Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Риторика как наука

  • 👀 2004 просмотра
  • 📌 1957 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Риторика как наука» pdf
Лекция 1. Риторика как наука Термин «риторика» традиционно понимается двояко: как искусство красноречия и как наука о нем. Красноречие издавна и по праву считается искусством. Еще в Античности сложился список дисциплин, достойных свободного человека, так называемые семь свободных искусств, первым из которых была именно риторика. И.С. Тургенев, например, считал ораторское искусство уникальным даром. Наука о красноречии – одна из самых древних и вместе с тем современных гуманитарных дисциплин, в содержание которой входят философские, психологические, филологические, логические, эстетические знания. Еще в 18 веке именно риторику, а не математику, считали «царицей наук». Несмотря на то, что риторика имеет длительную историю, к настоящему времени появились различные определения данного понятия. Первое научное определение риторики дал великий русский ученый-филолог М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» 1747 года. Примечательно, что неопубликованный вариант учебника 1744 года был назван «Краткое руководство к риторике». Ученый разделяет понятия «риторика» и «красноречие». «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать». «Красноречие есть искусство о всякой материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению». Таким образом, риторика – это наука, учение, правила, а красноречие – это искусство, способность, умение говорить и писать. М.В. Ломоносов под красноречием также понимает совокупность текстов или словесных произведений. Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета (Аристотель, греч. философ 4 в до н.э.). Филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову (Ю.В. Рождественский). Наука о законах управления мыслеречевой деятельностью (Е.А. Юнина). Наука о публичном речевом воздействии (И.А. Стернин). Наука убеждать (А.П. Чудинов). В России в первой половине 19 века риторику определяли как науку, развивающую разум, занимающую воображение, трогающую сердце и действующую на волю. В каждом из представленных определений присутствуют разные аспекты трактовки риторики: филологический (Рождественский), психологопедагогический (Юнина), прагматический (Стернин, Чудинов). В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи коррелирует с грамматикой (учение о правильности речи), логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний), поэтикой (учением о художественной речи и «вымыслах»). В середине 19 века из риторики начинает выделяться стилистика как учение о средствах речевого воздействия, а наукой, объединяющей филологический дисциплины становится словесность как учение о развитии дара слова и всей совокупности словесных произведений речевой культуры. В 20 веке на месте классической риторики и словесности был создан новый предмет культура речи – учение о нормах литературного языка, а в школе – разработан аспект развитие речи. Кроме того, в 20 веке вследствие развития речевых технологий появились новые теории, исторически восходящие к риторике, затрагивающие аналогичные проблемы и использующие терминологию риторики. Среди таких теорий следует назвать теорию коммуникации, связи с общественностью, менеджмент, администрирование. Риторика имеет тесные связи и с неречевыми науками: философия, этика, психология. При этом на современном этапе развития риторики психология становится все более значимой основой. Ключевое понятие позитивной риторики – убеждение, т.е. способ речевого воздействия, предполагающий применение как рациональных, так и эмоциональных риторических приемов и средств. Убеждение следует отличать от внушения. Убеждение содержит систему аргументов, примеры, факты и выводы, принуждение же связано с применением силы или открытой угрозой. В убеждении процесс аргументации строится на апелляции к собеседнику (к его сознанию, воле, эмоциям, интересам и т.п.) и отбор собственных аргументов учитывает позицию, которую предстоит опровергнуть. Во внушении реализуется эмоциональное или физическое давление на психическую сферу другого лица. Убеждение направлено на осознанное принятие оппонентом точки зрения говорящего как результат приведенных им аргументов и доводов, однако слушающий самостоятельно проделывает путь понимания, так как решение не предлагается ему в готовом виде. Внушение имеет целью обеспечить некритичность усвоения адресатом информации, в результате чего могут возникнуть представления, не соответствующие действительности, а также стремление действовать и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Итак, современная риторика – это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Различают общую риторику и частную риторику. Общая риторика имеет 5 разделов, каждый из которых показывает отдельные части в подготовке и реализации речи (по Цицерону и Квинтилиану): 1) Изобретение (что сказать); 2) Расположение (где сказать); 3) Выражение (как сказать); 4) Память; 5) Произношение и телодвижение. 1. Изобретение – рождение замысла, создание идей, содержания речи. Риторика предлагает ритору определенную технику в создании идей. Эта отражено в учении об общих местах (топике) – способах построения доказательств или развертывания речи: с помощью определения того, о чем мы будем говорить; соотнесения с целым или частью, родом или видом; говоря о причине, условии, месте, времени; сравнении, подобии, противоположном и т.д.). Содержание речи может быть развернуто и с помощью разного рода примеров. Содержание речи требует от говорящего новизны, оригинальности, индивидуальности, творческих усилий, эмоциональных усилий. 2. Расположение – раздел о правилах композиционного построения речи. Классические риторики предлагали от 4 до 8 частей композиции речи, выделяя главные (вступление, доказательство, опровержение, заключение) и опуская второстепенные. Вот их полный перечень: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. 3. Выражение – раздел о словесном оформлении речи. Риторическое украшение речи состоит именно в исполнении нужных слов. Н.Ф. Кошанский называл следующие задачи выражения (1829 г.): рассмотрение слога и его достоинства; рассмотрение «всех видов украшения». Данный этап является одним из самых сложных моментов работы создателя речи. Как сказать? – это вопрос прежде всего стиля речи. В этой части говорится о выборе слов. При этом следует пользоваться не нейтральными словами, а максимально разнообразить и обогащать слововыражение, обращаясь в пределах уместности и к возвышенному стилю, и к простым словам. 4. Память. Перед тем, как произнести отобранный и записанный материал речи, его необходимо запомнить. Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приемов существуют универсальные приемы подготовки к произнесению будущей речи: 1) заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста (осмысленное и вдумчивое проговаривание текста, а не механическое запоминание); 2) неоднократное прописывание, редактирование текста; 3) прочитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания; 4) произнесение речи без письменного текста – самостоятельно или перед кем-то; 5) прочитывание или проговаривание текста с записью и последующим анализом собственной речи. Запоминание текста происходит тогда, когда для оратора в его внутренней подготовке выстраивается композиция речи в ясной последовательности ее частей. 5. Произношение и телодвижение – оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. «Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны» (посл.). В произношении необходимо обращать внимание на следующее: постановка дыхания, артикуляция, ритм, интонация. Данный раздел общей риторики также включает требования к телодвижению, пластике тела, мимике, жестикуляции. Восприятие ритора начинается с постановки тела, а восприятие речи оратора – с оценки его внешнего вида (облика, костюма, манеры держаться, походки, мимики, жестов). Предметом частной риторики является рассмотрение правил и рекомендаций к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. «Словесность – совокупность произведений человеческой мысли, получающих свое окончательное выражение в слове» (Энц. словарь). В современном обществе выделяют четыре основных фактуры речи: устная речь, письменная речь, печатная речь, речь средств массовой коммуникации. Традиционная риторика занималась преимущественно монологической речью. Первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: политическая речь, эпидейктическая речь (поздравительная, цель – похвала или хула, а содержание «прекрасное»), судебная речь (цель – установление истины). Постепенно объем видов словесности, подвергавшихся описанию, увеличивался. Современная риторика в сферу своего изучения включает максимальный состав форм и видов словесности. Ю.В. Рождественский (1996): 1. Устная словесность: а) дописьменная (разговорно-бытовая речь, молва, фольклор); б) литературная речь, т.е. устная речь, могущая иметь письменный прототип и подразделяемая на ораторику (судебная, совещательная, показательная речь), гомилетику (учебная, пропагандистская, проповедническая речь) и сценическая речь. 2. Письменная словесность – сфрагистика, эпиграфика, нумизматика, палеография (письма, документы, сочинения). 3. Печатная словесность, литература: художественная, научная, журнальная. 4. Массовая коммуникация – массовая информация (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатика.
«Риторика как наука» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot