Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Семья как коммуникативная система

  • 👀 508 просмотров
  • 📌 433 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Семья как коммуникативная система» ppt
Лекция 3. Семья как коммуникат ивная система План 3.1. Коммуникация в семье. Стереотипы взаимодействия. 3.2. Правила семейного взаимодействия. 3.3. Семейные мифы. 3.4. Теория семейно-необходимой (функциональной) информации (Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). 3.5. Циркулярность семейных взаимодействий. 3.1. Коммуникация в семье Стереотипы взаимодействия  Коммуникация - обмен сообщениями. «Всякое поведение в присутствии другого человека есть коммуникация" (Пол Вацлавик) сообщения многоуровневые одноуровневые (несколько каналов связи) (один канал связи) конгруэнтные (содержание, передаваемое по разным каналам, совпадает) неконгруэнтные (содержание, передаваемое по разным каналам, противоречит друг другу) Мет акоммуникация - сигналы, помогающие правильно понять смысл сообщения вербальная невербальная возможны: ошибки в восприятии метакоммуникативных сигналов;  фальсификация метакоммуникативных сигналов.  Парадоксы в коммуникации Парадокс - пост роение вы сказы вания одновременно на двух логических уровнях, прот иворечащих друг другу. Парадоксальные послания (команды) создают у получателя ощущение тупика, невозможности продолжения общения   2 типичных варианта развития событий: выход из ситуации коммуникации выход на уровень метакоммуникации «Не думай о красном слоне!» Ст ереот ипы взаимодейст вия Способы коммуникации (взаимодействия), которые закрепляются в семье в результате частого повторения. Некоторые стереотипы могут быть патогенными - « двойная ловушка» (double bind) – патогенный стереотип. Описан Г. Бейтсоном. Основные характеристики ситуации: • Индивид включен в очень тесные отношения с другим человеком. Для него очень важно точно определять, какого рода сообщения ему передаются, чтобы правильно реагировать. • Значимый для индивида человек передает ему на разных уровнях два сообщения, одно из которых отрицает другое. • Индивид не может выйти на уровень метакоммуникации, и не может покинуть ситуацию взаимодействия •Несовместимые послания касаются очень важных вопросов. взаимоот ношения Симмет ричны е (поведение сторон сходно) Комплиментарны е (реакции противоположны, взаимодополнительны) мет акомплиментарны й (псевдосимметричный) Параллельны е (чередование симметричных и комплиментарных, гибкое их сочетание) (один заставляет другого быть симметричным) 3.2. Правила семейного взаимодейст вия Семейные правила – устоявшиеся способы взаимодействия.    метауровень по отношению к коммуникции; способ контроля взаимодействий в семье; способ обозначения границ семьи. Семейны е правила общекультурны е гласны е гибкие уникальны е негласны е ригидны е Любое ригидное (трудноизменяемое) правило – дисф ункционально При смене стадий жизненного цикла семьи должен быть пересмотр правил Конфликты по поводу правил: По причинам: несогласия в правилах совместной жизни; несогласия в том, кто устанавливает правила; попытки провести правила, несовместимые друг с другом. (Дж. Хейли)  преобладания аспекта взаимоотношений над аспектом содержания. (П. Вацлавик) 3.3. Семейные мифы Семейный миф - определённое неосознаваемое соглашение между членами семьи,  поддерживающее семейное единство,  формирующее образ семьи, семейное самосознание, семейную идентичность,  регулирующее семейные правила,  определяющее характер коммуникаций. («Мы – это…»)    складывается на протяжении примерно трех поколений; актуализируется при появлении нового члена семьи; при смене условий жизни. В дисфункциональных семьях мифы более очевидны. Функциональны мифы в трудной среде, при наличии угрозы для выживания. Примеры семейны х миф ов :     « Мы – друж ная семья» - любые проявления недружественности недопустимы, нападки – под маской заботы, жертвы сомневаются в своей адекватности. « Мы – семья героев» - стиль жизни – преодоление, переживание сильных эмоций. « Мы – спасат ели» - необходимы спасаемые, демонстрирующие «инвалидное» поведение. « Мы всего добиваемся тяж елы м т рудом» - задачи чрезмерно усложняются, возможности, не требующие больших усилий, игнорируются. Люди воспринимают окружающий мир в категориях своего мифа Семейны е мифы – неосознаваемое соглашение между членами семьи, функция которого состоит в том, чтобы скрывать от сознания отвергаемые образы семьи в целом и каждого ее члена. Механизмы создания мифов:  Проекция;  Отказ;  Расщепление и пр 1) Супруги имеют сходны е проблемы – отвергаемые стороны образа «Мы» проецируются за пределы семьи. 2) Проблемы супругов различны – один ищет в другом те качества, которые символизируют подавленные аспекты его личности. 3.4. Теория семейно-необходимой (функциональной) информации (Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) Коммуникационная проблема – такая ситуация в жизни семьи, когда:      у одного из членов семьи существует определенная потребность; удовлетворение этой потребности зависит от другого члена семьи; эта потребность может быть удовлетворена, если первый член семьи передаст второму определенную информацию (просьбу); передача информации невозможна в силу психологических особенностей индивида; потребность сохраняется Развит ие коммуникационной пробемы - совокупность процессов, которые возникают под ее действием и приводят к психотравмирующим особенностям коммуникации семьи.   Информационно- деф ицитарны й этап – возникает и становится выраженной коммуникационная проблема. Имеет место неудовлетворенная потребность и невозможность коммуникации. Подмена реальной коммуникации воображаемой. Неразрешенная проблема – источник «тлеющей неудовлетворенности». Этап замещающе-искаженной коммуникации попытка сообщить о потребности, но не прямо, поиск путей «легализации» своей просьбы или требования, искажение причин потребности. Взаимопонимание ухудшается  Поведенчески- коммуникационны й эт ап – манипуляции, психологическое давление на партнера. Коммуникация отходит на второй план, но у поступков сохраняется коммуникационный аспект. Коммуникационная проблема превращается в конфликт (межличностный или внутриличностный) 3.5. Циркулярност ь семейны х взаимодейст вий « Порочны й круг» - стереотипная последовательность трансакций, поддерживающих проблему Такие паттерны выполняют гомеостатическую функцию Циркулярное понимание ситуации дает психологу больше альтернатив для терапевтических действий:   Он может изменять поведение любого члена семьи Или изменять циркуляционный паттерн в целом Коля ревнует и злится Коля обиж ает Катю Мама утешает Катю Катя плачет Катя зовет на помощь маму Мать с ребенком в симбиотических Отец отдаляется отношениях, от семьи испытывает амбивалентные чувства Мать критикует то, как он это делает Симптомы ребенка обостряются Отец Мама призывает взаимодействует отца на помощь с ребенком
«Семья как коммуникативная система» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot