Система экономической безопасности государства. Цели и объекты экономической безопасности
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
ЛЕКЦИЯ
СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
ЦЕЛИ И ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Форма обучения: очная
Составитель: к.э.н., доцент Меньшикова Е.А.
Хабаровск
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Виды экономической безопасности
2. Основные элементы системы экономической безопасности
государства
3. Цели и объекты экономической безопасности
1. Виды экономической безопасности
Существует множество критериальных признаков выделения тех или
иных видов безопасности. Прежде всего, следует отметить, что виды
безопасности отличаются по территориальным масштабам, т. е. по размаху
возможных негативных последствий. Классификация безопасности по ее
уровням отражена на рис. 2.11.
Безопасность
Международная
Глобальная
Национальная
Государства
Частная
Организации
Общества
Домохозяйства
лиллллкономичес
Региональная
Отрасли
Личности
Региона
Рис. 2.1. Уровни безопасности
Как следует из рис. 2.1, различают международную безопасность,
охватывающую мир в целом, а также отдельные его регионы, национальную
безопасность, ограничивающуюся масштабами страны, ее территориальными
образованиями,
частную
безопасность,
охватывающую
отдельные
производственные или иные коллективы, личность, домохозяйства.
Исходя из природы воздействующих деструктивных сил (природных,
технических и социальных) выделяют геобиофизическую, техническую
1
Грунин О. А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. СПб. : Питер, 2002. С. 8.
2
(технологическую, техногенную), а также общественную, или социальную
безопасность.
Геобиофизическая безопасность призвана обеспечить защищенность
как человеческого общества, так и производства, техники от вредного
воздействия природных факторов. Техническая (технологическая,
техногенная) безопасность призвана обеспечить защиту людей и природы от
опасностей, исходящих от современных технических систем (атомных
электростанций, вредных химических производств, опасных технологий).
Общественная, или социальная безопасность обеспечивает защиту от
опасностей и угроз, возникающих в самом обществе и порожденных
присущими
ему
социально-экономическими
и
политическими
2
противоречиями .
Основные виды безопасности по содержанию, т. е. в зависимости от
сферы общественной жизни и направления человеческой деятельности:
− военная;
− политическая;
− экономическая;
− финансовая;
− экологическая;
− продовольственная;
− информационная;
− культурная;
− демографическая;
− научно-техническая и др.
Все виды безопасности тесно взаимосвязаны и переплетены, поэтому
обеспечение экономической безопасности предполагает защиту от
воздействия не только деструктивных экономических факторов, но и
социальных, природных, технических и прочих факторов. Особо тесно
взаимосвязаны экономическая и социальная безопасность. На современном
этапе развития экономики значимость влияния экономической безопасности
на
социальную
безопасность
очевидна.
Только
при
наличии
высокоэффективной экономики государство может реализовать социальные
цели, обеспечивать социальную защиту населения. Высокий уровень развития
производительных сил, высокий уровень доходов автоматически снимают
многие социальные проблемы трудоспособных работников, которые
обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую
систему и внебюджетные фонды принимают участие в обеспечении
социальной безопасности.
2
Грунин О. А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. СПб. : Питер, 2002. С. 7.
3
Существенное влияние такого экономического показателя, как ВВП на
душу населения, на фактическое конечное потребление домашних хозяйств,
являющегося индикатором социального благополучия, далее показано на
примере России и стран «большой семерки». Исходные данные для
корреляционного анализа связи показателей – табл. 2.13.
Таблица 2.1
Исходные данные для корреляционного анализа
Индекс фактического конечного
потребления домашних
хозяйств на душу населения
(США = 100)
42
77
61
72
70
73
69
100
Страна
Россия
Германия
Италия
Англия
Франция
Канада
Япония
США
Индекс физического объема
ВВП на душу населения
(США = 100)
47
86
66
75
73
83
72
100
Наглядная иллюстрация рассматриваемой корреляционной связи – на
рис. 2.2, где ломаная линия отражает эмпирическую зависимость
рассматриваемых показателей, прямая линия – теоретическую (линейную)
зависимость, выявленную в ходе корреляционного анализа.
Индекс
фактического
конечного
потребления
120
США
100
80
Италия
40
Канада
Франция
Япония
60
Германия
Англия
Россия
20
45
68
69
70
73
82
83
100
Индекс
физического
объема ВВП
Рис. 2.2. Взаимосвязь индекса фактического конечного потребления домашних
хозяйств и индекса физического объема ВВП на душу населения
3
Российский статистический ежегодник : стат. сб. / П. В. Малков [и др.]. М. : Росстат, 2019. 708 с.
4
С целью определения тесноты связи рассчитан парный коэффициент
линейной корреляции по формуле
∑
=
–
σ ∙σ
∙
,
где Xc среднее арифметическое значение факторного признака; Yc среднее
арифметическое значение результативного признака;
– количество
выборочных наблюдений; σx среднее квадратическое отклонение фактора; σy
среднее квадратическое отклонение результативного признака.
Рассчитанный коэффициент парной линейной корреляции равен 0,978,
что отражает очень высокую тесноту положительной связи. Как следует из
анализа, увеличение индекса физического объема ВВП на душу населения
приводит к увеличению индекса фактического конечного потребления на
душу населения, и наоборот. Примерами стран с наиболее высоким индексом
конечного потребления являются США, Германия, Канада. Россия
характеризуется самым низким значением физического объема ВВП на душу
населения в группе рассматриваемых стран, следовательно, и самым низким
уровнем фактического конечного потребления на душу населения. Данный
пример позволяет прогнозировать в случае дальнейшего отставания РФ по
экономическим показателям от стран «большой семерки» неизбежное падение
потребления и нарастание социальных угроз безопасности РФ.
Сопоставление индекса фактического конечного потребления домашних
хозяйств на душу населения и расчетного значения данного показателя для
каждой страны, полученного на основе уравнения корреляционной
зависимости, позволило выявить страны со значительным отставанием
фактического
потребления
населения
от
расчетного
значения,
представленного на линии тренда. К числу стран, фактические показатели
конечного потребления которых в наибольшей степени отклоняются вверх от
расчетных значений, отнесены Италия и США.
В группе стран, фактические показатели конечного потребления
которых в наибольшей степени отклоняются вниз от расчетных значений, –
Канада и Россия. Для России это означает, что если бы наша страна полностью
вписывалась в выявленную общемировую тенденцию, то даже при достаточно
низком фактическом значении ВВП на душу населения, конечное потребление
на душу населения должно быть существенно выше, чем на практике.
Следовательно, необходим детальный анализ причин относительно более
низкого потребления российского населения при данном уровне ВВП.
Обратное влияние социальных показателей на экономические,
безусловно, существует, но требует дополнительных социологических
исследований. Особое внимание при этом следует уделять использованию
социальных резервов развития отечественной экономики. Например,
5
недостаточный уровень корпоративной социальной защиты работников
российских организаций (отсутствие социальных гарантий в сфере
обеспечения жильем, образованием, условиями отдыха, недостаток
социально-бытовых подразделений) приводит к текучести кадров, снижению
показателей производительности труда. В связи с эти при формировании
системы экономической безопасности важно рассматривать социальные
факторы, от которых зависит характер экономических процессов.
Экономическая безопасность также тесно связана с экологической
безопасностью. С одной стороны, высокий уровень развития экономики
(например, высокий уровень ВВП на душу населения) позволяет государству
выделять значительные денежные суммы на решение экологических проблем
(на создание очистных сооружений, экологических лабораторий, разработку и
внедрение технологий замкнутого цикла и т. д.). С другой стороны, высокий
уровень экологической защиты позитивно влияет на показатели
экономической безопасности. Чем ниже уровень загрязнения окружающей
среды, тем лучше показатели здоровья и продолжительности жизни
населения, в том числе трудоспособного, выше производительность труда,
меньше потребность в услугах здравоохранения. Кроме того, решение
экологических проблем позволяет повысить уровень развития экономики за
счет вторичного использования отходов. Например, сера – это ценное сырье
для производства ряда продуктов. Однако, когда это вещество попадает в
атмосферный воздух через дымовые трубы предприятий, то превращается в
кислоту. В результате возможны крайне вредные для человека и окружающей
среды кислотные осадки. Улавливание выбросов серы с помощью очистных
сооружений позволяет обеспечить не только экологическую безопасность, но
и способствует росту экономических показателей за счет дополнительного
производства ценных продуктов.
Важнейшие составляющие экономической безопасности, выделяемые
в зависимости от сферы общественной жизни и направления человеческой
деятельности4:
− финансовая;
− энергетическая;
− военная (оборонная);
− оборонно-промышленная;
− продовольственная;
− экологическая и др.
Кратко
охарактеризуем
общие
характеристики
отдельных
составляющих, или видов, экономической безопасности.
4
Гамза В. А., Ткачук И. Б., Жилкин И. М. Безопасность банковской деятельности: учебник. М. : Юрайт, 2014.
513 с.
6
Финансовая безопасность как составляющая экономической и
национальной безопасности – это такое состояние финансово-банковской
системы, при котором государство может в определенных пределах
гарантировать
общеэкономические
условия
функционирования
государственных учреждений власти и рыночных институтов. Для экономики
и социальной жизни человека опасны как недооценка, так и переоценка
значимости финансовой системы и инструментов налогово-бюджетной и
денежно-кредитной политики. Мировой опыт показал, что при построении
модели финансовой системы с позиции национальной безопасности важно
избежать двух крайностей. Первая крайность – это такая децентрализация,
при которой финансовой системе государства не остается необходимого
минимума средств для текущих платежей и даже выплаты заработной платы
государственным служащим, довольствия военнослужащим. Вторая
крайность – это такая централизация средств в бюджете, при которой ни
корпорациям, ни малым предприятиям, ни отдельным индивидуумам не
остается средств для самостоятельного развития 5.
Основные структурные звенья финансовой безопасности для России
– федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет,
финансовый рынок, платежный баланс, государственный долг (внутренний
и внешний), финансы корпораций и домохозяйств.
Энергетическая безопасность – составляющая экономической
безопасности российской экономики, определяемая, прежде всего,
состоянием топливно-энергетических отраслей, которые производят более
35 % промышленной продукции, создают более 30 % доходов федерального
бюджета и более 56 % экспорта. В условиях информатизации и глобализации
мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во
многом зависят бесперебойное функционирование финансовых рынков.
Энергия – универсальный продукт, временное отсутствие которого может
нарушить весь ход воспроизводства, остановить работу компьютеров,
Интернета, подорвать функционирование как отраслей традиционной
экономики, так и экономики высоких технологий.
России с ее огромными объемами добычи газа, нефти, угля,
производства электроэнергии все труднее поддерживать достигнутые объемы
производства. Все больше требуется инвестиций на разведку полезных
ископаемых и добычу природного сырья. Поэтому для безопасного развития
топливно-энергетических отраслей, безаварийного функционирования
необходима их модернизация.
5
Соколов Ю. А. Финансовая безопасность экономических систем. М. : Анкил, 2010. 264 с.
7
Применение новых технологий в отраслях, потребляющих топливноэнергетические ресурсы, – важнейший путь обеспечения энергетической
безопасности страны. Невозможно обеспечить устойчивый экономический
рост без сокращения энерго- и топливоемкости ВВП. Финансово-экономические возможности страны не позволяют непрерывно увеличивать объемы добычи сырья для необходимого среднегодового роста ВВП в размере 5–10 %.
По оценкам специалистов, при благоприятных условиях развития топливноэнергетического комплекса среднегодовой прирост его продукции в
долгосрочной перспективе может составить 2–3 %.
Оборонная безопасность характеризует состояние структуры армии, ее
готовность к отражению внешних угроз. Необходимы определение условий
прочности геополитического статуса России и аналитическая оценка составляющих оборонной безопасности с точки зрения современных угроз:
количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и
моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных
родов войск; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства
границ; состояния всех видов вооружения.
Оборонно-промышленная безопасность отражает состояние военнопромышленного комплекса, его способность к поддержанию военной
(оборонной) безопасности при неблагоприятном развитии международной
ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных
угроз
содержит
следующие
оценки:
состояние
производственных мощностей, способных производить вооружение, по
количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины;
обеспеченность квалифицированными кадрами; состояние научноисследовательских
и
конструкторских
организаций,
способных
разрабатывать новые, современные виды вооружений.
2. Основные элементы системы экономической безопасности
государства
Экономическая безопасность государства может быть представлена как
целостная, единая, целенаправленная большая система. Большая система
экономической безопасности – это совокупность подсистем постоянно
уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем.
Процесс представления большой системы в виде иерархии подсистем
называется декомпозицией. Существует множество вариантов декомпозиции
системы экономической безопасности в зависимости от целей анализа и
характера решаемых задач. Примером декомпозиции является экономическая
безопасность государства как совокупность таких подсистем, как
8
экономическая безопасность отраслей, организаций, цехов, участков, рабочих
мест, отдельных работников. Декомпозиция этой системы представлена
схематически на рис. 2.3. Помимо этого экономическая безопасность
государства может быть представлена совокупностью экономической
безопасности регионов разного уровня: макрорегионов (федеральных округов),
мезорегонов
(субъектов
РФ),
микрорегионов
(территориальнопроизводственных комплексов).
Экономическая безопасность государства
1
2
2.1
2.2
2.2.1
2.2.2.1
3
2.3
0-й уровень (безопасность
государства)
M
1-й уровень
(безопасность отрасли)
2.K
2-й уровень (безопасность
организации)
3-й уровень (безопасность
подразделения)
2.2.2
2.2.3
2.2.С
2.2.2.2
2.2.2.3
2.2.2.N
N-й уровень (безопасность
рабочего места)
Рис. 2.3. Декомпозиция экономической безопасности государства
Такой подход позволяет не только четко представить составляющие
экономической безопасности государства, но и является методологической
основой рассмотрения систем экономической безопасности регионов, отраслей,
организаций, домашних хозяйств и личностей. При рассмотрении системы
экономической безопасности государства необходимо опираться на важнейшие
теоретические положения общей теории систем. Система как множество
взаимосвязанных элементов имеет свои качественные характеристики, или
свойства, в числе которых следующие6:
− неаддитивность, заключающаяся в том, что большая система не равна
сумме подсистем, входящих в нее (в хорошо организованной системе целое
всегда больше суммы ее частей, т. к. интеграция позволяет получить результат
больший, чем сумма отдельных результатов);
6
Лебедев О. Т. Основы менеджмента: учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГТУ, 2001. С. 35–48.
9
− синергичность – однонаправленность действий в системе, которая
приводит к усилению (умножению или возведению в степень) конечного
результата;
− эмерджентность – несовпадение, и даже противоречивость, целевых
функций отдельных подсистем с целевой функцией большой системы;
− целостность, означающая, что система существует как организационно
и функционально целостное образование, в которой каждый из элементов
выполняет определенные функции;
− адаптивность – способность приспосабливаться к изменения
внутренних и внешних факторов таким образом, чтобы стабильность
функционирования системы не ухудшалась;
− совместимость подсистем и элементов, которая означает, что все
элементы должны быть схожи, взаимно приспособляемы и адаптивны.
Применительно к потребностям экономической безопасности как
системы эти и другие свойства больших систем исследованы явно
недостаточно. На практике зачастую те или иные свойства и принципы
функционирования экономической безопасности как системы нарушаются.
Нередко экономическая безопасность нашего государства обеспечивается не
согласно, а вопреки указанным выше свойствам. Нарушение этих свойств
приводит к появлению различных угроз, к деструктивным процессам и даже
может вызвать разрушение системы экономической безопасности. Для
определения составных элементов системы экономической безопасности
необходимо четко определить цели обеспечения экономической безопасности
государства, для достижения которых в систему экономической безопасности
государства включаются следующие элементы:
− объекты безопасности;
− субъекты безопасности;
− механизм и методы обеспечения безопасности;
− политика обеспечения безопасности;
− практические действия по обеспечению безопасности.
Основные элементы системы экономической безопасности государства
приведены на рис. 2.4.
Механизм обеспечения безопасности
Объекты
безопасности
Система экономической
безопасности государства
Субъекты
безопасности
Политика безопасности
Цели и задачи
Функции
10
Принципы
Стратегия
Рис. 2.4. Основные элементы системы экономической безопасности государства
Основные элементы системы экономической безопасности государства
также могут быть исследованы с точки зрения последовательности ее
формирования, что отражено на рис. 2.5.
Стратегия национальной безопасности
Стратегические национальные приоритеты
Стратегия экономической безопасности
Национальные интересы России в сфере экономики
Вызовы и угрозы в сфере экономики
Индикаторы экономической
безопасности и их пороговые
значения
Нормативное правовое обеспечение
экономической безопасности
Организационно-экономическая структура
обеспечения экономической безопасности
Рис. 2.5. Последовательность формирования системы
экономической безопасности государства
Каждый блок приведенной схемы отражает основные понятия и
категории безопасности в соответствии с их трактовками в стратегиях
национальной и экономической безопасности РФ. Эти стратегические
документы отражают официально признанную систему стратегических
приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики,
определяющих состояние национальной безопасности, в том числе в сфере
экономики.
Концептуальные положения в области обеспечения
экономической безопасности базируются на их фундаментальной взаимосвязи
со Стратегией национальной безопасности, согласно которой национальная
безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация
конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень
их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная
целостность,
устойчивое
социально-экономическое
развитие
РФ.
Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды
11
безопасности, предусмотренные законодательством РФ, прежде всего
государственную,
общественную,
информационную,
экологическую,
экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность
личности7.
Стратегические национальные приоритеты включают важнейшие
направления обеспечения национальной безопасности, в числе которых
оборона страны, государственная и общественная безопасность, повышение
качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии
и образование, здравоохранение, культура, экология живых систем и
рациональное природопользование, стратегическая стабильность и
равноправное стратегическое партнерство.
К национальным интересам РФ относятся укрепление обороны
страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета,
независимости, государственной и территориальной целостности; повышение
качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного
демографического
развития;
повышение
конкурентоспособности
национальной экономики; закрепление за РФ статуса одной из лидирующих
мировых держав и др.
Как показано на рис. 2.4, экономическая безопасность государства
является составляющей национальной безопасности РФ. Стратегия
экономической безопасности РФ разработана в целях реализации
стратегических национальных приоритетов, определенных в Стратегии
национальной безопасности РФ, развивает и конкретизирует стратегические
положения национальной безопасности РФ с учетом национальных интересов
в области экономики. Стратегия экономической безопасности РФ направлена
на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической
безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой,
производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на
недопущение снижения качества жизни населения. Она является основой для
формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения
экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном
и отраслевом уровнях. Без обеспечения экономической безопасности
практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как
во внутригосударственном, так и в международном плане. Таким образом,
реализация Стратегии экономической безопасности призвана создать
необходимые условия для достижения общих целей национальной
безопасности.
7
Стратегия национальной безопасности РФ : утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г.
№ 683. – URL: http:// consultant.ru/ (дата обращения: 13.12.2019).
12
3. Цели и объекты экономической безопасности
Цели экономической безопасности государства тесно связаны с
объектами системы экономической безопасности, однако в настоящее время
нет четкости в понимании и трактовке объектов экономической безопасности.
Объект – то, на что направлены действия субъекта по обеспечению его
безопасности. Объектами экономической безопасности РФ являются
государство, национальная экономика, регионы, отрасли, граждане, т. е.
основные
элементы
экономической
системы,
включая
систему
институциональных отношений при государственном регулировании
экономической деятельности. Чаще всего объекты экономической
безопасности рассматриваются на различных иерархических уровнях, в
зависимости от уровня решаемых ими задач. Принято выделять следующие
иерархические уровни:
− глобальный (экология, социальные отношения);
− наднациональный
(экономико-политические
отношения
с
зарубежными странами, интеграционные процессы);
− федеральный (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР);
− региональный;
− муниципальный;
− отраслевой;
− секторальный (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг);
− организации;
− домохозяйства и личности.
К наиболее типичным объектам экономической безопасности относят
общество, экономическую систему государства, регионы, отрасли,
организации, домохозяйства, личности. Важнейшим объектом экономической
безопасности в данной дисциплине является экономическая система
государства и ее элементы. Эти элементы классифицируются по различным
признакам, например исходя из содержания и характера возникающих в ней
отношений, отраслевой или территориальной принадлежности, роли и места в
создании конечного результата и т. д. Так, исходя из содержания и характера
возникающих в ней отношений экономическая система государства как объект
экономической безопасности может быть представлена как единство трех
взаимосвязанных элементов: производительных сил, производственных
отношений и экономической надстройки, функционирующей с целью создания
благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и государства.
В общем виде основные объекты экономической безопасности
государства – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и
13
условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут
возникнуть опасности, угрозы и проблемы, не разрешаемые автоматически. В
то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального
функционирования экономики и поддержания социально-экономической
стабильности. Типичные примеры объектов экономической безопасности
государства:
− экономический цикл;
− секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
− условия накопления капитала и инвестиционная активность;
− занятость;
− денежное обращение;
− платежный баланс;
− цены;
− НИОКР;
− условия конкуренции;
− социальные отношения;
− подготовка и переподготовка кадров;
− окружающая среда;
− внешнеэкономические связи.
Очевидно, что характер этих объектов существенно различается. Одни
объекты охватывают макроэкономические процессы – хозяйственный цикл,
накопление капитала в масштабах страны. Другие охватывают отрасли,
территориальные комплексы – условия конкуренции, отношения между
предпринимателями
государственными
регулирующими
органами.
Рассмотрим коротко некоторые из объектов экономической безопасности.
Важнейшим объектом экономической безопасности государства
является экономический цикл. Суть государственной антициклической
политики состоит в следующем. Во время кризисов и депрессий государство
стремится стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и
занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные
финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.
В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут
возникнуть опасные явления. В их числе рассасывание товарных запасов, рост
импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую
силу над предложением. Отсюда необоснованный рост зарплаты и цен, и,
следовательно, инфляция. В такой ситуации задача государства –
притормозить рост ВВП, увеличение спроса, капиталовложений и
производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и
перенакопление капиталов. Государство может уменьшить глубину и
продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости
14
в будущем. Государство проводит одно из двух направлений антициклической
политики регулирования: стимулирующую или экспансионистскую политику,
направленную на «подогрев» экономической активности; дестимулирующую
или рестриктивную политику, направленную на «охлаждение» уровня
экономической активности. Иллюстрация результатов государственной
политики, направленной на сглаживание циклических колебаний ВВП (Y) во
времени (t) отражена на рис. 2.6.
Y
Trend
Y1(t)
Y(t)
t
Рис. 2.6. Сглаживание циклических колебаний ВВП
Государственная антициклическая политика направлена на то, чтобы
экономический цикл сделать более сглаженным, плавным так, чтобы линия
Y1(t) была как можно более приближена к линии тренда. Желательно, чтобы не
было глубоких спадов и чрезмерно бурных подъемов, представленных на
линии Y(t).
Обеспечение экономической безопасности государства также
обеспечивается регулированием отраслевой и территориальной структуры
экономики при помощи финансовых стимулов и государственных
капиталовложений, которые создают привилегированные условия отдельным
отраслям и регионам. Государство оказывает поддержку отраслям и
территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса.
Может также поощряться развитие новых отраслей и видов производств –
носителей научно-технического прогресса, что может привести к
прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями
и во всей экономике страны в целом, к повышению эффективности и
конкурентоспособности. В то же время должны приниматься меры по
сдерживанию чрезмерной концентрации производства, или чрезмерной
монополизации.
Важнейшим объектом экономической безопасности государства
является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация
прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в
рыночной экономике. Поэтому государственное поощрение накопления
соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. С другой
15
стороны, создание дополнительных стимулов инвесторам воздействует на
экономический цикл и структуру экономики.
Одним из важнейших объектов экономической безопасности
государства является занятость. Регулирование занятости – это поддержание
нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это
соотношение
должно
удовлетворять
потребность
экономики
в
квалифицированных работниках, зарплата которых служит для них
достаточной мотивацией к труду. Соотношение между спросом и
предложением не должно вести к чрезмерному росту зарплаты, который
может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности.
Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии
безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений,
росту расходов на пособия и обострению социальных проблем.
Постоянным объектом внимания государства является денежное
обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения –
борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.
Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие
объекты – накопление капитала, цены, социальные отношения.
Состояние платежного баланса – это объективный показатель
экономического здоровья страны. Государство регулирует платежный баланс
путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и
понижение курсов национальных валют. Государство также проводит
торгово-договорную политику и участвует в международной экономической
интеграции. Один из главных объектов экономической безопасности – цены.
Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами
цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений,
устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Объекты экономической безопасности государства тесно связаны с
национальными интересами и целями Стратегии национальной безопасности
РФ8. Согласно разделу «Экономический рост», стратегическими целями
обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики
страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для
развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического
развития, вхождения России в число стран - лидеров по объему ВВП и
успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области
повышения качества жизни российских граждан являются развитие
человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и
8
Стратегия национальной безопасности РФ : утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г.
№ 683. – URL: http: // consultant.ru/ (дата обращения: 13.12.2019).
16
духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и
имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его
доходов.
Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в
области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение
экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от
внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении
перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой
системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала,
уязвимость информационной инфраструктуры, несбалансированность
национальной бюджетной системы, регистрация прав собственности
значительной части организаций в иностранных юрисдикциях, ухудшение
состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов
стратегически
важных
полезных
ископаемых,
прогрессирующая
трудонедостаточность, сохранение значительной доли теневой экономики,
условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых
отношений, незаконной миграции, неравномерное развитие регионов,
снижение устойчивости национальной системы расселения. Негативное
воздействие на экономическую безопасность оказывают введенные против РФ
ограничительные экономические меры, экономические кризисы, усиление
недобросовестной конкуренции, нарушение стабильности тепло- и
энергоснабжения субъектов национальной экономики.
Особую роль в обеспечении экономической безопасности играет
развитие науки, технологий и образования, в частности, достижение таких
целей национальной безопасности, как развитие системы научных, проектных
и научно-технологических организаций, способной обеспечить модернизацию
национальной экономики, реализацию конкурентных преимуществ РФ,
оборону страны, государственную и общественную безопасность, а также
формирование научно-технических заделов на перспективу, повышение
социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего
образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие
фундаментальных научных исследований.
В стратегических документах РФ значительное внимание уделено
развитию человеческого капитала как фактора обеспечения экономической
безопасности.
Развитие
человеческого
капитала,
творческого
и
интеллектуального потенциала граждан обеспечивают стабильность
экономической системы. Достойный уровень жизни каждого члена общества
обеспечивает надежную поддержку руководителям государства в проведении
внутренней и внешней политики. В перечне стратегических целей
национальной безопасности РФ указаны увеличение продолжительности
17
жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение
численности населения, повышение доступности и качества медицинской
помощи, совершенствование системы контроля качества, эффективности и
безопасности лекарственных средств, соблюдение прав граждан в сфере
охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных
гарантий.
Стратегические цели государственной политики экономической
безопасности направлены на достижение целей национальной безопасности
и, согласно Стратегии экономической безопасности РФ, включают9:
укрепление экономического суверенитета РФ;
повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и
внутренних вызовов и угроз;
обеспечение экономического роста;
поддержание научно-технического потенциала развития экономики
на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного
комплекса на уровне, необходимом для решения задач военноэкономического обеспечения обороны страны;
повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
От главных стратегических целей распространяется дерево
опосредующих конкретных целей, без осуществления которых главные цели
не могут быть достигнуты. Эти конкретные цели неразрывно связаны с
объектами экономической безопасности. Так, цель обеспечения
экономического роста направлена на объект, которым является
экономический цикл. Цель повышения уровня и улучшение качества жизни
населения направлена на объект, которым является уровень и качество жизни.
Указанные выше и другие цели неодинаковы по значению и масштабам и
находятся в тесной взаимосвязи. Так, поддержание научно-технического
потенциала экономики на мировом уровне невозможно без создания
благоприятных условий накопления капитала, совершенствования отраслевой
структуры экономики, стабильного денежного обращения. Конкретные цели
могут служить для достижения других, более высоких целей. Например,
обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных
шахт может приводить к снижению издержек в угледобывающей
промышленности, сокращению импорта твердого топлива. Это может
способствовать поддержанию занятости в угледобывающих регионах, снятию
9
Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года : утверждена Указом Президента РФ
от 13 мая 2017 г. № 208. – URL: http:// consultant.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).
18
социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт, оказанию
давления на цены нефтегазовых компаний.
В дереве целей экономической безопасности существуют не только
отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения
соподчинения и взаимозависимости между конкретными целями. Отдельные
цели могут быть временно более важными или подчиненными, могут не
только служить другим целям, но и препятствовать их достижению.
Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными,
третичными и т. д. Положение отдельных целей в дереве целей экономической
безопасности нестабильно. Оно постоянно меняется в зависимости от
хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на первый план.
В условиях кризиса, например, первичной целью становится выход из кризиса,
оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются
первичной цели. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста
внешней задолженности и уменьшения валютных резервов на первый план
выступает цель оздоровления платежного баланса. Подчиненные ей цели –
привлечение
капитала
в
страну,
повышение
национальной
конкурентоспособности на мировых рынках.
Достижение вышеуказанных целей национальной и экономической
безопасности
предполагает
реализацию
следующих
направлений
государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
РФ:
развитие системы государственного управления, прогнозирования и
стратегического планирования в сфере экономики;
обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
создание экономических условий для разработки и внедрения
современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также
совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
устойчивое развитие национальной финансовой системы;
сбалансированное пространственное и региональное развитие РФ,
укрепление единства ее экономического пространства;
повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и
реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов
экономики;
обеспечение безопасности экономической деятельности;
развитие человеческого потенциала.
19