Система органов местного самоуправления
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Система органов местного самоуправления
Конституция России (статья 131) определяет, что структура органов местного самоуправления выбирается населением самостоятельно. Это предполагает право населения на выбор такой структуры из числа вариантов (моделей), предусмотренных законодательством.
Систему органов местного самоуправления составляют:
• представительный орган муниципального образования;
• глава (высшее должностное лицо) муниципального образования, он также считается органом местного самоуправления, хотя и состоит из одного лица;
• местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
• контрольно-счетный орган муниципального образования;
• иные (не перечисленные в законе) органы и должностные лица местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставом муниципального образования (статья 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
Не является органом местного самоуправления муниципальная избирательная комиссия, поскольку она не обладает полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименования органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций. Как именуются представительные органы МСУ в Иркутской области?
Наличие представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в ограниченных случаях и порядке, установленных законом.
Все местные администрации, а также представительные органы городских поселений, муниципальных районов и городских округов обладают правами юридического лица. Правами юридического лица могут также обладать представительные органы иных типов муниципальных образований и некоторые структурные подразделения местных администраций, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Перечисленные юридические лица имеют правовой статус муниципального казенного учреждения.
Принято считать, что классическое разделение властей в органах местного самоуправления не обязательно. Однако и законодательство о местном самоуправлении, и практика муниципального управления фактически основываются на принципе разграничения полномочий. Согласно этому принципу каждый орган местного самоуправления обладает собственными, только ему присущими полномочиями по решению вопросов местного значения, определенными федеральным законом и уставом муниципального образования. Для принятия наиболее ответственных решений, затрагивающих интересы населения, требуется согласованная позиция как минимум двух, а иногда и трех органов местного самоуправления. Например, проект местного бюджета готовит администрация муниципального образования, утверждает представительный орган, подписывает и обнародует (опубликовывает) глава муниципального образования, а контроль за его разработкой и исполнением осуществляет муниципальный контрольно-счетный орган.
Наибольшее значение для муниципального управления имеет выбор варианта (модели) организации муниципальной власти. Федеральный закон № 131-ФЗ с учетом последующих поправок предусматривает возможность использования пяти вариантов (моделей).
Вариант 1. Глава муниципального образования избирается населением на муниципальных выборах и по должности возглавляет местную администрацию. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.
Вариант 2. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и по должности возглавляет представительный орган. Руководство местной администрацией возлагается на профессионального специалиста («сити-менеджера»), назначаемого на должность представительным органом по контракту, заключаемому по результатам конкурса из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Контракт с главой администрации заключает глава муниципального образования на срок полномочий представительного органа. В этом случае глава администрации имеет статус муниципального служащего. К кандидату на должность главы администрации могут быть установлены дополнительные профессиональные требования.
Вариант 3. Глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган. Глава местной администрации назначается аналогично варианту 2.
Варианты 4 и5 (новые, введены Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 8-ФЗ). Глава муниципального образования приобретает свой статус двумя новыми способами:
а) избирается из числа депутатов, как в вариантах 2 и 3, но возглавляет местную администрацию. После избрания он слагает с себя депутатские полномочия;
б) назначается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и также возглавляет местную администрацию. Привести пример из МСУ Иркутской области.
Работу представительного органа организует председатель, избираемый аналогично варианту 1.
Таким образом:
• в вариантах 1 и 2 глава муниципального образования избирается населением, в вариантах 3 и 4 — представительным органом из числа депутатов, а в варианте 5 назначается представительным органом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией;
• в вариантах 1, 4 и 5 глава муниципального образования возглавляет местную администрацию (при этом в варианте 4 он должен будет сложить с себя депутатские полномочия), а в вариантах 2 и 3 — представительный орган;
• глава местной администрации может быть главой муниципального образования, избранным населением (вариант 1), главой муниципального образования, избранным или назначенным представительным органом (варианты 4 и 5) или муниципальным служащим (варианты 2 и 3).
Главным фактором, влияющим на определение кандидатуры главы местной администрации (варианты 2 и 3) или главы муниципального образования (вариант 5), является состав конкурсной комиссии. До 2014 г. эта комиссия для городских округов и муниципальных районов состояла на 2/3 из членов, назначенных представительным органом, а на 1/3 — из членов, назначенных законодательным (представительным) органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ. Необходимость участия представителей органов власти субъекта РФ в составе конкурсной комиссии обосновывалась значительным объемом государственных полномочий, возлагаемых на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Однако после изменений, внесенных в Федеральный закон № 131-ФЗ в 2014 г., доля назначенных представительным органом членов конкурсной комиссии была снижена до 50 %, а другие 50 % должны назначаться высшим должностным лицом субъекта РФ. Таким образом, глава местной администрации (варианты 2 и 3) и глава муниципального образования — глава местной администрации (вариант 4) — фактически оказываются назначенными высшим должностным лицом субъекта РФ. Привести персональный состав конкурсной комиссии по выборам мэра г. Иркутска в 2020 году.
В поселениях и внутригородских районах используются те же модели, но роль высшего должностного лица субъекта РФ заменяет глава администрации муниципального района или городского округа.
Преимуществом главы муниципального образования — главы местной администрации (варианты 1, 4 и 5) — является то, что он обладает необходимым объемом полномочий и совмещает подписание важнейших муниципальных правовых актов и ответственность за их исполнение. Однако квалификационные требования к такому главе закон устанавливает только в варианте 4. Минусом прямых выборов населением главы муниципального образования считается возможность попадания на этот пост популистов, умеющих красиво говорить, обещать и убеждать людей, либо ставленников местных элит, финансирующих избирательную кампанию нужного им кандидата.
Преимуществом главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган (варианты 2 и 3), является четкое разделение политических и хозяйственных функций в системе органов местного самоуправления. Однако наличие двух глав (главы муниципального образования и главы местной администрации) привело, как показал практический опыт, к многочисленным конфликтам между ними и усложнению всей системы управления. Подобные схемы успешно функционируют в ряде зарубежных стран с сильным гражданским обществом, но плохо приживаются на российской почве.
Очевидно, что выбор оптимальной модели в каждом конкретном случае требует учета множества противоположно действующих факторов и является задачей исключительной сложности. Единой оптимальной модели (варианта) для всех случаев жизни не существует. В муниципальном сообществе и в научной среде мнения по данному вопросу расходятся. В период до 2014 г. выбор варианта полностью принадлежал представительному органу муниципального образования и закреплялся в его уставе. Упомянутым выше Федеральным законом № 136-ФЗ выбор варианта стал определяться законом субъекта РФ, в соответствие с которым должен быть приведен устав муниципального образования. Указать реквизиты областного закона Иркутской области. При этом закон не предусматривает обязательного обсуждения данного вопроса с местным сообществом и механизма учета его мнения. Многочисленные опросы, проводимые независимыми экспертами, показывают устойчивое предпочтение жителями варианта с прямыми выборами главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. № 30-П подтверждено право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать ту или иную модель структуры органов местного самоуправления для городских округов, муниципальных районов и отдельных городских поселений, выполняющих значительный объем государственных полномочий. Для поселений (кроме перечисленных выше случаев) структура органов местного самоуправления должна определяться населением самостоятельно.
Представительный орган муниципального образования
Представительный орган муниципального образования, как следует из его наименования, призван представлять интересы населения и от его имени принимать принципиально важные для функционирования и развития муниципального образования решения по вопросам местного значения в соответствии с его компетенцией, установленной законодательством и уставом муниципального образования. Смотрим см. ФЗ 131ст. 35 и Устав вашего МО!
В соответствии с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления, федеральным законодательством он входит в число обязательно формируемых органов местного самоуправления. Исключение составляет лишь один случай: представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. Согласно ст. 35 ч. 3 Закона о местном самоуправлении 2003 г., в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Для муниципального района закон допускает две схемы:
а) депутаты избираются населением на муниципальных выборах, однако число депутатов от одного поселения не может превышать 2/5 общего числа депутатов представительного органа муниципального района. Это ограничение препятствует доминированию центрального поселения в принятии решений, касающихся всех жителей муниципального района;
б) представительный орган формируется из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых с равной нормой от каждого поселения независимо от численности населения. Вторая схема может быть применена в случае, если ее поддержали представительные органы не менее 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района.
По какой схеме избираются депутаты МР в Иркутской области? (указать букву)
Количество депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования в зависимости от численности населения с учетом требований Федерального закона. Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от своей основной деятельности. На освобожденной основе могут работать не более 10 % депутатов.
Выборы депутатов могут проводиться:
1. по мажоритарной системе, то есть по одномандатным или многомандатным избирательным округам;
2. по пропорциональной системе (по партийным спискам);
3. по смешанной системе (часть депутатов избирается по избирательным округам и часть — по партийным спискам).
По какой системе проходят выборы депутатов в вашем МО?
Федеральным законом от 20 марта 2011 г. № 38-ФЗ установлено, что вторая или третья схемы являются обязательными при количестве депутатов не менее 20, что соответствует числу жителей муниципального образования не менее 30 тыс. Выбор схемы определяется уставом муниципального образования.
По данному вопросу в научном и экспертном сообществе также существуют различные точки зрения. Одни считают, что вопросы местного значения в принципе непартийны и жители должны голосовать не за партию, а за конкретного, ответственного перед ними депутата. Противоположная точка зрения состоит в том, что при выборах по одномандатным округам партия, имеющая даже относительное большинство, может выставить своих кандидатов во всех избирательных округах и везде одержать победу. Тем самым общественные слои, симпатизирующие программам других партий, могут не получить ни одного места в представительном органе, тогда как при пропорциональной системе партия, получившая на выборах необходимый по закону процент голосов, гарантированно будет иметь своих представителей в местном парламенте. Смешанная система выборов в этом смысле является компромиссной и используется в большинстве крупных муниципальных образований.
Федеральный закон № 131-ФЗ определяет широкий круг вопросов, относящихся к «исключительной» компетенции представительного органа. В их числе такие важнейшие, как принятие и изменение устава муниципального образования, утверждение планов и программ социально-экономического развития, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, определение порядка управления муниципальным имуществом, контроль за исполнением органами и должностными лицами своих полномочий по решению вопросов местного значения и др.
После внесения в 2009 г. ряда изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ представительный орган получил ряд важных дополнительных полномочий. В частности, он получил право заслушивать ежегодные отчеты главы муниципального образования (главы местной администрации) о своей деятельности и деятельности администрации и принимать решение об удалении главы муниципального образования в отставку в случае длительного неисполнения им своих обязанностей или принятия решений, действий (бездействия), повлекших негативные последствия, предусмотренные Федеральным законом, например превышения им своих полномочий или неисполнения судебных решений (статья 74.1).
Порядок организации деятельности представительного органа определяется специальным документом — регламентом, утверждаемым на заседании представительного органа. Скачайте в сопроводительную папку к вашей презентации Регламент Думы вашего МО. Все свои решения представительный орган принимает на заседаниях (сессиях) коллегиально, путем голосования. Депутатский корпус не является единой командой. Депутаты могут придерживаться разных политических взглядов и взглядов на пути решения отдельных вопросов местной жизни, на выбор приоритетов расходования бюджетных средств и т. д. Поэтому закон требует, чтобы для принятия легитимных решений на заседании представительного органа должно присутствовать не менее половины избранных депутатов.
Кроме участия в работе сессий, все депутаты ведут прием жителей в своих избирательных округах, рассматривают их жалобы и обращения, защищают их интересы, контролируют исполнение наказов избирателей, регулярно отчитываются перед ними о своей работе. Найдите вашего депутата и приведите все данные о нем.
Деятельность представительного органа организует в зависимости от избранной структуры органов местного самоуправления либо глава муниципального образования, либо председатель, избираемый из числа депутатов. Из числа депутатов может избираться также заместитель председателя представительного органа. Должность заместителя приобретает большое значение в случае, когда представительный орган возглавляет глава муниципального образования, имеющий много иных обязанностей.
Разнообразие вопросов, решаемых представительным органом, создает необходимость выделения в его составе структурных единиц — комитетов и комиссий по определенным направлениям деятельности, возможно также образование групп (фракций) депутатов по территориальному или партийному признаку. Комитеты и комиссии осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение проектов решений представительного органа, им может также передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов. Каждый депутат может участвовать в работе одного или нескольких комитетов (комиссий), как это предусмотрено регламентом работы представительного органа.
Для организационно-методического и технического обеспечения работы представительного органа в его составе образуется аппарат. В крупном городе количество работников аппарата может быть весьма значительным. В него входят юристы, финансисты, специалисты в различных сферах муниципальной деятельности, вспомогательный и технический персонал. Обычно вводится должность руководителя аппарата, организующего его слаженную работу. Организация работы аппарата во многом определяет эффективность деятельности представительного органа. В небольших муниципальных образованиях аппарат представительного органа может не создаваться, а его функции могут исполнять работники администрации, прикрепленные к представительному органу. Эти работники оперативно подчиняются председателю представительного органа. Структура Думы должна быть отражена в вашей презентации. Председатель, зам, комитеты, комиссии, аппарат.
Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой. Есть ли такие расходы в вашем муниципалитете? Приведите строку расходов из бюджетной росписи.
Глава муниципального образования
Особенность статуса главы муниципального образования состоит в том, что он не может быть только главой. Он одновременно должен возглавлять либо администрацию, либо представительный орган и тратить основную часть своего рабочего времени на исполнение этих функций. Собственные полномочия главы муниципального образования согласно закону невелики и состоят в следующем: см. ФЗ 131ст. 36
• представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
• подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, правовые акты, принятые представительным органом;
• издает в пределах своих полномочий правовые акты; какие? Приведите пример и киньте в папку сопровождения один такой НПА.
• вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа.
Глава муниципального образования подотчетен и подконтролен населению и представительному органу муниципального образования. Он представляет представительному органу ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если он возглавляет местную администрацию, — о результатах ее деятельности и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом. В папке сопровождения должен быть последний отчет главы, а в презентации указано как оценил его работу представительный орган.
Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений (отлагательное вето). Это решение может быть преодолено представительным органом, если при повторном голосовании за принятие указанного акта проголосовало не менее 2/3 установленного числа депутатов (квалифицированное большинство). В этом случае глава муниципального образования обязан подписать и обнародовать нормативный правовой акт.
Местная администрация
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) также входит в состав обязательно формируемых органов местного самоуправления, в связи с чем ей посвящен ряд норм в Законе о местном самоуправлении 2003 г., в частности в ст. 37.
Цели деятельности местной администрации в явном виде законодательством не определены, однако, во-первых, местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий (ст. 37 ч. 1), во - вторых, по аналогии с государственными органами исполнительной власти, местная администрация призвана непосредственно обеспечивать реализацию компетенции муниципального образования. Таким образом, ее и можно назвать одним из основных органов муниципального управления. Местная администрация осуществляет свою деятельность на принципах единоначалия, и все ее решения и издаваемые акты являются, по существу, решениями и актами руководителя администрации, а сама администрация в большинстве случаев представляет собой так называемый аппарат, задачей которого считается подготовка проектов решений и актов.
Местная администрация формируется ее руководителем (главой местной администрации) в соответствии со структурой, утверждаемой представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации; в структуру местной администрации, согласно ст. 37 ч. 8, могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Соотношение полномочий представительного органа муниципального образования и главы местной администрации в вопросе о порядке формирования местной администрации (представление структуры — утверждение структуры — формирование) призвано обеспечивать баланс между местной представительной и исполнительной властью.
Главой (руководителем) местной администрации, по ст. 37 ч. 2 Федерального закона, может быть либо глава муниципального образования, либо лицо, назначаемое по контракту. Это две принципиально разные модели замещения должности главы местной администрации.
Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, избирается населением муниципального образования на муниципальных выборах (ст. 36). В этом случае он обладает доверием населения, несет перед ним ответственность (может быть отозван населением) и наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 36 ч. 1). Но в этой модели отсутствуют гарантии наличия у главы местной администрации профессиональных качеств для деятельности в сфере муниципального управления.
Если глава местной администрации назначается на должность по контракту, то контракт заключается по результатам конкурса на замещение указанной должности (ст. 37 ч. 2). Условия контракта для главы местной администрации ГП и СП утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации МР и ГО— представительным органом МР и ГО в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 37 ч. 3). При этом уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации МР и ГО — уставом МР и ГО и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации (ст. 37 ч. 4). Смотрим и расписываем, какие требования установлены для кандидатов в мэры Иркутска.
Все названные нормы и процедуры замещения должности главы местной администрации призваны обеспечить назначение на должность главы местной администрации лица, обладающего необходимыми профессиональными качествами как для решения вопросов местного значения, так и для осуществления отдельных государственных полномочий. Ответственность назначенный в таком порядке глава администрации поселения несет по условиям контракта прежде всего перед представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, а глава администрации муниципального района (городского округа) — еще и перед органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Ответственность перед населением существует только опосредованно (через представительный орган муниципального образования).
Общие подходы к определению структур местных администраций, несмотря на их зависимость от многих факторов, сформулировать возможно, поскольку часть факторов присутствует повсеместно, а также имеются основополагающие принципы построения структур управления.
Основополагающим является принцип соответствия субъекта управления управляемому объекту, т.е. выбор той или иной структуры органов управления муниципальным образованием прямо зависит от его основных параметров (состав и величина территории, количество и социально-демографические особенности населения, состав объектов муниципальной собственности, структура муниципального хозяйства, экономическая структура муниципального образования в целом и т.д.).
Два основных подхода к построению структур местных администрации — функциональный и программно-целевой.
Функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местными администрациями, и их структура формируется таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей. Это не означает, что для выполнения единичной функции необходим отдельный орган.
После выявления всего набора функций (а это несложно сделать исходя из компетенции муниципального образования) осуществляется их группировка по какому-либо принципу, например, по отраслевому (благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и т.п.), по принципу принадлежности к одной сфере (социальная, экономическая, социально-политическая), и уже после этого окончательно выстраивается необходимая структура. Ряд структурных единиц формируется для осуществления вспомогательных функций, т.е. тех, без которых невозможно решение основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления (имеются в виду функции финансового планирования, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, управления кадрами, ведения архивов и т.п.). Как правило, применяется одновременно несколько принципов для группировки функций, а степень укрупнения структурных единиц определяется составом и количеством управляемых объектов. Так, в крупных муниципальных образованиях формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры, а в небольших создаются общие органы управления социальной сферой. Важно, чтобы все функции были учтены, не происходило их дублирования и не совмещались в одной структурной единице функции планирования и исполнения, исполнения и контроля.
Достаточно продуктивным является принцип горизонтально-вертикального построения системы органов, который может быть иллюстрирован следующим примером. При организации управления сферой образования создается орган, в ведении которого находятся собственно вопросы образования, а также обеспечивающие его деятельность несоподчиненные органы — финансового планирования и исполнения доходной части бюджета, исполнения расходной части бюджета, управления службой и кадрами, делопроизводства и т.д.,— и в то же время должна существовать управленческая вертикаль — руководитель местной администрации, заместитель по направлению, руководитель отраслевого подразделения, руководитель учреждения. Таким образом, выстраивая горизонтально-вертикальные структуры для выполнения каждой из функций или, в более укрупненном виде, для управления в различных сферах деятельности, а затем сводя их в единую структуру, мы получим целостную структуру местной администрации.
Программно-целевой подход применяется при формировании структуры, обеспечивающей реализацию программ, в частности программ и проектов развития муниципальных образований — как комплексных, так и целевых. Отличие этого подхода от предыдущего состоит в том, что в основу построения структуры положены не функции, а цели, задачи, их ранжирование по приоритетам, способы достижения, формы и механизмы реализации, определенные программами и проектами развития, и учитывается динамика изменений в процессе реализации программ и проектов. В остальном в этих подходах применяются одинаковые принципы.
В действительности не может существовать муниципальных образований, в которых осуществляется исключительно текущее управление или реализуются только программы и проекты развития. И то, и другое присуще каждому муниципальному образованию, поэтому при построении структур местных администраций в различной мере применяются оба названных подхода. Конечно, это создает определенные сложности, но именно учет всех функций, целей, задач, приоритетов, ресурсов и ограничений позволяет оптимизировать структуры местных администраций.
Рассмотрим возможные базовые структуры администраций муниципального района (т.к. у большинства студентов муниципальные районы, остальные берут свой вид МО) без учета осуществления ими отдельных государственных полномочий, поскольку наличие и перечень названных полномочий являются переменными факторами. Мы называем их базовыми, потому что для каждого конкретного муниципального образования они должны уточняться применительно к его особенностям (характеристикам).
Структура администрации муниципального района
Основываясь на перечне вопросов местного значения муниципального района и полномочиях органов местного самоуправления по их решению в структуре администрации муниципального района, можно выделить (конечно, с определенной условностью) пять основных блоков:
1. экономика и финансы;
2. жизнеобеспечение;
3. безопасность;
4. социальная политика;
5. обеспечение деятельности.
Условность объясняется тем, что некоторые вопросы относятся к смежным сферам деятельности и формулировки отдельных вопросов включают в себя одновременно несколько различных функций. Например, земли и водные объекты могут рассматриваться как ресурсы (экономический блок) и как объекты природоохранных мероприятий (блок обеспечения безопасности в широком смысле).
Распределение направлений деятельности по блокам может быть следующим:
1. экономика и финансы:
• экономическое планирование,
• реализация экономической политики,
• управление муниципальным имуществом,
• управление муниципальными природными ресурсами,
• финансовое и налоговое планирование,
• исполнение бюджета,
• финансовый контроль;
2. жизнеобеспечение:
• коммунальное хозяйство,
• благоустройство,
• территориальное планирование и градостроительство,
• транспорт,
• связь,
• торговля,
• общественное питание,
• бытовые услуги,
• ритуальные услуги;
3. социальная политика:
• общее образование,
• дошкольное образование,
• дополнительное образование,
• здравоохранение (медицинская помощь),
• культура и досуг,
• физкультура и спорт,
• работа с детьми и молодежью;
4. безопасность:
• гражданская оборона и чрезвычайные ситуации,
• охрана общественного порядка,
• охрана окружающей среды,
• охрана жизни и здоровья на водных объектах;
5. обеспечение деятельности:
— кадровая политика,
— бухгалтерское обслуживание,
— юридическое обслуживание,
— хозяйственное обслуживание,
— делопроизводство,
— архивная деятельность,
— информационное обеспечение,
— связи с общественностью и средствами массовой информации,
— контроль исполнения.
Более детальное раскрытие структуры администрации вашего МО в виде схемы с указанием ФИО делаете в своей презентации (берете с официального сайта).
В администрации работают муниципальные служащие. Смотрим следующую главу.
Служба в органах муниципального управления
Эта глава не обязательна для прочтения. Но задание должно быть выполнено каждым.
Муниципальное управление является одной из разновидностей публичного управления и соответственно осуществляется кадрами, входящими в систему публичной (в нашем случае — муниципальной) службы. Публичная служба регулируется специальным законодательством, в связи с чем Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 42 относит правовое регулирование службы в органах муниципального управления (муниципальной службы), включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, к предметам регулирования отдельного Федерального закона, а также (для учета региональных и местных особенностей) принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов. На основании этого принят Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Согласно ст. 2 этого Федерального закона, под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Соответственно, муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 10 ч. 1).
Исходя из общего подхода нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, а поскольку от имени муниципального образования выступают органы местного самоуправления в лице их руководителей или других должностных лиц, полномочия нанимателя (муниципального образования) осуществляет представитель нанимателя (работодатель), которым может быть:
• глава муниципального образования;
• руководитель органа местного самоуправления;
• председатель избирательной комиссии муниципального образования;
• иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Основными принципами муниципальной службы (ст. 4), практически совпадающими с принципами государственной службы, являются:
• приоритет прав и свобод человека и гражданина;
• равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
• профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
• стабильность муниципальной службы;
• доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
• взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
• единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
• правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
• ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
• внепартийность муниципальной службы.
Не случайно совпадение принципов государственной службы и муниципальной службы как разновидностей публичной службы. Взаимосвязь между ними определена и законодательно. В частности, согласно ст. 5 Федерального закона, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством:
• единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
• единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
• единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
• учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
• соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
• соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Имеются и различия между муниципальной службой и государственной службой. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными названным выше Федеральным законом, т.е. с ними заключается трудовой контракт, и в их отношении в первую очередь применяются нормы трудового права, а с государственными служащими заключается служебный контракт с вытекающими из этого правовыми последствиями.
Муниципальная служба (ст. 6) осуществляется на должностях муниципальной службы — должностях в органах местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Эти должности устанавливаются муниципальными правовыми актами, но только в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, в котором определены перечень и наименования должностей муниципальной службы.
Кроме должностей муниципальной службы, замещаемых на неограниченный срок, могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.
Для указания уровня профессиональной подготовки, соответствующего квалификационным требованиям при замещения должностей муниципальной службы по их группам, законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.
На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям и не подпадающие под ограничения, установленные законодательством. При этом не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Указанные квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При замещении должностей муниципальной службы может проводиться конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
При прохождении муниципальной службы периодически (раз в три года) проводится аттестация. Ее целью является определение соответствия муниципального служащего замещаемой должности.
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов. Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Исходя из принципа соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих дополнительные выплаты муниципальным служащим, как и государственным гражданским служащим, устанавливаются за классный чин, стаж работы, условия труда, результаты работы и т.п. Вы должны найти на официальном сайте вашего МО Положение о муниципальной службе, об оплате труда муниципальных служащих вашего МО (в нем указано количество муниципальных служащих), а из бюджета взять строку Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ, местных администраций (все это должно быть в папке сопровождения презентации). Не забыли разницу между муниципальными должностями и должностями муниципальной службы? Укажите ее в задании.
Непосредственная деятельность по муниципальному управлению требует ее технического обеспечения: бухгалтерского учета, обслуживания информационных систем, содержания имущества и т.п. Для этого необходим персонал, но деятельность этого персонала не связана напрямую с реализацией полномочий органов местного самоуправления, муниципальных избирательных комиссий, лиц, замещающих муниципальные должности. Поэтому исполняющие соответствующие обязанности лица не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Местные СМИ (то есть районные, городские, корпоративные, организационные и им подобные газеты).
Государственное управление и органы местного самоуправления (МСУ) обязаны предоставлять населению информацию о своих планах, результатах их деятельности. В этом им помогают местные СМИ.
Кроме этого существует еще один аспект заинтересованности органов местного самоуправления в своевременном и полном информировании населения о деятельности власти.
Своевременное и полное информирование населения о деятельности власти приводит к:
– успеху реформ, которые проводят на местном уровне,
– снятию социальной напряженности;
– эффективному решению многих других вопросов местного значения органами МСУ.
Ни одна местная газета, финансируемая из самого местного бюджета, под угрозой расформирования, потери дотаций, увольнения сотрудников не станет правдиво отражать негативное в деятельности местных властей. В конечном счете, вместо того, чтобы своевременно устранить ошибки, наносящие вред населению, проблема еще больше усугубляется. Поэтому в последнее время отчетливо прослеживается особая роль у свободной прессы, финансируемой независимо от местных властей, для объективной оценки всей деятельности органов МСУ.
Указываем местные печатные издания, желательно иметь фото первой страницы, далее по плану презентации.
Официальные сайты органов МСУ.
В современном мире средства массовой информации должны помогать органам местного самоуправления решать политические задачи и реализовывать ряд функций, таких как: информационная функция - информирование населения о событиях, происходящих на территории муниципалитета; образовательная функция – ознакомление жителей со своими правами в управлении местными делами; функция артикуляции различных общественных интересов - выражение интересов местных жителей; функция инновационная – стремление к изменениям в общественно значимых вопросах.
Для эффективности взаимоотношений местной власти со средствами массовой информации, работникам органов МСУ, занимающихся работой со СМИ, следует читать местную прессу, просматривать освещаемые темы и события, смотреть новости по местным телеканалам. Представители местных органов власти должны знать ключевых работников СМИ.
В настоящее время, следует отметить, что противников местного самоуправления практически не осталось. Проблема в области становления, реформирования местного самоуправления теперь связана с тем, как вовлечь население в управление муниципальным образованием, как снизить барьер между местной властью и населением. И эффективные отношения со СМИ могут способствовать достижению этих целей.
Основные задачи:
1. Полезное информирование.
Для того, чтобы жители Иркутской области были в курсе того, что происходит в регионе местной властью ведется большая работа. Министерства, администрации городов, правительство региона имеют свои сайты (или страницы на общем сайте правительства), на которых сотрудники пресс-служб оперативно выкладывают новости о событиях и нововведениях ведомства. Это позволяет не только сотрудникам СМИ, но и всем гражданам ознакомиться с работой властных структур и быть в курсе происходящего.
Оппозиционные СМИ в освещении подобных инфоповодов прибегают либо к полезному информированию, либо к критике власти.
2. Отражение различных мнений и настроений
Лучше всего с этим справляются паблики социальных сетей. Куда жители региона чаще всего присылают фото проблем, высказывают свое недовольство? (назовите ресурсы) Такая ситуация объясняется тем, что значительная часть аудитории обитает в социальных сетях, СМИ в этом пространстве значительно проигрывают «народным пабликам» по количеству подписчиков.
3. Анализ происходящих событий
Утверждают, что все СМИ страдают однобокостью: государственные слишком захваливают власть, частные и негосударственные слишком ругают. Можете назвать ресурсы с объективной аналитикой?
4. Создание диалога власти и народа.
Есть ли у вашего главы или администрации аккаунт в сетях, как он функцианирует?
4. Оказание людям помощи в конкретных ситуациях
??? могут ли в этом помочь СМИ?
У вас уже есть готовый отчет по официальному сайту, включайте эссе целиком, после обзора печатных СМИ, не забудьте указать есть ли у вас местное телевидение и сделать небольшой обзор, если есть.