Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 8 – Рынок научно-технической продукции
Рынок новшеств и инноваций: состав, основные элементы,
особенности. Поведение фирм в условиях несовершенной конкуренции.
Интеллектуальная собственность и нематериальные активы как рыночный
продукт, их характеристика и классификация.
Научно-техническая продукция – это результаты интеллектуальной
деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю
как в нематериальной форме (в виде совокупности научно-технической
информации), так и в материальной форме.
Преимущественно научно – техническая продукция выступает в
нематериальной форме:
Данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских и
технологических работ в виде аналитических отчетов, таких объектов
промышленной
промышленных
собственности,
образцов,
а
как
изобретений,
также
полезных
моделей,
конструкторско-технологическая
документация, программные продукты, бизнес-планы и т.д.
Знания,
опыт,
консультирование
в
области
маркетинга,
проектного управления, инжиниринга и других научно-технических услуг,
связанных
с
сопровождением
и
обслуживанием
инновационной
деятельности.
Научно-техническая продукция – это различного рода знания,
монополизированные их владельцами через авторское и патентное право,
которые являются товаром и имеют цену, определяемую доходностью их
применения.
Научные
и
конструкторские
организации
могут
предлагать
результаты своего труда в овеществленной (материальной) форме:
В виде опытных установок
В виде нового единичного оборудования
Агрегатов
1
Инструментов
Технологических линий
И т.п.
Выделяются
следующие
особенности
научно
–
технической
продукции:
Это технически сложная продукция, требующая при своем
создании затрат квалифицированного научного труда, и она должна
рассматриваться с учетом потребительской стоимости, труда на ее создание,
а
также
процесса
дальнейшего
использования
заложенного
в
ней
технического знания.
Уникальность
продукции
обуславливает
трудности
в
определении ее полезности, выраженной в экономических показателях в
процессе использования.
Различная степень готовности данного товара к промышленному
освоению определяет значительную неопределенность затрат средств и
времени, необходимых для реализации новшества, а следовательно,
сложность определения цены научно-технической продукции на рынке.
Успешная реализация технологического новшества зависит от
инновационных возможностей потребителей.
Рынок научно-технической продукции представляет собой сферу
экономических отношений между ее владельцами и покупателями, в
результате которых происходит обмен платежеспособного спроса на
потребительскую ценность посредством передачи прав на интеллектуальную
собственность.
Этот рынок во многом определяется техническим потенциалом
научных организаций и инновационных предприятий и отличается от других
рынков (труда, материальных ресурсов, финансов) тем, что:
2
На данном рынке в начале реализации часто отсутствует прямой
конкурент (в силу монополии на интеллектуальную собственность)
Предложение инноваций превышает спрос, но затоваривания не
производит, так как большое количество изобретений и ноу-хау является
источником для получения новых знаний, новой научно-технической
продукции, т.е. будущих инноваций.
В настоящее время технологический трансфер распространяется
очень быстрыми темпами вследствие причин:
1)
Полученные результаты не всегда соответствуют профилю
фирмы и их освоение проблематично
2)
Некоторые технологии теряют для фирмы интерес – меняется
профиль, сокращается рынок.
3)
Патентная защита производимой продукции не гарантирует
добросовестной конкуренции (например, торговая война между фирмами
кодак
и
полароид
относительно
способа
немедленного
получения
фотоснимков).
4)
Предприятия не располагают средствами для капиталовложений
на разработку и освоение новой технологии
5)
Компания не может проникнуть на рынок какой-либо страны
вследствие ограничений импорта
Можно выделить следующие особенность рынка НТП:
Общие
Специфические
Рынок НТП характеризуется:
Данные продукты в сфере обмена отвечают всем признакам
товара
3
Национальные
рынки
инновационных
продуктов
имеют
количественные характеристики, отраслевую и географическую структуры,
свои формы рекламы, методику расчета цен, правовые нормы
На
национальный
рынок
интеллектуальных
продуктов
постоянное воздействие оказывают конъюнктурные факторы: общие –
циклические колебания и специфические – состояние научно-технической
сферы,
торговых
и
политических
условий
реализации
объектов
инновационной деятельности
Мировой
рынок
инноваций
складывается
на
основе
национальных рынков экономически развитых стран.
Специфические черты рынка НТП, которые отличают его от рынка
других товаров:
Это рынок уникальных продуктов с высоким уровнем новизны
Каждая сделка по приобретению научно-технических продуктов
индивидуальна и нередко уникальна, поэтому каждый раз требует особого
подхода к принятию решения, как продавцом, так и покупателем. Риски: для
покупателя сделка связана с повышенным риском, поскольку приобретаются,
как правило, возможности развития бизнеса. Риск потери возможных
доходов существует и для продавца, так как возможна недооценка
перспектив созданного новшества.
Применяемые
варианты
сделок
по
продаже-приобретению
инновационных продуктов предусматривают различные объемы прав, как
продавца, так и покупателя. Так, неисключительная (простая) лицензия
предоставляют
покупателю
право
на
использование
новшества
и
одновременно сохраняет за продавцом все права, в том числе и возможность
новой
продажи
лицензии.
Исключительная
лицензия
предоставляет
исключительное право покупателю (лицензиату) на использование объекта
интеллектуальной собственности в пределах, оговоренных договором, а за
продавцом сохраняется право самому использовать новшество. Полная же
4
лицензия
предусматривает
полную
уступку
прав
покупателю
на
использование инновационного продукта, при этом продавец лишается прав
на дальнейшее использование предмета лицензии и т.д.
1 Рынок новшеств и инноваций: состав, основные элементы,
особенности
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных
исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере
деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества могут оформляться в виде:
открытий,
изобретений,
патентов,
товарных знаков,
рационализаторских предложений,
документации на новый или усовершенствованный продукт,
технологию,
управленческий
или
организационной, производственной
или
производственный
другой
структуры,
процесс,
ноу-хау,
понятий, научных подходов или принципов,
документов (стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и
результатов маркетинговых исследований и т.д.
т.п.),
Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд
(внедрения в собственном производстве либо накопления), так и для
продажи.
Новшества могут быть покупными или собственной разработки,
предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую
5
фирмой продукцию (оказываемую услугу), т.е. превращения в форму
инноваций.
Рынок новшеств — это рынок, характеризуемый совокупностью
экономических отношений, которые возникают в процессе обмена новыми
открытиями, явлениями, новейшими технологиями, новыми товарами или
услугами.
Виды научной деятельности, результаты которой являются предметом
обмена на рынке новшеств:
научно-исследовательская деятельность:
фундаментальные исследования;
прикладные исследования (методы получения новых знаний);
научно-техническая деятельность (новые знания в сфере решения
технологических, инженерных, социальных и экономических проблем);
опытно-конструкторские разработки (знания направленные на
обеспечение жизни и здоровья человека, воплощаемые в новые материалы и
продукты).
На рынке новшеств осуществляется реализация новшеств в виде
новых
открытий,
знаний,
продуктов,
организационно-технических
и
социально-экономических мероприятий.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью
изменения объекта управления и получения экономического, социального,
экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
Инновацию характеризуют следующие свойства:
инновация
является
результатом
планируемой
творческой
деятельности людей;
инновация является новшеством, реализованным на практике;
6
объект
технической,
инновационного
процесса
технологической,
может
находиться
в
организационно-управленческой,
финансовой, социальной, экологической и других сферах;
инновационная
деятельность
инициируется
конкуренцией,
инновации могут способствовать преодолению кризисов на макро - и
микроуровне, повышению конкурентоспособности;
инновационная деятельность связана с риском.
Инновационные процессы являются важнейшим инструментом,
способствующим разрешению возникающих в ходе экономического развития
противоречий и кризисов.
Отличительными
свойствами
инновации
являются
новизна
и
коммерческая выгода. Результатом инновационного процесса являются не
только товар/услуга, но и новая общественная потребность.
Рынок инноваций — совокупность экономических отношений,
которые возникают при обмене результатами инновационной деятельности
между продавцами и покупателями. При осуществлении коммерческого
обмена инновациями осуществляется согласование по условиям: по цене;
срокам; объему.
Особенности
рынка
инноваций
отражают
его
экономическую
сущность:
одна из закономерностей развития производственных отношений
— коммерческий обмен инновационными продуктами;
инновационным продуктам присущи характеристики товара;
сделки
купли-продажи
выступают
основной
формой
коммерческого обмена инновационными продуктами;
основные элементы рынка инноваций — спрос, предложение,
цена.
Развитие рынка инноваций стимулирует конкуренция.
7
Рынок
инноваций
характеризуется
рядом
отличительных
особенностей:
он традиционно является новым для выходящей на рынок
организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь
дело с незнакомыми потребителями);
является
неэластичным вследствие ограниченного
влияния
ценовой политики на объем сбыта;
характеризуется ограниченным количеством покупателей и
продавцов.
Классификация рынков инноваций:
по предмету обмена: рынок новшеств; рынок инноваций; рынок
капиталов для инновационной деятельности;
по типу инноваций:
рынок лицензий;
рынок новых технологий;
рынок НИОКР;
по типу покупателей:
рынок коммерческих организаций;
рынок государственных учреждений;
рынок физических лиц;
по
формам
собственности
(обмен
инновациями
между
субъектами различных форм собственности).
по месту распространения инноваций:
мировой рынок инноваций;
национальные, региональные, местные рынки инноваций.
8
2 Поведение фирм в условиях несовершенной конкуренции
На поведение фирмы на рынке влияет тип рыночной структуры,
именно от него зависит выбор модели поведения фирмы на рынке, полнота
конкуренции и эффективность развития рынка в целом.
Тип рыночной структуры определяется степенью возможности
отдельной фирмы влиять на рыночную цену товара. Эта возможность, в свою
очередь, определяется количеством конкурирующих на рынке фирм,
наличием ограничений на вход новых конкурентов на рынок, видом
выпускаемой продукции, доступностью и полнотой рыночной информации.
В современной экономике практически невозможно найти свободный
или совершенно конкурентный рынок. Реально существующие рынки
функционируют в условиях несовершенной конкуренции.
В реальной экономике практически невозможно найти рынок, в
котором конкуренция была бы абсолютной, ничем не ограниченной.
Большой вклад в разработку теории несовершенной конкуренции
внесли английский экономист Джоан Вайолет Робинсон (1903–1983) "Теория
несовершенной конкуренции" и американский экономист Эдвард Чемберлин
(1899–1967) "Теория монополистической конкуренции".
Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда
отдельные производители имеют возможность контролировать цены на
продукцию, которую они производят.
Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что
большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции.
Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и
механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.
Самым общим показателем существования на рынке несовершенной
конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков
совершенной конкуренции.
9
Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции
являются:
значительная
доля
продаж
на
рынке
у
отдельных
производителей;
неоднородность продукта;
наличие барьеров для входа в отрасль;
несовершенство информации;
участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное
влияние на решение другого неэкономическими методами;
производители имеют возможность контролировать цены на
продукцию, которую они производят;
присутствие монополии (наличие одного производителя) или
монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в
функционирование рынка.
Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе,
способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы
приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем
предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем
выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке
несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы
становится значимым в масштабах отрасли.
На несовершенных рынках можно выделить главный критерий,
позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием
несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с
ростом
выпуска
формулировка:
продукции
критерием
фирмы.
Часто
используется
несовершенной
конкуренции
и
другая
является
отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.
Формы несовершенной конкуренции
10
Не
всегда
на
рынке
возможна
совершенная
конкуренция:
монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и
олигопсония являются формами несовершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее
распространѐнной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых
структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной
абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и
чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей,
характеризующих
продукцию
и
стратегию
развития
производителя,
предсказать которые практически невозможно, а также от природы
стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной
конкуренции. Чаще встречается олигополия
сосредоточена
у
нескольких
крупных
– основная масса товаров
продавцов
и
олигопсония
–
превышение продавцов над покупателями.
3 Интеллектуальная собственность и нематериальные активы
как рыночный продукт, их характеристика и классификация
Интеллектуальная
собственность
-
собирательное
понятие,
означающее права на конкретные результаты интеллектуальной творческой
деятельности человека в любой области (производственной, научной,
литературной, художественной и пр.), а также права на средства
индивидуализации юридического лица, продукции, выполненные работы или
услуги. Результат интеллектуальной деятельности может быть одновременно
использоваться неограниченным кругом лиц.
Можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится
информация, которая может быть представлена на материальном носителе и
распространена в неограниченном количестве копий по всему миру.
Собственностью выступают не эти копии, а отражаемая в них информация.
11
Впервые понятие «Интеллектуальная собственность» введено в 1967
г. Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной
собственности (ВОИС), которая установила, что к объектам права
интеллектуальной собственности относятся:
Литературные, художественные произведения и научные труды;
Исполнительская
деятельность
артистов,
фонограммы
и
радиопередачи;
Изобретения во всех областях человеческой деятельности;
Научные открытия;
Промышленные образцы;
Товарные
знаки,
знаки
обслуживания
и
фирменные
наименования, и коммерческие обозначения;
Пресечение недобросовестной конкуренции, а также все другие
объекты, относящиеся к интеллектуальной деятельности.
Научные открытия - установление неизвестных ранее, объективно
существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.
Научные открытия не относятся ни к объектам авторского права, ни к
объектам промышленной собственности. Существует точка зрения, что
научные открытия не должны упоминаться среди видов интеллектуальной
собственности, поскольку ни одно национальное законодательство и ни один
международный договор не дают какого-либо права на собственность
применительно к научным открытиям. Тем не менее научное сообщество
обычно присваивает открытиям имена их первооткрывателей (циклы
Кондратьева,
оптимум
Парето,
закон
Архимеда,
палочка
Коха,
периодическая таблица Менделеева, пастеризация и т.д.).
Отдельно следует выделить промышленную собственность (Industrial
property) - вид интеллектуальной собственности, включающий права на
изобретения, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные
12
знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименование места
происхождения товара, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
В соответствии с Соглашением о торговых аспектах права интеллектуальной
собственности в понятие «промышленная собственность» вошли также
понятия
«топология
интегральных
схем»
и
«охрана
закрытой
(неразглашаемой) информации».
Промышленная собственность играет важную роль в управлении как
научно - технической деятельностью на уровне государства, так и
инновационными процессами в любой организации, что обусловило
выделение объектов промышленной собственности.
Отличительная
особенность
объектов
интеллектуальной
собственности обусловлена их нематериальным характером. Соответственно
различается содержание прав вещной и интеллектуальной собственности.
Содержание интеллектуальной собственности как права включает
права автора и исключительное (имущественное) право.
К правам автора на объекты интеллектуальной собственности относят
такие права, как:
Право авторства - право любого гражданина быть названным
автором произведения науки, литературы, искусства, изобретения, и т.д. при
условии, что это произведение создано его личным творческим трудом;
Право на имя, которое реализуется в виде права автора на
присвоение по имени тому произведению, которое он создал (аппараты
Елизарова,
методики
хирурга
-
офтальмолога
Федорова,
автомат
Калашникова, и т.д.);
Право на публикование - это право автора обнародовать свое
произведение или сохранить его в тайне;
Право на неприкосновенность произведения заключается в том,
что никто не имеет право изменять, искажать авторский вариант
произведения с сохранением имени автора, поскольку это может нанести
ущерб его репутации.
13
Исключительное право на объекты интеллектуальной собственности
связано с понятием использования, под которым следует понимать
воспроизведение
объектов
интеллектуальной
собственности
в
виде
материальных объектов. В этом смысле исключительное право - это, прежде
всего,
право
владельца
объекта
интеллектуальной
собственности
использовать его, а также разрешать (запрещать) это делать другому лицу. С
исключительным правом связаны все вопросы коммерческого использования
результатов интеллектуального труда.
В отличие от прав автора исключительное право отчуждаемо и его
владельцем может быть любое физическое или юридическое лицо, которому
по закону или по договору это право будет предоставлено.
Можно отметить общие черты имущественных прав, относящиеся к
различным объектам интеллектуальной собственности:
Права ограничены сроком действия и территорией;
Права носят абсолютный характер, т.е. не имеют каких-либо
условий и ограничений, кроме оговоренных в законодательстве;
Права исключительны по отношению ко всем другим лицам;
Все граждане и юридические лица могут свободно использовать
результаты
творческой
деятельности,
оформленные
как
объекты
интеллектуальной собственности, в некоммерческих целях. Но в ряде
случаев
после
такого
использования
может
возникнуть
вопрос
о
компенсации правообладателю;
Возникает право преждепользования при получении аналогичных
результатов ранее и независимо от правообладателя, но при условии, что их
использование
ограничивается
объемами,
достигнутыми
на
момент
оформления охраны объекта интеллектуальной собственности.
Исключительные
права
исчерпываются
после
продажи
экземпляров
охраняемой продукции, и допускается их дальнейшее распространение без
согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения;
14
Уступка прав на использование объекта интеллектуальной
собственности осуществляется на основании
специального
договора,
исключение составляет только наименование мест происхождения товаров,
права на которые нельзя передавать.
Нематериальные активы и их классификация
К нематериальным активам относятся объекты, которые не имеют
материально-вещественной формы, не обладают физическими свойствами,
но обеспечивают предприятию возможность получения дохода постоянно
или в течение длительного периода. В зависимости от своего назначения и
функций, выполняемых в хозяйственной деятельности, нематериальные
активы подразделяются на 3 основных группы:
интеллектуальная собственность;
имущественные права;
отложенные затраты.
Гражданский
кодекс
РФ
дает
определение
интеллектуальной
собственности: «…это исключительное право гражданина или юридического
лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним
средства
индивидуализации
либо
самого
физического
лица,
либо
юридического лица, либо выполнение работ или услуг».
Интеллектуальная собственность не является разновидностью права
собственности. В случае интеллектуальной собственности это отношение
связано с использованием и защитой результатов духовной деятельности.
В каждой стране существуют законодательства, которые определяют
круг охраняемых государством объектов интеллектуальной собственности и
определяют условия этой охраны.
В Российской Федерации к основным законодательным актам
относятся:
патентный закон РФ;
закон о товарных знаках;
15
закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных;
закон об авторских правах.
В зависимости от результатов выделяют две группы прав:
Права, относящиеся к промышленной собственности;
Права, относящиеся к науке, литературе и искусству.
Промышленная собственность - это исключительные права на
результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в производстве:
изобретения, модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные
наименования. На свои изобретения изобретатель получает документ,
который
называется
патент
и
он
является
охранным
документом
патентообладателя. Если предприятие заинтересовано в использовании
новшеств, оно заключает договор о выдаче лицензии или полной уступке
прав.
Патент — охранный документ, удостоверяющий исключительное
право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо
промышленного образца.
Промышленный образец - это художественное, конструкторское
решение изделия, определяющее его внешний вид.
Товарный знак - применяется для обозначения различных товаров и
граждан. С его помощью достигается индивидуализация товара. Для полной
охраны товарного знака требуется его регистрация в Роспатенте, а
документом является «свидетельство на товарный знак».
Охрана программ для ЭВМ и баз данных осуществляется средствами
авторского права.
К имущественным правам относятся организационные работы,
расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
организационные работы при образовании предприятия, организационные
расходы в ходе деятельности предприятия.
16
В западной методологии используется элемент нематериальных
активов как цена фирмы, или деловая репутация фирмы. Это стоимостная
категория, которая характеризует разницу между стоимостью фирмы и
стоимостью ее активов. В Российской Федерации репутация фирмы равна
разнице
между
покупной
стоимостью
имущества
и
оценивающей
стоимостью.
17