Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ИСТОРИЯ
ПСИХОЛОГИИ
Развитие психологии в
России в ХХ веке
ПЛАН
Российская психология в конце XIXначале ХХ вв.
II. Перестройка психологии после
Октябрьской революции 1917 г.
Психология и марксизм
III. Развитие психологии в советский
период: основные проблемы и
научные школы
IV. Тенденции развития отечественной
психологии в СССР и России
I.
ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ Ψ в
России в конце XIX – начале ХХ вв.
Естественно научная линия (И.М.
Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев,
Н.Н. Ланге и др.)
Эмпирическая (интроспективная)
линия – Г.И. Челпанов и его
последователи
Философская линия (Вл. Соловьев, С.
Франк, Г.Г. Шпет, Н.Я. Грот, Н.Бердяев и
др.), также включала идеи религиозной
психологии
ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНАЯ Ψ
Владимир
Михайлович
Бехтерев
(1857-1927)
Иван Михайлович
Сеченов (1829-1905)
Иван Петрович
Павлов (1849-1936)
Нобелевский
лауреат по
физиологии (1904)
Георгий Иванович Челпанов
(1862–1936)
Создатель и первый директор первого Психологического
института в России (имени Л.Г.Щукиной). Создан по образцу
Вундтовского при Московском университете. Открыт в 1912 г.,
официальное открытие – 1914 г. В этом же году организовал
журнал «Психологическое обозрение».
Г.И.Челпанов среди членов
Психологического института (1914)
Г.И.Челпанов сидит в центре. Слева – К.Н.Корнилов,
справа – Н.Н.Ладыгигна-Котц, во втором ряду,
четвертый слева – А.А.Смирнов, шестой –
С.В.Кравков, седьмой – А.Ф.Лосев.
ФИЛОСОФСКАЯ ЛИНИЯ Ψ
Владимир
Сергеевич
Соловьев
(1853-1900)
Семен
Людвигович
Франк
(1877–1950)
Густав
Густавович
Шпет
(1879 – 1937)
Ψ в России после Октябрьской
революции (1920-30-е гг.)
Большим авторитетом пользуются
И.П.Павлов (разработка концепции в.н.д.) и
В.М. Бехтерев («Объективная Ψ»,
рефлексология)
Продолжается ассимиляция опыта
зарубежной Ψ (развивается психоанализ,
интерес к гештальтпсихологии и др.)
Продолжается развитие прикладных областей
Ψ – психотехники и педологии
В 1920-е гг. начинается «марксизация и
коммунизация» всей науки, в том числе Ψ.
Дискуссии о предмете психологии и ее
соотношении с философией.
ПРИКЛАДНАЯ Ψ – РЕШЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НОВОГО
ОБЩЕСТВА
ПСИХОТЕХНИКА
И.Н.Шпильрейн (1896 -1937),
член президиума и президент
Международной
психотехнической ассоциации
1921 г. – Центральный институт
труда (ЦИТ)
1923 г. – более 13 институтов,
занятых проблемами труда,
многочисленные
психотехнические лаборатории
1927 г. – делегация на съезде
МПА в Париже
Журнал «Советская
психотехника» (закрыт в 1934г.)
ПРИКЛАДНАЯ Ψ – РЕШЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НОВОГО
ОБЩЕСТВА
Павел Петрович
Блонский
(1884-1941)
ПЕДОЛОГИЯ
1904 г. – педологические курсы для
учителей
Значительное развитие в 1920-30-е гг.:
институты и лаборатории. На
педологов были возложены
обязанности комплектования
классов, организации школьного
режима, изучение причин
неуспеваемости и разработка
мероприятий по борьбе с ними и др.
1928-32 гг. – выходит журнал
«Педология» (отв. ред. A.B.Залкинд)
Постановление ЦК ВКП(б) «О
педологических извращениях в
системе Наркомпроса» (4 июля 1936
г.)
Ψ и МАРКСИЗМ: РЕАКТОЛОГИЯ
Константин Николаевич
Корнилов (1879—1957)
В 1923-30 и 1938-41 - директор
Института психологии
14.01.1923 г. – доклад «Ψ и
марксизм»
Разрабатывал концепцию
реактологии, которую в
качестве марксистской
психологии пытался
противопоставить как
рефлексологии, так и
идеалистической эмпирической
психологии. После
«реактологической дискуссии»
1931 г. отказался от этих
взглядов на реактологию
Ψ и МАРКСИЗМ: Культурноисторическая концепция
1924 г. - Приглашен работать
Лев Семенович
Выготский
(1896-1934)
в Психологический институт
1925 г. – диссертация
«Психология искусства»
Разрабатывал «вершинную
Ψ»: Культурно-историческая
концепция развития психики
(ВПФ)
Принимал идеи марксизма
Был членом
педологического и
психоаналитического
обществ
«Круг» (школа) Выготского
Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую
в советской психологии школу, из которой вышли А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Д.Б.
Эльконин, П.И. Зинченко, Л.В. Занков и др.
Сохранение идей, прежде всего, на психологическом факультете
МГУ
Собрание сочинений опубликовано в 1984 г.
В 1970-е годы идеи Выготского (например, о зоне ближйшего
развития) стали вызывать интерес в американской психологии. В
последующее десятилетие все основные труды Выготского были
переведены на английский язык.
В настоящее время идеи популярны по всему миру, регулярно
проводятся конгрессы и конференции, посвященные идеям
Выготского
9-11 июня 2016 г. очередная Конференция имени Л.С. Выготского
прошла в Эшториле, Португалия
Советская Ψ в 1930-60-е гг.
К концу 1930-х гг. практичеки «разгромлены» педология и
психотехника. Многие психологи репрессированы.
Во время Великой отечественной войны Ψ
переориентирована на решение практических задач –
светомаскировка, адаптация, реабилитация раненых и др.
1942 г. – учебник С.Л. Рубинштейна «Основы общей Ψ»
удостоен Сталинской премии
1943 г. – сектор Ψ в АН СССР (рук. – С.Л. Рубинштейн)
1946 г. – Ψ вводится в школах
1950 г. – «Павловская сессия» - перестройка Ψ на основе
теории в.н.д.
1959 г. – 2-х томное издание «Ψ наука в СССР»
1963 г. – совещание по философским проблемам Ψ
(соотношение Ψ и теории Павлова) – разрешается
правильное отношение к Ψ
1966 г. – окрыты факультеты Ψ в МГУ и ЛГУ
ГРУЗИНСКАЯ ШКОЛА Ψ
(Ψ установки)
Дмитрий Николаевич
Узнадзе (1886-1950)
ШКОЛА НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Александр Романович
Лурия (1902-1977)
Исследовал локальные поражения
мозга. Создал теорию системной
динамической локализации
высших психических функций и
основал новую область Ψ –
Нейропсихологию.
Самый цитируемый отечественный
психолог за рубежом.
Теория деятельности:
А.Н.Леонтьев (1903-1979)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ → МОТИВ
ДЕЙСТВИЕ
→
ЦЕЛЬ
ОПЕРАЦИЯ
→ ЗАДАЧА
Теория деятельности:
С.Л.Рубинштейн ((1889—1960)
Школа дифференциальной
психофизиологии и психологии
Борис Михайлович
Теплов (1896-1965)
Владимир Дмитриевич
Небылицын (1930-1972)
Школа системных исследований
личности в РУДН
Тенденции развития психологии в
СССР
Ориентация на марксистскую философию и
противопоставление «буржуазной
психологии»
Фундаментальность, ориентация на
теоретические и методологические
принципы исследования
Оторванность от практики, отсутствие
возможности массового внедрения
результатов исследований
Создание новых направлений, школ и
теорий (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,
Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.)
Тенденции психологических
исследований в России
Отсутствие единой теоретической базы,
эклектичность
Пересмотр наследия психологии советского
периода
Потеря фундаментальности и методологической
четкости
Усиление практической направленности
Ориентация на стандарты, принятые в западной
науке
Появление новых направлений психологических
исследований: политическая, экономическая,
экологическая, организационная, этническая,
кросс-культурная психология и др.
СХЕМА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ:
от античности до наших дней
1.
2.
3.
4.
5.
Ось времени (в любой форме) – наличие и правильность 0.5 – 1
балл
Основные персоналии, школы, направления – 1 – 4 балла в
зависимости от полноты охвата;
Стрелки, передающие преемственность идей или противоречия
взглядов – наличие и правильность 0.5 – 1 балл
Условные обозначения – наличие и правильность 0.5 – 1 балл.
Поощряется творческий подход и оригинальность, если они
соответствуют содержанию и целям работы.
Схема может содержать любую другую дополнительную
информацию, при условии, что ее площадь в «бумажном» виде
не более 75 см на 75 см (файл в .pdf)
Возможна подготовка в эл.виде в виде 1 слайда PowerPoint или
использования любого графического редактора (файл в .pdf).
Защита схемы:
краткое пояснение идеи схемы, расположения оси времени,
основных элементов и т.п. – 1 балл
ответы на вопросы преподавателя и студентов по схеме (показывают
ориентацию в схеме, подчеркивают ее специфику и т.п.) – до 2
баллов