Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методические основы обучения грамматике РКИ

  • 👀 440 просмотров
  • 📌 415 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методические основы обучения грамматике РКИ» docx
  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ РКИ 1. Цели обучения грамматическим средствам общения. Грамматика – это раздел языкознания, изучающий формальный строй языка: систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Главная цель обучения заключается не столько в приобретении знаний о грамматической системе изучаемого языка, сколько в овладении навыками и умениями пользоваться такими знаниями для участия в речевом общении. Конечной целью обучения грамматике и овладения грамматическими средствами общения является формирование грамматической компетенции как составной части компетенции языковой. В состав грамматической компетенции входят знания в области морфологии, синтаксиса, словопроизводства, навыки и сформированные на их основе умения, обеспечивающие возможность пользоваться языком как средством общения. 2.    Отбор грамматических явлений. Общими принципами отбора грамматических явлений для обучения являются следующие:  1)    Методическая целесообразность; 2)    Адекватное отображение системы языка; 3)    Коммуникативная необходимость и достаточность; 4)    Тематико – ситуативная соотнесённость соответствующих форм и конструкций. Для начального этапа обучения основным критерием отбора является достаточность для обеспечения коммуникации в выделенных ситуациях общения и обеспечения переноса на однотипные ситуации. 3.    Последовательность введения грамматического материала. Абсолютных рекомендаций по введению грамматических явлений нет. Однако с позиции коммуникативной методики необходимо в первую очередь отработать грамматические категории, непосредственно связанные с высказыванием. С самого начала обучение должно строится на коммуникативно значимых высказываниях.  4.    Методика обучения грамматическим средствам общения. Обучение грамматическим средствам общения направлено на приобретение учащимися практически необходимых знаний, формирование на их основе грамматических навыков и развитие речевых умений, свидетельствующих о достигнутом уровне грамматической компетенции как составной части компетенции коммуникативной. Перечисленные цели достигаются на следующих этапах работы: 1)    Ознакомление с учебным материалом, 2)    Объяснение учебного материала, 3)    Закрепление введённого материала, 4)    Применение усвоенного материала, 5)    Контроль уровня владения грамматическим материалом. Ознакомление. Осуществляется предъявление нового грамматического материала и демонстрация способов его применения в речи для достижения целей общения. Показ рассчитан в первую очередь на чувственное восприятие. Для этого полезно использовать средства в виде учебного рисунка, схемы, таблицы, демонстрация грамматического явления в изолированном виде в виде модели предложения (речевого образца) либо в контексте предложения и ситуации общения. Объяснение. Целью объяснения грамматического явления является демонстрация его формальных признаков, семантических особенностей и возможностей использования в речи. Одновременно в процессе объяснения проводится первичное закрепление введённого материала. Объяснение нового грамматического материала может проводится двумя способами: на основе правила (теоретико-практический способ) и применения (практический способ). Объяснение на основе правила имеет больше сторонников среди преподавателей, что объясняется не только сложностью многих понятий, но и важностью опоры на принцип сознательности при объяснении грамматического материала. Этот способ имеет два варианта применения: 1. От правила к его применению. 2. От содержания высказывания к правилу. Практический путь предполагает усвоение грамматического материала в результате наблюдения над использованием грамматической формы в контекст и выполнение речевых действий по образцу. Этот способ вообще не предполагает формулирования правила. Учащимся предлагается интуитивный способ усвоения грамматического материала путём догадки о значении грамматической формы и способах ею пользоваться в сходных ситуациях общения. Закрепление. С помощью специальных тренировочных (языковых, подготовительных) упражнений достигается уровень сформированности грамматического навыка.  Применение. Обеспечивается возможность включения грамматического навыка в различные умения, возможность участия в речевой деятельности с соблюдением грамматической корректности высказывания, что позволяет судить о сформированности грамматической компетенции. На этапе применения используются условно-речевые и речевые упражнения. Контроль. Цель контроля – определить уровень сформированности грамматических навыков и способности учащихся использовать грамматические средства в устном и письменном общении. Начинаем изучать русский язык Начинаем изучать русский язык   ЧАСТЬ I 1.    Конструкция Это… 2. Вопросы Кто это? Что это? 3. Вопросительные предложения без вопросительного слова. 4. Категория рода существительных. 5. Личные и притяжательные местоимения. 6. Именительный падеж как словарная форма, как выражение субъекта, как назывная функция. 7. Родительный падеж принадлежности. 1.    Предлагаются фото или картинки.   Предлагаются  фото или картинки.   Интонационная конструкция ИК-1 (об интонационных конструкциях см. раздел Фонетика) оформляет этот тип предложения. Тон средний, незначительно понижается  в конце предложения. ИК-1: _ _                  __ _        Это мама    В ситуации общения в любом языке существует 2 логических типа вопроса: 1)вопрос, требующий разъяснения, информации. В этом случае функцию вопроса выполняет вопросительное слово кто, что, где, когда и т. д. В русском языке для выражения такого рода вопроса используется интонационная конструкция ИК-2. Тон в этом случае нисходящий, плавно понижающийся в конце предложения. Кто это? Что это?            __     _ _ ?       2) вопрос-догадка, требующий подтверждения или отрицания. В данном случае функцию вопроса выполняет одно слово в предложении, значение которого нужно подтвердить или опровергнуть. В русском языке для выражения такого рода вопроса используется интонационная конструкция ИК-3. Тон резко повышается на ключевом слове и продолжает быть высоким, незначительно понижаясь в конце предложения. Это мама? Это сын? Ответ на вопрос этого типа всегда начинается со слов даили нет. Например:            /3                             /3                                           /3 – Это мама? – Да. Это мама? – Да, мама. – Это мама? – Да, это мама.            /3 – Это сын? – Нет.            /3 – Это сын? – Нет, это дочь.   Упражнение 2. Используя какие-либо вещи, картинки, спросите своего соседа Кто это? Что это? ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Я – мы; ты – вы; он, она, оно -  они.     Местоимения мы, вы, они являются формами множественного числа, однако культура общения в русском языке требует употребления местоимения Вы по отношению к одной персоне в формальной обстановке. – Вы инженер? – Да, я инженер. Упражнение 3. Упражнение на интонационные модели. Работа с фотографиями/ картинками.   а) Кто это? – Это папа. б) Кто это? – Это мама. в) Это вы? – Нет, это брат. г) Брат – студент? – Да, студент.  Упражнение 4. Работа с фотографиями/ картинками.   а) Кто он? - Он доктор. б) Кто она? – Она инженер. в) А кто это? – Это я. г) А кто вы? – Я врач, как папа. д) Что это? – Это школа.        /4  -А это? – Это университет.                           /3 е) -Папа инженер? – Нет, он доктор.                   /4     - А мама? – Она инженер.     В диалогах д) и е) вы видите вопросы с союзом а – повторение основного вопроса в краткой форме. Такой тип вопроса используется только в диалогической речи. Выражается он с помощью интонационной конструкции ИК-4, когда тон плавно поднимается с самого начала. А вы? А это? А мама? КАТЕГОРИЯ РОДА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Существительные имеют разные окончания: согласный, буква ь, гласные а, я, е, или о. В русском языке существуют 3 рода существительных: мужской, женский и средний. К среднему роду относятся только неодушевлённые существительные, однако в русском языке к мужскому и женскому роду относятся как одушевлённые, так и неодушевлённые существительные. Главную роль в определении рода существительного играет окончание в именительном падеже единственного числа. Но в ряде случаев род существительного определяется по семантическому значению: мама и папа, дядя и тётя и т.д.     Как вы видите из таблицы, к существительным мужского рода относятся слова, оканчивающиеся на согласный или –ь. К существительным женского рода относятся слова, имеющие окончания –а, -я или –ь. К существительным среднего рода относятся слова с окончаниями –о или –е. Заметим, что слова, оканчивающиеся на –ь, принадлежат как к мужскому, так и к женскому роду, поэтому в данном случае нужно обращаться к словарю. Нарисуйте на доске таблицу: он она оно Антон- Анна письмо дом- комната окно папа семья упражнение   Местоимения уже хорошо знакомы учащимся (первая строка таблицы).  Впишите в таблицу слова хорошо знакомые учащимся (вторая строка таблицы). Выделите окончания. Обратите внимание учащихся на то, что в мужском роде окончания нет, в женском роде окончание а, в среднем роде о. Добавьте в таблицу другие слова (третья строка таблицы). Неодушевлённые существительные вызовут недоумение у учащихся. Обратите их внимание на то, что у слова стол- нет окончания (окончание нулевое, но в целях обучения на данном этапе можно сказать нет окончания), поэтому это слово мужского рода (избегайте терминов, используйте местоимения, например, дом = он, дом – это он), у слова комната окончание а, поэтому комната – она, у слова окно окончание о, поэтому окно – это оно. Приведите ещё несколько примеров, убедитесь, что студенты поняли принцип. Затем в таблицу можно добавить слова с окончанием в женском роде на –я (семья), в среднем роде на –е (упражнение). Затем можно добавить слова папа, дедушка, дядя, чтобы показать, что несмотря на окончания –а, -я, это слова мужского рода. Далее можно поработать с существительными женского рода с окончанием на –ь (тетрадь, площадь). Работа с родом существительных чрезвычайно важная темы, поэтому стараемся довести умение студентов различать род существительных до автоматизма.   Упражнение 5. Упражнение на определение рода существительного с помощью звукового восприятия. а) Не обращаясь к словарю и не уточняя значения слов, распределите слова по группам: Он: дом… Она: школа… Оно: окно… Книга, ресторан, машина, письмо, радио, телефон, банк, фабрика, магазин, здание, офис, парк, улица, фото, аудитория, гараж, программа, библиотека.  Учащихся, владеющих европейскими языками, можно попросить догадаться о значении интернациональных слов. Варианты предложенного упражнения:  1) прослушайте слова, распределите их по группам (обратите внимание на редукцию: она мешает различать на слух женский и средний род (яблоко), важно знать письменную форму слова); 2) игровой вариант: преподаватель бросает мяч и называет слово, студент ловит мяч, говорит: он, она или оно. Важно выполнять это упражнение в высоком темпе, многократно повторяя знакомые учащимся слова. ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ     Притяжательные местоимения, обозначающие принадлежность какому-либо субъекту, согласуются в роде, числе и падеже с объектом принадлежности, поэтому, следуя правилу определения рода существительных, при согласовании с существительными мужского рода местоимения имеют окончания –й, -ш, существительными женского рода –я, -а, а среднего рода -ё, -е. Таблица 2   Притяжательные местоимения Обратите внимание! Мой – твой - наш – ваш папа, дедушка, дядя. Запомните!     Притяжательные местоимения его, её, их одинаково согласуются со всеми существительными: Это сын, а это его словарь, его ручка, его письмо. Это дочь, а это её словарь, её ручка, её письмо. Это сын и дочь, а это их мама, их папа, их письмо. Упражнение 6. Просмотрите данные слова.. Согласуйте их с притяжательными местоимениями. а) мой - моя - моё б) твой - твоя - твоё в) наш - наша - наше г) ваш - ваша - ваше д) его - её - их Город, фирма, офис, место, бюро, квартира, дом, машина, улица, магазин, журнал, газета, место. Упражнение 7. а)Мы рассматриваем фотографии/ картинки Предложите студентам набор картинок с изображением семьи, машины, дома, комнаты (можно взять из журналов). Фото 1. – Это наша семья. Это мой папа, это моя мама, это мой брат, это я.               3 – А это ваша машина? – Да, это наша машина и наш гараж. Составьте подобные диалоги.Фото 2. – Это что? – Это моя комната. Это мой компьютер, мой стол, моё окно. Фото 3. – Это мой брат, а это его собака, его кошка, его стол и стул.               3 – Это его комната? – Нет, это наша комната –. Фото 4.                     3 – Это твой дедушка? – Да, это мой дедушка.                       3 – А это твоя бабушка? – Да, это моя бабушка. А это их дом и их машина. Фото 5. – Это наш город, наша улица, наш дом.                       3 – А машина ваша? – Нет, это машина      Как показывает многолетняя практика преподавания, при объяснении темы «Притяжательные местоимения» у учащихся возникает потребность использовать конструкции типа Это комната брата, это книга Анны.  Мы рекомендуем ввести эту конструкцию в коммуникативной форме, упомянув, что в данном случае мы употребляем объект принадлежности в родительном падеже. Это наш университет. А это студенты университета. Это профессор университета. Это наша школа. А это ученики школы. Это город Москва. А это улица Москвы.  Это не мой компьютер, это компьютер брата.     При подаче определённой грамматической темы необходимо закрепить её в коммуникативной форме. С этой целью можно ввести через перевод какие-то слова и выражения. Так, в данной лекции желательно ввести для заучивания некоторые приветствия, конструкции представления. Затем использовать их в моделях и предложить учащимся составить свои диалоги или монологи. Упражнение 8. Прочитайте монологи и диалоги. Затем составьте свои тексты по представленным моделям. Выделенные слоги означают центр ИК-3.  1. Здравствуйте! Я Максим Иванов. Я студент университета. А кто Вы? 2. Добрый день! Я Андрей Соколов, менеджер фирмы. А Вы Анна Иванова? Наш секретарь? – Нет, я Нина Петрова. Я ваш референт. – Очень приятно! 3. Это мой папа. Он инженер. А это моя мама. Она доктор. Я студент университета. А кто Ваш папа, ваша мама? – Мой папа банкир. Это его фото. Это наш город. А это банк папы. Это моя мама и мой дедушка. Это моя сестра. 4. Извините, это Ваша газета? – Да, моя. – Можно? – Пожалуйста. – Спасибо.   ЧАСТЬ II   1. Конструкция Как (кого) зовут? 2. Винительный падеж личных местоимений. 3. Откуда (кто)?  4. Родительный падеж с предлогами из, с. КОНСТРУКЦИЯ КАК (КОГО) ЗОВУТ?     При выяснении имени человека используются вопросы "Как вас зовут? Как тебя зовут?"Конструкции Как (кого) зовут? и (Кого) зовут (как) вводятся в самом начале обучения, уже на первых уроках, так как это коммуникативно значимое высказывание. Преподаватель в первую очередь вводит и отрабатывает грамматические категории, непосредственно связанные с высказыванием. Вопрос "Как вас зовут?" может относиться только к одушевлённым существительным. При произнесении этих вопросов используется интонация специального вопроса (ИК-2). Преподаватель вводит речевой образец. Он представляется: "Меня зовут…", а затем, обращаясь к студенту, спрашивает: "Как вас зовут?" и помогает ему ответить. Важно объяснить разницу между: Как Вас зовут? -- обращение к одному человеку. Как вас зовут? -- обращение к двум и более людям. ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ     В этой конструкции личное местоимение используется в винительном падеже. Преподаватель показывает студентам следующую таблицу:   Личные местоимения в именительном падеже Личные местоимения в винительном падеже я меня ты тебя он его она её мы нас вы вас они их   На начальном этапе, пока у учащихся нет опыта работы с иностранным языком, многие грамматические категории вводятся лексически, т.е. в данном случае они выучивают местоимения в конструкции Как (кого) зовут? Введение речевого образца является первым этапом работы, далее следует этап автоматизации навыков, который проходит с помощью подготовительных упражнений (имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных), и этап формирования коммуникативно-речевых умений (коммуникативные упражнения: ситуативные, игровые).   Упражнение 1 Работа в парах. Учащиеся, обращаясь друг к другу, задают вопросы "Как тебя зовут? Как вас зовут?" и отвечают: "Меня зовут…". Затем преподаватель спрашивает: "Как его (её) зовут?" Упражнение 2 Знакомство. Студенты получают «роли-маски» (лист бумаги с именем или фотографиями известных людей). На вопрос "Как вас зовут?" учащийся называет имя этого человека. Затем преподаватель может спросить у группы: "Как его (её, их) зовут?" Упражнение 3 Работа с картинками или фотографиями. Под фотографией написано имя человека. Учащиеся работают в парах. Они по очереди задают вопросы. Как его зовут? Его зовут Виктор. Как её зовут? Её зовут Анна. Как их зовут? Их зовут Виктор и Анна. Студенты должны отработать все местоимения. РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ С ПРЕДЛОГАМИ ИЗ, С     Преподаватель вводит следующий речевой образец Откуда (кто)? В ответной реплике используется родительный падеж после предлогов из, с. При объяснении окончаний демонстрируется следующая таблица: Упражнение 4 Учащиеся работают в парах. Они задают друг другу вопросы: "Откуда ты? Откуда вы?" Затем отвечают: "Я из…". Упражнение 5 Учащиеся используют «роли–маски» (см. упр. 2). Они добавляют к вопросу "Как вас зовут?" вопрос "Откуда вы?". Упражнение 6 Работа с фотографиями или картинками. Под фотографиями написаны имена людей и названия городов или стран. Учащиеся работают в парах. Они задают друг другу вопросы: Как его зовут? Откуда он? Как её зовут? Откуда она? Как их зовут? Откуда они?         1. Множественное число существительных мужского и женского рода. •    Существительное мужского и женского рода образуют форму множественного числа с помощью окончания -ы (после твёрдых согласных), -и (после мягких согласных; в словах, оканчивающихся на -ь или -й, а также после г, к, х, ж, ш, ч, щ). •    В словах мужского рода на твёрдый согласный при образовании формы множественного числа прибавляется ы: театр – театры стол – столы •    В словах женского рода на -а (кроме слов, оканчивающихся на –га, -ка, -ха, -жа, -ша, -ча, -ща) при образовании формы множественно числа буква а меняется на букву ы:   газета – газеты лампа – лампы •    В словах мужского рода на -й и -ь, а также в словах женского рода на -я и -ь при образовании формы множественного числа буквы й, я, ь меняются на и:   музей – музеи песня – песни аудитория – аудитории словарь – словари тетрадь – тетради •    Существительные мужского рода на –г, -к, -х, -ж, -ш, -ч, -щ и существительные женского рода на –га, -ка, -ха, -жа, -ша, -ча, -ща образуют форму множественного числа с помощью буквы и: учебник – учебники нож – ножи книга – книги шапка – шапки   2. Множественное число существительных среднего рода. •    Существительные среднего рода при образовании формы множественного числа меняют окончание -о на -а, окончание -е на -я. письмо – письма кольцо – кольца море – моря упражнение – упражнения •    Обратите внимание учащихся на то, что это формы множественного числа, чтобы избежать смешивания слов среднего рода множественного числа со словами женского рода. •    При образовании формы множественного числа очень часто меняется ударение в слове. Это нужно запоминать. Например. окно – окна место – места сестра – сёстры (буква ё всегда обозначает ударный слог) стол – столы •    Следует запомнить особые формы образования множественного числа: брат – братья стул – стулья дерево – деревья друг – друзья дом – дома город – города учитель – учителя ребёнок – дети человек – люди   Упражнение 1 Называя слова в именительном падеже единственного числа, просим учащихся употребить их во множественном числе: стол - …, книга -… Затем можно сделать работу с этими же словами в обратном порядке: преподаватель называет слово во множественном числе, студент – в единственном. Для этого упражнения можно использовать мяч. Преподаватель бросает мяч учащемуся и произносит существительное в единственном числе. Учащийся должен сказать это слово во множественном числе и вернуть мяч. Это упражнение следует проводить в высоком темпе, добиваясь автоматизма в употреблении форм множественного числа.   Имя прилагательное Имя прилагательное.При запросе информации о качественной характеристике лица или предмета используются вопросы "Какой человек? Какая девушка? Какое упражнение? Какие книги?". Вопрос зависит от рода и числа определяемого существительного и обычно стоит на первом месте в предложении. Вопрос оформляется по типу ИК-2 с центром интонации на вопросительном слове. В ответных репликах используются имена прилагательные, которые согласуются с именами существительными в роде и числе. 1) Прилагательные, определяющие существительные мужского рода, могут оканчиваться на -ый (после основы на твердые согласные) – новый дом; -ий (после основы на мягкие согласные, а также после основы на -г, -к, -х, -ж, -ш, -ч, -щ – русский язык) – синий карандаш, хороший дом; -ой (под ударением) – молодой человек.  2) Прилагательные, определяющие существительные женского рода, могут оканчиваться на -ая (после основы на твердые согласные) – новая книга – или -яя (после основы на мягкие согласные) – синяя тетрадь. 3) Прилагательные, определяющие существительные среднего рода, могут оканчиваться на -ое (после основы на твердые согласные) – новое пальто – и -ее (после основы на мягкие согласные и -ч, -щ) – синее пальто, горячее молоко. Прилагательные среднего рода с основой на -ж, -ш оканчиваются на -ое в случае, если ударение падает на окончание (большОе здание) или на -ее, если ударение падает на основу прилагательного (хорОшее пальто).  4) Прилагательные, определяющие существительные во множественном числе, могут оканчиваться на -ые (после основы на твердые согласные) – новые дома – или -ие (после основы на мягкие согласные, а также -г, -к, -х, -ж, -ш, -ч, -щ) – синие карандаши, русские песни, большие дома.   Упражнение 1 Для первичного закрепления на начальном этапе эффективны диктанты. Преподаватель диктует прилагательные с существительными. Например, русский язык, русская девушка, русское слово, русские слова, русский город, русские города, русские студенты. Упражнение 2 Преподаватель демонстрирует учащимся картинки, на которых изображены различные предметы, люди. Учащиеся описывают эти предметы. •    Прилагательные согласуются с существительными не только в роде числе, но и в падеже. По мере изучения падежных форм имен существительных учащиеся изучают также падежные формы имен прилагательных. Каждая форма падежа закрепляется постепенно. Например, при изучении предложного падежа преподаватель может вместе с учащимися составить следующие таблицы. •       Именительный падеж (1) .    Предложный падеж (6) дом    в доме какой дом?    в каком доме? (-ом/-ем; -е) новый дом    в новом доме самый красивый дом    в самом красивом доме мой (твой, наш, ваш) дом    в моем (твоем, нашем, вашем) доме этот дом    в этом доме первый дом    в первом доме один дом .    в одном доме   Именительный падеж (1) .    Предложный падеж (6) комната    в комнате какая комната?    в какой комнате? (-ой/-ей;-е) большая комната    в большой комнате самая красивая комната    в самой красивой комнате моя (твоя, наша, ваша) комната    в моей (твоей, нашей, вашей) комнате эта комната    в этой комнате первая комната    в первой комнате одна комната .    в одной комнате   Именительный падеж (1) .    Предложный падеж (6) дома, комнаты    в домах, в комнатах какие дома? какие комнаты?    в каких домах? в каких комнатах?  (-ых/-их; -ах/ях) новые дома, большие комнаты    в новых домах, в больших комнатах самые красивые дома,  самые красивые комнаты    в самых красивых домах, в самых красивых комнатах мои( твои, наши, ваши) дома, комнаты    в моих (твоих, наших, ваших) домах, комнатах эти дома, эти комнаты    в этих домах, в этих комнатах первые дома, первые комнаты    в первых домах, в первых комнатах одни дома, одни комнаты    в одних домах, в одних комнатах •    Желательно, чтобы учащиеся принимали участие в составлении таблиц, а не пассивно наблюдали, как преподаватель чертит их на доске. Обычно уже после демонстрации преподавателем окончания в вопросе, студенты начинают понимать, что такое же окончание будет и у прилагательного. •       Упражнение 3 Преподаватель предлагает учащимся составить подобные таблицы с другими фразами.   •    Подобную работу следует проводить по мере изучения каждого падежа. Как видно из таблиц, порядковые числительные, притяжательные и указательные местоимения имеют в падежах такие же окончания, как и прилагательные, поэтому, как показывает наш опыт, лучше, если учащиеся будут их усваивать в одной системе. •    Преподаватель объясняет учащимся, что в ответе на вопрос "Какое сегодня число?" называется порядковое числительное среднего рода. Слово число при этом в ответе опускается. Далее называется месяц в родительном падеже: сегодня первое сентября. •    Вопрос "Какой сегодня день недели?" требует в ответе только названия дня недели. Слово какой согласуется со словом день: сегодня понедельник. Учащиеся быстро запоминают эти вопросы, если преподаватель начинает с них каждый урок. •    Вопрос "Какая это улица?" может подразумевать не только описание этой улицы (большая, широкая, красивая), но и название: это улица Профсоюзная. •     Упражнение 4 Преподаватель демонстрирует фотографии или открытки известных мест города (например, Москвы). Учащиеся работают в парах. Они задают друг другу вопросы "Какой это музей? Какая это площадь?". Упражнение 5 Работа с картой мира. Преподаватель указывает на страну или город и задает вопросы: – Какая это страна? – Какой это город?    Учащиеся говорят (либо читают) название страны или города. Если позволяет их словарный запас или преподаватель хочет его расширить, можно задавать и другие аналогичные вопросы: – Какое это озеро? – Какая это река? – Какие это горы? лаголы движения •    Данная тема является наиболее трудной для усвоения всеми категориями иностранных учащихся, поэтому необходимо использовать иллюстративный материал на протяжении всей работы по глаголам движения. Существует огромное количество таблиц, схем и пособий, и мы рекомендуем вам несколько, пособий, наиболее полно и наглядно представляющих не только иллюстративный, но и грамматический материал:   Муравьева Л. Глаголы движения. Скворцова Л. Глаголы движения. Копытина Г. Русский язык. Очень просто.   •    Опираясь на картинки, показываем учащимся различные формы движения субъекта: идти, ехать, бежать, плыть, лететь, нести-вести-везти   кого/что? На начальном этапе на этом, пожалуй, стоит остановиться, хотя в указанных ранее учебных пособиях даются и другие глаголы (ползти, тащить и т.д.). Вспоминаем, что глагол является выражением действия субъекта, которое происходит в каком-либо месте. Местонахождение субъекта мы определяем с помощью вопроса где?. Однако глаголы движения обозначают перемещение субъекта из одного места в другое, и этому действию соответствуют другие вопросы – откуда?/ куда? Желательно сначала отработать (с помощью картинок или рисуя на доске) вопросы где? – куда? по следующей схеме:   Где?                                               Куда? Где Антон?                               Куда он идёт? Здесь, в клубе                         Сюда, в клуб Там, в школе                            Туда, в школу Дома, на уроке                        Домой, на урок Справа (слева), на лекции    Направо (налево), на лекцию   •    Обращаем внимание на разницу, рисуем ещё одну схему:   Где?                                                                          Куда? Предложный падеж                                  Винительный падеж Антон сейчас в школе, на уроке    Антон идёт в школу, на урок   •    Надо иметь в виду, что не во всех языках существуют разные глаголы для обозначения передвижения с помощью ног (идти пешком) и с помощью транспорта (ехать). Нетренированному уху иностранца трудно различить на первых порах произношение этих слов (я иду – еду, он идёт – едет), поэтому следует отвести достаточно времени спряжению этих глаголов в настоящем и прошедшем времени). Запишите их на доске и в тетради. Проспрягайте вслух! Выполните упражнения из указанных выше пособий! •     Упражнение1 Скажите, пожалуйста:   1. Вы идёте или едете на урок?  2. Ваш отец идёт или едет на работу?  3. Ваша мама идёт или едет в магазин?  4. После урока ваши друзья идут или едут домой? 5. Вы идёте или едете в библиотеку?  6. Летом вы и ваш друг идёте или едете на родину?  7. После урока вы идёте или едете в столовую?   •    Показываем (картинки, фото) разные виды транспорта. Объясняем, что для обозначения вида транспорта употребляется Предложный падеж с предлогом на: Я еду в университет на автобусе, а мой друг едет на машине. Однако, описывая действия в процессе движения, мы употребляем предлог в: Сегодня Антон ехал на автобусе. В автобусе он увидел преподавателя.   Упражнение 2 а) Скажите, пожалуйста:   1. Как (на чём?) вы едете в университет?  2. На чём ваш отец едет на работу?  3. На чём вы едете в центр?  4. Сегодня вы ехали в университет на автобусе или на такси?  5. Ваши друзья едут на урок на метро или на трамвае?  6. Если вы спешите, на чём лучше ехать?  7. Как можно ехать из Москвы в Петербург?  8. Можно ехать из Москвы в Нью-Йорк на поезде? А на машине?   б) Используйте предлоги в /на:   1. Сегодня Антон ехал на урок … автобусе. Он читал книгу … автобусе.  2. Москвичи едут на работу … метро, … автобусе и … на троллейбусе. … метро всегда тепло, а … трамвае зимой холодно.  3. Утром Анна встретила подругу … троллейбусе. Потом они вместе ехали … такси.    •    Объектом движения выступает также и одушевленное лицо. Вводим следующие конструкции: Я иду куда? (вин. пад.) к кому? (дат. пад.)– Я иду в поликлинику к врачу. Я иду откуда? (род. пад.) от кого? (род. пад.)–Я иду из поликлиники от врача.   Упражнение 3 Используйте слова из скобок в нужной форме.   1. К кому вы едете? – Я еду к… (бабушка и дедушка).  2. Я иду к… (друг) на день рождения.  3. Антон едет… (поликлиника, врач).  4. Студенты едут… (университет, преподаватель, консультация).  5. Мы едем в гости… (друзья).   •    Отработав спряжение глаголов движения, научив студентов правильно употреблять (и произносить!) глаголы идти/ехать, переходим к главному – способу выражения однонаправленности/разнонаправленности или многократности движения в одном направлении. Рисуем примитивные картинки, показывая стрелками направление движения.   Движение в одном направлении      Движение в разных направлениях Человек идёт в парк.    Человек (гуляет) ходит по парку. Машина едет в город.    Машина ездит по городу.   •    Составляем сами (или обращаемся к таблицам из указанных выше пособий) пары глаголов движения:   Группа 1 движение в одном направлении    Группа 2 разнонаправленность идти ехать бежать плыть нести вести везти      ходить ездить бегать плавать носить водить возить   •    Объясняем, что глаголы Группы 2 имеют и другие лексические значения: многократность, повторяемость движения в одном направлении. Сравните: Я иду в магазин – Я хожу в магазин каждый день. (=Я в пути в одном направлении и =я делаю это не один раз.) Поэтому со словами обычно, часто, всегда, никогда, иногда, каждый день и т.д. мы обычно употребляем глаголы Группы 2:   – Вы первый раз летите в Москву? – Нет, я часто летаю в Москву. (В самолете.)   – Куда вы едете? – Я еду в центр. Я езжу в центр каждую субботу. (В метро.) – Куда вы ведёте сына, в детский сад? – Нет, он уже ходит в школу. Сегодня я веду его, но обычно бабушка водит. (На улице.)   •    В прошедшем времени глаголы Группы 2 имеют значение «был»: был (была, были) где? = ходил, ездил и т.д. куда?   Вчера мы были в музее. = Вчера мы ходили в музей. Он уже был в Москве. = Он уже ездил в Москву. Где вы были в субботу? – Я ходил к другу. Обратите внимание, что глагол идти в прошедшем времени имеет форму шёл(шла, шли)  и он имеет значение «находился в движении, был в пути):  Вчера я ходил(=был) к другу. Он живёт недалеко, поэтому я шел( =находился в движении) пешком.  Вчера мы ходили в музей. Когда мы шли в музей, Антон купил мороженое.   Упражнение 4 Скажите, пожалуйста:   1. Вы часто ходите в кино?  2. Куда вы ходите каждый день?  3. Куда обычно ездит ваша семья летом?  4. В субботу вы ходили в кино?  5. Вы уже ездили в центр Москвы?  6. Ваши друзья ездили в Петербург?  7. В каникулы вы ездили на родину?  8. В прошлом году ваша семья ездила на море?  9. Как часто вы ходите (ездите) в магазин?  10. Ваш друг (ваша подруга) часто ездит к бабушке?  11. Куда вы обычно ходите (ездите) в субботу или в воскресенье?  12. Вы любите ходить в гости?  13. К кому вы любите ходить в гости?  14. На прошлой неделе вы ходили к врачу? 15. Когда вы купили воду – когда шли на урок или когда ходили на урок? 16.Когда вы купили продукты – когда ходили в магазин или когда шли в магазин?   •    Прежде чем перейти к разделу «Глаголы движения с приставками», еще раз напоминаем, что данный курс не охватывает всю эту обширную тему. Мы представляем лексико-грамматические конструкции, необходимые для начального этапа овладения языком. Материал по этой теме в любом учебнике отрабатывается постепенно, на коммуникативных ситуациях.   ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ С ПРИСТАВКАМИ   ПО- = начать движение, сообщение о своих будущих планах: Пойти, поехать, полететь, поплыть, побежать, понести, повести, повезти – движение в одном направлении: В 8 часов утра муж пошёл на работу, сын пошёл в школу, а жена поехала в магазин. На следующей неделе я поеду в Петербург. Моя дочь тоже хочет поехать со мной.   Упражнение 5 Скажите, пожалуйста:   1. Когда вы сегодня утром пошли (поехали) на урок (на работу, в университет)?  2. Куда вы поехали вчера после занятий?  3. Куда вы поедете сегодня после урока?  4. В субботу вы пойдёте на дискотеку?  5. Завтра вы поедете в Кремль?  6. Куда вы поедете летом?  7. Куда хотят поехать ваши друзья летом?  8. Летом домой вы поедете на поезде или полетите на самолёте?   ПО- Для глаголов Группы 2 эта приставка дает значение кратковременности движения: походить, поездить по…(полетать, побегать, поносить, поводить и т.д.). Например: Завтра утром мне надо походить по магазинам и купить подарки к Рождеству. В воскресенье мы поездили по городу, посмотрели много интересного.   Упражнение 6 Прочитайте предложения, проанализируйте ситуации с преподавателем:   1. Если вы устали сидеть за компьютером, надо немного походить.  2. Как я хочу поездить по свету, посмотреть разные страны!  3. В субботу мы ездили в центр. Сначала походили по магазинам, потом пошли в ресторан: пообедали, а потом поехали домой.  4. У моего друга есть машина, и он хочет повозить меня летом по маленьким русским городам.  5. В воскресенье наша группа ходила в Третьяковскую галерею. Мы долго ходили по музею, смотрели прекрасные картины. Я хочу поехать туда ещё раз, походить по залам современных художников.  6. Летом я поеду в Петербург: мой друг хочет поводить меня по городу, показать самые интересные места.   ПРИ-  Для глаголов Группы 1 имеет значения: а) появиться в данном месте и остаться там; б) вернуться. Для Группы 2 – а) появляться в указанном месте, но в настоящее время отсутствовать там; б) возвращаться: прийти, приехать, приходить, приезжать и т.д. Сегодня Катя пришла домой в 5 часов, но обычно она приходит в 7. Каждый год моя сестра приезжает в Москву, но в этом году она не приедет.   Упражнение 7 Прочитайте предложения и проанализируйте ситуации с преподавателем.   1. – Сегодня все студенты на уроке? – Нет, Антон не пришёл, потому что он болен. Но завтра он придёт.  2. Каждый год в наш город приезжают туристы.  3. Антон ждал Катю весь вечер, но она не приехала.  4. Отец всегда приезжает с работы в 6 часов, но сегодня он приедет в 8, потому что очень занят.  5. В прошлом году друзья приезжали ко мне в Москву, а в этом году я поеду к ним в Петербург. Когда я приеду в Петербург, мы пойдём в Эрмитаж.  6. Вчера к нам приехала бабушка. Она приезжает к нам каждый год и всегда привозит подарки.  7. Я не люблю опаздывать, прихожу на урок вовремя. Сегодня я принёс на урок фотографии своей семьи.   У-  Глаголы с этой приставкой имеют значение покинуть/покидать данное место надолго (субъект далеко и в ближайшее время не вернётся): уйти, уехать, уходить, уезжать и т.д. Я хотел поговорить с директором, но он уже уехал домой. Каждое лето мы уезжаем из Москвы на дачу.   Упражнение 8 Прочитайте предложения и проанализируйте ситуации с преподавателем. 1. На первом уроке Антон был (=он приходил на урок). А потом он ушёл домой, потому что у него болела голова.  2. Утром я позвонил другу, но его мама сказала, что он уже уехал.  3. В России осенью птицы улетают на юг, а весной они прилетают обратно.  4. Вчера мои друзья уехали на родину: Я не увижу их 2 месяца.  5. Обычно взрослые дети не хотят жить вместе с родителями, хотят уехать от них.  6. Мы опоздали на самолёт – он улетел без нас!  7. Сегодня после урока мой друг случайно унёс домой мой учебник.   В-  Глаголы с этой приставкой имеют значение закончить/заканчивать движение и находиться недалеко от двери внутри объекта движения. Обычно учащиеся механически усваивают слова и конструкции типа «Вход. Не входить! Нет входа. Можно войти?»: войти, въехать, входить, въезжать и т.д. Катя вошла в комнату и включила свет. Можно войти? – Пожалуйста. Посмотри, машина папы въезжает во двор.   ВЫ-  противоположное префиксу в- значение: покинуть/покидать объект, находясь недалеко от него. Учащиеся уже знают слова и фразы «Выход. Выход в город. Можно выйти?»: выйти, выехать, выходить, выезжать и т.д. Катя вышла из комнаты и закрыла дверь. Можно выйти? – Да, конечно. Каждые выходные москвичи выезжают на дачу.   •    Обычно на уроке преподаватель проигрывает ситуацию «В классе нет студента» с вариантами ответа на один вопрос «Где студент?». 1.    Он не пришёл (он не появился на уроке). 2.    Он вышел (он был в классе, но сейчас он находится недалеко – в туалете, в буфете). 3.    Он ушёл (он был на уроке, но сегодня уже не вернётся).   Упражнение 9 Прочитайте предложения и проанализируйте ситуации с преподавателем.   1. Преподаватель вошёл в класс и поздоровался со студентами.  2. «Урок окончен. До свидания!» – сказал преподаватель и вышел из класса.  3. Птица влетела в открытое окно, но через минуту вылетела из комнаты.  4. Я обычно знаю, как прошёл день в школе для моей дочери: если она выбегает из школы – она получила хорошие отметки, а если она медленно выходит и не смотрит на меня – значит, отметки плохие.  5. Каждое лето мы вывозим детей на дачу.    •    Желательно дать учащимся некоторые конструкции речевого этикета:   Можно (=разрешите) войти/выйти? – просьба. Войдите! Входите! – приглашение (в кабинет врача, директора и т.д.). Вы выходите на следующей? На какой остановке надо выйти, чтобы попасть на Красную площадь?   ПОД- Глаголы с этой приставкой имеют значение приблизиться(приближаться). Следует обратить внимание, что объект направления выражается существительным только в дательном падеже с предлогом к: подойти, подъехать, подходить, подъезжать к кому?/к чему? Мы подошли к кассе и купили билеты. Сколько нам ещё ехать? – Недолго. Смотри, мы уже подъезжаем к Москве. В парке мы увидели друзей и подошли к ним.   Упражнение 10 Прочитайте предложения и проанализируйте их с преподавателем.   1. Отец подошёл к столу и взял газету.  2. Машина подъехала к дому, и из неё вышла моя подруга.  3. В парке ко мне подбежала незнакомая собака.  4. Каждое утро я подхожу к окну и смотрю на улицу.  5. Сегодня отец подвёз меня к университету на своей машине.   ОТ-  Глаголы с этой приставкой имеют значение удалиться на небольшое расстояние от объекта: отойти, отъехать, отходить, отъезжать от кого? Девушка отошла от магазина и вспомнила, что не купила молоко. Маша, отойди от папы: ты мешаешь ему работать. Мы чуть-чуть опоздали: наш автобус уже отъезжает.   •    Следует обратить внимание, что глаголы с этой приставкой могут иметь и объект направления движения: Вы мне мешаете: отойдите (от меня) в сторону. Здесь темно – отойдите (от стола) к окну. Здесь нельзя ставить машину – надо отъехать за угол.   Упражнение 11 Используйте глаголы движения с приставками при-, у-, в (во)-, вы-, под-, от- в зависимости  от ситуации:   1. Мы … в комнату и включили свет.  2. Сегодня к нам … дедушка из деревни.  3. Врач сказал, что летом мне нужно … из города.  4. Ты знаешь, на какой остановке нам нужно …?  5. Каждое утро я … из дома в 8 часов.  6. Мы … к остановке автобуса и увидели друга.  7. Когда мы немного… от дома, начался дождь.  8. Мы … в музей, … к кассе, купили билеты и … в первый зал.   ЗА-  Глаголы с этой приставкой имеют значение побывать недолго в каком-либо месте, направляясь в другое: зайти, заехать, заходить, заезжать и т.д. По дороге в университет Анна зашла в магазин и купила сок. Каждый вечер после работы я заезжаю к матери, завожу продукты. В таком значении на начальном этапе достаточно представить глаголы с этим префиксом. Другие значения следует давать на более позднем этапе изучения языка: А)Повернуть, находиться позади объекта движения:  На улице я увидел друга и позвал его, но он уже зашел за угол дома и не услышал меня. Летом дни длинные, т.к. солнце заходит поздно Б)Начать движение( только у глаголов группы 2): Услышав новость, брат встал и в волнении заходил по комнате. Глагол. Категория вида. ВИДЫ ГЛАГОЛОВ •    Почти все глаголы в русском языке по характеру протекания действия во времени делятся на пары: глаголы несовершенного вида (НСВ) и глаголы совершенного вида (СВ): читать – прочитать решать – решить •    Эти глаголы имеют одинаковое лексическое значение (в словаре), но отличаются формальными характеристиками (приставками, суффиксами), а также особенностями употребления в разных ситуациях: в разных контекстах они несут разную информацию. Ситуации употребления глаголов несовершенного вида (НСВ) 1) Глаголы несовершенного вида (НСВ) употребляются в ситуациях, когда действие только называется, обычно в ответе на вопрос: Что делал человек? Он читал, писал, отдыхал. Никаких других характеристик при назывании действия не дается (это общефактическое значение глаголов НСВ).   2) Глаголы НСВ употребляются в ситуациях, когда говорят о повторяющихся действиях. Очень часто при глаголах НСВ, обозначающих повторяющиеся действия, используются наречия и словосочетания, которые подчеркивают регулярность повторения действий: часто, всегда, редко, каждый день, каждый вечер…и др.. Например: Каждый день Антон читал газету. Я всегда слушаю радио по утрам.   3) Глаголы НСВ употребляются в ситуациях, когда говорится о протяженном действии, действии–процессе, в этих ситуациях часто употребляются наречия или словосочетания, отвечающие на вопрос "Сколько времени?": долго, весь вечер, два часа. – Сколько времени Юра читал рассказ? – Он читал рассказ два часа. – Он долго читал рассказ. . Ситуации употребления глаголов совершенного вида (СВ)   1) Глаголы совершенного вида (СВ) обозначают целостное, законченное действие, которое имеет определённый результат: написал письмо –перед нами готовое законченное письмо; прочитал сказку –теперь я знаю содержание сказки, могу передать его; решил задачу –я нашёл решение задачи и получил правильный ответ. Глаголы СВ обычно показывают действие, в результате которого ситуация изменилась, возникла новая ситуация.   2) Глаголы СВ употребляются также в ситуациях, когда передается однократное действие. При этом может быть указано конкретное время этого действия. Например: Каждый день я покупал газеты, сегодня утром я тоже купил газеты. Вот они. 3)В некоторых случаях глаголы СВ обозначают начало кратковременного действия: Урок закончился, и ученики зашумели, задвигались, зашумели. Обычно в Москве цветы цветут в мае, но в этом году весна ранняя, и уже в апреле деревья зазеленели, цветы зацвели.   •    Следует обратить внимание на то, что глаголы НСВ имеют три формы времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы СВ имеют только две формы: прошедшее и будущее, так как глаголы СВ обозначают законченное, завершенное действие и поэтому не могут иметь формы настоящего времени. Упражнение 1 Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление. 1.    Анна читала книгу 4 дня. Анна прочитала книгу и вернула её в библиотеку. 2.    Задача была трудная для Виктора, и он решал её целый час. Наконец он решил её. 3.    Антон учил стихотворение 30 минут. Через 30 минут он выучил стихотворение и теперь может прочитать его. 4.    Это здание строили долго. Наконец его построили. 5.    Я долго не писал и не звонил родителям, но сегодня, наконец, написал большое письмо, а завтра постараюсь позвонить. Упражнение 2 Прочитайте предложения. Выберите из скобок глаголы нужного вида и употребите их в прошедшем времени. 1.    Вы долго занимались? – Да, я (писать – написать) сочинение 2 часа и наконец, через 2 часа, (писать – написать) его. 2.    Весь день она (готовить – приготовить) для гостей праздничный ужин. Она (готовить – приготовить) 5 национальных блюд. 3.    Анна (завтракать – позавтракать), (одеваться – одеться) и пошла на занятия в университет. 4.    – У тебя уже есть новый учебник? – Да, я (покупать – купить) его вчера в Доме книги на Арбате. •    Первое и второе упражнения носят тренировочный характер. Учащиеся осмысливают и запоминают ситуации употребления несовершенного и совершенного видов. Однако для учащихся часто бывает затруднительно употребление вида в реальных речевых ситуациях. Поэтому преподавателю обязательно следует давать им речевые и коммуникативные задания. •     Упражнение 3 Преподаватель просит описать обычный день учащихся. Например, учащийся говорит: «Я обычно встаю в 8 часов. В 9 часов я завтракаю. В 9 часов 30 минут я иду в университет». Потом учащиеся рассказывают, что они делали вчера утром: «Вчера я встал в 8 часов. В 9 часов я позавтракал. В 9 часов 30 минут я пошёл в университет». . Способы образования глаголов  СВ   1) Глаголы СВ образуются при помощи приставок от формы глагола НСВ: читать – прочитать, делать - сделать. •    Обратите внимание, что глаголы с приставками сохраняют то же лексическое значение, но обозначают законченное результативное действие, изменение ситуации или возникновении новой. 2)Глаголы НСВ и СВ могут иметь разные суффиксы (-а-/-и-; -ыв-/ -а-): решать – решить, показывать – показать. 3) Глаголы НСВ и СВ представляют собой разные слова, которые нужно запомнить: говорить – сказать, брать – взять, покупать - купить. •    Особое внимание необходимо уделить формам глаголов, так как большинство ошибок учащихся возникает не от непонимания ситуаций использования несовершенного и совершенного вида, а от незнания форм глаголов. Преподаватель может порекомендовать учащимся завести тетрадь, куда они будут записывать глагольные формы. Например, таким образом: Давать – дать что? (П4), кому? (П3)   Давать (НСВ) (настоящее время) Я даю Ты даёшь Он даёт Мы даём Вы даёте Они дают    Дать (СВ) (будущее время) Я дам Ты дашь Он даст Мы дадим Вы дадите Они дадут Повелительное наклонение Давай! Давайте!    Повелительное наклонение Дай! Дайте! Прошедшее время Он давал Она давала Оно давало Они давали    Прошедшее время Он дал Она дала Оно дало Они дали Глагол. Категория времени НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЕДШЕЕ И БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА •    В русском языке существует три времени глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Об образовании форм настоящего времени подробно говорилось в лекции №6. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА •    Форма прошедшего времени образуется от инфинитива глагола. зна-ть он знал она знала оно знало они знали •    Формы глагола в прошедшем времени координируются с субъектом в роде и числе и не координируются с ним в лице, как в настоящем времени. Глаголы с частицей –ся на конце сохраняют эту частицу в форме прошедшего времени в мужском роде. В женском и среднем роде и во множественном числе частица –ся меняется на –сь. учи-ть-ся он учился она училась (оно училось) они учились •    Если задается вопрос к субъекту (подлежащему), то с вопросом кто? используется только глагол в форме прошедшего времени мужского рода. Кто знал? – Иван знал. Анна знала. Мы знали… Кто учился там?- Мои родители учились. Мама училась… •    В предложении, сообщающем о времени или месте действия, в настоящем времени отсутствует глагол–связка, а в прошедшем времени употребляется глагол быть в форме был, была, было, были. Например, преподаватель тут - преподаватель был тут.   Упражнение 1 Преподаватель задает вопросы "Что вы делали вчера (в воскресенье, вчера вечером, сегодня утром)?". Затем учащиеся задают аналогичные вопросы друг другу. . БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА   •    В русском языке есть две формы будущего времени: будущее сложное от глаголов несовершенного вида (НСВ) и будущее простое от глаголов совершенного вида (СВ). В том случае, когда нас интересует, что человек будет делать в будущем, мы задаем вопрос "Что вы будете делать? что он будет делать?". В ответных репликах используются глаголы НСВ в инфинитивной форме и вспомогательный глагол быть, который спрягается и координируется с субъектом в лице и числе. Будущее сложное употребляется в следующих ситуациях: 1.    Когда нас интересует только название будущего действия (общефактическое значение глаголов НСВ): Завтра я не буду гулять, не буду отдыхать, а буду готовить обед. Чем будешь заниматься вечером?- Буду делать домашнее задание. •    Обратите внимание, что вспомогательный глагол буду может объединять два глагола, т.е. он может не повторяться перед каждым глаголом: Завтра я не буду гулять и отдыхать, а буду готовить обед. 2.    Когда действие в будущем будет повторяться, при этом могут использоваться наречия, показывающие регулярность повторения действия: каждый день, каждый вечер, часто всегда, иногда и другие. Каждый день буду заниматься, иногда буду отдыхать и гулять в парке. 3.    Когда мы говорим о действии-процессе в будущем. О временной протяжённости действия свидетельствует наречие времени (долго) и словосочетании, отвечающие на вопрос "Сколько времени?", - час, весь день и т.д: Мы недолго будем гулять, потому что холодно. •    Если предложение строится по модели когда? где? что? (название события, факта, состояния) и в настоящем времени глагол-связка отсутствует, то в будущем времени глагол быть обязательно присутствует в форме будет или будут: Сегодня лекция. Завтра будет лекция. В четверг будут семинары. Сегодня холодно. Завтра тоже будет холодно. •    От глаголов совершенного вида (СВ) образуется простая форма будущего времени, глаголы СВ в будущем времени спрягаются по типу I или II спряжения в зависимости от инфинитива глагола. прочита-ть  я прочитаю ты прочитаешь он прочитает и т.д. выуч-ить  я выучу ты выучишь он выучит и т.д. •    Форма простого будущего используется в том случае, если человек думает, что действие будет закончено в будущем: Завтра я прочитаю эту книгу.  •    Так как существует две формы будущего времени от глаголов несовершенного вида и глаголов совершенного вида, учащиеся начинают изучать будущее время после того, как познакомились с видом глаголов в прошедшем времени. Преподаватель напоминает учащимся о ситуациях употребления НСВ и СВ в прошедшем времени, а учащиеся переносят эти ситуации в контекст будущего.   Упражнение 2 Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление. Определите, в каких примерах глаголы НСВ указывают 1) на процесс действия, 2) на повторяемость действия, 3) на факт действия в будущем, 4) на побуждение к началу действия и глаголы СВ - на осуществление действия в будущем.   1.    Всё лето Антон будет готовиться к поступлению в университет. 2.    На подготовительном факультете студенты будут изучать русский язык 10 месяцев. 3.    Когда Джон уезжал в Москву, он обещал родителям, что будет звонить им каждую неделю. 4.    Марта купила абонемент в консерваторию, теперь по воскресеньям она будет слушать симфоническую музыку. 5.    В этом году мой старший брат будет поступать в университет на юридический факультет. Если он поступит, то отец подарит ему новый компьютер. 6.    В июне мой друг будет защищать диссертацию. 7.    Откройте учебники на 35-ой странице, сейчас мы будем читать новый текст. Когда прочитаем, сделаем 2 упражнения. 8.    Я не звонил брату две недели. Завтра обязательно позвоню. 9.    - Ты принимал сегодня лекарство? - Нет, забыл, сейчас приму.   Упражнение 3 Закончите данные высказывания, употребляя глаголы в будущем времени. 1.    Накрой на стол. Сейчас… (будем обедать). 2.    Включи радио. Сейчас… 3.    Возьми из холодильника продукты. Сейчас… 4.    Принеси чемодан. Сейчас… 5.    Возьмите словари. Сейчас… 6.    Включи телевизор. Сейчас… Слова для справок: слушать, готовить, укладывать, переводить, смотреть.   Упражнение 4 Ответьте на данные вопросы, употребляя глаголы СВ в будущем времени. Образец:  - Ты уже перевел эту статью?  - Нет, завтра обязательно переведу. 1.    Ты уже составил план работы? 2.    Ты уже получил визу? 3.    Ты уже прочитал роман, который я тебе дал?  4.    Ты сдал книги в библиотеку? 5.    Ты заказал билет на самолет?
«Методические основы обучения грамматике РКИ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Ефремова Н. О.
Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot