Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Социальная диагностика
Технология социальной диагностики (социально-педагогической)
Термин “диагностика” происходит от греческих слов dia – между, врозь, через, gnosis – знание. В античном мире диагностами назывались люди, которые после сражения подсчитывали количество убитых и раненых. В эпоху Возрождения диагностика – уже медицинское понятие, означающее распознавание болезни. В ХХ веке это понятие стало широко использоваться в философии, а затем и в психологии, технике и других областях.
В общем смысле диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и познаванием единичного явления. Результат такого познавания – диагноз, то есть заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу.
«Диагностика» (греч. «» — способный распознавать) — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.
(Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов).
Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20-начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе.
Социальная диагностика — это область социальных знаний, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого индивидом или группой. Социальная диагностика предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Социальная диагностика может быть как важнейшим компонентом социальной технологии, так и самостоятельной технологией.
Цель социальной диагностики — постановка социального диагноза, а именно: установление достоверности информации о субъекте социального взаимодействия (клиенте) и об окружающей его среде, прогнозирование возможных изменений и влияния клиента на другие социальные объекты, с последующей выработкой рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:
— выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;
— определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
— описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;
— ранжирование специфических свойств клиента.
Социальная диагностика является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз — прогноз — программа — внедрение.
Для того, чтобы понять поступки клиента, социальный работник начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.
Как известно, среди потребностей можно выделить:
— биологические потребности — физиологические (голод, жажда, сон), половые, или сексуальные, ориентировочные;
— материальные — одежда, жилище, питание и т.д.;
— социальные потребности — трудовые, познавательные,
коммуникативные;
— духовные потребности — нравственные, эстетические,
религиозные.
Неудовлетворенные потребности порождают социальные проблемы. Это может выражаться в дефиците материальных средств, в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности или психических заболеваниях, расхождениях между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами и рамками социальной роли, в расхождениях, обусловленных изменением образа жизни или противоречивостью статусных ролей.
Некоторые исследователи (К. Джерман, А. Гиттерман) выделяют условия и причины обострения взаимозависимости потребностей и проблем: 1) переломные моменты, обусловленные образом жизни, статусными ролями и кризисными событиями; 2) отсутствие обратной связи с социальным и ближайшим окружением; 3) трудности в общении с членами семьи и представителями первичных групп и др.
В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления, диагностика предусматривает выявление:
· индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и возникших в связи с ними социальных проблем;
· состояния здоровья;
· индивидуальных особенностей, возможностей человека, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направленной на компенсационное или иное наиболее целесообразное преодоление недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;
· особенностей позиции человека, его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию, активности и устремленности в самостоятельном достижении социально-педагогических целей в работе над собой, а также его отношения к воспитателю;
· условий среды, в которых он живет, имеет или не имеет возможности для самореализации.
Это обусловлено тем, что всякая социальная технология носит адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность, на определенную целевую установку и условия их реализации.
Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия в ней нескольких специалистов (их иногда называют бригадой специалистов): врачей различных направлений, психологов, педагогов.
Принципы социальной диагностики:
Социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований — принципов диагностики.
Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.
Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
Педагогическая диагностика - изучение характеристик процессов воспитания и образования, содействующих (препятствующих) полноценному развитию ребенка.
Педагогическая диагностика оценивает процесс воспитания и образования с позиции тех результатов, которые «демонстрируют» ребенок и педагог. При этом результат воспитания и образования ребенка может быть соотнесен:
- с одной стороны, с установленной нормой (например, стандартная норма знаний), что часто обусловливает оценочное отношение к ученику и отсутствие его безусловного принятия.
- с другой стороны, с уровнем его собственного продвижения по пути воспитательного и образовательного маршрута. Необходимо изучать ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не только с успехами других детей, но и собственными показателями.
Поэтому в ряде случаев социальный педагог не только не может пользоваться готовыми педагогическими оценками, но вынужден реабилитировать ребенка в глазах окружающих через демонстрацию его лучших сторон.
В социальной педагогике диагностика изменила свое содержание. Если психологическая диагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то социально-педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса
Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями. Социально-педагогическая диагностика как инструмент социально-педагогической поддержки и сопровождения ребенка не может быть самоцелью. Она направлена на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей и потенциалов - на актуализацию скрытых резервов ребенка и значимых в его жизни людей.
Объект социально-педагогической диагностики – развивающаяся личность в социальных условиях.
Стоит вспомнить при этом формулу С. Л. Рубинштейна о том, что все в психологии формирующейся личности внешне обусловлено, но ничто не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внешние обстоятельства трансформируются через внутренние условия развития. Значит, определяя объект педагогической диагностики как развивающуюся личность в единстве с внешними обстоятельствами, важно:
1. Иметь научно- обоснованную точку зрения о взаимосвязи между компонентами педагогического процесса, выходящими на внешнюю педагогическую действительность, и результатами в развитии, которые ими определяются.
2. Рассматривать результаты педагогической деятельности в тесной взаимосвязи с теми педагогическими условиями, которые могут определить тот или иной результат.
3. Достаточно осторожно, с большим тактом трактовать полученные результаты, постоянно учитывая интересы и права личности, выступающей с определенных позиций как объект исследования.
Правила социально- педагогической диагностики:
- в поле зрения социального педагога находится вся совокупность отношений, в которые включен ребенок. Его поведение и эмоциональное самочувствие может быть понято только в контексте значимых для него социальных отношений;
- ребенок раскрывает себя и свои проблемы только в рамках позитивного контактного взаимодействия;
- данные диагностики не должны быть направлены против ребенка;
- нельзя делать выводы о личности только на основе одной диагностической методики.
В настоящее время существует множество социологических, психологических и педагогических теорий, раскрывающих специфику детства, качественное своеобразие процессов социализации ребенка, что дает возможность выбора теоретических идей, отталкиваясь от которых можно осуществлять выбор диагностического инструментария. В этом смысле постановка социально-педагогического диагноза невозможна без опоры на теоретические представления.
Функции социальной-педагогической диагностики:
Диагностика социально-педагогического процесса выполняет ряд функций, обеспечивающих его объективный, независимый характер.
Первая из них – функция обратной связи. Не контролируя своих действий, социальный педагог теряет возможность управлять процессом формирования личности. Поэтому ему необходимы такие сведения о педагогическом процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение наилучшего варианта педагогического решения.
Вторая – функция оценки результативности педагогической деятельности, которая основывается на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.
Третья – функция социально-педагогической диагностики воспитательно– побуждающая. Диагностика социально-педагогического процесса отличается тем, что ее нельзя оторвать от реальной жизни. При диагностировании педагогу нужно не только получить информацию об воспитуемых (причем о каждом в отдельности), но и активно включиться в их реальную деятельность, в систему сложившихся отношений.
При этом нельзя забывать, что не всякое вмешательство педагогично. Более того, грубое вторжение может разорвать сложнейшие и тончайшие переплетения педагогических отношений, а также исказить подлинную картину исследования.
Четвертая и пятая функции – коммуникативная и конструктивная. Всякое межличностное общение основано на знании и понимании и партнера, и тех людей, через которых это общение осуществляется. Выполнение этих функций становится возможным при условии, что диагностика определяет индивидуально-типологические особенности объекта педагогического воздействия и социального педагога в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения воспитательного результата.
Шестая функция – информация участников педагогического процесса. Результаты социально-педагогической диагностики интересны и важны как для всех педагогов, в той или иной степени участвующих в формировании личности данного воспитанника, так и для его окружающих. Конечно, не всегда диагностические выводы следует сообщать: иногда лучше, чтобы в паре “педагог-воспитанник” сохранялась определенная тайна. Но это лишь подчеркивает значимость информационной функции социально-педагогической диагностики.
Седьмая функция – прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование: определение перспективы развития диагностируемого объекта. Реализация этой функции сопряжена с чрезвычайной ответственностью педагога. Так, если диагностика состояния уровня обученности воспитанника выдает результат резкого их отставания от должного, то имеет ли право педагог спокойно воспринимать это?
Или, если социальному педагогу стало известно, что его воспитанник становится трудным из-за неблагоприятных условий в семье или в окружении, может ли ситуация превратиться в нравственный конфликт, если педагог не располагает средствами устранения факторов неблагоприятного исхода.
Структура социально-педагогической диагностики:
Социально-педагогическая диагностика выдвигает особые требования в организации исследования, направленного на разработку диагностической методики или технологии. Наиболее важные из них:
а) рассмотрение педагогических явлений, как целостной системы;
б) определение сторон педагогического процесса и воспитательной ситуации, подлежащих социально-педагогической диагностике;
в) анализ основных связей внутри диагностируемого объекта;
г) определение структуры (неизменные характеристики) и организации (направленность процесса, его количественная характеристика) диагностируемого педагогического явления.
Процесс социальной диагностики имеет следующий алгоритм:
1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении клиента. (Формулировка проблемы в научных терминах)
2. Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая. (Обращение к научной литературе соответствующей статусу клиента и раскрывающей суть и параметры его проблемы; анализ известных из описания случая фактов)
3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных. (Проблема и ее наиболее вероятная и близлежащая причина возникновения)
4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы. (Выбор и реализация методик исследования: 1) подтверждающие наличие проблемы; 2) подтверждающие причину проблемы; 3) выявляющие ресурсы клиента)
5. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных. (Анализ и интерпретация результатов диагностики)
6. При не подтверждении гипотезы повторение процедуры.
7. Прогнозирование развития ситуации. (Что будет если работать с проблемой, что будет, если не работать)
8. Разработка рекомендаций. (Предполагаемый план работы с краткими рекомендациями для клиента, семьи, специалистов)
Технология социально-педагогической диагностики состоит из двух блоков: диагностики и прогнозирования, каждый из которых имеет свои этапы деятельности.
Структурно блок диагностики включает ряд этапов. Среди них следует выделить такие:
· ознакомление с клиентом;
· установление взаимопонимания между практическим работником и клиентом, диагностика носит двусторонний характер: клиент имеет право и должен активно участвовать в этом процессе;
· анализ первичной информации, тех сведений, которые специалист получает при первом знакомстве и которые нужны для принятия решения о необходимости диагностики объекта;
· постановка задачи: определение объекта (что), предмета (содержание) диагностики и того, как ее следует обеспечить (способ диагностики);
· выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;
· подготовка к диагностической деятельности (техническая и методическая, субъекта и объекта);
· собственно, диагностика — реализация методов и методик диагностики;
· анализ результатов диагностики и постановка диагноза. На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике, как правило, таких проблем несколько.
Определение социальной (социально-педагогической) проблемы клиента позволяет специалисту подумать о том, как ее можно решить, какие для этого в перспективе могут понадобиться специалисты. Он переходит к следующему этапу технологии.
Блок прогнозирования (социальное, социально-педагогическое прогнозирование). С учетом полученных в результате диагностики данных об объекте специалист имеет возможность направленного прогнозирования.
Предметом его выступают:
а) направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекция развития и воспитания человека, социального воспитания, перевоспитания, исправления, педагогической реабилитации, адаптации, при необходимости стимулирование дезадаптации, а также обучения его, в том числе в вопросах самообслуживания, профессиональной ориентации и подготовки (начальной, средней);
б) возможности человека в целостном развитии либо по определенным направлениям;
в) возможная зона ближайшего развития1, воспитания объекта в интересующей социального педагога области. Идея «зоны ближайшего воспитания» была сформулирована еще А.С.Макаренко — как ближайшая цель работы по перевоспитанию человека. Он обращал внимание на умение педагогически правильно формулировать ближайшую цель как посильную и реальную в конкретной ситуации. Затем воспитатель должен обеспечить ее наиболее полное достижение. Это позволит ему поставить следующую — большую, несущую в себе и большие требования к воспитаннику цель, и так до полного решения всей проблемы перевоспитания в соответствии с перспективными целями;
г) возможности создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию возможностей зоны ближайшего развития, воспитания.
Таблица 1. Уровни социально-педагогической диагностики
Уровень диагностики
Методы исследования
Описательная функция педагогического
моделирования
Прогнозирующая функция педагогического моделирования
Компонентная диагностика
Срезы отдельных компонентов исследуемого объекта.
Отдельные проявления и показатели индивидуальных особенностей личности.
Отдельные характеристики педагогического влияния.
Малодостоверный прогноз, основанный на интуиции или опыте
Структурная диагностика
Срезы по нескольким компонентам.
Связи между отдельными сторонами процесса или отдельными проявлениями формирующейся личности
Создание теоретических моделей
Достоверность краткосрочного прогноза.
В предсказании по-прежнему большое место занимает интуиция.
Системная диагностика
Экспериментальные ситуации, генетический метод.
Системы образования и воспитания.
Функционирование педагогической системы во времени, выявление существенных связей как внутри исследуемого объекта, так и внешних связей.
Создание имитационных моделей.
Определение различных зон развития личности учащихся и перспектив педагогического процесса.
Прогнозирование
Прогностические методы.
Экстраполяция воспитательного процесса.
Вероятностное предсказание правильности выбранных средств и путей достижения педагогических целей