Роль метрологии в повышении качества продукции.Сертификация продукции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 7
Роль метрологии в повышении качества продукции
2
7.1.
Метрология как деятельность
2
7.2.
Государственная система обеспечения единства измерений
6
7.3.
Нормативная база метрологии
7
7.4.
Ответственность за нарушение метрологических правил
11
ТЕМА 8
Сертификация продукции
12
8.1.
Основные понятия сертификации
12
8.2.
Основные цели и принципы сертификации
14
8.3.
Обязательная и добровольная сертификация
16
8.4.
Правила сертификации
19
8.5.
Порядок сертификации продукции
21
8.6.
Ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при производстве продукции и правил сертификации
25
8.7.
Состояние и перспективы развития сертификации
27
Тема 7. Роль метрологии в повышении качества продукции
7.1. Метрология как деятельность
Метрология – область знаний и вид деятельности, связанные с измерениями.
Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности.
Метрология как наука подразделяется на:
1. Законодательную метрологию;
2. Фундаментальную (научную) метрологию;
3. Прикладную (практическую) метрологию.
Законодательная метрология – раздел метрологии, включающий общие правила регламентации и контроля со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразие средств измерений. Законодательная метрология является средством государственного регулирования метрологической деятельности посредством издания законов, законодательных положений, которые вводятся в практику измерений через государственную метрологическую службу и метрологические службы государственных органов управления, метрологические службы предприятий, а также через физических лиц, занимающихся производственной деятельностью.
Фундаментальная метрология занимается общими рекомендательными вопросами теории измерений, разработкой новых методов измерений, созданием систем единиц измерений и физических постоянных.
Прикладная метрология изучает вопросы практического применения результатов разработок фундаментальной и законодательной метрологии в различных сферах деятельности.
Объектами метрологии являются единицы величин, средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений.
Традиционным объектом метрологии являются физические величины. Кроме них в последнее десятилетие используются нефизические величины. Это связано с применением термина «измерение» в новых для метрологии сферах - экономике, медицине, информационных технологиях, управлении качеством и пр.
Измерение – совокупность операций, выполняемых с помощью технического средства, хранящего единицу величины, позволяющего сопоставить измеряемую величину с ее единицей и получить значение величины. Это значение называют результатом измерений.
Измерение – основной познавательный процесс науки и техники, посредством которого неизвестная величина количественно сравнивается с однородной с ней известной величиной. Любая наука начинается тогда, когда решается вопрос измерения изучаемого объекта.
Основными характеристиками измерений являются: принцип измерений, метод измерений, погрешность, точность, правильность и достоверность.
Принцип измерений – физическое явление или совокупность физических явлений, положенных в основу измерений.
Метод измерений – совокупность приемов использования принципов и средств измерений. Средствами измерений являются используемые технические средства, имеющие нормированные метрологические свойства.
Погрешность измерений – отклонение результата измерений от истинного (действительного) значения измеряемой величины.
Средство измерений – техническое устройство, предназначенное для измерений (Закон РФ от 27.04.93 №4871-1 «Об обеспечении единства измерений»).
Правильность измерений – качество измерений, отражающее близость к нулю систематических погрешностей в их результатах.
Достоверность характеризует доверие к результатам измерений и делит их на две категории: достоверные и недостоверные, в зависимости от того, известны или неизвестны вероятностные характеристики их отклонений от истинных значений соответствующих величин.
Эталон единицы величины – средство измерения, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее средствам измерений данной величины (Закон РФ).
Главная задача метрологии – обеспечить единство измерений.
Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин, а погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью (Закон РФ).
Первым условием обеспечения единства измерений является представление результатов измерений в узаконенных единицах, которые были бы одними и теми же всюду, где проводятся измерения и используются их результаты. В России узаконенными единицами являются единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии.
Второе условие единства измерений – погрешность измерений не превышает (с заданной вероятностью) установленных пределов. Погрешности измерений средства измерений указываются в придаваемом к нему техническом документе – паспорте, ТУ и пр.
Главным нормативным актом по обеспечению единства измерений является Закон РФ «О единстве измерений». Он направлен на защиту прав и законных интересов граждан, экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений. Анализа) должно быть соблюдено главное условие обеспечения единства измерений – указаны погрешности измерений для заданной вероятности.
Единство измерений не может быть обеспечено только совпадением погрешностей. Требуется еще достоверность измерений, которая свидетельствует о том, что погрешность измеряемой величины не выходит за пределы отклонений, установленных стандартом или целью измерений.
Существует несколько видов измерений. при их классификации обычно исходят из характера зависимости измеряемой величины от времени, вида уравнения измерений, условий, определяющих точность результата измерений и способов выражения этих результатов.
По характеру зависимости измеряемой величины от времени измерения разделяются на:
• статические, которые имеют место, когда измеряемая величина практически постоянна (например, измерения размеров тела, постоянного давления);
• динамические, связанные с величинами, которые в процессе измерений претерпевают те или иные изменения (например, измерение пульсирующих давлений, вибраций).
По способу получения результатов измерения разделяют на:
• прямые – измерения, при которых искомое значение физической величины находят непосредственно из опытных данных путем ее непосредственного сравнения с мерой. При прямых измерениях экспериментальным операциям подвергают измеряемую величину, которую сравнивают с мерой непосредственно или с помощью измерительных приборов;
• косвенные – измерения, при которых искомую величину определяют на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям, т.е. измеряют не собственно определяемую величину, а другие, функционально с ней связанные. Значение измеряемой величины находят через преобразование или через установленную формулу (например, определение объема тела по прямым измерениям его геометрических размеров, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения). Роль косвенных измерений особенно велика при измерении величин, недоступных непосредственному экспериментальному сравнению;
• совокупные – это производимые одновременно измерения нескольких одноименных величин, характеризующих данных предмет или изделие, при которых искомую определяют решением системы уравнений, получаемых при прямых измерениях различных сочетаний этих величин (например, прогнозирование погоды на основе замеров силы ветра, влажности воздуха, фронтов и т.д.);
• совместные – это производимые одновременно измерения двух или нескольких неоднородных физических величин для нахождения зависимостей между ними (например, измерение электрического сопротивления при определенных температурных параметрах).
По условиям, определяющих точность результата, измерения делятся на классы:
1. измерения максимально возможной точности, достижимой при существующем уровне техники. К ним относятся эталонные измерения;
2. контрольно-поверочные измерения, погрешность которых с определенной вероятностью не должна превышать некоторого заданного значения;
3. технические измерения, в которых погрешность результата определяется характеристиками средств измерений.
По способу выражения результатов измерений:
◦ абсолютные измерения – измерения, которые основаны на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или на использовании значений физических констант (например, определение длины в метрах);
◦ относительные – измерения отношения величины к одноименной величине, играющей роль единицы.
По характеру изменения измеряемой величины измерения бывают:
• статические – применяют для измерения случайных процессов, а затем для определения среднестатистической величины;
• постоянные – используют для контроля непрерывных процессов.
По количеству измерительной информации измерения бывают:
• однократные – это одно измерение одной величины (практическое применение такого вида измерений всегда сопряжено с большими погрешностями);
• многократные – характеризуются значительным снижением влияний случайных факторов на погрешность измерения.
Метрологическая служба – совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений (Закон РФ). По существу, метрологическая служба – это сеть организаций, отдельных организаций или отдельных подразделений, на которые возложена ответственность за обеспечение единства измерений.
Поверка средства измерений – совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям (Закон РФ).
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» (статья 15) предписывает осуществлять поверку всех средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю, при выпуске из производства, после ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации.
В дополнение к закону Госстандарт утвердил ряд документов, регламентирующих поверочную деятельность:
• ПР 50.2.006–94. «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;
• ПР 50.2.012–94. «ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений»;
• ПР 50.2.007–94. «ГСИ. Поверительные клейма».
В соответствии с ПР 50.2.006–94 средства измерения подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверке.
Калибровка средств измерений в соответствии с законом – это совокупность операций, выполняемых для определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средств измерений, не подлежащих государственному метрологическому контролю. Закон «Об обеспечении единства измерений» предписывает обеспечить калибровкой измерительную продукцию не только отечественного производства, но и поступающую из-за рубежа по импорту.
Ответственность за ненадлежащее выполнение калибровочных работ закон возлагает на метрологические службы и юридические лица, которые выполняли калибровочные работы.
Сертификация средств измерений определена законом как добровольная деятельность, проводимая в рамках законодательства РФ.
Можно выделить три главные функции измерений в народном хозяйстве:
1. Учет продукции, исчисляющейся по массе, длине, объему, расходу, мощности, энергии;
2. Измерения, проводимые для контроля и регулирования технологических процессов (особенно в автоматизированных производствах) и для обеспечения нормального функционирования транспорта и связи;
3. Измерения физических величин, технических параметров, состава и свойств веществ, проводимые при научных исследованиях, испытаниях и контроле продукции.
От качества средства измерений (СИ) зависит эффективность выполнения указанных функций. Средством измерений называют техническое средство (или их комплекс), используемое при измерениях и имеющее нормированные метрологические характеристики.
Методика выполнения измерений – совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью. При разработке методики одними из основных требований являются требования к точности измерений, которые должны устанавливать, в виде пределов допускаемых значений характеристик, абсолютную и относительную погрешности измерений.
Таким образом, измерения являются важнейшим инструментом познания объектов и явлений окружающего мира и играют огромную роль в экономике страны.
7.2. Государственная система обеспечения единства измерений
Центральная задача в организации измерительных работ – достижение сопоставимых результатов измерений одних и тех же объектов, выполненных в разное время, в разных местах, с помощью разных методов и средств. Эта задача решается путем обеспечения единства измерений. В свою очередь это единство достигается в результате деятельности метрологических служб, направленных на достижение и поддержание единства измерений в соответствии с государственными актами, правилами, требованиями, нормами, установленными стандартами и другими НД в области метрологии.
В организационном плане это единство обеспечивается субъектами метрологии – государственной метрологической службой страны, увязывающей свою деятельность с международными метрологическими организациями, метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти РФ и метрологическими службами юридических лиц.
Важнейшей формой обеспечения единства измерений со стороны государства является государственный метрологический контроль и надзор. Нормативной базой обеспечения единства измерений является законодательная метрология, а технической базой служит система воспроизведения единиц физических величин и передачи информации об их размерах всем без исключения СИ в стране.
К субъектам метрологии относятся:
1. Государственная метрологическая служба РФ (ГМС);
2. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц (МС);
3. Международные метрологические организации.
Государственная метрологическая служба находится в ведении Госстандарта и включает:
• государственные научные метрологические центры (ГНМЦ);
• органы ГМС в субъектах РФ (на территории республик, автономных областей, округов, краев, областей), а также городов Москвы и Санкт – Петербурга.
Государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС), ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ), НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ) и др. указанные научные центры не только занимаются разработкой научно – методических основ совершенствования российской системы измерений, но и являются держателями государственных эталонов.
В России функционируют более 100 ЦСМ (соответственно их метрологических подразделений), которые выполняют функции региональных органов ГМС на территориях субъектов РФ, городов Москвы и Санкт – Петербурга.
Госстандарт осуществляет руководство тремя государственными справочными службами:
1. Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);
2. Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО);
3. Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.
Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах и ведомствах, организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора.
Россия участвует в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Организации России ведут или участвуют в реализации 60% тем КООМЕТ.
ГМС России в своей деятельности приходится учитывать документы региональных международных метрологических организаций, а также зарубежных национальных метрологических организаций США, Великобритании и пр.
7.3. Нормативная база метрологии
Целый ряд положений теоретической и практической метрологии, направленных на обеспечение единства измерений и единообразие СИ, нуждается в регламентации и контроле со стороны государства. К таким положениям относятся: выбор основных физических величин; установление размеров основных единиц; выбор нормируемых метрологических характеристик СИ; деятельность метрологических служб; организация государственного метрологического контроля.
Комплекс нормативных документов, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержания единства измерений в стране при требуемой точности, составляет государственную систему обеспечения единства измерений (ГСИ).
Нормативную базу метрологии можно представить в виде иерархической пирамиды:
1. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»;
2. Государственные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) системы ГСИ;
3. Правила России (ПР) системы ГСИ, утверждаемые Госстандартом;
4. Рекомендации (гриф МИ) системы ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами как государственными метрологическими научными центрами и утверждаемыми руководством этих центров.
В целом ГСИ насчитывает более 2400 НД (стандартов, правил, рекомендаций). Основными объектами регламентации в ГСИ являются: общие правила и нормы по метрологии (около 160 НД), государственные проверочные схемы (около 180 НД), методики проверки СИ (более 1850 НД).
Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осуществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законодательной метрологии – Закона РФ от 27.04.93 №4871-1 «Об обеспечении единства измерений», государственных стандартов, правил по метрологии и других НД.
Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии.
В соответствии со статьей 13 вышеназванного Закона ГМКиН распространяется на строго ограниченные сферы (их 23), объединенные в 10 направлений:
1. Здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности;
2. Торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом в том числе операции с применением игровых аппаратов и устройств;
3. Государственные учетные операции;
4. Обеспечение обороны государства;
5. Геодезические и гидрометеорологические работы;
6. Банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
7. Продукция, поставляемая по государственным контрактам в соответствии с Федеральным законом от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
8. Испытания и контроль качества продукции на соответствие обязательным требованиям госстандартов РФ и при обязательной сертификации продукции;
9. Измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитража, других органов государственного управления;
10. Регистрация национальных и международных спортивных рекордов.
Анализируя данный перечень, надо отметить следующее: перечень возглавляют непроизводственные сферы, недостоверность измерений в которых может иметь серьезные последствия – угрозу безопасности (здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение обороны государства), а также большие финансовые потери для населения и страны в целом. Основные направления деятельности ГМКиН приведены на Рис. 1.
Примерами СИ, являющимися объектами ГМКиН, являются:
• в здравоохранении – средства измерения кровяного давления, медицинские термометры, аналитические весы, шприцы, средства взвешивания;
• в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда – дозиметры при контроле уровня радиации, шумомеры и т.д.;
• в сфере торговых операций – систем измерений (СИ) для контроля количества товара, длины (жесткие и гибкие метры, измерительные ленты), площади, объема, массы.
Государственный метрологический контроль включает:
• утверждение типа средств измерений;
• поверку средств измерений, в том числе эталонов;
• лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже средств измерений.
Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту. Указанная процедура предусматривает обязательное испытание СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию, выдачу сертификата об утверждении типа.
Испытания СИ проводятся государственными научными метрологическими центрами, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ). Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия Госстандартом решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр, который ведет Госстандарт. По истечении срока действия сертификата, наличии информации от потребителей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конструкцию или технологию изменений, проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу.
Рис.1. Основные направления деятельности ГМКиН
Поверка СИ. СИ, подлежащие ГМКиН, подвергаются поверке органами ГМК при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель СИ, поверке подлежит каждый экземпляр СИ.
Согласно законодательству РФ допускается продажа и выдача напрокат только поверенных СИ. Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя. Если СИ признано пригодным, то на него или на техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается «Свидетельство о поверке». СИ подвергаются первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке.
Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту.
Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала.
Внеочередную поверку производят при эксплуатации СИ в следующих случаях: повреждение знака поверительного клейма, утрата свидетельства о поверке, неудовлетворительная работа прибора и т.д.
Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ. Лицензирование – выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осуществление им деятельности, не запрещенной законодательством РФ. Лицензии на вышеуказанную деятельность выдают органы ГМС на территориях субъектов РФ. Основанием для выдачи лицензии являются положительные результаты поверки компетентными органами условий осуществления деятельности. Лицензия выдается на срок не более 5 лет. Повторное лицензирование может быть осуществлено по сокращенной или полной программе по решению компетентного органа. Лицензия на продажу СИ дает его покупателю определенную гарантию того, что продаваемое СИ внесено в Реестр, поверено или может быть поверено по требованию покупателя.
Осуществление всех видов ГМК является, по существу, предоставлением метрологических услуг, которые оплачиваются приборовладельцем в соответствии со ст.27 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений».
Государственный метрологический надзор осуществляется:
• за выпуском, состоянием и применением СИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
• за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
• за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при расфасовке и продаже.
Государственный метрологический надзор осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими нормативными документами (НД), главным образом Правил по метрологии.
Деятельность по надзору базируется на следующих принципах:
• административная и финансовая независимость органов госнадзора от контролируемых объектов хозяйственной деятельности;
• соблюдение законности при проведении проверок;
• компетентность, честность, беспристрастность и ответственность госинспекторов;
• объективность выводов и принимаемых решений по итогам госнадзора;
• гласность проводимых проверок и их результатов с сохранением коммерческой тайны субъектов;
• выборочность проводимых проверок.
Проверки проводят должностные лица Госстандарта России – государственные инспекторы по обеспечению единства измерений РФ. Согласно ст. 20 вышеназванного Закона, государственные инспекторы вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать объекты метрологической деятельности предприятия, относящихся к сфере распространения государственного надзора. Проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами ГМС, и совместными – с участием другого контрольно-надзорного органа. В частности, надзор за деятельностью торговых предприятий часто осуществляется с участием Госторгинспекции, Санэпиднадзора. Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми и повторными.
Результаты каждой проверки оформляются актом, который подписывают все участники проверки. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. При обнаружении нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обнаруженных нарушений.
Орган ГМС, осуществляющий плановую проверку, не позднее чем за трое суток информирует предприятие, на котором планируется ее проведение, а также сообщает календарные сроки проведения проверки заинтересованным участникам проверки. внеочередные проверки могут осуществляться без предварительного уведомления контролируемого предприятия.
7.4.Ответственность за нарушение метрологических правил
В соответствии со ст.25 Закона РФ от 27.04.93 №4871-1 «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица, а также государственные органы управления РФ, виновные в нарушении настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско – правовую ответственность.
В соответствии со ст.170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях нарушение должностными лицами или гражданами правил поверки СИ, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм влекут наложение штрафа в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение должностными лицами или гражданами в срок предписаний госинспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению измерений влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Осуществление должностными лицами или гражданами деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа в размере от 30 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
В Уголовном Кодексе (УК) РФ отсутствуют специальные нормы об уголовной ответственности за нарушение метрологических правил и норм. Однако, как свидетельствует практика ГМКиН, нарушения, выявляемые госинстпекторами, зачастую характеризуются теми или иными составами преступлений, предусмотренных УК (например, обмеривание и обвешивание потребителей путем применения неверных, неисправных, непригодных средств измерений СИ).
Так, согласно ст.200 УК «Обман потребителей» виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за любой обман потребителей, в том числе за обман, наступивший в результате применения негодных СИ, в случае, если:
- обман совершен в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, либо гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в сфере услуг;
- эти деяния совершены в значительном или крупном размере.
Тема 8. Сертификация продукции
8.1. Основные понятия сертификации
В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции. Если управление качеством базируется на стандартизации, то конечная оценка качества изготовленной продукции осуществляется с помощью сертификации.
Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. certim – верно, facere – делать. Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Это одна из возможных форм оценки соответствия. Другой формой является государственный контроль (надзор). Национальные законодательные акты различных стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.
Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, определяемых техническими регламентами, не может быть осуществлена сертификация продукции.
Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на доказывание потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей. В некоторых случаях затраты даже сопоставимы с затратами на достижение самого качества. Это делается не случайно, так как сертификация является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепление на них на достаточно длительный период времени. Именно все это предопределило широкое распространение сертификации.
Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам. Примером таких законов могут стать закон об игрушках, закон об электромагнитной совместимости и так далее.
Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.
Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель, вторая – потребитель).
В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый «сертификат соответствия», подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.
Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно перемещаться внутри рынка, и при этом, к ней официально не предъявлены требования по установлению соответствия. Тем не менее, в контрактной ситуации, потребитель может потребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствия конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим требованиям, предъявленным самим потребителем (и в том числе – соответствия условиям контракта). В этом случае, сертификация третьей стороной также может выступать, как подтверждение выполнения условий, что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, установленным потребителем требованиям.
Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить сертификацию своей продукции независимой третьей стороной и по собственной инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик может запросить установление соответствия своей продукции определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного материала на изделие и т. д. Поскольку процедура сертификации весьма дорогостоящая, то она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что в свою очередь может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен отчетливо представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации, например, посредством проведения рекламной компании с привлечением заключения независимой третьей стороны.
К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр. В сертификации продукции, услуг и иных объектов (продукции) участвуют первая, вторая и третья стороны. Третья сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/МЭК 2). Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации. Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 №5151-1 «О сертификации продукции и услуг»).
Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе (Правила по проведению сертификации в РФ).
Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях. В нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти – Госстандартом России, Министерством здравоохранения РФ, Государственным комитетом РФ по связи и информации и др.
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям («Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).
Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждается постановлением Правительства РФ. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»). Вид знака соответствия приведен на Рис. 2.
Рис. 2. Знак соответствия государственным стандартам:
1–графическое изображение знака соответствия при обязательной сертификации по ГОСТ Р 50460; 2–овал; 3–центр овала
Представленный знак соответствия в системе ГОСТ Р представляют собой сочетание РСТ, означающую аббревиатуру Российский СТандарт).
8.2. Основные цели и принципы сертификации
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
• содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);
• защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
• контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);
• создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно – техническом сотрудничестве и международной торговле.
Приведем пример высокого социально – экономического эффекта сертификации: отказ в сертификации и запрет реализации на рынке 100 т бельгийской говядины спасли от острого пищевого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы 60 млн. рублей, а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах – еще 100 млн. рублей.
Принципы сертификации
При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Законодательная основа сертификации. (Деятельность по сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других нормативных актах).
2. Открытость системы сертификации. (В работах по сертификации участвуют предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, признающие и выполняющие ее правила).
3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и правилами. (Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран).
4. Открытость и закрытость информации. (При сертификации должно осуществляться информирование всех ее участников – изготовителей, потребителей, органов по сертификации, а также всех других заинтересованных сторон – общественных организаций, предприятий, отдельных лиц – о правилах и результатах сертификации. С другой стороны, при сертификации должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну).
Применение предприятиями и в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
• обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
• облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
• обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
• способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
• уменьшает импорт в страну аналогичною продукции;
• предотвращает поступление в страну импортной продукции не соответствующего уровня качества;
• стимулирует улучшение качества НТД путем установления в ней более прогрессивных требований;
• способствует повышению организационно-технического уровня производства;
• стимулирует ускорение НТП.
8.3.Обязательная и добровольная сертификация
В соответствии с законодательством сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органам соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.
Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации – «сертификация в законодательно регулируемой сфере».
Обязательная сертификация обеспечивает доказательство соответствия товара (процесс, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации является безопасность и экологичность. В зарубежных странах действуют прямые законы по безопасности изделий (например, директивы ЕС). Поэтому обязательная сертификация проводится на соответствие указанным в них требованиям (непосредственно либо в виде ссылки на стандарт).
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация». «Номенклатура…» включает объекты, подвергаемые в настоящее время обязательной сертификации.
При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сертификации товаров и услуг должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности.
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации – Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. Поэтому в России в 1999 году действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная - Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглавляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции и однородных услуг.
Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Тем не менее по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные.
В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом – добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, т.к. повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке. Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие стандартам Франции «NF». По ее результатам продукция маркируется знаком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом.
В России заинтересованы в добровольной сертификации продукции в основном лишь российские экспортеры. По мере ужесточения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации.
В отличие от обязательной сертификации, объекты которой и подтверждение их соответствия связаны с законодательством, добровольная сертификация касается видов продукции (процессов, услуг), не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях).
Одна из проблем добровольной сертификации – необходимость законодательной поддержки развития добровольной сертификации.
Участниками обязательной сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики – продавцы (первая либо вторая сторона: продавец как получатель продукции представляет вторую сторону, а при реализации товара покупателю – первую сторону), а также организации, представляющие третью сторону, - органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Основные участники – заявители, органы по сертификации (ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах этой процедуры.
Изготовители (продавцы, исполнители) при проведении сертификации обязаны:
• реализовывать продукцию, исполнять услугу только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на это органом или декларации о соответствии (принятой в установленном порядке);
• обеспечивать соответствие реализуемой продукции (услугу) требованиям НД, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия;
• указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и НД, которым она должна соответствовать, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
• обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированной продукцией (услугой);
• приостанавливать или прекращать реализацию продукции (предоставление услуг): если она не отвечает требованиям нормативных документов. После истечения срока действия сертификата; в случае приостановки его действия или отмены решением ОС; по истечении срока действия декларации о соответствии; по истечении срока годности или срока службы продукции;
• извещать ОС о тех изменениях, которые влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.
Орган по сертификации выполняет следующие функции:
• сертифицирует продукцию (услуги), выдает сертификат и лицензии на применение знака соответствия;
• осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой);
• приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
• представляет заявителю необходимую информацию.
ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.
ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром.
Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг создаются центральные органы систем сертификации (ЦОС). Например, Департамент маркетинга потребительского рынка Министерства торговли РФ выполняет функции ЦОС услуг общественного питания и услуг розничной торговли. Функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России. Функции ЦОС по добровольной сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.
В обязанности ЦОС входит организация, координация работы и установление правил процедуры в возглавляемой системе сертификации, рассмотрение аппеляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации (в России – Госстандарт) выполняет следующие функции:
• формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории России и опубликовывает официальную информацию о них;
• проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;
• опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
• готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями взаимном признании результатов сертификации;
• представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.
Главным участником работ по сертификации является эксперт – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. От него знаний, опыта, личных качеств, компетентности зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.
В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитирующего органа и т.д.
В соответствии с соглашением федеральный орган может:
1. Проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия;
2. Входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в полном соответствии с ее правилами.
Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации. Система может быть образована любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.
Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
• осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;
• приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.
8.4. Правила сертификации
1. В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по сертификации.
2. Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации.
3. Если в системе аккредитации несколько ОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.
4. Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.
5. Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в Государственном реестре. Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.
6. Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, аттестаты, сертификаты) оформляются на русском языке.
7. При возникновении спорных вопросов в деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в ОС, ЦОС, Госстандарт России, другие федеральные органы, проводящие работы по сертификации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификации и аттестатов аккредитации.
8. Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг.
Нормативная база сертификации
В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер.
1. Законодательные акты Российской Федерации. Эта группа документов представлена в Законах РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и пр. В соответствии с этими законами вводится обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определяются федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы сертификации, устанавливающие перечни объектов обязательной сертификации.
2. Подзаконные акты – постановления Правительства РФ.
Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг.
3. Основополагающие организационно – методические документы РИС11. Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:
• документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации;
• документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем.
4. Организационно – методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков.
5. Классификаторы, перечни и номенклатуры.
6. Рекомендательные документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.
7. Справочные информационные материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах).
8.5. Порядок сертификации продукции
Схемы сертификации – определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (см. таблицу).
Международной организацией стандартизации разработаны восемь схем (моделей) сертификации третьей стороной. Из Таблицы 3 видно, что в качестве способов доказательств используют: 1) испытание; 2) проверку производства; 3) инспекционный контроль; 4) рассмотрение декларации о соответствии (с прилагаемыми документами).
Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера. Перед рассмотрением схем проанализируем каждый из четырех способов доказательства.
В схемах 1-5 производится испытание типа, т.е. одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. Испытание в схеме 7 – это уже контроль качества партии путем испытания средней пробы (выборки), отбираемой от партии с использованием метода статистического контроля. В схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции. Т.о. жесткость испытаний, а значит, надежность и стоимость испытаний возрастают по направлению 1-7-8.
Второй способ доказательства – проверка производства – применяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции.
Проверка производства проходит также с различным уровнем жесткости.. при проверке в форме «анализ состояния производства» (схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а) проверяются два элемента качества, предусмотренные ГОСТ Р ИСО 9001-96. В схеме 5, предусматривающей сертификацию производства, проверяются 10 элементов качества. При сертификации системы качества (схемы 5, 6) проверяются 20 элементов, причем проверку производства имеют право проводить эксперты, аккредитованные в области проверки систем качества.
Т.о., жесткость проверки производства, а значит, надежность проверки стабильности качества будет наиболее высокой при сертификации системы качества.
Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. Его проводят после выдачи сертификата. Он может проводиться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства). В последнем случае порядок ИК регламентирован ГОСТ Р 40.005, касающимся сертифицированных систем качества (производства).
Рассмотрение заявки – декларации – это способ доказательства, который представляет первая сторона – изготовитель. Этот способ введен недавно и заимствован из практики сертификации в ЕС. Он заключается в том, что руководитель предприятия представляет в ОС заявку – декларацию, прилагая к последней протоколы испытаний, а также информацию об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ используют при сертификации продукции зарубежного изготовителя с высокой репутацией на рынке, продукции отечественных индивидуальных изготовителей (например, фермеров), продукции малых предприятий и т.д.
Схемы 1-6 и 9а-10а применяются при сертификации серийно выпускаемой продукции, схемы 7, 8, 9 – при сертификации выпущенной партии или единичного изделия. Схему 1 рекомендуется использовать при ограниченном объеме реализации и выпуска продукции. Данные рекомендации даны, исходя из такого критерия, как объем производства продукции. Другой критерий – требования к качеству. Так, схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а рекомендуется применять, если у ОС нет информации о возможности изготовителя данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями. Схема 5 является наиболее жесткой. Ее применяют в том случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции (потенциально опасные изделия техники, продукция на экспорт).
Схемы 3а, 4а, 5 используют при проведении работ по добровольной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов.
Схемы 9 –10а введены недавно. С введением подобных схем российская система сертификации еще больше приблизилась к европейской системе. Если полученные вне сертификации документы прямо или косвенно подтверждают соответствие продукции установленным требованиям, то ОС может выдать поставщику сертификат соответствия на основании этих документов и декларации о соответствии.
Схемы сертификации продукции приведены в Таблица 1.
