Сетевая экономика и ее влияние на корпоративный менеджмент
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Сетевой менеджмент.
Лектор доктор экономических наук, профессор СК ПАО «Газпром»
Сулейманкадиева Алжана Эльдаровна
[email protected], каб 412, Московский пр., 103
Тема 1. Сетевая экономика и ее влияние на
корпоративный менеджмент.
Государственное частное партнерство в
сетевой экономике
Новые условия экономики:
Глобализация
и изменения
Цифровизация
Ужесточение конкуренции
Усложнение решаемых задач
В новых условиях перед компаниями встали следующие задачи:
1.Повышение качества сегментации клиентов и эффективности маркетинговых мероприятий;
2.Интеграция всех каналов коммуникаций с клиентами для сбора необходимой информации о
покупателе;
3.Повышение качества работы с наиболее прибыльными клиентами для повышения их
лояльности;
4.Персонализация общения с потенциальными клиентами и предложение им только тех услуг,
которые соответствуют их потребностям;
5.Реорганизация системы управления организацией.
Экспоненциальный рост скорости изменений
СНО
СНН
СРЭ
В основе сетевизации лежит интенсивный рост инноваций, которые основываются на новых
знаниях. Новые знания требуют новых комбинаций, новых технологий и непрерывного обучения.
Что такое сеть?
• Межорганизационная сеть представляет собой систему
контрактов
между
формально
независимыми
экономическими агентами с целью оптимального
комбинирования и использования ресурсов (М.Ю.
Шерешева)
• Сеть - набор субъектов, независимых институционально
друг от друга, но осуществляющих действия или
контролирующих ресурсы, которые взаимозависимы в
некотором смысле (Х. Хакансон)
Что такое сеть?
По мнению М. Кастельса
СЕТЬ – это совокупность взаимосвязанных узлов (союзов)
Сеть была задумана как центр власти в современном обществе. Эти союзы
связывают как формальным, так и неформальным образом такие структуры
как социальные институты, компании, рынки, организации, СМИ и др.
участников различных социально-экономических, культурных и прочих
отношения
Сетевое общество
Сетевое общество, по мнению М. Кастельса, можно охарактеризовать как динамичную открытую
систему, допускающую новации без утраты баланса, «… сети являются орудиями, подходящими для
капиталистической экономики, основанной на обновлении, глобализации и децентрализованной
концентрации». То есть сеть дает возможность равноправным участникам максимально использовать
преимущества вхождения в сеть, оставаясь независимым субъектом экономической и/или социальной
активности.
Castells M. The Rise of the Network Society. Massachusetts, USA. Oxford, UK. 1996. PP. 3.
Понятие государственное частное партнерство
1) с экономической точки зрения ГЧП понимают как перераспределение обязанностей и полномочий между
государственным и частным секторами в стратегических отраслях, приватизация которых не представляется возможной,
но для которых у власти отсутствует достаточное количество средств для успешного развития (например, в сфере
здравоохранения);
2) согласно подходу, связанному с реализацией государственной политики и регулированием, ЧГП находится на границе
отношений публичных образований и бизнес сообщества, что, не определяется ни приватизацией, ни национализацией, а
только способом исполнения государством своей роли перед обществом, то есть своевременного и качественного
предоставления социальных услуг населению;
3) с точки зрения взаимодействия (сотрудничества) ГЧП можно понимать как вид сотрудничества органов власти с
юридическими лицами (например, ООО, АО), гражданами или их объединениями (например, товарищество),
осуществляемое в результате объединения необходимых средств, ресурсов, потенциала и усилий, которые
ориентированы на реализацию политики государства в различных сферах, на удовлетворение потребностей общества в
товарах и услугах, на создание стратегически значимых объектов, защиты социальных, трудовых, иных прав.
Согласно Федеральному закону "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации"от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 26.07.2019)
Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении
ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной
стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на
основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о
муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим
Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций,
обеспечения органами государственной власти и органами местного
самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества
Свое определение ГЧП
ГЧП понимают как проектную деятельность государства и частного
сектора. Это сотрудничество (партнерство) не ограничивается передачей
собственности, оно включает также делегирование некоторых функций
принятия
решений
в
процессе
анализа
проекта,
различного
рода
консультаций и совещаний и совместной разработки нормативно-правовых
актов
ГЧП можно охарактеризовать как:
а) процесс, вид деятельности, который ориентирован на финансирование
приоритетных социально-экономических и стратегических направлений
развития страны (прежде всего в сфере здравоохранения);
б) механизм имеющий свою структуру взаимоотношений между
различными участниками;
в)
результат
государства
и
взаимодействия
заинтересованных
предпринимательского
реализуемого проекта
(частного)
сторон
в
лице
сектора
в
виде
Основными принципами решения ключевых
проблем в сетевом управлении являются:
а) взаимозависимость;
б) взаимовыгодность;
в) межорганизационная ориентация на взаимодействие;
г) совместное управление вместо административного контроля;
д) синергичность;
е) отсутствие централизованной власти, зависимость власти от наличия
ресурсов;
ж) результативность переговоров между участниками сети, имеющая
ориентиры на стабилизацию распределения ресурсных потоков.
Свойства знаний
участие знаний в производстве, распределении и потреблении общественных благ,
что требует достаточного уровня подготовки производителей и потребителей этого
знания и продуктов, на его основе произведенных
знание содержится в любом рыночном товаре и выступает частью добавленной
стоимости
знания являются безусловной основой инновационного развития
знания выступают объектом купли-продажи в рыночной экономике
знания предопределяют любую инновационную деятельность, а инновации
становятся преимуществом хозяйствующих субъектов, определяют уровень
конкурентоспособности этих субъектов
и, с нашей точки зрения, необходимо добавить то, что в современных условиях
знания и информация все активнее (если не сказать молниеносно)
распространяются
через
сетевое
взаимодействие
акторов
научного,
хозяйственного, производственного, образовательного, социального и иного
взаимодействия
Физическим трудом
было занято
населения,%
Начало XX
века
95
Начало XXI
века
10
Выделяют следующие черты трансформационной
экономики:
1) неустойчивый характер экономических процессов
2) альтернативность, многовариантность развития экономики
3) специфичность переходных экономик
4) противоречивость развития экономики, субъектов и
общественных слоев населения; 5) исторический характер
развития экономики
Особенности постиндустриального общества
а) переход экономических и социальных функций от капитала к информации, выражающийся в
увеличении информоемкости производимой продукции
б) приоритетность знаниевого фактора перед собственностью в социальной дифференциации
общества
в) симбиоз социальной структуры организаций и информационных технологи
г) все выше перечисленные определения являют собой суть сетевой экономики, так как именно в
условиях сетевой формы взаимодействия деловых партнеров и участников возможен
синергетический эффект, достигаемый в процессе создания нового инновационного продукта
Специфика современной экономики заключается не столько в том, что в ней имеет место рационализация
материального производства, сколько в том, что в результате всеобщей информатизации и сетевизации
участников происходит рационализация интеллектуальных технологий (информационно-коммуникационных
технологий). Это явление можно объяснить тем, что:
а) появляются и расширяются возможности накопления, хранения, трансформации и трансляции новой
информации и знаний;
б) развиваются и расширяются новые формы коммуникации (например, появились и активно развиваются
такие формы коммуникаций, как вебинар, скайп и т. д.);
в) следствием таких преобразований является изменение (трансформация) образа жизни, линии поведения и
культуры, скорости принятия решений и ментальной модели лиц, принимающих управленческие решения
Бразевич Д. С., Герасимова А. Ю., Заварицкая О. В. Трансформация менеджмента как результат воздействия новых информационных
технологий на современное общество и экономику // НИУ ИТМО. Сер. «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 2. С. 278–
289.
Модели корпоративного
менеджмента
Южная
(гуманистическая)
(ГМ)
Восточная
(холистическая)
(ХМ)
Ведущие факторы развития – природа, человек,
общество. Изучение трансформационного
потока актуально для всех существующих систем
(личность, компания и общество).
В интегрированной компании ГМ связана с
непрерывным трансформационным потоком, которая
приводит к изменению конкурентной стратегии,
преобразованию стратегического характера
(стратегическому обновлению);
Непрерывное совершенствование и развитие
компании
В основе ХМ лежат факторы культуры и духовности.
ХМ в социально-культурном контексте строится на
межкультурных силах и промежуточных культурах. В
ХМ трансформационные процессы происходят,
опираясь на принципы: глобализация мира и
непрерывная трансформация функций, роли и
основных бизнес-процессов компании, которые ведут к
росту размеров компании и процессами интеграции;
Ведущая роль принадлежит в процессах
трансформации кросс- и мультикультурной динамике
Северная
(рационалистическая)
(РМ)
Западная
(прагматическая)
(ПрМ)
Ведущие факторы РМ – наука и технологии. РМ основана на понимании
концепции развития междисциплинарных областей, формирующих платформу
для создания новой базы знаний компании. Фундаментальные исследования
позволяют компании участвовать в процессе инноваций. РМ корпоративного
менеджмента ведет к перспективной институционализации внутренней функции
R&D, сосредоточивающейся на социальных инновациях. Компания закладывает
основу для того, чтобы стать социальным новатором, решая острые проблемы и
удовлетворяя основные потребности в обществе. Для этого компания развивает
дифференцированное и функциональное управление. Основные принципы РМ:
дифференциация, рационализм (доведение до совершенства процедур, функций
и операций). РМ еще называют моделью операционного менеджмента
Ведущие факторы ПрМ – выгодные решения и технологии. ПрМ
предполагает принятие решений с точки зрения ценности,
значимости, выгод, получаемых лицом, принимающим решения.
Основные
принципы
ПрМ:
практическая
значимость,
целесообразность, выгодность, экономичность (прибыльность).
В компаниях, придерживающихся ПрМ, хорошо организована
финансовая структура капитала, компании отличаются отличной
настройкой финансового и практического менеджмента
Литература
1.Жеркакова М.Б. Деловые коммуникации [Электронный ресурс] : Учебник и практикум / Жернакова М.Б., Румянцева И.А. —
Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2018 .— 370 с.
2.Скибинская И.Ю. Деловое общение [Электронный ресурс] : Учебник и практикум / Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. —
Электрон. дан. — М. : Издательство Юрайт, 2018 .— 247 с.
3. Современный стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для магистров / [А.М.Аронов и др.] ; под ред.
А.Н.Петрова ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т .— Электрон. текстовые дан. (1 файл :
6,34 МБ) .— Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2018 .
4. Сулейманкадиева, А.Э.Трансформационный менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Э.Сулейманкадиева ;
Министерство образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т, Ин-т магистратуры .—
Электрон. текстовые дан. (1 файл : 748 Кб) .— Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2015.
5.Сулейманкадиева А.Э. Менеджмент делового взаимодействия : учеб. пособие / А.Э.Сулейманкадиева ; Федер. агентство по
образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Каф. упр. и планирования соц.-экон. процессов им.Ю.А.Лаврикова .—
Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2009 .— 96 с.
6.Сулейманкадиева А.Э., Хорева Л. В. Сетевой менеджмент в условиях экономики импортозамещения. Монография. СПб.: Изд-во
СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2018.