Справочник от Автор24
Экономика

Конспект лекции
«Рыночная система и законы её функционирования»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по экономике / Рыночная система и законы её функционирования

Выбери формат для чтения

pptx

Конспект лекции по дисциплине «Рыночная система и законы её функционирования», pptx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Рыночная система и законы её функционирования». pptx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Рыночная система и законы её функционирования», текстовый формат

ЭКОНОМИ РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА И КА ЗАКОНЫ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Лекция №10 к.э.н. Петухов Павел РЫНОК: ФУНКЦИИ И СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. Территориальн ое деление Местный (в пределах села, города, региона) Национальный (внутренний) Мировой (внешний) рынки Составляющие системы рыночных отношений Товарное производство • Создает продукт • Создает доход • Создает необходимость обмена продукцией Рынок • Обеспечивает обратное влияние на товарное производство и стимулирует его Система товарнорыночног о хозяйств а ОБРАТНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СОСТАВЛЯЮТ ОСОБЫЕ ФУНКЦИИ РЫНКА КЛАССИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РЫНКА Рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей) Выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. Рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей) «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...» ФАКТОРЫ ПОЯВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА РЫНКОВ СИСТЕМА РЫНКОВ - единая совокупность множества рынков функционального назначения ФАКТОРЫ Расширение рыночного пространство Преобразование натурального производства в товарное Распространение отношений куплипродажи на рабочую силу Современное производство создаёт в огромных количествах весь спектр полезных благ Быстрое развитие сферы платных услуг Разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу Превращение конечных результатов научных исследований в товарный продукт Развитие акционерных обществ стало объектом массовой куплипродажа ценных бумаг СОВРЕМЕННАЯ РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА Рынок потребительских продуктов (подразделяется на множество подотраслей - рынок жилья и т.п.) Рынок средств производства (приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания) Рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание) Рынок труда (для работодателей и наемных работников) Рынок научных и опытноконструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения) Рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств) Рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов, приносящих доход) Рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен валюты) Рынок духовных благ (интеллектуальной деятельности писателей, художников и др.) ФОРМЫ И ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СВЯЗЕЙ ФОРМЫ ТОРГОВЛИ Классификация торговых сделок По способам связи Производитель продает потребителю Производитель продает представителю, а он потребителю По видам оплаты Бартерная торговля Продажа благ за наличные деньги (или чек) По безналичному расчету (выставление счета) В кредит (в т.ч. Банковские карты) Наложенный платеж (утром деньги, вечером стулья) Прокат По объему Оптовая Розничная ТИПЫ РЫНКОВ ПО СТЕПЕНИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВОБОД РЫНОК Свободный От вмешательства государства Продавцы сами решают, что продавать Покупатели сами решают, что покупать Нелегальный (черный) Наличие теневой торговли Реализация незаконного товара Регулируемый подчиненный определенному порядку, Регулируется нормативно- правовыми актами поддерживается государством РЫНОЧНАЯ ЦЕНА И ЗАКОНЫ ЕЕ ДИНАМИКИ Рыночная цена - это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. Виды цен (по способу регулирования) Свободные цены Договорные или контрактные цены Регулируемые цены Государственные твердо установленные цены на основе свободной договоренности продавца и покупателя (без гос-ва) Устанавливаются до момента купли продажи (плата за транзит углеводорода) Гос-во устанавливает верхний предел цен (на табак) Их изменение не возможно ЦЕНЫ ВИДЫ ЦЕН (в зависимости от форм и сфер торговли ) Оптовые Розничные Производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам в торговле продукты продаются потребителям МИРОВОГО РЫНКА Фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке Свойство Признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период цен - они изменяются под воздействием конъюнктуры (стечения разных обстоятельств) рынка. ЗАКОН СПРОСА СПРОС - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц) 𝐶=𝑓 (Ц ) где f - показатель количественной зависимости Цена яблок (руб. за кг.) 2000 1500 1300 1000 800 500 Продано (тонн) 2 4 6 9 15 25 Рыночные факторы воздействующие на спрос Доходы покупателей Вкусы и предпочтения покупателей Число покупателей на рынке Цены на запрашиваемые товары Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Чем ниже цена, тем больше спрос. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это сумма товаров, которые готовы продать по альтернативным ценам. Закон предложения характеризует функциональную зависимость предложения (П) от цены Рыночные факторы воздействующие на предложение Число продавцов на рынке П =𝑓 ( Ц ) Шкала предложения Цена 1 кг. яблок (руб.) 2000 Продавцы готовые продать (тонн) 25 1500 15 1300 9 1000 6 800 4 500 2 Различия в технологических методах изготовления одноименных товаров цены на продаваемые продукты, субституты (взаимозаменяемые товары) и другие виды изделий Чем выше цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавцов. Чем ниже цена, тем ниже предложение. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЭЛАСТИЧНЫМ степень изменения спроса ("чувствительность" его объема) в зависимости от динамики цены (При повышении цены автомашины на 1 % объем продаж снижается на 2 %) НЕ ЭЛАСТИЧНЫМ если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен (как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен) ЭЛАСТИЧНЫМ Когда его величина изменяется на больший процент, чем цена (Допустим, что цена на жевательную резинку повысилась на 5 %, вследствие чего в продаже появилось таких вещей больше на 10 %.) НЕ ЭЛАСТИЧНЫМ Не изменяется при повышении или снижении цен. СПРОС ПО ЦЕНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ЦЕНЕ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Цена за 1т Цена за 1т 𝐶=𝑓 (Ц ) СПРОС П=𝑓 ( Ц) ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Экономическая теория

Институты, их структура и значение

Тема 1. Институты, их структура и значение. Институциональная среда и институциональная матрица В рамках читаемого курса первая тема направлена на изу...

Экономика

Институты, их структура и значение. институциональная среда и институциональная матрица

Тема 1. Институты, их структура и значение. Институциональная среда и институциональная матрица В рамках читаемого курса первая тема направлена на изу...

Менеджмент

Управление и менеджмент: сущность и взаимосвязь

Текст лекций по дисциплине ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 "Менеджмент" ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ Государственное и муниципальное управлен...

Политология

Сущность политики. Особенности и важнейшие направления политики

Тема 1. Сущность политики. Особенности и важнейшие направления политики. Понятие политики и политической системы. Общие принципы управления социальным...

Экономическая теория

Теория институциональных изменений

Тема 7. Теория институциональных изменений 1. Содержание, классификация и схема институциональных изменений 1.1 Понятие институциональных изменений До...

Экономика

Теория институциональных изменений

Тема 5. Теория институциональных изменений 1. Содержание, классификация и схема институциональных изменений 1.1 Понятие институциональных изменений До...

Экономика предприятия

Подходы к объяснению фирмы и её границ

Тема 5. Институциональные теории возникновения и структура фирмы 1. Подходы к объяснению фирмы и её границ Фирма занимает важнейшее место в институцио...

Экономика

Факторный анализ.

Факторный анализ. Теоретические основы Факторный анализ – это совокупность статистических методов, позволяющих выявлять общие (латентные) факторы разв...

Экономика

Метод главных компонент

Метод главных компонент Метод главных компонент (МГК) применяется для снижения размерности пространства наблюдаемых векторов, не приводя к существенно...

Экономика

Средние величины

Лекция 13. Средние величины Цель: изучить виды среднеарифметических величин Задачи: изучить методику расчета среднеарифметических величин. План: Виды ...

Смотреть все