Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Рекомендации по созданию и организации современного кабинета ПДД

  • 👀 318 просмотров
  • 📌 257 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Рекомендации по созданию и организации современного кабинета ПДД
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Рекомендации по созданию и организации современного кабинета ПДД» docx
Тема 1.3. Методологические подходы воспитания навыков безопасного поведения у детей на дорогах Лекция 2. Методические рекомендации по созданию и организации современного кабинета ПДД. Введение Создание учебного кабинета ПДД, оснащённого в полном соответствии с учебно-методическими требованиями, дело трудоёмкое и дорогостоящее. Поэтому будет рационально эту работу осуществлять поэтапно по мере возможностей. Значительную часть пособий и оборудования можно изготовить и осуществить оснащение ими кабинета силами учащихся, используя уроки рисования, черчения, труда, кружковые занятия, а также помощь родителей, сотрудников ГИБДД. Практическая необходимость и жизненная значимость преподавания правил безопасного поведения на дороге состоит в том, что это предмет прямого действия, и от того, как он преподается, реально зависит безопасность и здоровье каждого школьника. Методы обучения, как и их содержание, определяются общей целью, достигнуть которую можно только путем демократизации и использования пособий и средств наглядности, для чего необходимо иметь кабинет по Правилам дорожного движения. Он должен быть оснащен учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Все занятия должны проводиться с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движения (знаки, разметку, сигналы регулировщика и светофора и т.д.) и правила их применения; иллюстрируют действия, предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования; раскрывают особенности регламентации движения в различных условиях (действия пешеходов, скорость и расположение транспортных средств на проезжей части и т.д.); наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам. Систематическое использование на занятиях наглядных пособий позволяет сформировать чрезвычайно важные для учащихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений ПДД, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями правил и требованиями обеспечения личной безопасности и безопасности других участников движения. Можно выделить следующие основные формы работы с учащимися по изучению ПДД: • обсуждение и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем; • анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса при проверке знаний; • выполнение на магнитных досках или на печатных схемах тренировочных упражнений по сигналам регулирования, правилам движения на перекрёстках и другим темам; • выполнение заданий с выборочными ответами по каждой теме, в том числе с использованием видеофильмов и компьютерных программ. Результаты занятий — это усвоение знаний и умений, которые обеспечивают безопасность учащихся на дороге. Наглядные пособия, оборудование и инвентарь в ДОУ и в группах. Транспортная площадка: - разметка: две полосы движения, пешеходные переходы – «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток, -действующий светофор, -знаки дорожного движения для улицы, -детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски, -наглядная информация: плакаты, баннеры. Наглядные пособия: -наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах, -макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек, -переносной механический действующий светофор, -знаки дорожного движения, -фланелеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов, -плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации, -светофоры, игрушки транспортные, -конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы, -раздаточный материал по теме, -детская художественная литература, -словесные, дидактические игры, -настольно-печатные игры, -подвижные игры и атрибуты к ним, -игровые поля для проектов: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов: -жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники, -игрушки транспортные, -флажки для перехода улицы, -планшеты с перекрёстком, -нагрудные изображения с различным видом транспорта. Дорожные знаки нагрудные и переносные: - «Пешеходный переход» - «Телефон» - «Движение пешехода запрещено» - «Пункт медицинской помощи» - «Круговое движение» - «Пункт питания» - «Остановка автобуса» - «Движение направо (налево)» - «Осторожно - дети!» - «Движение на велосипеде» - «Осторожно, трамвай» (разрешено, запрещено) - «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (без шлагбаума) - «Движение пешехода разрешено» - «Прочие опасности» - «Движение прямо» - «Движение направо (налево)» - «Дикие животные». Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения в дошкольном учреждении может быть создана комната «Вежливого пешехода», где проводятся игровые занятия. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей. Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть набор транспортных средств:  иллюстрации с изображением транспортных средств;  кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора;  атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.);  дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор». Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:  картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку»;  простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть;  макет транспортного светофора (плоскостной). Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4- 5 лет должны чётко представлять, что, когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:  макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки;  дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;  макет улицы с пешеходным переходом (обязательно). В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:  макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;  набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь  мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр;  дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»;  схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:  картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер);  организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по правилам дорожного движения. ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Примерный перечень оборудования и учебных пособий кабинета по изучению Правил дорожного движения. Изучение правил дорожного движения (ПДД) – часть обязательной школьной программы, и согласно современным требованиям, в российских школах должны быть оборудованы специализированные классы. Это поможет добиться большего интереса у учеников к предмету, грамотного поведения детей на дороге. При оснащении классов нужно уделять внимание наглядности и привлекательности демонстрационных материалов в глазах детей. Вместе с классическими учебными пособиями необходимо использовать оснащение, способствующее выработке у учеников практических навыков правильного поведения на дороге, чтобы гарантировать их безопасность как участников дорожного движения. Эти требования к учебным материалам, техническому оснащению и мебели прописаны в СанПиН 2.4.2.2821-10 («Требования к условиям организации обучения») и Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 1. Классная доска 2. Стол-макет (или доска макет) «Перекрёстки дороги» (на стальном листе) с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков (на магнитных держателях) 3. Схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными для них местами. 4. Стенд «Дорожные знаки» с подсветкой. 5. Стенд «Дорога и её составные части». 6. Стенд «Дорожная разметка» с подсветкой 7. Набор дорожных знаков (на картоне) по 2-3 штуки из каждой группы. 8. Плакаты «Правила для пешеходов». 9. Плакаты «Правила для велосипедистов». 10. Плакаты «Виды ДТП». 11. Плакаты «Причины ДТП» («Ловушки»). 12. Схемы, таблицы, диаграммы «Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма»: - виды ДТП (в % %); - распределение ДТП по времени суток, дням недели, месяцам, по возрастным категориям 13. Макеты средств регулирования дорожного движения (светофоров): транспортные, пешеходные, для велосипедистов (желательно электрофицированные) 14. Плакаты «Сигналы светофоров и регулировщиков» 15. Плакаты «Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП» 16. Плакаты «Дорога глазами водителя» - (остановочные и тормозные пути, признаки движения автомобиля и т.д.) 17. Жезлы, головные уборы. 18. Компьютеры. 19. DVD-проигрыватель. 20. Мультимедиапроектор. 21. Учебные программы для компьютера, видеофильмы. 22. Учебная литература по правилам безопасного поведения на дороге (комплекты для учащихся). 23. Методическая литература по правилам безопасного поведения на дороге (для учителя). 24. Настольные игры по ПДД. 25. Сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД . Варианты размещения учебных пособий Рис.1 1 и 3 - стенды: дорожные знаки и разметка 2 - классная доска 4 и 5 - стул и стол учителя 6 - стол-макет «Перекрестки и дороги» 7 - компьютер 8 - парты 9 - стулья 10 - желоба для плакатов и таблиц Рис.2 1 и 3 - стенды: дорожные знаки и разметка 2 - классная доска 4 и 5 - стол и стул учителя 6 - стол-макет «Перекрестки и дороги» 7 - компьютер 8 - парты 9 - стулья 10- макет светофора 11 - желоба для плакатов и таблиц 12- подставка с диапроектором 13 - книжные стеллажи, шкафы, плакатницы Рекомендации по размещению оборудования и учебных пособий Для оборудования кабинета по Правилам дорожного движения требуется обычная классная комната. В кабинете устанавливаются столы и стулья из расчета одновременной посадки 35 учащихся. На лицевой стороне класса устанавливаются классная доска и экран для демонстрации диафильмов и кинофильмов. На доске укрепляются указка и коробка для мела, в которой кроме обычного мела обязательно должны быть цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения. Если в кабинете будут использоваться кино- и диафильмы, то для их демонстрации необходим экран. Для его крепления над классной доской необходимо предусмотреть специальные крепления. При наличии DVD-проигрывателя и компьютера надо предусмотреть удобное их размещение, обеспечивающее хороший обзор экрана. Выше классной доски в несколько рядов устанавливаются электрифицированные дорожные знаки, закрытые матовым стеклом. Включение знаков осуществляется со стола учителя, для чего на нем устанавливается пульт управления подсветкой дорожных знаков. Для показа различных наглядно-учебных пособий на столе учителя устанавливается демонстрационное устройство. По обе стороны классной доски укреплены вешалки с зажимами для плакатов. Макет-доска с металлическим основанием может быть размещена на стене рядом с классной доской, а если место не позволяет, то доска с металлическим основанием может подвешиваться непосредственно на доску (как подвешивается экран). Она может быть установлена также и на специальном столе, на котором следует предусмотреть возможность наклона доски для удобства обзора её учащимися. Комплект макет-доски включает: 1. Планшет из листовой стали толщиной 0,8 мм (на фанерном или рамном основании). На планшете должно быть изображение основных типов перекрестков и дорог. В зависимости от размеров планшета это может быть одна общая схема с несколькими перекрестками или несколько сменных планшетов с изображением отдельных перекрестков. 2. Макеты (на магнитах) транспортных средств: автомобили разных типов и назначений, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды, пешеходы. 3. Макеты (на магнитах) светофоров и регулировщиков. 4. Дорожные знаки (желательно на магнитах), плакаты и схемы для постоянного их хранения следует размещать в специальных шкафах или ящиках (плакатницах), обеспечивающих удобство пользования ими и расположенными ниже классной доски. Вывешивать плакаты и схемы (на приспособленных для этого местах - на стойках или классной доске) следует только непосредственно в тот момент занятий, когда это требуется по теме. Развешивать их заблаговременно не надо, как и другое оформление кабинета, они не должны отвлекать внимание учащихся и поэтому не должны находиться в поле их зрения. Неплохо у классной доски установить стол-макет с поднимающейся в сторону класса крышкой. Макет, помещенный на столе, представляет собой миниатюрные улицы, дороги, перекрестки, площади и т.п. Особое внимание на этом макете должно быть уделено микрорайону школы (на занятиях с младшими школьниками по правилам дорожного движения можно наглядно знакомить учащихся с подходами к школе, показав наиболее безопасный и удобный путь в школу и обратно). В одном из ящиков стола располагаются макеты автомобилей и другого транспорта, средств регулирования, фигурки регулировщика, пешеходов (макеты могут быть намагничены). В нерабочем состоянии крышка стола-макета находится в горизонтальном положении. Стол-макет изготавливается в школьных мастерских на уроках труда. Справа от стола-макета устанавливается стол учителя с демонстрационным устройством. На задней стене класса устанавливается витрина для литературы по безопасности движения. В специальные желоба, параллельно укрепленные на правой стороне, устанавливаются таблицы: «Российские автомобили», «Мотоциклы», «Городской пассажирский транспорт», «Сельскохозяйственные машины», «Велосипеды и мопеды» и пр. Размещение оборудования и внешний вид кабинета должны отвечать всем требованиям технической эстетики и создавать максимальные удобства для проведения занятий и внеклассной работы по безопасности дорожного движения. Очень большое значение имеет оформление и размер учебного пособия. Размеры наглядных пособий выбирают в зависимости от особенностей и площади стен помещения. Наряду с настенными пособиями можно изготовить альбомы в соответствующем художественном оформлении. При отсутствии в школе возможности иметь отдельный кабинет ПДД, следует организовать в кабинете ОБЖ или в других классных помещениях уголок ПДД. Кстати, таких уголков ПДД лучше иметь несколько, лучше - если каждый учебный класс в начальной школе будет иметь в своем помещении свой уголок ПДД. Что касается оснащения уголка оборудованием, учебными и методическими пособиями, то это должно быть оборудование и пособия из перечня, необходимого для кабинета. Их состав определяется возможностями школы, но должен обеспечивать для занятий необходимый минимум. Поскольку школ, располагающих кабинетами ПДД, в районах нет, то следует организовать посещение имеющихся кабинетов учащимися других школ. ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ В КАБИНЕТЕ ПДД КАБИНЕТ ПДД Прежде всего в кабинете ПДД должны присутствовать предметы мебели, свойственные обычным учебным классам. Для учителя – отдельный стол и стул. Для учеников устанавливают парты и стулья из расчета на 35 человек. Обязательно наличие учебной доски, шкафов и тумб для хранения учебно-методической и справочной литературы. При оформлении класса необходимо оставить пространство для экспозиций, посвященных правилам дорожного движения. Если место позволяет, то организовывают отдельную зону для проведения интерактивного обучения, наглядной демонстрации дорожных ситуаций. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ ДЛЯ КЛАССА ПДД В последние годы в образовании набирает популярность интерактивный подход к обучению. Поэтому рекомендуется оснащать классы ПДД: • интерактивной доской; • проектором; • компьютером/ноутбуком; • телевизором. КАБИНЕТ ПДД С ПРОЕКТОРОМ Наличие специальной техники позволяет демонстрировать презентации, обучающие фильмы и мультфильмы, проводить специальные игры по ПДД. Также это дает возможность быстрее обновлять учебные пособия, уменьшить физический объем справочников, плакатов и методичек в классе. Последние исследования показывают, что показ фильмов и организация интерактивных игр вызывают повышенный интерес к предмету у школьников. Они охотнее участвуют в уроках, лучше запоминают информацию и успешнее применяют ее на практике. УЧЕБНЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ, ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КЛАССА ПДД Современные учебные материалы по ПДД далеко шагнули за рамки демонстрационных плакатов и справочных пособий в привычном для нас понимании. Условно обучающие пособия можно разделить на несколько больших групп: • Печатные пособия – плакаты, таблицы, азбуки пешеходов, справочники, методички, посвященные различных аспектам ПДД. • Развивающие игры – настольные и интерактивные разновидности, упрощающие запоминание дорожных знаков и правил движения. С их помощью можно моделировать различные ситуации, учиться по ним правильно вести себя на дороге. • Учебные стенды и тематические магниты – мультимедийные и бумажные комплекты, электрифицированные стенды, доски с подсветкой, панорамы для наглядной демонстрации и моделирования. • Сюжетно-ролевая атрибутика – дорожная разметка для создания учебной дороги в классе, модели дорожных знаков, жилеты с дорожными знаками. • Демонстрационное оборудование –учебные светофоры, дорожные конусы, форма и оснащение регулировщика. • Оборудование по картингу. МАКЕТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПДД Именно наличие описанных учебных материалов позволяет оформить класс ПДД для комфортного обучения ребят: выделить в нем зоны, посвященные правилам, знакам, аварийным ситуациям, моделированию и так далее. Так, на каждом уроке для закрепления материала можно организовывать игру с моделями машин и домов, используя знаки и форму. Подобный подход легко вовлекает детей в обучение и гарантирует стабильно высокий интерес к предмету. ИНФОРМАЦИОННЫЙ УГОЛОК ДЛЯ ШКОЛЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех школах. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле школы. Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах 1. Выписка из приказа директора школы о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, имени, отчества, фамилии). 2. Информация о ДТП, произошедших с учащимися школы, и краткий разбор причин случившегося (можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение которых привело к происшествию). Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и родителями в связи с ДТП. 3. Информация о школьных мероприятиях, связанных с изучением ПДД: проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним. 4. Информация ГИБДД о состоянии ДДТТ в районе (ежемесячные данные). В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы по правилам безопасного поведения на дороге. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге» («Ловушки»), «Как избежать опасности на дороге» и т.п. 5. Информация для родителей. Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть ознакомлены с поурочным содержанием проводимых занятий по ПДД. Это необходимо, чтобы избежать противоречий в обучении ребенка в школе и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях. 6. Схема безопасного движения учащихся по территории микрорайона школы. Эта схема несет весьма ответственную информационную нагрузку. Как правило, таких схем в школах нет. Весьма полезно помимо схемы, вывешиваемой в вестибюле школы, иметь второй её экземпляр в кабинете ПДД, где она может служить хорошим учебным пособием. Любые информационные и пропагандистские материалы, вывешиваемые на стендах и щитах, должны нести свою, вполне определённую нагрузку, должны работать на выполнение конкретной задачи. КАБИНЕТ ПДД ШКОЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛОЩАДКА Ребята начальных классов на школьной транспортной площадке закрепляют знания Правил дорожного движения. Рекомендации к оформлению и эксплуатации школьной транспортной площадки Размер площадки: длина - 30-100 м; ширина - 10-25 м. При оформлении площадки необходимо иметь следующие дорожные знаки и элементы дорожной разметки: 1. Тротуар; 2. Линия, указывающая разрешенные направления движения; 3. Пешеходный переход; 4. Линия разметки, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях; 5. Перекресток; 6. Линия, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в одном направлении; 7. Стоп-линия; 8. Знак «Пешеходный переход»; 9. Знак «Главная дорога»; 10. Велосипедная дорожка; 11. Газон, городская застройка; 12. Знак «Уступите дорогу»; 13. знак «Круговое движение»; 14. Светофор; 15. Знак «Движение прямо и направо»; 16. Знак «Велосипедная дорожка»; Если позволяют возможности школы, желательно иметь на школьной транспортной площадке электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров. Занятия могут проводиться учителями и (или) сотрудниками Госавтоинспекции.
«Рекомендации по созданию и организации современного кабинета ПДД» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot