Социальная психология личности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Социальная психология личности.
Изучает проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей (личность рассматривается как системное качество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением).
ВХОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМ
Процесс вхождения индивида в социум обычно называют социализацией. В настоящее время под социализацией понимают процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация не выступает противоположностью индивидуализации, скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность.
К ведущим феноменам социализации относят – усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций. Стереотипы поведения формируются через подражание взрослым в раннем детстве. Стереотипы очень устойчивы, и могут быть основой психической несовместимости в семье или этносе. Ребенок осваивает и активно воспроизводит в деятельности социальные знания и умения, накопленные обществом.
Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Вторичная социализация определяется разделением труда и представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания. Роли, в данном случае, прямо или косвенно связаны с разделением труда.
Социализация происходит и стихийно, и целенаправленно. Стихийно ребенок подвергается воздействиям взрослых, находясь в их среде и включаясь в их беседы. А общественные знания, установки, умения передаются ребенку в целенаправленном обучении и воспитании. В этом отношении следует разделить понятия «социализация» «развитие» и «воспитание».
Существуют различные взгляды на проблемы развития. Биогенетическое направление связывает развитие личности с наследственными и врожденными факторами. Социальная среда рассматривается только как условие, ускоряющее или замедляющее его.
Например, концепция Уильяма Шелдона погружает человека в биологическую эволюцию, не рассматривая сущность его исторического становления. Программа развития дана заранее ребенку, в течение жизни она проясняется и опредмечивается. Социальная среда не вносит существенных изменений. Ребенок созревает как индивид, биологические факторы разворачиваются в процессе жизни, а готовность к тому или иному способу адаптации заложены с рождения.
Социогенетическое направление рассматривает процесс развития по-другому. Основой развития оказывается социальная среда, которая определяет и формирует ребенка в соответствии с образцами, существующими перед ним. Именно к этой группе теорий, относится теория Стенли Холла. Ее основное положение состоит в том, что развитие ребенка повторяет основные исторические этапы развития общества. Ребенок в своем развитии проходит животную фазу, фазу охоты, фазу рыболовства, фазу окончания дикости, и, наконец, фазу начала цивилизации.
Оба эти направления исследуют противоположные условия развития. Одно изучает внутренние условия, другое внешние.
А вот Теория конвергенции двух факторов развития - биологического и социального, принадлежит Уильяму Штерну. Оба фактора принимают участие в становлении. Личность оказывается продуктом и социальных воздействий, и наследственных диспозиций.
Существуют и альтернативные взгляды на взаимодействие данных факторов. Согласно Фрейду, личность включает инстанции, изначально конфликтующие друг с другом. Нижняя инстанция Ид выражает биологические, инстинктивные побуждения и позывы. Они подавлены Супер-Эго, которое интроецирует социальные нормы и запреты, налагаемые на первичные влечения. Эго стремится регулировать взаимодействия этих двух инстанций.
Теории двойной детерминации, теории конвергенции и теории конфронтации видят человека в отрыве от окружающего.
Все развитие выводится из вторичного взаимодействия внешнего и внутреннего так, как если бы они сначала были бы разделены, а затем вторично начали взаимодействовать.
И только в системно-деятельностном подходе биологические основания развития рассматривались как предпосылка, а социум - как условия и движущая сила. Ребенок в своем развитии преодолевает противоречия, и потому вынужденно приобретает новые позиции, входит в деятельность, новую для себя, осваивает незнакомые средства осуществления деятельности. Ребенок оказывается развитым не потому, что стремится к этому, а вынужденно, так как развитие становится выходом из противоречия. Отказ от развития, регрессия, также выход, но его выбирает ребенок, чувствующий неспособность к преодолению. И тогда предполагается коррекция, «подтягивание» ребенка к уровню других детей.
В отечественной психологии взросление ребенка почти всегда оказывалось подтягиванием к заранее готовой форме. Критерий развитости - подтягивание к взрослому, повторение за ним его способов действия.
Дети рассматривались как нечто «неразвитое», почти патологичное. К детям не относились как к «другим», а только как к «неразвитым таким же», которые с помощью специальных обрядов, вводились во взрослое сообщество.
Постепенно стало происходить осознание детства как самостоятельного, самоценного явления. С выделением детства как самостоятельного феномена возникает идея развития как самодвижения, а субъектом ребенок становится, проявляя активность.
-------------------------------------------------
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ и механизмы социализации.
Процесс развития ребенка немыслим вне личностного развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей и отношений.
Сравнивая понятия «социализация» и «воспитание», следует заметить, что понятие «воспитание» имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на ребенка со стороны специальных профессиональных институтов. Их цель – передача определенной системы представлений, понятий и норм. Акцент здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В широком смысле -под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать как окружающие люди, так и все общество. Различия между «воспитанием» и «социализацией» исчезают, если понятие «воспитание» используют в широком смысле слова. Социализация личности - это процесс формирования и становления личности через овладение социальным опытом. Один из ведущих механизмов социализации личности - Адаптация. Социально-психологическая адаптация бывает двух типов: 1. Прогрессивная адаптация - которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации. В ходе реализации прогрессивной адаптации достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и групп, общества в целом, с другой; 2. Регрессивная адаптация - проявляется как формальная адаптация. Она не отвечает интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.
Кроме адаптации, к механизмам социализации относятся: идентификация (отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения); подражание - является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения и опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков); внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которой их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»).
По мнению Эрика Фромма, к механизмам и способам социализации можно отнести также мазохизм, садизм, деструкцию и конформизм. Однако не все они способствуют адекватной социализации личности.
Можно также говорить и о социализации группы. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые применяются им к оцениванию ситуации в группе и своего положения в ней. Если в окружающей среде нормативом является направленность на достижение успеха, оценивание ситуации в группе будет включать этот критерий. А если в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе появится критерий, оценивающий эту норму. Особенности социализации группы соотносятся с изменениями в обществе.
В необихевиоризме социализация понимается как накопление социального опыта в виде формирования навыков на стимулы при условии их подкрепления.
Гуманистическая психология видит в социализации процесс подавления человека или раскрытие его сущностных способностей в социальных условиях. В концепции Алексея Николаевича Леонтьева большое внимание уделено социальному фактору. Личность, по Леонтьеву, производится обществом. Вхождение личности в общество происходит деятельностно, в ходе развертки. вначале во внешнем плане, затем во внутреннем.
Социализация в отечественной психологии представлялась как интериоризация. Ребенок не просто усваивает знак, а становится способен управлять с его помощью своим поведением и во внутреннем плане. По своему содержанию социализация может быть рассмотрена как сложный процесс становления личности, проявляющийся в деятельности, общении и самосознании.
Развитие самосознания складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Рассмотрение самосознания как своеобразной установки означает включение в «Я» трех основных компонентов: когнитивного (знание себя), эмоционального (оценка себя), поведенческого (отношение к себе). Развитие самосознания невозможно вне деятельности и общения, которые обеспечивают определенную коррекцию представлений о себе в сравнении с представлениями других. Таким образом, социализация выступает как единство изменений во всех трех обозначенных областях.
К основным факторам социализации личности относятся:
Во-первых - Особенности государственного устройства страны - определяемые спецификой исторического и политического развития, территориально-административными границами, экономическими, социальными и психологическими причинами. Во-вторых - Культура - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей, охватывающая все стороны жизни человека: биологическую, производственную, духовную, социальную. В-третьих - Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общей культурой, сходными особенностями психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований). Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во многом определяет специфику социализации личности. В четвертых - Региональные условия - условия, характерные для социализации лиц, проживающих в той или иной части страны, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное своеобразие и пр.). В пятых - Тип поселения - село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации людей в них проживающих. В-шестых - Средства массовой коммуникации - технические средства, с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм). В-седьмых - Индивидуально-личностные факторы - связаны с субъективностью усвоения опыта. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными людьми.
По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам «с неопределенным концом», но с определенной целью. И процесс этот не прерывается на протяжении всего онтогенеза человека.
--------------------------------------------
Учитывая, что социализация является двусторонним процессом, включающим в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, так и процесс воспроизводства индивидом этой системы социальных связей в ходе активной деятельности, можно выделить две основные стадии социализации: дотрудовую и трудовую. Дотрудовая стадия социализации предшествует началу трудовой деятельности и разделяется на два периода: 1) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; 2) стадия обучения, включающая все время обучения в школе, техникуме, вузе.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, т. е. весь период его трудовой деятельности. При этом личность не только усваивает социальный опыт, продолжая непрерывное образование, но и воспроизводит его.
Между социализацией детей и взрослых существуют следующие различия: во-первых - Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Во-вторых - Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. В-третьих - Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков серого цвета. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослому и выполнении определенных правил. В-четвертых - Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Завершающий этап процесса социализации можно обозначить как десоциализацию. Эта стадия сопряжена с утратой статуса и ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время человек дезадаптируется и, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказался. Переживания пожилых людей нередко вызываются утратой близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но эти переживания могут компенсироваться благодаря нахождению нового смысла жизни.
Сегодня стремительные изменения в обществе постоянно предъявляют новые требования к личности. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших, получило название ресоциализация. Она охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих.
Отождествляя социализацию и профессионализацию, зарубежные психологи нередко отождествляют стадии процесса социализации с периодизацией профессионального становления личности.
-------------------------------------------------------------
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группы, которые передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
В период раннего детства такими институтами являются семья и дошкольные учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. В семье поведение родителей определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно охарактеризовать двумя парами признаков: неприятие-расположение и терпимость-сдерживание.
Роль семьи, как института социализации, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. В зарубежных исследованиях широко изучались три типа дисциплинарных воздействий на детей: использование власти (принуждение); объяснение; лишение родительской любви. Тактика использования власти предполагает насилие, приказ, физическое наказание, контроль со стороны родителей над желаниями ребенка. Индуктивная техника (объяснение) включает рассуждение, похвалу, объяснения ребенку последствий его действий. Лишение любви предполагает неприятие, игнорирование ребенка, выражение разочарования его поведением. Исследования развития детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, контролировали, требовали осознанного поведения, вырастали с высокой степенью активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке. Дети, которые были не уверены в себе, не проявляли любознательности и не умели сдерживать себя, имели родителей, больше полагавшихся на наказание, нетребовательных, неорганизованных, имевших плохо налаженный быт.
Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, но и путем соотнесения своего опыта с образом жизни своих родителей. При этом усваиваются принятые родителями нормы и ценностные ориентации.
На следующем этапе основным институтом выступает средняя школа, обеспечивающая ребенку образование, и формируя первичные гражданские представления. Школьное развитие человека как личности и субъекта деятельности предполагает развитие интеллекта, эмоциональной сферы, уверенности в себе, позитивного отношения к миру и мотивации самосовершенствования.
На трудовой стадии ведущим институтом социализации выступает трудовой коллектив, деятельность которого не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Критериями социализированности личности выступают содержание установок и ценностей; адаптированность и адекватность личности; социальная идентичность.
Если Главной целью социализации личности является ее самореализация и развитие способностей, то главным критерием социализированности личности можно считать уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Социализированную личность отличает также уровень ответственности и контроля за своим поведением.
-----------------------------------------------------------
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ Отношения с окружающими строятся личностью в зависимости от возлагаемых на каждого человека определенными «социальными ролями», которых может быть достаточно много. Один и тот же человек одновременно способен реализовывать несколько различных ролей. Даже у школьника в зависимости от группы, в которой он находится в данный момент, могут быть совершенно разные роли: «ученик», «сын», «читатель библиотеки», «спортсмен» и так далее.
В психологии под ролью понимается нормативно-одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции. Можно выделить формальные роли, которые зафиксированы в штатных расписаниях и служат для формирования различных учреждений и более крупных социальных структур. Но кроме этих ролей в процессе социального взаимодействия возникают также неформальные роли типа «отличник», «душа общества», «классный клоун» или «козел отпущения». Американский социолог Толкотт Парсонс и его коллеги считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик: 1) эмоциональности, 2) способа получения, 3) масштабности, 4) формализации, 5) мотивации.
Некоторые роли даны человеку от рождения. Они называются приписанными. Эти роли, обусловлены социальным происхождением, полом или местом рождения. Приобретенные же роли определяются тем, что человек осуществил в своей жизни. Роль ученого человек приобретает в результате защиты диссертации, а роль начальника после назначения на должность.
Можно сказать, что само человеческое «Я», внутреннее содержание личности, возникает и формируется только в процессе усвоения ролей в общении с окружающими людьми. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений - это непременный закон существования любой группы.
Поскольку каждый человек исполняет одновременно несколько различных ролей (в семье, среди друзей, в какой-либо общности), между ролями могут существовать конфликты. Ситуация, связанная с необходимостью одновременно удовлетворять противоречащим требованиям двух или более ролей, называется ролевым конфликтом.
При длительных взаимодействиях роли обычно становятся устойчивыми. Лица, которым приписывают определенные роли, становятся и носителями определенных ожиданий. Однако, человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен и противостоять им, если они противоречат его представлению о самом себе. Социальная роль помогает человеку найти себя в жизни, и в то же время может стать преградой на пути к самореализации.
Собственно говоря, роль может быть полноценной только тогда, когда созданы соответствующие условия - есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять.
Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Формирующая сила ролевых ожиданий проявляется в представлениях о том, как должны вести себя, например, мужчины и женщины. Они в значительной степени строят свое поведение и свои высказывания с учетом того, чего ждут от них собеседники.
В некоторых случаях понимание того, что человек обязан делать в данной социальной роли, может расходиться с пониманием других. Это обстоятельство может привести к конфликтам между людьми.
----------------------------------------
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Независимо от желания человека, окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. «Исполнение» роли регулируется сложившимися нормами и подвержено социальному контролю. Если мы не оправдываем «ролевых ожиданий» социума, то вступаем с ним в конфликт, порой даже небезопасный для жизни.
Если для группы людей предписаны лишь немногие нормы (например, пешеходы должны переходить дорогу лишь на зеленый сигнал светофора и держаться правой стороны тротуара), то этот набор не расценивается как социальная роль. Для возникновения роли необходима целая система норм.
Одна из основных, наиболее широко распространенных норм человеческой культуры воплощается в правиле взаимного обмена. В соответствии с этим правилом человек старается определенным образом платить за то, что ему предоставил другой человек. Правило взаимного обмена часто вынуждает людей подчиняться требованиям других. Для того, чтобы наилучшим образом защититься от давления правила взаимного обмена, необходимо принимать услуги с искренней благодарностью, но при этом быть готовым расценить их, как ловкие трюки.
К нормам можно отнести обязательства и последовательность. Большинство людей стремятся выглядеть последовательными в своих словах, мыслях, делах. В основе этой склонности лежат три фактора: 1) последовательность в поведении высоко оценивается в обществе; 2) последовательное поведение способствует решению самых сложных задач в повседневной жизни; 3) ориентация на последовательность создает возможность для формирования ценных стереотипов в сложных условиях существования.
В более узком смысле групповые нормы это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.
Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения и по социальнопсихологическим механизмам действия.
Например, правовые нормы вырабатываются, формулируются, утверждаются специальными государственными учреждениями, устанавливаются специальным законодательным путем, поддерживаются государством. Они всегда вербализированы и отражены в словесных конструкциях.
Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точки зрения большинства и государства, асоциальные формы поведения. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общесоциальные нормы, и специфические, выработанные именно данной группой.
Этические нормы морали и нравственности складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла или справедливости).
Моральные нормы это, как правило, неписаные нормы поведения, регулирующие общественное поведение, групповое и личное.
К разряду не абсолютно директивно действующих норм социального поведения личности относятся ритуалы. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления.
Групповые нормы социального поведения личности могут быть формализованными и неформализованными.
--------------------------------------------------------
СТАТУС ЛИЧНОСТИ. Любой человек занимает в обществе несколько социальных позиций. Важную роль в регуляции взаимоотношений личности в группе играет ее «положение» или «статус», обозначающий место индивида в системе групповой жизни. Он связан с определенными правами и обязанностями. Человек может иметь ряд статусов, один из которых является для него главным. Некоторые статусы даны от рождения. Они называются приписанными. Например, статусы, обусловленные расой, полом или этническим происхождением. Наоборот, достигнутый статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Никто не родится писателем или мужем. Самое широкое применение понятие «статус» находит при определении структуры межличностных отношений, с помощью социометрической методики.
Статус или положение, занимаемое личностью в общности, может рассматриваться с нескольких различных сторон:
1) функционально-ролевой (чаще всего это лидерский статус);
2) профессиональной (это место, занимаемое любым членом коллектива, в том числе и лидером, по уровню профессионализма в определенной предметной области);
3) морально-этической (связано с характером оценки группой личностных, человеческих и морально-этических качеств члена группы);
4) самооценочной (самооценка индивида, которую он дает себе по всем трем направлениям).
Оценка окружающими и самооценка не всегда совпадают. Скорее, наоборот - гораздо чаще они способны существенно расходиться друг с другом. Такое расхождение глубоко переживается любым членом группы, в том числе и лидером, и сопровождается ощущением внутреннего, психологического дискомфорта.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА. Пытаясь ответить на вопрос: почему люди в определенных ситуациях поступают так, а не иначе? нередко используют понятия социальной установки или психического настроя личности. Установка является элементом психического настроя, как более сложного и интегрального образования. Настроение не сводится к какой-то одной установке, это ансамбль всех установок личности, которые проявляют себя более или менее одновременно в психическом состоянии и деятельности индивида.
На этом житейском уровне понятие «социальной установки» употребляется также в значении, близком к понятию «отношение», «оценка». Оценка представляет собой выражение одного из видов отношения субъекта к объекту. В структуре логики оценок имеются четыре «компонента»: субъект, объект, основание и характер. Субъектом является тот, кто высказывает и производит оценку; объектом - вещь или ее свойство, которое оценивается; основанием - критерии, с позиций которых производится оценка; характер оценки (плохо, хорошо), может быть и сравнительным («Это лучше, чем то»). Оценка подразделяется на три степени: положительная, нейтральная, отрицательная. Поскольку всякая оценка основана на определенных принципах, это допускает чрезвычайно большое разнообразие оценок не только по различию субъектов и объектов, но и по различию оснований.
Основной путь формирования социальной установки - путь непосредственного участия личности в практической жизни, ее собственный опыт. При этом установка может реализоваться как настроение, как определенный эмоциональный настрой в отношении данного объекта. Социальные установки могут формироваться путем превращения ценностного представления в установку. Это происходит тогда, когда ценностное представление об одном предмете переносится по аналогии на все сходные предметы. Социальные установки могут также формироваться в процессе коммуникации, в ходе воспитания, обучения или идеологических воздействий. Изменяемость и подвижность социальных установок зависит от их уровня: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является.
Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, превращается в принципиально важную для социальной психологии задачу.