Руководство для обучающегося (рекомендуемый перечень пунктов)
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 4.
Руководство для обучающегося (рекомендуемый перечень пунктов)
1. Предисловие.
Описывается значение и роль модульной программы/модуля.
2. Оглавление Руководства.
3. Исходный уровень квалификации для изучения модульной программы/модуля.
4. Общие цели Руководства.
Указывается, чего должен достигнуть обучающийся после изучения данного Руководства.
5. Введение в Руководство.
Определяется целевая направленность Руководства для обучающегося. При этом делается акцент на соответствие структуры Руководства структуре модулей, что позволяет обучающемуся привыкнуть к стилю представления информации и построению Руководства.
6. Описание разделов Руководства.
Как правило, Руководство состоит из 2 разделов, первый из которых описывает содержание модульной программы и составляющих модулей, а второй включает в себя методические рекомендации по изучению содержания.
6.1. Раздел 1, название которого соответствует всей модульной программе, как правило, содержит информацию о:
- содержании модульной программы и ее структуре (желательно в графическом виде);
- целях всей программы;
- структуре отдельных модулей (см. Руководство для преподавателя/тьютора);
- целевой направленности и кратком содержании всех модулей;
- упражнения-задания, мотивирующие обучающегося к активному включению в анализ собственной деятельности.
6.2. Раздел 2. "Что учить и как учиться" (как отбирать содержание и как учиться). Включает в себя:
а) Описание способа уточнения содержания обучения, дающего обучающемуся возможность выбрать интересующее его содержание обучения на основе информации о целях и содержании каждого модуля (раздел 1 данного Руководства) и анализа собственных потребностей и интересов в соответствии с должностью и задачами организации, в которой он работает. Последнее может быть реализовано в форме теста, результаты которого позволят выявить специфические интересы и потребности.
б) В пункте "как учиться" приводится описание учебных маршрутов и времени обучения в зависимости от должности и интересов обучающегося, что графически может изображаться в виде схемы.
max - например 20 часов
min - например 10 часов
Возможные маршруты изучения модульной программы.
В зависимости от категории обучаемых и исходного уровня знаний изучение модуля/модульной программы может занять до 20 часов нормативного времени по максимуму либо не более 10 часов по минимуму. Такая вариативность достигается тем, что ряд разделов (конкретно в данном примере - 4, 5, 6, 7) изучаются только в максимальном варианте; при необходимости ускорения изучения или достаточно высоком исходном уровне знаний модуль изучается без разделов 4, 5, 6, 7. Хотя и здесь возможны варианты: так как каждый раздел состоит из нескольких тем и в Руководстве обучающемуся все они четко расписаны, при изучении модуля по минимальному варианту возможно изучение отдельных тем из разделов 4, 5, 6, 7. Подобный подход и позволяет в модульной системе образования индивидуализировать процесс обучения.
в) Для выбора конкретного маршрута обучающемуся предлагается выполнить упражнение, заставляющее его на основе оценки собственных возможностей, интересов и временных ресурсов уточнить свой маршрут изучения программы/модуля и выработать свой план-график.
г) Описываются предлагаемые в модульной программе/модуле способы оценки и контроля результатов обучения и особенности их использования. Акцент в системе оценивания делается на самооценку и рефлексию, на что обращается особое внимание в данной части Руководства.
д) Целесообразно для получения итоговых оценок предложить обучающемуся определенную форму в виде таблицы или теста-анкеты.
Исследователи в области МО рекомендуют разделять учебную дисциплину примерно на 10-12 модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов. Разработчики считают, что в рамках одной учебной дисциплины должно быть не более 10-12, но не менее 5-6 модулей. При этом рекомендуется избегать таких крайностей, как слишком большой или слишком мелкий модуль (что затрудняет усвоение или систематичность знаний у слушателя). Например, в университетах США обычный лекционный курс разделен на 10-12 модулей.
В России и странах СНГ разработкой модулей занимаются:
- Центр развития модульной системы обучения в России и странах СНГ - Проект МОТ, г. Москва;
- Всероссийский институт повышения квалификации, г. Москва;
- Институт профессионального образования, г. Москва;
- Проект «Развитие модульных учебных программ в Санкт-Петербурге».
Разработкой проблемы организации учебного процесса занимаются отдельные исследователи-энтузиасты и некоторые проблемные группы.
Основной удельный вес в этих разработках в системе специального образования приходится преимущественно на общее, начальное, среднее профессиональное образование, а также высшее. В теоретическом плане акцентируется внимание на понятии «модуль» и на том, что центральной фигурой в модульном подходе является подготавливаемый специалист на протяжении всего процесса достижения намеченных им результатов в его самостоятельной познавательной деятельности.
Анализируя результаты некоторых исследований, можно сделать вывод: чем шире номенклатура профессий, входящих в модуль, тем больший достигается выигрыш времени в результате исключения одинакового по содержанию учебного материала.
В разработке новых учебных программ и учебных планов по модулям, следует учитывать идеи модульно-рейтинговой технологии обучения, внедрения в учебный процесс методики вычисления рейтинга. Модульно-рейтинговая система (МРС) представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу слушателей. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку. Это повышает объективность в оценке знаний.
Пример итогового контрольного задания по модулю
Цель:
отработка и закрепление навыков структурирования и оформления учебного материала на основе принципов и подходов модульного обучения.
Исходные условия:
• текст статьи «Менеджер 21-го века: кто он?»;
• квалификационные требования к менеджеру 21-го века на основе статьи «Учебный курс «Основы менеджмента»// Высшее образование в России. - 1998. - № 4.
Задание:
сконструируйте и оформите модульную программу и один технологический модуль на основе требований, алгоритмов и процедур.
Представьте, что в качестве учебного материала, на основе которого вы собираетесь организовывать учебную деятельность студентов/слушателей, выступает приведенная ниже статья. В качестве целей обучения (условной модели специалиста) предлагаются квалификационные требования менеджера 21-го века, а должностными категориями являются уровни компетентности этих менеджеров.
Ваша задача состоит в том, чтобы на основе указанных информационных материалов и квалификационных требований создать модульную программу и отработать по содержанию и форме один модуль из разработанной программы.
Рекомендуемые этапы выполнения контрольного упражнения.
1. Ознакомьтесь с содержанием текста «Менеджер 21-го века: кто он?»
Возможное деление статьи на модули:
а) Российская ситуация: характеристика и особенности.
б) Модель менеджера 21-го века.
в) Развитие менеджмента: исторический экскурс.
г) Инновации в менеджменте 21-го века.
2. Ознакомьтесь с квалификационными требованиями. Результатом ознакомления должна стать конкретизация требований по трем типам менеджеров и отбор тех характеристик, которые могут выступать в качестве целей обучения и могут быть реально обеспечены предлагаемым учебным материалом.
3. Условный объем учебного времени, отводимого на подготовку трех типов менеджеров, составляет 22, 32, 50 часов соответственно.
4. Выделите тематические зоны (ключевые слова, предложения) для определения количества модулей в программе повышения квалификации.
5. Сформулируйте название тематических модулей, которые будут наиболее точно отражать содержание обучения (менеджер 21-го века).
6. Соотнесите выделенные вами модули с требованиями квалификационной характеристики и объемом учебных часов. Целесообразно эту работу осуществить с использованием следующей таблицы:
№
п/п
Наименование модуля
Развиваемые качества из КХ
Объем уч. часов
1
2
3
4
1
2
...
7. На основе полученных результатов сформулируйте и оформите модульную программу, рассчитанную на обучение 3-х типов менеджеров ( с указанием часов и маршрутов изучения).
8. Выберите один тематический модуль и оформите его в соответствии с Руководством для преподавателя и обучающегося. При этом не забудьте воспользоваться сведениями, почерпнутыми из разделов 1-3 [26].
9. Если ваше обучение организовано в групповом варианте, обсудите полученные результаты с коллегами по учебе, выявите достоинства и недостатки в разработанной модульной программе и модулях.
Если вы работаете самостоятельно, то обсудите полученные результаты с преподавателем -тьютором
10. Данное упражнение не имеет однозначного решения, важен тот опыт, который вы приобретете, следуя рекомендациям по созданию модульной программы и модуля. После этого упражнения у вас появится хорошая возможность реального конструирования модульной программы и модуля по тем учебным дисциплинам и курсам, которые вы ведете в своем учебном заведении. Если вам удалось выполнить основные этапы предлагаемого упражнения, команда разработчиков данного учебного пособия может считать, что вы приобрели необходимый первоначальный опыт по переходу от традиционного к модульному обучению.