Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
РОЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ И ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По мнению отечественных психологов, базовые новообразования дошкольного возраста (произвольность, общение и самооценка) наиболее эффективно формируется в игре.
Именно поэтому игра считается ведущей деятельностью дошкольного возраста. И действитеьно, в игре, где нужно многое себе представлять и использовать предметы-заместители,
хорошо развивается воображение. В игре всегда есть правила, которые необходимо выполнять, чтобы игра состоялась, а значит, развивается произвольность. Содержательное общение – это неотъемлемая часть игры, например, когда между собой общаются игровые персонажи или дети договариваются о том, как они будут играть. И наконец, подлинная детская
самооценка начинает развиваться только в игре. Л. С. Выготский говорит: «Ребенок в игре
плачет, как пациент, но радуется, как играющий» [1]. Таким образом, в игре у него появляется вторая позиция, благодаря которой он учится смотреть на себя со стороны и управлять
собой, сначала в игре, а потом в жизни.
Игра появляется на арене детского развития в 3 года, после кризиса «Я сам». А до этого ребенок готовится к игре внутри предметной деятельности, благодаря которой у малыша
появляется воображение, без которого игра состояться просто не может. Чтобы возникло воображение, необходимо, чтобы в сознании ребенка появились образы различных предметов.
Для этого малыш должен «пропустить» как можно больше предметов через свои органы
чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, анализаторы вкуса). Поэтому маленький ребенок
все тянет в рот, бросает предметы, чтобы услышать, как они звучат… При этом у него появляются представления о свойствах предметов, которые и находятся в основе образа. Вначале
очертания этого образа неясны, но со временем образ все больше становится похожим на
предмет.
Предметы следует осваивать в определенной методистской системе, которая ориентировочно указана в табл. 1. При этом действия с предметами постепенно усложняются и к
уже освоенным добавляются новые свойства.
Таблица 1
Средства освоения предметной деятельности
Предметы
Сосуды и емкости – банки, бутылки, стаканчики, коробки,
мешки, сумки, лотки.
Объемные тела – шар, куб,
кольцо, цилиндр, параллелепипед, яйцо.
Действия с предметами
Взять, ощупать, бросить, постучать, сжать.
Предметные – соединять и
разъединять, проталкивать и
вытаскивать, нанизывать, складывать и выкладывать, прока-
1
Свойства предметов
Размер – большой, маленький.
Форма – мячик, кубик, кирпичик, бочонок, яйцо, кольцо.
Цвет – зеленый, желтый, синий, красный, черный, белый,
фиолетовый, оранжевый.
Предметы
Действия с предметами
Свойства предметов
Орудия – ложки, черпаки, сита,
сачки, воронки, кисточки, прищепки, игрушечные инструменты.
Материалы – бумага, фольга,
ткани, вата, целлофан, резина,
губки, мыло.
Полифункциональные предметы – веревки, ленты, образные
игрушки.
Природные материалы – камни,
шишки, листья, ягоды, цветы,
каштаны, желуди, орехи, ветки,
песок, вода, крупы и бобовые,
краски, тесто, снег, лед, пена
тывать, прятать и находить, тянуть и растягивать, вдавливать,
развязывать – завязывать, насыпать и высыпать, пересыпать,
наливать и выливать, переливать, закапывать, поливать, красить, лепить.
Простые орудийные – забивать,
просеивать, проталкивать и доставать палкой
Барические – легкий, тяжелый.
Фактура – гладкий, шершавый,
мягкий, твердый.
Звуковые характеристики –
гремит – не гремит, шуршит,
стучит.
Двигательные – катится – не
катится, прыгает, скользит, падает, летит, кружится.
Гигроскопичность – впитывает – не впитывает, мокрый –
сухой.
Растворимость – окрашивание.
Температура – холодный, горячий.
Пластичность – тянется, рвется, растягивается, сжимается.
Структура – льется, капает,
сыплется
На фото (рис. 1) – юный исследователь, который катает с горки разные предметы, падающие в лоток с водой. При этом малыш узнает, какие предметы катятся, а какие нет. В
лотке тоже не все одинаково. Некоторые предметы тонут, а другие всплывают, но все мокрые, хотя до этого были сухими. Таким образом, у детей уточняются представления о свойствах предметах и постепенно оформляются образы. То есть теперь ребенок может представить себе этот предмет. И не только представить, но и соотнести с образ с реальным предметом. Так, ребенок смотрит на красный шарик и говорит, что он похож на яблоко. Это и есть
первый шаг к предмету-заместителю.
Рис. 4.1. Юный исследователь
2
После того, как в тонком психологическом плане ребенка появилось достаточное количество образов, воображение выделяется в отдельную психическую функцию (на рис. 2, А
это голубое пространство, заполненное кружками, которые символизируют собой образы).
Но до определенного времени среди этих образов нет образа самого ребенка. Он пока
не может себя представить. Этот докризисный ребенок, который говорит о себе в третьем
лице, не узнает себя в зеркале. Он послушен и покладист и не доставляет особых проблем
родителям
Однако приходит время, когда все меняется. В воображении ребенка появился образ
его самого (красный круг на схеме, рис. 2, Б). Это точка рождения первого самосознания и
начала кризиса трех лет («Я сам»).
А
Б
Рис. 2. Схема появления самосознания
В это сложное для всех время ребенок начинает осознавать, что он человек и похож
на маму, папу и других взрослых людей. При этом малыш здесь и теперь хочет начать действовать так же, как действуют взрослые в своей взрослой жизни. Но у малыша нет для этого
ни физических, ни социальных возможностей, и тогда он начинает эту взрослую жизнь проигрывать. Теперь он умеет замещать образы предметами-заместителями, и у него есть пространство воображения, которое по мере развития игры будет развиваться, заполняясь новыми образами и сюжетами.
В начале игры малыш учится объединять предметы по смыслу. Как это происходит?
Обычно на первом этапе ребенок выходит в игру из предметной деятельности. Например,
взрослый берет литровую пузатую бутылку, у которой посередине вырезано круглое отверстие средних размеров. Ребенок, занимаясь чисто предметной деятельностью, бросает в это
отверстие шарики. И тут взрослый говорит: «А давай, как будто бутылочка у нас будет
Мишкой, который кушает… Что он кушает?..» «Ягодки», – может сказать ребенок (или
взрослый). Затем взрослый начинает озвучивать мишку: «Ой, какие вкусные ягодки. Дай мне
3
вон те, красненькие. Спасибо». На следующем этапе игры взрослый расстилает ленточку
(дорогу) и кладет в коробочку, например, резиновый шарик с шипами (ежика). Ежик подъезжает к мишке и приглашает его поехать на своей новой машине к озеру купаться. Тут же
расстилается кусочек голубой ткани (озеро), куда можно высыпать шарики из бутылки. Теперь они будут замещать рыбок…
Использованная литература:
1. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2000. – 1006 с.
4