Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3-4 (-5-6) Рынок
3.1. Рынок, его виды и структура
Что такое "рынок" все знают. А что такое "рынок"? Определений существует множество. Приведем некоторые:
Рынок (англ. market) – группа покупателей и продавцов определенного товара или услуги.1
Рынок — это форма общения равноправных лиц, физических и юридических, — производителей (собственников) и потребителей (пользователей) частных экономических благ, включая ресурсы, а также посредников между ними; результатом такого общения являются договоры (добровольные сделки) взаимной передачи имущественных прав на частные блага на приемлемых для всех сторон условиях по цене, качеству, количеству и другим параметрам.2
В экономической теории рассматривают рынок как на макро - уровне, так и на микро. Микроэкономика анализирует рынок одного товара (отрасль) в любом географическом масштабе.
При моделировании различных рынков и их составляющих, необходимо помнить о допущениях построения моделей. Здесь рассматриваем:
- рынок одного стандартного товара (все единицы товара неотличимы друг от друга);
- на рынке действуют множество покупателей и продавцов (они не могут сговориться о единстве действий);
- на моделируемом рынке - совершенная конкуренция;3
- поведение покупателей моделируют с помощью функции спроса, а поведение продавцов - с помощью функции предложения.
- продажа, покупка и потребления любого блага на рынке одномоментные. Т.е проданное благо потреблено в момент его приобретения.
3.2. Теоретические предпосылки построения функции спроса
Спрос (англ. demand) - те количества благ, которые по разным ценам в данный момент времени и при прочих равных условиях покупатели готовы (хотят и могут) приобрести. Рассмотрим спрос на благо Х.
Следует отличать спрос и величину спроса.
Спрос - это функция многих переменных
Qdх = f(Pх, Pу, I, W, ……)
(Где Q - количество (англ. Quantity); dх - спрос (англ. demand) на благо х. Количество спрашиваемого блага Х).
Величина спроса - это значение функции Qdх = f(Pх), при заданном значении Pх и при условии, что все прочие факторы спроса – неизменны. Т.е. величина спроса - это количество блага Х, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной цене при данном неизменном спросе.
Факторы, формирующие спрос
• Pх - цена данного блага Х (единственный ценовой фактор),
Все остальные факторы спроса - неценовые:
• Pу - цены дополняющих и заменяющих благ;
• I - доход потребителей;
• W- вкусы потребителей или мода, ожидания изменения цен или доходов, сезонные изменения предпочтений.
Кривая спроса и величина спроса
Если выделить один фактор спроса - цену блага Х, а все остальные факторы зафиксировать, т.е. проанализировать спрос "при прочих равных условиях", то можно графически изобразить обычную двухмерную зависимость Qdх = f(Pх). Координатами такого графика будут цена Pх и величины спроса Qdх.
Зависимость Qdх = f(Pх) может быть нелинейной (рис.3.1.а), но в наших моделях мы, как правило, будем рассматривать линейные зависимости (рис.3.1.б). Кривой спроса будем называть графическое изображение любой функции спроса, в том числе и ту, которая задана линейной функцией4. При изменении цены спрос не меняется, меняется только количества спрашиваемого товара или величина спроса (рис.3.1.б), кривая спроса остается на месте, происходит движение по кривой. Изменение самого спроса вызывает изменение неценовых факторов, при этом кривая спроса сдвигается (рис.3.1.а).
рис.3.1.
Функцию величины спроса от цены можно изобразить графически в виде кривой спроса; или задать таблично - шкалой спроса, в зависимости от способа представления функции5.
Прямая функция спроса показывает зависимость величины спроса от цены, а обратная функция спроса показывает зависимость цены от величины спроса от цены.
Так как функция спроса выводится с помощью функции полезности6, принято строить обратную функцию спроса, т.е.
Pdх = f(Qх)
Количество Qх откладывается по оси абсцисс, а цена Pdх - по оси ординат. По закону спроса кривая спроса, как правило, имеет отрицательный наклон.
Закон спроса
Как правило, чем меньше цена, тем больше величина спроса, и, наоборот, чем больше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях. «Прочими равными» условиями считается неизменность неценовых факторов, сдвигающих кривую спроса.
Сдвиги кривой спроса
Изменение неценовых факторов спроса: Pх, Pу, I, W, прочих (других) факторов отражается на графике сдвигом кривой спроса. Сдвиги кривой спроса показаны на рис.3.2. Увеличение спроса - сдвиг кривой спроса вправо и вверх (1), уменьшение - сдвиг влево и вниз (2)
Рис.3.2.
(I) - Доходы потребителей. Рост доходов вызывает рост спроса на качественные блага (любимые, желаемые для данного потребителя), (перемещение в направлении 1). Для благ некачественных (нелюбимых, потребляемых в силу необходимости и имущественного положения данного потребителя) с ростом доходов спрос падает (перемещение в направлении 2).
(Pу)- Цены дополняющих товаров. Рост цен дополняющих благ вызывает снижение спроса на данное благо (перемещение в направлении 2), и наоборот.
(Pу)- Цены заменяющих товаров. Рост цен заменяющих благ вызывает рост спроса на данное благо (перемещение в направлении 1), и наоборот.
(W)- Предпочтения потребителя или вкусы, ожидания, сезонные факторы. Если предпочтения потребителя переместились в сторону данного блага, спрос на это благо вырастет (перемещение в направлении 1), и наоборот.
3.3. Индивидуальный спрос и рыночный спрос
Спрос предъявляют отдельные экономические агенты и рынок в целом, поэтому можно рассматривать:
Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый отдельным экономическим агентом.
Рыночный спрос – сумма индивидуальных величин спроса при каждой цене.
Для получения рыночного спроса по данным об индивидуальных спросах – нужно просуммировать индивидуальные спросы по координате Q. Это правило называется горизонтальным суммированием спроса.
Пример 3.1. Построим графически и аналитически рыночный спрос по данным о двух индивидуальных спросах.
Qd1 = 10-P, Qd2 = 12 -3 P, где
Р – цена в рублях, а Qd - количество в штуках. Определим, при какой цене каждый потребитель будет выбывать из спроса. (Определим такую P, при которой Qd =0), то есть "цену отсечения спроса".7 Графически задача решена на рисунке 3.3.
Рис. 3.3.
Для первого потребителя это цена 10, а для второго - 4. Значит, оба потребителя будут предъявлять спрос на данное благо на ценовом промежутке от 0 рублей до 4 рублей. При цене выше 4рублей, но ниже 10 рублей будет спрашивать только один потребитель – первый.
Следовательно, на ценовом промежутке от 0 руб. до 4 руб. функция рыночного спроса это сумма двух индивидуальных спросов: Qdрын =(12-3 P)+ (10-P)= 22 -4P, 0 ≤ Р ≤ 4,
При цене выше 4рублей, но ниже 10 рублей
Qdрын = 10-P, 4 < Р ≤ 10,
Если же цена будет выше 10 руб., тогда Qdрын =0.
3.4. Нетипичный спрос
Из каждого правила могут быть исключения:
Спрос Гиффена. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население скупает и без того скудные запасы. Таким образом, чем выше цена, тем больше величина спроса.
Спрос Веблена. Престижное, показное потребление Парадокс Веблена (1899 г.) заключается в том, что товары покупают именно из-за их высокой цены.
Рис. 3.4.
Лекция 4. Тема 3.Рынок (продолжение)
3.5. Эластичность
Спрос и предложение на разные товары реагирует на изменение цены и неценовых факторов неодинаково. Для одних товаров изменение цены мало меняет изменение спрашиваемых (предлагаемых) количеств, для других товаров даже незначительное изменение цены меняет количества спрашиваемых (предлагаемых) товаров очень сильно. Для измерения этого явления в экономической теории используется понятие эластичности.
Эластичность спроса
Эластичность спроса - показывает меру реакции количества (величины) спроса на изменение каких-либо факторов спроса.
Основными видами эластичности спроса являются:
• эластичность спроса по цене; анализируют зависимость
Qd = F(P) и реакцию Qd на изменение P.
• эластичность спроса по доходу; анализируют зависимость
Qd = F(I) и реакцию Qd на изменение I.
• перекрестная эластичность (эластичность спроса по цене других товаров); анализируют зависимость
Qdx = F(Py) и реакцию Qdx на изменение Py.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на некоторое количество процентов.
Если спрос задан непрерывной функцией Qdх = F(P)8, измеряют точечную эластичность (эластичность в данной точке) формулы 3.1а., 3.1б., 3.1в.
(3.1а.)
(3.1б.)
(3.1в.)
Если спрос задан таблично, или даны значительные изменения количеств, при значительных изменениях цены, считают дуговую эластичность формула 3.2.
(3.2.)
Пример 3.2. Посчитаем точечную эластичность спроса, заданного функцией Qd = 10 - 2P, при цене равной 2. Воспользуемся формулой 3.1в., так как будем считать эластичность в точке непрерывно заданной функции:
(3.3)
Так как по закону спроса снижение цены (ΔРх или прирост цены - отрицателен) вызывает рост величины спроса (ΔQ или прирост объема потребления - положителен), а Р и Q всегда положительны эластичность спроса по цене, как правило, является отрицательной (неположительной) величиной.
Критерии эластичности спроса по цене
Если
Edpx < 1, спрос считается неэластичным;
Edpx > 1, спрос считается эластичным;
Edpx = 1 спрос обладает единичной эластичностью.
Рассматривают абсолютно эластичный спрос, для которого Edpx= и абсолютно неэластичный спрос, для которого Edpx = 0
График абсолютно эластичного спроса представлен на рис.3.5а. График абсолютно неэластичного спроса - на рис. 3.5б.
рис. 3.5
На эластичность спроса по цене оказывают влияние следующие факторы: количество заменителей блага; доля расходов на товар в личном бюджете потребителя; степень жизненной необходимости блага для потребителя, время необходимое для того, чтобы приспособится к отказу от блага.
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу - показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на некоторый процент.
Если спрос задан непрерывной функцией Qdх = f(I), измеряют точечную эластичность (эластичность в данной точке) формулы 3.4а., 3.4б., 3.4в..
(3.4а.)
(3.4б.)
(3.4в.)
Если спрос задан таблично, или даны значительные изменения количеств, при значительных изменениях дохода, (аналогично ценовой эластичности) считают дуговую эластичность спроса по доходу. Формулы 3.5.
(3.5.)
Критерии эластичности спроса по доходу
Значение коэффициента эластичности спроса по доходу позволяет определить, к какому виду благ относится данное благо:
EdIх 0, благо считается некачественным (инфериорным);
0 ЕdI 1, благо считается нормальным (первой необходимости);
ЕdI 1, благо считается нормальным (предмет роскоши).
Перекрестная эластичность спроса
Перекрестная эластичность спроса - показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на один товар (например, на товар Х), при изменении цены другого товара (товара У) на несколько процентов.
Если спрос задан непрерывной функцией Qdх = F(Pу), измеряют точечную эластичность (эластичность в данной точке) формулы 3.6а., 3.6б., 3.6в.
(3.6а.)
(3.6б.)
(3.6в.)
Если спрос задан таблично, или даны значительные изменения количеств товара товар Х, при значительных изменениях цены товара Y, считают дуговую перекрестную эластичность спроса. (формулa 3.7.)
(3.7.)
Критерии перекрестной эластичности спроса
Значение коэффициента перекрестной эластичности спроса показывает степень взаимосвязанности благ:
Edху 0, Х и У – блага - заменители;
Еdху 0, Х и У – блага - дополняющие друг друга;
Edху = 0, Х и У – блага не связанные друг с другом.
Пример 3.3. Определим формулы расчета точечной эластичности спроса по цене, доходу и перекрестной, для спроса, заданного функцией Qdх = 2I-0,5Рх+3Ру, при цене равной 2.
Воспользуемся формулой 3.1в., 3.4в., 3.6в., так как будем считать эластичность в точке непрерывно заданной функции.
Для нахождения точечной эластичности спроса по цене, примем I и Ру за постоянные величины. Тогда
(3.8а)
Для нахождения точечной эластичности спроса по доходу, примем Рх и Ру за постоянные величины. Тогда
(3.8б)
Для нахождения точечной перекрестной эластичности спроса на товар Х по цене товара У, примем Рх и I за постоянные величины. Тогда
(3.8в)
3.6. Эластичность и выручка
Выручка (валовой доход) – количество денег, полученное при продаже Q единиц блага по цене Р.
TR = PQ
Если рассматривать типичную линейную функцию спроса, то по закону спроса, чтобы продать большее количество блага, необходимо снижать цену на весь имеющийся объем. Следовательно, продавая (продавать будут столько, сколько при данной цене спросят) по более низкой цене больший объем блага, часть валового дохода будет прирастать, за счет роста количества продаж, но часть будет теряться за счет сокращения цены. Проиллюстрируем это. Рассмотрим функцию спроса
Qd = 10 – P
Построим шкалу спроса для целых значений заданной функции.
Таблица 3.1.
P
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Qd
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
TR
9
16
21
24
25
24
21
16
9
Edp
-
-9
-4
-7/3
-3/2
-1
-2/3
-3/7
-1/4
-1/9
Графическое представление взаимосвязи между эластичностью и выручкой представлены на рисунке 3.6.
рис. 3.6.
При снижении цены на эластичном участке спроса выручка растет. В точке единичной эластичности, при цене равной половине цены отсечения выручка максимальна. Снижение цены на неэластичном участке спроса приводит к снижению выручки.