Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конституционные право как ведущая отрасль права, регулирующая взаимоотношения личности и государства, основы государственного строя и иные важнейшие общественные отношения. Конституционное право имеет публично-правовую природу и опирается на систему государственного права ? ? ?
СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА (универсальный подход)
Конституционное право – система источников, норм, институтов, принципов, методов и субъектов правового регулирования, обеспечивающих институционализацию общественного строя в конкретной стране
Конституция – совокупность правовых норм, принимаемых и изменяемых в особом порядке, обладающих высшей юридической силой и регулирующих важнейшие общественные отношения
(«формальная» + «материальная» конституция)
Конституционализм – особый тип правопонимания, основанный на сочетании принципов народного суверенитета, правового формализма и институциональной демократии, (конституционное правотворчество как учреждение человеческим сообществом общественного строя)
Объект КП – общественный строй в конкретной стране, т.е. стабильная и целостная в своей ценностно-мировоззренческой и структурно-функциональной основе социальная система
Предмет КП – правоотношения, обеспечивающие целостность, стабильность и эффективность функционирования общественного строя в конкретной стране (т.н. «отношения первого порядка»)
Цель КП – институционализация общественного строя в конкретной стране с помощью закрепления универсальных категорий правосубьектности, а также прямого или косвенного регулирования «отношений первого порядка»
Влияние правопонимания англосаксонской правовой семьи
Влияние правопонимания романо-германской правовой семьи
Приоритет процессуального права над материальным. Право – свободное поведение, не нарушающее свободу другого. Закон – юридическое правило, правомерность которого доказана в суде. Норма – сущностная часть судебного вердикта.
Преобладание процессуального права как устанавливающего норму, но не создающего ее. Материальное право вторично, отражает накопленный опыт процессуального толкования практики правоотношений
Идеал «живой конституции» как общественного договора. Ключевая роль материальной, а не формальной конституции (широкий комплекс источников КП). Писанная кодифицированная конституция имеет узкий предмет прямого регулятивного воздействия (властные отношения), но значима как доктринальный источник. Она подтверждена расширительному толкованию (соот. идея конституционного правосудия) + «конституционное умолчание».
Преобладание материального права над процессуальным. Право – универсальная и легитимная в глазах общества норма поведения. Закон – императивное предписание общества в лице государства. Норма – общеобязательное юридическое правило, санкционированное государством. Преобладание материального права –система законодательства как целостная модель общественных отношений, без пробелов и коллизий. Процессуальное право вторично.
Конституция – основной закон, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой (формальная конституция).
Приоритет писанных, кодифицированных конституций, прямо регулирующих широкий спектр общественных отношений, с четко выраженными институтами права.
Минимальная роль расширительного правотолкования. Конституционное правосудие как контроль в сфере законодательства
Отсутствует деление права на частное и публичное. Всё право договорное по своей природе. Деление права на общее и справедливости имеет процессуальный и исторический характер.
КП не имеет ярко выраженного «публичного характера», ассоциируется с закреплением базовых принципов правоотношений, обеспечением главенства естественных прав человека и «общественного договора»
Деление права на частное и публичное
Публичное право императивно обеспечивает общенациональные интересы, не имеющие договорной основы (влияние органического правопонимания).
КП имеет ярко выраженный «публичный характер» + взаимосвязь конституционного и государственного права (учитывая специфику французского и немецкого подходов)
Отсутствует строгая отраслевая структура. Правовая система не связана с комплексным моделированием общественных отношений, отражает казуистичность права. Даже нормы статутного права воспринимаются сквозь призму судебной практики. Институты права отражают общность процессуальных норм.
КП не имеет отраслевой природы. Предмет регулирования конституционно-правовых норм определяется путем толкования ситуативной значимости конкретных правоотношений. Как следствие, отсутствует структурная вертикаль источников КП.
КП выполняет системную функцию доктринально.
Отраслевая и институциональная систематизация права. Отрасли и институты образуются как упорядоченные правовые массивы, направленные на регулирование определенных типов общественных отношений. Строгая отраслевая классификация. Иерархия правовых институтов. Иерархия значимости источников права
КП как ведущая отрасль права. Предмет регулирования конституционно-правовых норм – важнейшие общественные отношения, играющие ключевую роль в формировании общественного строя, в т.ч. государственного устройства. КП выполняет системную функцию, закрепляя отраслевую иерархию и иерархию источников.
«Право юристов» (практиков). Теория права как «метод», а не «решение». Гибкое, эволюционирующее развитие правовой системы.
Эволюционное развитие КП. Отсутствие крупномасштабных конституционных реформ. Незначительная роль «теории КП».
«Право университетов». Теория права как целостная концепция, «решение» проблемы общественного устройства. Концептуально-теоретическое развитие права
«Революционное», реформаторское развитие КП. «Наукоемкость» конституционного права, его политизация при сохранении ставки на универсальность, формальность
Либеральная модель
Правовое государство
Этатистская модель
Социальное государство
Либерально-этатистская модель
Правовое социальное государство
Договорной характер государственной власти, ее вторичность по отношению к гражданскому обществу
Органический характер государственной власти, ее первичность по отношению к любым социальным группам и сообществам
Договорной характер государственной власти, но отношения государства и гражданского общества как тесное переплетение публичных и частноправовых отношений
Верховенство (естественного) права: «закон проистекает из права, а не право из закона»
Приоритет политической воли народа и политических целей государства («право – это то, что полезно народу»)
Верховенство права во всех сферах общественной жизни как принцип законности
Отношения государства и гражданина как взаимная договорная правовая ответственность
Отношения государства и гражданина как система патернализма и лояльности
Диалектика отношений в системе «человек – общество – государство».
Компетенция государства жестко ограничена («ночной сторож», ответственный за национальную безопасность)
Компетенция государства «тотальна» – прямое регулирование всех сфер общественной жизни
Широкая, но жестко урегулированная законом компетенция государства
Представительная демократия с широким использованием цензов + самоуправление
Плебисцитарная вождистская демократия + элементы прямой и представительной демократии
Система представительной демократии со всеобщими, прямыми, тайными выборами
Наиболее жесткий вариант разделения властей («сдержки и противовесы» законодательной и исполнительной властей) + юридическая независимость суда + регионализм
Централизация и персонификация государственного управления, формальность разделения властей, судопроизводство как политический инструмент
Принцип разделения трех ветвей властей (т.е. суд независим политически, а не юридически), функциональная централизация высшего государственного управления
этатистская модель конституционализма
Типология авторитарных и тоталитарных режимов