Семантические сети
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Семантические сети
Семантические сети -наиболее общая модель представления знаний об
окружающей среде мире и способах действия в нем. В общем виде
семантическая сеть – это множество вершин, каждая из которых
соответствует определенному понятию, факту, явлению или процессу, а
между вершинами заданы различные отношения, изображаемые дугами.
Дуги снабжаются именами или описаниями, задающие семантику
отношений.
Вершины также снабжаются именами и описаниями,
содержащими необходимую информацию для понимания семантики
вершины.
42
Процесс построения СС
Рассмотрим
задачу
разработки
семантической
сети
в
задаче
формализации содержания текста.
Пример 2.12.
Информатизация должна быть ориентирована на все возможные
области деятельности отдельного человека, любого субъекта рынка и
государства. Информатизация предусматривает массовое использование
информационных технологий во всех сферах деятельности человека,
создание информационных систем, эффективно поддерживающих
функционирование любой экономической, организационной и социальной
структуры.
43
Первый этап (преобразование текста) – это выделение из текста
множества простых предложений (не сложносочиненных, без
однородных членов), отражающего в полном объеме содержание
исходного материала.
В результате преобразований текст имеет вид:
1. Информатизация должна быть ориентирована на области.
(качества)
2. Область делится на деятельность отдельного человека.
3. Область делится на деятельность субъекта рынка и т. д.
44
Второй этап (введение системы понятий) - происходит выделение
существительных с прилагательными или числительными из множества
простых предложений, сформированных на первом этапе (присвоим имена
понятиям по первым буквам соответствующего слова или словосочетания):
1. Информатизация (И)
2. Области (О)
3. Деятельность отдельного человека (ДОЧ)
4. Деятельность субъекта рынка (ДСР)
5. Деятельность государства (ДГ) и т.д.
45
Третий этап (введение системы отношений) – выделяются из
элементов множества простых предложений глаголы (в неопределенной
форме)
с
краткими
прилагательными,
предлогами,
наречиями,
дополнениями:
1. Ориентировать (R1) (что1, на что)
2. Делить (R2) (кто, на что)
3. Предусматривать (R3) (что1, что2) и т.д
Здесь R1, R2, R3 – бинарные отношения, определенные на множестве
простых предложений.
46
Заменим введенные отношения заданными отношениями близкими по
смыслу в данном контексте отрывка. Отобразим информацию,
содержащуюся в отрывке, в виде семантической сети (рисунок 6):
Рисунок 6
47
2. Дежурный инженер на электростанции, в распоряжении которого
миллионы
киловатт,
промышленный район;
который
снабжает
энергией
громадный
диспетчер
аэропорта,
который
непрерывно
принимает решения, связанные с движением самолетов, и от памяти, от
реакции которого зависит жизнь сотни пассажиров; -все это ситуации,
проблемы,
рожденные
развитием
техники
последних
лет;
это
обстоятельства психологические и нравственные, которые непрерывно
воздействуют на душу человека.
59