Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по теме 3
Саморазвитие в теории человеческого капитала
Накопление человеческого капитала непременно сочетается с процессом целенаправленного ограничения сферы профессиональной деятельности наемного работника, потребностью рынка в рабочей силе, а также потребностью в труде ее носителя.
Движущей силой и накопления человеческого капитала, и трудовой активности человека являются его материальные и духовные потребности в контексте достижения целей жизни, в контексте ценностных ориентаций. Чем многограннее потребности, тем действеннее и разнообразнее причины, вызывающие трудовую активность. Тем не менее следует отметить, что лишь часть потребностей становятся целью действия. Это объясняется тем, что для проявления любой потребности, а тем более для ее удовлетворения необходимы определенные условия. Если подходящей ситуации нет или человек считает, что ее нет, то определенная часть потребностей остается в сознании как непроявленное стремление.
Причины этому могут быть как объективными, так и субъективными. Субъективные: внутреннее убеждение человека, что для удовлетворения возникших у него потребностей в труде он не располагает реальными возможностями или личными достоинствами. Это связано с тем, что биологическая и социальная наследственность работника в совокупности с его биографией определяют характерные структуры способностей, навыки восприятия, взгляды, цели жизни, ценности, поведенческие наклонности, способы адаптации к окружающей среде. Спектр этих качеств создает предпосылки для предпочтения некоторых профессий, потенциалы для определенных стремлений и достижений. Объективные: признание того, что в настоящий момент общество не может удовлетворить потребности определенного рода, даже если они разумны и приемлемы. Несовпадение личных и рыночной потребностей в труде связано с существующим разделением труда и неравномерным развитием отдельных отраслей экономики, создающими неодинаковые условия для трудовой деятельности работников.
Принятие решения о варианте выбора средств, методов накопления человеческого капитала осуществляет субъект выбора в специфической ситуации, характеризующейся высокой неопределенностью, неповторимостью, необратимостью, на основе осуществления различных видов деятельности. В силу этого окончательному решению о выборе направления накопления человеческого капитала предшествует длительный этап мотивации, включающий анализ и обобщение информации о мире профессий, средней величине ожидаемого дохода и ситуации выбора профессии, формирование альтернатив выбора и их сопоставление на основе значимых критериев, самоанализ, самооценку, формирование образа Я. Этот процесс и представляет собой саморазвитие.
Самомаркетинг
Для становления квалифицированного специалиста необходима разработка программы действий человека, ориентированной на достижение его конкурентоспособности на рынке труда или стратегии самомаркетинга.
Таблица 2. Логика и диалектика становления конкурентоспособного специалиста
Уровни становления специалиста
Стадии саморазвития специалиста
Проф.
информация
Проф.
консультация
Проф.
отбор
Проф.
адаптация
Бытие
Познавательный интерес к различным видам деятельности
Познавательный интерес к определенному виду деятельности
Склонность к определенному виду деятельности
Профессиональная направленность
Внешнее проявление
Потребность в выборе профессии
Ценностные ориентации
Профессиональные намерения
Профессиональное самоопределение
Внутренне проявление
Готовность к выбору профессии
Мотивация к профессиональному труду
Способности к профессиональному труду
Профессиональная пригодность
Реальная деятельность
Духовное влечение
Трудовое влечение
Профессиональная компетентность
Профессиональная компетенция
Перспектива
Обучение
Управленческое развитие
Улучшение содержания работы и развитие форм совместной деятельности
Личность профессионала
Стратегия самомаркетинга – это совокупность действий носителя рабочей силы, направленных на нахождение максимально благоприятных условий для накопления и использования человеческого капитала и охватывающих четыре элемента комплекса маркетинга: товар цену, распределение, коммуникации.