Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 5
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
КАЗАХСТАНА В 20-30 ГОДЫ
5.1 Казахстан в период НЭПа (1921 – конец 20–х годов)
К началу 20-х годов в стране сложился социально – экономический и политический кризис. В результате военных действий в годы гражданской войны были разорены и разграблены десятки городов и сотни деревень, разрушены и остановлены из–за нехватки сырья и топлива тысячи промышленных предприятий, затоплены шахты и рудники. Положение осложняла практически парализованная работа транспорта и связи. Острый дефицит продовольственных товаров способствовал введению нормированной выдаче продуктов в городах. Голод, болезни, безработица, инфляция привели к оттоку городского населения в сельскую местность. Начались процессы «деклассирования пролетариата», т.е. сокращение количественного и ухудшение качественного состава рабочего класса. Ряды «люмпенов» быстро пополнялись за счет деклассированных элементов не только из рабочих, но и из других групп и сословий населения, что создавало благоприятную среду для криминала.
Сложившееся после окончания гражданской войны положение в Казахстане усугублялось его социально – экономической отсталостью и значительной аграризацией. Из 307 национализированных предприятий 250 бездействовали. Добыча нефти по сравнению с 1913 г. сократилась в 4 раза, угля – в 5 раз. Доля промышленного производства в общем объеме валовой продукции в 1920 году составила лишь 6,3 %.
Губительные последствия экономического кризиса сказались на сельском хозяйстве, которое находилось на грани полного разорения. Сокращение посевной площади на 2 млн. дес. земли по сравнению с довоенным периодом и снижение урожайности с 38,7 пуд. дес. до 18,7 пуд. дес., засуха 1920 – 1922 годов привели к уменьшению валового сбора зерна в 3 раза.
Катастрофическое положение сложилось в животноводстве. В результате реквизиций, поставок скота на мясо, выполнения крестьянами военно – конной и гужевой повинностей, джута 1920 – 1921 годов и откочевки населения общая численность поголовья скота в военные годы сократилось на 10,8 млн. голов.
Хозяйственная разруха, острый дефицит хлеба и скота, продолжавшаяся политика силовых мер, лишавшая по продразверстке хронически голодающее население последних источников существования, явились основными причинами массового недовольства трудящихся. Открытые выступления произошли в Кустанайской, Акмолинской, Уральской, Семипалатинской губерниях (мятеж Сапожкова (июль – сентябрь 1920 г.), Ишимо – Петропавловское восстание (февраль – март 1921 г.), Гурьевское восстание (апрель 1921 г.) и другие).
Кризисная ситуация, сложившаяся во всей стране, свидетельствовала о полной несостоятельности прежнего военно – административного курса и о необходимости перехода к новой экономической политике.
Термин (появился позже, в мае 1921 года) означал отказ от старого военно – коммунистического стиля руководства и переход к новым экономическим методам управления. Под нэпом следует понимать целый комплекс мероприятий, направленных на вывод страны из кризиса, и постепенное формирование предпосылок для создания социализма экономическими методами, установление гражданского мира и повышение жизненного уровня населения.
Современные исследовали, чаще всего, выделяют следующие основные компоненты нэпа:
- в политико – идеологической области – жесткий авторитарный режим;
- в экономике – административно – рыночная система, включавшая минимальную связь с мировой экономикой (связанную с внешней торговлей на основе госмонополии); государственная собственность на крупную, значительную часть средней промышленности и торговлю, на железнодорожный транспорт; хозрасчет в госпромышленности, действовавший в ограниченном виде на уровне трестов; неэквивалентный обмен с деревней; торможение роста индивидуального крупного («кулацкого») крестьянского хозяйства в деревне.
Конкретные меры для перехода к нэпу были определены на X съезде РКП(б) (март 1921 г.), где принято решение о замене продразверстки натуральным денежным налогом, размеры которого уменьшены на 30 – 50 % от размеров продразверстки, зависели от количества едоков в семье, численности поголовья скота и объема собранного урожая. Натуральный налог был дифференцированным и объявлялся крестьянам заранее, до начала сева.
В Казахстане введение нэпа осложнилось рядом неблагоприятных факторов: джут, засуха 1920 – 1921 годов, страшный голод, охвативший Уральскую, Оренбургскую, Актюбинскую, Кустанайскую и Букеевскую губернии. Общая численность голодающих в Казахстане в конце 1921 г. составила 1572291 человек, к середине 1922 г. – 2019475 человек. Велика была смертность от болезней и эпидемий, т.к. болел практически каждый десятый житель Казахстана. По подсчетам демографа Алексеенко А.Н. жертвы среди казахского населения составили 414 тысяч человек.
В этих условиях летом 1921 г. декретом ВЦИК освобождались от уплаты налогов на мясо, шерсть, кожу, молоко жители голодающих губерний и кочевое и полукочевое население. В целом по республике налог был выполнен на 55% , в основном, за счет сборов зерна. Жизнь диктовала необходимость развития товарно – денежных отношений, а сбор многочисленных налогов в натуральной форме способствовал сохранению натурализации сельского хозяйства и тормозил его развитие.
В 1923 г. в Казахстане перешли к единому натуральному налогу. От налогообложения освобождались мелкие полускотоводческие хозяйства, имеющие менее 6 голов скота. В 1924 г. единый натуральный, подворно – имущественный и общегражданский налоги были объединены в единый сельскохозяйственный налог, выплачивавшийся только в денежной форме, и имевший строго дифференцированный характер: бедняки отчисляли 1,2% своих доходов, середняки – 3,5%, кулаки 5,6% . Налоговый гнет способствовал ускорению темпов дробления крестьянских дворов, что негативно влияло на развитие крестьянского производства и его товарности.
В условиях нэпа была изменена система землепользования. В феврале 1921 г. декретом ЦИК КАССР разрешена передача казахскому населению свободных участков, изъятых Переселенческим управлением и не занятых к февралю 1917 г., и наделов крупных землевладельцев, превышающих трудовые нормы. В соответствии с декретом ЦИК КАССР от 19 апреля 1921 г. началось возвращение казахским крестьянам земель, переданных царским правительством в собственность Уральскому и Сибирскому казачьим войскам (в левобережье Урала – свыше 208 тыс. дес. земли, в Прииртышской полосе – 177 тыс. дес. земли). В ходе земельной реформы в Семиречье возвращено населению более 460 тыс. дес. земли, изъятых в ходе репрессивных мер царизма при подавлении восстания 1916 г. Земельно – водная реформа (весна 1921 – лето 1922 гг.), несмотря на допущенные в ходе ее реализации ошибки и перегибы (лишение в некоторых районах бедных переселенческих хозяйств земельных участков и т.д.), уравнивала в правах на земле – и водопользование казахское и переселенческое население, обеспечивала крестьянские дворы земельными наделами, способствовала процессам осереднячивания в аулах и деревнях.
Государством была оказана значительная помощь бедным слоям населения. По решению российского правительства казахским крестьянам в 1921 г. выделено 25 млн. рублей на закупку сельскохозяйственных машин и орудий труда, 2113 тыс. рублей – на приобретение скота.
С переходом к нэпу в стране созданы условия для развития различных форм кооперации - потребительской, снабженческой, кредитной, сельскохозяйственной и других, деятельность которых финансировалась сетью кооперативных и коммерческих банков. В Казахстане на 1 октября 1925г. насчитывалось 2811 кооперативных обществ, объединявших 322690 человек. Сельхозартели, коммуны (96) и тозы (58) не получили широкого распространения у сельского населения, частнособственнические интересы которого не воспринимали какие – либо коллективные формы производства и присвоения.
В результате проведенных мероприятий значительно изменилась социальная структура сельского населения. Численность бедняков за годы нэпа в аулах сократилась в 4 раза, в 3 раза увеличилось число середняцких хозяйств, составлявших 76,3% от общего числа крестьянских дворов.
Приоритетное значение в хозяйственной политике руководство страны отводило развитию крупной государственной промышленности и регулированию ее взаимодействия с другими укладами.
Хозяйственная реформа 1921 – 1923 гг. предусматривала реорганизацию форм и методов руководства промышленностью. В феврале 1921 г. создан Государственный плановый комитет (Госплан). Вместо отраслевых главков и центров ВСНХ организовано 16 управлений. Наиболее крупные и перспективные национализированные предприятия объединялись в тресты, общее руководство которыми осуществлял ВСНХ. Хозрасчет, основными принципами которого стали самостоятельность и самоокупаемость, осуществлялся на уровне трестов. Предприятия, входившие в них, фактически были лишены хозяйственной самостоятельности.
Для регулирования отношений между трестами, снабжения предприятий сырьем и материалами, для сбыта их продукции создавались объединения – синдикаты.
На государственном снабжении в первые годы нэпа оставались металлургия, топливно – энергетический комплекс, частично транспорт. Но «пайковая» система снабжения постепенно вытеснялась денежной, учитывающей квалификацию работника и количество произведенной продукции. Если в 1920 г. денежная часть заработка рабочего составляла 7,4%, то в 1923 г. – до 80%.
В результате денационализации ряда мелких и средних предприятий (с численностью до 20 рабочих) стало развиваться частное предпринимательство. Получило развитие передача госпредприятий в аренду частным лицам или в концессию иностранным предпринимателям.
В Казахстане в годы нэпа действовали тресты как союзного, так и республиканского значения. К первым относились предприятия, имеющие определенное значение для обороны и в становлении промышленности и транспорта страны – «Эмбанефть», «Алтайполиметалл», «Атбасцветмет». Казахский центральный совет народного хозяйства объединял 8 республиканских трестов – Кожмехтрест, Казрыбтрест, Илецксоль, Павлодарсоль, Акджалзолото, Каззапзолото, Казсаксаултрест, Казспирт и 2 предприятия: Чимкентский сантонниный завод и Каргалинскую суконную фабрику.
Предприятия местного значения входили в состав губернских Советов, ряд из них был передан в аренду частным лицам. В 1923 г. в аренду сдано 21,2% национализированных предприятий.
Наряду с государственной быстро развивались частная и кооперативная торговля. Стали возрождаться ярмарки, запрещенные в годы «военного коммунизма». В 1927 г. в республике уже насчитывалось 75 местных, 13 губернских, 7 краевых ярмарок с торговым оборотом 30 млн. рублей. Участие Казахстана во внешнеторговых отношениях советского государства осуществлялось через специально созданный Казторг.
К середине 20 –х гг. стабилизировалась работа стационарной, в основном, частной торговли, предприятия которой в 1925 г. составляли 1/3 часть от общего числа торговых заведений.
Товарные биржи, созданные в годы нэпа (Казахская центральная товарная биржа и другие), были призваны осуществлять оптовые торговые операции.
В целях укрепления экономического положения государство провело ряд реформ в финансово – кредитной и налоговой системах. В 1921 – 1924 гг. создана двухуровневая банковская система: Государственный банк, Торгово – промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть кооперативных местных коммунальных банков. Для стабилизации национальной валюты в 1922 – 1924 гг. проведена денежная реформа. В 1922 г. были выпущены совзнаки. Один новый рубль равнялся 10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. один рубль уже равнялся 1 млн. прежних рублей. В 1922 г. выпущен новый банковский билет – червонец с твердым покрытием. Параллельно с ним в течение 15 месяцев в обращении находились и совзнаки (1 червонец приравнивался к 60 тыс. совзнаков). В феврале 1924 г. правительство ввело в обращение новые казначейские билеты достоинством 1, 3 и 5 рублей, разменную (медную и серебряную) монеты. Один червонец стал равняться 10 рублям в казначейских билетах. Совзнаки прекратили свое хождение.
Введение твердой валюты дало возможность вести валютно – торговые операции внутри страны и за рубежом, стабилизировало экономическую обстановку в государстве, ликвидировало бюджетный дефицит, потребовало гибкого государственного регулирования через систему налогов. Подоходный налог состоял из основного и прогрессивного. Основной налог платили все граждане, за исключением поденщиков, чернорабочих, госпенсионеров, рабочих и служащих с заработной платой менее 75 рублей в месяц. Прогрессивный налог платили все, получающие дополнительную прибыль. К косвенным налогам относились налоги на соль, спички и т.д., всего – 12.
В стране и Казахстане вновь введена плата за коммунальные услуги, за проезд в транспорте, связь, отмененные в годы гражданской войны.
Изучение результатов и последствий нэпа показывает, что в 20-е годы в Казахстане:
- произошло увеличение посевной площади (до 4 млн.га. в 1928 г.);
- наблюдался рост валового производства зерна и других сельскохозяйственных культур. В 1928 г. Казахстан давал 1/4 часть зерна, собираемого в стране;
- увеличилось поголовье скота до 40,5 млн. голов в 1928 г.;
- восстановлено к 1928 г. промышленное производство. Доля промышленной продукции за годы нэпа выросла с 6% до 16%;
- укрепились экономические связи между промышленностью и сельским хозяйством, городом и деревней, городским и сельским населением;
- развивались транспорт и связь, восстанавливались старые и строились новые дороги;
- повысилась производительность труда во всех отраслях народного хозяйства;
- произошло расширение внутренней и внешней торговли. Доход только от ярмарочной торговли в 1926 г. превысил 20 млн. рублей;
- повысилась рентабельность промышленных предприятий, наблюдался рост товарности сельского хозяйства;
- достигнута стабилизация финансово – кредитной системы, введена твердая валюта;
- увеличился удельный вес (свыше 80%) зажиточных слоев в сельской местности при сокращении доли бедняцких и батрацких хозяйств. Действовали 103 коммуны и 650 сельхозартели;
- вырос количественный и улучшился качественный состав рабочего класса;
- сформировалась новая социальная группа общества («нэпманы», «совбуры», «новые капиталисты») - слой мелких и средних предпринимателей;
- повысился культурно – образовательный уровень населения;
- установлен гражданский мир в обществе.
При изучении итогов нэпа часть ученых обращает внимание, что значительные успехи были связаны с т.н. «восстановительным эффектом», когда использовались заброшенные старопахотные земли, простаивавшие здания и оборудование и т.д. С исчезновением накопленных ресурсов страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений, прежде всего, в промышленность. Но в силу законодательных ограничений частный и иностранный капитал не допускался в крупную, а, в значительной степени, и в среднюю промышленность. Постепенное снижение объемов поступавшей на рынок сельскохозяйственной продукции в связи с ликвидацией ее основных поставщиков – зажиточных хозяйств - приводило к «товарному голоду», порождавшему острый сельский спрос на промышленные товары.
Изменилась ситуация и в финансовой сфере. В результате кредитного «накачивания» экономики количество денег в обращении увеличилось при прежнем предложении товаров, что неизменно привело к обесцениванию червонца. Он перестал быть конвертируемым, с 1926 г. уже не экспортировался и превратился исключительно в средство внутреннего обмена.
В связи с острой нехваткой государственных финансовых средств и неспособностью мобилизовать отечественные и зарубежные частные капиталы, правительство пошло по пути централизации всех имевшихся финансовых и материальных средств. Началось вытеснение частного капитала из промышленности и торговли. Для ограничения сферы деятельности частного торгового предпринимательства правительство ввело высокий подоходный налог (до 42,5%) и особый налог на сверхприбыль; ограничило, а с 1925 г. запретило кредитование Госбанком частных лиц; прекратило отпуск товаров частным торговцам. В результате принятых мер к 1932 г. частная торговля ликвидирована.
Одновременно происходило свертывание арендных отношений в области промышленности. К 1928 г. арендные отношения в Казахстане прекратились.
В поисках средств на индустриализацию государство усилило налоговый пресс. Введение индивидуального налогообложения для т.н. высокодоходных хозяйств, а, фактически, для подавляющей части всех крестьянских дворов, разоряло аул и деревню и вызывало массовые откочевки населения, особенно в Павлодарском, Каркаралинском и Семипалатинском округах.
Дефицит хлеба в стране породил хлебозаготовительный кризис 1927/1928 годов. В 1928 г. правительство вынуждено ввести карточную систему снабжения населения товарами («заборные книжки»). Для выполнения планов сельхоззаготовок в массовом порядке использовались насильственные методы. Только по официальным данным в этот период к административно – уголовной ответственности в Казахстане было привлечено 56498 человек.
Жесткая централизация управления, национализация предприятий, вытеснение частного и иностранного капитала из промышленной и торговой деятельности, сильный налоговый режим, силовые заготовки способствовали свертыванию хозяйственной деятельности и противоречили основным принципам нэпа. В стране и Казахстане окончательно утвердился курс на форсированное строительство социализма, реализация которого привела к свертыванию нэпа.
15.2 Индустриализация в Казахстане
(1926 -1940 гг.)
В курсе социалистического строительства в СССР проведение индустриализации являлось приоритетной задачей. Развитие промышленности, во – первых, позволяло создать материально – техническую базу для строительства социализма; во – вторых, преодолеть технико – экономическое отставание от ведущих западных стран и создать экономическую независимость от капиталистических стран; в – третьих, являлось основой для формирования военно – промышленного комплекса и укрепления обороны страны; в – четвертых, способствовало изменению классовой структуры в пользу рабочего класса.
Фактически, первым документом, где были зафиксированы идеи индустриального развития страны, был план ГОЭЛРО. Разработанный в 1920 г. под руководством председателя Госплана Г.М. Кржижановского, план предусматривал первоочередное развитие машиностроения, металлургии, топливно – энергетической базы и химии, призванных на основе электрификации обеспечить технический прогресс и перевести экономику на интенсивный путь развития. В ходе его реализации выявились две тенденции. Часть руководства партии во главе с Н.И. Бухариным настаивала на ускоренном социально – экономическом развитии страны на основе сохранения и использования хозяйственного механизма, сложившегося в годы нэпа. Другие, во главе с Л.Д. Троцким, выступали за применение мер, характерных для политики «военного коммунизма».
Позднее вопросы экономического развития страны рассматривались на XIV партийной конференции (апрель 1925 г.), III съезде Советов СССР (май 1925 г.), на заседаниях Политбюро ЦК. Курс, провозглашенный XIV съездом партии, уже определил основные задачи индустриализации: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, самостоятельно производящую их и тем самым обеспечивающую себе экономическую независимость и оборонную мощь, но не содержал конкретных заданий на ближайшее время и длительную перспективу.
В ходе ожесточенной дискуссии 1928/1929 гг. обсуждались проблемы содержания, источников, методов и темпов индустриализации в СССР. В результате полемики выработан общий подход к решению вопросов индустриализации, направленный на преимущественное развитие промышленности. В директивах на первый пятилетний план развития народного хозяйства, принятых XV съездом партии (декабрь 1927 г.), подчеркивалось, что задачей первой пятилетки должно стать обеспечение социалистической индустриализации страны.
На основе директив разработаны два варианта плана: отправной (минимальный) и оптимальный (максимальный), превышающий показатели минимального плана на 20% и взятый за основу при составлении заданий первой пятилетки. План на 1928/1929 – 1932/1933 гг., в отличие от последующих, базировался на принципах нэпа и характеризовался сбалансированностью важнейших заданий в области промышленности и сельского хозяйства. Планировалось с помощью увеличения поставок промышленной продукции (техники, удобрений и т.д.) добиться значительного подъема сельского хозяйства, которое, в свою очередь, являлось поставщиком сельхозсырья для ряда отраслей промышленности.
Таким образом, в конце 20-х годов частью руководства страны (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский) была выдвинута и обоснована стратегия индустриализации страны на основе сохранения и совершенствования нэпа, конкретизированная в показателях первого пятилетнего плана. Основные идеи заключались в необходимости ускоренного, но сбалансированного развития народного хозяйства: оптимального сочетания темпов роста тяжелой и легкой промышленности, промышленности и сельского хозяйства, фондов накопления и потребления. План предусматривал повышение жизненного уровня населения, вытеснение внеэкономических мер принуждения и совершенствование механизмов материальной заинтересованности тружеников в результатах своего труда.
Наряду с продуманным и достаточно обоснованным планом индустриального развития страны усиливались позиции сторонников И.В. Сталина (В.М. Молотов, Л.М. Каганович и др.), настаивавших на максимальных темпах проведения индустриализации (т.н. «сверхиндустриализации»). Альтернативный вариант определял развитие тяжелой промышленности как магистральное направление индустриализации.
В соответствие с теорией «большого скачка», обеспечивающего в минимальные сроки создание материальных основ социализма, уже с ноября 1929 г. начался пересмотр заданий первой пятилетки в области промышленности ( 32% вместо запланированных 21,5%).
Высокие темпы индустриализации диктовали необходимость аккумуляции всех материальных средств в руках государства. В качестве источников финансирования рассматривались:
- массовая коллективизация, позволяющая дать значительное увеличение сырьевых и финансовых поступлений;
- неэквивалентный обмен между городом и деревней (занижение цен на сельхозпродукцию и продажа промышленной продукции по завышенным ценам, высокие налоги и т.д.);
- доходы от внутренней и внешней торговли (экспорт сельскохозяйственной продукции и промышленного сырья);
- внутренние накопления промышленности;
- эмиссия бумажных денег;
- строжайший режим экономии во всех отраслях производства;
- развитие системы внутренних займов и т.д.
Политика «подстегивания» страны обеспечивалась не только за счет перекачки финансовых средств в индустриальный сектор экономики, но и огромной разветвленной системой принудительного труда (оргнаборы рабочей силы в деревне, бесплатный труд заключенных и т.д.). Только по официальным данным, общее количество людей, находящихся в заключении, к началу войны составило 2,2 млн. человек.
В условиях проведения «сверхиндустриализации» изменились формы и методы управления народным хозяйством. В 30-е годы сформировалась целостная административно – командная система управления, жестко контролировавшая все отрасли народного хозяйства, ликвидировавшая частную собственность и послужившая основой для формирования советского тоталитарного режима.
Осуществление курса индустриализации в Казахстане началось позднее, в годы первой пятилетки, и натолкнулось на ряд серьезных трудностей, главной из которых являлась социально – экономическая отсталость края. Несмотря на успехи нэпа, уровень промышленного производства оставался низким (16% в общем объеме валового производства республики, 0,8% - в общем объеме валового производства России).
Экономическая ситуация осложнилась незавершенностью восстановительного процесса: к началу индустриализации промышленное производство достигло 61% довоенного уровня, сельское хозяйство – 82,9%.
В соответствие с выводами комиссии РСФСР о состоянии казахстанской экономики, в крае насчитывалось 8 предприятий краевого значения, 18 – губернского с общим количеством заводов – 27. Подавляющая часть из них была построена в конце XIX века, поэтому очень высоким оставался удельный вес полукустарных и кустарных предприятий, занятых переработкой сельхозсырья. На долю кожевенно – овчинной, пищевкусовой, саксаульской отраслей приходилось более 60% в общем объеме промышленного производства. Свинцовое производство составило лишь 1,7%, на долю прочих отраслей, связанных с добычей промышленного сырья, приходилось 7,9%. Перекос в развитии отраслей промышленности являлся следствием колониальной политики царизма.
Низкий уровень развития производительных сил объяснялся малой изученностью природных ресурсов Казахстана. Сведения, накопленные в дореволюционный период, были незначительны и недостаточны для осуществления крупномасштабного индустриального строительства на казахстанской земле.
Социально – экономическая отсталость края была обусловлена и слабым развитием транспорта и связи. Длина железнодорожной линии, проходившей по территории Казахстана, составила 1700 км., т.е. на 1 тыс. кв. км. территории приходилось менее 1 км. железных дорог. Практически отсутствовали грунтовые шоссейные дороги.
Экономическое развитие Казахстана осложнилось его значительной аграризацией. Основной отраслью оставалось кочевое и полукочевое скотоводство, земледелие получило развитие преимущественно в переселенческих хозяйствах. Казахский аул находился на стадии докапиталистических, патриархально – феодальных отношений.
Проведение индустриализации затруднило отсутствие национальной технической интеллигенции, специалистов, квалифицированной рабочей силы. Абсолютное большинство населения (91,6% в 1926 г.) проживало в сельской местности. В промышленности и на транспорте было занято 74 тыс. рабочих и 55 тыс. кустарей при общей численности населения в 5,6 млн. человек. Привлечение казахских рабочих в промышленность и на транспорт (30% к общему числу работников в 1926 г.) ограничивалось использованием их труда как неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силы.
Трудности индустриализации усугублялись сложной общественно – политической обстановкой в республике. В 20-е – начале 30 –х годов в руководстве Казахстана обострились разногласия по вопросам о будущем страны, в т.ч. по проблемам индустриализации.
В ходе дискуссий выявились полярные точки зрения. Наряду с мнением о том, что проведение «сверхиндустриализации» в отсталой аграрной республике с кочевым населением нереально, и призывами оппозиции к отказу от индустриального развития для сохранения традиционной самобытной казахской экономики, основная борьба развернулась между двумя точками зрения. Ф.И. Голощекин, первый секретарь Казкрайкома, считая, что «в области промышленности основное не столько в крупной, сколько в местной мелкой и средней, связанных с сельским хозяйством», рассматривал Казахстан как сырьевую базу промышленно – развитых регионов страны.
Основным противником политики «Малого Октября» в области индустриального развития выступил видный общественный деятель С.Садвакасов. Он отстаивал идеи форсированной индустриализации при комплексном развитии добывающих и обрабатывающих отраслей ( «приблизить промышленность к источникам сырья»), упрекал руководство республики в укреплении сырьевой направленности в экономике края, выступал против привлечения рабочих рук из других республик и требовал создания условий для подготовки квалифицированных рабочих из казахского населения.
Оппозиция курсу «Малого Октября» подверглась гонениям. С.Садвакасов вынужден в 1928 г. покинуть республику.
Индустриализация в Казахстане, наряду с общими закономерностями социалистического строительства, имела ряд отличительных особенностей. Она началась с разведки природных ресурсов, необходимых для дальнейшего развития промышленности. В 1928 – 1929 гг. в республике работало 50 геологических партий, в 1931 г. – уже более 140.
Богатейшие запасы полезных ископаемых явились основой для развития в Казахстане тяжелой промышленности, в первую очередь, ее добывающих отраслей – топливной, угольной, нефтяной, черной и цветной металлургии. 83,6% всех капиталовложений были направлены на развитие тяжелой промышленности, в т.ч. цветной металлургии – 44,5%, в нефтяную – 20%, угольную – 15,3%, химическую – 4,8%, электроэнергетику – 8,5%.
В годы довоенных пятилеток в строй вступили крупнейшие предприятия цветной металлургии, в т.ч. Карсакпайский, Балхашский и Иртышский (Глубоковский) медеплавильные заводы, Риддерский и Ачисайский полиметаллические комбинаты, Зыряновский и Чимкентский свинцовые заводы, Джезказганский горно – металлургический комбинат. По выпуску цветных металлов Казахстан вышел на 2 – место в СССР, по добыче нефти – на 3 место. Увеличению добычи «черного золота» способствовала реконструкция промыслов Эмбы и строительство нефтепровода «Гурьев – Орск».
Быстрое развитие получила химическая промышленность. Продукция Чимкентского химико – фармацевтического завода, Актюбинского химического комбината, комбината «Аралсульфат» была хорошо известна в СССР.
Традиционная для Казахстана угольная промышленность в годы индустриализации получила «второе дыхание». Шахты Карагандинского бассейна, выдававшие «на гора» 90% всей добычи угля в республике, занимали 3 место в Советском Союзе после Донбасса и Кузбасса.
Форсированные темпы индустриализации потребовали создания мощной энергетической базы. Строительство Карагандинской ЦЭС, Прибалхашской и Алма – Атинской ТЭС, Ульбинской ГЭС и других электростанций способствовало увеличению производства электроэнергии в 486 раз по сравнению с довоенным периодом и ликвидации энергетического дефицита.
Приоритетное развитие добывающих отраслей на долгий период закрепило сырьевую направленность в экономике республике.
Несмотря на незначительную сумму капиталовложений, предназначенную на развитие отраслей группы «Б», в предвоенные годы были построены предприятия легкой и пищевой промышленности: Алма – Атинские обувная и швейная фабрики, Чимкентский хлопкоочистительный завод, Семипалатинские кожевенный комбинат и мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный и Алма –Атинский плодоовощной комбинаты и другие.
К особенностям индустриального развития Казахстана относилось быстрое развитие транспорта, в первую очередь, железнодорожного, благодаря которому устанавливались связи между расположенными в отдаленных районах предприятиями и источниками сырья. Крупнейшая магистраль - Туркестано – Сибирская железная дорога связала районы Юго – Восточного Казахстана с Сибирью и республиками Средней Азии, способствовала строительству ряда промышленных объектов (Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный завод, Кускудукский леспромхоз и т.д.) и населенных пунктов (Аягуз, Чу, Жарма, Талды – Курган и другие). Строительство Турксиба (1927 – 1931 гг.) вошло в историю первой пятилетки как пример массового трудового героизма строителей дороги, завершивших прокладку 1500 км. железнодорожного полотна на 17 месяцев раньше запланированного срока. 28 апреля 1930 г. северный и южный участки пути соединились на с. Айнабулак и дорога сдана во временную, а с 1931 г. – в постоянную эксплуатацию. К 1940 г. в республике уже функционировали Ачисайская, Акмолинская, Коскудукская железные дороги, линии Уральск – Илецк, Караганда – Балхаш, Байконур – Джезказган, Рубцовск – Риддер и другие дороги. Общая протяженность железнодорожной сети составила 6581 км.
Отличительной особенностью индустриализации в Казахстане явилось строительство в 30-е годы предприятий средней мощности, которые пришли на смену индустриальным гигантам первой пятилетки. Это сократило сроки строительства и введения объектов в эксплуатацию, позволило рационально разместить производственные мощности. К началу войны в Казахстане действовало 2,5 тыс. крупных промышленных предприятий.
Значительную помощь Казахстану в проведении индустриализации оказали национальные республики. Только в 1931 – 1934 гг. финансовая поддержка в виде государственного субсидирования и дотаций из фондов РСФСР, а позднее из союзного бюджета составила более 2 млрд. рублей. Из местного бюджета на индустриальное строительство в эти годы выделено 121 млн. рублей. В годы индустриализации зародилось и окрепло шефское движение – помощь развитых районов над национальными окраинами. Тысячи специалистов и квалифицированных рабочих из России, Украины, Белоруссии и других республик трудились на многочисленных стройках индустриализации.
Более высокие, чем общесоюзные, темпы индустриализации обеспечивались также самоотверженным трудом многих тысяч людей, для многих из которых трудовой героизм стал нормой жизни. Широкое развитие получило социалистическое соревнование за выполнение государственного плана. Только в 1930 г. в республике насчитывалось более 10 тыс. ударников коммунистического труда. Стахановское движение охватило все важнейшие отрасли народного хозяйства. Последователи А.Г. Стаханова – А. Мурунбаев, М. Сагумбеков, С. Утебаев, Б. Нурмагамбетов, З. Табельдинова, А.Сафин и многие другие, используя новую технику и технологии, совершенствуя свои знания и навыки работы, добивались повышения производительности труда в несколько раз. Процесс индустриального развития в стране и Казахстане в основном завершился в предвоенный период. Итоги довоенных пятилеток убедительно свидетельствовали об успешном выполнении основных задач индустриализации. Первая (1928 – 1932 гг.) и вторая (1933 – 1937 гг.) пятилетки по основным показателям в области крупной промышленности выполнены досрочно, за 4 года и 3 месяца. Реализация заданий третьей пятилетки (1938 – 1942 гг.) была прервана Великой Отечественной войной.
Партийные документы не акцентировали внимание, что показатели по важнейшим видам продукции в натуральном выражении (добыча угля, выработка электроэнергии, выпуск тракторов, выплавка чугуна и т.д.) оказались ниже плановых.
Критическое положение в сельском хозяйстве осложнило положение отраслей промышленности, связанных с переработкой сельхозсырья. Выпуск хлопчатобумажных тканей достиг только 59% планируемого, шерстяных тканей – 34%, сахара – 32% . Снижение общего объема продукции данных отраслей ниже показателей 1928 г. тяжело сказалось на материальном положении трудящихся в годы первой пятилетки.
В связи с тем, что при составлении планов на вторую пятилетку были учтены перегибы, допущенные в ходе реализации курса «большого скачка», плановые задания были приближены к реальным возможностям экономики (среднегодовой прирост промышленной продукции составил 16,5%).
За годы второй пятилетки достигнуто увеличение валовой продукции промышленности в 2,2 раза, сельскохозяйственной продукции – в 1,5% , построено 4500 предприятий, среднегодовой темп прироста промышленной продукции составил 17,1% . Но темпы прироста продукции группы «Б» (производство средств потребления) по сравнению с темпами роста отраслей группы «А» (производство средств производства), как и в годы первой пятилетки, оказались ниже плановых.
Казахстан за годы индустриализации превратился из аграрной республики в индустриально – аграрную. Ведущей отраслью народного хозяйства стала промышленность, удельный вес продукции которой в 1939 г. составлял 58,9%. Форсированные, выше общесоюзных, темпы индустриализации позволили в короткие сроки создать мощный промышленный потенциал. Так, в 1913 – 1940 гг. добыча нефти по Союзу увеличилась в 3 раза, по Казахстану – в 569 раз, угля – в 5,7 и 70 раз соответственно, производство электроэнергии – 23,7 и 486 раз.
Накануне Великой Отечественной войны республика занимала по выпуску цветных металлов 2 место в СССР, по добыче угля и нефти – 3 место, по выработке электроэнергии – 5 место.
В результате бурных процессов урбанизации с 1926 по 1939 гг. число городов и поселков городского типа увеличилась с 44 до 81, из них в 7 городах численность жителей превышала 50 тыс. человек, а в городах Алма–Ата, Семипалатинск и Караганда проживало более 100 тыс. горожан в каждом. Только в результате миграции число жителей городов увеличилась на 1,8 млн. человек. Процессы урбанизации изменили соотношение численности городского и сельского населения, но, несмотря на увеличение доли горожан до 30% (1940,5 тыс. человек в 1939г.), преобладающая часть казахстанцев проживала в сельской местности - 69,7% (4454,1 тыс. человек). Национальный состав городского населени был представлен, преимущественно, русскими (57,7%). Удельный вес казахов – горожан, увеличившись за годы индустриализации на 7,7%, составил в 1939 г. 21,9%.
В условиях проведения форсированной индустриализации изменился демографический состав населения. Значительный миграционный поток формировался за счет «оргнаборов». К концу 1940 г. в Казахстане насчитывалось 24241 переселенческих хозяйств, в основном, из России, Украины, Белоруссии, из них в плановом порядке прибыли 13262 семей.
На стройках индустриализации трудились тысячи спецпереселенцев, высланных в Казахстан. На 1 января 1932 г. официально на учете состояло 180708 человек, на 1 января 1939 г. – 120395 человек. Значительное сокращение численности вызвано высокой смертностью и массовыми побегами спецпереселенцев.
Миграционные процессы конца 20-х – 30-х годов и массовый голод 1932 – 1933 гг. повлияли на динамику численности населения республики. В связи со снижением численности казахского этноса на 35,8%, его доля с 1926 по 1939 гг. уменьшилась с 58,2% до 36,4% в общем составе населения. Удельный вес русского населения за эти годы увеличился с 20,5% до 41,2%.
В результате проведения индустриализации изменилась социально – классовая структура общества. О превращении рабочего класса в крупный класс советского общества свидетельствовали данные Всесоюзной переписи населения 1939 г. Доля рабочих в общем составе занятых в народном хозяйстве составила 33,8% (в 1926 г. – 10,7%). Наряду с количественными, произошли и качественные изменения состава рабочего класса, основу которого стали составлять промышленные рабочие. Формировался национальный кадровый состав – удельный вес рабочих – казахов за годы индустриализации увеличился с 19,8% до 43% , но доля малоквалифицированного труда среди них оставалась высокой.
В процессе индустриального строительства в Казахстане сформировалась национальная инженерно – техническая интеллигенция. Этому способствовало создание системы высшего и среднего образования в республике. В 1936 – 1940 гг. 20 вузов и 118 средних учебных заведения подготовили 24,4 тыс. специалистов, в т.ч. 1,7 тыс. человек – для промышленности и строительства, 1,2 тыс. человек – для транспорта и связи. Еще немногочисленным рядам технической интеллигенции невосполнимый урон нанесли в 30 – е годы сталинские репрессии.
Наряду со значительными успехами в ходе индустриализации в Казахстане выявился ряд серьезных проблем и недостатков. Индустриализация проводилась административно – командными методами, в соответствие с указаниями центра, без учета национальных интересов. Форсированными темпами развивались, преимущественно, добывающие отрасли, что способствовало закреплению сырьевой направленности в экономике Казахстана.
Приоритетное развитие отраслей группы «А» и заметное отставание темпов развития отраслей группы «Б» приводило к снижению жизненного уровня населения. Своеобразной ценой индустриализации явились голод и разорение крестьян, плативших «дань», «сверхналог» на нужды индустриализации и испытавших страшные последствия насильственной коллективизации, громадное напряжение сил трудящихся, репрессивная политика в отношении тех, благодаря самоотверженному труду которых создан мощный промышленный потенциал, позволивший Казахстану стать крупным арсеналом СССР в годы Великой Отечественной войны.
5.3 Коллективизация в Казахстане (1928 – 1932 гг.)
Первые преобразования советской власти в деревне способствовали активизации коллективистского движения, направленного на создание социалистического уклада в сельской местности.
XV съезд ВКП (б), проходивший в декабре 1927 г., в качестве первоочередной задачи определил объединение и преобразование мелких индивидуальных хозяйств в крупные коллективные объединения на основе новой техники и постепенное вытеснение кулаков из сферы хозяйственной деятельности путем использования экономических методов. Решения съезда не предусматривали ни конкретных сроков и темпов проведения, ни единых форм и способов преобразования сельского хозяйства, но с конъектурных соображений, в более поздний период, он вошел в историю как «съезд коллективизации».
При практическом осуществлении поставленных задач были допущены грубые нарушения основных принципов кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность в результатах своего труда. Ленинский кооперативный план перехода крестьян к социализму был заменен массовой коллективизацией, проведенной в сжатые сроки силовыми методами, т.к. деревня невольно вовлекалась в единую систему директивного планирования и административно – командного руководства страной в условиях ускоренного строительства социализма.
В отличие от западных стран, где аграрная реформа проходила раньше, чем промышленная революция, и страна получала сырье для развития легкой промышленности, и только затем развивалась тяжелая промышленность, в СССР эти процессы проходили одновременно.
. В условиях хлебозаготовительного кризиса 1927/1928 гг. резко обострилась внутриполитическая борьба о дальнейших путях развития экономики и, в частности, сельского хозяйства. Сторонники Н.И.Бухарина настаивали на выходе из кризисной ситуации на основе нэпа, экономическом вытеснении кулака, постепенном развертывании крупных коллективных хозяйств в зерновых районах, индустриализации сельского хозяйства, на создании небольших предприятий в деревне по переработке сельхозсырья и длительном сохранении значительного сектора индивидуальных крестьянских хозяйств.
Сталин выход из хлебозаготовительного кризиса видел в использовании чрезвычайных мер, в первую очередь, против кулака и создании крупного обобществленного производства хлеба. На фоне развернувшейся борьбы против кулака активизировалось движение бедной части крестьянства за создание колхозов, увидевшей в них путь выхода из нищеты и голода.
Ученые считают, что до осени 1929 г. в стране еще сохранялась возможность нормализации обстановки в деревне. Но осенью 1929 г. развитие доколхозных форм в условиях нэпа было свернуто. Централизованная заготовка зерновых, проведенная вновь с использованием чрезвычайных мер, выросла на 49%, хотя валовый сбор зерна уменьшился на 2,4%. В статье «Год великого перелома» Сталин, наряду с крупными успехами в промышленном производстве, констатировал коренной перелом и в области сельского хозяйства, заключавшийся в переходе от индивидуального хозяйства к крупному коллективному объединению крестьян, в т.ч. и середняков.
Материалы ноябрьского Пленума ЦК ВКП(б) и конференции аграрников – марксистов (1929 г.) уже четко определили основную задачу в области сельского строительства: проведение ускоренными темпами коллективизации и переход от политики ограничения кулачества к политике ликвидации кулачества как класса.
Задачей коллективизации, зафиксированной в партийно – государственных документах, являлось « осуществление социалистических преобразований в деревне». Но формы, методы, сроки коллективизации свидетельствовали о второй, малоупоминаемой цели: любой ценой обеспечить финансирование индустриализации и бесперебойное снабжение быстрорастущих городов. Таким образом, форсированные темпы индустриализации неизбежно приводили к сокращению сроков коллективизации и к насильственным методам ее проведения.
Для укрепления материальной базы создающихся колхозов за счет конфискации кулацкого имущества с начала 1930 г. усилилась массовая кампания по «раскулачиванию», которая превратилась в средство коллективизации, основным методом ускорения ее темпов. Форсированное создания колхозов с помощью принудительных мер вызвал рост повсеместного недовольства крестьян.
Для исправления перегибов и ошибок, допущенных в ходе массовой коллективизации, 2 марта 1930 г. в г. «Правда» опубликована статья И.В. Сталина «Головокружение от успеха», а 14 марта 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении».
В результате проведенных мероприятий в деревне временно стабилизировалась обстановка, но уже с осени 1930 г., в связи с хлебозаготовительным кризисом, правительство вновь стало применять репрессивные меры по отношению к крестьянам. В августе 1931 г. определен новый критерий завершения сроков коллективизации: в течение текущего года объединить в колхозы до 70% крестьянских хозяйств. В большинстве национальных районов, в т.ч. и Казахстане, колхозный строй сформировался к 1932 – 1933 гг.
Осуществление коллективизации в Казахстане, наряду с общими закономерностями социалистического переустройства деревни, имело ряд отличительных особенностей. В результате земельно – водной реформы 1921 – 1922 гг. крестьяне получили ранее отобранные царизмом участки земли, но лучшие пахотные и луговые угодья оставались в собственности баев. Для подрыва экономической основы существования крепких хозяйств и создания условий для развития коллективистского движения с 1925 г. в республике стал разрабатываться проект нового землеустройства. Для подавляющей части населения (1 млн. хозяйств), проживавших на 97% территории Казахстана (230 млн. га.), доминирующим оставался кочевой и полукочевой тип хозяйства. Только 167,5 тыс. хозяйств на 11,5 млн. га. занимались земледелием. В 1926 – 1927 гг. в Казахстане на уравнительных началах проведен передел сенокосных и пахотных угодий, принадлежащих крупным байским хозяйствам. Всего к весне 1928 г. бедняцкие хозяйства, в зависимости от количества душ в семье, получили 1,3 млн. га. сенокосных и 1,25 млн. га. пахотных участков. Но непродуманный, поспешный подход к решению вопроса о перераспределении угодий не только нарушил традиционную систему социально – экономических отношений в казахской общине, но и поляризовал обстановку в ауле, т.к. проводился по классовому признаку. Лишение пастбищных и пахотных угодий основных производителей сельскохозяйственной продукции – крупных крестьянских и середняцких хозяйств значительно ослабило, но не подорвало их экономическую мощь, т.к. сохранялся скот – основное богатство сельского населения.
Для окончательного разорения зажиточной части крестьянства 27 августа 1928 г. ЦИК и СНК КАССР приняли постановление «О конфискации байских хозяйств». Выселению подвергалось 700 хозяйств крупных баев. К крупным в кочевых районах относились хозяйства, имеющие более 400 голов скота, в полукочевых – свыше 300, в оседлых – более 150. В процессе конфискации выселению подверглись 1 тыс. баев (696 хозяйств), экспроприированы 145 тыс. голов скота (в переводе на крупный), которые распределены между колхозами (26%) и бедняцко – батрацкими хозяйствами (74%). Конфискованные сельхозорудия переданы 877 колхозам и 24491 индивидуальным хозяйствам. В соответствие с официальными данными статистики, перераспределение скота и инвентаря среди крестьянских хозяйств способствовало процессу «осереднячивания», когда удельный вес середняков повысился до 76%, а бедняков – снизился до 18%. Но практика показала, что проблема обеспеченности скотом бедняцко – батрацких хозяйств не была решена, т.к., получив лишь несколько голов скота, они не смогли создать собственное стадо, приемлемое для самостоятельного ведения хозяйства. Таким образом, конфискация хозяйств крупных баев, проведенная в русле политики «советизации аула», способствовала обнищанию сельского населения, усилению классовой борьбы в ауле и созданию условий для проведения массовой коллективизации в Казахстане.
В соответствие с постановлением ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» Казахстан был отнесен к региональной группе областей, планирующих в основном закончить коллективизацию к весне 1932 г., кроме кочевых и полукочевых районов. Основной формой колхозного строительства в зерновых районах должна стать сельхозартель, в скотоводческих – товарищество по совместной обработке земли и косьбе, в котором скот не обобществлялся, использование личного скота и инвентаря оплачивалось.
В условиях форсированного проведения коллективизации Казахстан, как и вся страна, оказался в стихии процентомании. Если в 1928 г. в республике было коллективизировано 2% всех хозяйств, то на 1 апреля 1930 г. – 50,5% хозяйств. Постановление ЦК ВКП (б) « О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении» от 14 марта 1930 г. несколько затормозило темпы коллективизации, но не изменило ее форсированный характер.
Жесткие сроки и высокие темпы коллективизации способствовали применению репрессивных мер в отношении крестьян, не желавших вступать в колхозы. Вместо планируемых сельхозартелей и товариществ по обработке земли и косьбе создавались колхозы, при которых обобществлению подлежали скот, постройки, имущество крестьян.
Неделимые фонды колхозов также пополнялись за счет имущества, конфискованного у кулаков и баев. Политика «раскулачивания» вылилась в политику «раскрестьянивания», т.к. вместо запланированных 3% - 5% ликвидируемых кулацких дворов фактически конфисковали имущество и подвергали репрессиям середняков и бедняков, повышая % раскулачивания до 10% - 15%. Только по официальным данным ОГПУ, в 1930 – 1931 гг. в «кулацкую ссылку» в пределах Казахстана отправлено 6765 человек. Одновременно в Казахстан было депортировано 180015 бывших кулаков из других регионов страны. Спецпереселенцы (в 1934 – 1944 гг. – спецпоселенцы) выселялись из своих мест проживания в спецпоселки, лишались всех гражданских прав, жили и трудились под жестким контролем органов ОГПУ.
Создание колхозов в Казахстане неразрывно связано с политикой оседания кочевых и полукочевых хозяйств. Процесс насильственной седентаризации («оседания») усугублялся в условиях форсированного проведения коллективизации. Проведенный без учета экономических, этнических, природно – климатических особенностей Казахстана процесс оседания свелся к концентрации кочевых хозяйств в единый центр, не имевший, зачастую, не только достаточно пастбищ, но и воды. Многочисленные (до 400 – 500) объединенные дворы в ускоренном порядке преобразовывались в колхозы. В 1933 г. уже насчитывалось 242208 осевших хозяйств, занимавшихся, преимущественно, земледелием.
Одновременно проходящие процессы коллективизации и седентаризации разрушили традиционную систему хозяйствования и привели к трагическим последствиям. Отсутствие корма и надлежащих условий для содержания конфискованного скота привело к его массовой гибели и фактическому уничтожению. Ликвидации животноводческой базы способствовали насильственные сельхоззаготовки. К февралю 1932 г. 87% колхозных хозяйств и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. Всего же, по Казахстану на 1 хозяйство приходилось 2,3 головы скота (в 1929 г. – около 35 голов). Постановление ЦК ВКП (б) «О сельском хозяйстве и в частности, животноводстве Казахстана» (сентябрь 1932 г.) обязывало «общественный скот, за исключением рабочего скота, передать в индивидуальное пользование колхозников». Но принятые меры уже не могли остановить голод в республике.
Насильственное объединение людей в колхозы, отчуждение крестьян от результатов своей работы и превращение их в наемных работников, с одной стороны, отсутствие опыта и специалистов, низкая агротехническая культура, с другой стороны привели к упадку сельскохозяйственного производства. Несмотря на увеличение посевных площадей, по сравнению с доколхозным периодом, почти в 1,5 раза валовый сбор зерна сократился примерно в 1,5 раза. Уменьшению валового сбора зерна способствовали слабая техническая оснащенность (на 7448 колхозов в 1931 г. приходилось 44 машино – тракторных станций) и снижение урожайности зерновых с 9,2 до 4,3 ц/га. Значительно сократились площади, занятые под технические культуры.
Недовольство крестьян, вызванное насильственными методами коллективизации, жестко подавлялось с помощью репрессий в юридической и практической формах. По печально известному закону «О пяти колосках» (7 августа 1932 г.) только в 1933 г. было осуждено 33345 человек. Для размещения заключенных принято решение об открытии новых лагерей, под строительство которых выделено 110000 га. в Карагандинском и Акмолинском округах.
Сплошная коллективизация, разрушение векового уклада жизни, насильственное обобщение скота и имущества, обнищание деревни, голод, притеснения вызвали массовый протест со стороны сельского населения, который проявился как в пассивной (уход в город и на стройки, откочевки в другие регионы и сопредельные территории), так и в активной формах (убийства активных сторонников колхозного движения, восстания). Только в 1929 – 1931 гг. прошло 372 восстания, в которых участвовало свыше 80 тыс. человек. 29 сентября 1929 г. вспыхнуло восстание в Тактакупыл (Каракалпакия), 1 ноября – в Бакпаккаре (Кустанайский округ). Выступление доведенных голодом до отчаяния людей Казкрайком охарактеризовал как бандитско – басмаческое движение.
В феврале – мае 1930 г. восстания охватили Семипалатинский округ. Население Усть – Каменогорского, Зыряновского, Самарского, Шемонаихинского, Катон – Карагайского районов выступило против антикрестьянских репрессий.
2 февраля 1930 г. началось одно из самых крупных восстаний – Сузакское в Сыр – Дарьинском округе, где восставшие захватили районный центр Сузак и расправились с руководством района. Для подавления восстания использованы регулярные части войск САВО и национальный кавалерийский эскадрон. 25 февраля 1930 г. вспыхнуло восстание в Иргизском районе Актюбинского округа, где отряд повстанцев численностью до 600 человек во главе с А. Какаевым и М. Саматовым предприняли неудачную попытку захвата Иргиза.
Крупным центром повстанческого движения в феврале – марте 1930 г. стали Каракумы, куда стекались недовольные жители Казалинского, Кармакчинского, Терень – Узекского, Алам – Есекского и других районов. Восстание жестоко подавлено с помощью регулярных частей 8 кавалерийской дивизии. Значительными восстаниями была охвачена Адаевская степь, где действовало более 60 повстанческих групп. Боясь репрессий со стороны ОГПУ, жители Мангистауского, Жилокосинского, Уильского, Табынского районов откочевали на территорию сопредельных государств, в т.ч. Китай, Иран, Афганистан.
По данным, представленным Т. Рыскуловым в письме Сталину, численность откочевников составила 1030 тыс. человек, соответственно: в Среднюю Волгу – 40 тыс. человек, Киргизию – 100 тыс. человек, Западную Сибирь – 50 тыс. человек, Каракалпакию – 20 тыс. человек, Среднюю Азию – 30 тыс. человек. Часть населения откочевала в Китай. Доля казахов, проживавших в соседних республиках, возросла с 8% до 26%, в т.ч. в РСФСР – в 2,3 раза, Узбекистане – 1,7 раза, Туркмении – 6 раз, Таджикистане – 7 раз, Киргизии – 10 раз. 616 тыс. человек покинули Казахстан безвозвратно.
Демографическая катастрофа была обусловлена и страшным голодом 1930 – 1933 гг., явившимся закономерным результатом силовой коллективизации. Накануне «казахстанской трагедии» численность жителей республики составляла 6200тыс. человек, жертвами стали 2100 тыс. человек, в т.ч. 1750 тыс. казахского населения. В голодные годы уменьшился количественный состав и других народов, проживавших на территории Казахстана, в т.ч. украинцев с 859,4 тыс. до 658,1 тыс., узбеков – с 228,2 тыс. до 103,6 тыс., уйгуров – с 62,3 тыс. до 36,6 тыс.
О причинах голода и его катастрофических последствиях знало руководство страны во главе со Сталиным. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документы (письма Т. Рыскулова от 29 сентября 1932 г. и 9 марта 1933 г. и другие). Ф. Голощекину о голоде сообщали в письме деятели республики Г. Мусрепов, М. Гатауллин, М.Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев («письмо пяти»).
Но в условиях форсированной индустриализации по принципу «не доедим, а вывезем» в самые голодные годы не прекращались поставки зерна за рубеж. Руководство Казкрайкома и СНК республики (Ф. Голощекин, У. Исаев, И. Курамысов, Е.Ерназаров, С. Голодов и др.) не понесло никакой ответственности.
Для завершающего этапа коллективизации (1933 – 1938 гг.) характерно вынужденное снижение темпов коллективизации. В соответствие с постановлением «О сельском хозяйстве, и, в частности, животноводстве Казахстана» (сентябрь 1932 г.):
- ликвидирован ряд искусственно созданных колхозов и возвращено конфискованное имущество;
- началась работа по реконструкции ТОЗов в сельхозартели;
- на государственные субсидии приобретались сельхозинвентарь, скот, семена;
- для обустройства оседавших хозяйств выделено 30 млн. рублей и более 2 млн. пудов зерна;
- возвращенцам оказывалась финансовая и материальная помощь;
- скотоводческие районы на 2 года освобождались от уплаты налогов и обязательных платежей;
- принятый I съездом колхозников – ударников (1935г) примерный Устав сельхозартели закрепил передачу земли колхозам в вечное пользование, разрешил личное подсобное хозяйство у колхозников и перевел ТОЗы на Устав артели.
Принятые меры способствовали стабилизации обстановки в сельской местности. К концу второй пятилетки создано около 200 совхозов. Валовый сбор зерна составил 36,7 млн. ц., поголовье стада выросло к 1940 г. до 13 млн. голов. Это способствовало ликвидации последствий голода.
Трудно дать однозначную оценку коллективизации, проведенной в русле политики «Малого Октября». Наряду с успехами, связанными с созданием крупных коллективных хозяйств: рациональное использование земли, техническая оснащенность, применение агротехнических мер, обеспечение сельское хозяйство специалистами, ликвидация батрачества, обеспечение условий для проведения ускоренной индустриализации, сталинская модель коллективизации, осуществленная в Казахстане, разрушила традиционную хозяйственную систему, привела к спаду сельскохозяйственное производство, способствовала формированию административно – командной бюрократической системы управления аграрным сектором, породила незаинтересованность и равнодушие крестьян к работе, привела к демографической катастрофе, увеличив смертность и миграцию среди населения.