохранительной деятельности и др., входящих в содержание правого просвещения. Образно говоря, это правовое просвещение на дому с помощью средств массовой информации, периодической печати, чтения лекций по месту жительства и пр. Правовая пропаганда эффективна, если она способствует глубокому усвоения правовых идей, крепит убеждения в необходимость следования им, укрепляет веру в существование справедливости в обществе, в правоохранительные органы, в неотвратимость наказания за преступления.
К сожалению, у нас нет системы целенаправленной и правильно поставленной правовой пропаганды, проводимой государством или координировано правоохранительными органами. Телевидение переполнено не столько правовой, сколько криминальной информацией, которая подается без ясного понимания того, какой педагогический эффект она приносит. Значительную долю ее можно назвать правовой антипропагандой, правовой антипедагогикой. Обилие информации о преступлениях создает у граждан впечатление, что они живут в криминальном обществе, окружены преступниками, а правоохранительные органы беззащитны. В интересах всего общества, а не правоохранительных органов надо по меньшей мере в пропорции 50:50 показывать их успешные действия. Убийственна для правовой социализации и воспитания информация о благополучии и «красивой жизни» людей, явно нечестным путем наживших свое богатство, информация о безнаказанности преступников, оправданных по малосущественным поводам (с точки зрения граждан). Нередко при информации, которая, по существу, относится к правовой, вместо правовых понятий используется угодный криминальному миру жаргон: убийц именуют «киллерами», террористов и бандитов - «боевиками», воров — «бизнесменами», главарей банд - «баронами». Дело не только в правовой безграмотности, но и в педагогической. У части молодых людей вызревает мысль о совершении дерзких преступлений для того, чтобы сверстники называли их красивыми словами «киллер», «боевик». Многие не захотели бы это делать, если бы знали, что их назовут «убийцей», «бандитом!» или «вором», презираемыми в народе. Такие метаморфозы реальны в период правовой социализации человека. Сообщения о преступниках зачастую не сопровождаются комментарием, отрицательно характеризующим их личность, моральный облик и др., а информация о сотрудниках и правоохранительных органах нередко сопровождаются резко негативными оценками, насмешками, иронией, что вообще характерно для психологии криминальной среды, к которой вряд ли хотят быть причислены корреспонденты.
В скрытом виде правовая пропаганда содержится и в видеопродукции, кинофильмах, сериалах, песнях современной эстрады, детективной литературе. Среди них немало таких, которые пропагандируют культ силы, жестокости, подлости, аморальности; оправданность использования любых средств, чтобы самому, без помощи правоохранительных органов, противоправными средствами наказать обидчика и восстановить справедливость; удачливые похождения привлекательных на вид и вызывающих к себе симпатии преступников; бездельников, которые в результате случая, враз становятся богатыми людьми, вызывая зависть и противоправные стремления у части молодых людей.
Во многих фильмах, особенно американских, полиция в массе творит беззаконие, используя неправомерные средства для достижения своих целей, что отражается на мнении граждан о сотрудниках наших правоохранительных органов, да и учит дурному часть наших, считающих американскую полицию образцом, а США — образом правового государства. В фильмах немало и сюжетов, которые могут быть названы учебными пособиями для совершения преступлений теми, кто и не помышлял их совершить. Преобладание на экранах детективной продукции, необычность сюжетов, динамичность событий; «режиссерские находки» остро пощипывающие нервы и представляющие преступников как людей, имеющих и положительные, привлекательные черты, используются не только для привлечения зрителей. Эта антиправовая отрава насаждает в умы (и не только молодых людей, но особенно у них) представления о том, что окружающий мир преступен и к этому надо привыкнуть, а не возмущаться; что только преступный образ жизни интересен, а преступники это «в принципе нормальные» люди, «просто стремящиеся красиво жить». Такая практика прикрывается демагогией о демократии, свободе, праве граждан на выбор при безусловном понимании того, что выбирают молодые люди, среди которых многие не способны реализовать его разумно и дальновидно, что значительная часть граждан испытывает большие материальные и финансовые трудности и неустойчива в своих правовых позициях.
Вся деятельность средств массовой информации и печати нуждается в коренном повышении педагогичности правовой информации, проявлении дальновидности, понимании того, к каким психолого-педагогическим и правовым последствиям приводит их работа. Нужно решительное повышение психолого-педагогической и правовой просвещенности редакторов, корреспондентов, педагогического консультирования, введения в штаты редакций юридических педагогов и психологов. Их работникам надо почаще задавать себе вопрос: чему учит молодых людей их продукция, в какой степени она способствует успешной правовой социализации и правовому воспитанию граждан? На чьей они стороне: честных граждан или криминала? Неплохо бы и четко сформулировать в своем сознании мысль о том, что, совершая многочисленные ошибки в правовой пропаганде, проявляя психолого-педагогическую безграмотность, они повышают вероятность стать самим жертвой преступных посягательств. Каждый обязан быть патриотом своей страны, любить народ, думать, как способствовать его благополучию и участвовать в развитии движения к правовому государству и обществу.
Правовая агитация (от лат. agitatio - приведение в движение, побуждение к чему-либо) — целенаправленное распространение правовых и педагогических идей для активизации участия граждан, органов, общественных организаций в обеспечении должной правовой социализации и повышении правовой культуры граждан. Она — одно из средств воспитания, орудие борьбы против правового нигилизма, пассивности, самоустранения от содействия правоохранительным органам, от участия в судебном разбирательстве, в утаивании информации, могущей разоблачить преступника и привлечь его к уголовной ответственности. Правовая агитация может быть адресована ко всему населению, отдельным группам, коллективам и даже быть индивидуальной.
Сейчас правовая агитация даже со стороны правоохранительных органов сильно ослаблена (за исключением, пожалуй, индивидуальной) и они, как правило, в одиночестве противостоят преступности, сильно снижая свои возможности в борьбе с ней. Ее необходимо резко активизировать, повысив психологическую побуждающую силу и педагогическую убеждающую, обучающую и воспитательную направленность. Она призвана активизировать все силы и средства общества на обеспечение успешной правовой социализации населения и повышение уровня правовой культуры, способствовать их взаимодействию vi слиянию в единую систему.
Участие населения в обеспечении правопорядка. Ценность этого направления в том, что обеспечительные педагогические меры из словесных переходят в разряд упражненческих. Люди, входящие в жизнь, и взрослые граждане включаются в активную деятельность, имеющую характер общественно-правоохранительной. Она увеличивает число тех, кто непосредственно включен в обеспечение правопорядка, что само по себе полезно. Главное в другом: практическое участие граждан в содействии установлению правопорядка оказывает положительное обратное психолого-педагогическое влияние на них самих, упрочивая их собственные правовые позиции и повышая правовую культуру. Стоит подчеркнуть, что педагогический эффект достигается не просто фактом участия, но особенно от мотивов участия, целей, преследуемых гражданином, содержания решаемых задач, форм и методов работы, условий. Поэтому при организации такой работы непродуктивно увлечение организационными решениями. Нужно педагогическое обеспечение в виде специального повышения уровня правовых знаний граждан, привлекаемых к такой работе, обучения методам и приемам работы, технике общения, поучительного инструктирования и разборов, создания воспитывающей атмосферы в группах.
Привлечение населения к активному участию в укреплении правопорядка давно практикуется и в России и других странах. После длительного спада его в нашей стране приняты некоторые меры для восстановления такой практики. Имеющийся опыт и педагогические эксперименты свидетельствуют о необходимости придания ей масштабности и разнообразия. Помимо традиционных народных дружин, заслуживает внимания организация жителями домов дежурств и патрулирований; дежурств, дружин, групп по борьбе с хищениями в трудовых коллективах; групп содействия Торговым инспекциям; участие в судебных разбирательствах в качестве заседателей, присяжных. Педагогично привлечение учащихся разных учебных заведений и детских учреждений к поддержанию дисциплины, порядка, соблюдению правил поведения как внутри их, так и на прилегающих территориях. Поучителен опыт привлечения учащихся к контролю над соблюдением правил перехода улиц детьми при руководстве их деятельностью учителями или сотрудниками милиции. Мировая практика подтвердила оправданность начала такой работы даже в дошкольных учреждениях. Это выражалось в назначении из числа детей дежурных по раздевалке, умывальнику, столовой, комнате игр и др., сопровождений этой практики разъяснениями необходимости соблюдения установленных норм, значимости поручения, необходимости добросовестного и ответственного выполнения поручения, способов правильного выполнения, созданием условий для ощущения значимости выполнения ритуала соблюдения норм, правил и чувства испытанной удовлетворенности от его успешного выполнения.
Педагогическое сопровождение - специальная работа по прослеживанию и диагностированию хода правовой социализации, изменений в правовой культуре населения и его отдельных групп, выявлению причин и условий происходящих изменений, а при необходимости - оперативное внесение педагогических коррекций. Основными действиями педагогического обеспечения выступают психолого-педагогическое диагностирование (использование социологических, статистических, психологических и педагогических методов диагностики), педагогическое прогнозирование, педагогическое консультирование, педагогическая поддержка и помощь, педагогическая коррекция.
Такого направления в масштабе страны нет. Предпринимаются лишь локальные и эпизодические попытки, чаще выполняемые в научных целях, но не реализуемые в деятельности государственных, частных и общественных структур.
Специальные педагогические принципы правовоспитательной работы. Имеющийся разрозненный опыт правовоспитательной работы требует дальнейшего педагогического исследования и общих усилий. То немногое, что имеется сейчас10, позволяет говорить о том, что она отличается большим организационно-методическим своеобразием. Психолого-педагогическая сущность ее выражена в достижении полноты и взаимосвязанности:
• знания права,
• понимания права,
• уважения к праву,
• соблюдения права,
• активной защиты права11.
Специальные педагогические принципы правовоспитательной работы отражают важнейшие психолого-педагогические закономерности и воплощают квинтэссенцию передового педагогического опыта.
Принцип всеохватности и непрерывности выражает необходимость везде, со всеми без исключения гражданами12 (от дошкольника до работников высшего уровня государственного управления) и постоянно вести правовоспитательную работу, направленную на формирование и поддержание высокого уровня правовой культуры. Она может вестись в разных формах и во всей полноте педагогического обеспечения, а в молодежном возрасте и у взрослых дополняться правовым самосовершенствованием.
Принцип государственно-правового подхода. Правовоспитание не может ограничиваться изучением одних норм права. Ее цель не в превращении всех в юристов, а тем более, не подготовка юридически грамотных правонарушителей. Она призвана помочь всем стать достойными гражданами правового общества, соучастниками его создания и защиты, что отвечает общим интересам, кроме тех, кто противопоставил себя обществу и праву.
Правосознание существенный компонент мировоззрения человека и его миропонимания. Ее основа - особая, государственно-правовая идеология и это принципиально для понимания сущности правовоспитания. Не надо пугаться и избегать слова «идеология».
Справедливо и метко сказано: отсутствие идеологии - тоже идеология13. Без государственно-правовой идеологии14 правовые нормы в рафинированном виде воспринимаются как схоластические, оторванные от жизни, мудрено выраженные и малопонятные формулировки. Они приобретают иное значение и смысл, когда открываются гражданам в единстве проблем государства и права, воспринимаются ими как государственно-правовые явления, становятся государственно-правовыми знаниями, соединяются с реалиями жизни. В правовоспитательный процесс должна широким потоком войти сама жизнь общества, как и правовоспитание — в эту жизнь.
Полезно использование кратких, запоминающихся обучающимися формулировок, сохраняющихся в памяти даже людей с невысоким уровнем образованности и приобретающих регулирующее влияние. Они могут быть такими:
- право морально;
- право обеспечивает справедливость к людям и защищает их;
• право — благо, а не насилие;
• без соблюдения законности жить невозможно;
• сила права - в ее поддержке населением, в слиянии усилий государства, правоохранительных органов и граждан;
• судить имеет право только суд;
• никто не может быть признан виновным без решения суда
и др.
Комплекс подобных формулировок типа пословиц, поговорок, лозунгов заслуживает детальной проработки и активного повседневного использования во всей системе правовой работы.
Принцип аксеологичности воплощается в формировании у граждан правовых ценностей как личных ценностей, как своих жизненных и поведенческих ориентиров. Это и уместно, ибо право выступает фактически конкретизированным, законодательным выражением морали - норм добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и ответственности. Необходимо обеспечение глубокого усвоения всех правовых вопросов каждым подростком, юношей, гражданином, формирование не столько правовых знаний, сколько эмоционально-ценностных отношений к реальности, стоящей за ними. Это требует не информирования людей, а формирования правовых убеждений, озаряемых в сознании каждого «светом» личностного смысла, значения для себя лично, понимания как личных ценностей, как того, что нужно не кому-то «вверху», а себе. Через формирование правовых убеждений проходит путь к «сердцу и сознанию» человека, к «прорастанию», в них правовых ценностных ориентации как жизненных и поведенческих ориентиров человека. Только при этом они приобретают регулирующую силу.
Раскрытие права и его норм нуждается в постоянном показе их справедливости, ценности, моральности, должно пронизывать весь фактологический, теоретический, статистический и любой иной материал, используемый для правового воспитания.
Принцип социально-правового обслуживания рекомендует раскрывать вопросы права и его норм не как пугала, а как блага, не как угрозы наказания, а как надежной защиты от бед, как условия обеспечения личного успеха. Правовая воспитанность предполагает уважительное отношение к правоохранительным органам и их сотрудникам, юристам, и реализация принципа предполагает это. У нас во всей правовой работе доминирует «силовой стиль»: «борьба с преступностью», «наказание правонарушителей», «неотвратимость наказания», «раскрытие, расследование, задержание, захват» и т.п. Между тем в большинстве цивилизованных стран такая работа и деятельность правоохранительных органов
строится на «концепции социального обслуживания» - «служение обществу», «защита граждан», «помощь населению» и др. В таком ракурсе правоохранительная работа выглядит в более благоприятном, располагающем к себе свете, не вызывающем внутренней неприязни. Концепция социального обслуживания, конечно, не лукавство, не выдача желаемого за действительное. Она предполагает и соответствующее построение работы и подготовки, и психологию персонала правоохранительных органов. У нас пока этого нет, но элементы социального обслуживания присутствуют, ибо обеспечение безопасности, охрана общественного порядка, реализация принципа неотвратимости наказания, успешная борьба с преступностью и др. бесспорно есть одновременно и защита правопослушных граждан. Именно это и следует подчеркивать в правовоспитательной работе, обильно подкрепляя примерами из жизни и особенно положительными примерами героизма сотрудников правоохранительных органов, их самоотверженности, преданности долгу, защиты граждан в конкретных случаях угрозы криминальных посягательств на них, оказания правовой помощи, простой человеческой поддержки. Американский исследователь И. Анденес отмечает, что «неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие - путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков - вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям»15.
Очевидно, что правовое воспитание не сводится к изложению и пояснение правовых норм, но включает раскрытие системы обеспечения законности и правопорядка в обществе, регионе, по месту жительства. Каждый гражданин не может и не должен помнить все правовые нормы, но ему необходимо твердо знать, как правовая система обеспечит его защиту, если его права нарушены, если он столкнулся с затруднениями и не хочет войти в противоречие с требованиями закона, куда, к кому и в какой форме ему следует при этом обратиться.
Принцип единства прав и ответственности подчеркивает необходимость соединения разъяснения прав каждого с его ответственностью за собственный выбор, за нарушение прав. Это и ответственность перед другими гражданами, которые тоже обладают правами, ответственность перед обществом и не только правовая, но и одновременно ответственность культурного, морального, умного, цивилизованного, порядочного человека. Убедительному разъяснению подлежит раскрытие единства слагаемых ответственности, моральности правовых норм, баланса прав и ответственности. Не может быть нрав без ответственности. Реализация прав уже предполагает ответственность за уважение прав других. Чем больше у человека прав, тем больше обязанностей и тем выше ответственность. Права без обязанностей и ответственности, неограниченность прав при убогости обязанностей и ответственности - нонсенс, правовой беспредел. С возрастом человека возрастает и его морально-правовая ответственность. Уже с 14 лет возникает уголовно-правовая ответственность; она возрастает в 16, а полная наступает с 18 лет.
Полезно использование правовых формул типа: «Свобода есть право делать все, что дозволено законом»- (Ш. Монтескье), «Моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свобода другого человека».
Принцип правового самообеспечения. Каждому нужно отчетливое понимание того, что он сам, прежде всего, ответствен перед собой. Судьба, благополучие, безопасность, отношения с правовой системой, неприятности, которые возникают при конфликтах с ней, зависят от себя самого. Не следует никогда вступать в конфликты с законом и испытывать на себе его неумолимую силу. Хорошо убеждают людей данные криминологии, показ на цифрах и фактах, как и почему жизненный путь людей приводит их в конце концов на скамью подсудимых. Раскрываются причины и условия криминализации личности и совершения правонарушений, показывается, как низкий уровень образованности и культуры, отсутствие трудолюбия, потребительские взгляды и образ жизни, отсутствие духовных потребностей, низкий уровень гражданственности, ответственности и дисциплины, мелкие нарушения, негативные привычки, неразборчивость в вопросах морали и выборе средств удовлетворения своих потребностей и интересов и др. (что при поверхностном взгляде кажется невинным и безобидным), зарождает и постепенно развивает в человеке его криминальный потенциал. Тут уместно вспомнить слова А.С. Макаренко: «Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, учить его сопротивляться»16. Полезны упражнения с обучающимися, посещающими занятия гражданами по юридическому анализу жизненных ситуаций и обучение поведению в них.
С интересом происходит ознакомление граждан с вопросами виктимности, показом того, как незнание способов совершения преступлений, правовая беспечность, необоснованная доверчивость и др. приводят к тому, что они становятся жертвами преступных посягательств. Одновременно граждане вооружаются знаниями, понижающими их виктимность, и знакомятся со способами обеспечения личной безопасности (см. 8.6).
Принцип побуждения граждан к социальной, правоохранительной и правозащитной активности, как принцип воспитания, важен, прежде всего, тем, что в активной преобразующей деятельности не на словах, а на деле происходит процесс укрепления и развития навыков, умений, привычек и качеств человека. Стратегическая и общественная целесообразность его определяется тем, что лишь при полной поддержке гражданами деятельности государства и правоохранительных органов по укреплению законности и правопорядка только и может быть создано правовое общество и государство. В истории нашей страны имеется богатый опыт такой работы, который сейчас в немалой степени растерян, забыт или малообоснованно расценивается как устаревший. Необходим не отказ от него, а разумное использование с учетом современных условий. Тут не нужно ждать указаний свыше, а организовывать работу ответственно и инициативно на местах, создавая и умножая общественные пункты правопорядка, народные дружины, патрулирование и дежурства у дома, отряды юных друзей милиции в школах, «зеленые» и «голубые» патрули и пр. В образовательных учреждениях уместно сочетание аудиторных и внеклассных форм работы, обеспечивающих накопление социально-правового опыта. Лекционные и агитационно-пропагандистские формы правовоспитательной работы призваны побуждать к участию в такой работе.
Все формы и методы правовоспитательной работы призваны отличаться четким воплощением общих педагогических принципов, отличаться повышенной интересностью, эмоциональностью, яркостью, убедительностью, наглядностью, доступностью. Активные формы наиболее уместны, особенно практические занятия, дискуссии, диспуты, круглые столы, вечера вопросов и ответов, а также правовые викторины, олимпиады «Знаешь ли ты закон?», школы юного юриста, устные журналы и др. Темы их могут быть таковы: «Свобода и право», «Демократия и право», «Гуманизм и право», «Закон и мораль», «Справедливость и право», «Гражданином быть обязан», «Права и обязанности», «Закон и я» и др. Проводящим правовое воспитание нужно чувство повышенной государственной и общественной ответственности, личная примерность и авторитет, хорошая психолого-педагогическая подготовленность, владение методикой правовоспитательной работы. Люди такими не рождаются, поэтому руководителей занятий надо усиленно и постоянно готовить хотя бы на муниципальном уровне, при юридических и педагогических факультетах образовательных учреждений.
Объекты первоочередного педагогического обеспечения правовой социализации и формирования правовой культуры населения. В идеале такими объектами могут быть все структуры и ячейки общества, каждая минута жизни подрастающего поколения и взрослых граждан, каждый квадратный метр их жизни и деятельности. Однако это нереально, да, вероятно, и не нужно. Образно говоря, педагогическое поле страны, на котором «вызревает» правовая социализация и правовая культура населения, реально должно иметь главные участки, где борьба за «педагогический урожай» имеет решающее значение и должна вестись целенаправленно, организованно, систематически и с применением интенсивных технологий. Другие, «периферические участки» дадут «прибавку к урожаю», будучи «опыленными» результатами, полученными на главных.
Деятельность органов государственного и местного управления, включая и правоохранительные, имеет решающее значение для правовой социализации и правового воспитания граждан. Она, как и деятельность их представителей, задает тон всей работе, инициирует все начинания в этой области, сама служит важнейшим фактором ее успешности. Условиями последней выступает образец их деятельности, отвечающий требованиям законности, правовое регулирование педагогического обеспечения правовой социализации молодежи и формирования правовой культуры граждан, организующая роль в создании системы такого обеспечения. Вместо отдельных, разрозненных и частично устаревших законодательных актов желательно иметь единый пакет: закон о правовой социализации и правовом воспитании населения, а в дополнение ему ряд подзаконных актов по главным направлениям деятельности. Большая часть содержания настоящего пособия посвящена детальному рассмотрению педагогических путей, способов, средств, и условий деятельности правоохранительных органов, которые далеко не все используются и снижают ее эффект.
Деятельность средней общеобразовательной школы, охватывающей все подрастающее поколение в самых ответственный период социализации, в том числе и правовой, трудно недооценить. Если говорить только о целенаправленной педагогической работе в школе по обеспечению правовой социализации школьников, то стоит выделить: практику обеспечения прав школьников, правую примерность учителей, преподавание специальных правовых учебных предметов, дисциплину в школе, внеклассную работу по правовому воспитанию, взаимодействие семьи и школы.
Деятельность высшей школы, включающей в сферу своих влияний значительную часть молодежи в возрасте 17 — 25 лет, охватывает период жизни людей, играющий важную роль в формировании их личности. В высших образовательных учреждениях любого профиля специальное значение для правовой социализации студентов имеют те же компоненты работы, что и в средней школе плюс участие в обеспечении общественного порядка, в неформальных объединениях, но правовым интересам, участие в исследовании проблем укрепления законности и правопорядка, участие в шефстве над трудными подростками.
Деятельность дошкольных учреждений, о роли, возможностях которых уже писалось выше, выступает особым объектом педагогического обеспечения.
Роль семьи и ее жизнедеятельности в правовой социализации Детей общеизвестна. Существуют обильные научные данные, доказывающие связь преступности несовершеннолетних с социальными педагогическими особенностями семьи, ее прочностью и полночи, примером родителей, их взаимоотношениями, образом жизни, способом добывания средств к существованию, эффективностью воспитания детей, педагогической подготовленностью их и пр17. Опыт профилактики и исключения неблагоприятного или неэффективного влияния на детей включает в систему педагогического обеспечения: изучение психологии и педагогики семейной жизни со вступающими в брак, педагогики воспитания детей перед рождением ребенка; повышение педагогической подготовленности родителей в период обучения детей в школе при взаимодействии с ней, на родительских собраниях, специальных курсах для родителей, при работе в родительских комитетах, участии в организации и работе кружков по интересам; организацию педагогического консультирования родителей, телефонов доверия; избирательное доведение по месту жительства до всех семей новых правовых актов; предоставление возможности всем гражданам беспрепятственного получения юридических консультаций при возникновении у семьи различных правовых проблем; обеспечение должного отношения к гражданам при обращении их в различные властные структуры и др. Значительный рост преступности в стране, произошедший за последнее десятилетие, который некоторые называют «криминальной революцией», поставил в повестку дня подготовку всех граждан к обеспечению личной безопасности, предупреждающую их рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провокационное, опасное для самого себя поведение и формирующую умение пользоваться предусмотренными законом средствами защиты.
Деятельность трудовых коллективов, состоящих из взрослых людей, вносит свой вклад в повышение их педагогической культуры установлением строго правовых отношений в процессе труда, соблюдением трудового законодательства, прав работающих, правомерностью принимаемых руководством решений, пресечением злоупотреблений, повышением правовой обученности путем ознакомления и разъяснения правовых установлений, связанных с производством, предоставлением возможности получения правовых консультаций и обеспечением законного разрешения трудовых споров.
Сфера досуга и развлечений, оказывающая, как было показано выше, сильное педагогическое влияние на формирование правопослушности молодежи и всех граждан, с трудом пока поддающаяся коррекции государством и общественными формированиями, просто обязана стать объектом неустанных поисков педагогического обеспечения. Необходима разработка педагогичной, воспитывающей стратегии работы средств массовой информации и особенно телевещания. Их работнички обязаны осознать факт такого влияния, особенно на подростков и молодых людей, оценить последствия, которые, накопившись, обнаружатся в массе со всей силой чрез некоторое время (3 — 5 и более лет), и, если они окажутся негативны (это и важно понять), то отрицательно повлияют на будущее России и ее народа, на то, как будут воспитывать своих детей эти, ставшие к тому времени отцами и матерями, молодые люди. Необходимы и специальные действия, направленные «на минимизацию негативных влияний средств массовой информации, вольно или невольно способствующих внедрению криминализованных норм в общество»18.
Педагогическое обеспечение деятельности общественных организаций, имеющих отношение к решению проблем правовой социализации молодежи и повышению правовой культуры населения, заслуживает особого внимания и поддержки. Передовая часть российских граждан никогда не была нейтральной по отношению к общественным событиям. Это наблюдается и сейчас, но из-за того, что инициативы зачастую не встречают поддержки, они пока локальны, кратковременны и разрознены. Наиболее частыми формами их оказались советы ветеранов, общественные советы, различные инициативные группы, группы содействия в разных сферах жизни общества. Создание подобных общественных формирований, непосредственно работающих на укрепление правопорядка, правовое воспитание, исправление педагогически запущенных, оказание помощи людям, не находящим себя в жизни, и др. должно быть особой заботой в системе педагогического обеспечения.
В итоге можно сказать, что перед нашим обществом стоит задача коренного перелома в отношении к правовой социализации подрастающего поколения, к преодолению преобладающей стихийности этого процесса, созданию системы педагогического обеспечения правовой социализации и повышения правовой культуры населения, основанной на упреждающих, позитивных мерах. Задача эта столь же актуальна, сколь и сложна, особенно в условиях современной России.