Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Романтизм как литературное направление

  • 👀 692 просмотра
  • 📌 639 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Романтизм как литературное направление» docx
Романтизм как литературное направление Тип занятия: Лекция Класс: 9 Цель: создать условия для сформированности у обучающихся представления о романтизме как о литературном направлении. Задачи: Образовательная: раскрыть национальную специфику романтизма Развивающая: развивать умение конспектировать лекционный материал Воспитательная: воспитывать усидчивость при работе с аудиальным материалом. Методы: словесный (лекция, беседа) Ход занятия 1. Организационный момент Добрый день, девятиклассники. Сегодняшний наш урок будет иметь лекционный формат, который подразумевает в основном слушание. Во время прочтения материала я буду задавать некоторые вопросы, которые помогут установить связь изученного материала с тем, который только предстоит вам освоить. Лекция подразумевает конспектирование основных положений, на них будем делать акценты в ходе урока. По завершению занятия будет организована проверка материала, выданного на лекции, в форме вопросов с открытыми ответами (или в тестовом формате). Во время ознакомления с лекционным материалом вы можете подготовить вопросы, ответы на которые дам в завершении урока. 2. Лекция с элементами беседы Учитель: Темой сегодняшней лекции становится романтизм как литературное направление. Несколько целей преследуем сегодня. Нам необходимо: 1) Охарактеризовать эпоху возникновения романтизма; 2) Сформировать представление о европейском и русском романтизме 3) Сформулировать основные черты романтизма 4) Раскрыть сущность данного литературного направления, обозначить мировое значение романтизма. Учитель: Обратимся к теме лекции. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим такое литературное направление как романтизм. Это понятие достаточно широкое, поэтому мы последовательно рассмотрим каждый из аспектов. Ознакомимся с планом лекции. План: 1. Возникновение романтизма. Предпосылки появления 2. Школа немецкого романтизма 3. Английский романтизм 4. Особенности романтизма как литературного направления 5. Своеобразие русского романтизма 6. Мировое значение романтизма. В качестве эпиграфа к нашей лекции использовано высказывание Гилберта К. Честертона – английского писателя того времени, творившего в духе романтизма. К нему мы вернемся в течение лекции. ...Нет на свете человека, который мог бы прожить, ни разу не погрузившись в фантазии, ни разу не отдавшись воображению, романтике жизни, ибо в мечтаниях он обретает тот приют, в котором ум его найдет отдохновение. Вся литература по своему составу разнообразна и разнородна. Однако внутри неё можно выделить течения, или лучше сказать, направления, которые делят все многообразие литературных текстов на группы. Основанием для такого деления становятся признаки и особенности произведений, а также эпоха, в которую они созданы. Такие критерии объединения произведений обычно официально закреплены в манифесте. Запишем определение, что такое манифест. Манифест – программный документ, в котором отражены художественные принципы нового течения. До XVIII века в литературе господствовал классицизм. Запишем это положение. Ученики записывают. Учитель: Пожалуйста, охарактеризуйте данное течение, которое является целой эпохой. Для этого актуализируйте знания из области культуры, а также просто посмотрите на слово, от которого образовано данное. Ученики: все имеет строгий порядок, последовательность. Основные правила – правила трех единств, четкое разделение на положительных и отрицательных героев, ярко выраженный дидактизм, мораль, нравоучение. Стиль строгий, классический, нет мета вычурности и отступлениям. Учитель: Как вы можете вспомнить, в основании каждого из течений лежит конфликт, понятие многогранное и употребляющееся в многих сферах. Какие две противоборствующие силы заявлены в классицизме? Ученики: Долг и чувство, любовь и разум. Учитель: Какая из сил выходит победителем? Ученики: Долг преобладает над чувством, герой руководствуется разумом. Учитель: Благодаря классицизму все знали, как хорошо поступать и как плохо. Однако в 1789 году во Франции произошла Великая революция, которая стала точкой отчета для новой культурной эпохи. Занесем данную дату в свой конспект. Это политическое событие стало не только ознаменованием переворота в высших сферах власти, но и переворота в сознании людей. Теперь третье (низшее) сословие, которое в основном состояло из мелких торговцев ремесленников, приняло власть в свои руки. Изначально третье сословие несло в массы идеи равенства всех людей, но вскоре они оказались забыты. Пропагандироваться стала власть денег: ей были посвящены лозунги, призывы. Каковы же причины появления течения романтизма? Во-первых, это разочарование в итогах Великой революции во Франции. Оно стало предпосылкой возникновения романтизма в Европе. Запишем данную причину. Власть перешла к людям третьего сословия, которые мыслили только категорией финансов. Второй причиной появления нового течения в Европе (отметим это себе в конспектуальные записи) становится промышленный переворот в Англии. Писатели нового направления протестуют против установившихся на тот момент порядков: их не устраивает оценивание человека не с точки зрения имеющихся у него ценностей и уровня его духовной культуры, а в качестве носителя титула и богатства. Итак, мы рассмотрели причины возникновения романтизма. Переходим к его школам. Первой из них считается немецкая. Изначально данное литературное течение зародилось в Германии, а именно в университетском городе Йене (занесем это в свои конспекты). Там собрались сказочники Тик и Новалис, а также философы Шеллинг и Шлегель. Обращаю Ваше внимание на раздаточный материал. В нем вы можете увидеть данных представителей. Их деятельность основывалась на обсуждениях, строящихся на последствиях Великой революции во Франции. Они пытались связать происходящие события с политической жизнью страны, а также что-то перенести в литературу. Запишем данное суждение. В кругу этих людей и зарождается термин романтизм. Учитель: Как вы думаете, какое же слово стало основным, от которого образовалось понятие? Ученики: Роман Учитель: Да, данное слово восходит к прилагательному, которое в переводе обозначает «римский». Отметьте, пожалуйста, себе это. Учитель: Причём же здесь римляне? Ученики затрудняются ответить Учитель: Возникновение романа относят к Среднем Векам, когда языком науки и серьезной литературы была латынь. Развлекательные вещи, вроде романов, писать на ней было не позволительно. Для них изобрели «романсе» - латынь на народной основе. Так вот на этом романсе и создавали различные крупные эпические произведения: авантюрные, приключенческие романы и т.д. От слова «романсе» и образовался термин «романтизм». Учитель: Романтизм показывает современное состояние культуры: как революция стихийно ворвалась в жизнь страны, так и данное направление резко разорвало связь культуры с тем общепринятым образцом, закрепленным в классицизме. Запишите то, что романтизм предполагает развитие бурное, стихийное. Однако в Германии существовал еще город университетов Гейдельберг, где в были молодые интеллектуалы, которые понимали, что романтизм имеет себе как хорошее, так и плохое. Как революция несла кровопролития, так и романтизм поставит перед человеком задачи, то есть те, которые не разрешить. До этого времени люди думали, что жизнь течет размеренно, опирается на традиции. После революции мир разделился на то, о чем мечтали и продолжали мечтать, а также на суровую реальность. Прежняя литература отвергала все народное, считая его неуравновешенным. Вспомните, какая черта в связи с его неуравновешенностью отличает фольклор от авторских произведений? Ученики: Его вариативность Учитель: Действительно, вы можете прочитать одну и ту же сказку, но сюжет у них будет отличаться. Учитель: Романтики показали ценность фольклора для литературы. Что они сделали? Они смогли соединить её и фольклор, реализуя тем самым двоемирие: реальный и желаемый мир. Учитель: Может, вы вспомните собирателей сказок, которые заново открыли фольклор? Ученики: Братья Гримм Учитель: Ещё одной фигурой в нашем раздаточном листе значится автор «Щелкунчика». Назовите его. Ученики: Эрнест Теодор Амадей Гофман. Учитель: Давайте обобщим и запишем данную информацию: в Гейдельберге образовалось общество интеллектуалов, которые считали, что революция несет добро и зло. В мире стало разделение на реальность и мечту. Романтизм стал использовать достижения фольклора. Учитель: Перемещаемся в Англию. В этой стране параллельно с Германией группа молодых людей, не зная о тех, кто творил в Йене и Гейдельберге, пришли к подобным выводам и результатам. Они стали считать, что создавать произведение нужно, опираясь не на традиции, а на интуицию, свои впечатления и переживания. Учитель: Посмотрите, изменилось то, что мы описываем. Если обратимся в личному опыту, что вопрос в следующем: одинаковыми ли словами вы будете описывать книгу как источник знаний и сеть Интернет? Ученики: Нет Учитель: А почему вы не можете использовать одни и те же слова, ведь оба явления – источник информации? Ученики: Интернет появился позже, новые слова пришли в язык, ими и будем описывать. Учитель: Также и свежее веяние романтизма принесло с собой новый поэтический язык. В Англии У. Блейк и другие отвергли язык, принятый до этого. Ведь он был строг, не подразумевал отступление от правил, не терпел никаких изменений. Они стали использовать нарушение норм как поэтический прием. Дополнили его метафорами, сравнениями. На вольной воле я блуждал И юной девой взят был к плен. Она ввела меня в чертог Из четырех хрустальных стен. (У. Блейк) Учитель: Таков был романтизм в свете английской литературы. Постараемся конспективно оформить основные положения. Итак, английский романтизм развивался параллельно с немецким. Поэты данного направления считали, что ориентироваться необходимо на интуицию, переживания, впечатления. В связи с этим ими был создан новый поэтический язык, который был наполнен средствами изобразительности. Учитель: Итак, сформировалось новое направление, которое стало особенным, потому что изменилась ситуация в Европе. Был необходимы новый герой, новые сюжеты и темы, новый язык. Рассмотрим теперь четвертый вопрос нашей лекции: каковы же основные черты нового литературного направления? Вновь обратимся в нашем эпиграфу. Автор высказывания утверждает, что появление романтизма закономерно, так как каждый может предаться мечтам. Подскажите, о каких двух мирах речь идет в эпиграфе? Ученики: Мечта и жизнь (реальность) Учитель: Обозначим и запишем первый признак: для романтизма характерно двоемирие: мир предстает разделенным на мечту и ту реальность, где живут герои. Учитель: Вспомним героя Лермонтова - Мцыри. Вспомните ли вы строки, характеризующие его миры? Ученики: «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» Учитель: Значит, герой Лермонтова существует в монастыре, а мечтает быть на воле, в том мире, который он сам выдумал. Учитель: Подскажите, согласно эпиграфу, где ум находит приют? Ученики: В мечте (фантазии) Учитель: Значит из какого и в какой мир стремится герой? Ученики: Из реального в мир выдуманный. Учитель: Как вы думаете, почему? Ученики: Потому что там душа находит отдохновение. Учитель: Куда же стремился Мцыри? Ученики: На волю Учитель: Запишем признак в качестве второй черты романтизма. Герой стремится из реального мира в выдуманный. Учитель: Итак, герой существует в двух плоскостях. А какой же он? Попробуем представить себя на его месте, ведь все мы любим мечтать, имеем много желаний. Но вот они до этого момента не исполнились. Ваши родители обещали подарить или сделать что-либо в честь вашего дня Рождения, но так и не выполнили это. Как вы будете себя вести? Ученики: Протестовать, бойкотировать, не выполнять их просьбы. Учитель: Таков же и романтический герой. Он – бунтарь. Учитель: Если ваш протест или бойкот не был оценен родителями, и они лишили вас привычного времяпрепровождения (прогулки, компьютерные игры). Захотите ли вы к нему вернутся? Ученики: Конечно. Учитель: Герой-романтик свободолюбив, борется за справедливость, правду. Учитель: Мы уже отметили с вами, что герой стремится в выдуманный мир. А кто создал эту фантазию? Ученики: Он сам Учитель: Верно, поэтому ещё одной особенностью романтического героя является его желание создавать другой мир. В литературоведении таких героев называют демиургами: по наименованию создателя вещей в одной из античной философии. Запишем в качестве особенности романтизма – герой-демиург. Учитель: Также запишем, что герой-романтик выше других, выше толпы. Его это возвышенное положение позволяет смотреть вдаль, в будущее. У него появляется некий дар, который связан с верой в предопределённость судьбы. Ещё одной чертой романтизма становится фатализм - убежденность в том, что все, что с нами происходит, неизбежно. Все это запланировано где-то свыше, и изменить ход этих событий нельзя. У Лермонтова одна из глав «Героя нашего времени» имеет название «Фаталист». Укажите в своих конспектах при описании героя-романтика: в романтических произведениях для героя характерен фатализм – вера в неизбежность тех событий, которые происходят в жизни. Учитель: А скажите, может ли такой герой оказаться в привычном месте, например, среди обычного города, самых серых улиц? Ученики: Нет Учитель: Поэтому романтические герои оказываются в исключительных местах. Это является четвертым признаком. Запишите. Вспомним опять поэму «Мцыри». В ней герой оказался в достаточно необычном месте: Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Учитель: Обратите внимание на это описание. Он использует сравнения, характеризуя реки. И на протяжении всей поэмы не раз встретите описание природы. Она является участником событий. Вот к примеру отрывок из раннего рассказа М. Горького «Мальва»: Море — смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок... Поэтому в тетрадях стоит отметить, что романтики уделяли большое внимание пейзажным зарисовкам: для них она и фон происходящих событий, и средство характеристики героя, и действующее лицо. Учитель: И необычные места, и героя с его исключительностью создает автор. Он властен не только над содержанием, но и над формой. Романтизм принес с собой новые жанры. Попробуем предположить, какие? Для этого вернемся к части лекции про немецкий романтизм. Что возвысили немецкие романтики? Ученики: Фольклор. Учитель: Какой жанр достаточно популярен среди немецких романтиков, а также в кругу детей? Ученики: Сказка. Учитель: Романтики создают свою сказку. Она получает статус литературной. Кроме неё появляются и другие новаторские формы. Это также веяние романтизма. Отметим в своих записях. Учитель: Новые жанры требовали новых слов, образов, средств. Поэтому и появился новый, особый поэтический язык. Об этом мы уже упоминали, однако укажем теперь в качестве характерной черты. Учитель: Таким образом, романтизм как литературное направление имеет несколько характерных признаков: 1. Исключительный герой – бунтарь, свободолюбец 2. Герой оказывается в исключительном месте 3. Идея двоемирия: герой стремится из мира реального в мир выдуманный. 4. Появление новых жанров. 5. Особый поэтический язык. Ученики сверяют свои записи и при необходимости дополняют Учитель: Переходим к следующему этапу лекции. Романтизм зародился в Европе, но дошел и до России в конце XIX века. Так как наша Родина в то время стала следовать западноевропейским образцам, то с опозданием стали формироваться основные направления в литературе. Наша страна достаточно самобытна, то и это литературное направление изменилось. Причиной возникновения его стала подъем после победы российских войск в войне над Наполеона, а не разочарование. Запишите данную предпосылку. В связи с этим тип героя был дополнен патриотизмом, верой в лучшую судьбу России, а также в то, что оно обязательно настанет. Признаки романтизма, обозначенные нами ранее, были изменены, смягчены. Российский романтизм не смог полностью отказаться от традиций, поэтому во многих романтических произведениях эта связь прослеживается. Дело в том, что в России в тот момент еще не было подобных обстоятельств, которые бы породили особый литературный опыт. Но герой все остается бунтарем, его характер противоречив, из-за этого одинок. Учитель: Обратите внимание, что среди представителей русского романтизма встречаются всем нам известные писатели. Назовите их. Ученики: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь, лирики Баратынский и Тютчев, В.А. Жуковский, К. Батюшков. Учитель: Обобщим и запишем, что русский романтизм появился в конце XIX века, возник он после победы в войне в 1812 году. Он отличался особым патриотическим настроением и верой в лучшую судьбу родины. Романтизм сохранял в себе некоторые традиции классики. Герой русских романтиков противоречив, свободолюбив, одинок. Учитель: Что же принес с собой романтизм? Он стал целой эпохой, во время которой развивались активно и другие науки. Например, социология, философия, химия, политология, биология. Романтизм даже при появления реализма сохранял свое место в творчестве некоторых писателей. В конце XIX века и в начале двадцатого столетия романтизм подготовил почву для появления неоромантизма, которые был сходен с отличительными чертами рассматриваемого литературного направления. Сформулируйте и запишите, что мировое значение романтизма состоит в создании эпохи, а также расцвете других наук и искусств. Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели такое литературное явление как романтизм. Обратите внимание, что оно особенное, имеет свои характерные признаки. Причины возникновения, представителей в разных странах, а также особенности к следующему уроку необходимо выучить. Учитель: Спасибо за урок. Раздаточный материал Представители романтизма Германия Йена: братья Шлегели, Август и Фридрих, Людвиг Тик , Фридрих Гарденберг, писавший под псевдонимом Новалис, Вильгельм Вакенродер. Гейдельберг: Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, братья Гримм, Якоб и Вильгельм, Эрнест Теодор Амадей Гофман. Англия У. Блейк, С. Кольридж, Р. Саути, Д.Г. Байрон, В. Скотт, П.Б. Шелли, Д. Китс. Франция В. Гюго, А. де Мюссе, П. Мериме, А. Дюма, Ж. Санд Россия И.П. Пнин, К.Н. Батюшков, В.А. и Н.А. Радищевы, Н.И. Гнедич, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, В.А. Жуковский.
«Романтизм как литературное направление» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 148 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot