Речь
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Речь
Выполнила: студентка 1 курса
Петрова Мария Ивановна
Речь и речевая
деятельност ь
Речевая деятельност ь
• Под речевой деятельност ью следует понимать
деятельность (поведение) человека, в той или иной мере
опосредованную знаками языка.
• Более узко под речевой деятельност ью следует
понимать такую деятельность, в которой языковый знак
выступает в качестве "стимула-средства" (Л.С. Выготский),
т.е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем
речевое высказывание и используем его для достижения
некоторой заранее поставленной цели.
Язы к и речь
• Язык представляет собой систему знаков,
передающих информацию как в устной, так и
в письменной форме.
Функции язы ка:
является средством общения
Является средством накопления , передачи и
усвоения общественно-исторического опыта
орудие интеллектуальной деятельности и в целом функционирования основных
психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения.
Функции язы ка
язык дает возможность субъекту общения оказывать прямое или косвенное воздействие на
поведение и деятельность собеседника
язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и
явлений
посредством языка человек осуществляет любую осознанную психическую деятельность
Функции речи
• Сигниф икат ивная (или номинат ивная)
- функция «называния», сущность ее
заключается в том, чтобы давать названия,
обозначать
объекты
как
окружающей
действительности,
так
и
внутренних
процессов, присущих человеку.
• Обобщение - заключается в выделении
существенных
признаков
предметов
и
объединении их в группы, поскольку слово
обозначает не только отдельный, данный
предмет, но целую группу сходных предметов
и всегда является носителем их существенных
признаков.
• Коммуникат ивная функция обеспечивает
передачу знаний, отношений, чувств и
соответственно делится на информационную,
волеизъявляющую и экспрессивную.
Внешняя речь
Диалогическая речь
Монологическая речь
Внешняя речь
Уст ная речь
Письменная речь
Внут ренняя речь
• Интериоризация - перевод внешней речи во
внутреннюю.
• Экстериоризация - переход от внутренней речи
к внешней.
Типы внутренней речи
внутреннее
проговаривани
е
собственно
речь
внутренняя
внутреннее
программирование
Сущест вуют и т акие виды речи,
как:
Механизм порож дения и
понимания речи
Впервые научно –
обоснованную теорию
порождения речи
выдвинул
отечественный психолог
Л.С.Выготский
• А.А.Леонтьев
разработал целостную
концепцию о структуре
акта речевой
деятельности,
центральное место в
которой занимает
модель порождения
речевого высказывания.
Процесс порож дения речевого
вы сказы вания включает пят ь
эт апов:
• Мотив;
• Замысел;
• Внутреннее программирование;
• Лексико-грамматическое развертывание
высказывания;
• Реализация «во внешней речи».
Процесс понимания речи
• Начальный, самый общий уровень понимания
состоит в понимании только основного предмета
высказывания.
• Второй уровень – уровень понимания смыслового
содержания – определяется пониманием всего хода
изложения мысли говорящего или пишущего.
• Высший уровень определяется пониманием всего
хода изложения мысли говорящего или пишущего,
хода ее развития и аргументации.
• В отечественной и
зарубежной
психолингвистике
создано несколько
моделей восприятия
речи. Достаточно
простая и компактная
модель разработана
Л.С.Цветковой.
Автор полагает, что процесс восприятия
имеет три взаимодействующих уровня его
структурной организации:
сенсомоторный
сенсомоторный
лингвистически
й
психологическ
ий
Логическая последовательност ь
восприят ия речевого
сообщения:
• Понимание
• Понимание
• Понимание
• Понимание
слов.
фразы.
целого речевого сообщения.
подтекста (внутреннего смысла).
Понимание смы сла речи характеризуется
различной глубиной:
1. Начальный уровень понимания – понимание
только основного предмета высказывания – того,
О ЧЕМ идет речь.
2. Второй
уровень
–
уровень
понимания
смыслового содержания – понимание не только
того, о чем говорилось, но и того, ЧТО было
сказано.
3. Высший уровень – понимание не только того, о
чем и что было сказано, но самое главное – ЗАЧЕМ
это говорилось и КАКИМИ языковыми средствами
Развит ие речи в онтогенезе
Имеет две основны е ст адии:
• Первая - это стадия научения, когда ребенок
овладевает речью в процессе общения;
• Вторая стадия - обучение письменной речи.
Онтогенез – это
весь период формирования речи человека, от первых
его речевых актов до того совершенного состояния,
при котором родной язык становится полноценным
орудием общения и мышления.
Эт апы развит ия речи в
онтогенезе:
• 1-й — подготовительный — до одного года;
• 2-й — преддошкольный этап первоначального
овладения языком — до 3 лет;
• 3-й — дошкольный — до 7 лет;
• 4-й — школьный.
Первы й эт ап —
подготовительны й (от рождения до
1 года)
• В это время происходит
подготовка к овладению
речью.
Второй эт ап — преддошкольны й (от одного года до 3
лет).
• В это время у ребенка
появляется особое
внимание к артикуляции
окружающих.
Трет ий эт ап — дошкольны й (от 3
до 7 лет).
• На протяжении периода от
3 до 7 лет у ребенка все
более развивается навык
слухового контроля за
собственным
произношением, умение
исправлять его в некоторых
возможных случаях. В этот
период продолжается
быстрое увеличение
словарного запаса.
Чет верт ы й эт ап — школьны й (от 7 до 17 лет).
• Главная особенность развития
речи у детей на данном этапе —
это ее сознательное усвоение.
Дети овладевают звуковым
анализом, усваивают
грамматические правила
построения высказываний.
• Ведущая роль при этом
принадлежит новому виду речи
— письменной речи.
Спасибо за
внимание!