Таблица 1
Схемы сертификации продукции
Номер схемы
Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия
Проверка производства (системы качества)
Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)
1
2
3
4
1
Испытания типа
---
---
1а
Испытания типа
Анализ состояния производства
---
2
Испытания типа
---
Испытания образцов, взятых у продавца
2а
Испытания типа
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства
3
Испытания типа
---
Испытания образцов, взятых у изготовителя
3а
Испытания типа
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у изготовителя.
Анализ состояния производства
4
Испытания типа
---
Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя
4а
Испытания типа
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства.
5
Испытания типа
Сертификация производства или сертификация системы качества
Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя.
6
Рассмотрение заявки – декларации (с прилагаемыми документами)
Сертификация системы качества
Контроль сертифицированной системы качества
7
Испытания партии
---
---
8
Испытания каждого образца
---
---
9
Рассмотрение заявки – декларации (с прилагаемыми документами)
---
---
9а
Рассмотрение заявки – декларации (с прилагаемыми документами)
Анализ состояния производства
---
10
Рассмотрение заявки – декларации (с прилагаемыми документами)
---
Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца
10а
Рассмотрение заявки – декларации (с прилагаемыми документами)
Анализ состояния производства
Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца. Анализ состояния производства
Сертификация – важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.
Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам:
• подача заявки на сертификацию;
• рассмотрение и принятие решения по заявке;
• отбор, идентификация образцов и их испытания;
• проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);
• анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата;
• выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;
• инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.
При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.
Рассмотрим содержание каждого этапа.
1. Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий орган сертификации. При наличии нескольких ОС по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них. Заявителем может быть любое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), представившее продукцию на сертификацию, признающее правила системы сертификации и обязывающееся оплатить расходы на ее проведение. При обязательной сертификации по схемам с использованием декларации о соответствии заявитель подает в ОС вместе с заявкой и декларацию о соответствии.
2. Орган сертификации рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. В решении содержатся все основные условия сертификации, в частности: схема сертификации; перечень необходимых документов, перечень аккредитованных ИЛ; перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной ИЛ, ОС для сертификации системы качества (производства) осуществляет заявитель. В соответствии с «Положением о системе сертификации ГОСТ Р» к сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению, имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ.
3. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с НД или организационно – методическими документами по сертификации. Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке. Испытания проводятся в ИЛ, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в НД, используемых при сертификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и ОС. Копии протоколов испытаний и испытанные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата.
4. В зависимости от схемы сертификации могут производиться анализ состояния производства (схемы 2а, 4а, 9а, 10а), сертификация производства и системы качества (схемы 5 и 6).
5. ОС после анализа протоколов испытаний, проверки производства осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. В случае положительных результатов ОС оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции. Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности. При отрицательных результатах обязательной сертификации выпускаемой продукции ОС должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя (продавца, исполнителя работ или услуг) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции или выполнения работ (указания услуг). Срок действия сертификата устанавливает ОС, но не более чем на три года. В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (руководство по эксплуатации, паспорт, этикетка и т.д.), а также в товарно – сопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).
6. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец). Изготовителю (продавцу) право маркирования знаком соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой органом сертификации. В лицензии устанавливается обязательство изготовителя (продавца) обеспечить соответствие всей продукции, маркированной знаком соответствия, стандартам и испытанному образцу. Знак соответствия ставится на изделие, тару, сопроводительную техническую документацию. С 1 июля 1999г. реализация на территории РФ ряда товаров (аудио – и видеотовары, компьютерная техника) без наличия защищенных знаков соответствия запрещена.
7. Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата и лицензии не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного контроля – подтверждение соответствия реализуемой продукции установленным требованиям. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также надзорных органов.
Результаты инспекционного контроля оформляют актом. По результатам контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов.
8.6. Ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при производстве продукции и правил сертификации
При соблюдении госнадзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами территориальных органов Госстандарта на основании актов проверки предприятий принимают меры, направленные на пресечение, устранение и предотвращение нарушений и причин, их вызвавших. В этих целях они выдают нарушителям предписания и предъявляют штрафные санкции за нарушение обязательных требований стандартов, правил сертификации и неисполнение предписаний.
В Законе РФ от 10.06.93 №5151-1 «О сертификации продукции и услуг» указано, что юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении обязательной сертификации, в соответствии с действующим законодательством несут уголовную, административную либо гражданско – правовую ответственность.
В Законе РФ от 10.0693 №5154-1 «О стандартизации» также предусматривается уголовная, административная и гражданско – правовая ответственность за нарушение положений закона, в частности за несоблюдение обязательных требований государственных стандартов.
В соответствии со ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях на должностные лица или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации налагают штраф в размере от 5 до 100 МРОТ. При этом в качестве нарушений правил обязательной сертификации квалифицируются такие действия, как:
• реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям НД, на соответствие которым она сертифицирована;
• реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации;
• предоставление недостоверных результатов испытаний продукции или необоснованная выдача сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
В соответствии со ст.238 действующего Уголовного кодекса РФ предусматривается ответственность за выпуск или продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, а также за неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие требованиям безопасности. Мера наказания дифференцируется в зависимости от тяжести преступления, числа и возраста пострадавших людей. Так, в соответствии с УК РФ, указанные деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ либо ограничением или лишением свободы на срок до 2 лет.
8.7. Состояние и перспективы развития сертификации
В России сертификация введена в 1992 году, когда был принят Закон РФ «О защите прав потребителей». Именно в этот период российский рынок стали заполнять в огромном количестве импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну. Эффект сертификации, который, к сожалению, трудно подсчитать, определяется предотвращением затрат общества на лечение, реабилитацию пострадавших и восстановление объектов.
Вместе с тем за прошедшее время существования системы сертификации выявился целый ряд недостатков и проблем. Особенно много проблем возникает в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему, в частности с подготовкой к вступлению в ВТО.
Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночных отношений дает следующие преимущества:
• обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству продукции;
• облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
• обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве продукции;
• способствует более длительному успеху и защите в конкуренции с изготовителями несертифицированной продукции;
• уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;
• предотвращает поступление в страну импортной продукции несоответствующего уровня качества;
• стимулирует улучшение качества нормативно-технической документации путем установления в ней более прогрессивных требований;
• способствует повышению организационно-технического уровня производства;
• стимулирует ускорение научно-технического прогресса.
Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами и руководящими положениями.
В ближайшей перспективе сертификация будет развиваться по следующим направлениям:
1. Гармонизация отечественных правил с международными и региональными правилами. Необходимость гармонизации правил вызвана широким развитием торгового сотрудничества, планами вступления в ВТО, введением в ЕС обязательного подтверждения соответствия продукции как необходимого условия для допуска товаров на европейский рынок. В работе по гармонизации необходимо иметь ввиду совершенствование законодательного и нормативно – методического обеспечения.
2. Совершенствование методов сертификации, в частности совершенствование схем сертификации. Будет продолжено сближение схем российской сертификации с европейской. Уже сделан первый шаг – введены (дополнительно к классическим схемам ИСО) схемы, предусматривающие применение декларации о соответствии, которая как способ доказательства «пронизывает» европейскую систему.
3. Обеспечение обратной связи в деятельности по сертификации. До сих пор не налажена система отбора информации об эффективности сертификации. Такая информация должна обеспечивать получение сведений о потенциально опасной продукции со статистическими данными о несчастных случаях, связанных с ее применением.
4. Совершенствование инфраструктуры сертификации. Указанное совершенствование будет осуществляться за счет более равномерного распределения ОС и ИЛ по территории России (сейчас они сконцентрированы больше в европейской части страны), расширения сети аккредитованных ИЛ.
5. Приближение сертификации импортируемой продукции к местонахождению изготовителей и поставщиков. Это позволит разгрузить таможенные органы по организации сертификации и снизить число нарушений правил сертификации, возникающих при большом скоплении импортируемой продукции на таможне.
6. Расширение участия России в международных системах сертификации и международная аккредитация отечественных ИЛ и сертификационных центров. Это будет способствовать признанию отечественных сертификатов за рубежом и расширит международную торговлю.
Важно отметить, что сертификация производства и продукции должна обеспечить достижение установленного международными стандартами в области охраны окружающей среды уровня антропогенного воздействия на среду как самой продукции, так и технологической цепочки ее производства (жизненного цикла продукции).
Сегодня в мире создаются такие условия, при которых получение сертификата качества не гарантирует сбыта продукции, если ее производство не сертифицировано по экологическим стандартам. Следовательно, проблема сертификации носит комплексный характер, и механизм ее внедрения во многом зависит от экономического, технического и экологического состояния как самого предприятия, так и страны в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Ершов, А.К. Управление качеством [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.К. Ершов. – Электрон. текстовые данные. – М. : Логос, 2016. – 284 c. – 978-5-98699-161-0. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66418.html
2. Тебекин, А. В. Управление качеством : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 410 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-03736-4. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/2D9ADC68-CDDC-4F29-8AA4-6B6AE97A6BF2.
Дополнительная литература:
1. Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 404 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-3739-8. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/EBA4B09E-ECD7-4F2A-A6DD-AB1CA361B51B.
2. Горбашко, Е. А. Управление качеством : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Горбашко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 352 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-9133-8. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/9C8542B4-A144-42CB-889C-175466D2C541.
3. Зекунов, А. Г. Управление качеством : учебник для бакалавров / А. Г. Зекунов. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 475 с. – (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). – ISBN 978-5-9916-2281-3. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/359EC155-786D-48D5-BF90-0FE6EDC39611.
4. Сатаева, Д.М. Стандарты организации в системе управления качеством [Электронный ресурс] : учебное пособие / Д.М. Сатаева, О.В. Крайнова. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – 49 c. – 978-5-4486-0036-4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71590.html
5. Управление качеством. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Горбашко [и др.] ; под ред. Е. А. Горбашко. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 323 с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-00907-1. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/D530DC90-B066-4FDE-8759-EB1C61C5569F.
6. Шпаргалка по управлению качеством [Электронный ресурс] / . – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, Норматика, 2016. – 186 c. – 978-5-4374-0025-8. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65251.html