Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Речь

  • 👀 518 просмотров
  • 📌 503 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Речь» pptx
Речь Выполнила: студентка 1 курса Петрова Мария Ивановна Речь и речевая деятельност ь Речевая деятельност ь • Под речевой деятельност ью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. • Более узко под речевой деятельност ью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве "стимула-средства" (Л.С. Выготский), т.е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели. Язы к и речь • Язык представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме. Функции язы ка: является средством общения Является средством накопления , передачи и усвоения общественно-исторического опыта орудие интеллектуальной деятельности и в целом функционирования основных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения. Функции язы ка язык дает возможность субъекту общения оказывать прямое или косвенное воздействие на поведение и деятельность собеседника язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений посредством языка человек осуществляет любую осознанную психическую деятельность Функции речи • Сигниф икат ивная (или номинат ивная) - функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. • Обобщение - заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. • Коммуникат ивная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Внешняя речь Диалогическая речь Монологическая речь Внешняя речь Уст ная речь Письменная речь Внут ренняя речь • Интериоризация - перевод внешней речи во внутреннюю. • Экстериоризация - переход от внутренней речи к внешней. Типы внутренней речи внутреннее проговаривани е собственно речь внутренняя внутреннее программирование Сущест вуют и т акие виды речи, как: Механизм порож дения и понимания речи Впервые научно – обоснованную теорию порождения речи выдвинул отечественный психолог Л.С.Выготский • А.А.Леонтьев разработал целостную концепцию о структуре акта речевой деятельности, центральное место в которой занимает модель порождения речевого высказывания. Процесс порож дения речевого вы сказы вания включает пят ь эт апов: • Мотив; • Замысел; • Внутреннее программирование; • Лексико-грамматическое развертывание высказывания; • Реализация «во внешней речи». Процесс понимания речи • Начальный, самый общий уровень понимания состоит в понимании только основного предмета высказывания. • Второй уровень – уровень понимания смыслового содержания – определяется пониманием всего хода изложения мысли говорящего или пишущего. • Высший уровень определяется пониманием всего хода изложения мысли говорящего или пишущего, хода ее развития и аргументации. • В отечественной и зарубежной психолингвистике создано несколько моделей восприятия речи. Достаточно простая и компактная модель разработана Л.С.Цветковой. Автор полагает, что процесс восприятия имеет три взаимодействующих уровня его структурной организации: сенсомоторный сенсомоторный лингвистически й психологическ ий Логическая последовательност ь восприят ия речевого сообщения: • Понимание • Понимание • Понимание • Понимание слов. фразы. целого речевого сообщения. подтекста (внутреннего смысла). Понимание смы сла речи характеризуется различной глубиной: 1. Начальный уровень понимания – понимание только основного предмета высказывания – того, О ЧЕМ идет речь. 2. Второй уровень – уровень понимания смыслового содержания – понимание не только того, о чем говорилось, но и того, ЧТО было сказано. 3. Высший уровень – понимание не только того, о чем и что было сказано, но самое главное – ЗАЧЕМ это говорилось и КАКИМИ языковыми средствами Развит ие речи в онтогенезе Имеет две основны е ст адии: • Первая - это стадия научения, когда ребенок овладевает речью в процессе общения; • Вторая стадия - обучение письменной речи. Онтогенез – это весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления. Эт апы развит ия речи в онтогенезе: • 1-й — подготовительный — до одного года; • 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет; • 3-й — дошкольный — до 7 лет; • 4-й — школьный. Первы й эт ап — подготовительны й (от рождения до 1 года) • В это время происходит подготовка к овладению речью. Второй эт ап — преддошкольны й (от одного года до 3 лет). • В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Трет ий эт ап — дошкольны й (от 3 до 7 лет). • На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Чет верт ы й эт ап — школьны й (от 7 до 17 лет). • Главная особенность развития речи у детей на данном этапе — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. • Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Спасибо за внимание!
«Речь» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 138 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot