Роль мотивации в процессе обучения иностранному языку
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция Мотивация
1. Роль мотивации в процессе обучения ИЯ.
Качество реализации любой деятельности зависит от того, насколько она соответствует потребностям и побуждениям индивида, от наличия у него мотивации к осуществлению данной деятельности.
Мотивация, по определению И.А. Зимней, является «запускным механизмом» любой человеческой деятельности. Конкретизируя данное понятие можно сказать, что мотивация – это совокупность мотивов, стимулирующих осуществление определенной деятельности. Мотив – это внутренний стимул к действию, основанный на желании удовлетворить определенные потребности. Мотивация заключает в себе сознание целесообразности определенной деятельности и предвкушение чувства удовлетворения от осуществления данной деятельности. Мотивацию поддерживает реальный, ощутимый успех, этапный или конечный. При отсутствии ощутимого успеха мотивация как правило угасает.
Проблема мотивации актуальна для обучения любому предмету, однако для обучения ИЯ она стоит особенно остро. Как правило, до начала изучения ИЯ мотивация учащихся достаточно высокая, но с началом процесса обучения ИЯ мотивация снижается, т.к. оказывается невозможным быстро овладеть языком. Процесс овладения ИЯ предполагает достаточно длительный процесс накопления знаний о языке, неизбежную стадию владения языком на примитивном уровне, столкновение с различными трудностями. Все эти факторы отодвигают достижение целей, достичь которые стремятся учащиеся. В результате может снижаться мотивация, активность учащихся, что приводит к снижению успеваемости, которое, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. В результате процесс обучения ИЯ может оказаться неэффективным.
В связи с этим возникает вопрос, не является ли спад мотивации закономерным процессом, которому невозможно противостоять. Существует возможность сохранения и развития мотивации учащихся к изучению ИЯ. Следует принимать во внимание, что мотивация – это сторона субъективного мира человека, определяемая его собственными побуждениями, пристрастиями, потребностями. Такие свойства мотивации обусловливают трудности ее стимулирования со стороны. Преподаватель может только опосредованно влиять на мотивацию, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся может возникнуть личная заинтересованность в работе. Успешность этого процесса определяется в значительной степени умением преподавателя встать на место учащегося, чтобы понять его потребности и интересы и на их основе воздействовать на различные виды мотивации на протяжении всего учебного процесса. Разумеется, это невозможно без хорошего, глубокого знакомства со своими учащимися.
2. Виды мотивации и условия ее формирования.
Современные исследователи утверждают, что мотивационная сфера человека отличается сложной структурой и подвержена воздействию различных внешних факторов.
В частности, на мотивационную сферу человека зачастую оказывают серьезное влияние внешние социальные мотивы, определяемые потребностями общества. В совокупности данные мотивы составляют внешнюю мотивацию, которая существует в двух разновидностях:
- широкосоциальная, связанная с чувством гражданского долга перед обществом, страной, своими близкими, а также с представлениями об обучении как пути к освоению культурных ценностей, средстве делать мир лучше, пути к осуществлению своего предназначения в жизни;
- узколичная, связанная с пониманием обучения как способа самоутверждения и достижения личного благополучия.
Помимо социальных мотивов на мотивационную сферу человека зачастую серьезно влияет характер деятельности. Данная группа мотивов формирует внутреннюю мотивацию, разновидности которой будут подробно рассмотрены в следующем разделе.
Также выделяют дальнюю (дистантную, отсроченную) и близкую (актуальную) мотивацию.
Внешняя мотивация, как правило, является дистантной, она ориентирует индивида на конечный результат обучения, который будет достигнут через длительное время. Такая мотивация, однако, оказывает достаточно сильное влияние на процесс обучения. Часто внешняя мотивация формируется еще до начала обучения, однако ее необходимо поддерживать, иллюстрируя в процессе обучения значение ИЯ для социально-культурной и профессиональной коммуникации.
Внутренняя мотивация является близкой, она ориентирует индивида на текущие результаты обучения, которые достигаются фактически на каждом занятии. Внутренняя мотивация может поддерживаться самим процессом обучения, который должен быть построен таким образом, чтобы на каждом занятии учащиеся видели результаты своей работы и чувствовали радость от удовлетворения своих потребностей в изучении ИЯ.
В качестве основных условий развития мотивации А.К. Маркова предлагает рассматривать:
1) опыт предметной деятельности (на основе овладения новыми способами деятельности);
2) опыт социального взаимодействия, сотрудничества в процессе учебной деятельности. Приобретение такого опыта позволяет учащемуся оценить себя и свой опыт деятельности с другой точки зрения;
3) опыт активных действий учащихся по отношению к своей деятельности.
3. Основные разновидности внутренней мотивации.
Внутренняя мотивация определяется самим характером деятельности и имеет специфические черты для каждого учебного предмета.
1) Для предмета ИЯ важнейшей разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Коммуникация является первой и естественной потребностью всех изучающих ИЯ, независимо от их возраста, социального статуса и конкретных целей обучения. Все изучающие язык формулируют свои потребности как чисто коммуникативные, например: общаться с носителями ИЯ, читать на ИЯ профессионально-ориентированную литературу и проч.
Однако именно эту разновидность мотивации сложно поддержать извне, т.к. в процессе обучения ИЯ предстает учащимся как искусственное средство общения, не способное конкурировать с родным языком. Все «естественные» ситуации общения, моделируемые в процессе обучения, искусственные, несуществующие, что придает учебной коммуникации условный, сценический характер. В связи с этим необходимо обращаться к воображению, фантазии учащихся, побуждать их перевоплощаться в участников моделируемых ситуаций.
Для стимулирования коммуникативной мотивации преподаватель должен в начале урока поставить перед учащимися речевую задачу, вызывающую интерес, поскольку активность учащихся возможно только при условии понимания задачи. Понимание задачи является важным фактором возникновения мотивации. При этом речевая задача должна быть сформулирована на понятном для учащихся языке и приглашать их к общению в устной или письменной форме. Формулировка задачи зависит от этапа обучения, возрастных и психофизиологических особенностей учащихся. Решение речевых задач обязательно предполагает овладение речевыми образцами, фразами-моделями.
2) Еще одной важной разновидностью внутренней мотивации является содержательная мотивация, обусловленная интересом к содержанию обучения. С самого начала обучения языку содержательная мотивация предполагает стремление к преодолению противоречия между ограниченной языковой базой учащихся и их познавательными потребностями, которые возрастают от этапа к этапу.
Содержательная мотивация поддерживается путем соблюдения равновесия между новой и уже известной учащимся информацией. Этого можно достигнуть несколькими путями:
- путем сообщения новой информации об известном объекте, явлении;
- путем актуализации межпредметных связей, т.е. представление на ИЯ информации, которая уже известна учащимся из содержания других дисциплин;
- путем придания личностного значения предметной информации, установления связей между изучаемой информации и интересами, склонностями учащихся и/или преподавателя.
3) Особое значение для процесса обучения ИЯ имеет лингвопознавательная мотивация, которая проявляется в интересе и положительном отношении учащихся к иностранному языку, его системе.
Возможны два основных пути ее формирования:
- опосредованный – через коммуникативную мотивацию;
- непосредственный – путем стимулирования поисковой деятельности учащихся на материале ИЯ.
Коммуникативность процесса обучения помогает преодолеть нелюбовь учащихся к лингвистическим аспектам (необходимость запоминать парадигмы спряжений и проч.). Учащийся должен осознавать необходимость соблюдения грамматических правил в речи и перспективы, которые перед ним открывает владение ИЯ.
Для стимулирования лингвопознавательной мотивации рекомендуется:
- свести к минимуму временной разрыв между освоением лингвистической теории и ее применением на практике;
- придавать целенаправленный характер работе над теоретическими положениями;
- теоретический материал, подлежащий усвоению на уроке, ориентировать на одну тематическую область, чтобы он находился на начальном этапе усвоения в одной содержательной плоскости и связывался для учащихся с решением конкретных коммуникативных задач.
4) Важным видом внутренней мотивации является инструментальная мотивация, основанная на положительном отношении учащихся к определенным видам работы. Учащихся следует познакомить с максимально широким разнообразием приемов изучения ИЯ, которые были бы понятны, интересны и применимы для самостоятельного изучения ИЯ (игры, таблицы с грамматикой, тематические глоссарии и проч.).
Эссе к теме: Приглашаю вас критически осмыслить тему мотивации при обучении иностранным языкам, поразмышлять на эту тему, изложив свои мысли в эссе. Вот ориентировочные вопросы, которые помогут вам начать своё эссе (их можно расширить по своему усмотрению). Мы говорим не о мотивации в целом, а о мотивации при обучении ИЯ. Какие виды мотивации бывают? Как мотивация зависит от возраста? от изучаемого языка (одинакова ли мотивация у изучающих испанский, английский, китайский, французский) в школе или вузе? Во второй части эссе, хотелось бы конкретики. Рассмотрите несколько кейсов - ситуаций учеников разного возраста с разной мотивацией и предложите ваши действия как педагога для поддержания этой мотивации. Например, ученик 10 класса изучает английский, потому что хочет поступить на факультет иностранных языков. Как вы будете учитывать эту мотивацию при организации своей работы. Примеры кейсов можете сами придумать. Для ориентации предлагаю еще несколько:
- дети 5-6 лет в группе английского языка (родители хотят, чтобы они учили английский)
- учащиеся 10-11 лет в группе французского языка (первый иностранный язык)
- учащиеся 11-12 лет в группе испанского языка (как второй иностранный язык)
Какая у них может быть мотивация к изучению языка? Как вы будете организовывать работу на уроке, чтобы поддержать ее? Или может быть у них вовсе нет мотивации, и вам надо придумать, как создать условия, чтобы она появилась.
Объем эссе - 2 000 знаков.