Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Развитие психологии в России в ХХ веке

  • 👀 333 просмотра
  • 📌 271 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Развитие психологии в России в ХХ веке
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Развитие психологии в России в ХХ веке» pdf
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Развитие психологии в России в ХХ веке ПЛАН Российская психология в конце XIXначале ХХ вв. II. Перестройка психологии после Октябрьской революции 1917 г. Психология и марксизм III. Развитие психологии в советский период: основные проблемы и научные школы IV. Тенденции развития отечественной психологии в СССР и России I. ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ Ψ в России в конце XIX – начале ХХ вв.  Естественно научная линия (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге и др.)  Эмпирическая (интроспективная) линия – Г.И. Челпанов и его последователи  Философская линия (Вл. Соловьев, С. Франк, Г.Г. Шпет, Н.Я. Грот, Н.Бердяев и др.), также включала идеи религиозной психологии ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНАЯ Ψ Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) Иван Петрович Павлов (1849-1936) Нобелевский лауреат по физиологии (1904) Георгий Иванович Челпанов (1862–1936) Создатель и первый директор первого Психологического института в России (имени Л.Г.Щукиной). Создан по образцу Вундтовского при Московском университете. Открыт в 1912 г., официальное открытие – 1914 г. В этом же году организовал журнал «Психологическое обозрение». Г.И.Челпанов среди членов Психологического института (1914) Г.И.Челпанов сидит в центре. Слева – К.Н.Корнилов, справа – Н.Н.Ладыгигна-Котц, во втором ряду, четвертый слева – А.А.Смирнов, шестой – С.В.Кравков, седьмой – А.Ф.Лосев. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИНИЯ Ψ Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) Семен Людвигович Франк (1877–1950) Густав Густавович Шпет (1879 – 1937) Ψ в России после Октябрьской революции (1920-30-е гг.)  Большим авторитетом пользуются И.П.Павлов (разработка концепции в.н.д.) и В.М. Бехтерев («Объективная Ψ», рефлексология)  Продолжается ассимиляция опыта зарубежной Ψ (развивается психоанализ, интерес к гештальтпсихологии и др.)  Продолжается развитие прикладных областей Ψ – психотехники и педологии  В 1920-е гг. начинается «марксизация и коммунизация» всей науки, в том числе Ψ. Дискуссии о предмете психологии и ее соотношении с философией. ПРИКЛАДНАЯ Ψ – РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НОВОГО ОБЩЕСТВА ПСИХОТЕХНИКА  И.Н.Шпильрейн (1896 -1937),     член президиума и президент Международной психотехнической ассоциации 1921 г. – Центральный институт труда (ЦИТ) 1923 г. – более 13 институтов, занятых проблемами труда, многочисленные психотехнические лаборатории 1927 г. – делегация на съезде МПА в Париже Журнал «Советская психотехника» (закрыт в 1934г.) ПРИКЛАДНАЯ Ψ – РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НОВОГО ОБЩЕСТВА Павел Петрович Блонский (1884-1941) ПЕДОЛОГИЯ 1904 г. – педологические курсы для учителей Значительное развитие в 1920-30-е гг.: институты и лаборатории. На педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школьного режима, изучение причин неуспеваемости и разработка мероприятий по борьбе с ними и др. 1928-32 гг. – выходит журнал «Педология» (отв. ред. A.B.Залкинд) Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (4 июля 1936 г.) Ψ и МАРКСИЗМ: РЕАКТОЛОГИЯ Константин Николаевич Корнилов (1879—1957) В 1923-30 и 1938-41 - директор Института психологии 14.01.1923 г. – доклад «Ψ и марксизм» Разрабатывал концепцию реактологии, которую в качестве марксистской психологии пытался противопоставить как рефлексологии, так и идеалистической эмпирической психологии. После «реактологической дискуссии» 1931 г. отказался от этих взглядов на реактологию Ψ и МАРКСИЗМ: Культурноисторическая концепция  1924 г. - Приглашен работать     Лев Семенович Выготский (1896-1934) в Психологический институт 1925 г. – диссертация «Психология искусства» Разрабатывал «вершинную Ψ»: Культурно-историческая концепция развития психики (ВПФ) Принимал идеи марксизма Был членом педологического и психоаналитического обществ «Круг» (школа) Выготского  Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую      в советской психологии школу, из которой вышли А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, Л.В. Занков и др. Сохранение идей, прежде всего, на психологическом факультете МГУ Собрание сочинений опубликовано в 1984 г. В 1970-е годы идеи Выготского (например, о зоне ближйшего развития) стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены на английский язык. В настоящее время идеи популярны по всему миру, регулярно проводятся конгрессы и конференции, посвященные идеям Выготского 9-11 июня 2016 г. очередная Конференция имени Л.С. Выготского прошла в Эшториле, Португалия Советская Ψ в 1930-60-е гг.  К концу 1930-х гг. практичеки «разгромлены» педология и         психотехника. Многие психологи репрессированы. Во время Великой отечественной войны Ψ переориентирована на решение практических задач – светомаскировка, адаптация, реабилитация раненых и др. 1942 г. – учебник С.Л. Рубинштейна «Основы общей Ψ» удостоен Сталинской премии 1943 г. – сектор Ψ в АН СССР (рук. – С.Л. Рубинштейн) 1946 г. – Ψ вводится в школах 1950 г. – «Павловская сессия» - перестройка Ψ на основе теории в.н.д. 1959 г. – 2-х томное издание «Ψ наука в СССР» 1963 г. – совещание по философским проблемам Ψ (соотношение Ψ и теории Павлова) – разрешается правильное отношение к Ψ 1966 г. – окрыты факультеты Ψ в МГУ и ЛГУ ГРУЗИНСКАЯ ШКОЛА Ψ (Ψ установки) Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) ШКОЛА НЕЙРОПСИХОЛОГИИ Александр Романович Лурия (1902-1977) Исследовал локальные поражения мозга. Создал теорию системной динамической локализации высших психических функций и основал новую область Ψ – Нейропсихологию. Самый цитируемый отечественный психолог за рубежом. Теория деятельности: А.Н.Леонтьев (1903-1979) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ → МОТИВ ДЕЙСТВИЕ → ЦЕЛЬ ОПЕРАЦИЯ → ЗАДАЧА Теория деятельности: С.Л.Рубинштейн ((1889—1960) Школа дифференциальной психофизиологии и психологии Борис Михайлович Теплов (1896-1965) Владимир Дмитриевич Небылицын (1930-1972) Школа системных исследований личности в РУДН Тенденции развития психологии в СССР  Ориентация на марксистскую философию и противопоставление «буржуазной психологии»  Фундаментальность, ориентация на теоретические и методологические принципы исследования  Оторванность от практики, отсутствие возможности массового внедрения результатов исследований  Создание новых направлений, школ и теорий (А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.) Тенденции психологических исследований в России  Отсутствие единой теоретической базы,      эклектичность Пересмотр наследия психологии советского периода Потеря фундаментальности и методологической четкости Усиление практической направленности Ориентация на стандарты, принятые в западной науке Появление новых направлений психологических исследований: политическая, экономическая, экологическая, организационная, этническая, кросс-культурная психология и др. СХЕМА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ: от античности до наших дней 1. 2. 3. 4. 5.    Ось времени (в любой форме) – наличие и правильность 0.5 – 1 балл Основные персоналии, школы, направления – 1 – 4 балла в зависимости от полноты охвата; Стрелки, передающие преемственность идей или противоречия взглядов – наличие и правильность 0.5 – 1 балл Условные обозначения – наличие и правильность 0.5 – 1 балл. Поощряется творческий подход и оригинальность, если они соответствуют содержанию и целям работы. Схема может содержать любую другую дополнительную информацию, при условии, что ее площадь в «бумажном» виде не более 75 см на 75 см (файл в .pdf) Возможна подготовка в эл.виде в виде 1 слайда PowerPoint или использования любого графического редактора (файл в .pdf). Защита схемы: краткое пояснение идеи схемы, расположения оси времени, основных элементов и т.п. – 1 балл ответы на вопросы преподавателя и студентов по схеме (показывают ориентацию в схеме, подчеркивают ее специфику и т.п.) – до 2 баллов
«Развитие психологии в России в ХХ веке» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot