Речевой этикет в обучении РКИ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Речевой этикет в обучении РКИ
Н.О. Ефремова
10 уроков русского этикета. А.Л. Максимова (скачать)
Русский речевой этикет. И.А. Стернин (скачать)
За многовековую историю общество выработало характерные для различных ситуаций нормы социального поведения. Заданный набор типичных ситуаций привел к появлению речевых клише. В РКИ эти шаблонные ситуации выделяются на практическом уровне. Это традиционные «обиходные» темы: «В магазине», «В поликлинике», «На почте» и т.д. Н.И. Формановская пишет: «Под речевым этикетом понимается микросистема национально специфических устойчивых формул общения, предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности» («Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты», М., 1982, с.8).
В основе речевого этикета лежит коммуникативная функция. Использование этикетных формул помогает устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, создает благоприятную атмосферу для вежливого общения. Помимо этого, регулируется выбор речевого поведения, наиболее уместного для конкретного адресата, в конкретном случае, в конкретной ситуации и обстановке общения. Этикетные формулы могут использоваться для привлечения внимания собеседника, для воздействия на него с целью получить от него необходимую реакцию. И, наконец, они окрашивают выражение намерений в эмоционально-экспрессивные тона.
Этикетные формулы вводятся уже на первых уроках. Типы речевых ситуаций на уроке – приветствие, прощание, знакомство, просьба, извинение и др. Каждый урок – это хорошая возможность отработать клише в ситуации реального общения: Здравствуйте! Как у вас дела? - Хорошо. А у вас?; Извините за опоздание; Можно выйти?; Дайте, пожалуйста, мою тетрадь» и т.д. На начальном этапе стоит уделять особое внимание формированию у студентов умений выражать свое коммуникативное намерение. Приведем пример с просьбой. У студента падает ручка, преподаватель (или другой студент) поднимает ее. Конечно, уронивший ручку студент ожидает, что преподаватель сразу вернет ему ручку. Однако преподаватель ждет, пока студент попросит его об этом. (- Дайте, пожалуйста, мою ручку. - Вот, пожалуйста. - Спасибо. - Не за что.) Так, на самом начальном этапе у студентов постепенно вырабатывается умение обратиться с просьбой. Участвуя в таком мини-диалоге, студент также должен правильно выбрать форму глагола (дай или дайте), подумать о форме существительного, которую требует глагол, выражающий просьбу, и, наконец, не забыть поблагодарить за оказанную услугу. Конечно, на продвинутом этапе наполнение диалогов должно быть адекватным уровню владения языком.
Таким образом, на каждом уроке так или иначе мы оказываемся в ситуациях общения, требующих определенных речевых стереотипов, поэтому не стоит упускать любую возможность использовать соответствующее этикетное клише (и давать понять студенту, что от него ожидается адекватная реакция на реплику). Также студент должен уметь не только адекватно отреагировать на реплику, но и первым выразить свое коммуникативное намерение, используя нормы русского речевого этикета.
На элементарном уровне презентация речевых формул осуществляется посредством чтения диалогов. Преподаватель озвучивает диалог, учащиеся сначала слушают, потом прочитывают его самостоятельно, после чего пытаются воспроизвести его без опоры на текст.
Следующим этапом становится составление собственных диалогов по заданным моделям. Преподаватель может распределить между учащимися различные социальные роли: профессор – студент, продавец магазина – покупатель, милиционер – турист, – и предложить разыграть ситуацию и достичь определенной цели, используя изученные клише: узнать, где находится нужный объект, познакомиться и т.д. Подобные задания учат различать стилистические ярусы, подбирать клише, соответствующие конкретной ситуации.
На продвинутом этапе презентация речевых клише может осуществляться посредством аудирования: прослушивания диалогов уже без опоры на текст. Кроме того, в качестве вспомогательных средств возможно использование учебных видеофильмов и аудиозаписей, и тогда последующая работа строится по аналогичной схеме: просмотр (прослушивание) – повтор – упражнения на развитие речи. На продвинутом этапе возможен просмотр фрагментов неадаптированных фильмов и мультфильмов.
Нередко знакомство с этикетными клише происходит при изучении определенного грамматического материала. Например, введение творительного падежа инициирует появление речевой ситуации «Поздравление» (глагол поздравлять требует Т.п. имени существительного) и разбора необходимых речевых формул и образцов. Таким образом, определенный грамматический материал помогает отработке определенных этикетных клише. И наоборот; этикетные клише помогают пониманию и закреплению пройденного грамматического материала. Например, изучая со студентами обиходно-бытовую ситуацию «В магазине», преподаватель знакомит их с различными способами выражения просьбы (Дайте, пожалуйста,…; Мне, пожалуйста,…; Будьте добры, покажите…) и одновременно обращает внимание студентов на то, что многие глаголы, выражающие просьбу, требуют винительного падежа.
Кроме того, можно использовать следующие упражнения:
- восстановить диалог с опорой на картинку;
- дать ответную реплику (и наоборот, начать диалог) в разговоре с преподавателем/студентом;
- в письменных заданиях: вставить подходящее по смыслу, стилю клише.
Наши лекции имеют следующую структуру. Мы рассматриваем 15 речевых ситуаций, требующих определенного набора этикетных форм, а также останавливаемся на 2 формах общения, существующих в русском языке, ты и вы:
Ты/Вы - формы общения.
1. Обращение, привлечение внимания.
2. Знакомство.
3. Приветствие.
4. Прощание.
5. Поздравление.
6. Пожелание.
7. Благодарность.
8. Извинение.
9. Просьба.
10. Совет, предложение.
11. Приглашение.
12. Комплимент, одобрение.
13. Утешение, сочувствие.
14. Жалоба.
15. Разговор по телефону.
В каждой главе даются наиболее употребительные этикетные фразы, а также, когда это необходимо, грамматический комментарий (например, относительно вида глагола, падежа существительного). Все этикетные формы иллюстрируются примерами. Приводятся ответные реплики-реакции, соответствующие данной речевой ситуации. В конце каждого раздела даются упражнения, с помощью которых происходит отработка и закрепление пройденного материала. Мы не стремились отразить здесь все возможные упражнения, преподаватель может придумать свои собственные задания и диалоги, принимая во внимание уровень владения русским языком учащихся, опираясь на изученный грамматический и лексический материал или даже на экстралингвистические факторы (например, если студент, изучающий русский язык, - бизнесмен, преподавателю стоит уделять большее внимание речевым клише, соответствующим официальной ситуации общения).
Ты и Вы
В русском языке есть разграничение между формами ты и вы. Обычно ты используется при обращении к близкому человеку, грубовато-фамильярном общении и в неофициальной обстановке. Как ты сегодня себя чувствуешь? Ты придешь завтра к нам в гости? Вы употребляется при вежливом обращении (в том числе к незнакомому и малознакомому человеку), в официальной обстановке. Вы не подскажете, где находится обувной магазин? Когда вы планируете поехать к губернатору? Надо сказать, в русском речевом этикете присутствующее при разговоре третье лицо не принято называть местоимением он (она). Стандартным является использование имени (и отчества).
ОБРАЩЕНИЕ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Обращение необходимо для того, чтобы включиться в речевой контакт, получить какую-либо информацию от знакомого или незнакомого человека. Набор формул речевого этикета для выражения обращения к незнакомому человеку и к знакомому человеку несколько отличается, поэтому рассмотрим эти группы этикетных клише отдельно.
ОБРАЩЕНИЕ К НЕЗНАКОМОМУ
1) ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Самым употребительным способом привлечения внимания незнакомого человека является вежливый вопрос со словами простите и извините: Извините, вы не скажете...? Извините, не подскажете…? Простите, вы не знаете...? Простите, вы не скажете, где находится Центр международного образования? Вежливым вопросом к незнакомому человеку может быть и выражение: Скажите, пожалуйста… Не могли бы вы (сказать)...? Скажите пожалуйста, как пройти к Дому музыки? После получения ответа спрашивающий, как правило, выражает благодарность: Спасибо.
Упражнение
Попросите студентов спросить
• у прохожего, где находится почта;
• у милиционера, как пройти к ресторану;
• у официанта, когда принесут заказ;
а других студентов дать ответ, выступив в роли прохожего, милиционера и т.д. Примерные диалоги:
- Извините, как пройти к Красной площади?
- Прямо и налево.
- Спасибо.
- Простите, вы не скажете, где находится Большой театр?
- Извините, я не знаю. Я иностранка (иностранец).
- Извините, вы не подскажете, который час?
- К сожалению, у меня нет часов. // Сейчас три часа.
2) ОБРАЩЕНИЕ
На улице
В русском языке мало этикетных форм, отражающих различия людей по полу. Возможный вариант обращения к девушкам, молодым женщинам: Девушка! Девушка, не подскажете, где находится Сенная площадь? – к молодым людям и мужчинам: Молодой человек! Молодой человек, вы не скажете, 619 автобус идет до Братеевской улицы? – к пожилым мужчинам и женщинам: Женщина! Мужчина! Женщина, вы потеряли перчатку! Мужчина, вы забыли зонт!
Упражнение
Попросите студентов придумать собственные диалоги, соответствующие следующим ситуациям.
• Молодая девушка забыла телефон на столе в кафе.
- Девушка, девушка! Вы забыли телефон!
- О, спасибо большое!
• Магазин.
- Вам помочь?
- Нет, спасибо. Я только смотрю.
ОБРАЩЕНИЕ К ЗНАКОМОМУ
Если общаются равные по статусу (и возрасту) люди, которые хорошо знакомы друг с другом, употребляются имена собственные: Света, Андрей; Иван Федорович, Инна Львовна. При этом довольно часто используются уменьшительные суффиксы, которые или придают именам ласковое звучание: Оленька, Танюша, – или имеют фамильярно-разговорный характер: Наташка, Ленка.
Упражнение
Попросите студентов обратиться друг к другу, к преподавателю. Возможные диалоги:
- Андрей, когда следующий урок?
- Через 15 минут.
- Светлана Витальевна, где моя контрольная работа?
- У тебя на столе.
ЗНАКОМСТВО
Знакомство может происходить при контакте двух человек (знакомство без посредника), или при содействии третьего лица (знакомство через посредника), рассмотрим обе ситуации.
1) ЗНАКОМСТВО БЕЗ ПОСРЕДНИКА
Стилистически нейтральными являются формы, включающие глагол хотеть в сочетании с инфинитивом познакомиться (с кем?). Более вежливым высказывание делает употребление глагола либо в сослагательном наклонении (глагол в форме прошедшего времени с частицей бы), либо в безличной форме (мне хочется). Безличная форма глагола в сослагательном наклонении – наиболее вежливая форма знакомства. Я хочу с вами (с тобой) познакомиться! Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться! Нейтральными, но использующимися в более непринужденной обстановке являются формы с глагольной частицей давай(-те): Давай(-те) познакомимся! Давай(-те) знакомиться! Стилистически повышенными, характерными для официальной ситуации общения становятся формулы с разрешите, позвольте в сочетании с инфинитивом глаголов познакомиться и представиться. Обычно собеседники обмениваются репликами, выражающими удовлетворение или радость по поводу знакомства, что реализуется в большом наборе этикетных клише: Очень приятно! (Мне) очень приятно с вами (с тобой) познакомиться! Очень рад(-а)! (Я) рад(-а) с вами (с тобой) познакомиться! В неофициальной ситуации общения знакомство может начинаться сразу с вопроса к собеседнику: Как вас (тебя) зовут? Как ваше (твоё) имя?
Упражнение
Попросите студентов «познакомиться» друг с другом, с преподавателем. Возможные диалоги:
- Давайте познакомимся. Меня зовут Оксана Юрьевна. Я ваш новый преподаватель. А вас как зовут?
- Меня зовут, Том.
- Очень приятно.
- А меня зовут Эрикена.
- Тоже очень приятно.
- Как тебя зовут?
- Маша. А тебя?
- Лёша.
.
Упражнение
Предложите студентам следующие социальные роли, соответствующие следующим ситуациям: директор фирмы – подчиненные (знакомство с коллективом); студент – студентка (на первом уроке); молодой человек – девушка (знакомство на улице). Возможные диалоги:
- Разрешите представиться. Ваш новый генеральный директор Александр Иванович Жуков.
- Николай Петрович, главный менеджер отдела по рекламе.
- Давай познакомимся!
- Давай!
- Клайди.
- Фатима.
- Девушка, девушка, подождите! Я хотел бы с вами познакомиться. Меня зовут Ваня. А вас?
- Ольга.
- Можно просто Оля?
- Конечно.
.
2) ЗНАКОМСТВО ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА
При знакомстве нейтральной является форма повелительного наклонения глагола познакомиться: Познакомьтесь (пожалуйста)! Познакомьтесь (пожалуйста) с… После этого посредник называет (в зависимости от ситуации) имена, имена и отчества представляемых, их должность, социальный статус, или они делают это сами, после чего происходит обмен репликами, выражающими удовлетворение, радость по поводу знакомства (см. главу о знакомстве без посредника).
– Познакомьтесь. Это Светлана. А это Виталий.
– Очень приятно!
– Очень рад!
В официальной обстановке при представлении людей друг другу, используются стилистически повышенные формулы с глаголами разрешите, позвольте в сочетании с инфинитивом глаголов представить или познакомить: Разрешите вам представить... Позвольте вам представить…
Упражнение
Попросите одного студента «познакомить» своего друга с остальными студентами группы или преподавателем. Возможные диалоги:
- Познакомьтесь. Это Ван Лин. А это Хе Юн и Мартин.
- Очень приятно.
- Очень приятно.
.
- Светлана Николаевна, я хочу представить Вам нашего нового студента, моего друга. Его зовут Джейсон.
- Рада познакомиться. А откуда вы приехали?
- Из Англии.
.
Упражнение
Предложите студентам исполнить следующие социальные роли, соответствующие следующим ситуациям: директор фирмы – подчиненные (первая встреча), студенты – студентка (на дискотеке). Возможные диалоги.
- Позвольте вам представить нашего нового директора по маркетингу Владимира Андреевича Карамазова.
- Очень приятно.
- Очень приятно.
- А это директор отдела продаж Екатерина Сергеевна Толстая.
- Рад познакомиться.
- Алла Леонидовна Щербакова. Ведущий сотрудник отдела рекламы.
- Очень рад знакомству.
.
- Билл, знакомься. Это моя подруга Марта.
- Марта? Красивое имя. Очень приятно.
- Рада познакомиться!
.
ПРИВЕТСТВИЕ
По словам Н.И. Формановской, в формулах приветствия четко проявляется контактоустанавливающая функция речевого этикета («Употребление русского речевого этикета», М., 1982, с.61). Здороваться – значить проявлять доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся знакомому, а иногда и незнакомому человеку. Кроме того, приветствие может говорить о желании установить контакт для последующего разговора. Универсальная формула приветствия: Здравствуй (-те)! Эквивалентами здравствуйте, правда, ограниченными временем употребления, являются следующие приветствия: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Стилистически сниженные варианты, свойственны непринужденному общению друзей, людей, хорошо знакомых друг с другом: Привет! Здорόво!
Как правило, приветствие сопровождает большой набор этикетных выражений. Это традиционные вопросы о здоровье, делах, семье, работе и т.д. При этом стилистически повышенными являются реплики, имеющие в своем составе субъект и предикат. Эллиптические формулы (эллипсис пропуск слов, восстанавливаемых из контекста) стилистически снижены и употребляются при разговоре хорошо знакомых людей. Сравним: Как идут (ваши) дела? Как дела? Как вы живете? Как жизнь? Для ситуации непринужденно-дружеского общения характерно использование частицы ну: Ну как ты? Ну что нового? Ну как муж?
Упражнение
Попросите студентов поздороваться друг с другом, с преподавателем. Возможные диалоги:
- Привет. Как дела?
- Нормально. А у тебя?
- Все по-старому.
.
- Здравствуйте, Ольга Петровна.
- Здравствуйте, друзья. Извините за опоздание. Опять пробки.
ПРОЩАНИЕ
Наиболее употребительными, нейтральными в стилистическом отношении являются выражения: До свидания! До (скорой) встречи! Формулы могут быть осложнены зависимыми словами с указанием места и времени будущей встречи: До встречи… До встречи в понедельник в 7 утра! (Время.) До встречи на факультете! (Место.) Часто в устной речи прощание представляет собой указание на время будущей встречи: До завтра! По аналогичной схеме образуются выражения с существительными в форме Р.п. (до чего?): До понедельника! До вечера!
Упражнение
Попросите студентов попрощаться друг с другом, с преподавателем. Возможные диалоги:
- До свидания, друзья. До завтра! Не забудьте повторить грамматику!
- До свидания, Мария Сергеевна. Конечно!
- До свидания. Мария Сергеевна, я не смогу прийти на контрольную работу.
- Почему?
- Мне нужно поехать в посольство.
- Понятно. Тогда до понедельника!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
Русский речевой этикет предусматривает поздравления по случаю какого-либо праздника (в том числе семейного), дня рождения, бракосочетания, удачного завершения важного дела и т.д. Не принято поздравлять друг друга с официальными праздниками (День Конституции, День российского флага). Наиболее типичная формула – глагол поздравлять (кого? с чем?) с зависимыми словами: Поздравляю (вас, тебя) с… Поздравляю вас (тебя) с Новым годом! Часто в разговорной речи опускается сам глагол, и формулой поздравления становится существительное в форме Т.п.: С праздником! С защитой диссертации! Для поздравления может использоваться глагол хотеть в сочетании с инфинитивом, который придает поздравительным формулам модальность желательности: Я хочу... Мне хочется поздравить…Мне хочется тебя поздравить с днем рождения и пожелать... Стилистически повышенными оборотами являются клише с глаголами разрешите, позвольте в сочетании с инфинитивом. Реже встречается формула примите поздравления (в этом случае существительное поздравление, как правило, употребляется в форме множественного числа): Разрешите поздравить… Позвольте поздравить…Позвольте поздравить вас с юбилеем!
Упражнение
Попросите студентов продолжить предложения:
1. Поздравляю…
2. Разрешите поздравить…
Упражнение
Попросите студентов поздравить друг друга, преподавателя с праздником и вручить подарок. Возможные диалоги:
- Томас, поздравляю тебя с днём рождения!
- Спасибо!
- А это тебе.
- Телефон?!! Вот это да! Спасибо большое!
- Примите наш скромный подарок.
- Елена Викторовна, с Новым годом Вас!
- Большое спасибо. И вас!
- Спасибо!
- Цветы! Спасибо!
Упражнение
Предложите студентам следующие социальные роли и ситуации: профессор – коллеги (юбилей), родители – дети (Новый год). Возможные диалоги:
- Михаил Михайлович, поздравляем вас с юбилеем!
- Благодарю вас за поздравления!
- Мама и папа, мы с Ксюшей хотим поздравить Вас с Новым годом и подарить этот подарок!
- Спасибо большое. У нас с папой тоже есть подарок. Это вам!
- Компьютер! Здорово! Спасибо!.
.
ПОЖЕЛАНИЕ
Традиционно пожелание дополняет поздравление или прощание. Типичная формула – глагол желать (кому? чего?) с зависимыми словами: Желаю… Я желаю здоровья! Я желаю тебе выиграть много денег и поехать за границу! В устной речи часто глагол опускается, и формулой поздравления становится существительное в форме Р.п. единственного или множественного числа или (реже) инфинитив. При этом пожелание становится несколько сниженным и употребляется в непринужденной обстановке: Успехов тебе! Любви, радости, мира! В качестве пожелания может использоваться инфинитивное предложение с модальностью желательности: Сделать все запланированное! Бывают случаи, когда пожелание оформляется сложным предложением с союзом чтобы. В придаточном предложении при наличии субъекта глагол употребляется в форме прошедшего времени. Я хочу (пожелать), чтобы… Мне хочется (пожелать), чтобы... Я хотел (-а) бы (пожелать), чтобы... Мне хотелось бы (пожелать), чтобы... Мне хочется, чтобы сбылись все твои мечты!
Упражнение
Попросите студентов пожелать чего-либо друг другу, преподавателю. Возможные диалоги:
- Инга, желаю тебе счастья и успехов в новом году!
- Спасибо. И тебе!
.
- Лидия Васильевна, мы хотим пожелать вам, чтобы вы всегда оставались такой же красивой и молодой!
- Спасибо за пожелание. А вам я желаю поступить в МГУ и хорошо учиться.
Упражнение
Попросите студентов пожелать что-либо: коллеге по работе, подчиненному, мужу, дочери, другу.
.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Чаще всего благодарность является реакцией на какие-то слова или поступки. Отсутствие благодарности воспримется как проявление невежливости и невоспитанности. Наиболее употребительна нейтральная формула Спасибо! с зависимыми словами и без них (кому? за что?): Спасибо! (Большое) спасибо вам за… Большое спасибо вам за понимание! Спасибо может являться частью сложного предложения: Спасибо за то, что… Спасибо за то, что ты с таким терпением выслушала меня! Благодарность может выражаться при помощи глагола хотеть в сочетании с глаголом поблагодарить как в составе простого, так и сложного предложения. При этом появляется модальное значение желательности: Я хочу поблагодарить вас (за) (за то, что…) Мне хочется... Я хотел(-а) бы... Мне хотелось бы... Я хочу поблагодарить тебя за заботу и внимание! Мне хочется поблагодарить тебя за то, что ты пришел мне на помощь!
Упражнение
Попросите студентов закончить предложения:
1. Спасибо тебе за…
2. Большое спасибо за то, что…
3. Благодарю Вас…
Упражнение
Попросите студентов ответить на благодарность:
1. Спасибо за цветы.
2. Благодарю за звонок.
Упражнение
Поблагодарите: преподавателя за помощь; подругу за подарок; человека, нашедшего и вернувшего ваш телефон; врача, вылечившего вам зуб..
.
ИЗВИНЕНИЕ
Нейтральное выражение извинения в стандартных ситуациях (человек задел кого-то в транспорте, толкнул, наступил на ногу): Извини(-те)! Прости(-те)! Более вежливым извинение становится при добавлении слова пожалуйста: Извини(-те), пожалуйста! Когда извиняются за конкретный проступок, используют извините (за что?) и простите (за что?) с зависимыми словами: Извините (простите) за… Извините за опоздание! Извините и простите могут употребляться и в составе сложного предложения: Извини (-те) за то, что… Извините за то, что я разбудил вас.
Упражнение
Попросите студентов извиниться друг перед другом, перед преподавателем. Возможные диалоги:
- Даниэла, я не смога прийти, не было времени. Извини.
- Ничего! Кристина помогла!
.
- Тамара Николаевна, простите за опоздание.
- Ничего страшного. Входите!
Упражнение
Предложите студентам следующие социальные роли и ситуации: пассажиры в метро; муж и жена после ссоры; преподаватель и студенты на семинаре. Возможные диалоги:
- Молодой человек, осторожней! Вы наступили мне на ногу!!!
- Ой, извините, пожалуйста. Я не хотел.
.
- Жень, если можешь, прости меня. Я не знаю, как это могло случиться!
- Ладно уж. Но в магазин ты всё-таки сходи!
Упражнение
Попросите студентов извиниться за опоздание на свидание; невыполненное обещания купить билеты; резкий разговор с другом..
.
ПРОСЬБА
Просьба – это побуждающее речевое действие. Наиболее часто просьба оформляется с помощью повелительного наклонения глаголов: Дай (-те)… Сделай (-те)… Прочитай (-те)… Повелительное наклонение глагола совершенного вида передает вежливую просьбу, вежливый совет сделать что-либо. Принеси мне стакан сока. Повелительное наклонение глагола несовершенного вида передает:1) просьбу, совет делать что-либо всегда, постоянно. Пейте молоко! Помогай сестре с математикой;2) побуждение к действию. Пишите следующее предложение. Стой тут, никуда не уходи.
Повелительное наклонение глагола несовершенного вида с отрицанием выражает вежливую просьбу, вежливый совет не делать чего-либо. Не говори Лене о том, что произошло. Не выключай компьютер, я еще буду работать. Повелительное наклонение глагола совершенного вида с отрицанием выражает предостережение не делать чего-либо ввиду нежелательности или даже опасности действия. Не обрежься, нож очень острый. Здесь скользко, не упади! Чаще всего повелительная форма глагола сопровождается формулами, передающими вежливость просьбы: Дай (-те), пожалуйста… Будь (-те) любезен (-зна, -зны), дай (-те)… Будь (-те) добр (-а, -ы), дай (-те), пожалуйста… Будьте добры, взвесьте 2 килограмма бананов. Будьте любезны, разрешите пройти.
Просьба – одна из самых частотных речевых ситуаций. На каждом уроке преподаватель просит студентов выполнять определенные действия (писать, читать, переводить, открыть учебники и т.д.), и студенты со своей стороны обращаются к преподавателю с просьбой повторить что-либо, объяснить, привести пример и т.д. Уже на первых уроках студент способен выражать просьбу: Дайте, пожалуйста, моё домашнее задание. Покажите, пожалуйста, этот новый учебник. Посмотрите, пожалуйста, мой диктант.
Просьба реализуется в различных обиходно-бытовых ситуациях: в магазине, на почте, в ресторане, в парикмахерской, в гостинице, в кассе театра и т.д. Каждая такая тема подразумевает владение определенным, характерным для данной ситуации набором клише. Следует познакомить студентов с наиболее типичными фразами, использующимися в той или иной ситуации общения. А затем предложить принять участие в диалогах на заданную тему. Рассмотрим здесь типичные просьбы покупателя в магазине.
Дайте мне, пожалуйста, + сущ. в вин. п.: Дайте мне, пожалуйста, пачку муки.
Сущ. в вин. п.: Бутылку молока, будьте добры.
Мне + сущ. в вин. п.: Мне тетрадь в клеточку за 10 рублей.
Покажите мне, пожалуйста, + сущ. в вин. п.: Покажите мне, пожалуйста, настенный календарь.
Можно посмотреть + сущ. в вин. п.: Можно посмотреть ту сумку поближе?
Я хочу (купить)… Я хочу темные джинсы 42 размера.
Мне нужен (-жна, -жно, -жны)… Будьте любезны, мне нужно молоко 0,5 % жирности. У вас есть такое?
Помогите мне выбрать, пожалуйста… Пожалуйста, помогите мне выбрать букет для преподавателя.
Здесь же преподаватель может представить студентам и другие типичные вопросы покупателей: Сколько стоит…? Сколько с меня? У вас есть цветная капуста? Извините, где здесь касса? и т.д.
Упражнение
Предварительно познакомив студентов с набором клише, выражающих просьбу в той или иной ситуации, попросите составить их диалоги на предложенную тему, например, «В столовой», «В книжном магазине», «В транспорте» и т.д. Возможные диалоги:
- Извините, вы сейчас выходите? Нет? Можно пройти.
- Пожалуйста.
.
- Скажите, пожалуйста, с чем эти блины? С творогом? Будьте добры, мне 3 блинчика.
- Вот, возьмите.
Упражнение
Предложите студентам попросить:
1. соседа по купе не шуметь;
2. директора фирмы предоставить отпуск;
3. милиционера помочь найти нужную улицу и дом;
4. стюардессу принести одеяло.
.
СОВЕТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Совет и предложение так же, как и просьба, реализуются наиболее часто в формах повелительного наклонения глаголов: Сделай (-те)! Купи (-те)! Модальность необходимости, долженствования оформляется при помощи слов должен, надо, нужно, необходимо: Вы (ты) должны (-жен)... Вам (тебе) нужно... Ты должна выучить правила дорожного движения. Тебе нужно отдохнуть! Вам следует уделять учебе больше внимания. Оттенок желательности и необходимости одновременно выражается следующими клише: Хорошо бы нам (тебе)... Неплохо бы... Неплохо бы тебе найти работу поближе к дому.
Упражнение
Совет другу. Ваш друг часто болеет; не сдал сессию; ищет работу; не знает, какой факультет выбрать; не может придумать имя котенку и т.д. Выразите свое мнение по поводу происходящего. Примерные реплики:
- Хорошо бы тебе заняться спортом.
- Тебе необходимо выучить этот раздел.
.
ПРИГЛАШЕНИЕ
Приглашение, как и просьба, реализуется в различной обстановке (имеет значение, к кому приглашается человек, куда и зачем). Приглашение может обозначать побуждение к совместному действию. Чаще всего приглашение оформляется с помощью глагола приглашать (кого? куда?), приглашение может иметь различные стилистические характеристики и различную модальную окраску: (Я) приглашаю вас (тебя)… Я хочу... Мне хочется пригласить вас (тебя)… Я хотел (-а) бы... Приглашаю тебя в гости на день рождения. Я хотел бы пригласить вас на балет в Большой театр. Приглашение со словами позвольте, разрешите, как и в других речевых ситуациях, является стилистически повышенным: Разрешите (позвольте) пригласить вас… Приглашения, оформленные модальными словами могу, можно, нельзя и др., еще в большей степени, чем приведенные выше клише, передают степень вежливости, а также ненастойчивость, некатегоричность приглашения: Могу ли я пригласить Вас в кино? Более употребительными являются стилистически нейтральные приглашения, выраженные повелительным наклонением глагола. Приглашение в гости или в такое место, где будет находиться приглашающий, обычно осуществляется с помощью глаголов движения: Приходи (-те)… Приезжай (-те)… Марин, приходи ко мне в гости в субботу вечером. Приезжайте ко мне на дачу летом! Заходи на чашку чая, когда у тебя будет время. В побуждающей функции употребляются вопросительные односоставные предложения с глаголом в форме 1-го лица множественного числа будущего времени: Погуляем? Потанцуем?
Упражнение
Попросите студентов пригласить
друга в гости;
преподавателя в ресторан;
знакомую/ого девушку/молодого человека в клуб на дискотеку;
незнакомую/ого девушку/молодого человека в театр;
современного писателя в свой университет и т.д.
В диалогах должны прозвучать как согласие, так и отказ от приглашения. Примерные диалоги:
- Татьяна Константиновна, я хочу пригласить вас к себе в гости в воскресенье.
- Спасибо, Майкл, я обязательно приду. А где вы живете?
- Я живу на улице Шверника, в доме 19, в комнате 1048.
- Хорошо, до встречи.
.
- Маша, пошли в кино?
- Давай. А когда?
- Завтра в 20:00.
- Договорились, зайди за мной в 19:30.
.
КОМПЛИМЕНТ И ОДОБРЕНИЕ
Комплимент, одобрение – это речевые действия, направленные на подбадривание собеседника, на создание у него хорошего настроения. Комплимент, одобрение реализуются как в стереотипных, так и в более или менее свободно построенных фразах, структурой которых являются как правило двусоставные предложения (предложения с подлежащим и сказуемым) с подлежащим-местоимением (Ты великолепно выглядишь) или дополнением-местоимением второго лица, обозначающим адресата (Тебе идет это платье). Комплиментом служит прямое указание на положительные качества человека – это фразы, имеющие в своем составе краткие и полные прилагательные-сказуемые: Вы (ты) обаятельны (-льна, -лен), умны (умна, умён). Вы (ты) красивая (-ый). Комплимент по поводу внешности, одежды, прически оформляется посредством следующих фраз (кому? идет/к лицу что?): Вам (тебе) идёт (идут) эта стрижка, эти сапоги. Одобрение, как правило, сводится к характеристике поступка собеседника: Ты хорошо сделал (-л, -ла). Вы (ты) правильно поступил (-л, -ла). Вы (ты) молодец!
Упражнение
Попросите студентов сделать комплименты друг другу относительно одежды, прически, характера, манеры одеваться, вести себя и т.д. Попросите студентов выразить одобрение. Примерные диалоги:
- Виктория, тебе так идёт твоя новая прическа. Ты очень хорошо выглядишь!
- Спасибо.
.
- Иван, у тебя новый костюм?! Очень красивый, тебе идёт..
- Приятно это слышать.
.
УТЕШЕНИЕ, СОЧУВСТВИЕ
Утешение, сочувствие, как и комплимент, одобрение, относятся к таким речевым действиям, которые направлены на подбадривание собеседника. Говорящий пытается создать собеседнику хорошее настроение, либо в какой-то мере улучшить его плохое состояние, самочувствие. Фразы, выражающие утешение и сочувствие, могут появляться в диалоге как вторые реплики в ответ на жалобы или иные проявления плохого состояния. Наиболее типичным способом выражения утешения являются фразы, содержащие глагол в повелительном наклонении, соответствующий сложившейся ситуации: Успокойтесь (-йся). Не волнуйтесь (-йся). Не беспокойтесь (-йся). Не нервничайте (-йся). Не расстраивайтесь (-йся). Не переживайте (-ай) (разговорное). Танечка, не переживай, всё будет хорошо. Ирина Владимировна, не волнуйтесь, я уверена, вы прекрасно защитите диссертацию. (Как) я вам (тебе) сочувствую! (Как) я вас (тебя) понимаю. (Как) мне жаль вас (тебя).
Упражнение
Попросите студентов придумать ситуации, в которых человек нуждается в поддержке и сочувствии, и составить диалоги. Например. Ситуация волнения перед экзаменом. Примерный диалог:
- Через 3 часа у меня будет экзамен, а я не успеваю всё повторить.
- Не переживай, тебе нужно взять себя в руки. Всё будет хорошо. Ты сдашь этот экзамен.
Упражнение
Попросите студентов отреагировать на следующие ситуации:
сосед по комнате жалуется на плохое самочувствие;
сокурсник не сдал зачёт;
подруга обеспокоена тем, как пройдёт предстоящая защита диссертации;
друг потерял работу.
.
ЖАЛОБА
Иностранный учащийся должен владеть набором клише, которые передают недовольство, жалобу. Чаще всего человек жалуется на свое самочувствие. Формы выражения жалобы разнообразны. Фразы с глаголом чувствовать (себя): Я плохо (неважно) себя чувствую. Клише с глаголами болеть, устать в прошедшем времени: Я заболел (-а). Я устал (-а). Я кажется, заболела. Я очень устал сегодня. Довольно употребительны конструкции с личным местоимением в родительном падеже.
У кого? болит что? (им.п): У меня болит живот. Я сегодня не пойду на работу, у меня сильно болит живот. В конце дня у меня так болят ноги!
У кого? что? (им.п.): У меня грипп, насморк. У меня неприятности. Я больна: у меня кашель, насморк, болит горло. Скорее всего у меня ангина.
Упражнение
Попросите студентов ответить на вопрос о самочувствии, используя приведенные выше клише.
- Ты такая бледная, Анжелика? Как ты себя чувствуешь?
- Я неважно себя чувствую, у меня болит голова.
.
- Антон, ты плохо выглядишь? Что-то случилось? Ты не здоров?
- Нет, я просто ужасно устал.
Упражнение
Попросите студентов составить диалоги, происходящие в кабинете врача. Например:
- На что жалуетесь?
- У меня болит голова.
- Сколько времени у вас болит голова?
- Уже 2 дня.
- Температура есть?
- Да, небольшая, 37.5
- Сдайте анализы, принимайте эти таблетки и приходите послезавтра. Вот рецепт.
.
РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ
Первая реплика исходит со стороны ответившего на звонок: Алло! Да! Слушаю! Я вас слушаю! Когда телефонный звонок раздается в учреждении, снявший трубку может представиться и/или назвать данное учреждение. Регистратура. Магазин «Кораблик», добрый день. Кафедра, Князев. Страховая компания «Уралсиб», Николай, здравствуйте. Если такого уточнения нет, то набравший номер может сам уточнить, с кем он разговаривает: Это регистратура? Это кафедра русского языка? При обращении к знакомому также может прозвучать уточняющая реплика: (Простите), это Олег Николаевич? Тань, ты?/ Это ты, Таня? В ответ на уточняющую реплику следует согласие или несогласие. Согласие оформляется с помощью следующих фраз: Да. Да-да, я вас слушаю. Да, это я. Несогласие может быть выражено так: Вы ошиблись. Вы ошиблись номером. Вы не туда попали. Нет, это не Аня. Если к телефону подошел не тот человек, с которым хочет поговорить звонящий, то последний просит позвать нужного человека, называя его фамилию, имя и отчество, или имя. Выбор той или иной формы определяется тем, куда и с какой целью был сделан звонок, и тем, как обращается звонящий к данному человеку при личном общении. Если звонят в учреждение, называют фамилию или имя и отчество или и то и другое. После глаголов позвать (попросить) употребляется винительный падеж, который также используется в эллиптических конструкциях (2 последних примера), когда эти глаголы опускаются. Позовите, пожалуйста, Степанову Екатерину Борисовну. Попросите (к телефону) Антона Михайловича. Позовите Свету. Будьте добры Анну Сергеевну. Галину Владимировну, пожалуйста. Если нужного лица нет на месте, то ответивший на звонок использует следующие выражения: Его (её) нет дома (на работе). Его (её) сейчас нет. Он (она) подойдет попозже. Позвоните попозже. Далее может следовать осведомление о том, что передать нужному лицу или о том, кто ему звонит. Ответной репликой звонящего является или представление, или какая-либо просьба, или сообщение о том, что он позвонит нужному лицу еще раз. Тани нет. Что ей передать? Вероники Николаевны сейчас нет. Кто ее спрашивает? Передайте ему (ей), что звонил Виктор. Если к телефону подходит человек, которому звонят, то в этом случае может последовать приветствие с обращением и представление: Здравствуйте, Вера Александровна, вам звонит Александр Попов. Привет, Ань, это Наташа. Привет, это я (при общении близких людей).
Упражнение
Попросите студентов «позвонить» друг другу, преподавателю. Возможные диалоги:
- Алло.
- Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Марианну.
- Это я.
- Привет, это Джон.
.
- Да, слушаю вас.
- Галину Михайловну, пожалуйста.
- А ее сейчас нет, она будет позже. Кто ее спрашивает?
- Это ее студентка Виктория.
- Ей что-нибудь передать?
- Да, будьте добры, передайте ей, что я заболела и не пойду завтра на экскурсию.
.
- Да!
- Добрый день, Алексея можно?
- Минуту.
Упражнение
Попросите студентов «позвонить» в какое-либо учреждение. Возможные диалоги.
- Алло!!
- Здравствуйте, это компания «Аэрофлот»?
- Да.
- Я бы хотела узнать про потерянный багаж.