Роль железнодорожного транспорта в развитии экономики и жизни общества
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1.1. Роль железнодорожного транспорта в развитии экономики и жизни общества
Железные дороги играют решающую роль в осуществлении перевозок важнейших грузов. Железнодорожный транспорт – это многоотраслевое хозяйство, представляющее собой огромный по протяженности конвейер, бесперебойная и безаварийная работа которого зависит от функционирования каждой из его составных частей.
Железные дороги выполняют около 80% всего грузооборота и более 40% пассажирооборота. Эксплуатационная длина российских железных дорог 86,0 тыс. км.
Единая транспортная система (ЕТС) включает в себя все взаимосвязанные виды транспорта. Но ведущую роль в ЕТС занимает железнодорожный транспорт, имеющий следующие технико-экономические особенности:
• возможность прокладки на любой сухопутной территории;
• осуществление перевозок на огромных пространствах (с запада на восток – 10 тыс. км, с севера на юг – 3,5 тыс. км);
• регулярность перевозок в любое время суток, года независимо от климатических условий;
• массовость перевозок;
• возможность перевозки негабаритных грузов;
• реализация больших скоростей движения при относительно высокой степени безопасности;
• большая маневренность в использовании вагонного парка, изменении направлений вагонопотоков в обход поврежденных или загруженных участков;
• относительно низкая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;
• наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду;
• большая значимость во внешнеэкономических связях и в деле обороны страны.
Ж.-д. транспорт участвует в различных фазах производственного процесса: в начальной, если перевозят сырье, в средней, если перевозят комплектующее оборудование, в завершающей, если перевозят готовую продукцию потребителям. Таким образом, магистральная сеть железных дорог соединена непрерывной колеей с промышленным железнодорожным транспортом.
Использование новых технологий организации перевозочного процесса позволит железным дорогам решить важнейшую задачу – закрепить свою конкурентоспособность на транспортном рынке.
1.2. Основные определения эксплуатационной работы
1) Тяговый участок обращения локомотивов (600-800 км).
2) Четное и нечетное направление движения. Они устанавливаются для всех ж.д. линий по принципу изменения знаков при X и Y в системе координатных осей Север-Юг и Запад-Восток.
3) Груженое и порожнее направления.
4) Физический вагон. Это понятие применяется для учета всех расчетов вагонного грузового парка.
5) Назначение вагона и поезда по плану формирования. Оно определяется станцией выгрузки, если вагон следует до нее в не переработанном (маршрутном) поезде, или станцией формирования (распыления), если вагон следует в поездах, которые перерабатываются на сортировочных станциях.
6) Специализация и нумерация поездов
скорые…………………………………………………………………..1- 99,
скорые пассажирские летние……………………………………….101-149,
пас. дальнего следования круглогодичного обращения………….171-299,
тоже на летний период………………………………………….…..301- 499,
пассажирские летнего обращения……………………………...….601- 699,
пригородные………………………………………………………..6001- 6999,
почтово-богажные……………………………………………….…..901- 948.
скорые грузовые………………………………………………..…..1201-1298,
ускор. грузовые для перевозки скоропортящегося груза………..1301-1498,
сквозные грузовые…………………………………………….…...2001- 2998,
участковые………………………………………………………….3001- 3398,
сборные……………………………………………………………..3401- 3448,
вывозные……………………………………………………………3501- 3598,
передаточные…………………………………………………….…3601- 3798,
локомотивы-толкачи…………………………………………….…4001- 4098,
одиночные локомотивы………………………………………..…..4301- 4398.
7) График движения поездов. Он представляет организационную и технологическую основу деятельности железных дорог. Это графическое изображение расписания движения всех поездов данной ж.д. линии, сокращенных технологических процессов работы станций, оборотов локомотивов, т.е. всего комплекса организации движения поездов.
8) План формирования грузовых поездов. Это план организации вагонопотоков в поезда и в первую очередь в маршрутные. Он указывает, какие грузовые поезда, из каких вагонов, до каких станций должны формировать сортировочные и участковые станции данного ж.д. направления и какие расформировывать.
9) Пропускная способность ж.д. линий. Это наибольшие размеры движения в поездах (вагонах), которые могут быть освоены в течении суток (часа) в зависимости от наличия постоянных устройств, типа и мощности локомотивов, рода вагонов и принятого способа организации движения.
10) Провозная способность ж.д. линий. Определяется размерами грузовых перевозок, которые могут быть осуществлены в течение года или суток (в млн. т груза).
11) Косая таблица или “шахматка”. Определяет направление следования вагонопотоков и категорию грузовой работы.
12) Рабочий парк вагонов. Это количество вагонов, которые выделено на сети, дороге или отделении для выполнения перевозок. Кроме рабочего, имеется нерабочий парк (ремонт, резерв, хоз. движение). В сумме рабочий и нерабочий парки составляют наличный парк вагонов.
13) Эксплуатируемый парк локомотивов. Это количество локомотивов, которое выделено для обслуживания движения всех видов поездов и маневровой работы. Кроме эксплуатируемого есть неэксплуатируемый парк, включающий локомотивы находящиеся во всех видах ремонта, резерве дороги и т.д.
1.3. Основные показатели эксплуатационной работы
Большинство показателей эксплуатационной работы железных дорог определяется через число вагонов. На железнодорожном транспорте численность вагонов определяется в физических единицах. Показатели эксплуатационной работы делятся на количественные и качественные.
Количественные показатели характеризуют объем перевозок пассажиров и грузов, а также работу подвижного состава. К ним относятся: количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот, погрузка, выгрузка, грузооборот, грузонапряженность и др.
1) Объем перевозочной работы определяется:
а) по грузовому движению – количеством перевезенных тонн груза (4,0…4,5 млрд):
Р = Р1+Р2+… т/год;
б) по пассажирскому движению – числом отправленных пассажиров (3,5…4 млрд):
а=а1+а2+а3+… пас/год;
2) Грузооборот железных дорог определяется в тонно-км (3,5..4,0 трилл):
Р = Рт т-км/год,
где lт – средняя дальность пробега 1т груза: lт=850 – 900 км;
3) Пассажирооборот определяется количеством пассажиро-километров (320…360 млрд):
а=апас пас-км/год,
где lпас – средняя дальность проезда одного пассажира, км;
4) Густота или грузонапряженность – количество тонно-километров в год, приходящиеся на 1 км эксплуатационной длины сети, дороги, ж.д. направления и т.д.:
т-км годовое/км ,
где - эксплуатационная длина соответствующего подразделения сети, км;
5) Приведенная густота:
т-км годовое/км.
Задача сводится к досрочному выполнению и перевыполнению задаваемых планов грузооборота и пассажирооборота железных дорог.
6) Погрузка на сети, дороге, отделении, станции учитывается в физических вагонах.
7) Выгрузка учитывается аналогично погрузке.
8) Нормы передачи вагонов с дороги на дорогу или с отделения на отделение учитываются аналогично и подразделяются на следующие элементы:
1) прием груженых вагонов ;
2) прием порожних вагонов ;
3) общий прием ;
4) сдача груженых ;
5) сдача порожних ;
6) общая сдача .
9) Работа сети, дороги и отделения в физических вагонах в сутки составляет:
1) для сети;
2) для дороги ;
3) для отделении .
Задача сводится к тому, чтобы перевыполнить заданные нормы как по погрузке, выгрузке и работе, так и по элементам передачи вагонов.
Качественные показатели характеризуют использование подвижного состава: скорость движения поездов, оборот вагона, среднесуточный пробег и производительность вагонов и локомотивов, нагрузка вагона, производительность труда и себестоимость перевозок.
1) Ходовая скорость – это средняя действительная скорость движения поезда на данном отрезке ж.д. линии без учета остановок и потерь времени на разгоны и замедления (60…75 км/ч):
км/час,
Различают следующие виды ходовой скорости: конструктивную, допускаемую и скорость на расчетном подъеме.
2) Техническая скорость – средняя скорость движения по перегонам участка без учета времени остановок, но с учетом потерь времени на разгоны и замедления (50…55 км/ч):
км/час;
3) Участковая (коммерческая) скорость – это средняя скорость движения поезда по участку с учетом времени остановок на промежуточных станциях и потерь времени на разгоны и замедления (33…55 км/час):
км/час;
4) Маршрутная скорость – средняя скорость движения на данном ж.д. направлении с учетом времени на остановки на всех станциях и потери на разгоны и замедления (1500…2000 км/сутки):
км/час или км/сутки,
где - сумма времени всех стоянок на участковых и сортировочных станциях.
5) Скорость доставки груза – средняя скорость перемещения от момента приема его железной дорогой до момента выдачи получателю (180…550 км/сутки):
км/сутки,
где - дальность пробега;
- общее время нахождения груза на транспорте.
6) Коэффициенты скоростей – отношение величины одной скорости к другой:
коэффициент участковой (коммерческой) скорости по отношению к технической (0,7…0,75 – для однопутных и (0,85…0,9 – для двухпутных линий):
;
7) Коэффициент участковой скорости по отношению к ходовой (0,6…0,65 и 0,8…0,85):
;
8) Коэффициент скорости доставки груза по отношению к технической (0,3…0,5):
;
9) Оборот вагона (точнее, время оборота) – это время цикла операций от начала одной погрузки до начала другой. Это главный и универсальный показатель качества работы железных дорог.
Оборот вагона состоит из трех основных моментов:
1) время нахождения в поездах на участках
ч;
2) времени нахождения на технических (участковых и сортировочных) станциях:
ч;
3) времени нахождения на станциях погрузки и выгрузки:
ч,
где – коэффициент местной работы,
– число технических станций (10…12),
– простой под одной грузовой операцией,
2 – станция погрузки и выгрузки за оборот,
– нормы времени нахождения вагона на одной технической станции.
Таким образом:
сутки.
Чем быстрее оборот вагонов, чем скорее перевозится груз, тем более ускоряется оборачиваемость товарно-материальных ценностей, тем меньше вагонов требуется для выполнения заданного объема перевозок, тем больше можно грузить и перевозить грузов, тем ниже себестоимость перевозок.
Действительно, чем меньше оборот вагонов, тем меньше требуется вагонов рабочего парка:
;
где - рабочий парк вагонов;
Из данной формулы можно получить еще одну формулу оборота вагонов:
сут.
Чем быстрее оборачиваются вагоны, тем больше вагонов можно загрузить за сутки при одном и том же их количестве:
вагонов погрузки в сутки.
10) Среднесуточный пробег вагона – количество километров, которое он проходит за сутки:
км/сутки
или км/сутки,
где - количество вагоно-километров пробега всех вагонов рабочего парка за сутки.
11) Статическая нагрузка - нагрузка на вагон или ось после выполнения какой-либо грузовой операции:
.
12) Динамическая нагрузка груженого вагона – средняя нагрузка на груженый вагон или ось на всем пути следования вагонов в груженом состоянии:
,
где - суточное количество груженых вагонов или осе-километров на данном подразделении.
13) Динамическая нагрузка вагона рабочего парка – средняя нагрузка, приходящаяся на один вагон или ось всех вагонов рабочего парка за период их пробега как в груженом, так и в порожнем состоянии:
или
или ,
где - коэффициент порожнего пробега.
Нагрузка вагонов – один из важнейших качественных показателей использования вагонов.
14) Коэффициент порожнего пробега – отношение числа вагоно-километров порожнего пробега к числу вагоно-километров груженого пробега или порожнего рейса вагона к груженому рейсу:
.
Кроме этого, рассчитывается коэффициент порожнего пробега к общему, т.е.
.
15) Производительность вагонов – количество тонно-километров, которые приходятся в сутки на один вагон рабочего парка:
т-км/сутки.
Основными показателями, характеризующими качество использования локомотивного парка, являются среднесуточные пробеги и производительность локомотива, а также средний вес поезда.
16) Среднесуточным пробегом локомотива называется число километров, которое проходит локомотив за сутки:
км/сутки,
где - количество локомотиво-километров пробега всех локомотивов, обслуживающих поездную работу;
- количество локомотивов, занятых на поездной работе.
17) Средний вес поезда брутто определяется путем деления всех выполненных за данные сутки тонно-километров брутто на локомотиво-километры:
т.
18) Производительность локомотива – количество тонно-километров брутто, которое приходится в сутки на один локомотив:
т-км/сутки.
Максимальное увеличение среднесуточного пробега локомотивов и веса поездов обеспечивает высокую производительность локомотивного парка.
19) Под себестоимостью перевозок понимают величину эксплуатационных расходов, приходящихся на 10 приведенных тонно-километров:
коп,
где - сумма эксплуатационных расходов, включающих все ежегодные затраты по заработной плате, расходы на материалы, топливо, электроэнергию, текущие денежные расходы, расходы по среднему ремонту подвижного состава и амортизационные отчисления.
Себестоимость перевозок в большей степени зависит от качества использования подвижного состава от оборота и производительности вагонов, среднесуточных их пробегов и производительности локомотивов, нагрузок вагонов и веса поездов.
1.4. Структура управления перевозками
В 2003 году была создана самая большая в нашей стране и одна из крупнейших в мире компания – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), которое осуществляет руководство работой всех железнодорожных подразделений. Возглавляет ОАО «РЖД» Президент.
В составе ОАО «РЖД» действуют службы, каждая из которых руководит работой по своему профилю.
Железнодорожная сеть страны включает 16 дорог (Октябрьская, Калининградская, Горьковская, Куйбышевская, Красноярская и т. д.), которые являются территориальными филиалами ОАО «РЖД». Дорога – это основное самостоятельное хозяйственное подразделение ж.-д. транспорта, предприятие, имеющее статус юридического лица.
Работу филиала (дороги) возглавляет руководитель территориального филиала – начальник дороги (Н).
Основной линейной единицей на ж.-д. транспорте является станция. В состав отделений входит множество станций, которые объединены между собой в диспетчерские участки.
Во главе станции стоит начальник станции (ДС). Движением поездов на станции руководит дежурный по станции (ДСП). Работой всех станций, входящих в диспетчерский участок, руководит поездной диспетчер (ДНЦ).
Все управление перевозками сосредоточено и объединено в Единый Центр Диспетчерского Управления (ЕЦДУ). На него возлагаются функции управления перевозочным процессом в пределах дороги. ЕЦДУ осуществляет оперативное и текущее планирование перевозок с экономической оценкой вариантов решения, организует поездную работу, обеспечивает распределение вагонов по заявкам грузоотправителей, выполнение заданий по сдаче порожних вагонов и содержанию вагонных парков, управление локомотивными парками и бригадами и т. д.
Итак, на железнодорожном транспорте России исторически сложилась следующая производственная структура.
1.5. Комплексная автоматизированная система управления на железнодорожном транспорте (АСУЖТ)
Цель и задачи системы: совершенствование управления эксплуатационной работой железных дорог, контроль, учет, планирование, регулирование и анализ деятельности предприятий ж.-д. транспорта.
В структурном отношении АСУЖТ делится на три уровня:
• на высшем уровне решаются задачи управления в масштабе сети с уточнением плановых заданий по дорогам;
• к среднему уровню относятся вопросы планирования и управления работой в дорожном масштабе с определением заданий для отделений дорог;
• на низшем уровне решаются технологические задачи на линейных предприятиях: станциях, депо и т.д.
Обработка информации по специальным программам в ВЦ дает возможность получить данные о выполнении плана погрузки и выгрузки, наличии поездов на участках и их назначении, передаче поездов и вагонов по стыковым пунктам дорог и отделений, расположении, состоянии и назначении вагонов, дислокации локомотивов и др.
Информация о событиях передается в цифровом виде, поэтому предусмотрено кодирование поездов, вагонов, локомотивов, грузов, станций, грузоотправителей и получателей.
Основными автоматизированными системами в области управления перевозочной работой являются:
• АСО УП – автоматизированная система оперативного управления
• перевозками;
• АСУ СС – автоматизированная система управления сортировочной
• станцией;
• АСУ ГС – автоматизированная система управления грузовой
• станцией;
• АСУ КП – автоматизированная система управления контейнерным
• пунктом и т.д.
Низший уровень АСУЖТ – АРМы операторов СТЦ, товарных кассиров, билетных кассиров и т.д.
Тема 2. Организация работы станций
2.1. Назначение и классификация станций
Железнодорожные линии состоят из участков, которые делятся на перегоны раздельными пунктами с путевым развитием и без него. К первым относятся разъезды, обгонные пункты, станции. Ко вторым – проходные светофоры на участках с автоблокировкой и путевые посты при полуавтоблокировке.
К разъездам относятся раздельные пункты, имеющие путевое развитие для скрещения и обгона поездов на однопутных линиях.
Обгонные пункты служат для обгона поездов на двухпутных линиях.
Станцией называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие и устройства, позволяющие осуществлять определенные технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции.
Технические операции: прием, отправление, пропуск поездов, расформирование-формирование составов, прицепка вагонов к проходящим поездам или локомотивам или отцепка, технический осмотр вагонов и устранение неисправностей, смена локомотивов и локомотивных бригад у транзитных поездов, ремонт вагонов и экипировка локомотивов, очистка, промывка, дезинфекция вагонов.
Грузовые операции: погрузка, выгрузка, перегрузка грузов, сортировка мелких отправок и контейнеров.
Коммерческие операции: прием, взвешивание, хранение и выдача грузов, оформление перевозочных документов, взимание провозных платежей, пломбирование вагонов, обеспечение сохранности грузов, находящихся на станции, осмотр прибывающих и отправляемых составов в коммерческом отношении.
Пассажирские операции: организация посадки-высадки пассажиров, прием, хранение, выдача багажа и ручной клади, погрузка и выгрузка багажа и ручной клади, продажа пассажирских билетов.
Для выполнения перечисленных операций на станциях имеются:
• путевое развитие для приема, обработки и отправления поездов, обслуживания и ремонта вагонов, локомотивов и осуществления других технических и грузовых операций;
• служебно-технические здания и сооружения;
• здания и сооружения для обслуживания пассажиров (вокзалы, кассы, пассажирские платформы, багажные помещения);
• грузовые устройства (склады, контейнерные площадки, вагонные весы, сооружения для перегрузочных и погрузо-разгрузочных работ);
• устройства для освещения и водоснабжения;
• вагонные и локомотивные депо;
• устройства для осмотра вагонов в коммерческом отношении и устранения коммерческих неисправностей.
Железнодорожные станции классифицируются в зависимости от различных признаков.
По назначению и характеру работы станции подразделяются на:
• промежуточные;
• участковые;
• сортировочные;
• грузовые;
• пассажирские.
Участковые и сортировочные станции, поскольку на них, в основном, выполняются технические операции, называют техническими станциями.
Промежуточные станции предназначены для приема, отправления и пропуска поездов, приема и выдачи грузов, обслуживания пассажиров, выполнения в небольшом объеме грузовых и коммерческих операций. Размещаются промежуточные станции, как правило, между участковыми станциями или между участковой и сортировочной станциями.
Участковые станции располагаются на границах участков железнодорожных линий. На них производится смена локомотивов и локомотивных бригад, техническое обслуживание подвижного состава, формирование участковых и сборных поездов, грузовые и пассажирские операции. Расстояния между ними определяются длиной участков обращения локомотивов (тяговых плеч): 700-1000 км при электротяге, 500-800 км – при тепловозной.
Сортировочные станции предназначены для массового расформирования-формирования грузовых поездов. При этом выполняются операции по техническому обслуживанию составов перед расформированием и отправлением, а также по смене локомотивов и локомотивных бригад, грузовые и пассажирские операции.
Грузовые станции служат в основном для проведения операций по переработке грузов в значительных объемах: прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов, обслуживание подъездных путей.
Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажиров и пассажирских поездов и располагаются, как правило, в крупных городах.
В зависимости от объема и сложности работы станции бывают:
• внеклассные,
• 1-5-го классов.
2.2. Основные документы, регламентирующие работу станций
1. Положение о железнодорожной станции.
2. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
3. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ).
4. Инструкция по сигнализации на железных дорогах РФ (ИСИ).
5. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ (ИДП).
6. План формирования поездов.
7. График движения поездов.
8. Техническо-распорядительный акт станции (ТРА).
9. Технологический процесс работы станции (ТПРС).
10. Местные инструкции по безопасности движения и технике безопасности.
2.3. Поездопотоки и вагонопотоки станций
Характер работы станции зависит от категорий поездов и вагонов, с которыми выполняются те или иные операции. В зависимости от этих операций различают следующие категории поездов:
• транзитные без переработки – поезда, с которыми после прибытия выполняют технические и коммерческие операции и отправляют со станции в том же составе, то есть с такими поездами не выполняются маневры по изменению их состава;
• транзитные с частичной переработкой – поезда, с которыми после прибытия выполняют технические и коммерческие операции, включая и маневры по отцепке и прицепке групп вагонов, и отправляют со станции в частично измененном составе;
• прибывающие в расформирование – поезда, с которыми после прибытия выполняют технические и коммерческие операции, включая полное расформирование их составов;
• своего формирования – сформированные на данной станции поезда, с которыми перед отправлением выполняют технические и коммерческие операции.
Соответственно различают вагонопотоки:
• транзитные без переработки;
• транзитные с переработкой;
• местные.
Руководство всей работой станции осуществляет начальник станции (ДС).
В зависимости от класса и характера работы на станциях предусматриваются должности заместителей начальника станции и главного инженера.
На каждой станции приемом и отправлением поездов непосредственно руководит только дежурный по станции (ДСП).
2.5. Маневровая работа на станциях. Виды маневров
Передвижения подвижного состава по станционным путям с целью выполнения определенных операций называются маневрами.
Маневры осуществляются на всех станциях. По своему назначению они подразделяются на следующие виды:
• расформирование составов;
• формирование составов;
• перестановка составов или групп вагонов из парка в парк или с одного пути на другой;
• прицепка и отцепка вагонов;
• подача вагонов к грузовым фронтам и уборка их;
• осаживание и вытягивание вагонов;
• пропуск через вагономоечную машину;
• взвешивание вагонов и т.д.
Маневровую работу на станциях выполняют с помощью тяговых средств и сортировочных устройств. К тяговым средствам относятся маневровые локомотивы (тепловозы, электровозы, мотовозы), к сортировочным устройствам – вытяжные пути, горки, полугорки.
Распределение обязанностей между работниками, участвующими в маневрах, закрепляется ТРА станции. В состав маневровой бригады входят машинист локомотива и составитель поездов. На сортировочных и крупных участковых и грузовых станциях создают комплексные бригады, возглавляет которые маневровый диспетчер (ДСЦ).
Для правильной организации маневров необходимо знать затраты времени на каждый вид маневровой работы, т.е. нормировать эту работу. В основе нормирования лежит разложение маневров на простейшие элементы: рейсы и полурейсы.
Маневровым полурейсом называется передвижение маневрового локомотива с вагонами или без них без перемены направления движения.
Маневровый рейс – это передвижение маневрового состава с одного пути на другой с переменой направления следования. Каждый рейс состоит из двух полурейсов
Полурейсы и рейсы делят на холостые (локомотив без вагонов) и рабочие (локомотив с вагонами).
Вагоны, с которыми совершается полурейс или рейс, называются маневровым составом.
Один или несколько рядом стоящих вагонов, направляемых в процессе сортировки маневрового состава на один путь, называют отцепом.
Продолжительность полурейса tпр определяется по формуле:
tпр = a + b mс,
a – время, приходящееся на передвижение локомотива;
b – время на передвижение одного вагона;
mс – число вагонов в маневровом составе.
Для расчетов используют нормы времени, обобщенные для среднесетевых условий.
2.7. Основные показатели работы станции
К основным показателям работы станции относятся:
• простой транзитного вагона без переработки;
• простой транзитного вагона с переработкой;
• простой местного вагона;
• грузовой простой, т.е. простой местного вагона на одну грузовую операцию;
• погрузка (в вагонах и тоннах);
• выгрузка (в вагонах);
• вагонооборот;
• рабочий парк вагонов;
• коэффициент сдвоенных операций.
Простои вагонов определяются как средневзвешенные величины:
t = ,
где – вагоно-часы простоя;
– сумма вагонов, участвующих в простое.
Простой транзитного вагона без переработки:
tтр =,
где , , , – соответственно простой и число вагонов, следующих на отдельные направления, установленные ГДП.
Простой транзитного вагона с переработкой:
tпер=,
где ,,, – соответственно простой и число перерабатываемых вагонов по направлениям.
Простой транзитного вагона с переработкой:
tпер = tпр+ tрасф+ tнак + tф+ tот + ∑tож,
где tпр – обработка по прибытии,
tрасф – расформирование,
tнак – накопление,
tф – формирование и перестановка,
tот – обработка в парке отправления,
∑ tож – суммарное время ожидания операций.
Продолжительность нахождения на станции местных вагонов определяется с момента их прибытия до отправления. За это время вагоны проходят те же операции, что и транзитные с переработкой, и, кроме того, дополнительные, связанные с обработкой их на грузовых фронтах.
Средний простой местного вагона:
tм = ,
где ∑nмtм – вагоно-часы простоя вагонов, участвующих в грузовых операциях;
∑nм – число местных вагонов.
Но так как, с одной стороны, часть местных вагонов проходит только одну грузовую операцию (погрузку или выгрузку), а с другой стороны, выполняются и сдвоенные операции, время обработки зависит от числа этих операций, и простой местных вагонов определяют в среднем на одну грузовую операцию:
tгр =,
где ∑nмtм – вагоно-часы простоя местных вагонов;
Uп+ Uв – число грузовых операций (сумма погрузки и выгрузки).
Коэффициент сдвоенных операций – отношение общего числа грузовых операций к числу местных вагонов, участвующих в них:
ксдв =.
Этот коэффициент изменяется в пределах от 1 до 2. Если вагоны проходят только одну грузовую операцию (погрузку или выгрузку), то коэффициент равен 1, если же вагоны проходят сдвоенные операции (после выгрузки подаются под погрузку), то коэффициент равен 2.
Другими словами, коэффициент сдвоенных операций показывает, сколько грузовых операций приходится на один вагон.
Рабочий парк nр показывает, сколько вагонов в течение суток в среднем находится на станциях:
nр =,
где nтр,nпер,nм – среднесуточное поступление на станцию вагонов соответственно транзитных без переработки, с переработкой и местных;
tтр tпер, tм – нормы простоя вагонов соответственно транзитных без переработки, с переработкой и местных, ч.
Вагонооборот – это сумма вагоно-операций. Для сортировочных и участковых станций вагоно-операциями считается сумма принятых и отправленных вагонов:
nоб = nпр + nот,
а для промежуточных – число отцепленных и прицепленных вагонов:
nоб = nприц + nотц .
2.8. Учет работы станций
Для совершенствования управления перевозочным процессом, прогнозирования объема перевозок, а также сопоставления и оценки работы коллективов на станциях ведется учет выполненной работы.. На станциях ведение учетных и отчетных форм возложено на работников Станционного технологического центра (СТЦ), товарной конторы, приемосдатчиков, дежурных по станции.
На станциях ведется учет времени прибытия, отправления и пропуска поездов, числа погруженных, выгруженных, принятых и отправленных вагонов; работы горок, маневровых локомотивов; выполнения плана формирования поездов. Все утвержденные формы первичного учета и отчетности имеют шифр и номер. Формам первичного учета по хозяйству перевозок присвоен шифр ДУ, по грузовой работе – ГУ, а отчетности соответственно ДО и ГО.
Учет погрузки и выгрузки на станциях дорог ведется ежесуточно по состоянию на 18 часов.
Единицей учета погрузки и выгрузки грузов является физический вагон.
Учет простоя грузовых вагонов на станциях ведется номерным и безномерным способами.
Номерной способ учета применяется на станциях с общим вагонооборотом менее 50 вагонов в сутки. Учет ведется в книге формы ДУ-8, где против номера прибывающего вагона проставляется номер поезда, с которым прибыл вагон, и время прибытия, номер поезда по отправлению и время отправления.
Безномерной учет ведут на станциях с вагонооборотом 50 и более вагонов в сутки (журнал формы ДУ-4).
Вагоны грузового парка, находящиеся на станции, подразделяются на вагоны рабочего и нерабочего парка и учитываются по роду подвижного состава (крытые, платформы, полувагоны, цистерны и т.д.).
К рабочему парку вагонов относятся вагоны, годные для перевозки грузов, имеющие трафареты о приписке к какой-либо дороге и отметки о ремонте.
В нерабочий парк входят вагоны резерва, неисправные, находящиеся под оборудованием, для хозяйственных перевозок, специальных и технических нужд (восстановительные и хозяйственные поезда), занятые под жилье и др.
На основании первичных учетных документов (У) на станциях ежесуточно готовят отчеты (О).
Анализ эксплуатационной работы имеет важное значение для выявления резервов работы транспорта. Сравнение фактических значений показателей с нормативами, рассчитанными на выполненные объемы работ, позволяет более объективно оценивать качество работы подразделений. Это осуществляется в автоматизированной системе анализа выполнения качественных показателей эксплуатационной работы (АВКПЭР) для дорожно-отделенческого уровня.
Вопросы к зачету
1. Особенности Ж.Д. транспорта.
2. Основные определения эксплуатационной работы.
3. Основные показатели эксплуатационной работы.
4. Автоматизированные системы управления на ж.д. транспорте.
5. Классификация станций.
6.Виды маневров.
7. Основные документы регламентирующие работу станции.
8. Характеристика поездопотоков.
9. Основные показатели работы станции.
10.Способы учета вагонов на станции.