Система социальной ответственности, проблемы взаимоотношений «власть-бизнес-общество» в РФ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, проблемы
взаимоотношений «власть-бизнес-общество» в РФ
1.Концепция социального государства
2.Модели социального государства
3.Социальная политика государства
4.Социальное партнерство и его развитие в РФ
5.Интересы власти, бизнеса и общества
6.Взаимоотношения «власть—бизнес—общество».
7.Выстраивание гражданского общества
Литература:
1.Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция
концепции / Ю. Е. Благов; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во
«Высшая школа менеджмента», 2010. — 272 с.
Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации
за 2016 год. – М., Общественная палата Российской Федерации, 2016. – 258
с.
3.О социальной деятельности компаний в регионах По материалам
ежегодного исследования РСПП о состоянии делового климата в России
(на основе опроса компаний-членов РСПП
4. Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России
Н.В. Зубаревич, директор региональной программы НИСП
5. Власть, бизнес, общество в регионах: неправильны й треугольник / под
ред. Н.Петрова и А. Титкова ; Моск. Центр Карнеги. — М. : Российская
политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.— 439 с.
•
Концепция социального государства и его
индикаторы
Социальное государство - особый тип современного высокоразвитого
государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной
защищенности всех граждан посредством активной деятельности
государства по регулированию социальной, экономической и других
сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной
справедливости и солидарности. Социальное государство является
итогом сближения целей и гармонизации отношений государственных
институтов и общества
• Конечной целью развития социальной сферы социального государства
должно стать утверждение принципа социальной справедливости:
1. гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его
способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его
качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения
своего благосостояния;
2. создание равных стартовых возможностей всем членам общества
через систему воспитания, образования и социальной поддержки;
переход от политического и правового равноправия граждан к их
социальному равноправию;
3. обеспечение силами государственных и общественных институтов
приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не
имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать
свой жизненный уровень.
Конституционные индикаторы социального
государства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Положение о социальной функции частной собственности. В
Конституции РФ положений о социальной функции частной собственности
нет но в принципе социальная функция частной собственности в России не
отрицается.
Конституционное закрепление социально-экономических прав
человека и гражданина - на труд, отдых, образование, здравоохранение,
государственные пенсии и др.
Социальное партнерство (социальная солидарность). Социальное
партнерство распространяют на отношения труда и капитала, работников и
работодателей.
Социально-экономическое равноправие и одновременно выравнивание
фактического уровня жизни индивидов и социальных, национальных, иных
общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества.
Социальная справедливость.(установление законом минимального
размера оплаты труда (МРОТ); набор минимума товаров и услуг,
необходимых для жизни человека ("потребительская корзина",
прожиточный минимум). Он должен быть обеспечен человеку государством
(отсутствие такого минимума по независящим от лица причинам дает право
на субсидию или пособие от государства.
Создание социально ориентированной экономики ( государственное
прогнозирование и планирование)
Социальное государство должно вы ступать социально-политическим
арбитром в обществе, ( выражает и защищает интересы экономически,
политически и идеологически доминирующих слоев общества).
Социальны е обязанности и социальная ответственность.
Вы соко технологичное государство и инновационное государство.
Модели социального государства
• Либеральная модель , - индивидуальный принцип,
предусматривающий личную ответственность каждого члена общества
за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства
незначительная. Финансирование социальных программ
осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и
частного страхования. При этом задачей государства является
стимулирование роста личных доходов граждан.
• Корпоративная модель, - механизм ответственности предприятий и
организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих
работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные
гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату
медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального
обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность
организаций-работодателей.
• Социал-демократическая модель, в основе которой лежит
ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным
принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного,
а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие
налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и
социальные программы, систему социального обслуживания.
Вспомогательную роль играют действующие в странах
негосударственные (частные) институты социальной помощи
(различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако,
вспомогательную роль.
Цели развития и зона ответственности в области
КСО, характерные для социального государства
Цели развития
социального
государства
Зона ответственности в области КСО
Государство
Повышение
качества жизни
Непосредственно
граждан
Решение проблем Непосредственно
безработицы
Раскрытие
внутреннего
Опосредованно
потенциала
человека
Общество
Бизнес
Опосредованно
Непосредственно
Опосредованно
Непосредственно
Опосредованно
Непосредственно
Ролевы е функции взаимодействия государства, бизнеса и общества
• государство регулирует и стимулирует развитие экономики и
способствует организации общества;
• бизнес определяет возможности и мощь государства и формирует
социально-экономические интересы общества;
• общество определяет бизнесу цели и ограничения, делегирует
полномочия выявления и реализации интересов граждан государству.
Структура социальной сферы национальной экономики
1.
система социально-трудовых отношений по поводу формирования
доходов и расходов населения;
2. сфера социального обеспечения;
3. отношения, определяющие социальную демографию;
4. сфера потребления населением материальных благ и платных услуг;
5. сфера жилищно-коммунального хозяйства;
6. сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
7. сфера транспорта и связи;
8. сфера охраны здоровья населения;
9. система организации рабочего, внерабочего и свободного времени;
10. система организации и условий труда;
11. сфера охраны окружающей среды;
12. система организации безопасных условий жизни.
Социальная политика
• Общество — целостная, исторически устойчивая форма (система)
совместной жизнедеятельности людей.
• Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них
— классы), имеющих разные интересы, иногда в чем-то схожие, а
иногда несовместимые, даже непримиримые. Совокупность
социальных групп — это социальная структура.
•
Социальная группа - часть населения, имеющая однотипные
устойчивые общественные условия и проблемы жизнедеятельности,
называется.
• Политика - взаимоотношения социальных групп (классов).
• Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп
по поводу сохранения и изменения социального положения населения,
составляющих его классов, слоев, социальных, социальнодемографических, социально-профессиональных групп, социальных
общностей (семьи, народы, население города, региона и т.п.).
• Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного
социального климата и социального согласия, условий,
обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей
населения
•
Виды социальной политики: государственная, региональная,
корпоративная и т.д.
• Субъекты социальной политики: государственные органы власти,
организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере
негосударственные организации, общественные объединения граждан.
Ответственность означает соблюдение прав и исполнение своих
обязанностей вышеназванными субъектами.
Модели финансирования социальных программ.
• Модель 1. «Добровольно-принудительная
благотворительность»– диктат власти, препятствующий
росту эффективности корпоративных программ и
повышению качества государственного и муниципального
управления.
• Модель 2. «Торг» («партийная благотворительность», то
есть финансирование социальных программ в рамках
избирательных кампаний.)
• Модель 3. «Власть-корпорация» диктат бизнеса,
невыгодный самому бизнесу. Корпорация вынуждена
выполнять компенсирующую функцию, “достраивать” город
до уровня, который нужен для обеспечения производства от продукции высоких биоинженерных технологий до
продуктов питания.
• Модель 4. «Социальное партнерство» Взаимодействие
строится по принципу: «Выгодно каждому – выгодно всем».
Сущность социального партнерства
Социальное партнерство - это система
цивилизованных общественных отношений,
обеспечивающая согласование и защиту
интересов работников, работодателей,
предпринимателей, различных социальных
групп, слоев, их общественных
объединений, органов государственной
власти, местного самоуправления на основе
договоров, соглашений, достижения
консенсуса по важнейшим направлениям
социально-экономического и политического
развития.
Основны е принципы социального партнерства
1) Равноправие сторон.
2) Уважение и учет интересов сторон.
3) Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.
4) Содействие государства в укреплении и развитии социального
партнерства на демократической основе.
5) Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных
нормативных правовых актов.
6) Полномочность представителей сторон.
7) Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.
8) Добровольность принятия сторонами на себя обязательств.
9) Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств.
10) Обязательность выполнения коллективных договоров.
11) Контроль за выполнением принятых коллективных договоров,
соглашений.
12) Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их
вине коллективных договоров, соглашений.
РАБОТНИКИ
Стремление к
достойной ж изни
Улучшение
условий труда.
Достойная оплата
труда.
Защита жизни,
здоровья,
имущества.
Социальный пакет
(медицинское,
пенсионное
страхование,
детские сады, ясли,
дома отдыха).
Улучшение
условий труда,
морального климата
в коллективе.
Уважение прав
личности.
Поддержка
образования.
Поддержка
творческих
начинаний.
РАБОТОДАТЕЛИ
ВЛАСТЬ
ОБЩЕСТВО В
ЦЕЛОМ
Основны е цели
Создание
Упрочение
Устойчивое
комф орт ны х условий авторит ета
развитие
для бизнеса
Основны е интересы
Улучшение имиджа
Получение средств Создание новых
предприятия.
контроля над
рабочих мест.
Расширение спроса на социальной ситуацией Создание социальных
производимую
в регионе.
объектов (детских
продукцию.
Облегчение проверки садов, школ, больниц,
Получение доступа на выполнения
спортивных
международные рынки. работодателями
сооружений).
Повышение
региона требований
Поддержка
привлекательности на
трудового
образования.
рынке труда.
законодательства.
Поддержка и
Улучшение условий
Стимулирование
проведение культурных
труда, повышение
решения социальных
и спортивных
заинтересованности
проблем
мероприятий.
работников.
работодателями.
Снятие социальной
Управление рисками, Повышение
напряженности.
возникающими в
привлекательности
Благоустройство
социальной сфере.
региона на рынке
населенных пунктов.
Получение
труда; закрепление
Снижение вредных
«общественной
трудоспособного
воздействий на
лицензии» на ведение
населения в регионе.
окружающую среду.
бизнеса.
Поощрение
Экономное
Установление хороших деятельности
расходование
отношений с властью.
администрации
невосполнимых
Приобретение средства вышестоящими
ресурсов.
защиты собственности от органами власти.
Создание
недружественного
Получение
инфраструктуры.
поглощения.
позитивной оценки
Повышение инвестици- деятельности
онной привлекательности. администрации
электоратом.
Состояние социального партнерства в РФ
•
1. В РФ осуществляется
переход к рыночным
отношениям.
2. Существует минимально
необходимая правовая
основа для развития
•
социального партнерства.
Окончательно не оформились реальные
субъекты, представляющие и
защищающие интересы наемных
работников, с одной стороны,
собственников и работодателей — с
другой.
Профсоюзы чаще всего занимают
откровенно соглашательские позиции, а их
руководство не является силой,
3. Есть профсоюзы — как
способной объединить все профсоюзные"
организации,
организации, входящие в РФ для
представляющие и
действительно мощного давления на
защищающие интересы
правительство и работодателей.
трудящихся.
• Объединения работодателей ( РСПП,
4. Выделился класс
ассоциации малого бизнеса и др.)
предпринимателей.
созданы не для переговоров с
работниками, а для лоббирования
5. Государство заявило о
интересов работодателей в органах
своей готовности
исполнительной и законодательной
выступить в качестве
посредника в отношениях власти.
между наемными
• Единственным реально действующим
работниками и
субъектом по-прежнему остается
работодателями.
государство.
Взаимоотношения власти, бизнеса и общества в регионах
России
По степени влияния:80%- власть; 16% бизнес; 4%- общественность
15
Договоры о социальном партнерстве
Соглашением ф иксируют ся обы чно величина вы плат в
консолидированны й бюдж ет региона; планы компании в отношении
развития предприятий в регионе, благот ворит ельность,
приоритетны ми направлениями кот орой являют ся образование,
медицина и спорт , как правило, на т еррит ории оперирования
компании. Предст авит ели региональной и мест ной власти, со своей
ст ороны , в рамках дейст вующего законодат ельст ва обязуются
создавать экономические условия, кот оры е направлены на
устойчивое развит ие компании.
При этом конкрет ны е парамет ры соглашения представляют собой
закры тую информацию, недост упную даж е для региональны х
парламентариев.
Формат ежегодных соглашений представляется эффективным обеим сторонам.
Что касается бизнеса, то для него это, во-первых, переход от менее формальной
системы поборов, когда с соответствующей просьбой может в любой момент
обратиться любой чиновник, к более четко регулируемым обязательствам обеих сторон (соглашение
— это своего рода индульгенция, предохраняющая от
дополнительны х поборов); кроме того, в рамках соглашений бизнес часто
напрямую обеспечивает нечто, скажем строительство поликлиники или бассейна,
а не просто дает деньги, не зная, какая их часть пойдет на дело. Наконец, вполне
официальное и адресное спонсорство в рамках соглашений — это и способ
укрепления позитивного имиджа компании, средство социальной рекламы. 16
Что касается власт и, т о она получает возмож ност ь более
Бизнес — общество
Суммарны е объ емы реализуемы х бизнесом в интересах общества проектов
оцениваю тся сейчас в сотни миллионов долларов ежегодно. Крупнейшие
частные и общественные российские и иностранные благотворительные
(грантодающие) организации, работающие в России с начала 2000-х годов,
объединяются в Форум доноров. Туда входят как международные и
иностранные, так и российские донорские организации, представляющие не
только частные и корпоративные, но и государственные и общественные (фонды
местных сообществ) структуры. Членами Форума доноров наряду с западными
благотворительными фондами являются: CAF Россия, EN+ Group, JTI, АО «ОМК»
Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России, БАТ Россия
Благотворительный детский фонд «Виктория», БФ «Система», БФ Елены и
Геннадия Тимченко, БФ Центрального федерального округа, Вольное дело,
Детский паллиатив, Надёжная смена, Нестле Россия, ПАО «ГМК «Норильский
никель», ПАО «Северсталь»
Все представители крупного бизнеса имеют свои фонды, действующие, как
правило, в регионах присутствия соответствующего бизнеса. Бизнес в основном
предпочитает индивидуальный подход и личный контроль над осуществляемыми
проектами в случае, если это не просто безадресная милостыня. Есть и адресные
инвестиции бизнеса в память о личном прошлом — в «свои» города, школы,
университеты. Коллективные проекты зачастую инспирируются властью, как,
например, бизнес-школа «Сколково».
17
Бизнес
—
общество
В 2008 г. прошел пилотный конкурс в сфере социального предпринимательства,
организованный ф ондом региональны х социальны х программ Вагита
Алекперова « Наше будущее» . Из 32 подавших заявки на конкурс
победителями стали благотворительный фонд «Надежда» из Петербурга,
занимающийся производством доступных и качественных средств реабилитации
для инвалидов (5 млн руб. на три года), региональная общественная организация
«Березень» из Тулы, занимающаяся трудоустройством инвалидов (4,5 млн руб. на
шесть лет), и некоммерческая организация «Женщина, личность, общество» из
Рыбинска Ярославской области, наладившая производство украшений и сувениров
из войлока (300 тыс. руб. на два года).В 2009 г. на первый в России конкурс
социальных бизнес-проектов, организованный Фондом «Наше будущее» с
призовым фондом 20 млн руб., было подано 80 заявок из 10 регионов, где
работает фонд.
Власть осуществляет сейчас и хочет сохранить в будущем постоянный контроль
за взаимоотношениями бизнеса и общества. Он легче осуществим в отношении
более зависимого от власти бизнеса и сложнее — в отношении общества. Отсюда,
равно как и из отсутствия корней, «старых денег», культуры жертвования (и
часто жертвователей), проистекает слабост ь независимы х фондов,
эндаументов.
Популизм власти, осуществляемый за счет «подведомственного» ей бизнеса,
носит далеко не безобидный характер, поскольку после поборов власти,
решающей таким образом свои проблемы и проблемы опекаемого ею населения,
18 у
бизнеса может не оказаться
Выстраивание гражданского общества
Гражданское общество — это скорее то, что есть само и что возникает в
обществе независимо от государства, а то и в результате
противодействия государству.
• ГО-1- то, чт о хочет видет ь государст во как приводны е ремни во
взаимодейст вии с общест вом
•ГО-2- то, чт о возникает в общест ве, как т акой ж е механизм
взаимодейст вия с государст вом, но уж е с собст венны х позиций
общества;
•ГО-3 - то, что не связано с государством непосредственно, что
появляет ся в общест ве для общест ва ж е.
ГО-1 — созданная в 2005 г. Общест венная палат а, Общест венны е
советы , СМИ,
ветеранские организации,
огромное количест во фондов помощи правоохранительны м
ст руктурам,
официальны е конф ессиональны е ст рукт уры ,
контролируемы е власт ью профсоюзы ,
молодеж ны е, спорт ивны е организации.
Сюда же относится большая част ь полит ических партий.
Многие из перечисленных структур унаследованы еще с советских времен и,
19
благополучно перейдя оттуда, претерпели часто лишь косметические изменения,
и все это — площадки, если не прямо созданные, то как минимум в значительной
Выстраивание гражданского общества
ГО-2 — это правозащитные, экологические организации, независимые
профсоюзы, независимые аналитические центры (think tanks);
-широкий спектр протестных движений: против монетизации льгот, точечной
застройки, сноса домов, сооружения памятников, повышения тарифов в ЖКХ,
введения ограничений на праворульные автомобили и др.;
-оппозиционные политические партии и т. д.;
-разного рода профессиональные ассоциации типа РСПП, осуществляющие
взаимодействие корпораций с госструктурами;
- инициативы по не санкционированным властями референдумам.
ГО-3 — это прежде всего благотворительность, осуществляемая без подсказки
государственных чиновников, будь то помощь больным детям или детским домам ,
жертвам стихийных бедствий и терактов и др.;
хосписы;
деятельность церковных общин в миру, например, в больницах, и помощь им со
стороны; -приведение в порядок собственного дома и окружающей его
территории, другие формы реальной самоорганизации и самоуправления на
низовом уровне;
-дискуссионные клубы и целые клубные сети кафе наподобие московских (ОГИ,
«Апшу», «Жан-Жака» или «Билинг-вы» - все они закрыты!);
- деятельность ряда фондов, например, Фонда Прохорова;
- ряд журнально-издательских и культуртрегерских проектов.
20
Инфраструктура диалога власти и общества
1. Площадки диалога: от обращений граждан к форумам
2. Общественные палаты
3. Общественные советы
4. Общественные наблюдательные комиссии
5. СМИ как институт гражданского общества: свобода слова и информационная
безопасность
ПЛОЩАДКИ ДИАЛОГА: ОТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
К ФОРУМАМ
В нашей стране сформирована сеть общественных институтов, выступающих площадкой для диалога власти и гражданского общества. Задача площадок
гражданского диалога заключается в том, чтобы проблемы граждан не оставались
без внимания, а государственные органы реагировали на них максимально оперативно и системно, на уровне муниципальных и региональных властей. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый гражданин имел возможность публично
высказывать свою гражданскую позицию и участвовать в инициативах гражданского общества.
В числе площадок такого взаимодействия – различные электронные сервисы.
Инструментом прямого волеизъявления граждан, который предполагает не только
выдвижение собственных инициатив, но и оценку уже имеющихся проектов, является электронный портал «Российская общественная инициатива».
Динамика развития сектора СО НКО за 2011–2015 годы
Изменение средней численности добровольцев и
работников, работавших с одной СО НКО, в 2011–2016 гг.