Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Самостоятельная работа. Формы организации обучения

  • ⌛ 2016 год
  • 👀 621 просмотр
  • 📌 565 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Самостоятельная работа. Формы организации обучения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Самостоятельная работа. Формы организации обучения» docx
26.11.2016 – лекция № 15 Самостоятельная работа. Формы организации обучения План: 1. Сущность самостоятельной работы (СР). 2. Цель самостоятельной работы. 3. Умение осуществлять самостоятельную работу. 4. Неформальное и информальное образование. 5. Организация времени жизни студента (анкета), по Ляудису (Ляудис Валентина Яковлена). 1. Сущность самостоятельной работы (СР) Сущность самостоятельной работы (СР) – это дидактическая форма обучения, самостоятельная работа, является системой организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью учащихся протекающей в отсутствии преподавателя и без его непосредственного участия и помощи. 2. Цель самостоятельной работы Глобальная цель самостоятельной работы студентов – является формирование творческого мышления и творческих способностей. А для этого должны быть поставлены проблемные задачи, что бы студенты осуществляли информационный поиск. Студент должен научиться решать творческие задачи: • видеть проблему; • уметь формулировать проблему; • осуществлять информационный поиск учебной и научной литературы; • составлять план исследования; • выдвигать гипотезу (если…, то…); • находить и изобретать способ ее проверки (гипотезы); • собирать данные; • выбирать метод самостоятельной обработки этих данных; • анализировать полученные данные; • формулировать выводы; • видеть возможности получения результатов на практике или создание модели; • видеть решение проблемы в целом. Цели самостоятельной работы совпадают с целью обучения в ВУЗе. При выделении доли на самостоятельную работу в учебном процессе для отработки действий (навыки и умения), на их контроль стоит выделять больше времени чем на лекции, следует помнить, что отработка материала может быть разнообразной по степени овладения. Если степень отработки не велика, то на него отводят до 20% времени, если высока, то на самостоятельную работу необходимо отводить до 80%. 3. Умение осуществлять самостоятельную работу Самостоятельная работа в различных формах: • письменной; • устной; • индивидуальной; • коллективной (сотрудничество). В вводные лекции преподаватель Высшей школы должен познакомить студентов первого курса не только с целями и задачами данного курса, но и с местом, которое занимает самостоятельная работа. Студентам нужно предварительно разработать инструкции по самостоятельной работе. Для того, чтобы осуществлять самостоятельную работу студент должен: 1. Вести информационный поиск. 2. Пользоваться всеми видами чтения (поисковое – просмотровое – ознакомительное – изучающее). 3. Составлять план, вести конспект, тезисы, резюме прочитанной литературы. 4. Порождать собственный текст письменный и устный. 5. Составлять реферат (2000 знаков), аннотации (500 знаков). 6. Организовывать время жизни (режим и всё что входит в жизнь). 7. Пользоваться разными приёмами запоминания (ассоциация). 8. Осуществлять смысловую переработку текста, выделять идеи, теории, термины. 4. Неформальное и информальное образование Неформальное непрерывное образование в каждом ВУЗе должны быть консультанты. Неформальное образование должно осуществляться через курсы, тренинги, короткие программы, которые должны быть организованы на любом этапе обучения. Информальное образование – для самообразования и непрерывного образования должно решаться через: • создание общедоступных библиотек; • создание цифровых образовательных ресурсов; • модернизацию работы библиотек; • поддержка дистанционного образования через формирование общедоступных сервисов самообразования; • Интернет на основе новых образовательных технологий; • развитие образовательного консультирования. Самообразование становится необходимой составляющей саморазвития (В.Г. Мещериков). 5. Организация времени жизни студента (анкета), по Ляудису (Ляудис Валентина Яковлена) ВСТАВИТЬ АНКЕТУ ЛЯУДИС! Лекция № 16 Педагогическая технология Сотрудничество и групповое взаимодействие План: 1. Сущность приёмов социального взаимодействия. 1.1 Сотрудничество. 1.2 Партнёрство. 2. Малые группы или групповое взаимодействие. 3. Способы повышения эффективности усвоения учебного материала. 3.1 Дискуссия. 3.2 Мозговые атаки или мозговой штурм. 1. Сущность приёмов социального взаимодействия Одним из самых главных приёмов повышения эффективности обучения является социальные взаимодействия преподавателя с учащимися или учащихся между собой, т.е. сотрудничество. Вся система образования в нашей стране находится под влиянием идей, котороые были сформулированы в работах отечественных учёных психологов Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, В.Я. Ляудис и др. В настояшее время существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как сотрудничество. Сотрудничество вытесняет соперничество. В этих условиях более успешно усваиваются и решаются новые учебные материалы, повышаются новые коммуникативные компетенции. Наиболее расространённым способом осуществления учебного сотрудничества при решении учебных задач является дискуссия, обсуждение и проблемный вопрос. Сюда же относится А.А. Вербицкий. «Диалогичесое включение» (А.У. Хараш). Диалогическое влкючение – явлается наиболее радикальным средством установления партнёрства. Способом объединения индивидуальных усилий участников общения, обеспечивающих полное взаимопонимание межде преподавателями и студентами. Преподавателю в этом случае удаётся снятьснять дистанцию, налагаемую его авторитетом, войти со студентами в диалогичскую связь и стать его собеседником, при этом преподаватаель использует демократический стиль общения (он никогда не вызывает конфликта, очень мягкий). Бывает ещё авторитарный стиль общения – строгий (я всё знаю. вы ничего не знаете). 1.1 Сотрудничество Сотрудничество характеризуется: • пространственным и временным присутствием; • единством цели; • организацией и управлением деятельности; • разделением функций действий; • наличие позитивных межличностных отношений; • наличием общих или сходных интересов. Сотрудничество в обучении имеет место тогда, когда преподаватель вооружает учащегося всеми условиями правильного решения поставленной им задачи и организует контроль (обратную связь за ходом решения задач). С помощью сотрудничества преподаватель может управлять процессом усвоения. Во многих научных работах доказано что групповое взаимодействие эффективнее чем индивидуальное. При групповом взаимодействии эффективность обучения повышается не менее чем на 10%. Принцип коллективной деятельности решается в трёх планах: • установка на коллективное творчество; • активное участие каждого учащегося в решении поставленных задач; • выбор каждым учащимся личностно значимого предемета деятельности. В условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, лучше усваивается новый материал (В.Я. Ляудис). Наиболее распространённым способом осуществления сотрудничества при решении проблемных задач является дискуссия и мозговые атаки или «мозговой штурм» (А. Осборн). Для эффективности учебного сотрудничества имеет значение характер его организации, распределение ролей или способов совместной работы (генеративная и исполнительная часть). В.Я. Ляудис предложила схему продуктивной ситуации сотрудничества преподавателя и учащегося. Она разработала восемь форм учебного сотрудничества, которые меняются в ситуации решения творческих задач, при этом она выделила две фазы Первая фаза – приобщение к деятельности: • действие, разделённое между преподавателем и учащимся; • имитируемое действие учащимся; • подражательные действия учащихся. Вторая фаза – согласование деятельности учащегося с преподавателем: • саморегулируемые действия учащегося; • самоорганизуемые действия учащегося (начало творчества); • самопобуждаемые действия учащегося (творчество) С помощью изменения форм сотрудничества, преподаватель управляет деятельностью учащегося. 1.2 Партнёрство Партнёрство – это контакт (взаимодействие) двух или более общающихся между собой людей, например, преподаватель и студент, и студенты между собой. При партнёрстве управлять процессом усвоения нельзя. Партнёрство может создать, используя проблемное обучение. При организации сотрудничества и партнёрства преподаватель должен осуществлять пространственное расположение учащихся в учебной группе: • рядное (только на лекциях); • кругом; • подковой (М. Фюмадель). 2. Малые группы или групповое взаимодействие Учебное сотрудничество успешно осуществляется при групповом обучении (малые группы). Идеи группового обучения относятся к двадцатым годам ХХ века. Джон Дьюи – американский философ и педагог, рассматривал учебный процесс как учебную познавательную деятельность, каксовместную деятельность всех её участников. Он подчёркивал, что процесс познания предполагает общение. Малые группы могут состоять из 3-х, 4-х иногда 5-ти и 6-ти человек, особенно при работе над проектом. Идея обучения в малых группах особенно тщательно была разработана в 70-е годы ХХ века тремя группами американских педагогов – психологов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), из университета Миннесоты (Р. Джонсон, Д. Джонсон) и группы Аронсона (Калифорния). Здесь заложены идеи учиться вместе, а не что-то выполнить вместе. Американские учёные – педагоги отмечали главное отличие в малых группах в условиях сотрудничества от других форм обучения: • взаимозависимость всех членов группы; • личная ответственность каждого участника группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; • совместно учебно-познавательная и творческая деятельность учащихся в группе; • социализация деятельности учащихся в группе; • общая оценка работы группы. 3. Способы повышения эффективности усвоения учебного материала 3.1 Дискуссия По – латински, дискуссия – исследование, рассмотрение, разбор. Умение вести дискуссию очень важно для формирования творческих умений, способствующих как коммуникации, так и социокультурной компетенции. Целью дискуссии является выявление, сопоставление различных точек зрения, выявление истинного мнения, нахождения правильного ответа при спорном вопросе. На начальном этапе дискуссия способствует активизации и развитию творческих, аналитических способностей учащихся. Дискуссия должна быть направлена на положительный результат, что отличает её от спора. Для того, чтобы организовать учебную дискуссию, нужно предложить учащимся проблемные ситуации. Например: «Что важнее для будущего человечества – экология или развитие промышленности?», «Нужно ли человеку образование?» и т.д. Учащиеся могут обсудить ответы на эти вопросы. Следует не относиться отрицательно к тому, что тебе не нравиться, к чужому мнению. Преподаватель должен быть не судьёй, а участником дискуссии и с правом собственного мнения. В дидактических вопросах сформированы следующие правила ведения дискуссии: • дискуссия – деловой обмен мнениями, в котором каждый участник должен как можно эффективнее выражать своё мнение; • каждое высказывание должно быть подкреплено фактами; • в обсуждении каждому участнику нужно предоставить возможность высказаться; • каждое высказывание должно быть рассмотрено участниками дискуссии; • необходимо внимательно слушать высказывания остальных, и начать говорить только тогда, когда появляется уверенность, что ваше слово будет сказано по делу; • в ходе обсуждения нельзя переходить на личность; • необходимо отстаивать свои убеждения; • говорить следует лаконично, вести корректно. 3.2 Мозговые атаки или мозговой штурм Мозговые атаки (мозговой штурм). Понятие «мозговой штурм» означает приём организации совместной, групповой, творческой работы учащихся, стимулирующей повышение умственной активности, и активизации группового поиска для решения интеллектуальных задач. Приём «мозгового штурма» можно легко использовать в малых группах. Основной смысл этого приёма заключается в разделении между учащимися генеративной и исполнительной части мыслительного акта: • одни учащиеся генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие учащиеся оценивают позже их значение (А. Осборн).
«Самостоятельная работа. Формы организации обучения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot