Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования (дошкольное образование на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке)
Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который включает в себя обогащение словарного запаса, понимание обращенных слов, умение выражать собственные мысли, чувства, желания. Для каждого возраста характерная своя ведущая деятельность и своя норма речевого развития. К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам.
Психологи и логопеды выделяют три основных периода в развитии речи:
1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
3. Дошкольный (3 – 7 лет).
Они разбиваются на более мелкие этапы. В каждый из периодов ребенок – при нормальном речевом воспитании и развитии – должен овладеть определенными навыками общения, научиться конкретным вещам. К примеру, к 3-4 годам словарный запас малыша уже должен достигать 3000-4000 слов. Чем старше ребенок, тем обширнее и разнообразнее должен быть его лексический багаж, тем проще ему становится коммуницировать с окружающими. Если какой-то этап упущен, развитие остановлено (например, к трем годам ребенок все еще находится на стадии «гуления»), то норма нарушена, необходимо обратиться к специалистам за помощью.
Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:
1. Биологические.
2. Социальные.
К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.
Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.
На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.
Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать за огрехи в речи, дразнить или поправлять с раздражением. Это может вызвать замкнутость и нежелание пробовать дальше.
Роль семьи в формировании речевого запаса является ключевой. Родители изучают с ребенком стихи и песни, декламации, приучают малыша говорить с нужной скоростью, отзываются на его попытки вести беседу.
Правильному развитию речи способствуют:
• Эмоционально положительное окружение;
• Спокойствие в семье;
• Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
• Чувство защищенности в семье;
• Терпение родителей по отношению к ребенку;
• Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.
Речь относится к высшей психической функции. Она зависит от того, насколько развита центральная нервная система. Это и средство общения, и основа мышления. Уже с момента своего рождения малыш попадает в социальную среду, а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.
Известно, что дети-билингвы чуть позднее овладевают речью, а их словарный запас на каждом из языков меньше, чем у сверстников, говорящих на одном языке. Этот факт также позволяет моноязычным логопедам и психологам давать совет об исключении первого языка ребёнка из практики. Однако часто в такой диагностике не учитывается тот факт, что общая сумма слов лексикона и грамматических конструкций у такого ребенка гораздо больше.
Чаще всего именно в дошкольный период речевого развития у детей наблюдаются разнообразные фонетические нарушения: многие звуки русского языка они пропускают (не произносят совсем), переставляют, заменяют более простыми по артикуляции. Эти недостатки речи объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем развития фонематического восприятия. Вместе с тем характерным для этого периода является достаточно уверенное воспроизведение детьми интонационно-ритмических, мелодических контуров слов. Поэтому большое обучающее значение в этом возрасте приобретает песня: с её помощью можно отрепетировать верную артикуляцию или научить правильно интонировать предложение.
Ребенок в 4–5 лет стремится к контактам, его привлекает возможность использовать разные слова, поэтому он постоянно стремится узнать, что означает то или иное слово и называет предметы на разных языках. В 6 лет он активно использует оба языка в игре со сверстниками. Опыт, который ребенок приобрел, пользуясь одним языком, как правило, отличается от опыта, приобретенного при использовании другого языка. Чаще всего ребенок предпочитает использовать разные языки в разных ситуациях. Например, в ситуациях, связанных с обучением, с техническими аспектами знаний, предпочтение будет отдаваться языку школы, то есть языку страны проживания, а в ситуациях эмоциональных, связанных с проявлением чувств и эмоций — другому. Эмоции, связанные с одним языком, тоже будут отличаться от эмоций, связанных с другим. Очень важно давать позитивную оценку билингвизму ребенка, чтобы владение двумя языками воспринималось им как нужное и положительное качество.
В устной речи дети часто смешивают слова-названия предметов (например, русские существительные) и названия действий из другого языка (например, английские или итальянские глаголы). Это связано с этапами становления речи: русские существительные были дифференцированы раньше, а с точными глаголами дети познакомились уже в школе на языке социализации. Достаточно часто дети неправильно интонируют русское предложение или допускают «заглатывание» окончание при произнесении. Это нужно системно исправлять в речи детей-билингвов. Моменты отдельного методического внимания к окончанию слова будут подробно объяснены далее.
Наблюдения показывают, что любые дети, тем более дети-билингвы не сразу овладевают правильным воспроизведением знаков языка: одни средства языка усваиваются раньше, другие позже. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком. В дошкольный период обучения особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:
а) имитация (воспроизведение) речи окружающих (значит, и русская речь, и иная речь должны присутствовать постоянно, желательно в системе «один родитель — один язык»);
б) сформированность системы функциональных (психофизиологических) механизмов, обеспечивающих осуществление речи (нужно убедиться в том, что у ребёнка нет логопедических проблем, а если они есть, принять меры для их устранения);
в) условия, в которых находится ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение с взрослыми).
Развитие детской речи. Онтолингвистический подход
Информационные процессы в современном мире привели к коренным социальным изменениям, поэтому в современной науке значительное внимание стало уделяться феномену мультилингвизма. Наряду с информационной революцией, человечество стало свидетелем языковой революции, в основе которой лежат социально-коммуникативные процессы билингвизма. Ответственность за сохранение и развитие многоязычия сегодня несут не только международные организации и государства, но и образовательные учреждения. Именно это доказывает факт возникновения русских школ дополнительного образования во всём мире. В спонтанно сложившейся системе билингвального образования, где русская школа по сути восполняет второй языковой компоненет в интеллектуальном становлении ребёнка на одном из родных языков, огромное значение приобретает изучение речевой способности ребёнка, онтогенеза детской речи. Речевой онтогенез — совокупность речевых преобразований, претерпеваемых языковой личностью.
Известно, что когда ребёнок овладевает двумя языками в возрасте до трех лет, он проходит две стадии: сначала смешивает 2 языка, потом начинает отделять их друг от друга. Уже около 3 лет ребенок начинает четко отделять один язык от другого, хотя многие дети в конце третьего года жизни, а некоторые только в 4 года, перестают смешивать языки. Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является также постепенное усвоение ими грамматических категорий. Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется предложениями без соответствующего грамматического оформления составляющих их слов и словосочетаний: Мама, дай кука («Мама, дай куклу»); Ваня нет тина («У Вани нет машины»). При нормальном речевом развитии этот период длится от нескольких месяцев до полугода. Однако если билингвы задерживались на этом этапе, потому что одновременно с русским синтетическим языком флективного типа используют и другой, например, аналитический язык, предполагающий иную грамматическую логику, необходимо применять дополнительные меры: утрировать формы падежных окончаний (повторять много раз: Мы читаем книгу; Интересная книга; В книге много картинок… и пр.).
Один из известных исследователей детского возраста Н.С. Жукова отмечает, что «качественный скачок в развитии речи ребенка происходит с момента появления у него возможности правильно строить несложные предложения и изменять слова по падежам, числам, лицам и временам». Наши наблюдения доказывают, что дети-билингвы уже к 5 годам могут в полной мере общаться между собой и окружающими, используя в своей русской речи структуру простого распространенного предложения, а также некоторые сложные предложения с союзами и, а, но, потому что, чтобы, если, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории. Уже в этом возрасте можно начинать работу.
Фонематическое восприятие — это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Именно поэтому на дошкольном и букварном этапе обучения ребёнка-билингва большое внимание необходимо оказывать формированию звуко-буквенных соответствий и в целом звуковому моделированию. Фонематический слух — это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он важен для билингва и его развитию нужно посвятить многие уроки на дошкольном этапе: музыки, гармонии и даже изо. Фонематический слух является частью физиологического слуха, потому что тоже направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Различие Фонематический слух осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов и обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др. Речевой слух является стимулом формирования правильного произношения. Мы глубоко убеждены в том, что несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих
Формирование речевого внимания, фонематического слуха, навыков беглого чтения и функциональное освоение грамматических и орфографических правил — вот задачи начального этапа обучения русскому языку. И они тесно связаны с общими учебными умениями детей.
Известно, что онтолингвистика — область психолингвистики, которая занимается становлением и развитием языка. Сам термин «онтогенез» введён немецким биологом Геккелем в 1866 г., однако в России отнолингвистикой(изучением детской речи) серьезно интересовался петербургский психоневрологический институт ещё в начале ХХ века. В 1997 году Цейтлин С.Н. вводит в научное обращение термин «онтолингвистика», который имеет международный аналог — «детская психолингвистика».
Итак, «онтолингвистика — раздел лингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь: формирование речевой способности ребёнка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и дальнейшие возрастные изменения в языке индивида» ". Известно, что у ребёнка-билингва отмечаются особенности в становлении речи на обоих языках. Изучением этого процесса сегодня занимается онтобилингвология.
В основе возрастной психолингвистики закономерен серьёзный психологический фундамент. В первую очередь — это работы Л.С. Выготского и его учеников. Концепция формирования речи ребенка особенно полно представлена в книге «Мышление и речь». Сегодня предложено немало теоретических гипотез для объяснения процесса развития грамматики в когнитивной сфере ребенка. Спектр гипотез разнообразен: нативистское объяснение Н. Хомского, конструктивистское Ж. Пиаже, когнитивистское А.Н. Гвоздева, Д. Слобина, Дж. Брунера.
Как отмечают практически все психолингвисты, «наследственная программа онтогенеза», заложенная в ребёнке, реализуется на этапе формирования грамматики, т.е. в возрасте 3–7 лет. Её действие направлено на осуществление аналитических и синтезирующих операций в отношении усваиваемого вербального материала, формирования грамматических структур и стереотипов. В аспекте лингводидактики, а именно — в выборе средств и методов становления, обогащения и развития детской речи в дошкольном и школьном возрасте, — вслед за С.Н. Цейтлин мы выделяем следующие составляющие: конструктивизм, коммуникативность, когнитивистика и обязательно отмечаем социализацию, подразумевая под ней социокультурный диалог.
Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет
Этот этап в жизни ребенка писатель Корней Чуковский называл периодом «гениальной лингвистической одаренности». В это время малыши занимаются своеобразным творчеством: они придумывают собственные слова и названия, целые конструкции, рифмуют, сочиняют, создают понятия, известные только им самим. Чем характеризуется этот возраст для речи:
• В словарном запасе уже 1500–2000 слов. Нормой является некоторое искажение труднопроизносимых слов, перестановка слогов местами.
• Предложения строятся из трех-четырех слов, в 4 года может произносить распространенные предложения.
• Используются сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции, однородные члены.
• Активно используют прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
• Гласные уже может произносить, не делая их мягкими. Фонетические ошибки еще норма. Например, шипящие заменяются свистящими. Возникают сложности с буквами «л» и «р».
• Речь, в основном, не очень связная, присутствуют отдельные описательные элементы («Это кошка. Она пьет. Она мягкая.»).
• Легко запоминают и повторяют наизусть стихи, потешки, песни.
• Приходит понимание ритма, громкости речи. Но малыши еще не в силах их самостоятельно регулировать.
• Умеют рассуждать и делать выводы.
• Называют свое имя, фамилию, отчество, имена родных и близких.
• Обобщает предметы в группы, определяет признаки предметов (чай горячий, мед вусный) и действия (мама спит, папа пришел).
Нормы речевого развития от 4 до 5 лет
В четыре года язык ребенка разнообразен и точен, эмоционально ярок. Он задает вопросы, с удовольствием готов читать и слушать. А также:
• Словарный запас состоит из 2500-3000 слов.
• Точно называет предметы и их качества.
• Придумывает собственные слова и даже стихи.
• В речи много прилагательных, предлогов.
• Становится больше личных местоимений
• Ребенок может составить логически верное высказывание из нескольких предложений.
• Происходит овладение монологической речью и пересказом.
• Умеет внятно и красочно описать предмет, картинку, игрушку.
• Почти все звуки произносятся правильно (могут быть исключения с «Л» и «Р», они формируются дольше всех).
• Умеет снижать громкость звука, говорить шепотом.
• Говорит не быстро.
• Использует выразительную интонацию для чтения стихов.
Нормы речевого развития детей 5 – 7 лет
К шести годам ребенок уже свободно может говорить с ровесниками и со взрослыми. В идеале к семи годам он готов к освоению школьной программы и не испытывает трудностей в общении. Чем характеризуется этот период:
• Появляется много собирательных существительных, прилагательных, обозначающих состояния, абстрактные понятия.
• Умеет пользоваться обобщающими понятиями («Транспорт» – это и самолет, и автобус, и машина).
• Знает и различает времена года, растения, животных, ягоды, грибы, птиц, рыб и пр.
• Знает, где право, лево; сколько времени.
• Употребляет названия дней недели, суток, месяцев.
• Знает название страны, столицы.
• Оперирует географическими понятиями.
• Знает правила движения пешеходов.
• Склоняет существительные по числам и падежам.
• Умеет согласовать существительные с числительными, а прилагательные с существительными.
• Верно использует все части речи
• Речь связная, способен пересказывать сказку или рассказ.
Возраст ребенка в месяцах/годах
Речевые навыки
18/1,5
Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2
Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3
Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4
Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5
Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
72/6
Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная артикуляция всех звуков.
84/7
Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие логического мышления