Социальная защита населения: сущность, направления, инструменты
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Социальная защита населения: сущность, направления, инструменты
1.1. Экономические аспекты социальной защиты населения
Составной частью социально-экономической политики государства является система социальной защиты населения, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп.
Система социальной защиты обеспечивает индивиду, социальной группе, населению в целом комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками. Основным социальным риском является утрата или отсутствие изначально основного источника дохода в силу ограниченных возможностей, возникающих у человека по состоянию здоровья (например, граждане преклонного возраста, беременные женщины, лица с временной и стойкой утратой трудоспособности) или в связи с социальными обстоятельствами (например, осужденные, беженцы, переселенцы, безработные, мигранты и т.д.).
В мире сложилось две основные модели социальной защиты населения:
- с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления социально-экономическими процессами;
- с минимизированной степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы и координирующей ролью государства в отношении частных инициатив в области удовлетворения социально значимых потребностей человека и социальной защиты личности.
В этом свете формируются соответствующие подходы к социально-защитительной практике:
- приоритетно государственный, опирающийся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (он предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и избирательное предоставление им мер социальной поддержки);
- личностно-инициативный, базирующийся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (этот подход ориентирован на распределение по труду и включает частное социальное страхование).
Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект и объект социальной защиты. Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений (образования, здравоохранения, социальной защиты, др.).
Действующая система социальной защиты в Российской Федерации базируется на следующих принципах:
- поощрительности, суть которого заключается в том, что властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственно важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, категорий, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;
- заявительности, в соответствии с которым, меры социальной поддержки и социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
- патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее социально и экономически защищенным группам, слоям, категориям населения.
Система социальной защиты населения - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий и мер, предназначенных для различных категорий населения, направленный на поддержание достойного уровня жизни, базирующийся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к данной категории населения со стороны государства и общества.
Социальная защита отдельных категорий населения включает в себя разнообразные юридические и практические действия в их интересах. В силу чего все мероприятия по социальной защите предполагают адресность социальной деятельности с учетом особенностей той или иной категории.
В соответствии с законом «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» от 10.12.95 г. №195-ФЗ, социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Социальные службы – предприятия, учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.
К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, а также министерства и ведомства Российской Федерации, к компетенции которых относится социальное обслуживание и социальная помощь населению. В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" учреждения социальной защиты населения подразделяются по следующим организационно-правовым типам: государственное бюджетное учреждение, государственное автономное учреждение, государственное казенное учреждение.
Бюджетное учреждение может быть создано в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Оно осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с государственным заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться.
Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
Автономные учреждения могут быть созданы в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, но только в случаях, установленных федеральными законами.
Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Казенное учреждение представляет собой бюджетное учреждение, лишенное права на получение доходов от приносящей доход деятельности. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах.
При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.
Социальные услуги – действия по оказанию клиенту социальной службы помощи.
Клиент социальной службы – гражданин, находящийся в сложной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Основанием для предоставления гражданину социального обслуживания является сложная жизненная ситуация. Это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.
Каждый гражданин имеет право на бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
Виды социального обслуживания:
1. Материальная помощь - предоставляется гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии, гигиены, ухода за детьми, одежды, обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации и ухода.
2. Социальное обслуживание на дому - осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания. Это учреждения, предоставляющие социальные услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, в особых условиях жизнедеятельности соответственно их возрасту и состоянию здоровья.
4. Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания осуществляется для: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных несовершеннолетних; детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; граждан без определенного места жительства и определенных занятий; граждан, пострадавших от физического и психического насилия; стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; других клиентов социальной службы, нуждающихся в предоставлении временного приюта.
5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Такое пребывание предоставляется сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим нуждающимся лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации. Наряду с пребыванием указанным лицам предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание.
6. Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
7. Реабилитационые услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации. Эти услуги оказываются лицам с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам, несовершеннолетним правонарушителям, другим, нуждающимся в них гражданам.
К учреждениям, оказывающим нестационарное социальное обслуживание, относятся: центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семьям и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; предприятия, оказывающие социальные услуги населению.
Оплата социального обслуживания дифференцирована. Бесплатное социальное обслуживание в государственных социальных службах предоставляется:
• гражданам, неспособным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного в регионе их проживания;
• гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
• несовершеннолетним детям, находящимся в сложной жизненной ситуации.
Дополнительные основания для бесплатного обслуживания могут быть установлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае отсутствия вышеуказанных оснований социальное обслуживание граждан осуществляется платно.
Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, проводится за счет средств федерального бюджета. Финансирование аналогичных учреждений в субъектах Российской Федерации при соответствующем статусе учреждения осуществляется за счет средств бюджетов конкретного субъекта. Дополнительными источниками внебюджетного финансирования могут быть: средства, поступающие от целевых социальных фондов; доходы от предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования, другие источники, не запрещенные законом.
Правовое регулирование социального обслуживания в России осуществляется федеральным законом «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями), а также рядом иных законов, регулирующих социальную помощь инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан. В развитие указанных законов приняты подзаконные акты, определяющие конкретные перечни гарантированных государством социальных услуг и порядок их предоставления, определяющих деятельность учреждений социального обслуживания различных организационных форм и форм собственности.
Социальное обеспечение - государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми. Оно имеет значение не только для указанных категорий, но и для трудоспособного населения, так как создает надежную базу для жизнедеятельности в старости, в случаях наступления временной или стойкой нетрудоспособности и др.
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в действующем законодательстве, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Социальное пособие - денежная выплата целевого назначения, предоставляемая по определённым основаниям.
Субсидии - имеющее целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
Социальная услуга индивиду - это действие другого лица, направленное на удовлетворение социальных потребностей индивида, обусловленных ограничением его жизнедеятельности по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам.
В состав набора социальных услуг включаются следующие:
1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Финансирование расходов на набор социальных услуг для тех категорий, меры социальной поддержки которых осуществляются за счёт федеральных расходных обязательств, происходит за счёт расходных обязательств Российской Федерации. Реализация государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг применительно к другим категориям граждан осуществляется субъектами Российской Федерации.
Социальная поддержка населения - система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Реализация государственной политики социальной поддержки населения в отношении определённых законодательством категорий граждан осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Это положение действующего законодательства определяет то, что, данная политика организационно и финансово трёхуровневая. При этом следует отметить, что, несмотря на реализацию мер социальной поддержки на основе многоканальной ресурсной обеспеченности, она для конкретного лица зависит от его категориальной принадлежности по расходным обязательствам: федерального или регионального уровня. В этом свете важным становится роль в этой политике органов местного самоуправления, которые непосредственно реализуют меры социальной поддержки применительно к конкретным гражданам и напрямую отвечают перед гражданами по всему комплексу проблем, связанных с государственной политикой социальной поддержки.
Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды).
Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты, устанавливают заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, а также размеры социальных пособий, пенсий и т.д.
Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения. Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан.
Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетное государственное регулирование. В соответствии с приоритетами социальной политики и действующими социальными программами государство предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов и услуг.
Социальные выплаты и услуги дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильца или работы и т.д. Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов.
Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваются периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат зависит от законодательно установленного минимума душевого дохода или заработной платы. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной поддержкой.
Таким образом, материальная база социальной защиты создается за счет государственного перераспределения доходов.
Материальное основание государственного регулирования зависит от объема национального производства и той его роли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет.
Уровень развития социально ориентированной рыночной экономики оказывает существенное влияние на формирование материальной основы социальной защиты населения и системы социальной работы.
1.2. Основы финансовой системы социальной защиты населения
Финансирование социальных услуг осуществляется в основном государственными и муниципальными органами власти. Расходы на социальную сферу представляют важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней. Социальные расходы покрываются как за счёт общих, так и за счет целевых, специальных налоговых поступлений в государственный бюджет.
В силу особой природы социальных услуг частный сектор не заинтересован, как правило, финансировать социальные услуги общественного сектора. Поэтому рост социальной сферы обусловлен увеличением объема бюджетного финансирования, которое, в свою очередь, зависит от доходной базы бюджета.
Финансирование экстенсивного расширения социальных услуг не может сопровождаться безграничным ростом социальных платежей. Граждане и предприниматели не заинтересованы в увеличении налогового бремени. Существует предел роста налоговых поступлений, после которого наступает антистимулирующий эффект и появляются застойные явления в экономике.
В России проблема соотношения налоговых поступлений и налогового бремени юридических и физических лиц, с одной стороны, и объёма бюджетных расходов на социальную сферу, с другой - оказалась еще более острой, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В современных условиях социальный популизм стал серьезным фактором давления на законодательную и исполнительную власть, которая вынуждена принимать ряд социальных законов и постановлений, не имеющих реального финансового обеспечения.
В последние годы произошло существенное уменьшение расходов на фоне сокращения налоговых поступлений в связи с экономическим спадом производства. Осуществлен процесс приватизации предприятий, оказывающих некоторые виды услуг, ранее относящихся к государственному сектору, например, услуги предприятий бытового обслуживания, некоторые услуги учреждений культуры, спорта и т.д., а ряд других услуг, например, жилищно-коммунальные, находится в стадии реформирования. Однако дальнейшее снижение государственных социальных расходов путем коммерциализации многих социально-культурных услуг наталкивается на ограниченность платежеспособного спроса большинства населения. Сворачивание социальной сферы по мере сокращения бюджетных поступлений вызывает нарушение процесса воспроизводства человеческого фактора.
В сложившихся социально-экономических условиях доминирующим направлением финансирования социальной сферы является прямое бюджетное финансирование, базирующееся на подушевых нормативах. Оно предоставляет широкую финансово-экономическую самостоятельность учреждениям и организациям бюджетной сферы. Для повышения обоснованности нормативного финансирования отраслей социальной сферы важное значение имеет разработка минимальных социальных стандартов, являющихся основой разработки минимальных норм бюджетного финансирования - федерального компонента норматива финансирования социальной сферы и соответственно минимально необходимых бюджетов на разных уровнях управления, благодаря этому может быть обеспечено единое финансовое пространство и введен обоснованный механизм вертикального и горизонтального регионального выравнивания. Это имеет важное значение для осуществления взвешенной социально-трансфертной политики.
На уровне учреждений и организаций социальной сферы происходит трансформация одноканального финансирования с системой оперативного управления в многоканальное финансирование на принципах некоммерческого хозяйствования. Бюджетное финансирование социальных отраслей не замещается, а дополняется внебюджетным финансированием. Кроме того, прямое бюджетное финансирование сочетается с косвенным через механизм предоставления налоговых льгот как государственным организациям, так и субъектам выделения внебюджетных средств. Финансирование в некоторых отраслях социальной сферы (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д.) в последние годы стало строиться на страховых началах, что обеспечивает взаимосвязь размера выплат и общего трудового вклада. Поскольку система трудовых мотиваций при страховых методах финансирования на основе распределительного принципа в некоторых социальных отраслях оказалась недостаточно эффективной, то для их усиления необходимо осуществить переход к обязательному накопительному принципу аккумулирования финансовых средств. Повышению эффективности бюджетного финансирования способствует использование модели персонифицированного финансирования социальных потребностей населения (МПФ). Существуют два варианта МПФ, основанных на разных принципах предоставления социальных услуг.
1. Универсальный принцип предоставления социальных услуг всем членам общества или всем членам определенной категории населения (например, ветераны войны) без проверки нуждаемости. Предоставление социальных услуг потребителям осуществляется через механизм различных социальных сертификатов - страхового полиса, личного образовательного кредита и т.д. Финансирование потребителя через механизм социальных свидетельств добавляет фактор конкуренции в систему финансирования социальной сферы. Только в этом случае можно создать условия для прямого адресного финансирования потребителей конкретных социальных услуг. Это позволяет преодолеть усиливающуюся в последнее время тенденцию чрезмерной бюрократизации социальной инфраструктуры.
2. Принцип адресности предоставления потребителям социальных услуг с дифференциацией населения по уровню нуждаемости. Речь может идти о введении единого пособия по нуждаемости. Однако для этого необходимо установить критерии нуждаемости и структуру самой выплаты. По сравнению с бюджетным финансированием оказываемых социальных услуг, не ориентированным по своей природе на возвратный и платный характер, адресное финансирование с помощью целевых свидетельств дает возможность выделить общественный сектор в отдельных сегментах социальной сферы.
Такая разновидность софинансирования социальной сферы отвечает требованиям, социальной справедливости. Она исключает возможность получения бесплатно или на льготных условиях социальных услуг высоко- и среднеобеспеченными слоями населения. Они должны приобретать социальные услуги по рыночным ценам, оплачивая их за счет средств семейного бюджета. С точки зрения финансирования социальных расходов адресный характер социальной помощи рассматривается как самый эффективный метод социальной политики, поскольку переносит социальную нагрузку с государственного и муниципальных бюджетов на семейный.
В последнее время перспективным направлением повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы становится финансирование через государственные заказы, государственные программы, фонды, гранты и контракты, которые размещаются на конкурсной основе как между государственными некоммерческими, так и негосударственными некоммерческими организациями. Но указанный способ бюджетного финансирования социальных услуг не является альтернативой базовому нормативному бюджетному финансированию. Обладая некоторыми достоинствами, (гибкостью и динамичностью, адресностью в получении финансовых средств), он не лишен определенных недостатков и прежде всего нестабильности финансовых поступлений. Это ограничивает возможности широкого применения этого способа финансирования. Поэтому целесообразно базовое бюджетное финансирование дополнять финансированием через контракты, гранты и фонды.
Государство создает систему контроля и социального мониторинга. При этом контролируются не только учебные и медицинские учреждения, но и состояние потенциала здоровья, образовательного потенциала, потери общества от их несоответствия потребностям, факторы риска.
В последнее время объективно нарастает процесс коммерциализации услуг, который наталкивается на ограниченный платежеспособный спрос со стороны потребителей услуг, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию.
1.3. Основные положения и цель государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития еепотенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие в интересах России, обеспечения ее конкурентоспособности в мире и укрепления национальной безопасности государства.
В Российской Федерации государственная молодежная политика (ГМП)
формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц, представляющих бизнес.
В России к молодежи относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет. Эко-
номический и социальный совет Организации Объединенных Наций к молоде-
жи относит граждан различных стран в возрасте от 15 до 24 лет.
В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 14-30 летние жители России и развитых стран мира станут основными трудовыми ресурсами этих стран, а их
трудовая деятельность – главным источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
Молодежь – это особая социально-демографическая группа общества с
характерными социально-психологическими свойствами, профессиональными и социальными ориентирами, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития. Она находится на этапе своего социального становления, освоения социальной роли, имеет ограничения в дееспособности по различным сферам участия в жизни общества и пользуется льготами в период становления.
В нашей стране от позиции молодежи в общественно-политической жиз-
ни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп про-
движения России по пути демократии и связанных с этим преобразований.
Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим
манипуляциям и экстремистским призывам, иногда звучащим в стране.
Молодежь как наиболее перспективная социально-возрастная группа на-
селения страны обладает рядом особенностей, которые можно свети к следую-
щим характерным чертам:
• в силу объективных причин российскую молодежь отличает недостаточное формирование ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при
принятии ею ответственных решений;
• молодежи присуще неполное включение в существующие социально-экономические отношения. Однако именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы в государстве;
• молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями и интересами всего общества, особенно той части, которая представляется старшими поколениями.
Молодежь выполняет особые социальные функции в государстве и обществе, наиболее важные из которых:
• наследование достигнутого уровня и обеспечение преемственности путей развития общества и государства, формируя образ будущего и выполняя функцию социального воспроизводства;
• обеспечение инновационного потенциала развития национальной экономики, ее высокотехнологичных отраслей, образования, науки и культуры, являясь наиболее перспективной составляющей человеческих ресурсов общества;
• молодые люди составляют основную, важнейшую часть кадров сило-
вых структур, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.
Молодежная политика подразумевает социальную деятельность молодежи по управлению развитием социальной сферы общества, направленную на удовлетворение ее интересов и потребностей, на осуществление социальной справедливости.
Как и во всем российском обществе, находящемся в ситуации системного кризиса, в молодежной политике также имеют место кризисные проявления. Но следует отметить тенденцию к преодолению кризиса через адаптивные особенности молодежной политики в современных условиях, поскольку она продолжает свое развитие и получает качественное наполнение.
В регионах-донорах молодежная политика развивается очень активно, в депрессивных регионах – это скорее движение по инерции.
В социологии понятие «молодежная политика» употребляется часто, но
мало работ, специально посвященных теоретическому анализу этой категории, ее соотношении с другими сопряженными по тематике понятиями.
В условиях социальной адаптации подрастающего поколения молодежная политика становится и объектом и субъектом общественных преобразований:
• само общество производит молодежную политику, цель которой – создание необходимых социально-экономических, политических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления, развития и усовершенствования, как отдельного молодого человека, так и в целом всего молодого поколения;
• сами молодые люди с целью повышения эффективности их влияния на общественную жизнь стараются объединиться в организации, коалиции, отра-
жающие желание каждого молодого человека к самореализации.
Теоретически молодежная политика может включать в себя весь спектр
деятельности государства и общества, направленной на поддержку молодежи
(здравоохранение, образование, трудоустройство и занятость, досуг, культура,
патриотическое воспитание, социальная помощь, информационная поддержка, жилье и др.). На самом деле к ведению молодежной политики отнесены направления, которые не реализуются более крупными отраслями государства, такими как образование, органы здравоохранения, социальная защита населения, культура, спорт.
Государственная молодежная политика – это конкретные законопроекты, способствующие решению молодежных проблем: трудоустройства, платного образования (его качества, удешевления), жилищных программ, поддержки молодых семей, приход молодежи во власть, поворота СМИ к молодежным проблемам, развитие сферы досуга и отдыха и многих других.
Исходя из основных направлений ГМП, государственная поддержка мо-
лодежных и детских объединений осуществляется в соответствии с принципами:
• приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей в
деятельности молодежных и детских объединений;
• равенства прав на государственную поддержку молодежных и детских
объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона;
• признания самостоятельности молодежных и детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки. Согласно Федеральному закону, государственная поддержка может быть обеспечена:
• молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившимся на основе общности интересов;
• детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.
Закреплены следующие виды государственной поддержки молодежных и детских объединений:
• информационное обеспечение и подготовка кадров объединений;
• поддержка проектов (программ) молодежных и детских объединений;
• финансирование мероприятий по поддержке объединений молодежи.
Федеральным законом предусмотрено формирование Федерального реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Конституцией и Законами Российской Федерации определен и законодательно обоснован весь комплекс действий молодежи и всех участников, осуществляющих руководство ГМП и направленных на:
• привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся всего общества, в особенности
молодежи;
• обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для выполнения обусловленных возрастом недостатков их социального статуса;
• предоставление молодому гражданину социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, объем, виды и качество которых обеспечивают всестороннее развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
• содействие инициативной общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития молодежи;
• обеспечение гарантий правовой и социальной защищенности молодых граждан;
• развитие механизмов обеспечения прав молодых граждан во взаимоотношениях с учебно-воспитательными учреждениями;
• обеспечение права молодых граждан на гарантированное получение минимума социальных услуг;
• формирование системы мер по обеспечению экономической самостоятельности и поддержки молодых граждан;
• обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;
• создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума
социальных услуг;
• осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;
• содействие международным молодежным обменам.
В стратегии государственной молодежной политики, принятой Прави-
тельством РФ (Постановление Правительства № 1760-Р от 18 декабря 2006 г.)
определено: «Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России».
Государственная молодежная политика (ГМП) разрабатывается и реализуется в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:
• выделение приоритетных направлений;
• учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
• участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений ГМП;
• взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
• информационная открытость;
• независимость оценки результатов Стратегии.
Принятая Стратегия рассматривает приоритетные направления в качестве системных элементов ГМП в России. Проекты, разработанные для их реализации, следует обращать ко всей молодежи России, открывая тем самым возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола. Национальности, профессии, места жительства и социального статуса, что предоставит ей те возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.
Государственная молодежная политика призвана интегрировать государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межсекторный характер взаимодействия целей:
• системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития
навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и
мировом сообществе;
• выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой
и спортивной сферах жизни, что дает возможность молодым людям проявить
себя, эффективно реализовать свой потенциал;
• вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе.
Такая система приоритетных направлений ГМП обеспечит улучшение
положения молодых людей, приведет к увеличению их вклада в конкуренто-
способность экономики страны.
1.4. Механизмы реализации государственной молодежной политики в регионах
Современный этап государственной молодежной политики характеризуется поиском оптимальных подходов к разделению ответственности и полномочий между федеральным центром и регионами. Этот процесс затрагивает не только молодежную политику, но и внутреннюю государственную политику в целом, являясь неотъемлемой частью формирования российской государственной политической системы.
В Указе Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803
«Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации»
под региональной политикой понимается «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов станы, а также механизм их реализации». Отмечается, что «регион может совпадать с границами субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации».
Существуют два основных подхода к пониманию государственной региональной политики:
1. Политика государства в отношении регионов. Исходя их логики этого
подхода любую внутреннюю политику государства можно считать региональной, поскольку государство состоит из регионов.
2. Деятельность органов местного самоуправления по проведению государственной политики. В рамках этого подхода федеральный центр понимается как институт, определяющий основы государственной политики, а также полномочия и ответственность субъектов Федерации по ее реализации.
В действующем законодательстве РФ поддерживается тенденция к осуществлению последнего подхода, когда условия и рамки государственной молодежной политики определяются федеральным законодательством, а ее реализация большей частью возлагается на субъекты Федерации.
Под механизмом реализации молодежной политики понимается доста-
точно устойчивая система взаимодействия государственных и общественных
институтов по широкому спектру вопросов в области осуществления молодежной политики для удовлетворения актуальных потребностей общественной системы в ее воспроизводстве и дальнейшем развитии.
Механизмы реализации молодежной политики образуют определенную
общую систему, которая способна выполнять регуляторную, конституирующую функцию. В разных обществах система механизмов осуществления молодежной политики приобретает свою качественную специфику, что непосредственно связано с особенностями институциональной структуры, характерной для того или иного государства.
Существуют следующие особенности конкретных механизмов реализации молодежной политики на региональном уровне.
В своей законотворческой деятельности регионы ориентируются на федеральный центр, основное государственное законодательство РФ по молодежной политике. В практике своей работы региональные власти опираются на собственные законы о молодежной политике, которые часто представляют собой вполне успешные попытки спроецировать федеральные законы на региональный уровень с учетом региональной специфики. Основными документами, на базе которых осуществляется собственно практическая деятельность молодежной политики, являются целевые программы, комплексные или по отдельным направлениям. Именно программы отражают региональную специфику, приоритеты, объемы финансирования, также специфичные для каждого региона.
К минусам законодательного механизма относится недостаточная сформированность законодательной базы, особенно в тех регионах, где приняты базовые законы о молодежной политике.
Организационный механизм предполагает создание адекватной системы
программно-целевого управления молодежной политикой, вертикального и горизонтального управления государственными и общественными структурами.
Существует как строгая вертикальная структура «федеральный центр – региональная власть – местная власть», так и горизонтальное взаимодействие «законодательная власть – исполнительная власть», активно подключаются молодежные организации, которые в основном используются как совещательные органы. Структура не является в значительной мере жесткой – специфику привносит и собственно вид политики – молодежная. Чрезмерное ужесточение, особенно горизонтальных связей, создает существенные административные барьеры к участию в управлении собственно представителей молодежи. Необходимо отметить высокие темпы развития организационного механизма в целом, особенно в части включения молодежи в управление – активно идет создание молодежных парламентов, расширение их полномочий и ответственности.
Финансово-инвестиционный механизм представляет собой действующую систему финансирования молодежной политики. В этой части в регионах отмечается как сочетание традиционных способов финансирования – бюджетных и внебюджетных, так и освоение новых возможностей привлечения средств и инвестиций – кредиты банков, средств населения за счет жилищных займов, целевые средства от реализации коммерческих проектов. Распределение финансовых ресурсов по направлениям реализации молодежной политики не всегда сопоставимо с актуальностью соответствующих проблем молодежи региона, что, возможно, связано с недостаточным развитием научно-методологического механизма реализации молодежной политики.
Наиболее развитым и перспективным является программный механизм
осуществления молодежной политики. Программа представляет собой некото-
рый проект по реализации того или иного направления молодежной политики.
Она едина и целостна в своей основе, содержит детальный план мероприятий и бюджет, подчиненный общим целям и задачам. Именно на этом уровне про-
граммы реализации молодежной политики обретает собственно практическую
направленность и окончательно оформляется как региональная.
Нужно отметить, что за последнее десятилетие молодежная политика заняла прочное место в региональной социальной сфере. Она обрела, с одно стороны, отраслевые очертания:
• во многих регионах работают министерства, имеющие подведомственные учреждения;
• реализуется ряд крупных подпрограмм, проводятся региональные молодежные мероприятия.
С другой стороны, региональная молодежная политика стала по своему
характеру межотраслевой в тех направлениях социальной политики, где требовалась координация работы различных отраслей.
Переход к новым условиям хозяйствования и территориального управления определил новый характер организационных вопросов молодежной политики в территориальном аспекте. Основными элементами, составляющими горизонтальную структуру реализации региональной молодежной политики, выступают соответствующие координационно-совещательные органы:
• коллегии министерства молодежи, межведомственные комиссии, экспертно-консультативные советы по основным направлениям региональной молодежной политики;
• молодежные общественные организации.
Важнейшим направлением работы по созданию горизонтальной структуры региональной молодежной политики является целенаправленное формирование многочисленных субъектов молодежной политики различного уровня, создание системы договорных отношений с многообразием организационно-правовых форм и отношений собственности.
В этой связи необходимо четкое разграничение по организационно-
правовым подходам к реализации региональной молодежной политики как
межотраслевой сферы, с одной стороны, и как самостоятельной отрасли,
имеющей свои институты.
Основной предпосылкой в оформлении молодежной политики на региональном уровне послужило создание и деятельность во многих регионах специализированного органа по молодежной политике в системе исполнительной власти (министерство по молодежной политике), который выступил координатором и интегратором государственных и общественных структур.
Главными нерешенными вопросами по проблеме реализации государственной молодежной политики на региональном уровне являются:
• незавершенность и недостаточная определенность процесса формирования самостоятельных структур по работе с молодежью на всех уровнях
власти;
• узковедомственный и отраслевой подход в работе с молодежью;
• отсутствие общих подходов;
• нескоординированность деятельности структур по работе с молодежью;
• отсутствие государственных и региональных социальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи.