Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
3. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложносочиненным называют такое предложение, части которого соединены
сочинительными союзами.
Синтаксическое значение сочинения состоит в относительном равноправии
компонентов: два компонента находятся в одинаковых отношениях к некоторому
третьему компоненту (или их можно поставить в такие отношения. Ср.: Уже светло, и
погасили свечи – Он увидел, что уже светло и погасили свечи. Об относительности такого
равноправия мы говорим потому, что иногда в сложносочиненных предложениях
встречается более значимая и менее значимая части. Ср.: Все пошли спать (более
значимая часть), да и давно пора уже было (часть, несущая добавочную, дополнительную
информацию).
Виды сложносочиненных предложений
В зависимости от типа союза и характера смысловых отношений между
предикативными
единицами,
выделяют
следующие
виды
сложносочиненных
предложений.
1.
Соединительные
Средство связи – соединительные союзы и, да, ни – ни.
Выделяют 2 типа соединительных предложений: открытые и закрытые.
Открытые имеют один тип смысловых отношений – перечислительные. Они
состоят, как правило, из многих предикативных единиц, и потому союзы в них
повторяющиеся: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо
льдом блестит; Ни стрелы не летели, ни пушки не гремели.
В последнем случае перечисление называется отрицательным.
Закрытые соединительные предложения состоят из 2 предикативных единиц,
между которыми возникают следующие смысловые отношения:
а) причинно-следственные – самые распространенные в закрытых соединительных
предложениях. Напр.: Зима была снежная, и все ждали сильного половодья. В первой
части указывается на причину какого-либо явления, действия, а во второй – на вывод,
следствие. На границе между частями можно поставить уточняющие наречия потому,
оттого, поэтому, вводные слова следовательно, значит (иногда эти слова стоят уже в
самом тексте). Напр.: Сопротивление хазарам, а не война с Византией становилось
главной проблемой для Киева, и поэтому княгиня киевская Ольга постаралась
приобрести в лице греков сильного союзника; Преподобный благословил эту войну, и
поэтому все православные сочли своим долгом восстать на защиту Русской земли от
басурман и латинян;
б) временные – указывают на одновременность или последовательность событий,
действий, явлений. Напр.: В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры
– оба события происходят одновременно, их можно поменять местами: В сенях висели
волчьи и лисьи шкуры и пахло яблоками. Кучер осадил лошадей, и коляска остановилась у
дома – в этом предложении выражены отношения временной последовательности;
порядок следования частей друг за другом в этом случае является закрепленным.
Отношения временной последовательности могут быть осложнены причинноследственными отношениями: Как-то вечером пошел снег, и все стало среди ночи белым.
Присоединительные
2.
В предложениях с присоединительными отношениями вторая часть уточняет
предыдущую, сообщая добавочные сведения, какую-либо попутную информацию. Как
правило, присоединительные отношения выражаются семантикой предложения и союзами
да и, к тому же, а то, а не то, не то, тоже, также; присоединительной семантикой
могут обладать союзы и, но, а, зато, особенно в сочетании со специфическими
лексическими элементами притом, это, между тем и под. Напр.: Люди сильно
проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе; Он делал заведомо невозможное, и
это его привлекало; Пошли скорее, а то есть хочется; Европейские историки
рассматривают крестовые походы как явление уникальное, а это-то и неверно.
Сопоставительные
3.
Сопоставительные
предложения
выражают
отношения
сопоставления,
противопоставления, контраста, противоположности, несовместимости при помощи
противительных союзов а, но, да (=но), однако, зато, же, только.
У сопоставительных предложений выделяют следующие оттенки смысловых
отношений:
а)
собственно
сопоставительные.
В
таких
предложениях
сравниваются,
сопоставляются разные события и явления, действия, субъекты: Старик явно возмущался,
а Григорий морщился; В комнатах было душно, а на улицах вихрем носилась пыль; Ученье
и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.
б)
отношения
противопоставления.
В
таких
предложениях
значения
предикативных единиц резко противопоставлены по смыслу, контрастны; иногда это
подчеркивает употребление антонимов. Напр.: Он шутил, а я злобствовал; Он
аристократ – а я смиренная демократка; Вам мои поступки не нравятся, а князь их
одобряет; Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слезы лил, но ты не снизошла.
Разновидностью противопоставления можно считать несоответствие – такие
отношения, при которых содержание второй части не соответствует тому, что мы
ожидаем, что было бы закономерно, естественно, исходя из содержания первой части.
Напр.: Его имя Вернер, но русский; Олег усмехнулся - однако чело и взор омрачилися
думой;
в) отношения возместительности выражаются союзами зато, но зато (или зато
можно подставить). Такое сопоставление имеет целью указать на события, факты,
возмещающие собой негативную информацию первой части: Ржавеют в арсеналах
пушки, зато сияют кивера; Фонари не горели, но высоко в небе сияла полная луна,
освещая дорогу;
г) отношения уступительные выражаются обычно сочетаниями а все-таки, но всетаки, но тем не менее и под. Они соотносимы со сложноподчиненными предложениями
с придаточными уступительными, то есть указывают на действия, явления, факты,
совершаемые вопреки тем условиям, о которых говорится в одной из частей: Думайте
что хотите, а все-таки я права; Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на
востоке; Пошел сильный ливень, но тем не менее матч продолжался. В большинстве
случаев
такие
конструкции
можно
трансформировать
в
сложноподчиненные
с
уступительным союзом хотя;
д) отношения ограничительные наиболее ярко выражаются союзом только (по
происхождению это ограничительная частица): Кругом было тихо, только на краю
деревни лаяли собаки. Вторая часть указывает на факты, ограничивающие то, о чем
говорится в первой части, на неполное, частичное противопоставление. Ограничительные
отношения редко встречаются в чистом виде, чаще всего они сопутствуют отношениям
уступительным: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать;
Степка что-то отвечал, но трудно было разобрать его слова.
4.
Разделительные
Смысл разделительных отношений – выражение расчлененности событий:
обозначаемые в предикативных единицах явления, события, факты, с точки зрения
говорящего,
не
могут
происходить
одновременно.
Разделительные
отношения
выражаются при помощи разделительных союзов то – то, не то – не то, то ли – то ли,
или, либо, ли.
В разделительных предложениях могут быть выражены следующие смысловые
оттенки:
а) отношения взаимоисключения: одно событие, явление исключает возможность
другого. Напр.: Или ты не так играешь, или я не так пою; Иль чума меня подцепит, иль
мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид;
б) отношения чередования: сначала происходит одно событие, потом его сменяет
другое. Напр.: То дождь, то снег…; То сверкнет алмазом росинка на листке, то
вспорхнет с цветка пестрая бабочка;
в) отношения неразличения (взаимоисключения с оттенком предположения): из
двух явлений одно является истинным, реальным, но какое – мы не знаем. Напр.: Не то
пыль, не то дым; То ли люди так изменились, то ли я так состарился.
5.
Градационные
В градационных предложениях одна из предикативных единиц несет сообщение
более важное, значимое, существенное. Градационные союзы обычно сложные: не только
– но и, не то что…но, не то чтобы – но: Мы не только накануне переворота, но мы
вошли в него; Не то чтобы мне это необходимо, но я сделаю это из чувства долга.
6.
Пояснительные
В пояснительных предложениях вторая часть поясняет содержание первой при
помощи пояснительных союзов то есть, а именно. Напр.: Но французские пэры сказали:
«Не гоже лилиям прясть», то есть не годится иметь женщину на престоле.
Схема типов сложносочиненных предложений
1.
Соединительные (и, да, ни – ни):
-
открытые: перечислительные,
-
закрытые: причинно-следственные и временные;
2.
Присоединительные (да и, а то, а не то, тоже, также);
3.
Сопоставительные (а, но, да (=но), однако, зато, же, только):
-
собственно сопоставительные,
-
противопоставления,
-
возместительности,
-
уступительные,
-
ограничительные;
4.
Разделительные (или, либо, ли, то – то, не то – не то, то ли – то ли):
-
взаимоисключения,
-
чередования,
-
неразличения;
5.
Градационные (не только – но и, не то чтобы – но);
6.
Пояснительные (то есть, а именно).