Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы менеджмента интеллектуальной компании

  • 👀 308 просмотров
  • 📌 244 загрузки
  • 🏢️ Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы менеджмента интеллектуальной компании» pdf
Менеджмент интеллектуальной компании ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПАНИИ д.э.н., профессор специализированной кафедры ПАО «Газпром» Сулейманкадиева Алжанат Эльдеркадиевна к.с.н., доцент кафедры социологии и управления персоналом Петров Максим Александрович Лекция 1 План лекции 1 1. Трансформация производства и специфика Четверной промышленной революции. Влияние технологических изменений на социально-экономическое развитие общества 1000+ 2. Развитие меж- и трансдисциплинарных областей науки и практики 3. Интеллектуальная компания: понятие, классификация, роль и участников специфика развития 4. Подходы и методы оценки интеллектуального (знаниевого) капитала глобальной интеллектуальной компании 1. Трансформация производства и специфика Четверной промышленной революции. Влияние технологических изменений на социально-экономическое развитие общества Четвертая промышленная революция – это переход на полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени в постоянном взаимодействии с внешней средой, выходящее за границы одного пред-приятия, с перспективой объединения в глобальную промышленную сеть Вещей и услуг ГЛОБАЛЬНО! Четвертая промышленная революция – ускорение процесса принятия решений и управления на микро- и макроуровнях. В связи с этим, в первую очередь, пересматриваются компетенции сотрудников компаний и человеческого капитала в целом 1. Кардинальная перестройка функций управления, способов организации деятельности в современных компаниях. Реализация новых технологиучастников ческих решений потребует принципиальных «изменений в области ор-ганизации взаимодействия человека и машин, новых квалификационных характеристик от работников и новых методов управления производством 2. Трансформация на рынке труда, поскольку это связано с потребностью в работниках нового типа, с другими профессиональными, процессуальными, организационными и даже социальными навыками и умениями 3. Снижение затрат организаций на сбор, анализ информации Промышленные, индустриальные революции Промышленный переворот Первая промышленная революция Вторая промышленная революция Третья промышленная революция Четвертая промышленная революция Период Инновации/ прорывы Кон. XVIII в.- нач. Водяные и паровые двигатели, ткацкие станки, XIX в. механические устройства, транспорт, металлургия Вторая пол. XIX в. Электрическая энергия, высококачественная – нач. XX в. сталь, нефтяная и химическая промышленность, телефон, телеграф Кон. XX в. (1970 г. и далее) Термин введен в 2011 г. в рамках государственной Hi-Tech стратегии Германии (один из десяти проектов – Industrie 4.0) Результат Переход от аграрной экономики к промышленному производству, развитие транспорта Поточное производство, электрификация, железные дороги, поточное производство, разделение труда Цифровизация, развитие электроники, Автоматизация и робототехника применение в производстве инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и ПО Глобальные промышленные сети, Интернет Распределенное производство, Вещей, переход на возобновляемые источники распределенная энергетика, сетевой энергии, переход от металлургии к коллективный доступ и потребление, композитным материалам, 3D принтеры, замена посредников на вертикальные фермы, синтез пищи, распределенные сети, прямой доступ самоуправляемый транспорт, нейросети, генная производителя к потребителю, модификация, биотехнологии, искусственный экономика совместного интеллект использования (например, car sharing) 2. Развитие меж- и трансдисциплинарных областей науки и практики Принцип «трансдисциплинарность» исследованиям, идущим «через», «сквозь» границы многих научных дисциплин и выходящим «за их пределы на более высокий уровень, стоящий над конкретными дисциплинами…». Лысак И.В. отмечает, что для трансдисциплинарных исследований характерен холизм по отношению к предмету изучения. Этот принцип присущ исследованиям, которые характеризуются переносом когнитивных схем из одной области науки в другую. В этой связи более разумно рассматривать интеллектуальную экономику как науку, возникшую на основе «проектного подхода», когда когнитивные схемы переходят из одной дисциплинарной науки в другие, результатом реализации которых являются генерация и использование новых знаний и технологий, участников которые не могут вписаться ни в отдельно взятую, ни в комплекс традиционно существующих научных дисциплин. Эта наука является сквозной, так как нарушает дисциплинарные деления, и носит «поверх» дисциплинарный, точнее, «наддисциплинарный» характер. Если рассматривать интеллектуальную экономику в таком контексте, то можно предположить, что она представляет собой область научнопрактической деятельности, которая построена на комплементарной основе и способна дать объяснение явлениям, законам и процессам, выходящим за пределы когнитивной методологии отдельных дисциплин 1000+ Принцип междисциплинарности в интеллектуальной экономике Принцип Содержание интеллектуальной экономики «Междисциплинарность» (по Э.Морену) Интеллектуальная экономика – совокупность «самобытных» и сохраняющих свою целостность научных дисциплин, каждая из которых по-своему её трактует, рассматривает исключительно под своим углом зрения «Трансдисциплинарность» (по И.В.Лысаку) Свойствен исследованиям, идущим «через», «сквозь» границы многих научных дисциплин и выходящим «за их пределы на более высокий уровень, стоящий над конкретными дисциплинами…». Интеллектуальная экономика – наука, возникшая на основе «проектного подхода», когда когнитивные схемы переходят из одной дисциплинарной науки в другие, результатом реализации которых являются генерация и использование новых знаний и технологий, которые не могут вписаться ни в отдельно взятую, ни в комплекс традиционно существующих научных дисциплин. Эта наука является сквозной, так как нарушает дисциплинарные деления, и носит «поверх» дисциплинарный, точнее, «наддисциплинарный» характер 1. 2. участников Основные задачи развития меж- и трансдисциплинарных областей науки 1.Определение роли и места интеллектуальной экономики в системе наук и сферы участников деятельности 1000+ 2. Анализ приоритетных направлений развития в условиях цифровизации и непрерывных трансформационных процессов 3. Подготовка специалистов, ориентированных на реализацию компетенций в области управления интеллектуальной компанией, которые обязывают рассматривать её как область науки, которая появилась, прежде всего, на основе принципа трансдисциплинарности и лишь во вторую очередь – междисциплинарности 3. Интеллектуальная компания: понятие, классификация, роль и специфика развития Интеллектуальный(знаниевый) капитал – стратегический ресурс и ключевое конкурентное преимущество компании 1000+ 1. Непрерывный процесс генерации новых знаний обеспечивает высокий уровень интеллектуального потенциала компании и участников страны, что харак-теризует конкурентоспособность, экономическую стабильность и национальную безопасность государства 2. Возникает объективная необходимость трансляции новых знаний, уме-ний и навыков (компетенций) в систему реальной экономики, в бизнес-среду, где и происходит их активное воплощение и использование, что ведёт к росту интеллектуального капитала компании и интенсификации её интеллектуализации Характеристики интеллектуальной (цифровой) экономики а) гуманизация технологий и информатизация общества б) развитие ресурсосберегающих отраслей и цифровых технологий в) ускоренное развитие наукоёмких производств г) глобализация научно-технического прогресса и миниатюризация технологий д) возрастание роли и места образовательной составляющей в такой участников компании, так как интеллектуализация компании происходит в процессе обучения, трансляции, воплощения и использования новых знаний, умений и навыков в реальной жизни компании 1000+ Основные признаки интеллектуальной компании № Признаки ИК 1 превышение рыночной капитализации бухгалтерской стоимости основных фондов, материальных и финансовых средств компании. Это превышение должно быть многократным и стабильным 2 превышение объёма инвестиций в исследования и разработки над инвестиционными вложениями в основные фонды 3 автоматизация процесса сбора и передачи информации с датчиков в режиме реального времени хотя бы в одном бизнес-процессе компании 4 роботизация рутинных операций с физическими объектами в компании. Например, так работают склады компании Amazon, у которой все процессы манипуляции выполняют машины-погрузчики и о каждой операции они сообщают автоматизированной системе сбора данных 5 принятие управленческих решений на основе технологий обработки больших данных (Big Data) 6 1000+ участников производство интеллектуального продукта, в котором максимально проявляется компонент мыслительной деятельности людей на всех этапах производственного процесса 7 предприимчивость, творчество, экспериментирование, новаторство и рискованность персонала являются значимыми свойствами организационной культуры интеллектуальной компании 8 Самообучаемость развивает способность сотрудников компании к обучению, наращиванию, накоплению хранению, транслированию и использованию новых знаний, умений и навыков (профессиональных компетенций) 9 интеллектуальная активность и самомотивация сотрудников 10 знаниеёмкость компании, в которой ведущей является функция управления знаниями 11 замена рутинного способа выполнения работы творческим Определение интеллектуальной компании Интеллектуальная компания -- это 1000+ 1. Компания, рыночная капитализация которой участников много-кратно превышает бухгалтерскую стоимость 2. Компания, которая в составе своего корпоративного капитала имеет высокий удельный вес интеллектуального капитала Классификация инновационных (интеллектуальных) компаний Эксплерентные Эдхократические Патиентные Партисипативные 1000+ Виолентные Виртуальные Коммутантные Предпринимательские Леталентные Сетевые участников 4. Подходы и методы оценки интеллектуального (знаниевого) капитала глобальной интеллектуальной компании Методология 1. Анализ различных подходов и теорий как к определяющему аспекту концепции «глобальной интеллектуальной компании», так и к оценке интеллектуального капитала компании 2. Обоснование выбора подхода (метода) к анализу интеллектуального капитала глобальной компании на основе структурного подхода 3. Комбинирование всех компонентов интеллектуального капитала на основе статистического метода агрегирования частных индексов и субиндексов 4. Тестирование улучшенного подхода к оценке интеллектуального капитала Теория и практика экономики и управления интеллектуальным капиталом компании Во-первых, объектами формирования интеллектуального капитала компании являются человеческий, информационный, управленческий и клиентский типы капитала Во-вторых, все компоненты интеллектуального капитала определенным образом связаны между собой В-третьих, в свете последних трансформационных процессов кардинально меняется суть понятия «интеллектуальная компания» Интеллектуальная компания - это не просто компания с высоким уровнем рыночной цены или значительной долей ИК в общем капитале, что становится все более очевидным. Это компания, которая, помимо описанных выше особенностей, имеет еще одну особенность - она ​способна влиять на глобальные процессы, происходящие в мире (Tyukhmatiev V.M., 2012) Необходимо учитывать такие характеристики ГИК, как способность контролировать региональные, национальные и/или международные товарные рынки (в том числе рынок услуг) и рынок труда, а также глобальные процессы, происходящие в мировой экономике 16 Считаем, что в определение сущности интеллектуальной компании следует внести следующие уточнения, а именно: 1) ее следует называть не просто «интеллектуальной компанией», с учетом масштабов влияния компании правильнее было бы обозначить ее как глобальную интеллектуальную компанию 2) при трактовке ее сущности необходимо включать как количественные параметры оценки (рыночная капитализация, валюта учета и их соотношение, объем инвестиций, направляемых на исследования и разработки и т. д.), так и качественные характеристики (помимо имиджа, торговой марки , корпоративная культура и др.), определяющие влияние на глобальные процессы мировой цивилизации и искусства управления 17 Классификация подходов и методов оценки интеллектуальной компании 18 Целесообразно уделить особое внимание методам, ориентированным на качественные характеристики, определяющие способность компании влиять на глобальные рынки, ее значимость в глобальных процессах, происходящих как на региональном, национальном, так и на глобальном уровнях. Важность глобальной интеллектуальной компании зависит от тех, кто принимает стратегические и масштабные решения, влияющие на жизнь общества на разных уровнях его существования (микро, мезо и макро уровень). Следовательно, интеграция данного фактора в методологию оценки интеллектуального капитала компании объективно оправдана 19 Индексы оценки интеллектуального капитала на основе структурного подхода Индексы оценки интеллектуального капитала Индексы оценки человеческого капитала (ICc) как компонент интеллектуального капитала Индекс уровня образования персонала предприятия Коэффициент стабильности персонала Индекс научной и технической поддержки Индекс изобретательской активности Индекс обновления знаний Доля сотрудников с опытом работы в компании более 5 лет Индексы оценки информационного капитала (ІСі) как компонент интеллектуального капитала Доля производимой продукции основана на интеллектуальной собственности, права на которую закреплены в соответствующих документах, принадлежащих компании Индекс защиты объектов защиты интеллектуальной собственности Индекс покрытия лицензионных программ Индекс доступности информации Доля инвестиций в исследования и разработки Индекс компьютеризации Индексы оценки клиентского капитала (ICC) как компонент интеллектуального капитала Эффективность положительного компании (бренда) создания имиджа Доля постоянных клиентов Доля произведенной продукции с использованием товарных знаков Удельный вес клиентов, формирующих имидж компании Рентабельность маркетинговых мероприятий по привлечению новых и удержанию существующих клиентов Индекс удержания клиентов Индексы оценки организационного капитала (ICo) как компонент интеллектуального капитала Доля персонала, участвующего в праздничных, спортивных, творческих и других мероприятиях, проводимых компанией в течение года для укрепления командного духа Индекс доходности менеджмента Индекс использования товарных знаков Доля инвестиций в улучшение управления Индекс соответствия поведения персонала в компании Индекс эффективного полезного управления (определяется как разница между 1,0 и долей потерянных человеко-часов из-за неадекватного управления или плохого командного климата: простои, забастовки, трудовые споры) Влияние интеллектуальной компании на мировые рынки (предложено авторами) Искусство управления лицами, принимающими стратегические и инвестиционные решения (предложено авторами) 20 Оценка интеллектуального капитала на уровне компании, учитывая неагрессивность интеллектуального капитала, можно рассчитать по следующей формуле на основе средней геометрической: где, ZIC – интегральный индекс оценки интеллектуального капитала компании ZICC – сводный индекс человеческого капитала ZICi – сводный индекс оценки информационного капитала ZICk – сводный индекс клиентского капитала ZICo – сводный индекс организационного капитала (Tohochynskyi O., et al., 2019) 21 Такой подход позволяет проводить расчеты в случаях, когда ни один из частных коэффициентов не может быть равен нулю, иначе интегральный коэффициент будет равен нулю. В связи с этим было предложено выделить три уровня компании IC: Диапазон значений интегрального показателя интеллектуального капитала компании Значенире Zиндекса 0.67 = Z = 1 0.33 = Z < 0.67 0 = Z < 0.33 Уровень интеллектуального Характеристика капитала высокий Достаточно для ускоренного роста предприятия средний Достаточно для обеспечения стабильности компании низкий Недостаточно, способно нанести ущерб Оценка интеллектуального капитала судоходной компании MSC № Наименование индекса Индексы оценки человеческого капитала 1 Индекс уровня образования персонала предприятия 1.1 Коэффициент стабильности персонала 1.2 Индекс научной и технической поддержки 1.3 Индекс изобретательской активности 1.4 Индекс обновления знаний 1.5 Доля сотрудников с опытом работы в компании более 5 лет 1.6 Сводный индекс оценки человеческого капитала 2 Индексы оценки информационного капитала Доля производимой продукции основана на интеллектуальной собственности, права на 2.1 которую закреплены в соответствующих документах, принадлежащих компании Индекс защиты объектов защиты интеллектуальной собственности 2.2 Индекс покрытия лицензионных программ 2.3 Индекс доступности информации 2.4 Доля инвестиций в исследования и разработки 2.5 Индекс компьютеризации 2.6 Сводный индекс оценки информационного капитала Значение индекса 0.9 0.75 0.7 0.85 0.9 0.7 0.8 0.7 0.5 0.99 0.9 0.7 1 0.79 Оценка интеллектуального капитала судоходной компании MSC № 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Наименование индекса Индексы оценки клиентского капитала Эффективность создания положительного имиджа компании (бренда) Доля постоянных клиентов Доля произведенной продукции с использованием товарных знаков Удельный вес клиентов, формирующих имидж компании Рентабельность маркетинговых мероприятий по привлечению новых и удержанию существующих клиентов Индекс удержания клиентов 3.6 Сводный индекс оценки клиентского капитала 4 Индексы оценки организационного капитала 4.1 Доля персонала, участвующего в праздничных, спортивных, творческих и других 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 Значение индекса мероприятиях, проводимых компанией в течение года для укрепления командного духа Индекс доходности менеджмента Индекс использования товарных знаков Доля инвестиций в улучшение управления Индекс соответствия поведения персонала в компании Индекс эффективного полезного управления Влияние интеллектуальной компании на мировые рынки Искусство управления лицами, принимающими стратегические и инвестиционные решения Сводный индекс оценки организационного капитала 0.7 0.8 1 0.8 0.75 0.8 0.8 0.8 0.8 0.9 0.5 0.2 0.2 0.9 0.8 0.5 24 Результаты оценки интеллектуального капитала глобальной компании MSC на основе данных индекса по формуле (1) рассчитывается интегральный индекс оценки стоимости интеллектуального капитала компании: Результаты оценки интеллектуального капитала компании свидетельствует о высоком уровне и возможностях его развития Использование усовершенствованного метода оценки интеллектуального капитала глобальной компании позволит: ✓ раскрыть текущее состояние нематериальных активов ✓ отслеживать динамику их развития или старения ✓ определить сильные и слабые стороны ✓ выбрать наиболее подходящую стратегию управления интеллектуальным капиталом ✓ своевременно реагировать на изменения во внутренней и внешней среде компании, а главное, при оценке учитывать интеллектуальный потенциал лиц, принимающих стратегические управленческие решения, их управленческие навыки, способность принимать точные и безошибочные решения в сроках стратегической неуверенности и импровизации, влияние корпоративной культуры, способность влиять на тенденции развития рынка и глобальные процессы в мировой экономике Оценка интеллектуального капитала глобальной компании с использованием интегрированного индекса Для тестирования структурного подхода к оценке интеллектуального капитала компании мы используем международную судоходную компанию Mediterranean Shipping Company (MSC) Почему была выбрана в качестве объекта исследования компания MSC? ✓MSC является мировым лидером в области контейнерных перевозок и имеет флот из 520 судов и более 70000 сотрудников в 153 странах ✓MSC является основной движущей силой развития интеллектуальных контейнеров в этой отрасли, помогая установить стандарт цифровой доставки ✓за последние несколько лет MSC диверсифицировала свою деятельность, включая наземные перевозки, логистику и растущий инвестиционный портфель в портовых терминалах Литература 1. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжингиринг бизнеса: Учебник/ под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 382 с. 2. Альхименко О.Н. Интеллектуальная организация как фактор развития российской экономики// Ж. Вестник РЭУ. №5, 2012. – С. 81-86 3. Блуммарт Т. Четвертая промышленная революция и бизнес: Как конкурировать и развиваться в эпоху сингулярности/ Т. Блуммарт, С. Ван Ден Брук при участии Э. Колтофа; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 204 с. 4. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 400 с. 5. Гнездилова Е. Н. Роль интеллектуальной собственности в формировании экономики инновационного типа // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. – 2011. – № 2 (38) 6. Даниловских Т.Е., Авакян А.Г Методики оценки человеческого капитала: подходы к классификации// Фундаментальные исследования. 2015. № 6. С.108-111 7. Интеллектуальная компания// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studme.org/81339/ekonomika/intellektualnaya_kompaniya (дата обращения: 10.04.2020) 8. Интеллектуальные компании: как бизнес вступает в новую эру// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2019/03/14/intellektualnie-kompanii-kak-biznes-vstupaet-v-novuyu-eru (дата обращения 19.03.2019) 9. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. А. Трактинского. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с. 10. Организационные структуры инновационного менеджмента –ч.3// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.bizeducation.ru/library/management/innov/3/orgstr3.htm#:~:text (дата обращения 23.10.2020) 11. Погорельская Т.А. Экономические механизмы формирования и использования интеллектуального капитала на промышленных предприятиях: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / МГТУ им. Н.Э. Баумана. М., 2009. 17 с. 12. Рубинштейн М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация: пер. с англ. – М., 2003 13. Сулейманкадиева А.Э. Непрерывное образование в экономике знаний. Монография. СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. 230 с. 14. Сулейманкадиева А.Э. Теория и методология трансформационного менеджмента. СПб.: СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2016. 168 с. 15. Эдвидссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. – М., 2005. 16. Bontis, N., Ciambotti, M., Palazzi, F., & Sgro, F. (2018). Intellectual capital and financial performance in social cooperative enterprises. Journal of Intellectual Capital, 19(4), 712-731 17. Dzenopoljac, V., Yaacoub, C., Elkanj, N., & Bontis, N. (2017). Impact of intellectual capital on corporate performance: Evidence from the Arab region. Journal of Intellectual Capital, 18(4), 884-903 18. Suleimankadieva A., Pilipenko V., Sági J. (2019). Knowledge Company: approaches to assessing new knowledge and representation it to society. Journal of Procedia Computer Science, Vol. 150, 730-736
«Основы менеджмента интеллектуальной компании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot